Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 3. Описание подпрограммы "Обеспечение прав граждан на доступ
к культурным ценностям и информации"
3.1. Краткая характеристика текущего состояния библиотечного, музейного дела и сферы историко-культурного наследия
Начиная с 2011 года в Сургутском районе реализуются мероприятия окружной программы "Культура Югры на 2011 - 2013 годы", что позволяет системно решать вопросы модернизации материально-технической базы библиотек. В Сургутском районе функционирует 2 сельских модельных библиотек и 2 модернизированные библиотеки, внестационарное обслуживание жителей сельских поселений осуществляют 7 библиотек, силами 13 библиотечных пунктов.
Основная задача библиотек - предоставление равного доступа к информационным ресурсам. Решению задачи способствует развитие информатизации общедоступных библиотек. Показатели информатизации библиотечной отрасли Сургутского района значительно опережают аналогичные характеристики в библиотеках автономного округа, УрФО и России. Доля общедоступных библиотек Сургутского района, оснащённых персональными компьютерами, составляет 100 %, для сравнения: уровень округа - 98,5 %, уровень России - 47 %, УрФО - 50 %. Объём электронных библиотечных каталогов к общему объёму фондов составляет 100% (в округе - 59 %). На базе общедоступных библиотек создано 11 центров и пунктов общественного доступа.
Отличительными особенностями библиотечной отрасли Сургутского района являются инновационный характер их развития, высокий уровень информатизации, внедрение в практику работы международных стандартов в области менеджмента качества и результатов научно-исследовательской деятельности.
В 2009 - 2010 годах в Сургутском районе проводился мониторинг удовлетворённости потребителей качеством деятельности библиотек с помощью методики SERVQUAL, по его итогам 80 % респондентов удовлетворены качеством работы библиотек. Библиотеки продолжают оставаться одним из самых востребованных социальных институтов. Услугами общедоступных библиотек в 2009 - 2011 годах пользовался каждый пятый житель Сургутского района.
Поступление книжного фонда повысилось в 2012 году относительно 2011 года с 6,9 % до 7,5 %. В тоже время отмечается снижение обеспеченности Сургутского района общедоступными библиотеками за последние 5 лет с 37% в 2008 году до 31 % в 2013. По состоянию на 01 января 2013 года библиотечная сеть имеет только 50 % требуемых площадей для размещения фонда и комфортного обслуживания читателей. Приоритетной задачей развития муниципальных библиотек является совершенствование ресурсной базы в части автоматизации и информатизации библиотечных процессов.
Музеи Сургутского района продолжают оставаться одним из самых востребованных социально-культурных институтов. Из 3 музеев один находится в ведении муниципального образования Сургутский район. За более чем 20 летний срок своего существования муниципальное учреждение культуры "Русскинской музей Природы и Человека им. Александра Павловича Ядрошникова" собрал богатые и разнообразные коллекции по природе края, фонд музея вырос до 5260 единиц хранения. Музей является визитной карточкой Сургутского района, совмещает в себе многообразные функции: научного и просветительского центра, образовательного учреждения, центра организации досуга и места проведения различного рода общественных мероприятий. Ежегодно музей посещает более 15 тысяч человек. Для увеличения числа посетителей музея в 2014 году планируется реализовать проект новой постоянной экспозиции в Музее Природы и Человека в д. Русскинской.
Значения показателей, характеризующих обеспеченность и состояние материально-технической базы музеев в Сургутском районе, соответствуют средним показателям в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре значительно выше в сравнении со средними показателями по УрФО и России. Количество музеев в Сургутском районе на 10 тыс. человек населения составляет 0,24 единицы, в автономном округе - 0,23 единицы, в УрФО - 0,18 единиц, в России - 0,17 единиц. Доля строений музеев, находящихся в неудовлетворительном состоянии, в Сургутском районе - 33%, в автономном округе 25,4 %, в УрФО - 37,5 %, в России - 41,9 %. Данный показатель улучшился в 2013 году с 66% до 33% за счёт ввода в эксплуатацию нового здания Русскинского музея. Русскинской музей Природы и Человека ежегодно принимает в своих стенах посетителей, количество которых в пять - шесть раз превышает число жителей в д. Русскинская, где он расположен.
В тоже время, до настоящего времени музеем не в полном объёме выполнялись:
- обеспечение безопасности посетителей (обеспечение пожарной безопасности);
- обеспечение возможности удалённого доступа к музейным ценностям.
Решением данных проблем стал ввод нового здания музея в 2013 году.
Несмотря на двойную нагрузку на сотрудников музея, связанную с размещением в новом здании, за последние три года отмечается повышение или сохранение некоторых объёмных показателей работы музея: рост количества проведённых выставок по сравнению с 2011 годом на 1 единицу, т.е. 15 %; рост общих и экскурсионных посещений. Этому способствует и увеличение штата музея в 2013 году. А так же расширение и укрепление внешних связей учреждения, участие в международных, всероссийских музейных проектах, конференциях, семинарах.
