Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к Закону
Калужской области от 5 декабря 2002 г. N 162-ОЗ
Областная целевая программа
"Развитие туризма в Калужской области на 2002-2005 гг."
Паспорт
Наименование Программы Областная целевая программа "Развитие туризма
в Калужской области на 2002-2005 годы" (далее -
Программа)
Основания для Постановление Правительства Калужской области
разработки и дата от 22.11.2001 г. N 236 "О разработке областной
решения о разработке целевой программы "Развитие туризма в Калужской
программы области на 2002-2005 годы"
Государственный Департамент регионального развития области
заказчик Программы
Основной разработчик Департамент регионального развития, рабочая
Программы группа, созданная в соответствии
с распоряжением Губернатора области
от 29 декабря 2001 года N 738-р и распоряжением
Губернатора от 21 мая 2002 года N 169-р
Основные цели и задачи Создание в Калужской области условий для
Программы устойчивого развития туризма, создание
современного и конкурентоспособного туристского
комплекса, обеспечивающего потребности
населения региона, российских и иностранных
граждан в туристско-экскурсионном обслуживании,
развитие экономики региона за счет увеличения
поступлений налоговых платежей из сферы туризма
и связанных с ним сфер, создание благоприятных
условий для государственного и частного
инвестирования в сферу туризма, увеличение
числа рабочих мест, стимулирование развития
современной инфраструктуры туризма Задачи
Программы подразделяются на краткосрочные
и долгосрочные
а) краткосрочные:
- формирование и совершенствование
нормативно-правовой базы развития туризма
и системы государственного регулирования
туристской деятельности, в том числе системы
мер, обеспечивающих безопасность в сфере
туризма, а также защиту прав потребителей
туристского продукта;
- организация и управление развитием туризма;
- создание современной системы
рекламно-информационного и научного
обеспечения туристской деятельности;
б) долгосрочные:
- создание современного внутрирегионального
рынка туристских услуг на основе здоровой
конкуренции, углубления специализации
и кооперации работы туристских предприятий
и организаций области;
- создание современной материальной
базы туризма;
- проведение широкомасштабной рекламной
компании на внутреннем и внешнем туристских
рынках
Сроки и этапы 2002 - 2005 годы
реализации программы 1 этап - 2002 год
2 этап - 2003 - 2005 годы
Перечень Система программных мероприятий формируется
основных мероприятий в разрезе основных направлений
государственной политики в области туризма:
- развитие нормативно-правовой базы;
- развитие материально-технической базы
и инфраструктуры туризма;
- кадровое обеспечение развития туризма;
- рекламно-информационное обеспечение;
- научное обеспечение развития туризма;
- развитие народных промыслов и ремесел;
- развитие межрегиональных и международных
связей в сфере туризма
Исполнители Департамент регионального развития
мероприятий области, департамент финансов области,
департамент строительства и дорожного
хозяйства области, департамент культуры
и искусства области, департамент
физкультуры, спорта и туризма,
департамент социальной политики,
органы местного самоуправления
муниципальных образований области
(по согласованию), другие организации
по профилю предусматриваемых мероприятий
(по согласованию)
/-------------------------------------------------------\
Объемы | Годы |2002 г.|2003 г.| 2004 г.| 2005 г.| 2006 г.|
и источники |------------+-------+-------+--------+--------+--------|
финансирования |Всего |0,91 |124,565| 204,808| 143,462|473,745 |
|(в млн. | | | | | |
|руб.) | | | | | |
|------------+-------+-------+--------+--------+--------|
|Внебюджетны | 0,91 |121,265| 198,388| 136,562| 457,125|
|средства | | | | | |
|------------+-------+-------+--------+--------+--------|
|Средства | - | 3,0 | 6,12 | 6,9 | 16,02 |
|областн. | | | | | |
|бюджета | | | | | |
|------------+-------+-------+--------+--------+--------|
|Средства | - | 0,3 | 0,3 | - | 0,6 |
|местных | | | | | |
|бюджетов | | | | | |
\-------------------------------------------------------/
Система Контроль за организацией и выполнением
организации контроля Программы осуществляет департамент регионального
за исполнением развития области. С программы целью координации
работ по реализации Программы может быть создан
межведомственный координационный Совет,
возглавляемый заместителем Губернатора области,
координирующим вопросы туризма. В его состав
могут входить представители регионального
органа управления туризмом, органов местного
самоуправления, руководители туристских
предприятий, специалисты туристского бизнеса,
гостиничного хозяйства, науки и др.
