Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации Октябрьского района
от 12 октября 2012 г. N 3784
Целевая программа
"Молодёжь Октябрьского района" на 2013 - 2015 годы
Паспорт целевой программы Октябрьского района
Наименование Программы |
Целевая программа "Молодежь Октябрьского района" на 2013 - 2015 годы |
Дата утверждения концепции и принятия решения о разработке программы |
Постановление администрации Октябрьского района от 31.08.2012 N 3300 "О разработке целевой программы "Молодёжь Октябрьского района на 2013 - 2015 годы" |
Разработчик целевой программы |
Отдел молодежной политики Управления образования и молодежной политики администрации Октябрьского района |
Дата утверждения программы (наименование и номер соответствующего нормативного акта) |
Постановление администрации Октябрьского района от "12" октября 2012 N 3784 |
Муниципальный заказчик - координатор целевой программы |
Управление образования и молодежной политики администрации Октябрьского района. Соисполнители: - Отдел по обеспечению деятельности территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Октябрьского района. - Отдел культуры администрации Октябрьского района. - Отдел физической культуры и спорта администрации Октябрьского района. - Администрации городских и сельских поселений в границах Октябрьского района. - Бюджетное учреждение ХМАО - Югры "Октябрьский центр занятости населения". |
Муниципальный заказчик |
Администрация Октябрьского района |
Цели и задачи целевой программы |
Цель Программы: - создание условий для включения молодежи как активного субъекта в процессы социально-экономического, общественно-политического, социокультурного развития общества. Задачи Программы: - стратегическая преемственность поколений, сохранение и развитие национальной культуры, воспитание у молодежи бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; - становление патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, проявляющих уважение к традициям и культуре других народов; - формирование культуры межличностных отношений, неприятия силовых методов разрешения конфликтов; - разностороннее и своевременное развитие молодых людей, их творческих способностей, навыков самоорганизации, самореализации личности, умения отстаивать свои права, участвовать в деятельности общественных объединений; - становление у молодых граждан положительной трудовой мотивации, высокой деловой активности, успешного владения основными принципами профессионализации, навыков эффективного поведения на рынке труда; - освоение молодыми людьми разнообразных социальных навыков и ролей, ответственности за собственное благосостояние и состояние общества. |
Ожидаемые конечные результаты реализации целевой программы (показатели социально-экономической эффективности) |
- снижение числа разводов из числа молодых семей (от общего количества разводов к 2015 году на 3%) с 163 до 158 разводов; - увеличение доли подростков, трудоустроенных на временные рабочие места в возрасте от 14 до 18 лет к 2015 году на 5% с 429 до 450 подростков; - увеличение доли молодежи, участвующей в добровольческой деятельности к 2015 году на 20 % с 200 до 240 человек; - увеличение количества молодых людей, принимающих участие в районных мероприятиях по поддержке талантливой молодежи к 2015 году на 25% с 4500 до 5625 человек; - увеличение количества социально-значимых проектов, заявленных на окружные конкурсы к 2015 году на 14 % с 7 до 8; - увеличение количества молодых людей, находящихся в трудной жизненной ситуации, вовлеченных в проекты и программы в сфере реабилитации, социальной адаптации и профилактики асоциального поведения к 2015 году на 30% со 100 до 130 человек. |
Ожидаемые непосредственные результаты реализации целевой программы |
- увеличение количества команд, участвующих в районных военно-спортивных мероприятиях; - увеличение количества проведенных семинаров, конференций и других мероприятий, направленных на духовно-нравственное воспитание; - увеличение количества трудовых молодежных отрядов, участвующих в районном фестивале; - увеличение количества трудоустроенных подростков в летний период; - увеличение количества трудовых молодежных отрядов, участвующих в районном фестивале; - привлечение семей в работу клубов "Молодая семья" - повышение рейтинга (представительства) Октябрьского района на всероссийских, окружных фестивалях, конкурсах, творческих олимпиадах; - увеличение количества молодежи, участвующей в фестивалях конкурсах, самодеятельного художественного творчества молодежи; - увеличение количества молодежи, участвующей в общественно - политических объединениях; - увеличение количества инновационных молодежных проектов. |
Сроки реализации целевой программы |
2013 - 2015 годы |
Перечень подпрограмм |
нет |
Объемы и источники финансирования |
Общий объем финансирования 2400,0 тыс. рублей, в том числе: 2013 год - 800,0 тыс. рублей; 2014 год - 800,0 тыс. рублей; 2015 год - 800,0 тыс. рублей. |
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена программа
Программа разработана в соответствии с постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономно округа - Югры от 29.10.2010 N 268-п "О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Молодежь Югры на 2011 - 2013 годы".
