Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону Калужской области
от 1 ноября 2004 г. N 371-ОЗ
Областная целевая программа
"Создание географической информационной системы Калужской области
(2004-2007 гг.)"
23 ноября 2005 г.
О мероприятиях по реализации настоящей программы см. постановление Губернатора Калужской области от 24 мая 2005 г. N 207
Паспорт областной целевой программы
1. Наименование программы Областная целевая программа "Создание
географической информационной системы
Калужской области (2004-2007 гг.)"
2. Государственный заказчик Правительство Калужской области
программы
3. Разработчик программы Министерство экономического развития
Калужской области Министерство
строительства, жилищно-коммунального
и дорожного хозяйства Калужской области
4. Дата принятия решения Постановление Правительства Калужской
о разработке программы области от 6 февраля 2003 г. N 24
"О разработке областной целевой
программы "Создание географической
информационной системы Калужской
области (2004-2006 гг.)"
5. Цели и задачи программы Целями Программы являются:
Создание географической информационной
системы Калужской области (ГИС КО)
как инструмента эффективного управления
социально-экономическим развитием
Калужской области.
Создание и ведение кадастра объектов
недвижимости Калужской области
(КОН КО).
Создание и ведение градостроительного
кадастра (ГК) и системы мониторинга
объектов градостроительной деятельности
Калужской области.
Для достижения поставленных целей
необходимо решение следующих задач:
Создание областной инфраструктуры
пространственных данных.
Интеграция информационных ресурсов
вновь создаваемых и существующих
тематических и отраслевых кадастровых
(учетных) систем.
Формирование информационных ресурсов,
упорядочение источников основных видов
информации и пользователей информации
по ее функциональной принадлежности.
Организация доступа к созданным
информационным ресурсам.
Создание функциональных подсистем
анализа, подготовки и принятия
управленческих решений для органов
государственной власти и органов
местного самоуправления.
Проведение организационно-технических
мероприятий по созданию единой
кадастровой службы Калужской области.
Подготовка и повышение квалификации
кадров.
Формирование механизмов привлечения
внебюджетных ресурсов
для финансирования ГИС КО в процессе
эксплуатации.
6. Важнейшие показатели Создание распределенного банка цифровых
пространственных данных (ЦПД) основных
масштабов и инфраструктуры его
актуализации.
Интеграция и формирование
информационных баз данных об объектах
и субъектах территории.
Формирование системы ГИС-центров.
Организационное, нормативно-техническое
и кадровое обеспечение эффективного
применения ГИС КО.
Реализация пилотных проектов основных
функциональных подсистем ГИС КО, в том
числе создание и ведение кадастра
объектов недвижимости Калужской области
на базе земельного кадастра,
градостроительного кадастра и системы
технического учета зданий и сооружений.
Создание благоприятных условий
для привлечения внебюджетных инвестиций
и повышение социальной активности
населения путем предоставления доступа
к информации ГИС КО соответственно
субъектам хозяйственной деятельности
и населению области.
7. Сроки реализации 2004-2007 гг.
8. Перечень основных Системотехническое и организационно-
мероприятий программы методическое обеспечение работ
по созданию ГИС КО.
Формирование региональной
инфраструктуры цифровых
пространственных данных на основе
применения унифицированных ГИС-
технологий.
Формирование и интеграция базовых
информационных ресурсов ГИС КО
и организация взаимного информационного
обмена с тематическими кадастровыми
системами, в том числе:
- инвентаризация земель
сельскохозяйственного назначения;
- государственная кадастровая оценка
земель проведение работ
по разграничению государственной
собственности на землю и создание баз
данных собственности Калужской
области;
- организация фонда инженерных
изысканий Калужской области;
- создание, формирование информационных
ресурсов ГК Калужской области, в том
числе разработка, корректировка
и утверждение градостроительной
документации;
Отработка современных технологий
эффективного решения задач
территориального развития
и регулирования градостроительной
деятельности.
Реализация пилотных проектов
функциональных подсистем ГИС КО,
в том числе отработка типовых решений
по ведению КОН КО и ГК на муниципальном
уровне.
Разработка организационного
и нормативно-технического обеспечения
необходимого для создания
и функционирования ГИС КО.
Обеспечение информационной безопасности
ГИС КО.
Подготовка кадров и повышение
квалификации пользователей.
Разработка программы "Развитие ГИС КО
на 2008-2011 гг."
9. Исполнители основных Министерство экономического развития
мероприятий Калужской области
Министерство строительства, жилищно-
коммунального и дорожного хозяйства
Калужской области
Организации, привлекаемые к реализации
Программы на конкурсной основе
в соответствии с законодательством
10. Объемы и источники (млн. руб.) 156,758
финансирования программы /-------------------------------------\
| Областной бюджет | 104,081 |
|----------------------+--------------|
| 2004 г. | 8,820 |
| 2005 г. | 44,933 |
| 2006 г. | 28,961 |
| 2007 г. | 21,367 |
|----------------------+--------------|
| Федеральный бюджет | 30,547 |
|----------------------+--------------|
| 2004 г. | 4,360 |
| 2005 г. | 19,643 |
| 2006 г. | 4,494 |
| 2007 г. | 2,050 |
|----------------------+--------------|
|Бюджеты муниципальных | 75,965 |
|образований Калужской | |
| области | |
|----------------------+--------------|
| 2004 г. | 2,850 |
| 2005 г. | 5,600 |
| 2006 г. | 3,800 |
| 2007 г. | 3,715 |
|----------------------+--------------|
| Внебюджетные | 6,765 |
| источники | |
|----------------------+--------------|
| 2004 г. | 0,700 |
| 2005 г. | 3,000 |
| 2006 г. | 1,524 |
| 2007 г. | 0,941 |
\-------------------------------------/
11. Ожидаемые конечные 1. Сокращение затрат областного
результаты программы бюджета на создание и эксплуатацию
тематических государственных
и отраслевых кадастровых систем
в 2-4 раза (по оценке, экономия
средств областного бюджета
при создании информационной системы
градостроительного кадастра
составит 30,4 млн. руб.)