Ожидаемые Реализация мероприятий позволит:
конечные результаты - создать базовую систему государственного
реализации Программы регионального регулирования и стимулирования
развития туризма;
- укрепить материальную базу туризма расширить
туристские маршруты;
- создать условия для удовлетворения потребностей
населения в активном и полноценном отдыхе,
приобщении к культурным ценностям;
- увеличить рост объемов оказания
туристско-экскурсионных услуг;
- создать условия для привлечения дополнительных
инвестиций в экономику области;
- увеличить налоговые поступления в областной
и местные бюджеты;
- создать условия для сохранения и возрождении
объектов культурного и природного наследия
возрастут доходы организаций туристской индустрии
в Калужской области.
Важнейшие показатели Предполагается, что в результате
реализации " Программы финансовые поступления
в областной бюджет от туристской деятельности
увеличатся к 2005 году не менее чем в 4 раза
по сравнению с объемом поступлений в 2002 году.
На территории области будут построены туристские
центры, базы отдыха, рестораны, кафе, новые
гостиницы и отремонтированы уже существующие.
Созданы, яхт-клуб, лодочные станции, горнолыжные
центры.
1. Содержание проблемы и необходимость
ее решения программными методами
Калужская область занимает особое место на туристском рынке России. Она обладает уникальными туристско-рекреационными возможностями. Значительный историко-культурный потенциал и богатое литературное наследие открывают возможности для туристско-экскурсионной деятельности и познавательного туризма.
Благоприятные природные условия, мягкий климат с отсутствием резких перепадов температур способствуют организации лечебно-оздоровительного отдыха и отдельных видов спортивного туризма, а разнообразие народных традиций создает все условия для развития этнографического туризма.
Представляется возможным развитие в области экологического, историко-культурного туризма на базе Национального парка "Угра".
Немаловажен и тот факт, что в области появились учебные заведения, в которых ведется подготовка туристских кадров: Калужский филиал Российской международной академии туризма и Институт социальных отношений КГПУ им. К.Э. Циолковского, что обеспечивает регион столь необходимыми в наше время дипломированными специалистами.
На сегодняшний день в области насчитывается более двухсот пятидесяти, рекреационных объектов, включая санатории, базы отдыха, пансионат оздоровительные лагеря и гостиницы. 65,3% из них введены в эксплуатацию в 60-'/и годы, около 24% - в 80-е, большая часть из них требует реконструкции и ремонта. Часть объектов используется не по назначению. В итоге гостиницы едва заполняются на 50%, а санаторно-оздоровительный комплекс - на 25-30 %.
В наиболее привлекательных с туристско-экскурсионной точки зрения районах области ощущается нехватка объектов размещения и питания.
Для организации транспортного обслуживания туристов требуется парк более современных и комфортабельных автобусов На тех автотранспортных предприятиях, которые располагают транспортными единицами, пригодными для перевозки туристов (гг. Калуга, Обнинск, Малоярославец, Людиново, Киров), есть необходимость в проведении капитального ремонта большинства машин Остальные транспортные предприятия области имеют только морально и технически устаревшие машины.
Начавшийся в стране в 90-е годы экономический кризис затронул сферу туризма так же, как и другие отрасли народного хозяйства Прекращение государственных инвестиций в сферу туризма привело к серьезным разрушениям в рекреационной системе области Особенно болезненно это отразилось на детском и семейном отдыхе, на социальной составляющей туризма. Сегодня многие предприятия индустрии туризма работают с недостаточной загрузкой, снизили уровень предоставления туристских услуг. Приватизация и акционирование собственности в туризме не привело к положительным сдвигам.
На сегодняшний день из 64 действующих турфирм только 23 предлагают поездки по внутриобластным туристским маршрутам, а остальные занимаются организацией поездок туристов за границу. Однако даже у самых крупных туристских фирм области не хватает денежных средств для проведения масштабной рекламной компании, способной привлечь должное внимание к туристскому продукту Калужской области на туристском рынке. Это доказывает, что роль государства исключительно важна в создании системы рекламно-информационного обеспечения продвижения регионального туристского продукта на внутреннем и внешнем рынках.
