Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. "Краткая характеристика текущего состояния
сферы управления муниципальным имуществом города Радужный"
Управление муниципальным имуществом является неотъемлемой частью деятельности администрации города Радужный по решению экономических и социальных задач, укреплению финансовой системы, развитию эффективной конкурентной экономики, обеспечивающей повышение уровня и качества жизни населения города. Муниципальное имущество создает материальную основу для реализации полномочий муниципального образования и предоставления муниципальных услуг гражданам и организациям, вследствие чего вопросы формирования эффективного управления имуществом являются одними из приоритетных для муниципального образования.
Управление муниципальным имуществом охватывает широкий круг отношений: от непосредственной реализации прав владения и пользования закрепленным имуществом органами муниципальной власти и учреждениями до отношений по распоряжению муниципальным имуществом, возникающих в связи с реализацией прав собственника, участника, акционера в организациях, созданных с участием муниципального образования, созданием новых объектов, безвозмездным приемом и передачей их на другие уровни собственности, приватизацией и отчуждением по иным основаниям, передачей во владение и пользование, реорганизацией и ликвидацией предприятий, муниципальных учреждений, иными правомочиями. Порядок управления муниципальным имуществом города Радужный установлен решением Думы города Радужный от 28.06.2012 N 287 "О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Радужный".
Однако эффективность использования муниципальной собственности всегда останется невысокой и связано это, в первую очередь с тем, что в ее составе преобладают имущественные комплексы организаций социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства. Принципиальная особенность современного состояния муниципальной собственности заключается в том, что в преобладающей своей части она является доходопотребляющей, а не доходопроизводящей.
На начало действия программы стоимость имущества, учтенного в Едином реестре муниципальной собственности города Радужный (далее - реестр), составила 33 911 единиц на сумму 10,6 млрд. рублей.
Анализ динамики
структуры имущества, учтенного в реестре муниципальной собственности за период 2010 - 2015 гг.
|
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
||||||
мл. руб. |
% |
мл. руб. |
% |
мл. руб. |
% |
мл. руб. |
% |
мл. руб. |
% |
мл. руб |
% |
|
Имущество, находящееся в оперативном управлении |
5,108 |
46,00 |
5,301 |
42,38 |
6,15 |
47,06 |
6,91 |
52,4 |
6,91 |
57,93 |
6,40 |
60,38 |
Имущество муниципальной казны |
4,86 |
43,77 |
5,454 |
43,60 |
5,14 |
39,34 |
4,50 |
34,12 |
3,21 |
26,92 |
2,40 |
22,64 |
Имущество, находящееся в хозяйственном ведении |
1,136 |
10,23 |
1,753 |
14,02 |
1,78 |
13,60 |
1,78 |
13,5 |
1,81 |
15,15 |
1,80 |
16,98 |
Всего балансовая стоимость муниципального имущества |
11,104 |
100 |
12,508 |
100 |
13,07 |
100 |
13,2 |
100 |
11,93 |
100 |
10,60 |
100 |
Структура и состав муниципальной собственности города Радужный включают в себя много самостоятельных элементов: землю, нежилые помещения, имущественные комплексы, пакеты акций и доли в уставных капиталах хозяйственных обществ, иное движимое и недвижимое имущество. Каждый из указанных элементов характеризуется качественной однородностью, имеет ярко выраженную специфику, в том числе и с точки зрения форм и методов управления.
Состав имущества муниципального образования город Радужный постоянно меняется: осуществляется перераспределение имущества на другие уровни собственности (по причине изменения полномочий публичных образований), происходит оптимизация сети муниципальных учреждений и предприятий, приватизация муниципального имущества.
В целях приведения структуры и состава имущества в соответствии с исполняемыми муниципальными полномочиями Комитет ежегодно утверждает перечень муниципального имущества, предназначенного к приватизации.
Это наглядно отражено в выше приведенной таблице. Состав имущества муниципальной казны, в общем объеме имущества учитываемого в реестре муниципальной собственности за 5 лет снизился с 43,77% в 2010 году, до 22,64% на конец 2015 года.
Обеспечение исполнения плановых показателей доходов от использования и продажи муниципального имущества отражает уровень эффективности управления имуществом.
Составляющей основой поступлений в бюджет неналоговых доходов от управления муниципальным имуществом города Радужный являются доходы от приватизации муниципального имущества и передачи имущества в аренду.
Учитывая системное сокращение физического объема муниципальной собственности и перехода ее в разряд частного капитала, динамика поступления доходов по этим источникам в основном имеет тенденцию снижения. Доходы от приватизации имущества относятся к так называемым невозобновляемым доходам. Продажа имущества не может являться постоянным источником доходов в местную казну.
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", арендаторами муниципального имущества в городе являются представители малого предпринимательства. Муниципальная собственность, используется как инструмент создания привлекательных условий для развития малого бизнеса. Имущество сдается арендаторам на льготных условиях, что способствует не только созданию новых производств, но и гарантирует в перспективе рост доходности территорий муниципальных образований, однако снижает рост доходов в бюджет города от использования муниципального имущества.
Анализ динамики
снижения доходов от аренды и приватизации имущества находящегося в муниципальной собственности за период 2010 - 2015 гг.
|
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
||||||
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
|
Доходы от аренды имущества |
4541,8 |
4,5 |
3698 |
4,12 |
3972,3 |
3,6 |
3603,17 |
3,6 |
3676,4 |
2,8 |
4808,00 |
3,91 |
Доходы от приватизации имущества |
25484,2 |
25,2 |
9111 |
10,15 |
4929,7 |
4,5 |
5515,78 |
5,5 |
8539,5 |
6,6 |
3875,9 |
3,15 |
Всего доходов от использования имущества и земельных ресурсов |
101117 |
100 |
89779 |
100 |
108562 |
100 |
98 977 |
100 |
130313 |
100 |
123103,4 |
100 |
Повышение доходности от распоряжения муниципальной собственностью города Радужный возможно благодаря реализации программных мероприятий, которые позволят повысить эффективность управления муниципальным имуществом. С этой целью:
- Комитетом осуществляется ведение реестра муниципального имущества и учет муниципальной казны города Радужный с применением программно-технических средств.
