Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону Калужской области
от 4 ноября 2002 г. N 144-ОЗ
Областная целевая программа
"Дети Чернобыля" на 2003-2004 гг.
16 октября 2003 г.
Паспорт областной целевой программы "Дети Чернобыля"
на 2003-2004 гг.
1. Характеристика проблемы
2. Цель и задачи программы
3. Основные направления реализации программы
4. Механизм реализации программы
5. Финансовое обеспечение программы
6. Организация управления программой и контроль за ходом ее выполнения
7. Оценка эффективности реализации программы
Законом Калужской области от 16 октября 2003 г. N 247-ОЗ в Паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт
областной целевой программы "Дети Чернобыля" на 2003-2004 гг.
Наименование программы Областная целевая программа "Дети Чернобыля"
на 2003-2004 год
Наименование, дата Постановление Правительства Калужской
и номер решения области от 07.06.2002 N 121 "О разработке
областной целевой программы "Дети Чернобыля"
на 2003-2004 гг.
Государственный Департамент социальной политики области
заказчик-координатор
программы
По отдельным направлениям - департамент здравоохранения
программы заказчиками и лекарственного обеспечения области;
являются - департамент образования и науки области;
- департамент аграрной политики
и социального обустройства села области;
- департамент строительства и дорожного
хозяйства области;
- Главное управление по делам гражданской
обороны чрезвычайным ситуациям
при Правительстве Калужской области.
Основной разработчик Департамент социальной политики области
программы
Основные задачи программы - социальная, психологическая
и педагогическая поддержка детей
подвергшихся радиационному воздействию
в результате катастрофы на Чернобыльской
АЭС;
- социальная и медицинская реабилитация
детей-инвалидов подвергшихся радиационному
воздействию в результат катастрофы
на Чернобыльской АЭС, находящихся
в детских домах и школах-интернатах;
- комплексное решение проблемы сохранения
и повышения уровня здоровья детей,
подвергшихся воздействию радиации
в следствии катастрофы на Чернобыльской
АЭС, на основе совершенствования методов
медико-социальной и психолого-
педагогической реабилитации и лечебно-
профилактических мероприятий;
- оказание специализированной медицинской
помощи детям подвергшимся радиационному
воздействию в результате катастрофы
на Чернобыльской АЭС;
- обеспечение детей, подвергшихся
воздействию радиации вследствие катастрофы
на Чернобыльской АЭС, продуктами питания
с лечебно-профилактическими свойствами;
- развитие лечебной базы учреждений
здравоохранения оказывающих медицинскую
помощь детям, пострадавшим в результате
катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Срок реализации 2003-2004 годы
программы
Исполнители основных - департамент социальной политики области;
мероприятий программы - департамент здравоохранения
и лекарственного обеспечен области;
- департамент образования и науки области;
- департамент аграрной политики
и социального обустройства села области;
- департамент строительства и дорожного
хозяйства области;
- муниципальные образования области,
подвергшиеся радиационному воздействию
вследствие катастрофы на Чернобыльской
АЭС;
- Главное управление по делам
гражданской обороны и чрезвычайным
ситуациям при Правительстве Калужской
области.
Объемы и источники 86285,0 тыс. руб., из них:
финансирования программы - 57710,0 тыс. руб. - за счет средств
федерального бюджета *;
- 28575,0 тыс. руб. - за счет средств
областного бюджета *,
в т.ч. в 2003 г. - 78550,0 тыс. руб.,
из них - 55545,0 тыс. руб.
федерального бюджета *,
23005,0 тыс. руб.
областного бюджета,
в 2004 г. - 7735,0 тыс. руб.,
из них - 2165,0 тыс. руб.
федерального бюджета *,
5570,0 тыс. руб.
областного бюджета
* Объемы финансирования мероприятий
программы за счет средств федерального
бюджета уточняются после принятия
федерального закона о федеральном бюджете
на очередной финансовый год.
Ожидаемые конечные Сохранение и повышение уровня здоровья
результаты реализации детей, подвергшихся воздействию радиации,
программы минимизация последствий ионизирующего
излучения на их организм
Система организации Общий контроль за реализацией программы
контроля за исполнением осуществляется государственным
программы заказчиком-координатором программы -
департаментом социальной политики области.
Департамент социальной политики области
ежегодно направляет в департамент
регионального развития области и департамент
финансов области отчет об использовании
финансовых средств
1. Характеристика проблемы
Катастрофа на Чернобыльской АЭС в 1986 году привела к радиоактивному загрязнению окружающей среды девяти районов Калужской области. Наиболее интенсивному радиоактивному загрязнению, с плотностью загрязнения почв цезием-137 свыше 5 Ки/кв. км., подверглись Жиздринский, Ульяновский и Хвастовичский районы.
