Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Администрации Сургутского района от 17 декабря 2012 г. N 4936-нпа в настоящее приложение внесены изменения, вступающие в силу после его официального опубликования названного постановления
Приложение
к постановлению администрации Сургутского района
от 1 декабря 2011 г. N 4529-нпа
(с изменениями от 17 декабря 2012 г.)
1. Паспорт долгосрочной целевой программы
"Доступная среда Сургутского района" на 2012-2014 годы"
2. Правовое обоснование разработки Программы
Программа разработана и реализуется согласно:
- Федеральному закону Российской Федерации от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в ред. от 01.07.2011);
- Федеральному закону Российской Федерации от 02.08.1995 N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (в ред. от 22.08.2004);
- Федеральному закону Российской Федерации от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (в ред. от 18.07.2011);
- Федеральному закону Российской Федерации от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (в ред. от 21.04.2011);
- Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (в ред. от 21.07.2011);
- Градостроительному кодексу Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (в ред. от 19.07. 2011);
- Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 13.12.2006 N 61/106 "Конвенция о правах инвалидов";
- постановлению Правительства Российской Федерации от 17.03.2011 N 175 "О государственной программе Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы";
- постановлению администрации Сургутского района от 22.08.2008 N 2130 "О порядке разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ" (с изменениями от 21.01.2010 N 153, от 16.11.2010 N 3785).
3. Характеристика проблем, на решение которых направлена
Программа и обоснование необходимости её решения программными методами
Программа определяет основные направления улучшения условий жизни лиц с ограниченными возможностями на основе повышения доступности и качества услуг на территории Сургутского района, гарантированных государством.
В настоящее время на территории Сургутского района проживает 114 тыс. человек. Из них:
- инвалиды - 2256 человек, что составляет около 2% от общей численности населения района;
- пенсионеры - 15478 человек, что составляет 13,6 % от общего количества населения Сургутского района.
Всего в создании доступной среды для жизнедеятельности нуждаются 15,6% населения Сургутского района, из числа пенсионеров и инвалидов с нарушением зрения, слуха, поражением опорно-двигательного аппарата. Постоянно изменяющийся процент иных групп лиц, относящихся к маломобильным группам населения, в том числе людей с временным нарушением здоровья, с детскими колясками, беременных женщин, детей дошкольного возраста достигает 20% населения. Таким образом, комплексный подход к организации доступной среды на территории Сургутского района должен обеспечить равными возможностями до 40% населения.
В состав муниципального образования Сургутский район входят 13 городских и сельских поселений.
Количество инвалидов в городских и сельских поселениях Сургутского района составляет:
- г.п. Лянтор - 572 человека;
- г.п. Белый Яр - 501 человек;
- г.п. Федоровский - 279 человек;
- г.п. Барсово - 123 человека;
- с.п. Солнечный - 315 человек;
- с.п. Нижнесортымский - 93 человека;
- с.п. Угут - 99 человек;
- с.п. Локосово - 41 человек;
- с.п. Ульт-Ягун - 56 человек;
- с.п. Русскинская - 42 человека;
- с.п. Сытомино - 68 человек;
- с.п. Лямина - 52 человека;
- с.п. Тундрино - 15 человек.
Состояние доступности объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры для маломобильных групп населения и потребность в таких объектах в каждом поселении Сургутского района различно. Предварительный анализ доступности среды в Сургутском районе и потребности в адаптации среды показал, что доступность объектов социальной инфраструктуры составляет:
- в учреждениях здравоохранения 7 из 18 объектов, что составляет 38%;
- в учреждениях образования 10 из 74 объектов, что составляет 13,5 %
- в учреждениях спорта 3 из 21 объекта адаптировано, что составляет 14%;
- в учреждениях культуры 6 из 64 объектов, что составляет 9,4%
- на избирательных участках 9 участков из 47 по результатам общественной экспертизы показали наличие доступной среды, что составляет 19% по состоянию на 02.02.2011 года.
Всего из 177 объектов социальной инфраструктуры доступными являются 25, что составляет 14%.
Степень оснащенности объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Сургутском районе специальными приспособлениями и оборудованием для повышения уровня доступности среды на сегодняшний день требует дополнительного исследования и разработки мероприятий, позволяющих:
- выявить потребности учреждений культуры, спорта, образования, здравоохранения в необходимых специальных учебных и реабилитационных программах;
- обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования в том числе в сфере культуры и спорта;
- обеспечить равные возможности при получении всех видов муниципальных услуг, в том числе библиотечного обслуживания, музейной услуги, иных услуг;
- устранить социальную разобщенность инвалидов и иных маломобильных групп населения;
- обеспечить социокультурную реабилитацию инвалидов и иных маломобильных групп населения.