2. Предполагаемая экономия за счет
использования новых технологий:
- при создании опорной межевой сети
- 18 млн. руб. (при этом сеть
покроет всю территорию области,
а не только населенные пункты);
- при обновлении (актуализации)
планов городов и центров
муниципальных образований - около
240 млн. руб.
3. Снижение стоимости работ
по инвентаризации объектов
недвижимости и межеванию земель
на 30-50%
4. Повышение эффективности учета
налогооблагаемой базы. Рост доходов
бюджетов всех уровней бюджетной
системы Российской Федерации
в части налогов и сборов
с имущества и платежей за землю -
на 100-300%
5. Совершенствование учета сдаваемых
в аренду земельных участков
и объектов недвижимости (площадей
в них), находящихся
в государственной и муниципальной
собственности. Рост доходов
бюджетов всех уровней бюджетной
системы Российской Федерации
в части арендных платежей - до 300%
(оценка роста по г. Калуге - с 80
до 250 млн. руб.)
6. Повышение эффективности
использования природных ресурсов,
находящихся в государственной
и муниципальной собственности,
на 50-100%
7. Выявление неиспользуемых
и неэффективно используемых земель
сельскохозяйственного назначения.
8. Замена бумажных карт и планов
70-80-х годов системой постоянно
актуализируемых цифровых
пространственных данных
(предполагаемая экономия только
за счет устранения необходимости
печати бумажных карт-10 млн. руб.)
9. Создание информационной базы
для организации предоставления
услуг по технологии "одного окна".
Сокращение сроков оформления
разрешительной документации
на строительство в 3-4 раза
10. Повышение инвестиционной
привлекательности Калужской области
11. Организация информационного
обслуживания органов
государственной власти и местного
самоуправления, предоставление
дополнительных справочно-
информационных услуг населению
организациям, осуществляющим свою
деятельность на территории
области (далее - организации
области)
12. Повышение информационной открытости
деятельности органов
государственной власти Калужской
области
12. Система контроля, Министерство экономического развития
организации контроля области осуществляет контроль
исполнения программы исполнения программы в соответствии
с разделом 7 Порядка разработки,
рассмотрения и реализации областных
целевых программ, утвержденного
Постановлением Губернатора Калужской
области 19 августа 1999 г. N 356
*Объемы финансирования мероприятий программы за счет средств бюджетов всех уровней, а также за счет средств внебюджетных источников уточняются в соответствии с порядком, изложенным в разделе 5 программы.
Введение
Областная целевая программа "Создание географической информационной системы Калужской области (2004-2007 гг.)" (далее - программа) разработана Министерством экономического развития Калужской области во исполнение постановления Правительства области от 6 февраля 2003 г. N 24.
1. Содержание проблемы и необходимость ее решения программными методами
Для эффективного управления развитием области и обоснованного принятия управленческих решений необходимо владеть комплексной информацией о состоянии природно-ресурсного потенциала области; о социально-экономических и общественно-политических процессах, происходящих на ее территории, их тенденциях. В том числе о наличии и размещении минерально-сырьевых, лесных, водных и иных природных ресурсов, объектов земельно-имущественного комплекса, о размещении и финансово-экономических показателях субъектов хозяйственной деятельности различных отраслей, о развитии транспортной сети, сети средств связи, телекоммуникаций, энергосистем, о расселении и занятости населения, экологическом состоянии, состоянии потенциально опасных техногенных объектов и природных явлений, криминогенной обстановке и т.п.
Данная информация может быть наиболее комплексно и полно использована при ее привязке к территории в геоинформационных системах (ГИС). По оценке экспертов, до 80% объема данных, необходимых для органов государственной власти (ОГВ) и органов местного самоуправления (ОМС), представляют собой пространственно привязанную информацию, или информацию, отнесенную к каким-либо географическим объектам.
В техническом аспекте основой функционирования ГИС Калужской области должна стать интеграция информационных ресурсов органов управления муниципального и регионального уровней путем координатной привязки этой информации к единой региональной системе цифровых пространственных данных (ЦПД) с помощью ГИС технологий.
Однако, ведомственные системы сбора и анализа данных об отдельных видах объектов управления, существующие и создаваемые в настоящее время, организационно и методически разрознены, что препятствует эффективному использованию накопленной в них информации при принятии и обосновании конкретных управленческих решений по развитию территорий. Недостаточный уровень автоматизации работ по сбору, обработке и передаче информации, наличие ведомственных барьеров крайне затрудняют своевременное получение информации в объемах, необходимых как для ОГВ и ОМС, так и для организаций области.
Основой единой инфраструктуры цифровых пространственных данных ГИС Калужской области станет банк ЦПД, создаваемый на основе карт разных масштабов в местной системе координат СК-40. Начало создания такой системы координат положено в рамках ОЦП "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости в Калужской области (2004 - 2007 гг.)".
Существует ряд нерешенных проблем в сфере недвижимости, оказывающих ощутимый отрицательный эффект на социально-экономическое развитие области. Сложившаяся ситуация с недвижимостью препятствует динамичному переходу прав собственности на землю и иную недвижимость к эффективно хозяйствующим субъектам, тем самым тормозя процессы структурной перестройки экономики; не позволяет эффективно использовать землю и иную недвижимость в качестве средства обеспечения внебюджетных инвестиций, вызывая проблемы в использовании недвижимости как полноценного актива; не обеспечивает необходимых условий для вложений капитала в недвижимость и ее развитие, значительно снижая тем самым инвестиционный потенциал области.
До настоящего времени не выполнена задача по созданию и ведению государственного градостроительного кадастра Калужской области (ГГК КО) и мониторинга объектов градостроительной деятельности, что предусмотрено Градостроительным кодексом Российской Федерации и соответствующим постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 1999 г. N 271 "Об утверждении положения о ведении государственного градостроительного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности в Российской Федерации".
