Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации Сургутского района
от 2 августа 2012 г. N 2851-нпа
(с изменениями от 16 октября, 20 ноября 2012 г.)
Постановлением Администрации Сургутского района от 20 ноября 2012 г. N 4490-нпа в паспорт настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного постановления
Паспорт ведомственной целевой программы
"Содействие развитию жилищного строительства в
Сургутском районе на 2012 - 2014 годы"
Наименование программы: |
содействие развитию жилищного строительства в Сургутском районе на 2012 - 2014 годы (далее - Программа) |
Основания для разработки Программы: |
- Жилищный кодекс Российской Федерации; - постановление Правительства ХМАО - Югры от 03.11.2010 N 285-п "О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Содействие развитию жилищного строительства на 2011 - 2013 годы и период до 2015 года"; - постановление администрации Сургутского района от 22.08.2008 N 2130 "О порядке разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ"; - распоряжение администрации Сургутского района от 30.03.2012 N 98р "О разработке ведомственной целевой программы "Содействие развитию жилищного строительства в Сургутском районе на 2012 - 2014 годы"; - решение Думы Сургутского района от 27.12.2011 N 126 "О бюджете Сургутского района на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов" |
Заказчик Программы: |
администрация Сургутского района |
Разработчик Программы: |
департамент имущественных и земельных отношений администрации Сургутского района |
Наименование отраслевого органа (субъекта бюджетного планирования) - координатор Программы: |
департамент имущественных и земельных отношений администрации Сургутского района |
Исполнители Программы: |
- департамент имущественных и земельных отношений администрации Сургутского района; - комитет архитектуры и градостроительства администрации Сургутского района; - комитет жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации Сургутского района |
Цели Программы: |
- создание условий, способствующих улучшению жилищных условий населения Сургутского района; - повышение уровня доступности жилья для населения Сургутского района |
Задачи Программы: |
- поддержка решения жилищной проблемы граждан, признанных в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий; - создание дополнительных механизмов в обеспечении жилыми помещениями граждан Российской Федерации, проживающих в помещениях, расположенных в строениях, не относящихся к жилым помещениям |
Сроки реализации Программы: |
2012 - 2014 годы |
Показатели результативности: |
- ликвидация жилых домов, непригодных для проживания; - переселение жителей Сургутского района из непригодных для проживания помещений в жилые помещения, соответствующие санитарно-техническим требованиям; - оптимизация застройки освободившихся территорий; - увеличение объемов жилищного строительства; - повышение уровня обеспеченности жильём граждан Сургутского района; - увеличение объёмов жилищного строительства; - снижение социальной напряженности в обществе |
Источники и объёмы финансирования Программы: |
общий объём финансирования мероприятий составляет 329 177 646,54 рублей, в том числе: - в 2012 году 329 177 646,54 рублей, из них: - 307 843 972,54 рублей - средства окружного бюджета; - 21 333 674,00 рублей - средства местного бюджета; - в 2013 году 0 тыс. рублей - средства окружного и местного бюджета; - в 2014 году 0 тыс. рублей - средства окружного и местного бюджета |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности: |
1. Строительство и приобретение жилых помещений с участием средств бюджета автономного округа (квадратных метров) - 26 623,39. 2. Снос жилых помещений, признанных непригодными для проживания (квадратных метров) - 15 000. 3. Количество семей, улучшивших жилищные условия в рамках программы (семей/человек) - 491/1571 |
1. Правовое обоснование разработки Программы
Ведомственная целевая программа "Содействие развитию жилищного строительства в Сургутском районе на 2012 - 2014 годы" разработана в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 03.11.2010 N 285-п "О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Содействие развитию жилищного строительства на 2011 - 2013 годы и период до 2015 года", решением Думы Сургутского района от 27.12.2011 N 126 "О бюджете Сургутского района на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов", постановлением администрации Сургутского района от 22.08.2008 N 2130 "О порядке разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ", распоряжением администрации Сургутского района от 30.03.2012 N 98р "О разработке ведомственной целевой программы "Содействие развитию жилищного строительства в Сургутском районе на 2012 - 2014 годы".
2. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа
В связи с исторически сложившейся схемой экономического развития Сургутского района территория располагает жилым фондом (01 638,7 тыс. кв. метров), не покрывающим потребности в жилье населения. Основной объём существующего сегодня жилищного фонда автономного округа был построен в период бурного промышленного освоения нефтегазовых месторождений Западной Сибири, но и тогда темпы строительства жилья не покрывали существовавшей потребности в жилье, обусловленной значительным (почти в 5 раз) приростом населения.
