Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. "Характеристика текущего состояния сферы образования и
молодежной политики города Радужный"
Стратегическим приоритетом в развитии системы образования и молодежной политики города является создание условий для подготовки конкурентоспособных граждан в соответствии с социально-экономическими потребностями города и региона.
Стратегическая цель, определяющая деятельность сферы образования нашего города - повышение доступности качественного образования, соответствующего современным требованиям, отвечающего потребностям общества и каждого жителя города Радужный.
Предоставление качественного образования и обеспечение равного доступа к нему всем детям вне зависимости от социального, экономического и культурного уровня их семей - важные условия, влияющие на достижение поставленной цели.
С 2009 года стратегическая политика города по вопросу дошкольного образования была направлена на то, чтобы 100% охватить вначале детей в возрасте от 3-х лет; места детям раннего возраста (до 3-х лет) предоставлялись на оставшиеся места в ДОУ. Данное решение и освоение резервных площадей в детских садах в 2010 году (были реконструированы 4 полноценные группы со спальными комнатами на 100 мест) позволило ликвидировать очередь детей от 3-х лет.
Однако, оставалась проблема доступности дошкольного образования для детей раннего возраста. Спрос родителей на услуги частных предпринимателей по присмотру за детьми, а также группы кратковременного пребывания детей с графиком посещения до 4-х часов в день был не высок (40-50 детей), так как родители, особенно работающие, желали, чтобы их ребенок находился в детском саду полный день.
Только строительство новых детских садов могло бы решить коренным образом количественный и качественный охват детей дошкольным образованием.
В городе были построены детские сады: на 200 мест в 2009 году, в 2010 году два ДОУ на 100 и на 200 мест соответственно, в 2012 году два детских сада по 240 мест каждый, итого 980 мест, что позволило ликвидировать очередь в детские сады от 1,5 лет в 2012 году.
Всего в 2013 году в 12-ти ДОУ воспитывается 2780 детей.
Доля детей от 1,5 года до 7 лет, получающих дошкольное образование, увеличилась за три года с 47,8% до 70%.
Доля детей (1-6 лет), состоящих на учете для определения в ДОУ, снизилась с 28,1% до 0,6%.
С 1 сентября 2012 года во всех детских садах города Радужный предоставляется новая бесплатная муниципальная услуга по оказанию методической, диагностической и консультативной помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому на Консультационных пунктах ДОУ. Получателями данной услуги являются родители (законные представители) и их дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.
В настоящее время, с решением доступности дошкольного образования от полутора лет, основная проблема состоит в проведении косметических, локально-капитальных видов работ, а также материально-технического оснащения старых детских садов, которым 20 и более лет.
Сеть общеобразовательных организаций, реализующих программы начального, основного общего и среднего общего образования включает 7 образовательных организаций, которые располагаются в типовых зданиях с 225 классом - комплектом и контингентом обучающихся на 01.09.2013 - 5238 человек, в средней общеобразовательной школе N 2 в 2 классах 26 человек занимается по очно-заочной форме обучения.
К моменту начала реализации программы в сфере общего образования проведена работа по оснащению образовательных организаций оборудованием, приведению материально - технической базы в соответствие с федеральными государственными образовательными стандартами, благодаря чему достигнуты следующие результаты:
- обновлены библиотечные фонды на 17318 экземпляров учебной литературы. Все учащиеся 1-12 классов на 100% обеспечены учебниками;
- возможность выхода в Интернет с компьютеров, расположенных в библиотеках, имеют 100% (2011 г. - 92,8%) обучающихся;
- доля обучающихся, которым обеспечена возможность пользоваться широкополосным Интернетом (не менее 2 Мб/с) - 85,7% (в 2011 году - 0%).
Для использования современных интерактивных учебных пособий и электронных образовательных ресурсов, организации электронного документооборота в общеобразовательных организациях проведены локальные внутренние сети, приобретены новые сервера.