На территориях, радиоактивно зараженных радионуклидами, проживают около двадцати тысяч детей.
Во всех 45 муниципальных образованиях области проживаем 480 детей, эвакуированных и переселенных из зон отчуждения и отселения, и 900 детей, родившихся от участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В целях социальной, медицинской и психологической реабилитации детей, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, Правительством Калужской области принимались меры по оздоровлению территорий, загрязненных радионуклидами, улучшению охраны здоровья детского населения.
С 1991 года в Российской Федерации реализуется федеральная целевая программа "Дети Чернобыля", на основе которой поэтапно разрабатывались аналогичные областные программы. Это позволило комплексно решать проблемы сохранения и повышения уровня здоровья детей, подвергшихся воздействию радиации, на основе совершенствования методов социальной, медицинской и психолого-педагогической реабилитации и реализации лечебно-профилактических мероприятий.
Приоритетным направлением реализации областной целевой программы за прошедшие годы было и остается улучшение состояния здоровья детей путем повышения уровня технической оснащенности лечебно-профилактических и реабилитационных учреждений для обеспечения высокого качества и достаточного объема медицинской, в т.ч. специализированной помощи детям, внедрения новых технологий в обследовании и лечении. Это позволяет выявлять заболевания на ранних стадиях их развития и своевременно оказывать необходимую квалифицированную медицинскую помощь.
Комплекс выполненных начиная с 1991 года работ по научному обеспечению программы позволил получить необходимую основу для разработки дальнейшей стратегии и тактики планирования программных мероприятий.
Однако финансирование программы было и остается недостаточным, оно осуществляется с отставанием не только программных заданий, но и утвержденных лимитов инвестиций, что не позволяет в полном объеме выполнять программные мероприятия.
Научные разработки и постоянно проводимый мониторинг состояния здоровья детского населения, контроль продуктов питания на "загрязненных" территориях показывают, что основные проблемы, связанные с ликвидацией последствий катастрофы, актуальны и их еще предстоит решать в ближайшие 15-20 лет.
Большинство детей, пострадавших от последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, продолжает жить в условиях воздействия малых доз радиации. Сохраняется опасность роста внутреннего облучения организма детей за счет потребления загрязненных радионуклидами продуктов питания Такая ситуация сдерживает положительное влияние мероприятий программы на здоровье детей; сохраняется повышенный риск развития отдаленной радиационно обусловленной патологии.
Структура заболеваемости детей на "загрязненных" территориях имеет свои особенности. Это касается, прежде всего, заболеваний щитовидной железы, как следствие йодной нагрузки. Наиболее неблагоприятным последствием влияния радиации является тенденция к росту узловых форм патологии щитовидной железы, зобной эндемии под влиянием воздействия малых доз ионизирующей радиации. В радиоактивно загрязненных областях продолжает неуклонно расти онкологическая патология. Особую тревогу вызывает канцерогенная опасность влияния ионизирующей радиации на здоровье детского населения. Одной из особенностей заболеваемости детей, подвергшихся воздействию радиации, является рост врожденных аномалий, развитие и изменение их структуры.
У детей, проживающих на радиоактивно загрязненных территориях, проявляются ухудшение способности к длительному сосредоточению внимания, повышенная утомляемость, что приводит к снижению успеваемости.
Среди детей, родившихся от участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, болезни крови и кроветворных органов встречаются в 3-4 раза, психические расстройства - в 2,6 раза, болезни системы кровообращения - в 2,6 раза, болезни системы пищеварения - в 1,7 раза, болезни мочеполовой системы - в 1,7 раза чаще по сравнению с общероссийскими показателями.
Положение усугубляется дефицитом витаминов в организме детей.
Реализованные мероприятия программы "Дети Чернобыля" позволили решить ряд задач, направленных на улучшение положения детей, подвергшихся воздействию радиации. Вместе с тем, ее цели реализованы не полностью. Ситуация с физическим и психологическим здоровьем детей остается тревожной и требует программного комплексного решения на областном уровне. В ближайшие два года требуется решать следующие задачи:
1. Развивать сеть учреждений социальной, психологической и педагогической поддержки детей, подвергшихся радиационному воздействию.
2. Продолжить строительство областной детской больницы.
3. Продолжить комплекс мероприятий, направленных на оказание специализированной медицинской помощи детям, подвергшимся радиоактивному облучению.