Только достоверная и доступная информация о наличии и качестве объектов размещения, данные о рекреационных возможностях туристских центров, информация о проведении культурных, спортивных и иных мероприятий позволяют объективно оценить конкурентоспособность местного туристского продукта и привлечь к нему внимание. Для повышения конкурентоспособности регионального туристского продукта необходима организация действенной рекламной компании.
В настоящее время в области функционируют санаторно-оздоровительные комплексы широкого профиля лечения и различных форм собственности.
Обладая хорошей лечебно-оздоровительной базой, они не имеют стабильной круглогодичной загрузки.
В решении сложившихся проблем существенную роль могут сыграть мероприятия, направленные на формирование и продвижение внутриобластного туристского продукта и способствующие пополнению доходных источников областного бюджета. Подобные мероприятия, в свою очередь, требуют разработки целевой комплексной программы развития туризма в Калужской области. Программа должна сочетать интересы въездного туризма с удовлетворением рекреационных потребностей местного населения и рациональным использованием туристских ресурсов Калужской области.
2. Основные цели задачи программы
Основная цель Программы - создание в Калужской области современного и конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего, с одной стороны, широкие возможности для удовлетворения потребностей населения региона, российских и иностранных граждан в туристско-экскурсионном обслуживании, а с другой стороны, вносящего вклад в развитие экономики региона за счет увеличения поступлений налоговых платежей из сферы туризма и связанных с ним сфер, привлечения дополнительных инвестиций, образования новых рабочих мест.
Приоритетным направлением является развитие внутреннего, въездного и социального туризма в Калужской области.
Для достижения главной цели необходимо решение следующих задач, которые условно подразделяются на краткосрочные и долгосрочные:
Краткосрочные задачи:
1. Формирование и совершенствование нормативно-правовой базы развития туризма и системы государственного регулирования туристской деятельности, в том числе системы мер, обеспечивающих безопасность в сфере туризма.
2. Организация развития туризма, включающая:
- участие в создании непрерывной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере туризма;
- принятие мер по совершенствованию современной системы рекламно-информационного обеспечения туристской отрасли;
- развитие научного обеспечения туристской деятельности;
- изучение состояния и состава ресурсов туризма Калужской области;
- программное обеспечение отдельных видов туризма, развитие туризма в перспективных для этого городах и районах Калужской области;
- интеграция области в систему отечественного и мирового туристского рынка, развитие межрегионального и международного сотрудничества в области туризма.
Долгосрочные задачи:
- стимулирование развития материальной базы туризма (объектов размещения и инфраструктуры) путем привлечения инвестиций;
- проведение широкомасштабной рекламной кампании на внутреннем и внешнем туристских рынках;
- разработка и внедрение технологий прогрессивного туристского обслуживания;
- создание современного внутрирегионального рынка туристских услуг на основе здоровой конкуренции, углубления специализации и кооперации работы туристских предприятий и организаций области.
3. Сроки и этапы реализации программы
Мероприятия программы предполагается реализовать в два этапа:
Первый этап (2002 год) включает в себя реализацию системы мероприятий Программы, направленных на формирование нормативно-правовой базы развития туризма, механизмов государственного регулирования, рекламно-информационного и научного обеспечения.
Мероприятия этого этапа должны сформировать основу для реализации второго этапа Программы, требующего финансовых затрат и материально-технических ресурсов.
Второй этап (2003-2005 годы) предполагает завершение работы по созданию современной системы подготовки кадров, активизацию инвестиционной деятельности в сфере туризма, развертывание широкомасштабной рекламной кампании, направленной на продвижение внутриобластного туристского продукта на всероссийском и международном туристских рынках. На этом этапе осуществляется основной объем работ, запланированных программой. В результате его реализации ожидается стабилизация основных параметров, характеризующих туристскую деятельность в регионе, а также постепенный рост туристских потоков.
Одним из основных показателей, свидетельствующих о положительном влиянии реализации программных мероприятий, может служить улучшение материально-технической базы туризма.