На начало 2013-2014 учебного года количество кабинетов, имеющих интерактивные доски, составляет от 8 в СОШ N 1 до 26 в СОШ N 8. В школах N 6 и N 8 интерактивными досками оснащены все кабинеты начальной школы. В школах N 3, 4, 5, 6 имеются мобильные компьютерные классы, что позволяет расширить возможности использования ИКТ в УВП.
100% педагогов начальных классов прошли повышение квалификации для преподавания по новым принятым федеральным государственным образовательным стандартам. Это предполагает владение учителями современными информационными технологиями, их умение организовать коллективную работу обучающихся, помощь ученикам в выборе индивидуальной программы обучения.
Очень важно, чтобы в каждой школе были обеспечены современные бытовые условия, ежегодно проводятся мероприятия по обеспечению комплексной безопасности школьных зданий, устранено большинство замечаний надзорных органов, приняты меры по укреплению антитеррористической безопасности, благоустройству территорий, энергосбережению зданий, по совершенствованию организации питания.
Результаты работы по укреплению материально-технической базы школ позволили увеличить долю школьников, обучающихся в современных условиях, до 94%, обеспечить всеми видами благоустройства 85,7% школ, средствами пожарной и антитеррористической безопасности 100% школ.
В основных направлениях и задачах по развитию системы образования города Радужный особое место отводится устранению разного рода барьеров на пути доступа социально не защищенных групп детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющими статус ребенка-инвалида к получению качественного образования.
В настоящее время школы N 4 и 5 имеют пандусы для беспрепятственного доступа инвалидов в ОУ.
В целях создания условий для беспрепятственного доступа инвалидов в школы города Радужный в школах N 5 и 8 установлены кнопки вызова персонала для помощи маломобильному гражданину, в школе N 5 приобретены специализированные кресла для инвалидов.
В июле 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации утверждены правила размещения и обновления на официальном сайте образовательного учреждения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации об ОУ. Помимо стандартных сведений теперь в открытом доступе будет размещаться информация, отражающая специфику работы образовательных организаций по всем направлениям деятельности.
Выстроенная схема организации учебно-воспитательного процесса позволяет на протяжении ряда лет сохранить стабильные показатели успеваемости и качества знаний учащихся школ города.
Введение Федеральных государственных образовательных стандартов - одно из важнейших направлений модернизации российской системы образования. С сентября 2013 года обучение по новым стандартам начали 588 учащихся 1 классов и продолжили 1084 учащихся 2-3 классов.
Охват предпрофильной подготовкой составил 92,7% учащихся 8-9 классов, профильным обучением - 85,5% учащихся 10-11 классов.
Общее образование ориентировано в первую очередь на обеспечение базовых требований образовательного стандарта, об освоении которых свидетельствуют результаты государственной итоговой аттестации выпускников.
В текущем учебном году все выпускники, обучавшиеся по очной форме обучения, успешно справились со сдачей обязательных экзаменов и прошли государственную (итоговую) аттестацию.
В сфере образования города достаточно хорошо развита инфраструктура дополнительного образования. Кружки, секции, клубы и другие объединения дополнительного образования работают для детей и подростков по девяти направленностям на базе двух организаций дополнительного образования, таких как автономное учреждение дополнительного образования детей "Городской Дом детского творчества" и автономное учреждение образовательное учреждение межшкольный учебный комбинат "Компьютерная школа" и на базе семи общеобразовательных школ города.
1664 школьника получают дополнительные образовательные услуги в организациях дополнительного образования, 3037 учащихся заняты в кружках, секциях, объединениях в общеобразовательных организациях города.
Вместе с тем, один ребенок посещает объединения различной направленности и в системе подсчета считается не всегда один раз. Количество же детей занятых в системе дополнительного образования, взятых из расчета один раз - 3337 детей, что составляет только лишь 63,5 % от школьников города.
Самыми востребованными на протяжении ряда лет остаются художественно-эстетическая, физкультурно-спортивная направленности.
В образовательных организациях города услуги по дополнительному образованию оказывают 35 педагогов дополнительного образования и около 150 учителей, совмещающих работу учителя и руководителя кружка, секции, объединения.