Ведомственный подход к решению вышеуказанных проблем дал определенный эффект, в том числе:
В здравоохранении
Осуществляется осмотр пациентов на дому, выписка льготных рецептов и их доставка в аптечное учреждение работником социальной службы, бесплатная доставка лекарственных средств из аптечных учреждений, в случае отсутствия возможности получения медикаментов родственниками - осуществляют медицинские работники или работники социальной службы, иные меры и форы работы с маломобильными группами населения.
В образовании
В районе определены 3 базовые школы для организации обучения с применением дистанционных технологий (за которыми закреплены все образовательные учреждения района). Обучение на дому организовано во всех населённых пунктах. Все дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды (по согласию родителей/законных представителей) обследуются районной психолого-медико-педагогической комиссией с целью определения образовательной программы. В районе в 2-х школах и 5 детских садах функционируют специальные (коррекционные) классы/группы, реализующие программы V, VII, VIII видов и для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Педагогами-предметниками разрабатывается и внедряется индивидуальная траектория развития для детей с ограниченными возможностями здоровья.
В культуре
1. Организовано индивидуальное обслуживание на дому пользователей библиотек, осуществляется информирование по телефону о предстоящих мероприятиях о новых поступлениях литературы, получение доступа к ЭБД библиотеки - электронному каталогу, энциклопедической базе данных "Рубрикон", справочно-правовым системам "Гарант" и "КонсультантПлюс", сайтам администрации района, органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Президента Российской Федерации через информационно-правовых порталов как ЦМИ и ЦОДы.
2. Предусмотрено бесплатное посещение экспозиций в Русскинском музее Природы и Человека имени Ядрошникова А.П. следующими категориями посетителей:
- участники и инвалиды Великой Отечественной войны;
- дети- инвалиды;
- инвалиды 1 и 2 группы;
- престарелые граждане, находящиеся в домах-интернатах для инвалидов и престарелых.
3. Предусмотрено бесплатное обучение в детских школах искусств Сургутского района детей-инвалидов по индивидуальным учебным планам и индивидуальным образовательным программам.
4. Для обеспечения возможности доступа и овладения навыками работы с компьютером, за полтора года обучились на курсах компьютерной грамотности по программе "E-Citizen, "Электронный гражданин" и получили международные сертификаты - "Паспорт электронного гражданина" 36 пенсионеров, инвалидов, людей из многодетных семей.
В спорте
1. Организована работа тренеров-преподавателей, занимающихся с лицами с ограниченными физическими возможностями, проводится спартакиада среди лиц с ограниченными физическими возможностями, по видам: шахматы, настольный теннис, лёгкая атлетика, дартс и пауэрлифтинг, районные спортивные праздники, посвящённые Международному Дню инвалида.
2. Ежегодно сборная команда спортсменов-инвалидов принимает участие в сурд- и параспартакиадах среди городов и районов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, а так же в комплексной Спартакиаде Ханты-Мансийского автономного округа - Югры среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями.
Несмотря на предпринимаемые меры, сопровождающиеся значительными, ежегодно возрастающими объёмами финансирования из бюджета Сургутского района, остаётся нерешенной важнейшая социальная задача - создание равных возможностей для инвалидов во всех сферах жизни общества.
Целесообразность решения задачи обеспечения доступности среды для инвалидов и других маломобильных групп населения программным методом определяется следующими причинами:
1. Масштабность, высокая социально-экономическая значимость проблемы.
2. Инновационный характер проблемы.
3. Длительность решения проблемы. Проблема может быть решена в течение ряда лет путём осуществления взаимосвязанных по целям работ и комплекса мероприятий.
В данной программе предлагается комплексный подход к решению существующих проблем в обеспечении доступности физического, социального, экономического и культурного окружения в Сургутском районе.
Круг проблем, решаемых данной программой можно объединить в 4 направления:
1. Обеспечение доступности архитектурной среды - меры для устранения барьеров, препятствующих использованию материального окружения, а именно:
- объективная оценка состояния доступности среды для инвалидов и других маломобильных групп населения;
- формирование жилых и рекреационных зон;
- разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, транспортных коммуникаций, средств связи и информации для обеспечения доступной среды в соответствии с установленными нормативами;
- закупка специальных транспортных средств;
- оборудование переходов, остановок, станций системами синхронного вывода речевой и текстовой информации, пандусами, тактильными и контрастными поверхностями, установка звуковых светофоров и др.;
- разметка на общих автостоянках мест для специализированного автотранспорта, приобретение и установка специальных знаков для автотранспорта инвалидов;
- обустройство прилегающей к социальным объектам территории, подъездных дорожек для свободного доступа к объектам социальной инфраструктуры Сургутского района;
- снижение высоты бордюров в местах пешеходных переходов и расположения объектов социальной инфраструктуры;
- подготовка проектно-сметной документации на производство реконструкции объектов социальной инфраструктуры, проведения ремонтных работ;
- проектирование жилых домов и отдельных подъездов с учётом адресной направленности планируемых к заселению инвалидов и малочисленных групп поселения.
