Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к постановлению Администрации г. Сургута
от 20 мая 2008 г. N 1545
Положение
о сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны города Сургута
1.Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано на основании Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30.06.2006 N 145-п "О сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Ханты-Мансийского автономного округа - Югры сеть наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны города Сургута (далее - СНЛК).
1.2. Сеть наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны города является составной частью сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и относится к силам городского звена постоянной готовности территориальной подсистемы РСЧС.
1.3. В сеть наблюдения и лабораторного контроля города Сургута входят функционирующие на территории городского округа профильные учреждения, организации федеральных органов исполнительной власти, исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющие надзор, наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды, средой обитания человека, за обстановкой на потенциально-опасных объектах города и прилегающим к ним территориям и анализирующие воздействие вредных факторов на здоровье населения.
1.4. Финансирование мероприятий, проводимых муниципальными учреждениями СНЛК, осуществляется за счет средств бюджета города, учреждениями федеральных органов и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации - за счет ассигнований, выделяемых соответствующими министерствами, ведомствами на мероприятия гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Основанием для истребования финансовых средств являются программы текущего и перспективного развития сети, которые согласовываются с Администрацией города и отправляются в вышестоящие инстанции (в соответствующие министерства и ведомства).
1.5. Координирующим органом сети наблюдения и лабораторного контроля города является комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности города.
1.6. Постоянно действующим органом управления сетью наблюдения и лабораторного контроля является управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Администрации города.
1.7. Непосредственное руководство учреждениями, включенными в структуру СНЛК, осуществляют их вышестоящие комитеты, департаменты, министерства.
1.8. Учреждения СНЛК осуществляют свою деятельность во взаимодействии с учреждениями СНЛК Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, с заинтересованными организациями и общественными объединениями, а также с учреждениями СНЛК муниципальных образований округа.
1.9. Для решения текущих и оперативных вопросов по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуации на территории города создается штаб СНЛК из числа первых руководителей учреждений сети. Начальником штаба сети является лицо, назначенное Главой города.
1.10. В чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера муниципального масштаба начальник штаба СНЛК по согласованию с руководителем гражданской обороны города может привлекать специализированные лаборатории (химико-бактериологические, радиологические) предприятий и учреждений города независимо от их организационно-правовых форм управления и форм собственности.
1.11. Основу СНЛК составляют учреждения федерального, окружного, подчинения, осуществляющие надзор в сфере защиты прав потребителей, в сфере охраны объектов окружающей среды и являются головными. Учреждения, непосредственно проводящие лабораторные исследования, работают по согласованию с головными учреждениями. Учреждения СНЛК, располагающие лабораториями, являются учреждениями постоянной готовности со сроками приведения в готовность в рабочее время - 0,5 часа, в нерабочее время и выходных и праздничные дни - 2 часа. При общей эвакуации населения города учреждения СНЛК размещаются в загородной зоне, которая подготавливается заблаговременно, в соответствии с планом перевода СНЛК с мирного на военное время.
1.12. Лабораторный контроль продуктов питания, пищевого сырья, питьевой воды, установление видов микроорганизмов и токсинов, выделенных из проб объектов окружающей среды и организма человека, проводится по методикам, утвержденным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического надзора, Роспотребнадзором Российской Федерации.
1.13. Исследование пищевого и фуражного сырья, а также диагностика заболеваний животных, птиц и растений, ветеринарный, фитосанитарный контроль проводится по методикам, утвержденным департаментом ветеринарии Минсельхоза Российской Федерации, Россельхознадзором Российской Федерации.
1.14. Лабораторный контроль окружающей среды осуществляется по методикам, утвержденным Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, Росгидрометом.
1.15. Учреждения СНЛК в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, законами и нормативно-правовыми актами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, нормативными актами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Минсельхоза Российской Федерации, Госкомитетом по охране окружающей среды Российской Федерации, МЧС России, Министерства природных ресурсов Российской Федерации, настоящим положением.
2. Основные задачи СНЛК
2.1. Прогнозирование и оценка радиационной, химической и биологической обстановки на территории города методом наблюдения и лабораторного контроля.
2.2. Своевременное обнаружение и обозначение участков территории города, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому (бактериологическому) заражению (загрязнению).