4. Система программных мероприятий
Система взаимосвязанных научно-исследовательских, социально-экономических, производственных программных мероприятий на 2002-2005 годы реализует основные направления государственной политики в области туризма и включает:
- развитие нормативно-правовой базы, в рамках которой предусматривается применение нормативно-правовых актов Российской Федерации, принятие нормативных актов Калужской области, регулирующих отношения субъектов туристского рынка, методов и форм государственной поддержки развития туризма;
- мероприятия по стимулированию развития материальной базы и инфраструктуры туризма, предусматривающие разработку механизмов финансирования реконструкции и строительства важнейших туристских объектов, памятников архитектуры за счет внебюджетных источников, проведение конкурсов инвестиционных проектов и содействие в их продвижении, подготовка государственных решений, стимулирующих инвестиционную деятельность;
- кадровое обеспечение развития туризма, предусматривающее определение потребности области в специалистах для туристской индустрии, разработку учебных программ и методических пособий, подготовку профессиональных кадров;
- рекламно-информационное обеспечение развития туризма, предусматривающее подготовку и издание базового пакета информационных и рекламных материалов о туристских возможностях Калужской области, участие в туристских выставках-ярмарках, создание информационных банков данных (реестров) туристских ресурсов области, проведение рекламных кампаний в печатных средствах массовой информации и на телевидении, изготовление и размещение наружной рекламы. Предусматривается также участие в проведении международных и российских туристских выставок, посещение конгрессов, форумов, круглых столов, посвященных туристской тематике;
- научное обеспечение развития туризма, заключающееся в проведении исследований туристского потенциала региона, анализе и прогнозе конъюнктуры рынка туристских услуг внутри и вне региона с последующей разработкой перспективной схемы развития и размещения зон и объектов туризма на территории Калужской области. Проведение научных исследований, направленных на разработку программ по развитию специализированных видов туризма, на обеспечение устойчивости природных комплексов, используемых в туристских целях, организация и участие в научно-практических конференциях и семинарах также является важной частью этого направления государственной политики;
- развитие народных промыслов и ремесел, которое заключается в содействии производству и реализации предметов народных промыслов области, созданию этнографических деревень, проведению тематических выставок и ярмарок, развитие событийного и паломнического туризма, что будет способствовать увеличению туристского потока в область.
- развитие межрегиональных и международных связей в сфере туризма предусматривающее расширение сотрудничества в сфере туризма с субъектами Российской Федерации и зарубежными государствами, установление добрососедских отношении, увеличение пуристского потока и разработку совместных туристских маршрутов.
Перечень программных мероприятий и потребностей в финансировании областной целевой программы "Развитие туризма в Калужской области на 2002-2005 годы" (по направлениям расходов и этапам реализации) представлен в приложении N 1.
5. Источники финансирования и сумма необходимых
средств в целом на весь период реализации и по годам
Финансовое обеспечение Программы основывается на необходимости развития туризма как крупного межотраслевого комплекса, что предполагает значительные затраты, как из бюджета, так и внебюджетных источников.
Ежегодно при реализации Программы проводится уточнение системы программных мероприятий, сопровождаемое соответствующей корректировкой и индексацией потребности в финансовых ресурсах.
Основными источниками финансирования программных мероприятий являются:
- внебюджетные средства (средства инвесторов)
- средства участников Программы;
- средства, выделяемые из бюджета области;
- средства муниципальных бюджетов;
Годы | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | Всего |
Всего (в млн. руб.) | 0,91 | 124,565 | 204,808 | 143,462 | 473,745 |
Внебюджетные средства | 0,91 | 121,265 | 198,388 | 136,562 | 457,125 |
Средства областного бюджета | - | 3,0 | 6,12 | 6,9 | 16,02 |
Средства местных бюджетов | - | 0,3 | 0,3 | - | 0,6 |
6. Механизм реализации программы
Реализация мероприятий Программы будет производиться на основании договоров, заключенных департаментом регионального развития области, как основным исполнителем Программы, иными органами исполнительной власти области - исполнителями Программы с органами местного самоуправления, организациями и учреждениями.
Часть программных мероприятий будет реализовываться путем распределения ежегодно выделяемых бюджетных средств среди исполнителей на конкурсной основе посредством государственных контрактов в соответствии с "Положением об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд", утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 8 апреля 1997 г. N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки для государственных нужд". Законом Калужской области "О закупках и поставках продукции для государственных нужд Калужской области".