Сформированный в указанный период жилищный фонд в большей степени представляет временное (некапитальное) жильё с истёкшим на сегодняшний день расчётным сроком эксплуатации. В общем объёме жилого фонда Сургутского района 28% относится к непригодному жилью, требующему расселения. Дополнительно следует учитывать наличие значительного числа помещений, приспособленных для проживания, - так называемых "балков".
Предусмотренные Программой мероприятия согласованы по целям и задачам с приоритетным национальным проектом Российской Федерации "Доступное и комфортное жильё - гражданам России", Федеральной целевой программой "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
Программа разработана с учётом основных положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, и Стратегией социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года, утверждённой распоряжением Правительства автономного округа от 14.11.2008 N 491-рп, и программе социально-экономического развития Сургутского района на 2010 - 2013 годы, утверждённой решением Думы Сургутского района от 28.06.2010 N 626.
3. Цели и задачи Программы
Основные цели и задачи целевой программы приведены в паспорте Программы.
Программа направлена на стимулирование строительства жилья за счёт создания гарантированного спроса на него, на переселение граждан из жилых домов, признанных непригодными для проживания, на обеспечение жильём граждан, состоящих на учёте для его получения на условиях социального найма, и на обеспечение работников бюджетной сферы служебным жильем, формирование маневренного жилищного фонда, а также по расселению граждан из помещений, приспособленных для проживания (балков).
4. Сроки реализации Программы
Сроки реализации Программы - 2012-2014 годы.
5. Перечень и характеристика программных мероприятий
5.1. Перечень программных мероприятий приведён в приложении к настоящей Программе.
Реализация системы мероприятий Программы осуществляется по следующим направлениям:
- формирование, ведение, корректировка реестра непригодных для проживания жилых домов (признание жилого помещения непригодным для проживания, включение в списки очерёдности сноса непригодных для проживания жилых домов);
- организация переселения граждан участников программы (заключение всех видов договоров, предусмотренных действующим законодательством, издание постановлений о расселении жилых домов, подготовка уведомлений о расселении жилого дома, об освобождении жилого помещения);
- организация работы по сносу непригодных для проживания жилых домов после отселения граждан;
- строительство (в том числе, для завершения начатого строительства) жилых помещений;
- приобретение жилых помещений в завершенных строительством домах-новостройках или многоквартирных домах, строительство которых не завершено.
5.2. Формирование, ведение, корректировка реестра непригодных для проживания жилых домов осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
5.3. Организации переселения граждан-участников программы (заключение всех видов договоров, предусмотренных действующим законодательством, издание постановлений о расселении жилых домов, подготовка уведомлений о расселении жилого дома, об освобождении жилого помещения) осуществляется департаментом имущественных и земельных отношений и участниками Программы.
5.3.1. Участниками ведомственной целевой программы являются граждане, отнесённые к одной из следующих категорий:
а) граждане, собственники жилых помещений, а также граждане, проживающие на условиях договора социального найма в жилых помещениях, признанных в установленном порядке непригодными для проживания (далее - граждане, проживающие в непригодных жилых помещениях).
Список очерёдности сноса непригодных для проживания жилых помещений жилищного фонда Сургутского района утверждается постановлением администрации Сургутского района и формируется из числа домов, признанных непригодными для проживания в установленном действующим законодательством порядке и внесенных в реестр непригодных для проживания жилых домов.
Переселение граждан из непригодных для проживания жилых домов производится в соответствии с очерёдностью сноса, утверждённой постановлением администрации Сургутского района.
Гражданам, проживающим в непригодных жилых помещениях на условиях договора социального найма, предоставляется другое жилое помещение на условиях договора социального найма, равнозначное по общей площади, указанной в данных технического учёта, договоре социального найма (ином правоустанавливающем документе), занимаемому жилому помещению, без учёта самовольно выполненных перепланировок и возведенных построек, или большей площади, если предоставить равнозначное жилое помещение в силу его конструктивных особенностей не представляется возможным в соответствии с жилищным законодательством.
Граждане, согласные на переселение в установленном порядке, обязаны в письменной форме в течение двух недель с момента получения уведомления о расселении жилого дома оформить и направить в департамент имущественных и земельных отношений администрации Сургутского района заявление о согласии на переселение с приложением копий документов, удостоверяющих личность на каждого члена семьи.
Департамент имущественных и земельных отношений администрации Сургутского района в течение месяца обязан рассмотреть соответствующее заявление и обеспечить заключение с участниками программы соглашения о намерениях, предусматривающего расторжение договора социального найма на занимаемое жилое помещение и заключение в дальнейшем договора социального найма на жилое помещение, подлежащее предоставлению гражданам в соответствии с настоящей Программой.
