Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика текущего состояния сферы охраны
общественного порядка и противодействия экстремизму в Сургутском районе
Муниципальная программа направлена на совершенствование системы взаимодействия муниципальных органов власти и федеральных органов исполнительной власти по вопросам профилактики правонарушений, противодействия коррупции и профилактики экстремизма в Сургутском районе.
Современное состояние правопорядка на территории Сургутского района характеризуется как положительными, так и отрицательными тенденциями. Реализация программы "Комплексные мероприятия по профилактике правонарушений в Сургутском районе на 2011-2013 годы" позволила на фоне роста зарегистрированных заявлений и сообщений на 2% (с 16776 до 17089), снизить в 2012 году число зарегистрированных преступлений на 14,7% (с 2024 до 1726). Доля Сургутского района по зарегистрированным преступлениям в округе составила 6,3% (п.г. - 6,5%).
По итогам 10 месяцев 2013 года число преступлений в общественных местах снизилось на 0,8%, в том числе на улицах на 10,9%, снижение подростковой преступности на 43,1% - подростками совершено 29 (п.г. 51) преступлений.
В Сургутском районе продолжают активно развиваться общественные формирования правоохранительной направленности, которые вносят большой вклад в охрану общественного порядка и принимают участие в работе участкового уполномоченного полиции на административном участке.
Всего функционируют 38 общественных формирований правоохранительной направленности, численностью 342 человека, в том числе отрядов ДНД - 13 в составе 139 дружинников, родительских патрулей - 25 в составе 203 человек.
Реализуемые меры по вовлечению общественности в предупреждение правонарушений приносят свои положительные результаты. В 2012 году с участием членов общественных формирований правоохранительной направленности раскрыто 86 преступления (п.г. - 86) и выявлено 2819 административных правонарушений (п.г. - 2755).
В то же время состояние оперативной обстановки на улицах и в общественных местах района требует дальнейшего совершенствования системы профилактики, развитию комплексного подхода к профилактике правонарушений.
По итогам 2012 года на территории Сургутского района в 4 раза (с 79 до 316) возросло число преступлений, совершенных в состоянии опьянения, каждое шестое из которых (51) относятся к категории тяжких и особо тяжких. Доля зарегистрированных преступлений совершенных в состоянии опьянения составила 18,3% (средне окружной показатель - 14,1%).
Количество выявленных нарушений общественного порядка увеличилось на 14,5%. Сохраняется проблема своевременного информирования граждан о состоянии правопорядка, деятельности правоохранительных органов и органов местного самоуправления по вопросам профилактики правонарушений, в том числе коррупционной направленности. Необходимо направить усилия на создание положительного образа представителя власти, повышение уровня осведомленности граждан о ситуации в сфере правопорядка, привлечения общественности к участию в охране общественного порядка.
Увеличение числа камер видеонаблюдения, установленных в общественных местах и на улицах ряда городских и сельских поселений района, их количество не отвечает складывающейся криминогенной обстановке. За 10 месяцев 2013 года зарегистрировано 214 ДТП, тяжесть последствий составила 17% (п.г. 13%).
Особую озабоченность вызывают дорожно-транспортные происшествия с участием детей и подростков. Так, в 2012 году с участием детей в возрасте до 16 лет зарегистрировано 23 ДТП, в результате которых 3 ребенка погибло и 23 получили телесные повреждения. По вине детей зарегистрировано 5 ДТП, при которых 5 детей получили телесные повреждения.
В текущем году проведено 38 рейдов, выявлено 462 нарушения правил дорожного движения несовершеннолетними пешеходами, 59 нарушений юными велосипедистами. По всем фактам нарушений направлены сообщения по месту учебы нарушителей. Образовательные учреждения являются той площадкой, где необходимо формировать стереотипы соблюдения правил дорожного движения и воспитывать законопослушное поведение на дорогах.
Субъектам профилактики необходимо продолжить решение задач по профилактике правонарушений, связанных с употреблением наркотических и других психотропных веществ, поскольку, несмотря на положительные тенденции, ситуация требует организации взаимодействия и принятия комплексных решений. Так, по официальным данным за 9 месяцев 2013 года состояние наркоситуации в Сургутском районе характеризуется следующими тенденциями:
- снижение на 8,8% уровня заболеваемости наркотической зависимостью по сравнению с 2012 годом. В 2013 году состоит на учёте с диагнозом наркомания 405 человек (2012 г. - 444);
- повышение на 36% количества изъятых из незаконного оборота наркотических средств (в 2013 г. - 4104,2 гр. в 2012 г. - 2612,2 гр.);
- снижение с 7 до 5 числа несовершеннолетних, состоящих на профилактическом, у которых ранее имелись пробы психотропных веществ (в 2011 г - 8 чел.).
Приоритетными направлениями профилактической работы в настоящее время являются:
- привлечение негосударственных общественных организаций, занимающихся вопросами профилактики распространения наркомании (Региональная организация "Чистый путь", Седьмая вертикаль", "Анонимные наркоманы");
- развитие молодёжного волонтёрского движения по пропаганде здорового образа жизни в подростковой среде.
