Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика проблемы, на решение которой
направлена программа
1.1. Современное состояние сети автомобильных дорог общего пользования муниципального значения и безопасности дорожного движения
Протяженность автомобильных дорог общего пользования местного значения по состоянию на 1 января 2010 года составляет 41,5 км. В составе муниципальных автомобильных дорог находится 2 моста общей протяженностью 190 м.
Формирование и дальнейшее развитие структуры сети автомобильных дорог определяется межмуниципальными автомобильными дорогами и автодорожными маршрутами, проходящими по территории муниципального образования:
Нижневартовск - Радужный;
Радужный - Новоаганск;
Нижневартовск-Радужный-Новоаганск;
Муниципальное образование характеризуется низким показателем густоты автомобильных дорог общего пользования. Протяженности местных автомобильных дорог по категориям представлены в таблице 1.
Таблица 1
Протяженность автомобильных дорог общего пользования местного значения
по категориям на 01.01.2010
Город |
Протяжённость по категориям, км |
|||||
всего |
в том числе |
|||||
I |
II |
III |
IV |
V |
||
|
|
|
|
|
|
|
Радужный |
41,5 |
- |
|
41,5 |
|
- |
|
|
|
|
|
|
|
Итого: |
41,5 |
|
|
41,5 |
|
|
По состоянию на 1 января 2010 года 50 % автомобильных дорог общего пользования, местного значения эксплуатируются более пятнадцати лет, из них 18 % находятся в эксплуатации более 20 лет. При нормативных межремонтных сроках на капитальный ремонт -12 лет и от 4 до 6 лет на ремонт (в зависимости от категории дорог) сложилась ситуация, когда значительная часть местных дорог имеет недостаточные транспортно-эксплуатационные характеристики. По состоянию на начало 2010 года протяженность дорог не отвечающих нормативным требованиям составляет 3,9 км или 9 % к общей протяженности.
На сегодняшний день обстановка с аварийностью на автомобильных дорогах в муниципальном образовании является неудовлетворительной, что объясняется постоянно возрастающей мобильностью населения, сокращением объемов перевозок общественным транспортом как альтернативы личному транспорту, ростом уровня автомобилизации населения. По состоянию на 1 января 2010 года на территории города зарегистрировано 17752 ед. автотранспорта, в т.ч.: легковых автомобилей - 11479 ед., автобусов - 598 ед.; грузовых автомобилей - 4047.ед., прицепы и полуприцепы 1476 ед. и мотоциклов - 155 ед. На 1000 жителей города приходится более 244 легковых автомобилей, что превышает среднероссийский показатель, составляющий менее 215 автомобилей.
С 2002 по 2009 гг. в г. Радужном произошло более 217 ДТП, в которых погибли и получили ранения 292 человека. В среднем ежегодно в муниципальном образовании погибает 1 человек, ранения получают свыше 34 человек.
Общее количество ДТП в муниципальном образовании имело тенденцию к росту до начала реализации целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в муниципальном образовании на 2004 - 2010 годы". С момента ввода программы в действие число ДТП сократилось на 46% от 26 ДТП в 2004 г. до 14 ДТП в 2009 г.
Основными видами ДТП остаются: нарушение проезда пешеходных переходов, нарушение правил обгона, скоростного режима, столкновения.
На улицах города и дорогах в период с 2002 по 2009 годы было совершено 3 ДТП с участием детей, в которых 1 ребёнок погиб. К основным причинам аварийности в муниципальном образовании, относятся:
- невнимание участников дорожного движения к требованиям безопасности дорожного движения;
- низкая технологическая адаптивность сложившейся системы управления в области обеспечения БДД к стремительному росту парка транспортных средств;
- низкий уровень подготовки водителей.
1.2. Характеристика проблемы развития, совершенствования сети автомобильных дорог и безопасности дорожного движения
Сеть автомобильных дорог в муниципальном образовании имеет характерное отличие в общероссийской сети дорог. Прежде всего это выражается значительной долей ведомственных автомобильных дорог. По состоянию на 1 января 2010 года протяжённость ведомственных дорог с твердым покрытием в муниципальном образовании составляет 19 км. Такое соотношение объясняется промышленной направленностью развития экономики муниципального образования. Актуальной проблемой в муниципальном образовании является необходимость скоординированного развития и совершенствования автомобильных дорог различной формы собственности как единой сети автомобильных дорог. Координация определяет не только рациональное начертание структуры сети - это и целесообразное выявление интересов различных пользователей автомобильных дорог, кооперация сил и средств города и бизнеса в строительстве, реконструкции, сервисном обустройстве дорог, формировании единой дорожной политики в муниципальном образовании, направленной, в том числе, и на развитие местной базы стройиндустрии.
Отдельные участки существующих автомобильных дорог общего пользования местного значения (ул. Новая, ул. Казамкина, дорога Радужный - мкр Южный, участок дороги на ГИБДД, участок дороги БПТО и КО) характеризуются высокой интенсивностью движения, превышающей технико-эксплуатационные возможности автомобильных дорог, что не позволяет обеспечить выполнение требований к пропускной способности, комфорту и безопасности участников дорожного движения.
Необходимость усложнения структуры экономики, формирования единого регионального рынка, в т.ч. и труда, развития малого и среднего бизнеса, повышения качества жизни населения, формирования городских агломераций, которые во многом будут определяться тем, как эффективно будут решены транспортные коммуникации внутри и между ними, требуют развития и совершенствования сети автомобильных дорог.
Промышленная направленность развития экономики муниципального образования определяет постоянное увеличение в составе транспортного парка автомобилей большой грузоподъемности, рост интенсивности движения транспорта и возрастающие нагрузки на автомобильные дороги.