Участники программы, заключившие соглашение о расторжении договора социального найма, обязаны переселиться в предоставленное администрацией Сургутского района жилое помещение, освободить ранее занимаемое жилое помещение и сдать его по акту приёма-передачи представителю администрации поселения юридически и фактически свободным в недельный срок с момента предоставления жилого помещения.
Участники программы, проживающие в непригодном для проживания жилом помещении, являющиеся собственниками жилых помещений, обязаны в письменной форме, в течение двух недель с момента получения уведомления о расселении жилого дома, признанного в установленном порядке непригодным для проживания и состоящего в списках очередности сноса, оформить и направить в департамент имущественных и земельных отношений администрации Сургутского района заявление о согласии на переселение на условиях заключения договора мены, с приложением копий документов, удостоверяющих личность на каждого члена семьи.
При заключении договора мены с муниципальным образованием Сургутский район собственникам жилых помещений предоставляется рассрочка платежа сроком до 5-ти лет с момента подписания акта приёма-передачи жилого помещения, оформленного к предварительному договору мены, с оплатой первоначального взноса в размере 20% от разницы в стоимости жилых помещений. Граждане - собственники жилых помещений, признанных непригодными для проживания, при заключении предварительного договора мены предоставляют обязательство об освобождении ранее занимаемого жилого помещения.
Следующим категориям граждан рассрочка оплаты стоимости в приобретении жилья предоставляется на срок до 10 лет с оплатой первоначального взноса в размере 20% от разницы в стоимости жилых помещений:
- инвалидам ВОВ;
- инвалидам I и II групп;
- семьям, имеющим детей-инвалидов;
- гражданам, страдающим заболеваниями, включенными в список, утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 "Об утверждении перечня тяжёлых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире";
- многодетным семьям (с количеством детей 3 и более, не достигшим 18 лет).
Граждане-участники программы, отказавшиеся от переселения из непригодных для проживания жилых домов, подлежат выселению в установленном законом порядке.
Граждане, проживающие в жилых помещениях, признанных в установленном порядке непригодными для проживания, но не являющиеся участниками программы, обязаны освободить занимаемое жилое помещение в месячный срок с момента получения уведомления об освобождении жилого помещения.
б) Граждане, состоящие на учёте в органах местного самоуправления муниципальных образований Сургутского района в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (далее - очередники).
Жилые помещения, построенные (приобретённые) в рамках программы, предоставляются очередникам в соответствии с Решением Думы Сургутского района от 01.07.2011 N 39 "Об утверждении Положения о порядке управления и распоряжения жилищным фондом, находящимся в собственности Сургутского района".
Граждане, вселившиеся до 1995 года в помещения, находящиеся в строениях, расположенных в границах населённых пунктов Сургутского района, в том числе в случаях, когда указанные строения расположены на земельных участках, относящихся к производственным зонам, зонам инженерной и транспортной инфраструктур (за исключением строений, установленных на земельных участках, относящихся к частным домовладениям, а также на садовых, огородных и дачных участках), и не отнесенных в соответствии с положениями статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям, проживающие в этом помещении в настоящее время, а также члены их семей, проживающие совместно с ними в настоящее время, при условии отсутствия у таких граждан и членов их семей жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности или занимаемых ими на основании договоров социального найма (далее - граждане, проживающие в приспособленных помещениях (балках)).
Жилые помещения, построенные (приобретённые) в рамках программы, предоставляются гражданам, проживающим в приспособленных помещениях в соответствии с решением Думы Сургутского района.
в) Граждане, работники бюджетной сферы, имеющие право на предоставление специализированного жилищного фонда (далее - работники бюджетной сферы).
Жилые помещения, построенные (приобретённые) в рамках программы, предоставляются работникам бюджетной сферы в соответствии с решением Думы Сургутского района от 01.07.2011 N 39 "Об утверждении Положения о порядке управления и распоряжения жилищным фондом, находящимся в собственности Сургутского района".
5.3.2. Распределение квартир в приобретенных или построенных жилых помещениях осуществляется на основании постановления администрации Сургутского района о распределении жилых помещений, в соответствии с заключёнными договорами финансирования (договоры долевого участия, договоры инвестирования в строительстве, купля-продажа жилых помещений и т.д.).
5.4. Мероприятие по строительству (в том числе, для завершения начатого строительства) жилых помещений осуществляется в соответствии с подпунктом г) пункта 3.3. постановления Правительства ХМАО - Югры от 03.11.2010 N 285-п "О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Содействие развитию жилищного строительства на 2011 - 2013 годы и период до 2015 года" и направлено на завершение строительства жилых домов, строительство которых было начато в период до 01 января 2011 года в соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11.11.2005 N 103-оз "О программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" на 2005 - 2015 годы".
