Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 1. Общие положения
1. Муниципальная программа разработана в целях реализации основных положений Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ Президента Российской Федерации), Национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.10.2018 N 336-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие экономического потенциала, Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2030 года"", решения Думы Сургутского района от 17.12.2018 N 591 "Об утверждении стратегии социально-экономического развития Сургутского района до 2030 года" (далее - Стратегия 2030).
2. Характеристика текущего состояния сферы социально-экономического развития по направлению реализации муниципальной программы.
Сургутский район является бессменным лидером среди муниципалитетов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по привлечению инвестиций в основной капитал.
На долю Сургутского района ежегодно приходится свыше 1/4 всех инвестиций региона. Высокие показатели инвестиционной привлекательности обусловлены динамичным социально-экономическим развитием, высоким природно-ресурсным потенциалом, а также инновационным и инвестиционным приоритетом развития экономики района.
В отраслевой структуре инвестиций доминирующее положение занимают инвестиции организаций нефтегазодобывающего комплекса, направленные на развитие, строительство и поддержание производственных мощностей.
Объём инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) всех предприятий и организаций в расчёте на 1 жителя за 2018 год составил 1 756,0 тыс. руб., что на 5,5% меньше, чем в 2017 году.
Объём бюджетных инвестиций в 2018 году увеличился на 7,2% по сравнению с 2017 годом и составил 348,3 млн. руб. (324,9 млн. руб. в 2017 году).
Предприятиями района за 2018 год выполнено строительных работ и оказано услуг собственными силами по чистому виду деятельности "Строительство" на сумму 8,901 млрд. руб., что на 33,6% в сопоставимых ценах больше показателя 2017 года (6,522 млрд. руб.).
Основным источником инвестиций в основной капитал являются собственные средства предприятий. Инвестиции за счёт собственных средств предприятий в основном направлены на развитие, строительство и поддержание производственных мощностей (главным образом, на строительство и обустройство эксплуатационных скважин, приобретение технологического оборудования, строительство автомобильных дорог, высоковольтных линий и на строительство объектов непроизводственного назначения).
Достижение высоких показателей социально-экономического развития невозможно без привлечения инвестиционного потенциала бизнес сообщества. Именно поэтому вопросы, касающиеся форм и способов привлечения инвестиций, являются одними из самых обсуждаемых, и на федеральном, и на региональном уровнях. Главная задача органов местного самоуправления - создать комфортные условия для развития бизнеса и стимулировать инвесторов к реализации социально значимых проектов, позволяющих территории Сургутского района динамично развиваться.
В этой связи реализуется комплексная программа (дорожная карта) по улучшению инвестиционной привлекательности муниципалитета. В 2018 году запланированные показатели выполнены на 100%.
Объём промышленного производства в 2018 году составил 1 469 106 млн. руб. (1/3 часть объёмов промышленного производства автономного округа) что на 34% больше уровня 2016 года. Объём инвестиций в основной капитал достиг уровня 219 795 млн. руб., что на 5% ниже уровня 2017 года.
Благодаря целенаправленной и планомерной работе по развитию предпринимательства по итогам 2018 года наблюдается положительная динамика:
- на 8% увеличилось количество субъектов малого и среднего предпринимательства (2649 ед.);
- увеличение среднесписочной численности работников малого бизнеса порядка 20% (4125 чел.);
- на 5% увеличился оборот малого бизнеса (14,17 млрд. руб.).
Росту числа субъектов малого и среднего предпринимательства способствует поддержка, предоставляемая администрацией Сургутского района. Динамика роста объёмов финансирования муниципальной программы за последние 5 лет более 600%. При этом доля средств местного бюджета превышает выделяемое софинансирование из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. В рамках муниципальной программы предприниматели Сургутского района могут получить гранты размером до пяти миллионов рублей на открытие и развитие бизнеса в сфере производства, социально значимых для Сургутского района видов деятельности, а также компенсировать до 85% затрат на аренду помещений, приобретение оборудования, консалтинговые услуги, контрольно-кассовую технику и многое другое.
Кроме этого, основной упор направлен на развитие промышленной политики, и, соответственно, открытие новых промышленных предприятий.
Для привлечения внебюджетных инвестиций сформирована база инвестиционных площадок и предложений: это 44 объекта недвижимого имущества и 25 земельных участков общей площадью 214 га, предлагаемые для реализации инвестиционных проектов, в том числе 9 земельных участков площадью от 2 до 100 га каждый для реализации масштабных инвестиционных проектов с возможностью получения участка на льготных условиях без торгов. В настоящее время за счёт средств инвесторов в Сургутском районе реализуются 2 масштабных проекта: комплекс переработки фракции 340°С-КК установки моторных топлив и индустриальный парк сельского поселения Солнечный с общим объёмом инвестиций в проекты более 17 млрд. руб. и планируемым созданием более 1000 новых рабочих мест.
Ещё два проекта (промышленно-логистический парк "Югорский" ООО "Югорский логистический комплекс" и комплекс по металлообработке ПАО "Северсталь", ООО "Тенариссеверсталь") запущены в 2018 году.
Каждый проект рассмотрен и одобрен инвестиционными советами муниципалитета и округа. Инвесторы получили поддержку в виде предоставления земельных участков без торгов.