В 2013 году подключены 4 точки доступа для посетителей музея. Разработка и внедрение в практику своего музейного Internet-сайта, обеспечит возможности удалённого доступа к музейным ценностям.
Музейная модернизация непосредственно связана с трансформацией и формированием новой роли музея в обществе и культуре. Информационные технологии плотно интегрируются с экспозиционно-выставочной работой. Музей испытывает потребность в мультимедийном оборудовании и других средствах предоставления информации о музейных коллекциях в электронном виде в соответствии с мировыми тенденциями развития IT-технологий.
По итогам 2012 года модернизация IT-инфраструктуры (компьютерного парка) проведена в 100 % музеев Сургутского района, что позволило достичь высоких показателей в оснащении музеев компьютерной техникой и подключения 4 точек доступа к сети Интернет. Доля музеев, оснащённых персональными компьютерами, составляет 100 % (в ХМАО - 100%, в УрФО - 90,2 %, в России - 87,5 %). Доля музеев, имеющих доступ к сети Интернет - 100% (в ХМАО - 86,1 %, в УрФО - 61,2 %, в России - 59,7 %).
Текущий объём музейного фонда составляет 5,3 тыс. единиц. Показатель экспонирования основного фонда составляет 19%. Рост процента экспонирования связан с вводом в эксплуатацию нового здания музея. Для размещения музея используется 2 строения, общей площадью 1490 м2, из которых для экспонирования музейных фондов отведено немногим более 61 % от площади всех помещений, площадь под хранение музейных фондов составляет 12 % от площади всех помещений.
Прогнозируемым видом деятельности музея можно назвать расширение спектра предлагаемых для туриндустрии музейных программ, усиление статуса и качества проведения традиционных праздников, формирование музейной экспозиции по разработанному специализированной организацией дизайн-проекту.
С 1991 года в Сургутском районе осуществляется деятельность, направленная на сохранение, использование и популяризацию культурного наследия, находящегося в пределах его территории. Данная функция возложена на муниципальное автономное учреждение культуры Сургутского района "Историко-культурный научно-производственный центр "Барсова Гора", подведомственное администрации Сургутского района.
Спецификой недвижимого наследия Сургутского района является значительное преобладание над памятниками архитектуры археологических объектов, представленных руинированными сооружениями. Археологические памятники составляют 99,9% от общего количества поставленных на учёт объектов культурного наследия. Богатство и разнообразие объектов археологического наследия, расположенных на сравнительно небольшой территории, ландшафтное своеобразие достопримечательных мест, многочисленные научные исследования - все это создает уникальные предпосылки для формирования в Сургутском районе особо охраняемой территорий в виде историко-культурного заповедника.
За более чем 20-летнию работу в этом направлении накоплена информационная база по объектам культурного наследия, большая часть которых выявлена в результате рекогносцировочных обследований на межселенной территории в отдаленных и труднодоступных местах. Вместе с тем, известно значительное количество объектов, расположенных в границах муниципальных образований и прежде всего на территории городского поселения Барсово, где располагается археологический комплекс Барсова гора. Подобная ситуация наблюдается и в сельском поселении Солнечный - большое количество объектов культурного наследия выявлено в окрестностях пос. Сайгатина и д. Старое Сайгатина. Имеется информация по остальным сельским и городским поселениям, однако весьма приблизительная, что осложняет составление единой геоинформационной базы и, как следствие, затрудняет оперативно и точно предоставлять информацию землепользователям о наличии/отсутствии объектов культурного наследия на земельных участках, планируемых к освоению.
Проблема заключается в неисполнении администрациями муниципальных образований своих полномочий в части, определённой пунктом 13 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", где на них возлагаются проведение мероприятий по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия, в частности, в бюджеты не закладывались статьи расходов по этим направлениям, соответственно работы не проводились. В итоге на 2013 нет точной информации об объектах культурного наследия (как памятниках археологии, так и архитектуры), которая должна учитываться при разработке генеральных планов поселений и территориальном планировании в общем.
