Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению Администрации г. Сургута
от 11 февраля 2011 г. N 10
Типовое положение о спасательных службах
1. Общие положения
1.1. Спасательная служба это нештатное организационно-техническое объединение органов управления, сил и средств гражданской обороны организаций и их структурных подразделений, обладающих сходным профилем деятельности и способных, независимо от формы их собственности и ведомственной принадлежности (подчинённости), к совместному проведению конкретного вида специальных мероприятий гражданской обороны, как в мирное время, так и при ведении военных действий.
1.2. Спасательные службы создаются для выполнения инженерно-технических, медицинских, транспортных, других спасательных мероприятий гражданской обороны, подготовки для этого сил и средств служб, а также для обеспечения действий нештатных аварийно-спасательных формирований (далее - НАСФ) в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ведении военных действий и (или) вследствие этих действий.
1.3. Спасательные службы в городе Сургуте создаются на двух уровнях:
- на местном (муниципальное образование);
- объектовом (организации).
1.4. Спасательные службы в своих действиях руководствуются Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, нормативно-правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и органов местного самоуправления, настоящим положением, а также положениями о спасательных службах, разработанных в целях выполнения поставленных задач.
1.5. Спасательные службы создаются в зависимости от потребности в выполнении мероприятий гражданской обороны и по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, а также наличия соответствующей материально-технической базы для создания служб.
Рекомендуемые спасательные службы:
- противопожарная;
- охраны общественного порядка;
- медицинская;
- инженерная;
- оповещения и связи;
- коммунально-техническая;
- транспортная;
- торговли и питания;
- энергоснабжения.
1.6. Спасательные службы решают задачи на всех этапах деятельности гражданской обороны, как в мирное, так и в военное время.
2. Порядок создания спасательных служб
2.1. Спасательные службы муниципального образования городской округ город Сургут создаются на основании решения Главы города и утверждаются постановлением Главы города.
Положения о спасательных службах муниципального образования городской округ город Сургут разрабатываются управлением по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Сургута, согласовываются с руководителями соответствующих спасательных служб Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и утверждаются Главой города.
2.2. Спасательные службы организаций создаются на потенциально опасных производственных объектах, а также объектах, имеющих важное оборонное и экономическое значение или представляющих высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и поддерживаются в состоянии готовности к применению.
Спасательные службы организаций создаются решением руководителя организации и утверждаются приказами по организации.
Положение о спасательной службе организации разрабатывается организацией, согласовывается с руководителем соответствующей спасательной службы муниципального образования городской округ город Сургут и утверждается руководителем организации.
2.3. Руководители спасательных служб муниципального образования городской округ город Сургут назначаются решением Главы города и утверждаются постановлением Главы города.
2.4. Руководители спасательных служб организаций назначаются приказом руководителей соответствующих организаций.
2.5. Для обеспечения функционирования спасательных служб создаются штабы служб, которые могут состоять из отделов, отделений и групп.
Начальники штабов спасательных служб назначаются приказами начальников соответствующих спасательных служб.
2.6. В состав спасательной службы объединяются органы управления, силы и средства гражданской обороны организаций независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности (подчинённости) и их структурных подразделений сходного профиля деятельности, способных к совместному проведению конкретного вида специальных мероприятий гражданской обороны.
2.7. Состав штабов спасательных служб, перечень и состав нештатных аварийно-спасательных формирований (формирований служб) определяются приказами начальников соответствующих спасательных служб.
2.8. Руководящий состав спасательной службы разрабатывает необходимые организационно-плановые документы, осуществляет методическое руководство подготовкой органов управления, сил и средств других организаций, включаемых в соответствующую спасательную службу.
2.9. Для обеспечения выполнения возложенных задач начальниками спасательных служб создаются нештатные аварийно-спасательные формирования.
2.10. Организационно-штатная структура спасательных служб и включаемых в их состав органов управления и формирований, порядок разработки штатов и табелей, комплектования личным составом, нормы и порядок оснащения техникой и материально-техническими средствами разрабатываются согласно методическим рекомендациям МЧС России.
3. Руководство спасательными службами
3.1. Руководство спасательными службами на территории города Сургута осуществляется централизованно, при этом начальнику спасательной службы муниципального образования городской округ город Сургут по вопросам выполнения специальных задач подчинены соответствующие начальники спасательных служб организаций.
3.2. Общее руководство городскими и спасательными службами организаций осуществляют соответствующие руководители гражданской обороны через управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Сургута.
3.3. Непосредственное руководство спасательными службами осуществляют начальники этих служб.
3.4. Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Сургута, специалисты гражданской обороны организаций осуществляют координацию и контроль деятельности соответствующих спасательных служб, а также методическое руководство по вопросам, относящимся к их компетенции.