Преимущественно педагоги дополнительного образования имеют высшее образование и достаточный опыт работы.
Дополнительное образование реализуется в соответствии с адаптированными и модифицированными дополнительными образовательными программами, разработанными педагогами на основании типовых программ.
Система дополнительного образования в значительной мере способствует выявлению и развитию способностей школьников.
Отмечается высокая результативность участия воспитанников системы дополнительного образования в городских, окружных и всероссийских мероприятиях.
Несмотря на достаточно системную работу по организации дополнительного образования и достижения обучающихся по программам дополнительного образования остается немало проблем и вопросов.
Несовершенен механизм нормативно-подушевого финансирования организаций дополнительного образования детей (норматив финансирования не учитывает все виды деятельности и направленность реализуемых дополнительных образовательных программ, что не позволяет в полной мере обеспечить достаточный уровень заработной платы педагогов дополнительного образования и развитие материально-технической базы организаций).
Отстают темпы развития материально-технической базы организаций, реализующих программы технического профиля от темпов развития научно-технической мысли и современных технологических процессов, что приводит к недостаточности количества программ технической направленности в системе дополнительного образования детей.
Недостаточно в системе дополнительного образования детей программ нового поколения, а именно технического творчества, робототехники, моделирования, которое на настоящий момент развито недостаточно, программ дополнительного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Недостаточным является охват дополнительным образованием подростков: от 11 до 14 лет - 22,4% и от 15 до 18 лет - 14,3 %, учитывая, что занятость школьников данного возраста в организациях дополнительного образования детей сокращает пространство для девиаций.
Существует проблема дефицита профессионально компетентных специалистов системы дополнительного образования детей, связанная со старением педагогических кадров и недостаточностью качественной курсовой подготовки.
Остро стоит проблема оснащения новых объединений дополнительного образования, востребованных детьми и подростками города.
Необходимо совершенствование системы выявления, поддержки и сопровождения одаренных детей, лидеров в сфере образования. Работа в данном направлении носит системный характер, тем не менее, отмечается недостаточное включение детей в участие в окружных и всероссийских мероприятиях по причине ограниченности финансирования, также отмечается недостаточный охват учащихся школ олимпиадным движением.
В сфере образования города особое место отводится системе воспитательной работы. Ориентир данного направления выстроен в соответствии с целями, задачами Концепции развития воспитания в образовательных учреждениях ХМАО - Югры и Федеральной программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях.
Одним из важных направлений в вопросах воспитания является организация профилактической работы с обучающимися и воспитанниками, а также работа с несовершеннолетними, состоящими на учете в органах и учреждениях системы профилактики.
Работу по данному направлению можно считать успешной. По результатам ежемесячных и ежеквартальных мониторингов по различным направлениям профилактики выстроена система межведомственного взаимодействия с органами и учреждениями системы профилактики, уменьшилось количество детей и подростков, состоящих на учете с 61 человек до 46, в 2013 году произошло и снижение на 44,4 % подростковой преступности, что составило 5 преступлений против 9-ти за аналогичный период предыдущего года.
Тем не менее, на сегодняшний день, недостаточно целевых проектных разработок учреждений и педагогов в работе с данной категорией детей.
Для развития системы воспитания необходима поддержка и усиление всех направлений воспитательной работы школьников.
Самый главный ресурс обеспечения качества образования - кадровый состав муниципальных образовательных организаций.
Всего в образовательных организациях города, подведомственных управлению образования и молодежной политики в 2013 году работали 1648 человек (2012 г. - 1554 чел.), из них 793 педагогических и руководящих работника.
На протяжении трех последних лет в соответствии с существующим в образовательных организациях порядком оплаты труда наблюдается стабильный рост заработной платы.
|
1 полугодие 2011 года |
1 полугодие 2012 года |
1 полугодие 2013 года |
Среднемесячная заработная плата по отрасли "Образование" |
30381 |
34989 |
40889 |
Среднемесячная заработная плата по должности "учитель" |
39495 |
48372 |
68088 |
Среднемесячная заработная плата по должности "воспитатель" |
22263 |
27918 |
40390 |
В расчеты включаются все выплаты, в том числе единовременные выплаты и материальная помощь к отпуску.
