Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Характеристика текущего состояния
До 01.01.2014 улучшение жилищных условий населения города Сургута реализовывалось посредством:
- приобретения жилых помещений для предоставления гражданам, переселяемым из ветхого, аварийного жилищного фонда в рамках долгосрочной целевой программы "Стимулирование жилищного строительства на 2012 - 2014 годы", утвержденной постановлением Администрации города от 19.12.2012 N 9778 "О долгосрочной целевой программе "Стимулирование жилищного строительства на 2012 - 2014 годы";
- переселения граждан из аварийного жилищного фонда в рамках адресной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2011 - 2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 02.12.2011 N 449-п "Об адресной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2011 - 2012 годы";
- обеспечения жилыми помещениями граждан, проживающих в жилых помещениях, непригодных для проживания в рамках долгосрочной целевой программы "Обеспечение жилыми помещениями граждан, проживающих в жилых помещениях, непригодных для проживания, на 2006 - 2015 годы", утвержденной постановлением Администрации города от 05.05.2006 N 813 "Об утверждении проектов подпрограмм и программ по реализации на территории города приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России";
- предоставления жилых помещений на условиях договоров социального найма гражданам, признанным малоимущими, нуждающимися в предоставлении жилых помещений, в рамках осуществления деятельности управления учёта и распределения жилья как непрограммное мероприятие;
- предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда гражданам отдельных категорий в рамках осуществления деятельности управления учёта и распределения жилья как непрограммное мероприятие;
- ликвидации и расселения приспособленных для проживания строений в рамках адресной программы муниципального образования городского округа город Сургут по ликвидации и расселению приспособленных для проживания строений в поселке Зеленом, утвержденной постановлением Администрации города от 12.02.2013 N 866;
- координации деятельности по развитию индивидуального жилищного строительства в поселках в рамках дополнительных мероприятий по выполнению долгосрочной целевой программы "Обеспечение жилыми помещениями граждан, проживающих в жилых помещениях, непригодных для проживания, на 2006 - 2015 годы", утвержденных распоряжением Администрации города от 20.04.2011 N 954 "Об утверждении дополнительных мероприятий по выполнению долгосрочной целевой программы "Обеспечение жилыми помещениями граждан, проживающих в жилых помещениях, непригодных для проживания в городе Сургуте на 2006 - 2015 годы".
Настоящая муниципальная программа разработана в соответствии:
- с Федеральным законом от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации":
- Жилищным кодексом Российской Федерации;
- Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.07.2005 N 57-оз "О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре";
- постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.10.2013 N 408-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2016 - 2020 годах";
- решением Думы города от 08.06.2015 N 718-VДГ "О Стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут на период до 2030 года";
- постановлением Администрации города от 17.07.2013 N 5159 "Об утверждении порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации муниципальных программ городского округа город Сургут";
- на основании паспорта муниципальной программы, утвержденного распоряжением Администрации города от 30.08.2013 N 3096 "О разработке муниципальной программы "Улучшение жилищных условий населения города Сургута на 2014 - 2030 годы", содержащего перечень правовых оснований для ее формирования и четыре подпрограммы:
- подпрограмма "Обеспечение жилыми помещениями граждан";
- подпрограмма "Адресная подпрограмма по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 - 2017 годы";
- подпрограмма "Ликвидация и расселение приспособленных для проживания строений";
- подпрограмма "Развитие индивидуального жилищного строительства в поселках".
Муниципальная программа предусматривает софинансирование расходов из средств федерального бюджета, окружного бюджета в рамках вышеуказанной государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и адресной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 - 2017 годы, утвержденной постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30.05.2013 N 211-п.
Предусмотренные муниципальной программой мероприятия согласованы по целям и задачам с приоритетным национальным проектом Российской Федерации "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", федеральной целевой программой "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050.
Муниципальная программа разработана с учетом основных положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22.03.2013 N 101-рп.
Реализация мероприятий настоящей программы направлена на ликвидацию ветхих, аварийных, непригодных для проживания домов, что соответствует вектору "Жилищно-коммунальное хозяйство" направления "Жизнеобеспечение" Стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургута на период до 2030 года.
Муниципальная программа включает перечень подпрограмм, разработка которых выполнена во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг"; Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства"; Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.07.2005 N 57-оз "О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре"; постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.10.2013 N 408-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2016 - 2020 годах"; постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30.05.2013 N 211-п "Об адресной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 - 2017 годы".
