Отдел Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Центральному федеральному округу в Калужской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313 и Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу и Перечня Главных управлений Министерства юстиции Российской Федерации по федеральным округам, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28.01.2005 N 7, провел повторную юридическую экспертизу Постановления Правительства Калужской области от 19.06.2003 N 169 "О создании Управления записи актов гражданского состояния Калужской области" в редакции постановления Правительства Калужской области от 13.07.2004 N 212 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Калужской области от 19.06.2003 N 169 "О создании управления записи актов гражданского состояния Калужской области" (далее - Постановление).
Предмет регулирования рассматриваемого акта относится к сфере совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, установленной пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации.
Нормативное правовое регулирование указанных правоотношений на федеральном уровне обеспечивается Гражданским кодексом Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также Федеральным законом от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния".
Принятие нормативного правового акта в названной сфере относится к компетенции Правительства Калужской области в соответствии с пунктом "г" части 2 статьи 21 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Поводом для повторной юридической экспертизы Постановления Правительства Калужской области от 19.06.2003 N 169 "О создании Управления записи актов гражданского состояния Калужской области" послужило внесение изменений и дополнений в Федеральный закон от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" Федеральными законами от 08.12.2003 N 169-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 29.12.2004 N 199-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ и от 18.07.2006 N 121-ФЗ, в развитие которого принят рассматриваемый нормативный правовой акт.
Постановление регламентирует основные задачи и функции Управления записи актов гражданского состояния Калужской области, а также организацию его деятельности.
Рассматриваемое Постановление противоречий Конституции Российской Федерации не содержит.
В то же время в данном нормативном правовом акте выявлены несоответствия Федеральному закону от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (в редакции Федеральных законов от 08.12.2003 N 169-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 29.12.2004 N 199-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ и от 18.07.2006 N 121-ФЗ).
1. Так, положения пункта 1.6. Постановления противоречат нормам Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (далее - Федеральный закон). Федеральными законами от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 29.12.2004 N 199-ФЗ и от 31.12.2005 N 199-ФЗ внесены в пункт 1 статьи 4 Федерального закона изменения, устанавливающие, что финансирование органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия по государственной регистрации актов гражданского состояния, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
Согласно пункту 5 статьи 4 Федерального закона названные субвенции зачисляются на счета бюджетов субъектов Российской Федерации и носят целевой характер. Однако пункт 1.6. рассматриваемого Закона Калужской области предусматривает финансирование расходов, связанных с содержанием органов записи актов гражданского состояния Калужской области, за счет средств областного бюджета.
2. Согласно пункту 6.1. Управление ЗАГС возглавляет начальник Управления ЗАГС, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Губернатором Калужской области. Данное положение в целом не противоречит нормам Федерального закона. В то же время в нем не находит отражения требование части 1 статьи 4 Федерального закона о необходимости согласования кандидатуры на должность руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в компетенцию которого входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния на территории субъекта Российской Федерации, с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.
Внесение изменений в рассматриваемое Постановление обеспечит необходимую и достаточную регламентацию соответствующих вопросов на территории Калужской области.
На основании вышеизложенного, в целях обеспечения единства правового пространства Российской Федерации, предлагаем привести указанные положения Постановления Правительства Калужской области от 19.06.2003 N 169 "О создании Управления записи актов гражданского состояния Калужской области" (в редакции Постановления Правительства Калужской области от 13.07.2004 N 212 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Калужской области от 19.06.2003 N 169 "О создании управления записи актов гражданского состояния Калужской области") в соответствие с федеральным законодательством.
Просим сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.
Начальник отдела
в Калужской области |
А.В. Кучин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Экспертное заключение отдела Главного управления Минюста РФ по ЦФО в Калужской области от 18 августа 2006 г. N 6-169 на Постановление Правительства Калужской области от 19 июня 2003 г. N 169 "О создании Управления записи актов гражданского состояния Калужской области"
Текст заключения официально опубликован не был