2.3. Определение степени и вида загрязнения (заражения) питьевой воды, пищевого и фуражного сырья, продовольствия, объектов окружающей среды (воздуха, почвы, воды, открытых водоемов, растительности и др.) при предпосылке и создании чрезвычайных ситуаций на территории города.
2.4. Введение режимов радиационной, химической, биологической защиты на территориях, подвергшихся радиоактивному, химическому и иному виду загрязнений, бактериологическому заражению.
2.5. Принятие управленческих решений и экстренных мер по защите населения города, сырья и продуктов питания от радиоактивных (далее - РВ), отравляющих (далее - ОВ), аварийно химически опасных веществ (далее - АХОВ), биологических (бактериологических) средств (далее - БС) возбудителей инфекционных заболеваний.
3. Функции учреждений СНЛК по вопросам гражданской обороны
и чрезвычайных ситуаций
В целях выполнения возложенных задач на СНЛК города, на учреждения, включенных в сеть, возлагаются следующие функции.
3.1. Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в городе Сургуте и Сургутском районе, Свердловский территориальный отдел территориального управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту:
3.1.1. Контролирует состояние санитарно-эпидемиологической, химической, радиационной обстановки на подконтрольных объектах муниципального образования.
3.1.2. Содействует приведению в готовность подведомственных лабораторий, входящих в СНЛК города, к действиям в чрезвычайных ситуациях мирного и условиях военного времени.
3.1.3. Обеспечивает взаимодействие учреждений СНЛК со специализированными учреждениями округа, области, города.
3.1.4. Выдает заключения по степени зараженности объектов окружающей среды, продовольствия, воды на РВ, ОВ, АХОВ по результатам лабораторных исследований и экспресс анализов учреждений, входящих в СНЛК.
3.1.5. Участвует в сборе, обобщении и анализе информации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени на подконтрольных объектах.
3.1.6. Оказывает помощь в разработке нормативно-методических документов для центра гигиены и эпидемиологии.
3.1.7. Осуществляет методическое руководство лабораториями центра гигиены и эпидемиологии, входящими в структуру СНЛК, при проведении всех видов лабораторных исследований и анализов.
3.1.8. Участвует в организации обучения, подготовки (переподготовки) специалистов учреждений СНЛК.
3.1.9. Оказывает методическую помощь в проведении ежегодных тренировок и учений, по заранее утвержденному плану.
3.1.10. Оказывают методическую помощь по подбору специального оборудования для оснащения лабораторий центра гигиены и эпидемиологии.
3.1.11. Осуществляет прогнозирование и оценку радиационной, химической и биологической (бактериологической) обстановки в целях обоснования планируемых защитных мероприятий.
3.1.12. Проводит социально-гигиенический мониторинг на подконтрольных объектах в целях предупреждения биолого-социальных чрезвычайных ситуациях.
3.1.13. Участвует в подготовке, введению и отмене на подконтрольных объектах ограничительных мероприятий (карантина) при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
3.1.14. Планирует и проводит на подконтрольных объектах санитарно-эпидемиологических (профилактических, ограничительных) мероприятий при угрозе или возникновении инфекционных заболеваний.
3.1.15. Принимает участие в выявлении и установлении причин и условий возникновения и распространения инфекционных, паразитарных, профессиональных заболеваний, а также массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей, связанных с воздействием неблагоприятных факторов среды обитания человека, путем проведения специальных санитарно-эпидемиологических расследований, установлении причинно-следственных связей между состоянием здоровья и средой обитания человека.
3.1.16. Вносит предложения в Администрацию города о проведении мероприятий на подконтрольных объектах, направленных на предупреждение, выявление и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе связанных с применением с террористической целью биологических, химических, радиационных и иных факторов, представляющих чрезвычайную опасность для населения, а также аварийных ситуаций при перевозке транспортом опасных грузов.
3.2. Федеральное государственное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в городе Сургуте и Сургутском районе", Федеральное государственное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту":
3.2.1. Проводит санитарно-эпидемиологическую, химическую, радиационную разведку и наблюдение в очагах массового заражения (бактериологического, химического, радиоактивного или комбинированного) на подконтрольных объектах в пределах территории города.