Целевая программа "Молодежь Октябрьского района" на 2013 - 2015 годы" является продолжением Программы "Молодежь Октябрьского района на 2010 - 2012 годы".
Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей целевой программы муниципального образования Октябрьский район "Молодежь Октябрьского района" на 2013 - 2015 годы" (далее - Программа) является приоритетными задачами социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Российской Федерации. Муниципальная молодежная политика является деятельностью органов местного самоуправления Октябрьского района, направленной на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Муниципальная молодежная политика является составной частью государственной молодежной политики реализуемой органами исполнительной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и органами местного самоуправления Октябрьского района.
Формирование в процессе социализации ценностных ориентаций современной молодежи как самой динамичной части общества является одной из главных проблем, целей и направлений молодежной политики в любом отдельно взятом государстве. Общественные и государственные институты хотят видеть молодежь нравственной, ценящей свою родину и историю, высококультурной, образованной, инновационной, предприимчивой, здоровой. Именно поэтому в любом обществе и государстве ценностные ориентации личности, молодежи оказываются объектом воспитания и целенаправленного воздействия общества и государства, а процесс их образования - важным направлением молодежной политики по осуществлению духовно-нравственного, патриотического и трудового воспитания.
В Октябрьском районе реализация муниципальной молодежной политики на основе программно-целевого метода осуществляется с 1999 года. За этот период сложилась определенная система работы с молодежью в возрасте с 14 до 35 лет как с целевой группой, с учетом ее неоднородности.
Применение программно-целевого метода дает возможность оптимизировать действия органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Октябрьского района, что позволит, с одной стороны, устранить дублирование и создать единые стандарты работы с молодежью в Октябрьском районе, а с другой, сделать услуги для молодежи комплексными, объединяющими усилия различных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Октябрьского района.
Программой предусматривается проведение мероприятий с обучающейся, работающей молодежью, молодыми семьями, и молодежными общественными объединениями, предусмотрена организация полноценного и разнообразного оздоровительного отдыха детей и подростков района, а также деятельность по содействию занятости подростков и молодежи.
В настоящей Программе используются следующие основные понятия:
1) государственная молодежная политика - система приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности;
2) молодежь - лица в возрасте от 14 до 35 лет включительно, социально-демографическая группа, специфические социальные и психологические черты которой обусловлены возрастными особенностями молодых людей, процессом становления их духовного мира, спецификой положения в социальной структуре общества;
3) допризывная молодежь - молодежь в возрасте от 14 до 17 лет, подлежащая призыву в армию;
4) общественная организация - общественное объединение, основанное на членстве, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан;
5) занятость молодежи - трудовая и экономическая деятельность, включая деятельность трудовых объединений, студенческих отрядов молодежи в возрасте от 14 до 18 лет;
6) добровольческая (волонтерская) деятельность - форма социального служения, осуществляемая по свободному волеизъявлению граждан, направленная на безвозмездное оказание социально значимых услуг на местном, национальном или международном уровнях, способствующая личностному росту и развитию выполняющих эту деятельность граждан (добровольцев);
7) образовательные мероприятия - семинары, тренинги, курсы повышения квалификации и иные занятия обучающего характера для детских и молодежных объединений и организаций, образующих инфраструктуру молодежной политики.