Дальнейший рост интенсивности движения по автомобильным дорогам предопределен:
-возрастающими объемами промышленных грузов, транспортируемых по автомобильным дорогам, необходимых для функционирования предприятий нефтедобывающего комплекса.
Рост интенсивности движения ведет к необходимости реконструкции автомобильных дорог и искусственных сооружений, приведению их транспортно-эксплуатационных характеристик к нормативным требованиям.
Сложные природные условия строительства и большие нагрузки на автомобильные дороги, неизбежно ведут к повышенным затратам на ремонт и содержание дорог, либо к строительству дорожных конструкций относительно типовых решений, повышенной капитальности, следствием чего является увеличение стоимости строительства. Несвоевременное выполнение ремонта и капитального ремонта, реконструкции автомобильных дорог, наряду с дополнительными издержками на транспорте, в секторах экономики и увеличением количества дорожно-транспортных происшествий, приводят к необходимости увеличения затрат на приведение дорог в нормативное состояние. Практика показывает, что задержка с проведением ремонтных работ на 3 года ведет к росту дополнительных затрат на капитальный ремонт, сопоставимых с объемами затрат при выполнении их по плану.
Важное воздействие автомобильные дороги оказывают на расширение сектора услуг, в первую очередь имеющих социальную направленность. Сектор услуг может создать значительное количество рабочих мест, что очень важно как для муниципального образования с невысоким уровнем социально-экономического развития, так и для крупных компаний.
Развитый сектор услуг формирует и делает территорию более инвестиционно привлекательной, т.к. экономика начинает зависеть не только от нефтедобывающего сектора, но и от эффективности связанных с ним бизнес услуг и качества социальных услуг, направленных на повышение устойчивости социально-экономической системы города. К их числу относятся:
повышение спроса на услуги дорожного сервиса;
развитие услуг торговли, мобильных служб бытового обслуживания населения, имеющих важное значение для населения города;
развитие системы медицинских и культурно-досуговых услуг населению города, бизнес услуг, обладающих маневренностью, мобильностью доставки, перемещаемостью.
Все это будет способствовать развитию малого и среднего бизнеса, без которого социально-экономическая система города не может в дальнейшем устойчиво развиваться.
Проблема аварийности, связанной с автомобильным транспортом, приобрела особую остроту в связи с несоответствием дорожно-транспортной инфраструктуры, недостаточной эффективностью функционирования системы обеспечения безопасности дорожного движения и крайне низкой дисциплиной участников дорожного движения. Быстрый рост количества автомобильного транспорта за последние годы и массовое включение в дорожное движение новых водителей и перевозчиков привели к существенному изменению условий дорожного движения: увеличилась плотность транспортных потоков, возросла интенсивность движения, что оказывает влияние на рост аварийности.
Определяющее влияние на аварийность оказывают водители транспортных средств, принадлежащих физическим лицам. Удельный вес этих происшествий превышает 90% всех происшествий, связанных с несоблюдением водителями требований безопасности дорожного движения.
Сложившееся положение дел усугубляется неэффективным использованием реальных рычагов воздействия на негативные процессы, происходящие в области обеспечения безопасности дорожного движения. Кроме того, в условиях дотационности существенно снижаются возможности муниципального образования для решения задач по обеспечению безопасности дорожного движения.
Применение программно-целевого метода позволит осуществить координацию деятельности заинтересованных органов исполнительной власти автономного округа и органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения, реализацию комплекса мероприятий, в том числе профилактического характера, уменьшающих число дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими и количество лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий.
1.3. Роль автомобильных дорог общего пользования муниципального значения и безопасности дорожного движения в социально-экономическом развитии города.
Долгосрочное социально-экономическое развитие муниципального образования требует:
снижения издержек в производственном секторе экономики (уменьшение затрат на транспорте, повышение скоростей транспортных потоков или товародвижения, повышающих скорость оборачиваемости капитала и делающих территорию инвестиционно привлекательной);
повышения уровня занятости и создания более комфортных условий жизни населения.
Развитие и совершенствование сети автомобильных дорог способствуют эффективному решению отмеченных задач.
Достаточная безопасность дорожного движения лежит в основе высокого качества жизни населения муниципального образования и потому влияет на динамику социально-экономических процессов. Значительная часть жителей города ежедневно становятся участниками дорожного движения, поэтому общество заинтересовано в безопасном функционировании транспортной системы.
Быстрый рост парка автотранспортных средств, вовлечение в процесс дорожного движения большого числа водителей-новичков, являющихся основными причинами роста числа дорожно-транспортных происшествий на автомобильном транспорте, которые требуют комплексного решения вопросов безопасности дорожного движения. Для этого в муниципальном образовании в 2011 году заказан проект автоматизированного автодрома, для обучения водителей - новичков. Это позволит муниципальному образованию снизить показатели аварийности и улучшить качество подготовки водителей.
1.4. Целесообразность решения проблем программно-целевым методом
Программа позволит:
1. Формировать дорожную сеть как единое транспортное пространства в муниципальном образовании.
2. Приведение транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог общего пользования местного значения в соответствие с требованиями норм и технических регламентов.
3. Проводить целенаправленную долговременную политику по повышению безопасности дорожного движения, что позволит населению, определяющему устойчивость дальнейшего социально-экономического развития города, во многом повысить комфортность своей жизнедеятельности
4. Совместно с автономным округом планировать деятельность по развитию и совершенствованию автодорожных маршрутов проходящих по территории муниципального образования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.