Отдел Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Центральному федеральному округу в Калужской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313 и Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу и Перечня Главных управлений Министерства юстиции Российской Федерации по федеральным округам, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28.01.2005 N 7, провел повторную юридическую экспертизу Закона Калужской области от 06.05.2003 N 199-О3 "Об образовании органов записи актов гражданского состояния Калужской области" (далее - Закон Калужской области, Закон).
Предмет регулирования рассматриваемого нормативного правового акта относится к сфере совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, установленной пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации.
Нормативное правовое регулирование указанных правоотношений на федеральном уровне обеспечивается Гражданским кодексом Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также Федеральным законом от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния".
Поводом для повторной юридической экспертизы Закона Калужской области от 06.05.2003 N 199-О3 "Об образовании органов записи актов гражданского состояния Калужской области" послужило внесение изменений и дополнений в Федеральный закон от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" Федеральными законами от 08.12.2003 N 169-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 29.12.2004 N 199-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ и от 18.07.2006 N 121-ФЗ, в развитие которого принят рассматриваемый Закон.
Принятие нормативного правового акта в названной сфере относится к компетенции Законодательного Собрания Калужской области в соответствии с пунктом "б" части 1 статьи 5 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Закон Калужской области регулирует порядок образования органов записи актов гражданского состояния Калужской области в пределах полномочий субъектов Российской Федерации и принят в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния".
Рассматриваемый Закон противоречий Конституции Российской Федерации не содержит.
В то же время в данном нормативном правовом акте выявлены несоответствия Федеральному закону от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (в редакции Федеральных законов от 08.12.2003 N 169-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 29.12.2004 N 199-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ и от 18.07.2006 N 121-ФЗ).
Так, положения статьи 2 Закона противоречат нормам Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (далее - Федеральный закон). Федеральными законами от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 29.12.2004 N 199-ФЗ и от 31.12.2005 N 199-ФЗ внесены в пункт 1 статьи 4 названного Федерального закона изменения, устанавливающие, что финансирование органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия по государственной регистрации актов гражданского состояния, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
Согласно пункту 5 статьи 4 Федерального закона названные субвенции зачисляются на счета бюджетов субъектов Российской Федерации и носят целевой характер. При этом статья 2 рассматриваемого Закона Калужской области предусматривает финансирование расходов, связанных с содержанием органов записи актов гражданского состояния Калужской области, за счет средств областного бюджета.
При этом в сопоставляемых нормативных правовых актах федерального и регионального законодательства отсутствует единство понятий и терминологии. Так, в статье 2 Закона Калужской области говорится о финансировании расходов, связанных с содержанием органов записи актов гражданского состояния Калужской области, тогда как федеральный законодатель оперирует понятием "финансирование органов государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на государственную регистрацию актов гражданского состояния".
Исходя из общего смысла Федерального закона и Закона Калужской области во взаимосвязи с положениями и понятиями, содержащимися в статьях 6, 68, 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пункте 7 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", представляется, что вышеприведенные понятия тождественны и должны быть приведены к единому терминологическому выражению.
Внесение изменений в Закон Калужской области, в том числе - приведение понятий и терминологии в соответствие с Федеральным законом, обеспечит необходимую и достаточную регламентацию соответствующих вопросов на территории Калужской области.
На основании вышеизложенного, в целях обеспечения единства правового пространства Российской Федерации, предлагаем привести указанные положения закона Калужской области от 06.05.2003 N 199-ОЗ "Об образовании органов записи актов гражданского состояния Калужской области" в соответствие с федеральным законодательством.
Просим сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.
Начальник отдела
в Калужской области |
А.В. Кучин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Экспертное заключение отдела Главного управления Минюста РФ по ЦФО в Калужской области от 18 августа 2006 г. N 6-170 на Закон Калужской области от 6 мая 2003 г. N 199-ОЗ "Об образовании органов записи актов гражданского состояния Калужской области"
Текст заключения официально опубликован не был