Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I изменен с 2 мая 2020 г. - Постановление Администрации г. Сургута от 27 апреля 2020 г. N 2683
Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 г.
Раздел I. Общие положения
Настоящая муниципальная программа разработана в соответствии с постановлением Администрации города от 17.07.2013 N 5159 "Об утверждении порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации муниципальных программ городского округа город Сургут", паспортом муниципальной программы, утвержденным распоряжением Администрации города от 11.10.2019 N 2125 "О разработке муниципальной программы "Развитие жилищной сферы на период до 2030 года", содержащим перечень правовых оснований для ее формирования.
Целью муниципальной программы является создание условий для развития жилищного строительства и обеспечения жильем отдельных категорий граждан.
Реализация мероприятий муниципальной программы направлена на реализацию задач Стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут на период до 2030 года, а именно:
- на создание оптимальной системы градостроительного планирования территорий с учетом развития инженерной, транспортной, социальной инфраструктуры для обеспечения благоприятных условий проживания, труда и отдыха населения города Сургута, и развития агломерации Сургут - Нефтеюганск, что соответствует вектору "Территориальное развитие" направления "Городская среда";
- на улучшение жилищных условий жителей города Сургута и повышение обеспеченности благоустроенным жильем, что соответствует вектору "Жилищно-коммунальное хозяйство" направления "Городская среда";
- на создание условий для динамичного жилищного строительства, строительства объектов социального и промышленного назначения, что соответствует вектору "Территориальное развитие" направления "Городская среда";
- на ликвидацию ветхого, аварийного и непригодного для проживания жилья, что соответствует вектору "Жилищно-коммунальное хозяйство" направления "Городская среда";
- на социальную поддержку отдельных категорий граждан, в том числе путем реализации переданных государственных полномочий, что соответствует вектору "Социальная поддержка" направления "Социальная среда".
Муниципальная программа содержит 4 подпрограммы:
Подпрограмма "Содействие развитию градостроительной деятельности".
Массовое жилищное строительство, комплексное освоение и развитие территорий невозможны без своевременной подготовки и утверждения градостроительной документации.
Планировка территории является одним из этапов градостроительной деятельности и осуществляется на основе документов территориального планирования, а также правил землепользования и застройки. Планировка территории является универсальным способом действий по упорядочению организации территории, осуществляемым в соответствии с документами территориального планирования. Для формирования земельных участков, как конечного результата, необходима разработка последовательных и взаимосогласованных документов градостроительного регулирования, обеспечивающих устойчивое развитие территорий.
Кроме того, в рамках подготовки документации по планировке территории, в целях эффективного использования территории города планируется выполнить комплексные кадастровые работы на территории города Сургута, путем разработки карта-планов территории кадастровых кварталов.
Подпрограмма "Содействие развитию жилищного строительства".
Реализация подпрограммы направлена на создание условий, способствующих решению проблемы обеспечения качественным жильем граждан, ликвидацию ветхого, аварийного и непригодного для проживания жилья, улучшение жилищных условий граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по месту жительства, обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Улучшение жилищных условий - одна из острых проблем, она предполагает значительную нагрузку на бюджеты всех уровней, с одной стороны, и значительную неудовлетворенность со стороны граждан, с другой стороны, поскольку невозможность обеспечить всех качественным жильем вызывает социальное напряжение, в частности среди граждан, проживающих в аварийном, ветхом или непригодном жилищном фонде.
Тем не менее определенная и весьма небезуспешная работа в этом направлении ведется, что позволяет обеспечить комфортным жильем не только граждан, признанных малоимущими, нуждающимися в улучшении жилищных условий, но и тех, кто формально не попадает под категорию "нуждающихся", но при этом проживает в жилье, не отвечающем современным и санитарно-техническим требованиям.
Социальная значимость жилищного фонда социального использования предопределена тем обстоятельством, что граждане, нуждающиеся в жилище или в улучшении жилищных условий, могут благодаря институту найма жилых помещений жилищного фонда социального использования повысить качество своего проживания. Наличие подобной возможности свидетельствует о поддержке со стороны государства путем предоставления жилища не только малоимущим гражданам.