4. Задачи спасательных служб
4.1. Основные задачи спасательных служб вытекают из задач, возложенных на гражданскую оборону и направленных на всестороннее обеспечение:
- эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
- предоставления населению убежищ и средств индивидуальной защиты;
- проведения мероприятий по световой и другим видам маскировки;
- проведения аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- первоочередного обеспечения населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинского обслуживания, включая оказание первой медицинской помощи, срочного предоставления жилья и принятия других необходимых мер;
- борьбы с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- обнаружения и обозначения районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;
- обеззараживания населения, техники, зданий, территорий и проведения других необходимых мероприятий;
- восстановления и поддержания порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- срочного восстановления функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
-срочного захоронения трупов в военное время;
- разработки и осуществления мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
- постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
4.2. Задачи спасательных служб определяются положениями о соответствующих службах, планами обеспечения мероприятий гражданской обороны спасательных служб, планами ГО и защиты населения министерств и ведомств Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, города Сургута, планами ГО организаций.
4.3. Общими задачами для всех спасательных служб являются:
- подготовка органов управления и формирований спасательной службы к выполнению специальных и других мероприятий гражданской обороны;
- выполнение специальных мероприятий гражданской обороны в соответствии с профилем спасательной службы;
- организация и поддержание взаимодействия с другими спасательными службами, с соответствующими органами управления гражданской обороны, с соединениями и частями гражданской обороны, с органами военного командования;
- обеспечение действий формирований гражданской обороны в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
- обеспечение защиты личного состава, техники и имущества спасательных служб от поражающих факторов радиоактивных веществ, аварийных химически, биологически опасных веществ, аварий, катастроф и стихийных бедствий;
- учёт формирований, входящих в состав спасательных служб, организаций, привлекаемых для решения задач гражданской обороны, их укомплектованности и обеспеченности.
4.4. Специальными задачами спасательных служб, исходя из их профиля, являются:
4.4.1. Противопожарной - осуществление контроля за своевременным выполнением инженерно-технических, организационных и пожарно-профилактических мероприятий, направленных на повышение противопожарной устойчивости организаций и города в целом, локализация и тушение пожаров при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения.
4.4.2. Охраны общественного порядка - поддержание общественного порядка в городе и в организациях, в очагах поражения, местах сосредоточения людей и транспорта, на маршрутах их движения, а также охрана собственности; организация комендантской службы; организация пропускного режима в очагах поражения, учёт погибшего населения, рабочих и служащих.
4.4.3. Медицинской - осуществление медицинских мероприятий гражданской обороны, организация и осуществление лечебно-эвакуационных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на медицинскую защиту населения, личного состава воинских частей и формирований гражданской обороны, своевременное оказание медицинской помощи пораженным и больным; предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний; дезинфекция зараженных транспортных средств.
4.4.4. Инженерной - разработка и осуществление планов ускоренного строительства недостающего фонда защитных сооружений в военное время; организация инженерного обеспечения действий сил гражданской обороны в исходных районах, при выдвижении к очагам поражения и на объектах работ; участие в проведении работ и инженерном обеспечении мероприятий по борьбе с лесными пожарами.
4.4.5. Оповещения и связи - осуществление оповещения и обеспечение непрерывного управления силами и средствами гражданской обороны; организация и контроль за эксплуатационно-техническим обслуживанием стационарных средств связи и оповещения, установленных на предприятиях связи и находящихся в ведении органов управления гражданской обороны, а также поддержание их в постоянной готовности; организация технического обеспечения передачи и приёма сигналов оповещения по указаниям соответствующих органов управления гражданской обороны.
4.4.6. Коммунально-технической - осуществление мероприятий по повышению устойчивости работы сооружений и сетей коммунального хозяйства, ликвидация аварий на них, проведение дегазации и дезактивации транспортных средств, зараженных зданий и территорий, контроль за проведением мероприятий по защите хозяйственно-питьевого водоснабжения, обеспечение водой, захоронение погибших.
4.4.7. Транспортной - обеспечение совместно с органами автомобильного, железнодорожного транспорта перевозки материальных средств, рассредоточения и эвакуации населения, подвоза (вывоза) рабочих смен объектов экономики, продолжающих работу в военное время, вывоза в загородную зону материальных ценностей, уникального оборудования, продовольствия и других материальных средств, подвоза сил и средств при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения, а также эвакуации из них пострадавших людей.
4.4.8. Торговли и питания - разработка и осуществление мероприятий по защите запасов продовольствия и промышленных товаров первой необходимости; организация закладки запасов продовольствия в убежища и защищенные пункты управления; обеспечение питанием личного состава формирований, работающего в очагах поражения, пострадавших, находящихся в отрядах первой медицинской помощи; обеспечение бельем, одеждой и обувью, а также обеспечение остального населения продовольственными и промышленными товарами.
4.4.9. Энергоснабжения - обеспечение устойчивости работы энергосетей в военное время, ликвидация аварий на энергетических сооружениях и сетях, организация работы автономных источников электроэнергии и обеспечения ею действий формирований при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения, участие в разработке и осуществлении мероприятий по световой маскировке объектов экономики города.