- Активно проводится работа по оформлению государственной регистрации прав собственности муниципального образования город Радужный на недвижимое имущество. В настоящее время осуществлена 100% паспортизация и государственная регистрация муниципального имущества.
Несмотря на ежегодное совершенствование управления муниципальным имуществом, постоянное совершенствование нормативно-правовой базы в этой сфере, по-прежнему, основным направлением деятельности, по управлению муниципальной собственностью, как в среднесрочной, так и долгосрочной перспективе, является:
- Определение цели управления муниципальным имуществом, с точки зрения исполнения муниципальных функций. Достижение поставленной цели решается посредством приватизации находящихся в муниципальной собственности акций (долей) хозяйственных обществ и другого имущества, не участвующего в обеспечении полномочий органов местного самоуправления.
В настоящее время муниципальное образование город Радужный является участником (акционером) в 3 акционерных обществах, где его доля составляет 47,6%, 49%, и 0,01319% уставного капитала.
Учитывая небольшое количество акционерных обществ, в которых муниципальное образование город Радужный является акционером, нельзя считать их влияние на эффективность управления муниципальным имуществом значительным, акции акционерных обществ, не могут относиться к видам имущества предназначенных для решения вопросов местного значения, в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", подлежат приватизации. На начало реализации программы в план приватизации включены все 3 пакета акций.
Вместе с тем, оптимизация состава муниципального имущества достигается также путем осуществления проверок сохранности, использования по назначению муниципального имущества, оценки эффективности его использования, в целях изъятия излишнего или используемого не по целевому назначению, и вовлечения его в хозяйственный оборот.
Муниципальные объекты недвижимого имущества, закрепленные на праве оперативного управления, отработавшие свой ресурс изымаются из оперативного управления муниципальных учреждений и переводятся в состав учета муниципальной казны. После чего, принимаются оперативные решения по техническому освидетельствованию муниципальных объектов, охране, ремонту или сносу.
Последовательная, планомерная и системная реализация муниципальной программы является необходимым условием для обеспечения роста и проведения структурных изменений экономики города. Определение и формирование оптимальной структуры муниципального имущества позволят снизить бремя расходов на содержание объектов управления, не задействованных для реализации функций и стратегических приоритетов муниципального образования.
Неотъемлемой частью деятельности Комитета по решению экономических и социальных задач, созданию эффективной конкурентной экономики, оздоровлению и укреплению финансовой системы, обеспечивающей высокий уровень и качество жизни населения является управление земельными ресурсами, расположенными на территории города Радужный, находящимися в муниципальной собственности (далее - земельные участки).
Одним из главных элементов повышения экономической эффективности использования земли как объекта недвижимости является продолжение работы по формированию земельных отношений в городе Радужный.
Сегодня в Комитете придают огромное значение возрастающей роли земельных отношений в общем комплексе экономических реформ и системе управления муниципальной собственностью. Наделенный определенными полномочиями в области земельных отношений, Комитет планирует использование земли, организует проведение работ по землеустройству, оформляет права собственности на землю, заключает договора аренды и купли-продажи земельных участков, участвует в осуществлении контроля, а также взимает плату за использование земельных ресурсов находящихся в муниципальной собственности и государственная собственность на которые не разграничена. Земельные платежи в общей структуре доходов бюджета города от использования имущества хотя и составляют значительную часть, имеют резерв для увеличения и должны стать одним из главных источников бюджета.
Анализ динамики
поступления доходов от использования земельных участков находящихся в муниципальной собственности и государственная собственность на которые не разграничена за период 2010 - 2015 гг.
|
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
||||||
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
|
Доходы от продажи земли |
7737 |
7,7 |
6060 |
6,8 |
506,1 |
6 |
3 032,5 |
3,1 |
3 211,4 |
2,46 |
4316,30 |
3,51 |
Доходы от аренды земли |
58095 |
57,5 |
70123 |
78, 1 |
69277 |
63,8 |
66 704 |
67,4 |
88 855 |
68,2 |
81145,5 |
65,92 |
Всего доходов от использования имущества и земельных ресурсов |
101117 |
100 |
89779 |
100 |
108562 |
100 |
98 977 |
100 |
130313 |
100 |
123103,4 |
100 |
Эффективное использование городских земель, это стабильное и прогнозируемое пополнение бюджета города за счет использования свободных земель. Для достижения вышеуказанных целей необходимо упорядочение процесса выкупа земельных участков; проведение мероприятий по разграничению прав собственников на землю, создание схем расположения земельных участков и межевание земельных участков, занятых объектами муниципальной собственности; в рамках проведения инвентаризации земель создание схем расположения земельных участков; совершенствование автоматизации процессов управления земельными ресурсами.
Основной проблемой в данной сфере является формирование экономических механизмов управления земельными ресурсами, в том числе обеспечения принципа платности за пользование земельными участками, и как результат вовлечение земельных участков в хозяйственный оборот. Повышение уровня собираемости неналоговых поступлений, необходимость повышения эффективности использования земельных ресурсов города Радужный, путем вовлечения земельных участков в хозяйственный оборот также относятся к проблемным вопросам, на решение которых нацелена программа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.