Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программно-целевым методом
Во исполнение Федерального закона от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями от 07.12.2011), Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 N 537, в соответствии с Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23.12.2010 N 367-п "О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Профилактика экстремизма, гармонизация межэтнических и межкультурных отношений, укрепление толерантности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2011 - 2013 годы", органам местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры рекомендовано разработать и принять аналогичные муниципальные программы и предусмотреть в местных бюджетах средства на их реализацию.
Общество подвержено глобальным проблемам - расслоению по уровню материального достатка, обострению чувства социальной несправедливости. Век глобализации диктует еще одно требование к городской среде - толерантность. В соответствии со Стратегией социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут долгосрочная целевая программа направлена на укрепление в городе толерантной среды, способной противостоять идеям экстремизма и ксенофобии, корректной и дружелюбной к представителям различных этносов и вероисповеданий, на основе ценностей многонационального российского общества, исторически сложившихся в Югре и в Сургуте традиций совместного проживания, соблюдения прав и свобод человека, поддержания межэтнического мира и согласия.
Толерантность предполагает не только понимание и принятие того факта, что окружающий мир и населяющие его народы очень разнообразны, но и осознания, что каждый этнос уникален и неповторим. Только признание этнического и религиозного многообразия, понимание и уважение культурных особенностей, присущих представителям других народов и религий, в сочетании с демократическими ценностями гражданского общества могут содействовать созданию подлинно толерантной атмосферы жизни города. При этом ставить знак равенства между толерантностью и терпимостью к невежеству и преступности ни в коем случае нельзя. Необходимо уделять внимание правовому просвещению и совершенствованию механизмов обеспечения законности и правопорядка.
Сургут - крупнейший город Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. На территории муниципального образования проживают представители более ста этносов, концентрируются общественные и производственные отношения, создаются организации регионального масштаба. Многонациональный состав населения города и интенсификация миграционных процессов являются двумя основными факторами, акцентирующими внимание на проблеме межэтнического взаимодействия. Миграционные процессы продолжают определять вектор в формировании общественного мнения по данному вопросу. Только 13,7% опрошенных считают, что "межнациональной напряженности в нашем городе нет" (13,0% - в 2007 году, 9,1% - в 2009 году). В течение года в город прибывают до 28 тысяч иностранцев-мигрантов из стран ближнего зарубежья (доля мигрантов из стран дальнего зарубежья составляет всего 7% от общего числа). Кроме того, внутренняя миграция из региона Северного Кавказа составляет более 1100 человек в год. Прирост миграции по сравнению с 2010 годом составляет 6%, прирост миграции из Республики Дагестан - более 10%. Остается актуальной проблема нелегальной миграции. Регулирование миграционных процессов не относится к компетенции местного самоуправления, однако последствия этого процесса отражаются непосредственно на населении. Иностранными гражданами, проживающими и временно пребывающими на территории города за 2011 года совершено 193 преступления. Часто мигранты оказываются в сложных жизненных ситуациях, оставаясь без заработанных денег и возможности выехать на родину.
По результатам социологических исследований главной мерой, способной предотвратить рост национализма и национальной нетерпимости в стране, является, по мнению жителей автономного округа, применение самых жестких мер, включая уголовное преследование тех, кто проповедует национализм и национальную нетерпимость (54,8%), что еще раз подчеркивает необходимость совершенствования механизмов обеспечения законности и правопорядка в сфере межэтнических отношений.
Межэтнические конфликты представляют серьезную опасность для единства и целостности России, а продолжающаяся иммиграция может привести к возникновению локальных межэтнических конфликтов. Компактные группы иммигрантов во многих странах представляют собой достаточно инородные социокультурные образования, поскольку по достижении некоторого порогового уровня численности их ориентация на ассимиляцию сменяется стремлением к сохранению своей национальной и культурной идентичности. На территории муниципального образования это уже сегодня выражается наличием школ с преобладающим полиэтничным составом, созданием "этнических" сфер бизнеса. Усиление миграционных потоков требует выработки стратегии и создания механизмов адаптации мигрантов к базовым социокультурным ценностям, а также позитивного восприятия этих процессов коренным населением города. Необходимо принимать меры по сокращению культурной дистанции между принимающим и прибывающим населением.