3.2.2. Проводит отбор проб из объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого сырья на подконтрольных объектах санитарно-эпидемиологического надзора и осуществляет их доставку в лаборатории центра для проведения экспертизы.
3.2.3. Определяет зараженность объектов окружающей среды, продовольствия, пищевого и фуражного сырья, питьевой воды на РВ, ОВ, АХОВ и проводят специфическую индикацию БС на подконтрольных объектах.
3.2.4. Устанавливает факт наличия (на основе косвенных признаков) на подконтрольных объектах микробиологических средств в военное время и возбудителей инфекционных заболеваний в чрезвычайных ситуациях мирного времени.
3.2.5. Устанавливает вид микробиологических средств боевых рецептур в военное время и возбудителей инфекционных заболеваний при возникновении чрезвычайных ситуациях мирного времени в пробах, отобранных на подконтрольных объектах, продовольствия, питьевой воды, пищевого сырья, а также в материалах, взятых от больных и трупов людей (специфическая индикация).
3.2.6. Осуществляет идентификацию выделенных штаммов микроорганизмов и токсинов в отобранных пробах на подконтрольных объектах.
3.2.7. Проводит санитарную экспертизу на подконтрольных объектах продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья, зараженных РВ, ОВ, АХОВ и БС, с выдачей заключения о пригодности их к использованию по назначению.
3.2.8. Проводит замеры мощности доз радиоактивного излучения на подконтрольных объектах города, со снятием показаний два раза в сутки.
3.2.9. Определяет удельную и объемную активность радионуклидов в пробах продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья, установление радионуклидного состава исследуемых проб.
3.2.10. Осуществляет прогнозирование и оценку радиационной, химической и биологической (бактериологической) обстановки в целях обоснования планируемых защитных мероприятий.
3.2.11. Устанавливает границы зон химического, биологического и радиоактивного заражения в районах чрезвычайных ситуациях на подконтрольных объектах.
3.3. Комитет по природопользованию и экологии Администрации города Сургута, Сургутское управление охраны окружающей среды Департамента охраны окружающей среды и экологической безопасности Ханты-Мансийскому автономному округу - Югры, Отдел по надзору в сфере недропользования Управления Росприроднадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре:
3.3.1. Осуществляет надзор и контроль в области использования и охраны земель, недр, лесов, вод, атмосферного воздуха, растительного и животного мира, других природных ресурсов в пределах своих полномочий на подведомственной территории в целях предупреждения чрезвычайных ситуаций природного характера.
3.3.2. Организует и координирует работу в области природопользования и охраны природы на подведомственной территории в пределах своих полномочий.
3.3.3. Контролирует состояние готовности подведомственных лабораторий, входящих в СНЛК, к действиям в чрезвычайных ситуациях мирного и условиях военного времени.
3.3.4. Обеспечивает взаимодействие учреждений СНЛК со специализированными учреждениями округа, области, города.
3.3.5. Выдает заключения по степени зараженности объектов окружающей среды, продовольствия, воды на РВ, ОВ, АХОВ по результатам анализов лабораторий, входящих в СНЛК.
3.3.6. Участвуют в сборе, обобщении и анализе информации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.
3.3.7. Вводит ограничения на пользование участками недр на территориях населенных пунктов, природных зон, объектов промышленности, транспорта и связи в случаях, если это пользование может нанести ущерб жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйствующим объектам или окружающей природной среде.
3.3.8. Разрабатывает нормативно-методические документы для лабораторий СНЛК.
3.3.9. Осуществляет методическое руководство подведомственными лабораториями, входящими в структуру СНЛК при проведении ими всех видов лабораторных исследований и анализов.
3.3.10. Оказывает методическую помощь в проведении ежегодных тренировок и учений, по заранее утвержденному плану основных мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
3.3.11. Оказывает методическую помощь по подбору специального оборудования для оснащения лабораторий СНЛК, подает заявки на финансирование мероприятий гражданской обороны по доукомплектации и оснащению в вышестоящие органы исполнительной власти Ханты-Мансийскому автономному округу - Югры, муниципальные учреждения - в Администрацию города.
3.4. Сургутский отдел Ханты-Мансийского филиала Федерального государственного учреждения "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Уральскому федеральному округу" по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре:
3.4.1. Проводит отбор и их доставку в лабораторию учреждения для проведения экспертизы по определению их загрязнения РВ, ОВ, АХОВ.
