Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Общие положения
Настоящая муниципальная программа разработана в соответствии с постановлением Администрации города от 17.07.2013 N 5159 "Об утверждении порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации муниципальных программ городского округа Сургут Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Целью муниципальной программы является создание условий для развития жилищного строительства и обеспечения жильем отдельных категорий граждан.
Реализация мероприятий муниципальной программы направлена на реализацию задач Стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ Сургут Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на период до 2030 года, а именно:
- на создание оптимальной системы градостроительного планирования территорий с учетом развития инженерной, транспортной, социальной инфраструктуры для обеспечения благоприятных условий проживания, труда и отдыха населения города Сургута, и развития агломерации Сургут - Нефтеюганск, что соответствует вектору "Территориальное развитие" направления "Городская среда";
- на улучшение жилищных условий жителей города Сургута и повышение обеспеченности благоустроенным жильем, что соответствует вектору "Жилищно-коммунальное хозяйство" направления "Городская среда";
- на создание условий для динамичного жилищного строительства, строительства объектов социального и промышленного назначения, что соответствует вектору "Территориальное развитие" направления "Городская среда";
- на ликвидацию ветхого, аварийного и непригодного для проживания жилья, что соответствует вектору "Жилищно-коммунальное хозяйство" направления "Городская среда";
- на социальную поддержку отдельных категорий граждан, в том числе путем реализации переданных государственных полномочий, что соответствует вектору "Социальная поддержка" направления "Социальная среда".
Муниципальная программа содержит 4 подпрограммы.
1. Подпрограмма "Содействие развитию градостроительной деятельности".
Массовое жилищное строительство, комплексное освоение и развитие территорий невозможны без своевременной подготовки и утверждения градостроительной документации.
Планировка территории является одним из этапов градостроительной деятельности и осуществляется на основе документов территориального планирования, а также правил землепользования и застройки. Планировка территории является универсальным способом действий по упорядочению организации территории, осуществляемым в соответствии с документами территориального планирования. Для формирования земельных участков, как конечного результата, необходима разработка последовательных и взаимосогласованных документов градостроительного регулирования, обеспечивающих устойчивое развитие территорий.
Кроме того, в рамках подготовки документации по планировке территории, в целях эффективного использования территории города планируется выполнить комплексные кадастровые работы на территории города Сургута, путем разработки карта-планов территории кадастровых кварталов.
Пункт 2 изменен с 14 января 2024 г. - Постановление Администрации г. Сургута от 29 декабря 2023 г. N 6708
2. Подпрограмма "Содействие развитию жилищного строительства".
Реализация подпрограммы направлена на создание условий, способствующих решению проблемы обеспечения качественным жильем граждан, ликвидацию ветхого, аварийного и непригодного для проживания жилья, улучшение жилищных условий граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по месту жительства, обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Улучшение жилищных условий - одна из острых проблем, она предполагает значительную нагрузку на бюджеты всех уровней, с одной стороны, и значительную неудовлетворенность со стороны граждан, с другой стороны, поскольку невозможность обеспечить всех качественным жильем вызывает социальное напряжение, в частности среди граждан, проживающих в аварийном, ветхом или непригодном жилищном фонде.
Тем не менее определенная и весьма небезуспешная работа в этом направлении ведется, что позволяет обеспечить комфортным жильем не только граждан, признанных малоимущими, нуждающимися в улучшении жилищных условий, но и тех, кто формально не попадает под категорию "нуждающихся", но при этом проживает в жилье, не отвечающем современным и санитарно-техническим требованиям.
Социальная значимость жилищного фонда социального использования предопределена тем обстоятельством, что граждане, нуждающиеся в жилище или в улучшении жилищных условий, могут благодаря институту найма жилых помещений жилищного фонда социального использования повысить качество своего проживания. Наличие подобной возможности свидетельствует о поддержке со стороны государства путем предоставления жилища не только малоимущим гражданам.