Молодежная политика в условиях ограниченности ресурсов стремиться охватить все стороны жизни молодого человека, но для достижения цели и выполнения поставленных задач должна сосредоточиться на ключевых направлениях:
- "Моя страна - моя Россия".
- "Деловая и трудовая активность молодёжи"
- "Молодая семья"
- "Здоровое поколение"
- "Будущее за молодёжью".
Программа, основываясь на необходимости комплексного подхода и учитывая опыт реализации предыдущей Программы, программ городов и районов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по работе с молодежью предполагает:
- создание условий для формирования в молодёжной среде гражданско-патриотического отношения к малой родине, уважения к её истории, культуре, традициям, уважения к государственности России в целом, направленное на повышение уровня гражданско-патриотического сознания и поведения молодёжи;
- создание условий, для организации трудовой занятости подростков в летний период;
- укрепление института молодой семьи;
- снижение социальной напряженности в обществе, снижение правонарушений в молодежной среде; развитие адресной помощи и поддержки молодых людей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях;
- содействие созданию общественных объединений молодежи и по работе с молодежью на базе клубов по интересам, по месту жительства; содействие реализации творческих способностей талантливой молодежи; включение молодых людей в реализацию мероприятий государственной молодежной политики, в деятельность общественных организаций.
В Октябрьском районе на начало 2012 года проживает 31,623 тысяч человек из них, молодых граждан в возрасте от 14 до 30 лет - 8,907 тысяч человек, что составляет 27 % от общей численности населения и требует пристального внимания к своим проблемам и нуждам.
Приоритетным направлением деятельности отдела молодежной политики Управления образования и молодёжной политики администрации Октябрьского района является подготовка лидерского звена молодежного движения.
С целью распространения успешного опыта работы, создания благоприятной среды для совместной деятельности общественных объединений, проектирования модели позитивного лидера ежегодно проходят слеты лидеров молодёжных общественных организаций. Для повышения электоральной активности молодых и будущих избирателей, выявления, поддержки и поощрения молодых лидеров в 2011 году состоялся слет молодых избирателей "Будущее за молодежью!".
С целью привлечения активной молодежи к управлению, выявлению кадрового потенциала, формированию активной жизненной позиции и гражданской ответственности молодежи, создан молодёжный совет при главе Октябрьского района, проведено первое выездное заседание общественного молодежного совета при главе Октябрьского района, районный молодежный Форум "Кто, если не мы!".
В целях содействия творческого потенциала трудящейся молодежи на территории Октябрьского района проводятся фестивали трудящейся молодежи "Перспектива". Ежегодно на территории района проходят игры КВН среди команд образовательных учреждений Октябрьского района "Школьная лига КВН", молодежный Форум и туристический слет молодых семей.
На территории Октябрьского района осуществляют работу 7 патриотических клубов, 4 школьных музея боевой славы, 1 уголок славы, в районе установлены 12 памятников, обелисков, мемориалов, посвященных Победе в Великой Отечественной войне.
В целях воспитания гражданственности, патриотизма на территории Октябрьского района проходят военно-спортивные игры "Зарница", районные соревнования "Школа безопасности". В которых традиционно принимают участие более 200 человек.
Формирование семейных ценностей среди молодежи осуществляется посредством развития общественного движения молодых семей и поддержки общественных инициатив. В районе действуют 4 клуба молодых семей. Общее количество участвующих в работе клубов - 45 молодых семей. Члены клубов принимают участие в районном конкурсе "Молодая семья", в районном конкурсе творческих работ "Наш таежный край", "Калейдоскоп чувств", организации и проведении парада колясок, мастер-классов по прикладному творчеству.