Согласно данным органов государственной статистики, в общей площади жилищного фонда города Сургута - 1,9% относится к ветхому и аварийному жилью, требующему расселения. Состояние жилищного фонда обусловлено высоким уровнем износа - более 60%. Около 1/4 конструктивов жилищного деревянного фонда с истекшим сроком эксплуатации, в результате чего признаны аварийными или непригодными для проживания. Требуется проведение комплекса мероприятий по ликвидации ветхого, аварийного, непригодного для проживания жилищного фонда.
Планируется переселение:
- 2 481 граждан, проживающих в 99 аварийных домах общей площадью 26 250,24 кв. метра;
- 1 122 граждан, проживающих в 52 ветхих домах общей площадью 16 303,68 кв. метра;
- 23 граждан, проживающих в пяти жилых помещениях, признанных непригодными общей площадью 198,6 кв. метра.
В рамках реализации подпрограммы приобретаются и предоставляются благоустроенные жилые помещения следующим категориям граждан:
- граждане, проживающие в ветхих, аварийных жилых домах и в жилых помещениях, непригодных для проживания, а также в приспособленных для проживания строениях (балочный массив);
- граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по месту жительства в городе Сургуте;
- граждане, претендующие на получение жилых помещений специализированного жилищного фонда, в целях обеспечения жильем отдельных категорий граждан, работников муниципальных учреждений и предприятий города, работников органов местного самоуправления, граждан, лишившихся единственного жилья в результате чрезвычайной ситуации либо мошеннических действий в отношении этих граждан;
- граждане, состоящие на учете на получение муниципального жилого помещения на условиях договора поднайма, заключенного в соответствии с договором аренды, коммерческого найма;
- инвалиды, семьи, имеющие детей-инвалидов, являющихся собственниками жилых помещений.
Планируется выполнить работы по расселению и ликвидации приспособленных для проживания строений (балочный массив).
Данные работы ведутся на территории города с 2013 года:
- в 2013 - 2014 годах полностью расселен поселок Зеленый (11 семей);
- в 2015 году полностью расселен поселок РЭБ Флота (9 семей);
- в 2015 - 2016 годах велось расселение строений в поселках Таёжном по улице Железнодорожной и Тупиковой и в поселке Кедровый-1 (12 семей); расселено 15 семей, расположенных в поселке СМП по улице Чернореченской, 7 семей из поселка Кедровый База ОРСа, 2 семьи на территории ЦРБ по улице Механизаторов, 18 семей, проживавших в строениях в границах строительства магистрального водовода по улице Кайдалова от улицы 1В до улицы 2В (проспект Комсомольский);
- в 2017 - 2019 годах расселено 319 семей, расположенных в поселках города.
Расселение граждан, проживающих в приспособленных для проживания строениях (балочный массив), планируется осуществить следующими способами:
- предоставление гражданам субсидии (социальной выплаты) на приобретение жилых помещений;
- предоставление гражданам благоустроенных жилых помещений.
Софинансирование программ муниципальных образований по ликвидации и расселению приспособленных для проживания строений осуществляется, в том числе за счет средств федерального бюджета, бюджета автономного округа и средств бюджетов муниципальных образований автономного округа.
Доля средств федерального бюджета определяется в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий государственных программ субъектов Российской Федерации по переселению граждан из непредназначенных для проживания строений, созданных в период промышленного освоения Сибири и Дальнего Востока, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 N 1710 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
Департамент архитектуры и градостроительства приобретает жилые помещения за счет средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (89%) и средств местного бюджета (11%) на условиях софинансирования.
Для расселения граждан, проживающих в приспособленных для проживания строениях (балочный массив), департамент архитектуры и градостроительства приобретает благоустроенные жилые помещения за счет средств бюджета муниципального образования городской округ город Сургут (100%).
В соответствии с условиями соглашения о предоставлении субсидий из бюджета автономного округа бюджетам муниципальных образований автономного округа для реализации полномочий в области жилищных отношений средства направляются на следующие мероприятия:
- 80% на приобретение жилых помещений для переселения граждан, проживающих в ветхих, аварийных домах и непригодных для проживания помещениях, а также в приспособленных для проживания строениях (балочный массив);
- 20% на приобретение жилых помещений для предоставления гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и для обеспечения отдельных категорий граждан жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации", национальным проектом "Жилье и городская среда", федеральным проектом "Жилье" одним из приоритетных направлений государственной политики в жилищной сфере является снижение стоимости одного квадратного метра жилья путем увеличения объемов жилищного строительства. Для создания условий, способствующих увеличению объемов жилищного строительства, необходимо в дальнейшем реализовать запланированные мероприятия по проектированию и строительству объектов коммунальной инфраструктуры.