В соответствии с условиями соглашения о предоставлении субсидий из бюджета автономного округа бюджетам муниципальных образований автономного округа для реализации полномочий в области жилищных отношений средства направляются на следующие мероприятия:
- приобретение жилья в целях переселения граждан из жилых домов, признанных аварийными, для обеспечения жильем граждан, состоящих на учете для его получения на условиях социального найма, формирования маневренного жилищного фонда, переселения граждан из жилых домов, находящихся в зонах затопления, подтопления, создание наемных домов социального использования, для предоставления служебных жилых помещений при расселении таких помещений, расположенных в жилых домах, признанных аварийными, и осуществление выплат гражданам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения, а также для переселения в первоочередном порядке граждан Российской Федерации, призванных на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, поступивших после 23 февраля 2022 года на военную службу по контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации (через Военный комиссариат автономного округа, пункт отбора на военную службу по контракту 3 разряда, г. Ханты-Мансийск), принимающих участие в специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской, Херсонской областей (за исключением лиц, в отношении которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке компетентные органы Российской Федерации проводят процессуальные действия, направленные на установление признаков состава преступления по статье 337 и (или) статье 338 Уголовного кодекса Российской Федерации, или в отношении которых имеются вступившие в законную силу решения суда по одной из указанных статей Уголовного кодекса Российской Федерации), заключивших контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации (далее - участники специальной военной операции), членов их семей из жилых помещений, расположенных в жилых домах, признанных аварийными, и являющихся для них единственными;
- предоставление субсидий гражданам участникам специальной военной операции, членам их семей, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на приобретение (строительство) жилых помещений в собственность;
- мероприятия по освобождению земельных участков, планируемых для жилищного строительства и комплекса мероприятий по формированию земельных участков для индивидуального жилищного строительства;
- приспособление по решению органа местного самоуправления жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах с учетом потребностей инвалидов, в том числе в первоочередном порядке для участников специальной военной операции и членов их семей;
- строительство (реконструкцию) систем инженерной инфраструктуры в целях обеспечения инженерной подготовки земельных участков для жилищного строительства.
В рамках реализации подпрограммы приобретаются и предоставляются благоустроенные жилые помещения следующим категориям:
- гражданам, проживающим в ветхих, аварийных жилых домах и в жилых помещениях, непригодных для проживания в жилых помещениях, не отвечающих требованиям в связи с превышением предельно допустимой концентрации фенола и формальдегида;
- гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по месту жительства в городе Сургуте;
- гражданам, претендующим на получение маневренных жилых помещений специализированного жилищного фонда;
- гражданам, состоящим на учете на получение муниципального жилого помещения на условиях договора поднайма, заключенного в соответствии с договором аренды, коммерческого найма;
- инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, являющимся собственниками жилых помещений, членам семьи собственника, а также являющимися нанимателями или членами семьи нанимателя жилых помещений по договорам социального найма муниципального жилищного фонда на территории города Сургута.
Приобретенные жилые помещения распределяются в соотношении:
- 80% на приобретение жилых помещений для переселения граждан, проживающих в ветхих, аварийных домах и непригодных для проживания помещениях;
- 20% на приобретение жилых помещений для предоставления гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и для обеспечения отдельных категорий граждан жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Адресный перечень домов, подлежащих расселению, представлен в приложении 4 к муниципальной программе.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации", национальным проектом "Жилье и городская среда", федеральным проектом "Жилье" одним из приоритетных направлений государственной политики в жилищной сфере является снижение стоимости 1 кв. метра жилья путем увеличения объемов жилищного строительства. Для создания условий, способствующих увеличению объемов жилищного строительства, необходимо в дальнейшем реализовать запланированные мероприятия по проектированию и строительству объектов инженерной инфраструктуры.
Реализация мероприятий по проектированию и строительству систем инженерной инфраструктуры в целях обеспечения инженерной подготовки земельных участков для жилищного строительства позволит подготовить земельные участки и создать условия для строительства объектов жилищного и социально-культурного назначения, что в свою очередь увеличит инвестиционную привлекательность города Сургута и будет способствовать улучшению условий проживания на территории города.