Еще одной из болезненных проблем является наличие значительного числа детей мигрантов (около тысячи детей), в том числе нелегальных. Их адаптация затруднена как правовыми, так и фактическими (особенно языковыми барьерами), затрудняющими обучение в муниципальных образовательных учреждениях. Имеет место нарушение прав этих детей, их маргинализация и, как следствие, превращение в существенный потенциальный резерв правонарушений. Нельзя не учитывать опасности возможного обращения определенной части мигрантов из мусульманских регионов к этническому и религиозному фундаментализму. В процесс культурной интеграции детей мигрантов необходимо активно включать взрослых мигрантов.
Формирование толерантного сознания - не одномоментная процедура, это происходит в течение всей жизни человека, однако его основы закладываются в процессе первичной социализации (поэтому молодежь представляет собой особую социальную группу). Для решения этой задачи необходимо осуществлять мероприятия, направленные как на снижение социально-экономической напряженности, укрепление общегражданских ценностей, русской культуры и русского языка как языка межэтнического общения, так и на поддержку этнокультурной самоидентификации, как основы жизнедеятельности человека и уважительного отношения к другим культурам. Помимо пропагандирования толерантных установок необходимо воспитание в подрастающем поколении личной ответственности за уровень межкультурной компетентности, подготовка детей и подростков к межкультурной коммуникации.
Негативные процессы, происходящие в России и мире, оказывают и в дальнейшем будут оказывать влияние на межэтнические и межконфессиональные отношения на территориях. Сфера этноконфессиональных отношений чрезвычайно зависима также от позиции и активности представителей той или иной национальности и конфессии на территории муниципального образования. Большую роль играют этнические и религиозные общественные объединения. В Сургуте осуществляют деятельность 25 религиозных и 30 объединений этнической направленности. В то же время, год от года уменьшается число владеющих родными языками, носителей традиционной культуры, что наиболее ярко демонстрируется на примере коренных этносов Севера - ханты и манси. Экспертами наблюдается слабое участие российского общества в духовно-нравственном воспитании детей и молодежи, отсутствие связей между поколениями и интереса к местным социокультурным традициям со стороны молодежи.
Информационный экстремизм в настоящее время наиболее распространен. Определенное число подростков уже сегодня причисляют себя к неформальным молодежным течениям, создающим особое замкнутое пространство, базирующееся на экстремистской идеологии. Важную роль по недопущению проявлений экстремизма, разжигания расовой и религиозной вражды играют средства массовой коммуникации. Наряду с пропагандой ценностей мира и согласия в межнациональных и межконфессиональных отношениях, необходимо использование потенциала средств массовой коммуникации и СМИ для информирования общества, содействия свободному и открытому диалогу, обсуждения имеющихся проблем, преодоления индифферентности общества по отношению к группам и идеологиям, проповедующим нетерпимость.
Для содействия процессу формирования атмосферы этнокультурного взаимоуважения, основанного на принципах уважения прав и свобод человека необходимо разработать долгосрочную целевую программу, используя предпосылки и опыт работы органа местного самоуправления в области профилактики экстремизма, гармонизации межэтнических и межкультурных отношений.
Долгосрочная целевая программа "Профилактика экстремизма, гармонизация межэтнических и межкультурных отношений, укрепление толерантности в муниципальном образовании городской округ Сургут на 2012 - 2015 годы" позволит обеспечить согласованность действий различных социальных институтов семьи, образовательных учреждений, государственных и общественных структур и систематизировать методы работы в данном направлении. Комплексный подход к решению проблемы позволит существенно повысить уровень культуры и профессиональной компетентности специалистов различных служб и ведомств в вопросах этноконфессиональных отношений, этно-психологии, содержания этнокультурных ценностей, необходимых для работы в полиэтничном обществе.
Динамика изменения значений целевых показателей
Таблица 2
Наименование показателя |
Ед. измер. |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
1. Увеличение количества обучающихся в общеобразовательных учреждениях по программам (курсам) воспитания толерантности |
% |
5 |
8 |
10 |
25 |
2. Увеличение числа молодежи, принимающей участие в социально-значимых межведомственных мероприятиях (акциях, фестивалях и т.д.) для получения опыта толерантного поведения |
чел. |
20 |
20 |
20 |
0 |
3. Увеличение доли молодежи-участника мероприятий, направленных на профилактику проявлений ксенофобии и экстремизма от общей численности молодежи |
% |
4 |
6 |
8 |
10 |
4. Увеличение доли участников социально-значимых мероприятий, проводимых на базе подростковых клубов по месту жительства |
ед. |
1 |
1 |
1 |
1 |
5. Количество специалистов по работе с молодежью и работников образования, прошедших обучение принципам, методам, формам работы в области межкультурного воспитания |
чел. |
0 |
0 |
0 |
0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.