Реализация мероприятий по проектированию и строительству систем инженерной инфраструктуры в целях обеспечения инженерной подготовки земельных участков для жилищного строительства позволит подготовить земельные участки и создать условия для строительства объектов жилищного и социально-культурного назначения, что в свою очередь увеличит инвестиционную привлекательность города Сургута и будет способствовать улучшению условий проживания на территории города.
В рамках подпрограммы планируется оказание финансовой поддержки застройщику (инвестору) путем предоставления субсидий по возмещению части затрат застройщика (инвестора) по строительству объектов инженерной инфраструктуры в соответствии с порядком предоставления субсидий из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры бюджетам муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры для реализации полномочий в области жилищного строительства государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие жилищной сферы", с целью увеличения объемов жилищного строительства.
Подпрограмма "Обеспечение мерами государственной поддержки по улучшению жилищных условий отдельных категорий граждан".
1. Обеспечение жильем молодых семей.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 N 1710 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" и постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.10.2018 N 346-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие жилищной сферы" на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в рамках мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" осуществляется поддержка молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, путем предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилья. Участие Администрации города в софинансировании данного мероприятия является важным направлением государственной жилищной политики, направленной на улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан.
Как правило, граждане данных категорий не могут получить доступ на рынок жилья без бюджетной поддержки, в большинстве случаев не имеют средств для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита или займа и не имеют возможности накопить необходимые средства. Однако, данные категории населения имеют хорошие перспективы роста заработной платы по мере повышения квалификации, и предоставление государственной помощи в предоставлении средств на уплату первоначального взноса при получении жилищных кредитов или займов, будет являться для них хорошим стимулом дальнейшего профессионального роста.
Поддержка молодых семей при решении жилищной проблемы станет основой стабильных условий жизни для этой категории населения, а также будет способствовать улучшению демографической ситуации в городе.
Возможность решения жилищной проблемы, в том числе с привлечением средств жилищного кредита или займа, создаст стимул к повышению качества трудовой деятельности, уровня квалификации в целях роста заработной платы. Решение жилищной проблемы участников программы будет способствовать формированию экономически активного слоя населения города Сургута.
2. Улучшение жилищных условий ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 01 января 2005 года.
В соответствии с федеральными законами от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", законами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.07.2005 N 57-оз "О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", от 31.03.2009 N 36-оз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельными государственными полномочиями для обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, определенных федеральным законодательством", постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10.10.2006 N 237-п "Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления субсидий за счет субвенций из федерального бюджета отдельным категориям граждан на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры для приобретения жилых помещений в собственность", мероприятием "Улучшение жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, вставших на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 января 2005 года", утвержденным постановлением Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.10.2018 N 346-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие жилищной сферы", ветераны боевых действий, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 01 января 2005 года имеют право на получение субсидии за счет субвенций из федерального бюджета в целях приобретения жилых помещений в собственность.
Ветераны боевых действий, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 01 января 2005 года, по месту жительства вправе получить субсидию за счет субвенций из федерального бюджета либо жилое помещение муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма.
Предоставление субсидии за счет средств федерального бюджета ветеранам боевых действий, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, позволит сократить список очередности граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма.
В связи с тем, что период ожидания получения жилых помещений на условиях договора социального найма для данной категории граждан составляет не менее 20 лет, предоставление субсидии за счет субвенций из федерального бюджета является одним из эффективных способов улучшения жилищных условий.
3. Улучшение жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.07.2005 N 57-оз "О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" ветераны Великой Отечественной войны, члены семьи погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 31.03.2009 N 36-оз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельными государственными полномочиями для обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, определенных федеральным законодательством", мероприятием "Улучшение жилищных условий ветеранам Великой Отечественной войны", утвержденным постановлением Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.10.2018 N 346-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие жилищной сферы", осуществляется предоставление жилых помещений по договорам социального найма, единовременной денежной выплаты на приобретение жилых помещений ветеранам Великой Отечественной войны и членам семьи погибших (умерших) ветеранов Великой Отечественной войны.