Волонтерское движение на территории Октябрьского района уже давно активно развивается и дает видимые результаты. В настоящее время на территории муниципальных образований городских и сельских поселений, действует 18 волонтерских отрядов, общее количество волонтеров в которых составляет 190 человек. 40 представителей волонтерских объединений уже заслуженно получили волонтерские книжки. На протяжении трех лет проходит районный слет волонтеров "Доброе сердце". Районная акция социально значимых полезных дел "Неделя добра", акция для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации "Подари радость детям".
Значительных успехов в области добровольческой деятельности удалось достигнуть волонтерскому объединению "Доброе сердце" МКОУ ДОД "Дом детского творчества "Новое поколение" пгт. Приобье. По итогам окружной акции "Территория добра" волонтеры объединения стали победителями в номинации "Лучшее волонтерское объединение".
В целом в молодежной политике Октябрьского района можно выделить, следующие сильные стороны:
- сформирован опыт поддержки молодой семьи, талантливой молодежи, выявления и поддержки детских и молодежных лидеров;
- сложилась система подбора и подготовки кадров для работы с детьми и молодежью;
- сформирован механизм адресного повышения социальной и трудовой активности подростков.
Однако необходимо отметить и ряд объективных и субъективных факторов, которые влияют на реализацию молодежной политики в дальнейшем:
- низкий уровень гражданской активности молодежи;
- недостаточная информированность молодежи о проводимых государственными и муниципальными органами исполнительной власти, общественными организациями проектах, направлениях работы.
- социальная изолированность молодых людей, находящихся в трудной жизненной ситуации влечет за собой отсутствие возможностей для полноценной социализации и вовлечения в трудовую деятельность.
Перечисленные проблемы требуют системного решения, так как проявляются во всех сферах жизнедеятельности молодежи на фоне ухудшения здоровья молодого поколения, роста социальной апатии молодежи, снижения экономической активности, криминализации молодежной среды, проявлений в ее среде экстремистских проявлений.
Для самоопределения и полноценной самореализации молодежи важнейшими являются личностная и профессиональная сферы. Для этого необходимо улучшать социальную ситуацию, в которой находится молодежь, повышать качество жизни молодых людей, стимулировать развитие их социального и гражданского самосознания.
Программа должна продолжить взаимодействие органов государственной власти, органов местного самоуправления и молодого человека как равноправных партнеров в реализации государственной молодежной политики.
Необходимо признать, что от работы государственных и муниципальных органов власти во многом зависит создание условий и предоставление возможностей для успешной самореализации и позитивного развития молодежи, что, в конечном счете, влияет на жизнь и развития общества в целом.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
II. Основные цели и задачи программы, целевые показатели, показатели
экономической, бюджетной, социальной эффективности
Цель Программы:
- создание условий для включения молодежи как активного субъекта в процессы социально-экономического, общественно-политического, социокультурного развития общества.
Задачи Программы:
- стратегическая преемственность поколений, сохранение и развитие национальной культуры, воспитание у молодежи бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
- становление патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, проявляющих уважение к традициям и культуре других народов;
- формирование культуры межличностных отношений, неприятия силовых методов разрешения конфликтов;
- разностороннее и своевременное развитие молодых людей, их творческих способностей, навыков самоорганизации, самореализации личности, умения отстаивать свои права, участвовать в деятельности общественных объединений;
- становление у молодых граждан положительной трудовой мотивации, высокой деловой активности, успешного владения основными принципами профессионализации, навыков эффективного поведения на рынке труда;
- освоение молодыми людьми разнообразных социальных навыков и ролей, ответственности за собственное благосостояние и состояние общества.
Программно-целевой метод позволит:
- обеспечить адресность, последовательность, преемственность;
- разработать и внедрить инновационные информационно-коммуникационные технологии решения актуальных проблем молодежи при ее активном участии;
- создать предпосылки и условия для устойчивого развития и функционирования инфраструктуры сферы муниципальной молодежной политики, созданной в ходе реализации Программы, после ее завершения в 2015 году.
Программа будет реализовываться в 2013 - 2015 годах.