В рамках данного мероприятия ведется строительство следующих жилых помещений:
1) г.п. Барсово, жилой дом N 19: 56 квартир, в т.ч.: 1-комн. - 27, 2-комн - 15, 3-комн - 13, 4-комн. - 1;
2) г.п. Барсово, жилой дом N 13: 183 квартиры, в т.ч.: 1-комн. - 86, 2-комн - 58, 3-комн. - 27, 4-комн. - 12.
5.5. Мероприятие по приобретению жилых помещений в завершённых строительством домах-новостройках или многоквартирных домах, строительство которых не завершено, осуществляется в соответствии с подпунктом б) пункта 3.3. постановления Правительства ХМАО - Югры от 03.11.2010 N 285-п "О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Содействие развитию жилищного строительства на 2011 - 2013 годы и период до 2015 года".
Данное мероприятие направлено на стимулирование строительства жилья за счёт создания гарантированного спроса на него, на переселение граждан из жилых домов, признанных непригодными для проживания, на обеспечение жильем граждан, состоящих на учёте для его получения на условиях социального найма, и на обеспечение работников бюджетной сферы служебным жильем и общежитиями, формирование маневренного жилищного фонда, а также для расселения граждан из помещений, приспособленных для проживания (балков).
Постановлением Администрации Сургутского района от 20 ноября 2012 г. N 4490-нпа в раздел 6 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного постановления
6. Финансовое обеспечение программных мероприятий
Источниками финансирования программы являются средства бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и бюджета Сургутского района.
Общий объём финансирования мероприятий составляет 329 177 646,54 рублей, в том числе:
- в 2012 году 329 177 646,54 рублей, из них:
- 307 843 972,54 рублей - средства окружного бюджета;
- 21 333 674,00 рублей - средства местного бюджета;
- в 2013 году 0 тыс. рублей - средства окружного и местного бюджета;
- в 2014 году 0 тыс. рублей - средства окружного и местного бюджета.
Разграничение средств между бюджетами осуществляется в соответствии с подпунктом б) пункта 3.3. постановления Правительства ХМАО - Югры от 03.11.2010 N 285-п "О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Содействие развитию жилищного строительства на 2011 - 2013 годы и период до 2015 года".
Ежегодные объёмы финансирования Программы за счёт средств бюджета Сургутского района уточняются при составлении и утверждении бюджета района на очередной финансовый год.
7. Механизм реализации Программы
7.1. Финансирование Программы производится за счёт средств Ханты-Мансийского автономного округа и средств бюджета Сургутского района и устанавливается в соотношении 90 процентов и 10 процентов соответственно. Средства, полученные из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа и бюджета Сургутского района, направляются администрацией Сургутского района в соответствии с программой на:
- строительство (в том числе, для завершения начатого строительства) жилых помещений;
- приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, в случае, если их строительная готовность составляет не менее 70 процентов (для населенных пунктов численностью до 5000 человек - не менее 50 процентов) от предусмотренной проектной документацией готовности таких многоквартирных домов.
Муниципальное образование вправе увеличить долю софинансирования за счёт средств бюджета муниципального образования.
7.2. Средства бюджета Сургутского района и бюджета автономного округа расходуются администрацией в пределах нормативов, установленных пунктами 7.3., 7.4. настоящего Порядка.
7.3. В целях определения объёмов расходования средств бюджета автономного округа и бюджета Сургутского района на строительство и (или) приобретение жилых помещений, устанавливается следующий норматив стоимости жилого помещения:
Сж = Пз x См,
где:
Сж - норматив стоимости построенного и (или) приобретённого жилого помещения;
Пз - площадь построенного и (или) приобретённого жилого помещения;
См - норматив средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, установленный уполномоченным органом исполнительной власти автономного округа на момент издания постановления администрации Сургутского района о расселении жилого дома, признанного в установленном порядке непригодным для проживания и состоящего в списках очередности сноса.
7.4. В целях определения и оплаты разницы в стоимости жилых помещений при заключении с гражданами - участниками программы договора мены применяется следующий расчёт:
Рс = (Пп x См) - (Пн x См) ,
где:
Рс - разница в стоимости жилых помещений;
Пп - площадь построенного и (или) приобретённого жилого помещения;
Пн - площадь непригодного для проживания помещения;
См - норматив средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, установленный уполномоченным органом исполнительной власти автономного округа на момент издания постановления администрации Сургутского района о расселении жилого дома, признанного в установленном порядке непригодным для проживания и состоящего в списках очерёдности сноса.