4. Предоставление субсидий на строительство или приобретение жилья за счет средств местного бюджета.
В настоящее время одной из национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года согласно Указу Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" является улучшение жилищных условий не менее 5 млн. семей ежегодно.
Достижение данной цели возможно при консолидации усилий не только органов исполнительной власти всех уровней, а также органов местного самоуправления.
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, решением Думы города Сургута от 27.12.2013 N 453-V ДГ "О дополнительных мерах социальной поддержки в виде предоставления субсидий на строительство или приобретение жилья отдельным категориям граждан, проживающих на территории города, на 2014 - 2030 годы", постановлением Администрации города от 25.04.2014 N 2800 "Об утверждении порядка предоставления дополнительных мер социальной поддержки в виде предоставления субсидий на строительство или приобретение жилья отдельным категориям граждан, проживающих на территории города, на 2014 - 2030 годы", Администрация города предоставляет дополнительные меры социальной поддержки в форме субсидий на строительство или приобретение жилья за счет средств местного бюджета:
- гражданам, состоящим в трудовых отношениях с муниципальными учреждениями, финансируемыми из средств бюджета города;
- работникам органов местного самоуправления города Сургута;
- гражданам, проживающим в жилищном фонде деревянного исполнения и строениях, не относящихся к жилищному фонду города (балках, вагонах).
Необходимо отметить, что уровень доходов граждан, работающих в бюджетной сфере, невысок, многие работники достигли пенсионного или предпенсионного возраста, рыночная стоимость жилья в городе Сургуте очень высокая, что в целом затрудняет, а в основном не позволяет многим гражданам воспользоваться ипотечным кредитом, в том числе и по причине отказов банковских учреждений в выдаче кредитных средств. Это обусловливает отсутствие у многих граждан, работающих в бюджетной сфере, реальной возможности самостоятельного приобретения жилья без дополнительной безвозмездной финансовой помощи. Бюджетная поддержка поможет гражданам в решении жилищной проблемы, в том числе с привлечением средств жилищного кредита или займа.
5. Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Целью реализации мероприятия является обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Мероприятие направлено на реализацию переданного отдельного государственного полномочия по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, в соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.06.2009 N 86-оз "О дополнительных гарантиях и дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усыновителей, приемных родителей в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре".
Подпрограмма "Адресная подпрограмма по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы".
Подпрограмма разработана в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", федерального проекта "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда", постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 01.04.2019 N 104-п "Об адресной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы", с целью решения задач по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории муниципального образования городской округ город Сургут, признанного до 01.01.2017 в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации.
Решение вопросов по переселению граждан из аварийного жилищного фонда является приоритетным направлением для Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в целом и для муниципального образования городской округ город Сургут в частности.
Реализация подпрограммы осуществляется исходя из эффективности использования бюджетных средств, в том числе полученных за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, выбора наиболее экономически эффективных способов реализации программы с учетом обеспечения прав и законных интересов переселяемых граждан, выполнения мероприятий программы в сжатые сроки в целях минимизации издержек по содержанию аварийных домов и сокращения сроков включения освобождающихся земельных участков в хозяйственный оборот.
Используемые понятия:
Аварийный жилищный фонд - совокупность жилых помещений в многоквартирных домах, которые признаны в установленном порядке до 01 января 2017 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Переселение граждан из аварийного жилищного фонда - принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Этапы и сроки реализации подпрограммы:
- этап 2019 года - до 31 декабря 2020 года;
- этап 2020 года - до 31 декабря 2021 года;
- этап 2021 года - до 31 декабря 2022 года;
- этап 2022 года - до 31 декабря 2023 года;
- этап 2023 года - до 31 декабря 2024 года;
- этап 2024 года - до 01 сентября 2025 года.
Ожидаемый конечный результат реализации подпрограммы:
- переселение 3 169 граждан, из 94 аварийных многоквартирных домов общей площадью 47 931,8 кв. метра.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.