По результатам анкетирования ОГВ и ОМС, и организаций Калужской области, проведенного Комитетом государственного имущества Калужской области, выявлен недостаток высококвалифицированных специалистов, способных эффективно использовать современные геоинформационные технологии в своей деятельности.
Имеется постоянно растущий спрос на геоинформацию со стороны хозяйствующих субъектов, в первую очередь, организаций инженерной инфраструктуры (связь, энергетика, газовое хозяйство), ЖКХ, агентств недвижимости и ряда других, а также со стороны потенциальных инвесторов при выборе объекта для вложения финансовых средств в различные отрасли экономики области.
Организациями области накоплен существенный опыт проведения проектно-изыскательских работ с использованием ГИС-технологий, а также создания локальных функциональных ГИС для нужд организаций всех видов собственности и организационно-правовых форм.
В настоящее время сформировалась насущная потребность в создании соответствующей современным требованиям географической информационной системы Калужской области (ГИС КО), обеспечивающей:
- предоставление ОГВ и ОМС комплексной информации, необходимой для повышения эффективности решений по управлению территориальным развитием;
- доступ инвесторов к информации, необходимой им для планирования инвестиций, развития и ведения бизнеса;
- доступ граждан и общественных объединений к информации о социально-экономическом развитии области, деятельности ОГВ и ОМС.
Для разрешения сложившейся ситуации в процессе создания ГИС КО необходимо:
- создание организационного, методологического и технологического обеспечения для интеграции ведомственных кадастровых и информационных систем и организации обмена информацией;
- создание широкодоступной и легитимной областной инфраструктуры цифровых пространственных данных;
- создание организационной основы и разумных экономических условий для доступа к геоинформации организаций, а также для реализации конституционных прав граждан на доступ к информации;
- создание системы повышения квалификации специалистов-управленцев. Использование программно-целевого метода позволит в сжатые сроки и с приемлемыми затратами решить вышеперечисленные проблемы путем координации деятельности и консолидации ресурсов различных заинтересованных ОГВ и ОМС, а также организаций Калужской области.
2. Цели и основные задачи программы
Целями Программы являются:
- создание географической информационной системы Калужской области (ее первой очереди), как инструмента эффективного управления социально-экономическим развитием области и ее территорий;
- создание и ведение кадастра объектов недвижимости области;
- создание и ведение градостроительного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности Калужской области.
Структурная схема ГИС КО приведена на рис. 1.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
1. Сформировать единую областную инфраструктуру цифровых пространственных данных соответствующих масштабов в местной системе координат (СК) нашего региона (регион N 40 - Калужская область) - СК-40.
2. Обеспечить организационно-техническую поддержку работ по эксплуатации и развитию ГИС КО, сформировав систему ГИС-центров, выполняющих работы по сбору, хранению, обработке и обмену информации, эксплуатации и развитию соответствующих функциональных подсистем ГИС КО.
3. Создать организационную основу функционирования ГИС КО, обеспечив:
- информационный обмен между ОГВ и ОМС;
- предоставление информации организациям и населению области;
- информационную безопасность ОГВ, ОМС и других пользователей системы.
4. Сформировать информационный базис для создания функциональных подсистем ГИС КО, ориентированных на информационно-аналитическую поддержку ОГВ и ОМС при решении задач по следующим основным направлениям:
- общеэкономическое состояние области;
- социально-политическое состояние области;
- финансово-кредитный комплекс области;
- промышленность области;
- транспорт и связь;
- строительный комплекс и жилищно-коммунальное хозяйство;
- аграрно-промышленный комплекс;
- образование, наука и инновационная деятельность;
- культура;
- социальная защита населения;
- здравоохранение;
- природные ресурсы и природопользование;
- экология;
- гражданская оборона и чрезвычайные ситуации;
- общественный порядок и региональная безопасность.
Перечень основных функционально-аналитических задач по указанным перспективным направлениям представлен в приложении N 2.
5. Обеспечить взаимоувязку проектов различных исполнителей и возможность параллельного проведения работ как по созданию единой инфраструктуры цифровых пространственных данных, так и по разработке и реализации функциональных подсистем ГИС КО в рамках ведения системного проекта ГИС КО.
6. Реализовать пилотные проекты функциональных подсистем ГИС КО с целью последующего тиражирования отработанных решений.
Одними из наиболее важных межотраслевых функциональных подсистем, создаваемых в рамках данной программы, являются:
- "Кадастр объектов недвижимости Калужской области" (КОН КО) на основе информации, формируемой при кадастровом учете земельных участков, техническом учете зданий и сооружений и регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
- "Градостроительный кадастр Калужской области" (ГК КО)
7. Организовать подготовку и переподготовку кадров.
Для создания ГИС КО и получения эффекта от ее функционирования необходимы государственные и муниципальные служащие, имеющие навыки пользования ГИС, а также специалисты в области ГИС- технологий.
3. Сроки и этапы реализации программы
Настоящая программа нацелена на создание первой очереди ГИС КО в течение 2004-2007 гг. и предусматривает следующие этапы работы:
1 этап (2004-2005 гг.)
Создание организационного, информационного и материально-технического базиса для полномасштабного развертывания работ по созданию ГИС КО:
Разработка пакета организационных и нормативно-технических документов, обеспечивающих работу по созданию инфраструктуры цифровых пространственных данных (ЦПД) ГИС КО, в т.ч. интеграцию и обмен информацией с отраслевыми кадастровыми системами.
Формирование системы ГИС-центров.
Отработка унифицированных технологий:
- создания банка базовых слоев ЦПД на основе карт масштабов: 1:50000, 1:10000, 1:2000 и данных космо и аэрофотосъемки;
- интеграции базовых слоев ЦПД и информационных баз данных о субъектах и объектах территории, в том числе информации отраслевых кадастровых систем;
- обмена информацией с различными группами пользователей ГИС КО, в том числе с целью регламентной актуализации информационных ресурсов ГИС КО.