Муниципальная программа "Улучшение жилищных условий населения города Сургута на 2014 - 2030 годы" направлена на создание условий, способствующих решению проблемы обеспечения качественным жильем граждан и обеспечения жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В рамках исполнения мероприятий муниципальной программы также предусмотрено улучшение жилищных условий граждан отдельных категорий, в том числе малоимущих граждан, работников муниципальных учреждений и предприятий города, работников органов местного самоуправления, граждан, лишившихся единственного жилья в результате чрезвычайной ситуации либо мошеннических действий в отношении этих граждан.
Улучшение жилищных условий - одна из острых проблем, она предполагает значительную нагрузку на бюджеты всех уровней, с одной стороны, и значительную неудовлетворенность со стороны граждан, с другой стороны, поскольку невозможность обеспечить всех качественным жильем вызывает социальное напряжение, в частности среди граждан, проживающих в аварийном, ветхом или непригодном жилищном фонде.
Тем не менее определенная и весьма небезуспешная работа в этом направлении ведется, что позволяет обеспечить комфортным жильем не только граждан, признанных малоимущими, нуждающимися в улучшении жилищных условий, но и тех, кто формально не попадает под категорию "нуждающихся", но при этом проживает в жилье, не отвечающем современным и санитарно- техническим требованиям.
Социальная значимость жилищного фонда социального использования предопределена тем обстоятельством, что граждане, нуждающиеся в жилище или в улучшении жилищных условий, могут благодаря институту найма жилых помещений жилищного фонда социального использования повысить качество своего проживания. Наличие подобной возможности свидетельствует о поддержке со стороны государства путем предоставления жилища не только малоимущим гражданам.
1. Подпрограмма "Обеспечение жилыми помещениями граждан".
В рамках реализации подпрограммы приобретаются и предоставляются благоустроенные жилые помещения следующим категориям граждан:
- граждане, проживающие в ветхих, аварийных жилых домах и в жилых помещениях, непригодных для проживания, в том числе и проживающие на территории, в отношении которой заключены договоры о развитии застроенной территории либо соглашения о застройке микрорайонов;
- граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по месту жительства в городе Сургуте;
- граждане, претендующие на получение жилых помещений специализированного жилищного фонда, в целях обеспечения жильем отдельных категорий граждан, работников муниципальных учреждений и предприятий города, работников органов местного самоуправления, граждан, лишившихся единственного жилья в результате чрезвычайной ситуации либо мошеннических действий в отношении этих граждан;
- граждане, состоящие на учете на получение муниципального жилого помещения на условиях договора поднайма, заключенного в соответствии с договором аренды, коммерческого найма;
- инвалиды, семьи, имеющие детей-инвалидов, являющихся собственниками жилых помещений.
Понятие "ветхое жилье" в законодательстве Российской Федерации не раскрывается. Вместе с тем оно широко используется как в названии различных федеральных программ "по регенерации кварталов ветхого и аварийного жилья", расселению граждан из ветхого и аварийного жилья, так и упоминается в судебных актах. На сегодняшний день определение понятия "ветхое состояние здания" содержится в Методическом пособии по содержанию и ремонту жилищного фонда МДК 2-04.2004, утвержденном Госстроем Российской Федерации (официально не публиковалось).
Согласно данным органов государственной статистики в общей площади жилищного фонда города 1,9% относится к ветхому и аварийному жилью, требующему расселения. Состояние жилищного фонда обусловлено высоким уровнем износа - более 60%. Около 1/4 конструктивов жилищного деревянного фонда с истекшим сроком эксплуатации, в результате чего они признаны аварийными или непригодными для проживания. Требуется проведение комплекса мероприятий по ликвидации ветхого, аварийного, непригодного для проживания жилищного фонда.
Также в рамках подпрограммы необходимо осуществлять учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по месту жительства в городе, а также учет граждан, претендующих на получение жилых помещений специализированного жилищного фонда, в целях обеспечения жильем отдельных категорий граждан, работников муниципальных учреждений и предприятий города, работников органов местного самоуправления, граждан, лишившихся единственного жилья в результате чрезвычайной ситуации либо мошеннических действий в отношении этих граждан.
Одним из приоритетов в деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления автономного округа является формирование и развитие рынка арендного жилья путем строительства наемных домов.
В июле 2014 года в Жилищный кодекс Российской Федерации введен новый институт найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и наемных домов.
Изменение законодательства обусловлено тем, что не все категории граждан в силу своего возраста, специфики трудовой деятельности либо в силу уровня дохода могут приобрести жилые помещения в собственность.
В связи с изменением законодательства у лиц, не являющихся малоимущими, однако с доходом, не представляющим возможности покупки жилья за счет личных сбережений или в кредит, появилась возможность найма жилья в наемных домах.
Создание наемных домов позволит гражданам, не имеющим возможности приобрести жилые помещения в собственность, улучшить качество проживания путем найма жилых помещений социального использования в таких домах.