3.4.2. Проводит химическую, радиационную разведку и наблюдение в очагах химического, радиоактивного или комбинированного заражения на территории города.
3.4.3. Проводит химические, физико-химические и биологические анализы сточных, природных, грунтовых вод, почв, донных отложений, шламов, промышленных выбросов и атмосферы в целях предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
3.4.4. Проводит радиационный контроль воздуха, зданий и сооружений, почвы, продовольственного сырья и пищевых продуктов, древесины, воды хозяйственно-питьевого и промышленного назначения, устанавливает радионуклидный состав исследуемых проб.
3.4.5. Устанавливает границы зон возможного радиационного, химического, биологического заражения в районах чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
3.4.6. Осуществляет прогнозирование и оценку радиационной, химической обстановки на контролируемых объектах в целях обоснования планируемых защитных мероприятий.
3.5. Сургутский отдел Государственного ветеринарного надзора Управления ветеринарии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ханты-Мансийский отдел Управления по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тюменской области, Ямало-Ненецкому и Ханты-Мансийскому автономным округам, филиал Сургутская городская ветеринарная служба бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Ветеринарная служба":
3.5.1. Осуществляет надзор и контроль за соблюдением ветеринарных, фитосанитарных правил на территории города в целях предупреждения чрезвычайных ситуаций (эпизоотии, эпифитотии).
3.5.2. Разрабатывает городские программы по охране от заноса и распространения на территории города заразных болезней животных, контроль за их выполнением, а также проведением защитных ветеринарных мероприятий в границах муниципального образования.
3.5.3. Разрабатывает проекты инструкций, положений, наставлений, правил и других нормативных документов по вопросам осуществления ветеринарного контроля и охране территории города от заноса инфекционных заболеваний.
3.5.4. Участвует в разработке унифицированных правил отбора и лабораторных методов исследований возбудителей особо опасных болезней животных.
3.5.5. Осуществляет контроль за ветеринарно-санитарным состоянием автомобильного транспорта, судов, самолетов, вагонов, контейнеров, складских помещений, карантинных баз, погрузочно-разгрузочных площадок и других специальных сооружений перед погрузкой и после выгрузки животноводческих грузов, дезинфекционных и промывочных комплексов, а также за сбором и утилизаций сепараций в портах, на железнодорожных станциях и автотрассах.
3.5.6. Содействует приведению в готовность подведомственных ветеринарных лабораторий, входящих в СНЛК, к действиям в чрезвычайных ситуаций мирного и условиях военного времени.
3.5.7. Обеспечивает взаимодействие учреждений СНЛК со специализированными учреждениями округа, области, города.
3.5.8. Выдает заключения по степени зараженности продовольствия, сырья, воды на РВ, ОВ, АХОВ, вирусы ООИ по результатам лабораторных исследований и экспресс анализов учреждений, входящих в СНЛК.
3.5.9. Участвует в сборе, обобщении и анализе информации в чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени на подведомственных зонах.
3.5.10. Оказывает помощь в разработке нормативно-методических документов для ветеринарных лабораторий.
3.5.11. Осуществляет методическое руководство ветеринарными лабораториями, входящими в структуру СНЛК, при проведении всех видов лабораторных исследований и анализов.
3.5.12. Оказывает методическую помощь в проведении ежегодных тренировок и учений, по заранее утвержденному плану.
3.5.13. Оказывают методическую помощь по подбору специального оборудования для оснащения ветеринарных лабораторий.
3.5.14. Осуществляет прогнозирование и оценку ветеринарно-санитарной обстановки в целях обоснования планируемых защитных мероприятий.
3.5.15. Проводит ветеринарно-санитарный мониторинг на подведомственных зонах в целях предупреждения чрезвычайных ситуаций (эпизоотии, эпифитотии).
3.5.16. Участвует в подготовке, введению и отмене на подведомственных зонах ограничительных мероприятий (карантина) при чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
3.5.17. Планирует и проводит на подконтрольных объектах санитарно-эпидемиологических (профилактических, ограничительных) мероприятий при угрозе или возникновении инфекционных заболеваний.