Уточнение состава функциональных аналитических подсистем, реализуемых в рамках пилотных проектов, согласование технических требований к ним и корректировка системного проекта ГИС КО.
Анализ угроз информационной безопасности создаваемой системы, проработка требований и плана мероприятий по обеспечению информационной безопасности.
Подготовка специалистов ГИС-центров и потенциальных пользователей функциональных систем.
2 этап (2005-2006 гг.)
Завершение работ по созданию банка базовых слоев ЦПД М 1:10000, а также всех районных центров области М 1:2000 на основе имеющегося картографического материала с актуализацией по данным аэрофотосъемки.
Организация регулярного обновления банка базовых слоев ЦПД, созданных ранее.
Повышение квалификации пользователей функциональных систем.
Реализация и опытная эксплуатация пилотных проектов функциональных подсистем ГИС КО, определенных в рамках системного проектирования.
Создание КОН КО.
Создание ГК КО.
Разработка пакета организационных и нормативно-технических документов, обеспечивающих ввод в эксплуатацию функциональных подсистем ГИС КО в интересах ОГВ и ОМС, а также оказание услуг по доступу к информации системы для организаций и населения области.
Реализация плана организационных и технических мероприятий по обеспечению информационной безопасности создаваемой системы.
3 этап (2006-2007 гг.)
Ввод в промышленную эксплуатацию функциональных систем первой очереди, в том числе КОН КО.
Подготовка (разработка и апробация методики) к тиражированию типовых решений, отработанных в пилотных проектах.
Корректировка системного проекта ГИС КО по результатам работ.
Подведение итогов выполнения данной программы и разработка областной целевой программы "Развитие ГИС КО на 2008-2011 гг. (вторая очередь)".
4. Система мероприятий
Для достижения целей и реализации задач, поставленных настоящей программой необходимо обеспечить выполнение ряда взаимосвязанных мероприятий (приложение N 3).
4.1. Формирование единой инфраструктуры цифровых
пространственных данных
4.1.1. Создание банка цифровых пространственных данных.
Основой единой инфраструктуры ЦПД ГИС КО является банк регулярно актуализируемых базовых слоев ЦПД, создаваемых в местной системе координат СК-40. Для создания и ведения банка ЦПД используется единый формат, который определятся в рамках системного проекта ГИС КО.
В качестве базовых слоев для ведения тематических (отраслевых) кадастров и создания функциональных подсистем ГИС КО для ОГВ и ОМС принимаются соответственно ЦПД на основе масштабов 1:50000, 1:10000. Для открытого использования ЦПД этих масштабов должны быть разгружены от масти информации до уровня, позволяющего использовать их с грифом "Для служебного пользования".
ЦПД на основе карт масштаба 1:10000 создаются по результатам обработки космоснимков 2002-2003 гг.
В качестве базовых слоев для населенных пунктов принимаются ЦПД на основе карт масштаба 1:2000. На часть районных центров Калужской области различными организациями уже созданы цифровые планы М 1:2 000 разной степени актуальности.
Полный перечень мероприятий по созданию актуальной системы базовых слоев ЦПД масштаба 1:2000 по населенным пунктам области (п. 1.1.6. Перечня системных мероприятий программы) приведен в приложении N 3.1.
Для райцентров Калужской области планируется создание ЦПД на основе существующих на бумажных носителях топопланов масштаба 1:2000 с актуализацией по результатам аэрофотосъемок. По заказам организаций ЖКХ возможно создание ЦПД масштаба 1:500, при условии обязательного депонирования их в банке ЦПД ГИС КО.
Механизм передачи в банк ЦПД, созданных без привлечения средств областного бюджета, должен быть отработан при разработке организационно-правового и нормативно-технологического обеспечения создания ГИС КО.
Для обеспечения легитимности создаваемых геоинформационных ресурсов все цифровые картографические материалы должны быть сертифицированы в порядке, установленном законодательством.
Для обеспечения информационного обмена с существующими отраслевыми кадастровыми системами, а при необходимости - с вновь создаваемыми функциональными подсистемами в ГИС КО должно быть обеспечено преобразование (конвертация) базовых ЦПД в используемые ими форматы.
4.1.2. Интеграция информационных баз данных об объектах и субъектах территории Калужской области.
Для создания и эксплуатации функциональных подсистем ГИС КО необходима организация информационного обмена и интеграция существующих баз данных ОГВ и ОМС, а также организаций области, владеющих общезначимой информацией.
Предлагаемый метод интеграции состоит в территориальной привязке информации баз данных к базовым слоям ЦПД, а именно: в существующие информационные базы данных вносятся дополнительные сведения о географических координатах объектов, описанных в этих базах данных.
Первоочередной работой в этом направлении является проведение инвентаризации и организация государственного учета баз и банков данных в соответствии с задачами федеральной целевой программы (ФЦП) "Электронная Россия", постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1996 г. N 226 "О государственном учете и регистрации баз и банков данных".
С учетом этого должны быть произведены работы по интеграции баз данных первичных информационных ресурсов (в т.ч. тематических кадастровых систем), содержащих информацию об объектах (земля, здания и сооружения, инженерная инфраструктура, леса, водные ресурсы, недра и т.д.) и субъектах территории (население, субъекты хозяйственной деятельности). Структурная схема системы информационных ресурсов ГИС КО приведена на рис. 2.
Работы по интеграции дополнительно позволят выявить и уточнить неполноту и расхождения в информации, содержащейся в этих базах данных, путем выявления несоответствий в процессе внесения в них координатных описаний. Необходимо предусмотреть включение атрибутивной информации о характеристиках объектов, отображенных в ЦПД, но не имеющих описаний в информационных базах данных отраслевых учетов.
Производную информацию, необходимую в основном для анализа и подготовки управленческих решений ОГВ Калужской области, достаточно легко будет получить с помощью функциональных подсистем ГИС КО путем агрегирования и/или интегрирования первичной информации в разрезе отраслей или территорий, а также поиска корреляций (взаимосвязей) между различными показателями.
4.1.3. Обеспечение доступа к геоинформационным ресурсам ГИС КО.