В целях создания условий для строительства:
- объектов общего образования на территории города в рамках концессионных соглашений, реализуется мероприятие по проектированию и строительству систем инженерных сетей и подъездных путей к объектам образования, что позволит реализовать комплекс мероприятий, направленный на решение стратегической задачи по переходу всех школ города на односменный режим работы и создание новых мест в общеобразовательных учреждениях города;
- быстровозводимых спортивных сооружений на территории города в рамках программы реализуется мероприятие по проектированию и строительству инженерных систем и подъездных путей к быстровозводимым спортивным сооружениям, что будет способствовать решению поставленной задачи по созданию условий, обеспечивающих возможность горожанам вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом.
3. Подпрограмма "Обеспечение мерами государственной поддержки по улучшению жилищных условий отдельных категорий граждан".
Подпункт 3.1 изменен. - Постановление Администрации г. Сургута от 29 февраля 2024 г. N 852
Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2024 г.
3.1. Обеспечение жильем молодых семей.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 N 1710 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" и постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10.11.2023 N 561-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Строительство" на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в рамках мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" осуществляется поддержка молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, путем предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилья. Участие Администрации города в софинансировании данного мероприятия является важным направлением государственной жилищной политики, направленной на улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан.
Как правило, граждане данных категорий не могут получить доступ на рынок жилья без бюджетной поддержки, в большинстве случаев не имеют средств для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита или займа и не имеют возможности накопить необходимые средства. Однако, данные категории населения имеют хорошие перспективы роста заработной платы по мере повышения квалификации, и предоставление государственной помощи в предоставлении средств на уплату первоначального взноса при получении жилищных кредитов или займов, будет являться для них хорошим стимулом дальнейшего профессионального роста.
Поддержка молодых семей при решении жилищной проблемы станет основой стабильных условий жизни для этой категории населения, а также будет способствовать улучшению демографической ситуации в городе.
Возможность решения жилищной проблемы, в том числе с привлечением средств жилищного кредита или займа, создаст стимул к повышению качества трудовой деятельности, уровня квалификации в целях роста заработной платы. Решение жилищной проблемы участников программы будет способствовать формированию экономически активного слоя населения города Сургута.
Подпункт 3.2 изменен. - Постановление Администрации г. Сургута от 29 февраля 2024 г. N 852
Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2024 г.
3.2. Улучшение жилищных условий ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 01.01.2005.
В соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", законами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.07.2005 N 57-оз "О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", от 31.03.2009 N 36-оз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельными государственными полномочиями для обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, определенных федеральным законодательством", постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10.10.2006 N 237-п "Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления субсидий за счет субвенций из федерального бюджета отдельным категориям граждан на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры для приобретения жилых помещений в собственность", мероприятием "Улучшение жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, вставших на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 01.01.2005 года", утвержденным постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10.11.2023 N 561-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Строительство", ветераны боевых действий, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 01.01.2005 года имеют право на получение субсидии за счет субвенций из федерального бюджета в целях приобретения жилых помещений в собственность.
Ветераны боевых действий, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 01.01.2005, по месту жительства вправе получить субсидию за счет субвенций из федерального бюджета либо жилое помещение муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма.
Предоставление субсидии за счет средств федерального бюджета ветеранам боевых действий, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, позволит сократить список очередности граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма.
В связи с тем, что период ожидания получения жилых помещений на условиях договора социального найма для данной категории граждан составляет не менее 20 лет, предоставление субсидии за счет субвенций из федерального бюджета является одним из эффективных способов улучшения жилищных условий.
Подпункт 3.3 изменен. - Постановление Администрации г. Сургута от 29 февраля 2024 г. N 852
Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2024 г.