4. Приобрести современное медицинское оборудование, расходные материалы для лечения детей в лечебно-профилактических и реабилитационных учреждениях,
5. Развивать производство продуктов питания с лечебно-профилактическими свойствами.
Наличие программы позволит скоординировать действия ряда отраслевых департаментов и выработать комплексный подход к решению проблем улучшения положения детей, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
2. Цель и задачи программы
Целью программы является комплексное решение проблемы сохранения и повышения уровня здоровья детей, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на основе совершенствования методов социальной, медицинской и психолого-педагогической реабилитации и условий реализации лечебно-профилактических мероприятий.
Программа предусматривает решение следующих задач:
- социальная, психологическая и педагогическая поддержка детей, подвергшихся радиационному воздействию в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС;
- завершение строительства первого пускового комплекса и продолжение строительства областной детской больницы;
- оказание специализированной медицинской помощи детям, подвергшимся радиационному воздействию в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС;
- обеспечение детей, подвергшихся радиационному воздействию в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, продуктами питания с лечебно-профилактическими свойствами;
- научное обеспечение реализации программы с участием работников Медицинского радиологического научного центра Российской Академии медицинских наук (МРНЦ РАМН) (г. Обнинск), департамента здравоохранения и лекарственного обеспечения области и других департаментов области.
3. Основные направления реализации программы
3.1. Оказание специализированной медицинской помощи детям, подвергшимся радиационному воздействию в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Проведение специализированного медицинского обследования детей на основе данных скрининга, пополнение данных медико-дозиметрического регистра областного и районного уровней. Оказание детям высокотехнологичных видов медицинской помощи в клиниках федерального, областного и муниципальных уровней, приобретение для учреждений, оказывающих медицинскую и реабилитационную помощь детям, современного лечебного оборудования, реактивов, лекарственных препаратов, направленных на повышение адаптационно-компенсаторных возможностей организма ребенка.
Объемы затрат по данному направлению программы приведены в таблице N 1.
3.2. Обеспечение детей, подвергшихся радиационному воздействию в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, продуктами питания с лечебно-профилактическими свойствами.
Организация выпуска продуктов питания с лечебно-профилактическими свойствами и обеспечение ими детей, проживающих на радиоактивно загрязненных территориях.
Объемы затрат по данному направлению программы приведены в таблице N 2.
3.3. Социальная, психологическая и педагогическая поддержка детей, подвергшихся радиационному воздействию в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Развитие центров и кабинетов социально-психологической помощи детям, разработка комплекса мероприятий по повышению экологической грамотности детей, создание новых образовательных технологий, совершенствование "Школ здоровья", внедрение компьютерных технологий в образовательные учреждения различного типа, проведение мониторинга психологического статуса детей состояния и условий их обучения.
Объемы затрат по данному направлению программы приведены в таблице N 3.
3.4. Организационные мероприятия программы.
Организация и проведение конференций, совещаний, семинаров по вопросам реализации программы, проверок ее выполнения на местах, развитие и внедрение компьютерных систем поддержки принятия управленческих решений, издание методической и информационной литературы.
Объемы затрат поданному направлению программы приведены в таблице N 4.
3.5. Капитальное строительство.
Как приоритетное направление программы предусматривается продолжение строительства детской областной больницы в г. Калуге, в том числе для детей, подвергшихся радиационному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы, на 200 коек с совместным пребыванием матерей на 100 мест и поликлиникой на 200 посещений в смену.
Объемы затрат приведены в таблице N 5.
4. Механизм реализации программы
Программа, в части использования федеральных средств, реализуется в соответствии с порядком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 года N 594 "О реализации Федерального Закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд".
Государственным заказчиком-координатором программы является департамент социальной политики области.
Государственными заказчиками по направлениям являются:
Социальная, психологическая и педагогическая поддержка детей, подвергшихся радиационному воздействию |
Департамент социальной политики области Департамент образования и науки области Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при Правительстве Калужской области |
Оказание специализированной медицинской помощи детям, подвергшимся радиационному воздействию |
Департамент здравоохранения и лекарственного обеспечения области |
Обеспечение детей, подвергшихся радиационному воздействию, продуктами питания с лечебно-профилактическими свойствами |
Департамент аграрной политики и социального обустройства села области |
Капитальное строительство объектов для детей, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы |
Департамент строительства и дорожного хозяйства области |
Для получения ассигнований из федерального бюджета государственные заказчики по отдельным направлениям ежегодно в установленном порядке готовят бюджетные заявки и вносят их в Минфин России и соответствующие министерства, а при получении ассигнований из областного бюджета - в департамент финансов области и департамент регионального развития области.