Порядок предоставления пользователям доступа к соответствующим информационным ресурсам ГИС КО определяется законодательством. Правовой статус пользователей ГИС КО определяет:
- уровень доступа к информационным ресурсам ГИС КО с целью обеспечения информационной безопасности;
- состав предоставляемой информации об объектах и субъектах территории;
- форматы представления ЦПД (в т.ч. состав слоев, масштабы).
4.1.4. Формирование системы ГИС-центров.
Для выполнения работ по созданию и поддержанию в актуальном состоянии банков ЦПД и связанных с ними атрибутивных баз данных, созданию, ведению тематических слоев и сопровождению эксплуатации функциональных подсистем ГИС КО формируется система ГИС-центров.
ГИС-центры, как правило, создаются на базе действующих организаций, имеющих соответствующий опыт работы. Исходя из экономической целесообразности, соответствующие ОГВ и ОМС могут вменять в обязанность исполнение функций ведомственных ГИС-центров структурным подразделениям либо отдельным специалистам (приложение N 4).
Основные задачи ГИС-центров:
- интеграция геоинформационных ресурсов тематических (государственных/ведомственных/муниципальных) кадастровых систем в ГИС КО и организация с ними информационного обмена; поддержание их в актуальном состоянии на основании соответствующих нормативных правовых актов согласно утвержденным регламентам и протоколам (рис. 3);
- обеспечение функциональных подсистем ГИС КО цифровыми пространственными данными необходимых масштабов;
- создание тематических слоев ГИС КО и привязка информационных баз данных к ЦПД в соответствии с функциональным назначением центра;
- сопровождение эксплуатации функциональных подсистем ГИС КО в соответствии с компетенцией центра;
- консультирование и повышение квалификации кадров соответствующих функциональных подсистем ГИС КО.
ГИС-центры, при наличии требований законодательства, должны пройти лицензирование и сертификацию по соответствующим направлениям деятельности и выпускаемой картографической продукции.
4.2. Системотехническое и организационно-методическое обеспечение работ
Мероприятия этого раздела связаны с поиском путей эффективной реализации целей и задач программы и разработкой проектных решений по ГИС КО в целом.
Наличие системного проекта ГИС КО позволяет обеспечить взаимосвязь всех работ по созданию единой инфраструктуры цифровых пространственных данных, а также возможность параллельного проведения работ по технорабочему проектированию и созданию пилотных проектов функциональных подсистем ГИС КО по следующим этапам:
- согласование частных технических заданий на пилотные функциональные подсистемы, разработанных другими участниками;
- проведение конкурсов проектных решений, предлагаемых различными исполнителями;
- проведение работ по созданию пилотных подсистем на основе контрактов, заключаемых с победителями (подрядчиками) этих конкурсов.
В ходе работ по системотехническому и организационно-методическому обеспечению необходимо:
1) Провести анализ существующих в области информационных потоков, информационных систем, ГИС-проектов, цифровых картографических материалов, требований к функциональным подсистемам ОГВ и ОМС и других субъектов к ГИС КО.
2) Согласовать методики оценки общесистемных программных средств ГИС-технологий. Выполнить анализ и оценку угроз информационной безопасности системы для варианта использования в качестве базовых программных средств ГИС КО продукции зарубежных производителей. Произвести выбор базовых программных продуктов для использования в ГИС КО.
3) Разработать предварительные проектные решения по основным подсистемам и средствам обеспечения информационных систем и их технологий в ГИС КО, в том числе по:
- программно-техническим комплексам ведения банка ЦПД ГИС КО;
- системе управления ГИС КО, включая систему управления распределенными базами данных;
- храпению и транспортировке информации;
- регламентам и протоколам взаимодействия ГИС КО с ведомственными кадастровыми и геоинформационными системами.
4) Произвести анализ угроз безопасности создаваемой системы. Выявить необходимость проведения организационных, технических и иных мероприятий по обеспечению информационной безопасности в дополнение к мероприятиям, регламентированным нормативными правовыми актами о защите государственной тайны.
5) Произвести анализ существующей нормативно-правовой базы с целью уточнения перечня организационных актов, необходимых для создания и функционирования ГИС КО. Исследовать опыт других регионов в решении аналогичных задач. Разработать организационный и экономический механизмы информационного обмена и доступа к информационным ресурсам ГИС КО различных групп пользователей.
По мере реализации мероприятий программы должна выполнятся доработка (корректировка) системного проекта с целью обеспечения работ по дальнейшему развитию ГИС КО.
Обеспечение работ по программе включает следующие мероприятия:
1) Разработка и утверждение методики оценки эффектов (результатов) реализации мероприятий программы, а также методики мониторинга хода выполнения программы.
2) Ежегодный анализ реализации программных мероприятий по созданию ГИС КО.
4.3. Реализация пилотных проектов ГИС КО
При создании таких сложных и масштабных информационных систем, как ГИС КО, обычно используется тактика "пилотных проектов". При этом под пилотным понимается проект функциональной подсистемы или локальной системы, который реализуется первоначально на одном достаточно типичном представителе группы объектов информатизации. Главная цель - отработка при этом проектных решений с целью последующего тиражирования их на других объектах группы.
Учитывая сложность и многообразие задач, решаемых ГИС КО, данной программой предусмотрена реализация только пилотных проектов функциональных подсистем ГИС КО: в ряде органов государственной власти области и в имеющих необходимые практические наработки муниципальных образованиях и организациях области.
Основным пилотным проектом областного уровня является создание "Кадастра объектов недвижимости Калужской области" (КОН КО).
Целью создания КОН КО является реализация государственных функций по ведению государственного земельного кадастра, государственного учета объектов градостроительной деятельности, оценке земельных участков и объектов недвижимости для целей налогообложения, информационному обеспечению ОМС и ОГВ Калужской области, а также предоставление информации ОГВ федерального уровня.