3.3. Улучшение жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.07.2005 N 57-оз "О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" ветераны Великой Отечественной войны, члены семьи погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 31.03.2009 N 36-оз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельными государственными полномочиями для обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, определенных федеральным законодательство", мероприятием "Улучшение жилищных условий ветеранам Великой Отечественной войны", утвержденным постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10.11.2023 N 561-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Строительство", осуществляется предоставление жилых помещений по договорам социального найма, единовременной денежной выплаты на приобретение жилых помещений ветеранам Великой Отечественной войны и членам семьи погибших (умерших) ветеранов Великой Отечественной войны.
3.4. Предоставление субсидий на строительство или приобретение жилья за счет средств местного бюджета.
В настоящее время одной из национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года согласно Указу Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" является улучшение жилищных условий не менее 5 млн. семей ежегодно. Достижение данной цели возможно при консолидации усилий не только органов исполнительной власти всех уровней, а также органов местного самоуправления.
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, решением Думы города от 27.12.2013 N 453-VДГ "О дополнительных мерах социальной поддержки в виде предоставления субсидий на строительство или приобретение жилья отдельным категориям граждан, проживающих на территории города, на 2014 - 2030 годы", постановлением Администрации города от 25.04.2014 N 2800 "Об утверждении порядка предоставления дополнительных мер социальной поддержки в виде предоставления субсидий на строительство или приобретение жилья отдельным категориям граждан, проживающих на территории города, на 2014 - 2030 годы", Администрация города предоставляет дополнительные меры социальной поддержки в форме субсидий на строительство или приобретение жилья за счет средств местного бюджета:
- граждане, состоящие в трудовых отношениях в муниципальных учреждениях, финансируемых из средств бюджета города Сургута, в том числе пенсионеры по старости, вышедшие на пенсию из такого учреждения, либо инвалиды, получившие инвалидность в таком учреждении, принятые на учет для предоставления субсидии до 31.12.2022;
- работники органов местного самоуправления муниципального образования городской округ Сургут, в том числе пенсионеры, вышедшие на пенсию из органов местного самоуправления, принятые на учет для предоставления субсидии до 31.12.2022;
- граждане, зарегистрированные и проживающие в жилищном фонде деревянного исполнения, за исключением граждан, проживающих в таком помещении на условиях договора коммерческого найма, либо если жилое помещение находится в собственности и обеспеченность общей площадью жилого помещения составляет на одного члена семьи более 14 квадратных метров, принятые на учет для предоставления субсидии до 31.12.2022;
- граждане, принятые на учет для предоставления субсидии по месту работы в муниципальных учреждениях города Сургута, в органе местного самоуправления до 01.01.2007.
4. Подпрограмма "Адресная подпрограмма по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы".
Подпрограмма разработана в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", федерального проекта "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда", постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 01.04.2019 N 104-п "Об адресной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы", с целью решения задач по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории города Сургута, признанного до 01.01.2017 в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации.
Решение вопросов по переселению граждан из аварийного жилищного фонда является приоритетным направлением для Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в целом и для города Сургута в частности.
Реализация подпрограммы осуществляется исходя из эффективности использования бюджетных средств, в том числе полученных за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, выбора наиболее экономически эффективных способов реализации программы с учетом обеспечения прав и законных интересов переселяемых граждан, выполнения мероприятий программы в сжатые сроки в целях минимизации издержек по содержанию аварийных домов и сокращения сроков включения освобождающихся земельных участков в хозяйственный оборот.
Используемые понятия:
Аварийный жилищный фонд - совокупность жилых помещений в многоквартирных домах, которые признаны в установленном порядке до 01.01.2017 аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Переселение граждан из аварийного жилищного фонда - принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации.
За 2019 - 2022 год по "Адресной подпрограмме по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы" расселено 44,32 тыс. кв. м.
Ожидаемый конечный результат реализации подпрограммы переселение в период 2021 - 2024 годов - 152 аварийных многоквартирных домов, признанных аварийными по состоянию на 01.01.2017.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.