Реализация определенных в программе целей и задач позволяет спрогнозировать изменения показателей (индикаторов), которые при организации досуговой деятельности и занятости молодежи в свободное время, адресной поддержки различных категорий молодежи окажут влияние на:
- развитие созидательной активности молодежи;
- укрепление института молодой семьи;
- снижение социальной напряженности в обществе, снижение правонарушений в молодежной среде;
- развитие мер по реализации гражданского и патриотического воспитания;
- вовлечение молодежи в развитие социально-экономической, политической и культурной сфер жизни общества;
- формирование толерантности, гражданской ответственности у молодежи;
- развитие творческой активности молодежи;
- ответственность за сохранение семейных отношений;
- осознание молодыми людьми общности своих интересов с интересами других молодых людей;
- стремление молодых людей к развитию гражданско-патриотических качеств личности;
- стремление молодых людей к приобретению организаторских, управленческих умений и навыков;
- усовершенствование системы кадрового обеспечения муниципальной молодежной политики;
- расширение спектра молодежных социально - значимых инициатив;
- достаточное обеспечение информацией, необходимой для реализации программ муниципальной молодежной политики;
- повышение качественного уровня мероприятий муниципальной молодежной политики;
- увеличение охвата молодежи районными мероприятиями по различным направлениям муниципальной молодежной политики;
- увеличение количества молодежных программ и проектов, поддержанных на конкурсной основе;
- увеличение количества информационных и методических материалов по различным направлениям муниципальной молодежной политики.
III. Программные мероприятия
В рамках Программы предусматривается реализация пяти некоммерческих социальных направлений.
3.1 "Моя страна - моя Россия".
Реализация программных мероприятий предполагает:
- организацию работы по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию молодежи;
- проведение военно-спортивных соревнований "Зарница", "Орленок", "Щит"
- организация и проведение мероприятий, посвящённых памятным датам, Дням воинской славы России, Дню Победы в Великой Отечественной войне;
- участие в окружных, региональных, всероссийских мероприятиях.
3.2. "Деловая и трудовая активность молодёжи".
Реализация программных мероприятий предполагает:
- организацию временной занятости молодёжи в возрасте от 14 до 18 лет;
- организацию содействия молодежи при решении проблем летнего отдыха, оздоровления молодежи;
- участие во всероссийских, региональных, окружных, конкурсах, фестивалях.
3.3. "Молодая семья".
Реализация программных мероприятий предполагает:
- организацию работы с молодыми семьями (в том числе по овладению теорией и методикой семейного воспитания через развитие сети клубов "Молодая семья");
- участие в окружных, региональных, всероссийских, мероприятиях, направленных на укрепление статуса молодой семьи.
3.4. "Здоровое поколение".
Реализация программных мероприятий предполагает:
- организацию мероприятий, направленных на профилактику асоциальных явлений в подростковой и молодежной среде, воспитание толерантности, профилактику экстремизма;
- проведение мероприятий направленных на формирование здорового образа жизни.
3.5. "Будущее за молодёжью".
Реализация программных мероприятий предполагает:
- организацию мероприятий, направленных на интеллектуальное, творческое развитие молодежи, организацию досуговой деятельности, проведение круглых столов, конференций, встреч с представителями органов местного самоуправления Октябрьского района;
- поддержку общественно-значимых молодежных инициатив, деятельности общественных молодежных объединений;
- организацию и проведение мастер-классов для руководителей, членов детских и молодежных общественных организаций, конкурсов "Лидер 21 века";
- разработку и выпуск методических пособий по реализации основных мероприятий Программы;
- проведение социологических исследований (опросов, анкетирования, тестирования и т.д.);
- информационное сопровождение мероприятий Программы.
Целевые показатели, показатели экономической, бюджетной и социальной эффективности отражены в Приложении N 2.