2. Обеспечение доступности объектов социальной инфраструктуры - меры по обеспечению беспрепятственного входа в здания, в том числе обустройство входных групп:
- пандусами и поручнями при входах в здания (в том числе с использованием малозатратного проекта Регионального общественного движения инвалидов-колясочников "Преобразование");
- специальными поручнями, ручками или другими приспособлениями для удобства нахождения в местах общего пользования;
- расширение проходов, снижение высоты порогов и проведение других ремонтных работ для доступности инвалидов к объектам социальной инфраструктуры Сургутского района.
3. Обеспечение досягаемости мест целевого посещения в зданиях. Доступ к информации и коммуникациям - меры по оснащению зданий и помещений специальными приспособлениями и оборудованием, создающим возможности беспрепятственного перемещения внутри зданий и доступа ко всем видам муниципальных и иных услуг, включая доступ к информации, образованию, участию в культурной и спортивной жизни.
В том числе:
- досягаемости мест целевого посещения и беспрепятственного перемещения внутри зданий и сооружений;
- безопасности путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, обслуживания и приложения труда;
- соответствия требованиям ГОСТ Р 51671 средств для открывания и закрывания дверей, горизонтальные поручни, а также ручки, рычаги, краны, кнопки (звонки) и прочие устройства, которыми могут пользоваться маломобильные посетители внутри и вне здания, включая системы средств информации и сигнализации об опасности, предусматривающие визуальную, звуковую и тактильную информацию в помещениях предназначенных для пребывания всех категорий инвалидов;
- своевременного получения МГН полноценной и качественной информации, позволяющей ориентироваться в пространстве, использовать оборудование (в том числе для самообслуживания), получать услуги, участвовать в трудовом и учебном процессе и т.д.;
- приобретение специализированного инвентаря и оборудования для объектов социальной инфраструктуры, в том числе программного обеспечения, в том числе программа экранного доступа с синтезом речи;
- оборудование учебных аудиторий, актовых залов образовательных учреждений Сургутского района креслами с вмонтированной системой индивидуального прослушивания, для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, звукоусиливающей аппаратурой коллективного пользования, кнопкой вызова;
- приобретение и установка специальных лифтов, устройств для подъёма и спуска инвалидов на этажи внутри зданий объектов социальной инфраструктуры Сургутского района;
- удобства и комфорта среды жизнедеятельности.
4. Обеспечение конституционных прав и равных возможностей инвалидам и МГН - меры, по устранению препятствий на пути к всестороннему участию инвалидов и МГН в жизни общества:
- соблюдение их конституционных прав и предоставлению им равных возможностей для содействия им в повышении уровня их независимости в повседневной жизни и в осуществлении их прав;
- предоставление в учреждениях социальной сферы социально-значимой информации в форме, доступной для инвалидов (применение шрифта Брайля, фонографических записей, крупных шрифтов и других соответствующих технологий, для обеспечения доступа к письменной информации лиц с дефектами зрения);
- применение соответствующих технологий для обеспечения доступа к звуковой информации лиц с дефектами слуха или трудностями понимания;
- обеспечение подготовки специалистов для работы с инвалидами и МГН;
- повышение квалификации специалистов социальной инфраструктуры Сургутского района по организации работы с инвалидами и маломобильными группами населения;
- подготовка адаптивного персонала по учебным курсам для преподавателей и подготовки специалистов всех направлений;
- поощрение участия инвалидов и их семей к работе в качестве преподавателей, инструкторов или консультантов;
- обеспечение доступности компьютеризированных информационных систем и услуг, предоставляемых населению с учётом необходимой адаптации для инвалидов;
- обеспечение доступности образования для детей обоего пола с различными формами и степенями инвалидности, включая самые тяжелые формы;
- обеспечение возможности для занятия производительной и приносящей доход трудовой деятельности на рынке труда;
- обеспечение возможности инвалидам и МГН, проживающим как в городских, так и сельских поселениях, использовать свой творческий, художественный и интеллектуальный потенциал не только для своего блага, но и для блага всего общества, проводя адаптированные занятия хореографией, музыкой, литературой, театром, пластическими видами искусств, живописью и другими видами творчества;
- обеспечение возможности инвалидам и МГН участия в спортивных мероприятиях, а так же равных возможностей для обучения и тренировок, наравне с другими спортсменами, подготовка кадров по специальности "адаптивная физическая культура" наличие в каждом спортивном комплексе специалиста по адаптивно физической культуре;
- обеспечение предоставления инвалидам, особенно младенцам и детям, медицинского обслуживания на том же уровне в рамках той же системы, что и другим членам общества;
- обеспечение предоставления инвалидам услуг по реабилитации, для достижения и поддержания оптимального уровня их самостоятельности и жизнедеятельности;
- обеспечение предоставления индивидуальной помощи и услуг переводчика с учётом потребностей инвалидов для создания равных возможностей и повышения уровня участия инвалидов в повседневной жизни, в домашних делах, на производстве, в школе и в проведении досуга;
- предоставление инвалидам и их семьям возможности участвовать в разработке и осуществлении мер, связанных с их реабилитацией;
- реализация избирательного права лицам с ограниченными возможностями и инвалидам.