Реализация государственной молодежной политики в городе Радужный является одной из важнейших составляющих социально - экономической политики, предусматривающей формирование необходимых условий для конструктивного взаимодействия молодежи (целевая группа населения в возрасте от 14 до 30 лет) с институтами гражданского общества.
На сегодняшний день удалось достигнуть значительных результатов по реализации всех направлений государственной молодежной политики на территории города Радужный:
- существенно расширена инфраструктура учреждений и служб для молодежи;
- созданы условия для участия молодежи в формировании и реализации молодежной политики;
- в системе проводятся блоки различных мероприятий для молодежи;
- при реализации направлений молодежной политике стало традиционным использование программно-целевого подхода;
- расширена материально-техническая база молодежных учреждений.
В большинстве реализуемых направлений в сфере молодежной политики города объем предоставления услуги за последние годы либо вырос, либо сохранился на достигнутом уровне.
Благодаря реализации региональных целевых программ создана основа для достижения долгосрочных целей по воспитанию у молодых радужнинцев потребности в активном и здоровом образе жизни, укреплению здоровья, развитию гражданской позиции, трудовой и социальной активности.
Модернизация образовательной системы страны диктует сегодня свои требования к работе современного руководителя: руководители должны иметь высшее профессиональное образование по направлениям подготовки "Государственное и муниципальное управление", "Менеджмент", "Управление персоналом" или дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики. 62% педагогических работников из числа руководителей и заместителей руководителей образовательных организаций прошли профессиональную переподготовку по специальности "Менеджмент организации". Работа в данном направлении продолжается и с февраля 2013 года еще 21 работник администрации образовательных организаций зачислены на курсы профессиональной переподготовки по специальности "Менеджмент организации".
Работа по повышению профессионального уровня работников осуществляется через курсовую подготовку на базе города и округа, участие педагогических работников в городских и окружных коллегиях, форумах, семинарах, конференциях. Содержание работы по повышению профессиональной квалификации работников обеспечивает формирование компетенций учителя, рост качества педагогического процесса и развитие образовательных организаций в соответствии с ориентирами государственной политики в сфере образования.
В целом за 12 месяцев 2012 года курсы повышения квалификации по 18 различным темам прошли 407 работников образовательных учреждений, 104 из них прошли курсовую подготовку по двум - трем различным темам.
За 1 полугодие 2013 года 132 педагогических работника (20% от общего числа педагогических работников) дошкольных и общеобразовательных учреждений города прошли курсы повышения квалификации на базе образовательных учреждений города совместно с АУ ДПО "Институт развития образования" ХМАО - Югры.
Вместе с тем, с открытием двух новых дошкольных образовательных учреждений в 2012 году остро стоит проблема организации курсовой подготовки педагогических работников дошкольных образовательных организаций.
Инфраструктура общего образования не в полной мере соответствует современным требованиям. Большая часть зданий действующих образовательных организаций вводились массово в период активного освоения месторождений и построения социальной инфраструктуры в восьмидесятые годы и требует больших финансовых затрат на проведение ремонтных мероприятий капитального характера.
Имеются типовые здания школ, не соответствующие современным требованиям к душевым, туалетам, спортивным залам, пищеблокам; данные недостатки неустранимы даже при проведении работ капитального характера. Кроме того, высокие показатели демографического развития, массовый переезд жителей микрорайона "Южный" в микрорайоны города привели к увеличению контингента школьников, что вызвало нехватку площадей - 30,1% школьников обучаются во вторую смену, недостаточно спортивных залов для организации 3 часа физкультуры. Необходимо дальнейшее оснащение образовательных организаций информационным и учебным оборудованием с учетом перехода на новые федеральные государственные образовательные стандарты.