Основная нагрузка по профилактике правонарушений непосредственно на территории поселений возложена на участковых уполномоченных полиции, поэтому одной из основных задач становится дальнейшее повышение их статуса, доверия к ним со стороны населения, создание приемлемых условий труда, решение жилищных вопросов.
В целях улучшения взаимодействия деятельности субъектов профилактики правонарушений, повышения эффективности системы социальной профилактики правонарушений, привлечения к данной деятельности общественные объединения и граждан постановлением администрации Сургутского района от 25.06.2007 N 1345 создана Межведомственная комиссия по профилактике правонарушений.
Решения Межведомственной комиссии носят комплексный характер и обращены ко всем субъектам профилактики как муниципального, так и федерального уровня, представленного на местах.
Ещё одной задачей, требующей организации совместного подхода всех структур вертикали власти, является реализация мер по противодействию коррупции. Противодействие коррупции в современной России отнесено к числу основных задач государства. Об этом свидетельствуют принимаемые, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов и муниципальных образований нормативные правовые акты, основная цель которых минимизировать проявления коррупции.
Для эффективного решения вопросов противодействия коррупции и устранения причин, её порождающих, организации с этой целью взаимодействия деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления Сургутского района и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти создан межведомственный Совет при главе Сургутского района по противодействию коррупции. Задачами Совета является подготовка предложений органам власти.
В целях повышения эффективности функционирования системы профилактики правонарушений, формирования устойчивых стереотипов законопослушного поведения, координации деятельности в сфере противодействия коррупции в муниципальном образовании необходимо продолжить проведение комплекса превентивных мероприятий в последующие годы в рамках - подпрограммы муниципальной программы "Профилактика правонарушений в Сургутском районе на 2014 - 2016 годах".
Таким образом, необходимость разработки и реализации подпрограммы обусловлена социально-экономической остротой проблемы, межотраслевым и межведомственным характером проблемы, необходимостью организации взаимодействия органов местного самоуправления и государственных властных структур, а также общественности. Итогом реализации мероприятий муниципальной программы должно стать обеспечение эффективного взаимодействия всех субъектов профилактики правонарушений и противодействия коррупции.
Сургутский район является самым крупным районом в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре по численности населения и объёму промышленного производства. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области численность постоянного населения Сургутского района составила на начало 2013 года 120,311 тыс. человек.
На территории Сургутского района сегодня проживают представители более 80 национальностей. С учётом данных Всероссийской переписи населения 2010 года в муниципальном образовании Сургутский район представлены следующие этнические группы: русские - 54,5 %, татары - 8,1 %, украинцы - 7,3 %, народы Дагестана - 6,67 % (ногайцы - 2,34%, кумыки - 1,88%, лезгины - 1,73%, даргинцы - 0,44%, аварцы - 0,17%, другие - 0,11%), башкиры - 3,2 %, азербайджанцы - 2,4 %, ханты - 2,55, узбека - 1, 49, чуваши - 1,45 %, таджики - 1, 34%, белорусы - 0,7 %, чеченцы - 0,77 %, киргизы - 0,6%, казахи - 0,53% и другие - 8,4 %.
Сургутский район продолжает оставаться привлекательным для проживания, миграционный прирост составляет примерно 2 тысячи человек в год. Имеет место и значительный приток иностранных граждан на уровне 6-7 тысяч человек в год. В 2012 году количество иностранных граждан, состоящих на миграционном учёте, увеличилось на 13,8% (с 5686 до 6473).
Активизация миграционных процессов, высокий уровень трудовой миграции, в том числе и ее нелегальной составляющей, оказывают негативное влияние на состояние обстановки в районе. Перечень проблем, связанных с незаконной миграцией, немаленький - начиная с непредусмотренных затрат в коммунальной сфере и сфере здравоохранения, до этической составляющей в виде проблем обучения детей незаконных мигрантов без ущемления прав ребенка и прав законного населения района.
Многонациональность района становится фактором, который невозможно игнорировать при планировании жизнедеятельности района и управлении им. Усиление миграционных потоков ставит проблему интеграции мигрантов к новым для них социальным условиям, а также создаёт проблемы для адаптации принимающего населения к быстрорастущим этнокультурным диаспорам, которые могут изменить демографическую ситуацию Сургутского района. Именно поэтому необходимо уделять больше внимания межнациональному вопросу с соблюдением баланса интересов коренного населения и вновь прибываемого при решении ежедневных проблем.
Свидетельством того, что этнический фактор продолжает оставаться значимым для жизнедеятельности населения Сургутского района, является сохранение количества национально-культурных общественных организаций района, увеличение численности их членов, возросшая активность творческих команд общественных организаций в сфере работы с молодёжью, организации культурно-досуговых мероприятий и акций, активное вовлечение национально-культурных общественных организаций в систему гражданского общества на окружном уровне.