С 2015 года начата работа по внедрению успешных муниципальных практик АНО "Агенство стратегических инициатив по продвижению новых проектов". Из 23 практик 21 уже реализуется на территории Сургутского района. Самыми эффективными являются следующие:
1) утверждена Инвестиционная стратегия муниципального образования Сургутский район Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2030 года "От прожектов к проектам". Отличительной чертой Стратегии района являются инвестиционные кейсы (идеи), в разрезе поселений Сургутского района, для подготовки которых сформирован реестр проблем и потенциальных инвестиционных возможностей территорий;
2) инвестиционный совет Сургутского района проводится ежемесячно в режиме онлайн. Заместителем председателя совета является представитель бизнес-сообщества. Совет по развитию малого и среднего предпринимательства также возглавляет представитель бизнеса;
3) Сургутский район является лидером по срокам прохождения административных процедур от получения градостроительного плана до выдачи разрешения на строительство. Сегодня это 38 календарных (27 рабочих) дней и 5 процедур (2017 год - 58, 2015 год - 120, 2014- 130 дней);
4) инвестору предоставляется возможность получения технических условий на подключение к инженерным сетям одномоментно по принципу "одного окна". Условия выдаются за 10 дней посредством МФЦ, либо через Инвестиционный портал муниципального образования;
5) сформированы экономически обоснованные ставки арендной платы за муниципальное имущество и земельные участки (применяется пониженная базовая ставка 310 руб. за кв. м, при общей 360 руб./кв. м. Кроме того, дополнительно утверждён льготный коэффициент, равный 0,3 для расчёта арендной платы для социально ориентированных некоммерческих организаций и возможность почасовой аренды муниципального имущества. При расчёте размера годовой арендной платы за использование земельным участком применяется льготный коэффициент, равный 0,5).
Все принятые меры фактически являются конкурентными преимуществами Сургутского района, которые формируют инвестиционный климат и позволяют развиваться бизнесу.
В муниципальную программу включены подпрограммы, направленные на осуществление функций управления инвестиционной политики, развития предпринимательства и проектного управления администрации Сургутского района по вопросам местного значения в сфере:
- создания условий по содействию развития малого и среднего предпринимательства;
- реализации политики создания благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности и привлечения реальных инвестиций на территории Сургутского района;
- формирования положительной оценки деятельности администрации Сургутского района по вопросам развития предпринимательской и инвестиционной деятельности;
- создания условий для развития и увеличения промышленного потенциала Сургутского района;
- реализации политики и нормативно-правового регулирования в сфере развития промышленности.
3. Цель муниципальной программы:
- улучшение инвестиционного и предпринимательского климата в Сургутском районе.
4. Показатели конечных результатов цели муниципальной программы.
Показателями конечных результатов цели муниципальной программы являются:
- количество субъектов малого и среднего предпринимательства;
- темп роста физического объёма инвестиций в основной капитал, % к предыдущему периоду.
Целевые (плановые) значения показателей конечных результатов цели муниципальной программы указаны в паспорте муниципальной программы и приведены в приложении 1 к настоящей муниципальной программе (далее - приложение 1).
Порядок определения фактических значений показателей конечных результатов цели муниципальной программы:
5. Задачи муниципальной программы.
Задача 1 - повышение роли малого и среднего предпринимательства в экономике Сургутского района.
Задача 2 - создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности.
6. Показатели непосредственных результатов задач муниципальной программы.
Показателями непосредственных результатов задач муниципальной программы являются:
- среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий;
- количество проведённых заседаний Совета по вопросам развития инвестиционной деятельности в Сургутском районе.
Целевые (плановые) значения показателей непосредственных результатов задач муниципальной программы указаны в паспорте муниципальной программы и приведены в приложении 1.
Порядок определения фактических значений показателей непосредственных результатов задач муниципальной программы:
Показатели непосредственных результатов задач муниципальной программы |
Расчёт показателя |
Источники данных для расчёта показателя |
Среднесписочная численность работников малых и средних предприятий |
Не требуется. К среднесписочной численности работников малых и средних предприятий относятся количество среднесписочной численности работников малых и средних предприятий Сургутского района за отчётный год |
Источники данных показателя: данные Федеральной налоговой службы Российской Федерации (ежемесячные запросы) |
Количество проведённых заседаний Совета по вопросам развития инвестиционной деятельности в Сургутском районе |
Показатель отражает количество проведённых заседаний Совета по вопросам развития инвестиционной деятельности в Сургутском районе за отчётный год |
Источники данных показателя: распоряжение администрации Сургутского района от 26.05.2014 N 274-р "О Совете по вопросам развития инвестиционной деятельности в Сургутском районе" |
7. Сроки и этапы реализации муниципальной программы:
- с 01.01.2020 по 31.12.2025, без установления этапов.
8. Перечень подпрограмм муниципальной программы:
9. Финансовое обеспечение муниципальной программы.
Финансовое обеспечение муниципальной программы осуществляется за счёт средств бюджета Сургутского района.
Объёмы финансового обеспечения муниципальной программы по годам реализации муниципальной программы и по источникам финансового обеспечения указаны в паспорте муниципальной программы и приведены в приложении 1.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.