3.5.18. Принимает участие в выявлении и установлении причин и условий возникновения и распространения инфекционных, паразитарных, профессиональных заболеваний, а также массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) животных и птиц, путем проведения специальных ветеринарно-санитарных расследований, установлении причинно-следственных связей.
3.5.19. Вносит предложения в Администрацию города о проведении мероприятий на подведомственных зонах, направленных на предупреждение, выявление и ликвидацию последствий эпизоотий, эпифитотий в том числе связанных с применением с террористической целью биологических, химических, радиационных и иных веществ, представляющих чрезвычайную опасность для населения.
3.6. Филиал "Сургутская межрайонная ветеринарная лаборатория" Учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Ветеринарная лаборатория":
3.6.1. Проводит ветеринарно-санитарную разведку и наблюдение в очагах массового заражения животных и птиц в пределах территории города.
3.6.2. Проводит отбор проб продовольствия, питьевой воды, пищевого сырья на подконтрольных объектах ветеринарного надзора и осуществляет их доставку в лабораторию для проведения экспертизы.
3.6.3. Устанавливает факт наличия (на основе косвенных признаков) на подконтрольных объектах микробиологических средств в военное время и возбудителей инфекционных заболеваний в чрезвычайных ситуаций мирного времени.
3.6.4. Устанавливает вид микробиологических средств боевых рецептур в военное время и возбудителей инфекционных заболеваний при возникновении чрезвычайных ситуаций мирного времени в пробах, взятых от больных и трупов людей (специфическая индикация).
3.6.5. Проводит ветеринарно-санитарную экспертизу пищевого сырья животного происхождения, на подконтрольных объектах продовольствия, питьевой воды и пищевого и фуражного сырья, зараженных РВ, ОВ, АХОВ и БС, с выдачей заключения о пригодности их к использованию по назначению.
3.6.6. Осуществляет прогнозирование и оценку бактериологической обстановки при массовых заболеваниях животных и птиц в целях обоснования планируемых защитных мероприятий.
3.6.7. Проводит лабораторную диагностику инфекционных болезней животных и птиц.
3.6.8. Осуществляет идентификацию выделенных штаммов микроорганизмов и токсинов.
3.6.9. Определяет удельную и объемную активность радионуклидов в пробах пищевого сырья животного происхождения, фуражного сырья и воды на контролируемых объектах.
3.6.10. Устанавливает радионуклидный состав исследуемых проб, зараженных радиоактивными веществами.
3.6.11. Определяет зараженность сельскохозяйственных животных и птиц, продуктов животноводства, растениеводства, фуражного сырья и воды ОВ, АХОВ, а также проводит их идентификацию.
3.6.12. Проводит лабораторные исследования животных и птиц, пораженных РВ, ОВ, АХОВ, БВ.
3.7. Муниципальное учреждение "Управление лесопаркового хозяйства и экологической безопасности", лаборатория мониторинга атмосферного воздуха:
3.7.1. Проводит отбор и доставку проб в лабораторию охраны окружающей среды учреждения для проведения экспертизы по определению их загрязнения химическими веществами (диоксид азота, оксид азота, диоксид серы, пыль (взвешенные частицы), оксид углерода, формальдегид и фенол).
3.7.2. Проводит комплексный мониторинг загрязнения окружающей среды, устанавливает причины загрязнения в целях предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
3.7.3. Осуществляет прогнозирование и оценку загрязнения окружающей среды в целях обоснования планируемых защитных мероприятий.
3.8. Гидрометеобюро города Сургута, Авиаметеорологическая станция Сургут:
3.8.1. Осуществляет гидрометеорологическое обеспечение территории города в целях предупреждения чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
3.8.2. Проводит прогнозирование погодных условий (температуры воздуха, направление ветра в приземных слоях атмосферы, вертикальная устойчивость атмосферы, осадки, высота снежного покрова) в чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
3.8.3. Осуществляют передачу информации (прогностическую и фактическую) об опасных природных гидрометеорологических явлениях, очень сильных осадках, сильных ветрах, метелях, бурях, высоких уровнях воды при весенних половодьях и дождевых паводках, а также комплексах неблагоприятных метеорологических явлений.