Всего в районе действуют 24 национально-культурные общественные организации, которые активно сотрудничают с учреждениями культуры и образования в вопросах сохранения культуры, организации досуга, культурно-просветительской деятельности. Благодаря усилиям лидеров национально-культурных общественных организаций этнические сообщества обрели дополнительную возможность по сохранению своего языка, культуры, обычаев и традиций.
Деятельность национально-культурных объединений продолжает наполняться реальным содержанием. В последние годы в районе активизировались такие комплексные направления, как проведение Дней национальных культур, национальных фестивалей, Дней национально-культурных автономии. Начался процесс вовлечения НКО в деятельность по реализации программ по работе с мигрантами в целях адаптации в социальное, культурное и правовое пространство региона. По состоянию на ноябрь 2013 года из 7 национально-культурных объединений в той или иной степени представляющих интересы иностранных граждан в районе, осуществляют деятельность в указанном направлении 2 из них. Реализация муниципальной программы позволит увеличить количество объединений, вовлеченных в процесс работы с иностранными гражданами и оказывающих содействие в социокультурной адаптации мигрантов.
В настоящее время на территории Сургутского района официально зарегистрировано 23 религиозные организации, из которых 14 - православные, 5 - мусульманские, 4 - протестантские. При этом по данным социологических опросов и экспертным оценкам 73%, от общей численности верующих граждан, проживающих в районе, относит себя к православию, 24% - к исповедующим ислам, 3% - считают себя приверженцами протестантизма.
Этнокультурное и конфессиональное многообразие России является фактором устойчивого развития, но при определённых условиях может стать вызовом государству и обществу, препятствующим общегражданской идентичности. Поэтому важна работа по обеспечению взаимодействия субъектов профилактики в целях противодействия экстремистской деятельности, сохранению мира и согласия на территории района.
Как показывает практика, к проявлениям экстремистской направленности наиболее уязвимой группой выступает молодежь, что вызвано как социально-экономическими, так и психофизиологическими факторами. Особую настороженность вызывает ежегодное выявление в Сургутском районе фактов размещения в сети Интернет молодыми лицами материалов экстремистского содержания, и возбуждение уголовных дел по признакам преступления, предусмотренного статьёй 282 Уголовного кодекса Российской Федерации. Организация взаимодействия органов местного самоуправления и государственных властных структур в целях профилактики экстремизма в молодёжной среде и через систему образования является одной из приоритетных задач.
Анализ ситуации позволил выявить некоторые тенденции, на работе с которыми следует акцентировать внимание отраслевых (функциональных) органов администрации Сургутского района при осуществлении деятельности по профилактике экстремизма и этносепаратизма:
- усиление миграции из стран Средней Азии и Северного Кавказа, что предполагает интеграцию усилий субъектов профилактики по их адаптации к правовым нормам и морально-этическим правилам проживания в регионе;
- усложнение спектра проблем, связанных с интересами диаспор: наряду с расширением национально-культурной сферы деятельности актуализируются экономический, социальный и политический аспекты;
- стремление отдельных этносов к территориальному компактному заселению национальными сообществами городских кварталов или районов может перенести проблему самореализации национальных сообществ из плоскости национально-культурной автономии в плоскость представительства в местных органах самоуправления;
- усиление тяги этнических сообществ к сохранению своеобразия и самобытности этносов, обособление по признакам вероисповедания. Поддержание данного факта возможно только на балансе признания этнического и религиозного многообразия, понимания и уважения культурных особенностей, присущих представителям других народов и религий, в сочетании с демократическими ценностями гражданского общества, что будет содействовать созданию толерантной среды в районе.
Необходимо более полно использовать потенциал средств массовой информации для содействия свободному и открытому диалогу, обсуждения имеющихся проблем, преодоления чувства безразличия по отношению к группам и идеологиям, проповедующим нетерпимость, особое внимание необходимо уделить работе с подрастающим поколением.
В целях координации деятельности субъектов профилактики экстремизма, а также минимизации и ликвидации последствий его проявлений на территории Сургутского района создана Межведомственная комиссия Сургутского района по противодействию экстремистской деятельности. Комиссия является коллегиальным органов, основой задачей которой ставится разработка мер по профилактике экстремизма, устранению причин и условий, способствующих его проявлению.
Настоящая подпрограмма является инструментом реализации основных направлений государственной политики в сфере противодействия экстремизму в Сургутском районе через организацию взаимодействия всех субъектов профилактики. Её разработка и принятие обусловлены необходимостью координации деятельности и интеграции усилий органов местного самоуправления, федеральных и региональных органов власти в вопросах профилактики экстремизма, минимизации (ликвидации) последствий его проявления.
Реализация подпрограммы позволит направить усилия субъектов профилактики на устранение либо нейтрализацию причины, которые способны привести к появлению экстремистской деятельности (угрозе деятельности) на территории района, снижение влияния негативных факторов на развитие обстановки в указанных сферах, сохранить стабильность межнациональных и межконфессиональных отношений.
В целях организации комплексного влияния на ситуацию в вышеназванных сферах деятельности, сформирована муниципальная программа с соответствующими структурой, целями и задачами, ожидаемыми результатами реализации Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.