5. Управление спасательными службами и организация их деятельности
5.1. Управление спасательными службами заключается в осуществлении постоянного руководства со стороны начальника службы и его штаба деятельностью формирований спасательной службы, в обеспечении их готовности, в организации взаимодействия между сходными по профилю деятельности организациями, входящими в соответствующую службу, в направлении их усилий на своевременное и успешное выполнение поставленных задач.
5.2. Основой управления спасательными службами являются решения начальников служб и вышестоящих руководителей гражданской обороны по обеспечению выполнения мероприятий гражданской обороны соответствующего уровня, отражённые в планах обеспечения мероприятий ГО.
5.3. Контроль за деятельностью и готовностью спасательных служб:
- на местном уровне осуществляет Глава города через управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Сургута;
- на объектовом уровне осуществляют руководители организаций через структурные подразделения (работников) организаций, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны.
5.4. Планирование обеспечения мероприятий гражданской обороны спасательными службами осуществляется на основе планов гражданской обороны и защиты населения соответствующих министерств, ведомств Российской Федерации, плана гражданской обороны и защиты населения города Сургута и планов гражданской обороны организаций.
5.5. Планы обеспечения мероприятий гражданской обороны спасательных служб, определяющие организацию и порядок выполнения ими специальных мероприятий гражданской обороны при приведении их в готовность, разрабатываются начальниками спасательных служб в соответствии с требованиями методических указаний и рекомендаций МЧС России.
5.6. Планы обеспечения мероприятий гражданской обороны спасательных служб муниципального образования городской округ город Сургут подписываются начальником службы, согласовываются с управлением по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Сургута и утверждаются Главой города.
5.7. Планы обеспечения мероприятий гражданской обороны спасательных служб организаций подписываются начальником службы, согласовываются со структурным подразделением (работником) организации, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны и утверждаются руководителем организации.
5.8. Планы спасательных служб муниципального образования городской округ город Сургут разрабатываются в 3-х экземплярах и находятся:
- 1-й экземпляр - в штабе службы;
- 2-й экземпляр - в вышестоящем штабе соответствующей службы;
- 3-й экземпляр - в управлении по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Сургута.
5.9. Планы спасательных служб организаций разрабатываются в 2-х экземплярах и находятся:
- 1-й экземпляр - в штабе службы;
- 2 экземпляр - в вышестоящем штабе соответствующей службы.
5.10. Корректировка планов проводится ежегодно по состоянию на 01 января очередного года в срок до 01 февраля.
5.11. Планы обеспечения мероприятий гражданской обороны спасательных служб вводятся в действие соответствующими руководителями гражданской обороны в установленном порядке.
5.12. Организация работы штабов спасательных служб, порядок и сроки представления оперативных донесений, организация взаимодействия с другими спасательными службами определяются соответствующими наставлениями и специальными указаниями министерств, ведомств и органов управления гражданской обороны.
5.13. Для обеспечения устойчивого управления спасательными службами оборудуются пункты управления.
6. Ответственность за готовность спасательных служб к решению
поставленных задач
6.1. Ответственность за готовность органов управления, сил и средств, включаемых в состав спасательных служб, несут начальники служб, а также руководители организаций, на базе которых созданы эти службы.
6.2. При переходе права собственности организаций и дальнейшем сохранении профиля их деятельности обязанности по созданию спасательных служб закрепляются за правопреемником имущественных прав и обязанностей организации на основе соответствующего договора.
6.3. Должностные и юридические лица, виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении устанавливаемых настоящим положением и иными нормативными правовыми документами требований к созданию и обеспечению деятельности спасательных служб, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
7. Порядок комплектования, материально-технического и финансового
обеспечения спасательных служб
7.1. Комплектование спасательных служб личным составом, оснащение техникой и материально-техническими средствами формирований ГО осуществляются соответствующими руководителями гражданской обороны и начальниками спасательных служб за счёт организаций, на базе которых создаются эти формирования.
7.2. Обеспечение спасательных служб автомобильным транспортом, дорожно-строительной и подъёмно-транспортной техникой производится за счёт ресурсов, не подлежащих передаче Вооруженным Силам РФ в военное время.
7.3. Финансирование специальных мероприятий гражданской обороны, включая подготовку и оснащение спасательных служб, осуществляется соответственно:
- на местном уровне - за счёт средств местного бюджета в пределах средств, предусмотренных на финансирование гражданской обороны;
- на объектовом уровне - за счёт средств организаций.
7.5. К централизованному снабжению относится обеспечение специальной техникой и имуществом по номенклатуре, устанавливаемой МЧС России. Обеспечение спасательных служб остальными видами техники, транспортом и всеми видами материально-технических средств, осуществляется органами местного самоуправления в пределах средств, предусмотренных на финансирование гражданской обороны, а также министерствами, ведомствами и организациями соответственно.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
7.6. Основанием для финансирования спасательных служб являются планы текущего и перспективного развития спасательных служб и прилагаемые к ним сметы расходов, согласованные с управлением по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Сургута и Главным управлением МЧС России по Ханты-Мансийскому округу - Югре в пределах средств, предусмотренных на финансирование гражданской обороны.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.