3.8.4. Участвует в определении границ зон возможного распространения отравляющих веществ по погодным условиям.
3.9. Сургутское городское муниципальное унитарное предприятие "Горводоканал", химико-бактериологическая лаборатория:
3.9.1. Проводит химико-бактериологический анализ воды (питьевой, сточной, природной), активного ила в целях предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
3.9.2. Устанавливает границы зон возможного загрязнения (заражения) на контролируемых объектах и выявляет причины выявленных загрязнений.
3.9.3. Осуществляет прогнозирование и оценку химической, биологической обстановки на контролируемых объектах в целях обоснования планируемых защитных мероприятий.
3.9.4. Устанавливает на контролируемой территории факт заражения (загрязнения) ОВ, БС, АХОВ воды открытых водоемов, используемых для промышленных нужд, питьевой воды на контролируемых водопроводных станциях, на выпусках сточных вод и поведение предварительной идентификации ОВ, БС, АХОВ.
3.9.5. Проводит отбор проб воды и их доставку в лабораторию для проведения экспертизы.
3.9.6. Проводит химическую, биологическую разведку и наблюдение в очагах химического, биологического, радиоактивного заражения (загрязнения) воды на территории города.
3.10. Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Администрации города - орган повседневного управления СНЛК:
3.10.1. Организует и координирует деятельность учреждений, включенных в СНЛК.
3.10.2. Совместно с комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности города руководит деятельностью учреждений СНЛК при ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
3.10.3. Осуществляют сбор, обобщение и анализ всей информации при чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
3.10.4. Контролирует состояние готовности учреждений СНЛК к действиям в условиях мирного и военного времени.
3.10.5. Проводит обучение специалистов учреждений СНЛК, ежегодные тренировки и учения, по заранее утвержденному плану.
3.10.6. Осуществляет сбор и обобщение информации по оснащению специальным оборудованием лабораторий и укомплектованности кадрами, подает заявки на финансирование мероприятий по доукомплектации и оснащению лабораторий СНЛК в органы местного самоуправления.
3.10.7. Организует обучение, подготовку (переподготовку) специалистов.
3.10.8. Обеспечивает взаимодействие со специализированными учреждениями Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации.
4. Функционирование СНЛК
Функционирование СНЛК города осуществляется в зависимости от складывающейся обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайных ситуаций в одном из трех режимов: режим повседневной деятельности, режим повышенной готовности, режим чрезвычайной ситуации.
4.1. Режим повседневной деятельности: характеризуется нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, микробиологической, сейсмической, гидрометеорологической обстановкой на территории города, отсутствием эпидемий, эпизоотии, эпифитотий, отсутствием прогнозных данных об угрозе чрезвычайных ситуаций. В данном режиме наблюдение и лабораторный контроль проводится в объеме задач, установленных для каждого учреждения вышестоящими министерствами, ведомствами, департаментами. Информация о результатах наблюдения и контроля представляется в вышестоящую организацию по подчиненности и установленному регламенту. В управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Администрации города информация представляется для обобщения данных по вопросам экологической, санитарно-эпидемиологической, радиационной, фитосанитарной, ветеринарной обстановках, разработки прогнозов чрезвычайных ситуаций и в порядке взаимообмена информацией.
4.2. Режим повышенной готовности характеризуется ухудшением производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановки, наличием прогнозных данных о предпосылках создания чрезвычайных ситуаций. В данном режиме наблюдение и лабораторный контроль учреждениям СНЛК проводится по своему направлению в объеме задач, предусмотренных внутренними регламентами, и согласно настоящего положения.
Информация об ухудшении обстановки, обнаружении в воздухе, почве, воде, растительности, продовольствии, пищевом и фуражном сырье РВ, ОВ, АХОВ и БС в количествах, значительно превышающих фоновые значения или ПДК (ПДУ); о случаях опасных для жизни и здоровья, инфекционных заболеваний людей, животных и растений; о случаях высокого загрязнения окружающей среды передается учреждениями СНЛК в вышестоящие организации по подчиненности и одновременно в управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Администрации города, а также начальнику сети наблюдения и лабораторного контроля (либо лицу его заменяющему).