4. Цели и задачи Программы
Целью Программы является формирование к 2015 году условий для реализации гражданских, политических и других прав и свобод инвалидов и других маломобильных групп населения.
Задачи Программы:
1. Объективная оценка состояния доступности среды для инвалидов и других маломобильных групп населения.
2. Повышение уровня доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.
3. Создание равных возможностей доступа инвалидов и маломобильных групп населения к транспортному обслуживанию, информации, связи, образованию, здравоохранению, культурной жизни, занятиям спортом на территории Сургутского района.
Целевые показатели Программы приведены в приложении 1 к настоящей Программе.
5. Сроки выполнения Программы и этапы её реализации
Реализация Программы рассчитана на 2012-2014 годы.
Этапы реализации программы:
1 этап. 2012 год. Краткосрочная перспектива.
- Экспертиза и объективная оценка состояния доступности среды на территории Сургутского района.
- Экспертиза и необходимая корректировка существующих проектов объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры на предмет обеспечения доступности для МГН.
- Реализация мер не требующих капитальных вложений.
- Обеспечение конституционных прав и равных возможностей МГН.
2 этап. 2013 год. Среднесрочная перспектива.
- Обеспечение доступности объектов социальной инфраструктуры.
- Обеспечение специальными приспособлениями и оборудованием объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры.
- Реконструкция зданий, сооружений и их комплексов, транспортных коммуникаций, средств связи и информации для обеспечения доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения.
- Ввод в эксплуатацию объектов после капитальных ремонтов, предусматривающих оборудование зданий в соответствии с Порядком реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры РДС 35-201-99 от 22.12.1999.
3 этап. 2014 год. Долгосрочная перспектива.
- Формирование жилых и рекреационных зон, в соответствии с требованиями доступной среды.
- Ввод в эксплуатацию объектов новостроек и объектов после реконструкции, отвечающих требованиям нормативов доступности среды РДС 35-201-99 от 22.12.1999.
- Завершение обустройства прилегающих к социальным объектам: территорий подъездных дорожек и других элементов, обеспечивающих свободный доступ к объектам социальной инфраструктуры Сургутского района.
6. Перечень и характеристика программных мероприятий
Перечень программных мероприятий, сроки их реализации и ожидаемые результаты приведены в приложении 2 к настоящей Программе.
7. Финансовое обеспечение программных мероприятий
Объём средств на реализацию Программы за счёт средств бюджета Сургутского района устанавливается ежегодно решением Думы Сургутского района о бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Финансовое обеспечение Программы осуществляется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств бюджета Сургутского района и бюджетов поселений, утверждаемых в установленном порядке на соответствующий финансовый год и плановый период на реализацию данной Программы.
Поселения Сургутского района в процессе формирования проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период закладывают в свои бюджеты средства на реализацию мероприятий данной Программы.
Объёмы финансирования Программы - 162 570 тыс. рублей:
на 2012 год - 20 435 тыс. рублей;
на 2013 год - 74 705 тыс. рублей;
на 2014 год - 67 430 тыс. рублей.
Бюджет Сургутского района:
на 2012 год - 19 555 тыс. рублей;
на 2013 год - 36 605 тыс. рублей;
на 2014 год - 44 355 тыс. рублей.
Бюджеты поселений:
на 2012 год - 880 тыс. рублей;
на 2013 год - 38 100 тыс. рублей;
на 2014 год - 23 075 тыс. рублей.