Актуализация квалификационных требований и компетенций, необходимых для оказания муниципальных услуг, организация соответствующей профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников учреждений, наряду с совершенствованием системы оплаты труда и разработкой систем оценки эффективности деятельности работников, создаст основу для использования принципов эффективного контракта.
Выстраивая систему отношений и эффективных организационных схем, на настоящем этапе развития образования в условиях вступления в силу нового закона "Об образовании в Российской Федерации" задача, стоящая перед системой образования заключается не только в том, чтобы создать условия для качественной работы учителя, но и сформировать требования к современному учителю, работникам образовательных организаций.
Проблемы нормативного регулирования ряда вопросов и отсутствия комплексного подхода к решению проблем молодежи в последние десятилетия проявились негативные тенденции, которые при сохранении текущей экономической ситуации могут усиливаться.
Снижается интерес молодежи к инновационной, научной и творческой деятельности. Отсутствуют механизмы вовлечения молодежи в инновационную деятельность.
Молодежь недостаточно вовлечена в социальную практику. Слабо развивается культура ответственного гражданского поведения. У значительной части молодежи отсутствуют стремление к общественной деятельности, навыки самоуправления.
С целью осуществления системной работы с молодежью в городе созданы условия для реализации приоритетных направлений молодежной политики.
Проблемы молодежи города решаются программно-целевым методом. Сформирована нормативно-правовая база, налажено межведомственное взаимодействие в вопросах реализации молодежной политики.
С целью осуществления системной работы с детьми, подростками и молодежью работают три городских молодежных центра:
- автономное учреждение "Центр спортивного туризма и краеведения "Альянс" муниципального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры городской округ города Радужный (далее АУ "ЦСТ и К "Альянс");
- автономное учреждение "Центр авиационной, технической и военно-прикладной подготовки "Росич" муниципального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры городской округ город Радужный (далее АУ "ЦАТ и ВПП "Росич");
- автономное учреждение "Городской молодежный центр "Вектор М" муниципального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры городской округ город Радужный (далее АУ "ГМЦ "Вектор М").
Молодежными центрами оказываются социальные услуги по таким направлениям как: укрепление института молодой семьи, информационное обеспечение, юридическое консультирование, трудоустройство и профориентация, поддержка молодежных инициатив, развитие детских и молодежных организаций, развитие волонтерского движения, оказание психолого-диагностической помощи.
За последние годы выстроена система проведения комплекса мероприятий, направленных на развитие военно-спортивных, технических видов спорта, гражданско-патриотического воспитания молодежи, развитие самодеятельного и спортивного туризма, развитие творческих способностей молодежи, укрепление института молодой семьи, профилактику асоциальных явлений в подростково-молодежной среде, содействие в трудовой занятости и профориентации молодежи.
На решение обозначенных проблем направлены мероприятия муниципальной программы.
Среди основных направлений развития в прогнозный период предусмотрено:
- повышение доступности дошкольного образования для детей от 1,5 до 7 лет;
- повышение качества результатов образования на разных уровнях, обеспечение соответствия образовательных результатов меняющимся запросам населения, а также перспективным задачам развития общества и экономики;
- повышение заработной платы педагогических работников дошкольного, дополнительного образования, работников общеобразовательных организаций;
- модернизация сферы образования в направлении большей открытости, больших возможностей для инициативы и активности самих получателей образовательных услуг, включая обучающихся, их семьи, работодателей и местные сообщества через вовлечение их как в развитие системы образования и управление образовательным процессом, так и непосредственно в образовательную деятельность;
- создание условий для успешной социализации детей и молодежи: повышение охвата детей дополнительным образованием, вовлечение школьников в участие в различных конкурсных мероприятиях;
- вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о возможностях саморазвития, обеспечение поддержки научной, творческой и предпринимательской активности молодежи; формирование целостной системы поддержки молодежи, обладающей лидерскими навыками; гражданское и патриотическое воспитание молодежи, содействие формированию правовых, культурных и нравственных ценностей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.