Передача информации осуществляется немедленно с момента обнаружения признаков угрозы чрезвычайных ситуаций с последующим представлением текстовой информации не более чем через 2 часа. В дальнейшем при ухудшении обстановки информация направляется немедленно, при неизменении обстановки с периодичность не более 4-х часов.
4.3. Режим чрезвычайной ситуации характеризуется возникновением аварийных ситуаций и инцидентов, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. В военное время при применении противником современных средств поражения, химического, радиоактивного, бактериологического оружия. В данном режиме наблюдение и лабораторный контроль учреждениями СНЛК проводится в объеме задач, предусмотренных настоящим положением.
Экстренная информация об обнаружении на объектах окружающей среды (воздухе, почве, воде), продуктах питания, пищевом и фуражном сырье РВ, ОВ, АХОВ и БС в количествах, значительно превышающих фоновые значения или ПДК (ПДУ); о массовых вспышках особо опасных инфекционных заболеваний (поражений) людей, животных и растений; о случаях высокого загрязнения окружающей среды передается учреждениями СНЛК в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Администрации города, а также начальнику службы наблюдения и лабораторного контроля (либо лицу его заменяющему).
Передача экстренной информации (уведомления) осуществляется по имеющимся каналам связи немедленно с последующим письменным подтверждением в течении 2-х часов с момента устного уведомления о возникновении чрезвычайных ситуаций с последующим представлением по состоянию на 07.00 (мск) и 18.00 (мск) каждые сутки с нарастающим итогом. При ухудшении обстановки информация передается по любым каналам связи незамедлительно.
Деятельность СНЛК города в условиях чрезвычайных ситуаций зависит от характера чрезвычайных ситуаций.
При локальной чрезвычайной ситуации, сопровождающейся загрязнением объектов окружающей среды, при которой зона ее действия не выходит за пределы территории объекта производственного назначения, в целях своевременного обнаружения и недопущения распространения РВ, ОВ, АХОВ и БС привлекаются силы и средства объектового уровня, если этих сил нет, то по решению комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности привлекаются учреждения СНЛК городского звена.
В условиях чрезвычайных ситуаций муниципального характера, сопровождающейся загрязнением окружающей среды, зона действия которой не выходит за пределы города, для своевременного обнаружения РВ, ОВ, АХОВ и БС и принятия экстренных мер по ликвидации зон заражения и защите населения, как правило, привлекаются силы и средства СНЛК города.
Исходя из оценки характера последствий чрезвычайных ситуаций по решению комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций города могут привлекаться силы и средства СНЛК округа.
4.4. Учреждениям CНЛК города рекомендуется иметь следующий комплект документации:
4.4.1. Положение о CНЛК муниципального образования, утвержденной Главой города.
4.4.2. Приказ руководителя учреждения о создании специализированных формирований (звенья, группы разведки и наблюдения, специальной обработки и т.д.).
4.4.3. Соответствующий штат и табель оснащения.
4.4.4. План перевода учреждения с мирного на военное положение.
4.4.5. План подготовки и развития учреждения по вопросам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций на текущий год и перспективу.
4.4.6. Схему оповещения, сбора личного состава учреждения в рабочее и нерабочее время.
4.4.7. Функциональные обязанности специалистов учреждения, выполняющих задачи по гражданской обороне.
4.4.8. Перечень биологических и бактериальных веществ, и симптомы вызывающие особо опасные заболевания и поражения людей, животных и растений.
4.4.9. Перечень химических отравляющих, химически опасных веществ и симптомы при их отравлении, а также перечень хранящихся на предприятиях, учреждениях и в организациях города АХОВ, РВ.
4.4.10. Инструкция о порядке ведения радиоактивного, химического и биологического (бактериологического) наблюдения (разведки).
4.4.11. Инструкция о порядке оповещения вышестоящих органов, управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Администрации города со схемой связи в рабочее и нерабочее время.
4.4.12. Методики отбора проб и проведения исследований на зараженность радиоактивными веществами, отравляющими и химически опасными веществами, бактериальными средствами, определенных перечнем особо опасных заболеваний и поражений людей, животных и растений.
4.4.13. Нормы допустимых уровней радиоактивного заражения (загрязнения), предельно допустимых концентраций отравляющих веществ и химически опасных веществ в воздухе, продовольствии, пищевом сырье, питьевой воде на мирное и военное время.