Департамент регионального развития области организует проведение открытых конкурсов для выбора исполнителей с целью эффективного размещения заказов на выполнение работ по каждому мероприятию.
Основным координатором Программы области является департамент регионального развития области. Средства, выделяемые на реализацию Программы из областного бюджета, распределяются координатором Программы.
7. Система организации контроля за исполнением программы
Контроль за организацией и выполнением Программы осуществляет департамент регионального развития области.
С целью координации работ по реализации Программы может быть создан межведомственный координационный Совет, возглавляемый заместителем Губернатора области, координирующим вопросы туризма. В его состав могут входить представители регионального органа управления туризмом, органов местного самоуправления, руководители туристских предприятий, специалисты туристского бизнеса, гостиничного хозяйства, науки и др.
8. Оценка эффективности
социально-экономических последствий от реализации программы
Формирование туристского комплекса окажет стимулирующее воздействие на развитие таких отраслей экономики как транспорт, пищевая промышленность, торговля, производство товаров народных промыслов, гостиничная индустрия. Реализация мероприятий Программы будет способствовать решению проблемы занятости в регионе.
В результате осуществления мероприятий Программы будут созданы условия для сохранения и возрождения объектов культурно-исторического и природного наследия области, прежде всего в таком важном центре развития туризма как НП "Угра".
При реализации программных мероприятий не будет нанесено существенного ущерба окружающей природной среде. Каждый проект на строительство или реконструкцию объектов инфраструктуры туризма будет проходить обязательную государственную экологическую экспертизу.
Положительный социальный эффект Программы заключается в:
- ежегодном появлении 60-80 рабочих мест в сфере туризма, обслуживания, общественного питания, гостинично-санаторном хозяйстве.
- создании условий для удовлетворения потребностей населения в активном и полноценном отдыхе, укреплении здоровья, приобщении к культурным ценностям и прочие.
Намеченные в Программе меры должны обеспечить значительное увеличение притока российских и иностранных туристов и Калужскую область, в результате чего будет происходить постепенное восстановление баланса въездного и выездного туризма с перспективой на преобладание въездного. Программа в целом характеризуется высокой эффективностью и соответствует усредненным показателям темпов развития туризма, принятых Всемирной туристской организацией для стран, развивающих туристскую отрасль.
Увеличение совокупного потока туристов за счет реализации первого этапа Программы может составить около 10% в год, а при выполнении всех мероприятий прирост может составить до 20% в год, что подтверждается статистикой развития мирового туризма. В свою очередь, рост обслуживания туристов повлияет на увеличения процента заполняемости гостиниц г. Калуги и области.
Программа характеризуется высокой степенью бюджетной эффективности, которая определяется как сальдо между расходами бюджетных безвозвратных средств, выделяемых на программные мероприятия, и налогами, поступающими в региональный бюджет из сферы туризма и связанных с ним отраслей.
Намеченные в Программе меры будут также способствовать расширению притока иностранных туристов в Калужскую область и увеличению валютных поступлений в областной бюджет. Ожидается, что в результате реализации программы поступления от туристической деятельности в областной бюджет увеличатся с 2005 года более чем на 120 млн. рублей.
9. Важнейшие показатели
На территории области в результате реализации программных мероприятий будут построены туристские центры, базы отдыха, рестораны, кафе, новые гостиницы и отремонтированы уже существующие. Созданы яхт-клуб, лодочные станции, горнолыжные центры, подготовлены кадры для работы в сфере въездного туризма на территории Калужской области.
По тексту программы используются следующие аббревиатуры:
НП - Национальный Парк
КГПУ - Калужский государственный педагогический университет
КФ РМАТ - Калужский филиал российской международной академии туризм
МО - муниципальные образования
ГУ - Государственное учреждение
ЧП - частный предприниматель
ФГУП - Федеральное государственное унитарное предприятие
ГТРК - Государственная телерадиокомпания "Калуга"
КГОКМ - Калужский государственный объединенный краеведческий музей
МПР - Министерство природных ресурсов
КОЭБЦУ - Калужское отделение эколого-биологического центра учащихся
ПРООН - Программа развития Организации Объединенных Наций
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.