В целях беспрепятственного доступа в жилье инвалидов, семьей, имеющих детей-инвалидов, являющихся собственниками жилых помещений, в рамках подпрограммы будут приобретаться жилые помещения в домах, оснащенных механизмами и оборудованием для перемещения инвалидов.
2. Подпрограмма "Адресная подпрограмма по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 - 2017 годы".
Подпрограмма разработана в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и направлена на ликвидацию к 01 сентября 2017 года многоквартирных домов, признанных в установленном порядке до 01 января 2012 года аварийными. Решение вопросов по переселению граждан из аварийного жилищного фонда является приоритетом для автономного округа. Аварийное состояние здания - состояние здания, при котором более половины жилых помещений и основных несущих конструкций здания отнесены к категории аварийных и представляют опасность для жизни проживающих.
В адресной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 - 2017 годы, утвержденной постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30.05.2013 N 211-п, утвержден перечень 20-и многоквартирных домов в городе Сургуте, признанных в установленном порядке до 01 января 2012 года аварийными в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации и подлежащими сносу или реконструкции.
В 2016 году завершено расселение аварийных домов, включенных в адресную программу Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
3. Подпрограмма "Ликвидация и расселение приспособленных для проживания строений".
Подпрограмма разработана в соответствии с порядком предоставления субсидии из бюджета автономного округа бюджетам муниципальных образований автономного округа на софинансирование программ муниципальных образований автономного округа (городских и муниципальных районов) и социальной выплаты по ликвидации и расселению приспособленных для проживания строений государственной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2016 - 2020 годах", утвержденной постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.10.2013 N 408-п.
Объем софинансирования программ муниципальных образований по ликвидации и расселению приспособленных для проживания строений за счет средств бюджета автономного округа/бюджета Тюменской области и средств бюджетов муниципальных образований автономного округа устанавливается в следующем соотношении:
- 2014 - 2015 годы - 90% и 10%;
- 2016 - 2020 годы - 89% и 11%.
Проблема обеспечения населения жильем продолжает оставаться в числе первостепенных для города, как и для большинства регионов Российской Федерации.
Развитие города в 60 - 70-х годах шло с ориентировкой на нефтедобывающую отрасль, наблюдались опережающие темпы роста трудовых ресурсов относительно темпов строительства жилых домов, возникало стихийное строительство строений, приспособленных для проживания, на территориях, расположенных вблизи предприятий.
Существование данных строений связано со стремительным ростом строительства города и вахтовых поселков в период интенсивного развития нефтегазовых месторождений на территории Западной Сибири. Установленные предприятиями для своих рабочих "вагончиков", "балки" и тому подобное, образовывали целые поселки, так называемые "вагон-городки", "балочные массивы". Использование таких строений планировалось как временное, однако в связи с быстрым ростом численности населения и большой потребностью в жилье, переселение граждан из временных строений производилось незначительно. Как правило, проживающие в них граждане состояли на учете для получения жилых помещений при данных предприятиях. В годы "перестройки" многие предприятия распались, бросив "балки", "вагончики", а очереди на жилье ликвидировались.
С 2013 года наиболее остро стоит вопрос о ликвидации и расселении приспособленных для проживания строений, расположенных в следующих поселках:
- поселок Кедровый База ОРСа;
- поселок Зеленый;
- поселок РЭБ Флота;
- поселок Звездный;
- строения, расположенные на территории линии охранной зоны ВЛ-110кВ в поселке Кедровый-1;
- поселок Кедровый-2;
- поселок СМП по улице Чернореченской;
- поселок Таежный по улице Железнодорожной и Тупиковой;
- поселок Госснаб;
- территория ЦРБ по улице Механизаторов;
- строения, попадающие в границы строительства магистрального водовода по улице Кайдалова от улицы 1В до улицы 2В (проспект Комсомольский);
- поселок СМП по улице Железнодорожной и Тюменской;
- поселок Строитель по улице За ручьем;
- поселок Юность;
- поселок Речная;
- поселок Геологов;
- поселок Лунный;
- поселок МО-94;
- поселок Взлетный.
Большая часть строений в указанных поселках расположена на территориях, которые в соответствии с картой градостроительного зонирования, утвержденной решением городской Думы города от 28.06.2005 N 475-IIIГД "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории города Сургута", расположены в следующих градостроительных зонах:
- зона объектов производственно-делового назначения;
- зона железнодорожного транспорта;
- зона речного транспорта;
- зона объектов производственного, транспортного, складского назначения, инженерной инфраструктуры с включением объектов общественно-деловой застройки, связанных с обслуживанием данной зоны;
- коммунальная зона.