Порядок финансирования и учета расходов на выполнение программы, а также составления отчетности об использовании выделенных на ее реализацию средств определяется нормативными документами Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Правительства и Законодательного Собрания Калужской области.
Законом Калужской области от 16 октября 2003 г. N 247-ОЗ раздел 5 настоящей Программы изложен в новой редакции
5. Финансовое обеспечение программы
Источниками финансового обеспечения программы являются средства областного бюджета, средства федерального бюджета.
Источники финансирования | Потребности в финансировании (тыс. руб.) |
||
Всего | В том числе: | ||
2003-2004 годы |
2003 год | 2004 год | |
Всего | 86285,0 | 78550,0 | 7735,0 |
Средства федерального бюджета * | 57710,0 | 55545,0 | 2165,0 |
Средства областного бюджета | 28575,0 | 23005,0 | 5570,0 |
Потребности в финансировании по заказчикам отдельных направлений программы: |
|||
департамент социальной политики области |
160,0 | 80,0 | 80,0 |
департамент здравоохранения и лекарственного обеспечения области |
4080,0 | 2000,0 | 2080,0 |
департамент образования и науки области |
4490,0 | 2230,0 | 2260,0 |
департамент аграрной политики и социального обустройства села области |
6245,0 | 2930,0 | 3315,0 |
департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства области |
71310,0 | 71310,0 | - |
* Объемы финансировании мероприятий программы за счет средств федерального бюджета уточняются после принятия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
6. Организация управления программой и контроль за ходом
ее выполнения
Формы и методы организации управления программой определяются заказчиком-координатором -департаментом социальной политики области.
Финансовые средства из областного бюджета на реализацию мероприятий программы выделяются департаменту социальной политики области, средства, предусмотренные программой на капитальное строительство - департаменту строительства и дорожного хозяйства области, и расходуются в соответствии с ежегодными планами мероприятий по реализации программы, согласованными с государственным заказчиком-координатором программы - департаментом социальной политики области.
По использованию финансовых средств из федерального бюджета заказчики отдельных направлений программы разрабатывают ежегодные планы мероприятий по реализации программы и согласовывают с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также с соответствующими министерствами по направлениям программы.
Организация мероприятий программы и контроль за эффективностью их выполнения осуществляются департаментом социальной политики области.
Порядок финансирования и учета расходов на выполнение мероприятий программы, а также составление отчетности об использовании выделенных средств определяется действующими нормативными документами.
7. Оценка эффективности реализации программы
В результате реализации программы ожидается сохранение и повышение уровня здоровья детей, снижение воздействия неблагоприятных факторов чернобыльской катастрофы на организм детей, их психическое состояние и развитие на основе комплексного решения проблем медицинской и психолого-педагогической реабилитации с использованием высокотехнологичных методов коррекции отклонений в состоянии здоровья.
Перечень мероприятий областной целевой программы
"Дети Чернобыля" на 2003-2004 гг.
1. Оказание специализированной медицинской помощи детям,
подвергшимся радиационному воздействию в результате катастрофы
на Чернобыльской АЭС
Мероприятия программы | Исполнитель | Стоимость (тыс. рублей) | ||||||||
2003-2004 гг. | в том числе | |||||||||
Всего | Федера- льный бюджет |
Област- ной бюджет |
2003 год | 2004 год | ||||||
Всего | Федера- льный бюджет |
Област- ной бюджет |
Всего | Федера- льный бюджет |
Област- ной бюджет |
|||||
1.1. Оказание медицинской помощи детям, подвергшимся радиационному воздействию, на основе данных регионального медико-дозиметрического регистра |
Департамент здравоохранения и лекарственного обеспечения области (далее - ДЗ и ЛО) |
1750,0 | 400,0 | 1350,0 | 900,0 | 200,0 | 700,0 | 850,0 | 200,0 | 650,0 |