Решение проблемы видится в передаче части полномочий от сельских поселений на уровень района. Городское поселение Барсово, сельские поселения Солнечный и Нижнесортымский передали часть своих полномочий по вопросу проведения мероприятий по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия в район, однако передача осуществлялась без соответствующих субвенций. В свете особого контроля за сохранением объектов культурного наследия со стороны государства, неизбежно возникает потребность в осуществлении данных мер на местах, что требует чёткого распределения обязанностей в структуре административного управления. Необходимо сконцентрировать контроль за проведением мероприятий по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия в одном отраслевом (функциональном) органе администрации Сургутского района, что оперативно позволит проводить работы путём планирования и изменения муниципального задания ежегодно, определить особо значимые историко-культурные компоненты на каждой территории и в дальнейшем разработать потенциальные туристические продукты, снизить вероятность возникновения проблемных ситуаций при освоении новых территорий и перепланировке старых и уменьшить финансовые риски (затраты на изменения данных в уже разработанные или разрабатываемые генеральные планы, начало строительства без информации о наличии/отсутствии объектов культурного наследия). Централизация полномочий в данном случае позволит качественно и быстро решать задачи настоящей программы.
3.2. Цели, задачи подпрограммы, показатели их достижения
Цель подпрограммы:
- повышение качества культурных услуг, предоставляемых населению в области библиотечного и музейного дела, историко-культурного наследия, при обеспечении доступа к культурным ценностям и информации.
Задачи подпрограммы:
- создание условий для модернизационного развития общедоступных библиотек Сургутского района;
- развитие музейного дела и удовлетворение потребности населения в предоставлении доступа к культурным ценностям;
- сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия.
Целевые показатели подпрограммы (непосредственные и конечные) по годам приведены в приложении 2 к постановлению.
Эффективность реализации подпрограммы планируется оценить по показателям:
- увеличение охвата библиотечным обслуживанием с 26,8 до 28,3%;
- увеличение посещаемости музея населением Сургутского района (относительно предыдущего года) с 16% до 20% ежегодно;
- увеличение доли объектов культурного наследия, сведения о которых опубликованы в сети Интернет с 0,6% до 1,4%.
3.3. Обобщённая характеристика основных мероприятий подпрограммы
Обеспечение сохранения Музейного фонда Сургутского района предполагает проведение мероприятий по обеспечению специализированным оборудованием для хранения музейных фондов и их комплектованию, финансированию реставрационных работ особо ценных экспонатов изобразительного искусства и материальной культуры.
Предоставление доступа к музейным предметам и музейным ценностям предполагает предоставление муниципальному бюджетному учреждению субсидий на выполнение муниципального задания и на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) по публичному предоставлению населению музейных предметов и музейных коллекций.
Информатизация музеев Сургутского района предполагает проведение мероприятий по созданию виртуального музея, поддержке автоматизированной учётной базы данных музейных фондов, созданию резервных копий баз данных, обеспечению функционирования электронного каталога Музейного фонда, модернизацию IT-оборудования муниципального музея, созданию и обслуживанию нового интернет-сайта.
Поддержка выставочных проектов и создание стационарных экспозиций музеев предполагает проведение мероприятий, направленных на создание экспозиции нового здания музея и экспонирование выставок из фондов музея.
Научно-исследовательская и научно-методическая деятельность музея предполагает участие в научных конференциях, выпуск научных изданий музея и обучение специалистов музея работе с автоматизированной учётной базой данных.
Комплектование музейного фонда и музейных коллекций предполагает пополнение основного и вспомогательного музейного фондов новыми экспонатами и музейными коллекциями.
Обеспечение деятельности (выполнение функций) муниципального казённого учреждения культуры "Сургутская районная централизованная библиотечная система" предполагает финансирование деятельности районной библиотеки, в том числе формирование и обработку библиотечных фондов, методическое обеспечение деятельности 19 библиотек Сургутского района, предоставление доступа населения к информации и справочно-поисковому аппарату.
Формирование информационных ресурсов общедоступных библиотек Сургутского района предполагает проведение мероприятий по комплектованию библиотечных фондов, работе по переводу в машиночитаемые форматы документов (микрофильмирование и оцифровку), по консервации и реставрации документов, приобретению права доступа к базам данных, организации справочно-поискового аппарата собственной генерации.
Модернизация программно-аппаратных комплексов общедоступных библиотек предполагает проведение мероприятий по модернизации IT-оборудования, открытию и модернизации центров общественного доступа к социально значимой информации.
Развитие системы дистанционного и вне стационарного библиотечного обслуживания муниципального района предполагает проведение мероприятий по созданию электронных ресурсов, поддержке вне стационарного библиотечного обслуживания, созданию и модернизации сайтов и порталов муниципальных библиотек, подключению к ресурсам и сервисам Интернета, функционированию и модернизации библиотечных пунктов, приобретению библиобусов.
Проведение мероприятий по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) предполагает предоставление муниципальным учреждениям субсидий, на выполнение муниципального задания и на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) по обеспечению доступа к информации и осуществлению научно-исследовательских работ в сфере историко-культурного наследия Сургутского района.
Перечень основных мероприятий подпрограммы с информацией по финансовому обеспечению приведены в приложении 2 к постановлению.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.