4.14. Карта (схему) города для отображения радиационной, химической и биологической (бактериологической) обстановки на местности.
4.15. Журнал регистрации отобранных (поступивших) проб и учета результатов анализов.
4.16. Инструкция по мерам безопасности при работе с пробами, зараженными (загрязненными) радиоактивными, отравляющими, химически опасными веществами и бактериальными средствами.
4.17. Переговорные таблицы, бланки табеля срочных донесений для передачи информации по подчиненности и в управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
4.5. Оснащение учреждений СНЛК города лабораторным оборудованием, химическими реактивами, посудой и другими техническими средствами для выполнения задач в мирное и военное время производится за счет средств соответствующих бюджетов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приборы, лабораторное оборудование, реактивы, средства индивидуальной защиты и другое имущество, которое не применяется для работы в условиях мирного времени, но требуется для решения задач в военное время (чрезвычайной ситуации мирного времени), хранятся непосредственно в учреждениях СНЛК города и используются только по прямому назначению. Освежение, проведение госповерки оборудования, приборов экспресс анализа проводятся в установленном порядке.
4.6. Готовность учреждений СНЛК города к решению возложенных на нее задач обеспечивается в установленном порядке путем подготовки (обучения) специалистов в мирное время и оснащения отделов, лабораторий необходимым оборудованием, приборами и методиками в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4.7. Донесения об укомплектованности специалистами и обеспеченности лабораторным оборудованием и приборами учреждения и представляется в согласно табеля срочных донесений к 10 ноября ежегодно в управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Администрации города.
5. Обязанности руководящего состава СНЛК
5.1. Начальник штаба СНЛК подчиняется непосредственно Главе города и несет ответственность за готовность сил и средств учреждений СНЛК к выполнению возложенных на нее задач в мирное и военное время.
5.2. Начальник штаба СНЛК города имеет право отдавать распоряжения по вопросам деятельности сети, организует работу штаба и несет ответственность за готовность учреждений к действиям в чрезвычайных ситуаций.
5.3. На начальника штаба СНЛК города возлагаются следующие задачи:
5.3.1. Обеспечение постоянной готовности службы к действиям в чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
5.3.2. Организация повседневной деятельности учреждений, включенных в СНЛК, по вопросам предупреждения чрезвычайных ситуаций.
5.3.3. Руководство деятельностью учреждений СНЛК при ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
5.3.4. Организация сбора, обобщения и анализ информации о радиоактивном, химическом, и биологическом загрязнении (заражении).
5.3.5. Контроль за состоянием готовности учреждений СНЛК к действиям в чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
5.3.6. Организация обучения, подготовки (переподготовки) специалистов СНЛК, проведение ежегодных тренировок и учений по заранее утвержденному плану.
5.3.7. Организация сбора и обобщения информации по оснащению специальным оборудованием лабораторий, подача заявок на финансирование мероприятий по доукомплектации и оснащению муниципальных лабораторий СНЛК в Администрацию города.
5.3.8. Организация взаимодействия СНЛК с другими специализированными учреждениями города при планировании и осуществлении мероприятий гражданской обороны.
5.3.9. Разработка и внесение предложений по повышению эффективности действий сил СНЛК в чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, по совершенствованию методов и технических средств мониторинга состояния радиационной, химической, биологической обстановки.
5.4. На период отсутствия начальника штаба обязанности возлагаются на первого заместителя - начальника управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Администрации города. На период отсутствия начальника управления гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций обязанности возлагаются на второго заместителя - председателя комитета по природопользованию и экологии Администрации города.
6. Подготовка руководящего состава и специализированных
формирований СНЛК
6.1. Подготовка руководящего состава учреждений СНЛК проводится в учебно-методических центрах МЧС России, Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерстве природопользования и экологии Российской Федерации и Приволжско-Уральском региональном центре.
6.2. Подготовка специалистов специализированных формирований учреждений СНЛК проводится на курсах управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Администрации города и непосредственно на базе предприятий, создающих формирования.
6.3. Подготовка специалистов формирований проводятся по соответствующим учебным планам и программам с привлечением к учениям и тренировкам, проводимым по планам СНЛК, по плану основных мероприятий управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Администрации города.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.