Для реализации данной функциональной подсистемы ГИС КО необходимо решить следующие основные задачи:
1) Обеспечение формирования сведений об объектах недвижимости как объектах оборота и налогообложения в рамках единого государственного информационного ресурса.
2) Обеспечение эффективного информационного взаимодействия граждан и хозяйствующих субъектов с органами (организациями), осуществляющими государственный кадастровый учет объектов недвижимости.
3) Создание баз данных о земельных участках и прочно связанных с ними объектах недвижимого имущества, осуществление подготовки и ввода актуальной информации по результатам инвентаризации, землеустройства и межевания, а также государственного кадастрового учета указанных объектов.
4) Информационная поддержка формирования границ муниципальных образований в соответствии с федеральным законодательством.
5) Обеспечение эффективного информационного взаимодействия между органами (организациями) по формированию, кадастровому учету, технической инвентаризации, оценке, регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, налоговыми органами, органами по управлению государственным и муниципальным имуществом, органами по управлению фондом недр, лесным и водным фондом и др.
6) Реализация механизма сбора кадастровой информации на уровне области с целью информационной поддержки принятия решений но управлению земельно-имущественным комплексом и экономикой региона.
7) Обеспечение единства методологической, информационно-технологической инфраструктуры автоматизированной системы ведения кадастра объектов недвижимости Калужской области.
Вторым значимым проектом областного уровня в рамках создания ГИС КО является создание и ведение "Градостроительного кадастра Калужской области" (ГК КО) и мониторинга объектов градостроительной деятельности Калужской области.
Основной целью создания и внедрения градостроительного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности является формирование единой информационной инфраструктуры в сфере градостроительной деятельности Калужской области и обеспечение информационной основы для подготовки и принятия решений по вопросам территориального развития и регулирования градостроительной деятельности в Калужской области.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие основные задачи:
- обеспечить органы государственной власти и местного самоуправления инструментом территориального планирования, и, прежде всего, в части, связанной с разработкой генеральных планов и другой градостроительной документации;
- разработать нормативные правовые акты и методические рекомендации по ведению ГГК и мониторинга объектов градостроительной деятельности.
Полный перечень мероприятий по созданию "Кадастра объектов недвижимости Калужской области" и "Градостроительного кадастра Калужской области" (п. 3.1. Перечня системных мероприятий программы) приведен в приложении N 3.2.
Мероприятия программы сгруппированы по следующим трем направлениям:
1) Организационно-технические и проектные мероприятия.
Разработка нормативно-методических документов и схемы информационного взаимодействия государственных учреждений и предприятий при создании и функционировании КОН КО.
Организация областного архивного фонда материалов.
2) Формирование информационных ресурсов.
Инвентаризация земель сельскохозяйственного назначения, ввод информации в базы данных.
Государственная кадастровая оценка земель и ввод информации о кадастровой оценке земель для целей налогообложения в базы данных по земельным участкам всех форм собственности.
Проведение работ по разграничению государственной собственности на землю и создание баз данных о собственности Калужской области:
- сбор и систематизация информации о земельных участках, на которые у Калужской области возникает право собственности;
- межевание земельных участков и регистрация прав собственности Калужской области;
- создание базы данных по земельно-имущественным объектам государственной собственности Калужской области, полученной в ходе разграничения.
Корректировка и утверждение "Схемы районной планировки Калужской области".
Проведение работ по созданию баз данных градостроительного кадастра:
инвентаризация, формирование и ведение реестра градостроительной документации;
разработка и внедрение методики ведения градостроительных паспортов муниципальных образований и формирование баз данных;
создание реестра населенных пунктов и адресных реестров населенных пунктов муниципальных образований;
- формирование базы данных технического учета зданий и сооружений; формирование и ведение реестра и базы данных строящихся объектов.
Разработка градостроительной документации на территорий типовых городских и сельских населенных пунктов и муниципальных образований.
Создание тематических слоев ЦПД по памятникам архитектуры и градостроительства и др.
3) Отработка типовых решений по ведению КОН на муниципальном и региональном уровне.
Пилотные проекты муниципальных ГИС (МГИС) реализуются совместно с органами местного самоуправления с целью отработки основных организационных и технологических решений но взаимодействию в рамках ГИС КО.
На последующих этапах планируется тиражирование полученных результатов для повышения эффективности и сокращения сроков создания других аналогичных подсистем.
4.4. Разработка организационного и нормативно-технического
обеспечения
Эффективное функционирование и развитие ГИС КО может быть достигнуто только при решении задачи формирования системы организационных норм и технических нормативов, обеспечивающей:
- согласование с каждым ОГВ и ОМС условий, прав, обязанностей и ответственности за сбор и ввод в систему информации о конкретных характеристиках объектов и субъектов в соответствии с их компетенцией;
- согласование условий, регламентов, протоколов и форматов взаимного обмена информацией, накопленной в различных отраслевых тематических кадастровых системах, а также в информационных системах органов местного самоуправления;
- актуализацию и развитие единой инфраструктуры ЦПД ГИС КО в соответствии с материалами изысканий и съемок, потребностями новых пользователей системы, а также вновь принятыми нормативными правовыми актами и государственными стандартами;
- формирование благоприятных условий для создания и функционирования в органах местного самоуправления муниципальных ГИС-центров, обеспечивающих организацию хранения, защиты и информационного обмена в рамках ГИС КО;
- защиту интересов и информационную безопасность пользователей системы, граждан, общества и государства;
- консолидацию ресурсов всех заинтересованных сторон, привлечение внебюджетных инвестиций для развития ГИС КО;
- формирование экономического механизма финансирования работ по эксплуатации и развитию системы за счет оказания услуг организациям и населению (в том числе для определенных категорий - на льготных условиях):
- эффективное использование и защиту прав государственной собственности на нематериальные активы в виде банка цифровых пространственных данных ГИС КО, создаваемых за счет средств областного бюджета.
4.5. Подготовка и переподготовка кадров
Для создания ГИС КО и получения эффекта от ее функционирования необходимы государственные и муниципальные служащие, имеющие навыки применения ГИС- технологий в своей деятельности, а также специалисты в сфере ГИС - технологий в ГИС-центрах.