V. Обоснование ресурсного обеспечения целевой программы
Для реализации Программы предусмотрено финансирование из бюджета Октябрьского района в размере 2 400,0 тыс. руб., в том числе по годам: 2013 год - 800,0 тыс. руб., 2014 год - 800,0 тыс. руб., 2015 год - 800,0 тыс. руб.
VI. Механизм реализации целевой программы
Программа реализуется в соответствии с законодательством Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, муниципальными правовыми актами Октябрьского района.
Исполнителями Программы являются:
- отдел молодежной политики Управления образования и молодежной политики администрации Октябрьского района;
Соисполнители Программы:
- структурные подразделения администрации Октябрьского района;
- администрации городских и сельских поселений в границах Октябрьского района (по согласованию);
- бюджетное учреждение ХМАО - Югры "Октябрьский центр занятости населения".
Программа предусматривает:
Программный метод:
- разработка программ (методик и форм) работы с отдельными целевыми группами молодежи;
- подготовка кадров для работы с молодежью.
Информационный метод:
- создание механизмов и форм трансляции информации актуальной для жизни молодежи в молодежные аудитории;
- управление данными статистической отчетности, данными социологических мониторинговых исследований проблем молодежи;
- организация информационно-просветительской деятельности по пропаганде муниципальной молодежной политики через средства массовой информации.
Организационный метод:
- стандартизация муниципальных услуг, оказываемых молодежи;
- организация конкурсов программ (проектов) среди учреждений и социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих работу с молодежью.
Воспитательный метод:
- формирование личности человека, путем реализации разработанных (адаптированных) методик и программ работы по основным направлениям: ранняя профориентация, изобретательство, предпринимательство, творчество, лидерство, оздоровление и занятость;
- отбор целевых групп молодежи (конкурсы, проекты) и популяризация участия в программах развития (слеты, конференции), в том числе на основе современных информационно-коммуникационных технологий.
Политический метод:
- разработка и принятие муниципальных правовых актов администрации Октябрьского района;
- участие молодежи в общественно-политической жизни.
Экономический метод:
- совершенствование системы финансирования муниципальной молодежной политики, в том числе через систему внебюджетного финансирования.
Для преодоления ряда проблем необходимо выделить основные принципы реализации Программы:
- четкое определение приоритетов;
- информационная открытость;
- взаимодействие органов местного самоуправления и молодежи;
- программно-целевой подход.
Обеспечение преемственности молодежной политики в Октябрьском районе, основанной на концептуальных предложениях, позволяет определить основные направления Программы:
- становление патриотов России, граждан правого, демократического государства;
- развитие моделей и форм вовлечения молодежи в трудовую и экономическую деятельность;
- укрепление института молодой семьи, формирование механизмов поддержки молодой семьи;
- профилактика асоциальных явлений в молодежной среде; интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации в жизнь общества;
- поддержка инициативной, талантливой молодежи, молодежных общественных организаций; формирование и продвижение образа успешного молодого человека, вовлечение молодежи в общественно-политическую жизнь общества.
Отдел молодежной политики Управления образования и молодежной политики администрации Октябрьского района (исполнитель) несёт ответственность за реализацию Программы, а также:
1) разрабатывает в пределах своих полномочий проекты муниципальных правовых актов Октябрьского района, необходимых для реализации Программы;
2) готовит и уточняет перечень программных мероприятий на очередной финансовый год и плановый период, уточняет затраты по программным мероприятиям;
3) организует и осуществляет мероприятия межпоселенческого характера с детьми и молодёжью;
4) организует и проводит в пределах своей компетенции конкурсы, выставки, фестивали, конференции, слёты, семинары и другие мероприятия в сфере молодёжной политики;
5) организует информационное и научно-методическое обеспечение реализации государственной молодёжной политики, обеспечение проведения мониторинга положения в районе;
6) организует размещение в средствах массовой информации и сети Интернет информацию о ходе и результатах реализации Программы, финансировании программных мероприятий.
Контроль за реализацией Программы осуществляет заместитель главы администрации Октябрьского района по социальным вопросам.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.