Ежегодные объёмы финансирования программы за счёт средств бюджетов Сургутского района и поселений уточняются при составлении и утверждении бюджетов Сургутского района и поселений на очередной финансовый год.
8. Описание ожидаемых результатов реализации Программы,
показатели результативности решения задач по годам с указанием целевых
значений, а также социально-экономическая эффективность Программы
Организация и проведение мероприятий, предусмотренных Программой, позволит обеспечить реализацию единой политики в области обеспечения доступной среды на территории Сургутского района, повысит эффективность комплекса мероприятий по обеспечению доступности социальной инфраструктуры для маломобильных групп населения. Результатами решения вышеуказанных проблем программными методами станут:
- увеличение доли объектов социальной инфраструктуры Сургутского района для людей с ограниченными возможностями в которых создана универсальная безбарьерная среда с 14% до 40%;
- увеличение доли поселений, имеющих сформированные и обновляемые карты доступности объектов и услуг, в общем количестве поселений Сургутского района до 100%;
- создание парка подвижного состава автомобильного транспорта, оборудованного для перевозки маломобильных групп населения до 5 %;
- увеличение доли лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности этой категории населения с 6,8 % до 11%;
- создание рабочих мест для инвалидов, созданных общественными организациями инвалидов с 3% до 7,6 %:
- увеличение доли инвалидов, положительно оценивающих отношения населения к проблемам инвалидов, в общем количестве опрошенных инвалидов с 20% до 32%.
Реализация мероприятий повысит качество жизни инвалидов и МГН, уровень их удовлетворённости степенью доступности объектов социальной инфраструктуры и долю доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов.
Основной социальный эффект Программы будет состоять в обеспечении доступной среды и повышении качества жизни МГН, их активной жизненной позиции и формировании активного образа жизни.
Основной экономический эффект Программы будет состоять в переходе к программно-целевому методу финансирования.
Мероприятия Программы позволят адаптировать архитектурную среду поселений Сургутского района, оборудовать здания и помещения в соответствии с требованиями доступной среды, сделать её доступной для всех категорий МГН, обеспечить соответствие зданий и сооружений после реконструкции и капитального ремонта современным требованиям для всех категорий МГН; завершить строительство объектов социальной инфраструктуры с учётом всех требований Порядка реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры РДС 35-201-99.
9. Описание системы управления реализации Программы
Программа реализуется администрацией Сургутского района (далее - координатор), администрациями городских и сельских поселений Сургутского района, муниципальными учреждениями Сургутского района и городских (сельских) поселений, общественными организациями инвалидов и ветеранов (далее - Исполнители).
Исполнители несут ответственность за решение задач и достижение утверждённых значений показателей Программы.
Управление культуры, молодёжной политики, туризма и спорта администрации Сургутского района является руководителем Программы. Руководитель несёт ответственность за реализацию Программы, конечные результаты, целевое и эффективное использование полученных на выполнение Программы финансовых средств.
Внесение изменений в действующую Программу, в том числе включение в неё новых мероприятий и их утверждение, осуществляется в установленном порядке.
При необходимости внесения изменений в Программу, заинтересованный отраслевой (функциональный) орган администрации Сургутского района подготавливает соответствующее обоснование, включающее данные о результатах её реализации за отчётный период и подтверждение актуальности нерешенных проблем.
Отчёты о выполнении Программы, включая меры по повышению активности их реализации, представляются исполнителями в комитет экономического развития администрации Сургутского района и департамент финансов администрации Сургутского района ежегодно в срок до 20 января года, следующего за отчётным годом.
Отчёт о ходе реализации Программы за отчётный период должен содержать сведения о выполненных программных мероприятий, результатах, достигнутых в процессе реализации мероприятий Программы, об использовании материальных и финансовых ресурсов и пояснительную записку к ним.
Пояснительная записка должна содержать анализ причин отклонений, оценку возможностей достижения запланированных конечных результатов Программы.
Комитет экономического развития администрации Сургутского района организует ведение отчётности по реализации утверждённых программ, в том числе по выполнению сроков реализации программных мероприятий, по целевому и эффективному использованию средств, выделяемых на их реализацию.
В случае если выполняемые мероприятия не способствуют реализации задач и достижению цели Программы, комитет экономического развития администрации Сургутского района может внести на рассмотрение главе Сургутского района предложение о сокращении бюджетных ассигнований на реализацию Программы или о досрочном прекращении её реализации.
Комитет экономического развития администрации Сургутского района ежегодно представляет главе Сургутского района информацию о реализации Программы одновременно с итогами социально-экономического развития района.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.