Основной задачей данного направления работ является переподготовка пользователей ГИС КО.
Для выполнения аналитической работы с применением ГИС - технологий определенной части государственных и муниципальных служащих необходимо приобрести соответствующие знания и навыки. Они могут быть получены на специальных курсах переподготовки и повышения квалификации.
На первом этапе (2004-2005 гг.) достаточно организовать на базе высших учебных заведений, осуществляющих свою деятельность в Калужской области, краткосрочные курсы по начальной подготовке государственных и муниципальных служащих, пользующихся ГИС. В вузах области предполагается в течение года обучить применению ГИС-технологий порядка 200-300 человек.
Практический опыт и достаточные мощности для подготовки государственных и муниципальных служащих имеются в Обнинском городском информационном центре (ОГИЦ).
Впоследствии ОГВ и ОМС при заказе конкретных функциональных систем ГИС КО целесообразно привлекать к переподготовке кадров и другие вузы области, выпускающие специалистов соответствующего профиля.
Второй задачей данного направления является подготовка и переподготовка специалистов ГИС-центров.
Для выполнения работ по созданию ЦПД, их конвертированию и поддержанию в актуальном состоянии, а также для сопровождения функциональных подсистем ГИС КО необходимы специалисты, имеющие профессиональные знания в части геоинформационных технологий. Подготовка таких специалистов возможна путем сотрудничества с профильными вузами области (Калужский филиал МПУ им. М.Э. Баумана, Обнинский государственный технологический университет атомной техники). Мри этом предполагаются два варианта:
1) Переподготовка специалистов соответствующих ОГВ и ОМС, имеющих базовое образование в сфере программирования, геодезии или картографии. В течение 2-х лет вузы готовы провести переподготовку не менее 500 таких специалистов.
2) Профессиональная специализация в области проектирования и эксплуатации ГИС при обучении студентов информационных специальностей. Это более длительный процесс, так как при открытии этой специализации в 2005 году первый выпуск специалистов планируется в 2007 году. Однако, учитывая рост потребности в специалистах по ГИС-технологиям не только в ОГВ и ОМС, но и в организациях области, это направление является весьма актуальным.
4.6. Обеспечение информационной безопасности ГИС КО
Задача обеспечения информационной безопасности включает решение вопросов защиты интересов государства, а также конституционных прав граждан и организаций при использовании информационных ресурсов ГИС КО.
В ходе реализации программы в соответствии с нормативными правовыми актами должны быть реализованы мероприятия по защите государственных интересов при использовании топографо-геодезической и картографической продукции/информации в организациях и в ОГВ и ОМС.
Программой предусматривается разработка пакета организационных актов и нормативно-методических документов, а также проведение ряда организационно-технических мероприятий по защите информации и обеспечению информационной безопасности ГИС КО.
4.7. Разработка программы "Развитие ГИС КО на 2008-2011 гг."
Срок реализации настоящей программы - 2004-2007 гг. Более продолжительный срок в настоящее время устанавливать нецелесообразно в связи с отсутствием опыта создания и использования таких систем, а также невозможностью прогноза ввиду ускоренного развития ГИС-технологий.
При своевременной и полной реализации настоящей программы появляется возможность эффективного развития ГИС КО, в первую очередь за счет распространения опыта, полученного при реализации пилотных проектов, на другие ОГВ и ОМС.
Разработка программы "Развитие ГИС КО на 2008-2011 гг." должна быть нацелена на завершение создания полнофункциональной ГИС КО в целом к 2011 г. При этом показатели эффективности бюджетных затрат будут существенно выше за счет тиражирования уже отработанных решений.
5. Источники финансирования и сумма необходимых средств в целом
на весь период реализации программы и по годам
При реализации программы предполагается использование следующих источников финансирования:
- средства областного бюджета;
- средства федерального бюджета;
- средства бюджетов муниципальных образований;
- средства других источников, не запрещенных законодательством.
Общий объем финансовых средств, необходимых для реализации программы, составляет 156,758 млн. руб., в том числе по годам и источникам:
Областной бюджет | 104,081 | млн. руб. |
2004 г. | 8,820 | млн. руб. |
2005 г. | 44,933 | млн. руб. |
2006 г. | 28,961 | млн. руб. |
2007 г. | 21,367 | млн. руб. |
Федеральный бюджет* | 30,547 | млн. руб. |
2004 г. | 4,360 | млн. руб. |
2005 г. | 19,643 | млн. руб. |
2006 г. | 4,494 | млн. руб. |
2007 г. | 2,050 | млн. руб. |
Бюджеты муниципальных образований Калужской области** |
75,965 | млн. руб. |
2004 г. | 2.850 | млн. руб. |
2005 г. | 5,600 | млн. руб. |
2006 г. | 3.800 | млн. руб. |
2007 г. | 3,715 | млн. руб. |
Внебюджетные источники*** | 6, 165 | млн. руб. . |
2004 г. | 0,700 | млн. руб. |
2005 г. | 3,000 | млн. руб. |
2006 г. | 1,524 | млн. руб. |
2007 г. | 0,941 | млн. руб. |
*Объемы финансирования мероприятий программы за счет средств федерального бюджета уточняются после принятия Федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
**Объемы финансирования мероприятий программы за счет средств местных бюджетов уточняются после принятия представительными органами местного самоуправления решений о местных бюджетах на очередной финансовый год.
***Объемы финансирования мероприятий программы за счет средств внебюджетных источников уточняются на основе соглашений о намерениях.
Средства муниципальных образований привлекаются на основе соглашений об участии в реализации программы и распределяются следующим образом.