Эффективность реализации Программы и использования выделенных на неё средств муниципального бюджета обеспечивается за счёт:
- прозрачности использования бюджетных средств;
- привлечения участников программы, кредитных и заёмных средств для приобретения жилого помещения;
- отчётностью использования средств окружного бюджета.
Оценка эффективности реализации программных мероприятий будет осуществляться на основе достигнутых показателей:
- формирование полного реестра непригодных для проживания жилых домов;
- количество семей, улучшивших жилищные условия в рамках Программы (семей/человек);
- количество снесённых жилых помещений, признанных непригодными для проживания (квадратных метров);
- площадь построенных жилых помещений (квадратных метров);
- площадь приобретённых жилых помещений в завершенных строительством домах-новостройках или многоквартирных домах, строительство которых не завершено.
Постановлением Администрации Сургутского района от 20 ноября 2012 г. N 4490-нпа в раздел 8 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного постановления
8. Описание ожидаемых результатов реализации Программы
Показателями результативности реализации Программы являются:
- ликвидация жилых домов, непригодных для проживания;
- переселение жителей Сургутского района из непригодных для проживания помещений в жилые помещения, соответствующие санитарно-техническим требованиям;
- оптимизация застройки освободившихся территорий;
- увеличение объёмов жилищного строительства;
- повышение уровня обеспеченности жильём граждан Сургутского района;
- увеличение объёмов жилищного строительства;
- снижение социальной напряжённости в обществе.
Реализация Программы в 2012-2014 годах:
- позволит улучшить жилищные условия 491 семей, проживающих на территории Сургутского района;
- обеспечит строительство и приобретение жилых помещений с участием средств бюджета автономного округа 26 623,39 кв.м;
- осуществить утилизацию 15 жилых домов, признанных непригодными для проживания, площадью сносимого жилищного фонда 15 000 кв.м.
N п/п |
Наименование показателя результатов |
Значение показателя по годам |
|||
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2012-2014 годы |
||
1 |
Строительство и приобретение жилых помещений (квадратных метров) |
9 000 |
9 000 |
8623,39 |
26 623,39 |
2 |
Снос жилых помещений, признанных непригодными для проживания (квадратных метров) |
2 000 |
8 000 |
5 000 |
15 000 |
3 |
Количество семей, улучшивших жилищные условия в рамках Программы (семей/человек) |
160/520 |
160/520 |
171/531 |
491/1571 |
9. Система управления и контроля за реализацией Программы
Реализация Программы осуществляется в соответствии с действующими нормативными правовыми и правовыми актами администрации Сургутского района, определяющими механизм реализации ведомственных целевых программ.
Механизм реализации Программы включает разработку и принятие нормативных правовых и правовых актов администрации Сургутского района, необходимых для выполнения Программы, ежегодное уточнение перечня программных мероприятий на очередной финансовый год и плановый период с уточнением затрат по программным мероприятиям в соответствии с фактически достигнутыми целевыми показателями реализации Программы, а также связанные с изменениями внешней среды, информирование общественности о ходе и результатах реализации Программы, финансировании программных мероприятий.
Координатором Программы является департамент имущественных и земельных отношений администрации Сургутского района, который несёт ответственность за решение задач и достижение утверждённых значений показателей.
Исполнителями мероприятий Программы являются:
- департамент имущественных и земельных отношений администрации Сургутского района;
- комитет архитектуры и градостроительства администрации Сургутского района;
- комитет жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации Сургутского района.
Департамент имущественных и земельных отношений администрации Сургутского района:
- осуществляет выполнение мероприятий Программы и контроль за выполнением мероприятий Программы иными исполнителями;
- осуществляет подготовку ежегодного отчёта о выполнении Программы;
- осуществляет мониторинг реализации мероприятий Программы.
Отчёт о ходе реализации Программы за отчётный период должен содержать сведения о выполненных программных мероприятиях, результатах, достигнутых в процессе реализации мероприятий Программы, об использовании материальных и финансовых ресурсов и пояснительную записку к ней. Пояснительная записка должна содержать анализ причин отклонений, оценку возможностей достижения запланированных конечных результатов Программы.
В случае, если выполняемые мероприятия не способствуют реализации задач и достижению цели Программы, департамент имущественных и земельных отношений администрации Сургутского района или комитет экономического развития администрации Сургутского района могут внести на рассмотрение главе Сургутского района предложение о сокращении бюджетных ассигнований на реализацию Программы или о досрочном прекращении её реализации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.