Жилая застройка в указанных зонах не предусмотрена.
Кроме этого, неблагоприятными факторами, влияющими на жизнь и здоровье граждан, проживающих в приспособленных для проживания строениях, являются:
- недостаточный воздухообмен, сопровождающийся затхлостью и сыростью воздуха, длительным сохранением запахов;
- отсутствие системы центральной канализации, что зачастую влечет слив стоков продуктов жизнедеятельности человека на прилегающую к строениям территорию;
- отсутствие системы горячего водоснабжения;
- необеспеченность достаточной продолжительности инсоляции в строениях;
- недостаточно развитые системы пожаротушения ввиду плотности застройки на некоторых территориях и затрудненность проездов пожарных машин;
- критическая изношенность систем холодного водоснабжения и тепло-снабжения, что влечет существенные затраты на их содержание и ремонт.
Ликвидация и расселение строений с указанными неблагоприятными характеристиками, безусловно, является одной из острейших и первоочередных задач города, на решение которой направлена данная подпрограмма.
Комплексное и системное решение вопросов ликвидации и расселения указанных строений должно обеспечить кардинальное улучшение качества жизни граждан.
Таблица
Информация
о количестве приспособленных для проживания строений на территории муниципального образования городского округа город Сургут
|
По состоянию на 01.01.2013 |
По состоянию на 01.01.2014 |
По состоянию на 01.01.2015 |
По состоянию на 01.01.2016 |
По состоянию на 01.01.2017 |
Количество строений, ед. |
768 |
727 |
624 |
564 |
406 |
Общая площадь строений, кв. м |
35 630 |
33 120,6 |
28 454,4 |
25 766,8 |
17 919,5 |
Количество проживающих семей, ед. |
793 |
733 |
630 |
571 |
410 |
Количество проживающих человек всего, в том числе, чел. |
2 602 |
2 394 |
2 084 |
1 878 |
1 345 |
Ликвидация и расселение приспособленных для проживания строений в муниципальном образовании городской округ город Сургут ведется с 2013 года:
- в 2013 - 2014 полностью расселен поселок Зеленый (11 семей);
- в 2015 полностью расселен поселок РЭБ Флота (9 семей);
- в 2015 - 2016 годах велось расселение строений в поселках Таежном по улице Железнодорожной и Тупиковой и в поселке Кедровый-1 (12 семей);
- в 2016 году расселено 15 семей, расположенных в поселке СМП по улице Чернореченской, 7 семей из поселка Кедровый База ОРСа, 2 семьи на территории ЦРБ по улице Механизаторов, 18 семей, проживавших в строениях в границах строительства магистрального водовода по улицы Кайдалова от улицы 1В до улицы 2В (проспект Комсомольский).
4. Подпрограмма "Развитие индивидуального жилищного строительства в поселках".
Программы по переселению граждан из ветхого, аварийного жилищного фонда целиком и полностью зависят от финансирования - федерального, окружного, местного бюджета. На территории города с 2010 года успешно действует дополнительный механизм, не требующий бюджетных финансовых вложений, но позволяющий гражданам, проживающим в 11 поселках, в которых по условиям градостроительного зонирования разрешено малоэтажное строительство (Таежный, Дорожный, Лесной, Юность, МК-32, МО-94, Лунный, Госснаб, Кедровый-1, Гидростроителей, ПСО-34), улучшать свои жилищные условия.
Передача гражданам в собственность одноквартирных строений - метод улучшения жилищных условий, при котором граждане самостоятельно выбирают площадь дома, который будет возведен, количество этажей (но не более трех), становятся полноправными собственниками вновь построенного или реконструированного дома и земельного участка. Земельный участок, находящийся в собственности, граждане также имеют право продать, обменять или подарить.
За период 2010 - 2016 годов 215 семей стали собственниками строений, 170 земельных участков передано в собственность гражданам. В настоящее время меньшее количество граждан обращаются в суд о признании права собственности, у данного механизма начинается второй этап.
В поселках сформировано определенное число граждан, которые желают остаться в поселке и проживать в индивидуальном жилом доме. Задача муниципального образования:
- продолжить реформирование временных поселков, модернизирование инженерных сетей, строительства дорог и внутриквартальных проездов;
- в зонах многоэтажной жилой застройки выставлять на торги свободные земельные участки с целью вторичной застройки;
- свободные земельные участки под малоэтажную застройку передавать льготным категориям граждан.
Переселение граждан, проживающих в приспособленных для проживания строениях, также ведется в рамках заключенных договоров о развитии застроенной территории либо соглашений о застройке микрорайонов.
Динамика изменения значений показателей результатов реализации муниципальной программы представлена в приложении 1 к настоящей муниципальной программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.