1.2.Совершенствование медицинского обслуживания детей, подвергшихся радиационному воздействию |
ДЗ и ЛО | 180,0 | 180,0 | - | 90,0 | 90,0 | - | 90,0 | 90,0 | - |
1.3. Приобретение медикаментов и прочих препаратов |
ДЗ и ЛО | 800,0 | - | 800,0 | 400,0 | - | 400,0 | 400,0 | - | 400,0 |
1.4. Приобретение продуктов питания с лечебно-профилактичес- кими свойствами для детских санаториев и реабилитационных отделений |
ДЗ и ЛО | 600,0 | - | 600,0 | 300,0 | - | 300,0 | 300,0 | - | 300,0 |
1.5. Проведение комплекса оздоровительных мероприятий и улучшение условий проживания детей в социально-реабилитацио- нных центрах для несовершеннолетних, проживающих на территории, загрязненной радионуклидами |
Департамент социальной политики области (далее ДСП) |
100,0 | - | 100,0 | 50,0 | - | 50,0 | 50,0 | - | 50,0 |
1.6. Приобретение оборудования для лечебно-профилактичес- ких учреждений, оказывающих помощь детям, проживающим на загрязненной территории |
ДЗ и ЛО | 750,0 | - | 750,0 | 310,0 | - | 310,0 | 440,0 | - | 440,0 |
Итого: | 4180,0 | 580,0 | 3600,0 | 2050,0 | 290,0 | 1760,0 | 2130,0 | 290,0 | 1840,0 |
2. Обеспечение детей, подвергшихся радиационному воздействию
в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, продуктами питания
с лечебно-профилактическими свойствами
Таблица N 2
2.1. Выпуск продуктов питания с лечебно- профилактическими свойствами (развитие существующих предприятий) |
Департамент аграрной политики и социального обустройства села области |
6245,0 | - | 6245,0 | 2930,0 | - | 2930,0 | 3315,0 | - | 3315,0 |
Итого: | 6245,0 | - | 6245,0 | 2930,0 | - | 2930,0 | 3315,0 | - | 3315,0 |
3. Социальная, психологическая и педагогическая поддержка детей,
подвергшихся радиационному воздействию в результате катастрофы
на Чернобыльской АЭС
Таблица N 3
3.1. Развитие центров социальной, психологической и педагогической помощи детям (оборудование, ремонт) |
ДСП, Департамент образования и науки области (далее ДОиН) |
960,0 | 900,0 | 60, | 430,0 | 400,0 | 30,0 | 530,0 | 500,0 | 30,0 |
3.2. Совершенство технологии "Школ здоровья": оборудование, материалы |
ДОиН | 1750,0 | 1640,0 | 110,0 | 875,0 | 820,0 | 55,0 | 875,0 | 820,0 | 55,0 |
3.3. Проведение мониторинга психологического статуса детей, состояния и условий их обучения |
ДОиН | 150,0 | 150,0 | - | 75,0 | 75,0 | - | 75,0 | 75,0 | - |
3.4. Оснащение в общеобразовательных учреждениях специализированных классов по основам безопасности жизнедеятельности |
ДоиН Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при Правительстве Калужской области |
260,0 | - | 260,0 | 160,0 | - | 160,0 | 100,0 | - | 100,0 |
3.5. Подготовка и повышение квалификации кадров, обеспечивающих реализацию программы |
ДОиН | 1210,0 | 800,0 | 410,0 | 610,0 | 400,0 | 210,0 | 600,0 | 400,0 | 200,0 |
3.6. Поддержка и ведение банка данных по программе, издание методических материалов |
ДОиН | 160,0 | 160,0 | - | 80,0 | 80,0 | - | 80,0 | 80,0 | - |
Итого: | 4490,0 | 3650,0 | 840,0 | 2230,0 | 1775,0 | 455,0 | 2260,0 | 1875,0 | 385,0 |
4. Организационные мероприятия программы
Таблица N 4
4.1. Организация и проведение конференций, совещаний, семинаров по вопросам реализации программы и итогам ее выполнения |
ДСП | 20,0 | - | 20,0 | 10,0 | - | 10,0 | 10,0 | - | 10,0 |
4.2. Издание методической и информационной литературы |
ДСП | 40,0 | - | 40,0 | 20,0 | - | 20,0 | 20,0 | - | 20,0 |
Итого: | 60,0 | - | 60,0 | 30,0 | - | 30,0 | 30,0 | - | 30,0 |
Законом Калужской области от 16 октября 2003 г. N 247-ОЗ раздел 5 настоящего Перечня изложен в новой редакции
5. Капитальное строительство
Таблица N 5
5.1. Строительство областной детской больницы в г. Калуге |
ДСП, Департамент строительства и дорожного хозяйства области, ДЗиЛО |
71310,0 | 53480,0 | 17830,0 | 71310,0 | 53480,0 | 17830,0 | - | - | - |
Итого: | 71310,0 | 53480,0 | 17830,0 | 71310,0 | 53480,0 | 17830,0 | - | - | - | |
Всего по программе | 86285,0 | 57710,0 | 28575,0 | 78550,0 | 55545,0 | 23005,0 | 7735,0 | 2165,0 | 5570,0 |
<< Статья 3 Статья 3 |
||
Содержание Закон Калужской области от 4 ноября 2002 г. N 144-ОЗ "Об областной целевой программе "Дети Чернобыля" на 2003-2004... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.