Наименование МО | Объем финансирования | |||
Всего | 2004 г. | 2005 г. | 2006-2007 гг. | |
г. Калуга | 3,800 | 1,130 | 1,865 | 0,805 |
г. Медынь | 0,850 | 0,750 | 0,100 | |
г. Малоярославец | 1,470 | 0,180 | 0,820 | 0,470 |
Жуковский район | 2,170 | 0,340 | 1,156 | 0,674 |
г. Балабаново | 0,600 | 0,500 | 0,100 | |
пос. Товарково | 0,600 | 0,220 | 0,210 | 0,170 |
г. Обнинск | 1,350 | 0,130 | 0,949 | 0,271 |
Боровский район | 0,354 | 0,354 | ||
г. Ермолино | 0,350 | 0,350 | ||
г. Жиздра | 0,702 | 0,100 | 0,100 | 0,502 |
г. Киров и Кировский район |
0,550 | 0,550 | ||
г. Сосенский | 0,100 | 0,100 | ||
Дзержинский район | 0,540 | 0,540 | ||
Думиничский район | 0,453 | 0,453 | ||
Козельский район | 0,250 | 0,250 | ||
Куйбышевский район | 0,120 | 0,120 | ||
Малоярославецкий район | 0,450 | 0,450 | ||
Мосальский район | 0,164 | 0,164 | ||
Перемышльский район | 0,190 | 0,190 | ||
пос. Воротынск | 0,220 | 0,220 | ||
пос. Детчино | 0,200 | 0,200 | ||
пос. Полотняный Завод | 0,020 | 0,020 | ||
Тарусский район | 0,052 | 0,052 | ||
Угорская волость | 0,060 | 0,060 | ||
Ульяновский район | 0,160 | 0,160 | ||
Ферзиковский район | 0,190 | 0,190 | ||
Юхновский район | ||||
Итого: | 15,965 | 2,850 | 5,600 | 7,515 |
Средства других источников, не запрещенных законодательством, привлекаются на основе соглашений о намерении и распределяются следующим образом.
Наименование организации | Объем финансирования | ||||
Всего | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | |
Производственный кооператив "ГЕО" |
0,200 | 0,200 | - | - | |
Организации - владельцы автозаправочных станций (АЗС) |
0,300 | 0,100 | 0,200 | ||
Организации энергетики, связи и газового хозяйства |
0,445 | 0,100 | 0,254 | 0,091 | |
Проектные и изыскательские организации области |
0,600 | - | 0,100 | 0,300 | 0,200 |
КПКО "БТИ" | 2,000 | 0,500 | 0,500 | 0,500 | 0,500 |
Организации области | 0,400 | 0,100 | 0,150 | 0,150 | |
Организации города Калуга | 1,220 | 1,100 | 0,120 | ||
Обнинский городской информационный центр (ОГИЦ) |
1,000 | 1,000 | - | ||
Итого: | 6,165 | 0,700 | 3,000 | 1,524 | 0,941 |
Уточнение необходимых объемов и источников финансирования мероприятий программы планируется на основании заявок ОГВ и ОМС, а также организаций области.
6. Механизм реализации программы
В Калужской области имеется достаточный научный и проектный потенциал в части создания ГИС, позволяющий выполнить необходимый комплекс работ для достижения целей, поставленных настоящей программой.
Для реализации системных мероприятий по формированию единой инфраструктуры ЦПД планируется привлечь проектно-изыскательские организации, имеющие практический опыт такой работы и соответствующие лицензии.
Разработка функциональных подсистем ГИС КО должна выполняться под руководством соответствующих ОГВ и ОМС. Для выполнения работ по созданию этих подсистем привлекаются на конкурсной основе специализированные проектные организации, научно-исследовательские институты и вузы.
Реализация утвержденных системных мероприятий программы осуществляется на основании конкурсного отбора исполнителей в соответствии с законодательством.
В ходе реализации программы необходимо наладить работу по привлечению к участию в создании подсистем ГИС КО организаций области. Необходимо проводить целенаправленную работу по выявлению интересов организаций области, консолидации ресурсов заинтересованных организаций и привлечению внебюджетных инвестиций с целью финансирования работ по созданию функциональных подсистем ГИС КО, необходимых для их деятельности.
Эксплуатацию ГИС КО и, в первую очередь, единой инфраструктуры ЦПД должна обеспечить создаваемая система ГИС-центров.
7. Организация управления программой и контроль хода
ее выполнения
Ответственными за исполнение мероприятий программы являются государственный заказчик - министерство экономического развития Калужской области, а также иные ОГВ и ОМС.
Для организации управления программой на основе соглашений, в первую очередь с участниками настоящей программы, для выработки и согласования концептуальных решений, определения приоритетности, стратегического планирования и рассмотрения итогов реализации мероприятий программы, создается координационный орган.
Основной задачей данного органа является обеспечение координации мероприятий данной программы с мероприятиями других областных целевых программ для оптимизации затрат областного бюджета за счет:
- взаимного использования результатов мероприятий ГИС КО и других программ;
- включения в установленном порядке в другие областные целевые программы дополнительных мероприятий, обеспечивающих сбор и представление, в соответствующих цифровых форматах, информации, необходимой для создания ГИС КО.
Контроль исполнения программы возлагается на государственного заказчика.
Министерство экономического развития области с участием министерства финансов области, заинтересованных муниципальных образований области, могут организовывать экспертные проверки хода реализации программы.
Заказчик программы ежегодно до 15 января направляет в министерство финансов области доклад о ходе работ по программе и эффективности использования финансовых средств.
В случаях, когда программой предусмотрено привлечение к финансированию мероприятий средств федерального бюджета, выделяемых в рамках федеральных целевых программ, проведение конкурсов и исполнение работ контролируется с учетом требований соответствующих программ.
8. Оценка эффективности социально-экономических последствий
от реализации программы
Органы государственной власти области будут обеспечены достоверной информацией о состоянии природно-ресурсного потенциала области; о социально-экономических и общественно-политических процессах, происходящих на ее территории, их тенденциях. Это позволит сформировать механизм управления областью на качественно новой информационной базе и, в конечном счете, повысить оперативность и эффективность его действия.
В результате реализации программы будет создан базис для информационной поддержки принятия решений в ходе реформенных преобразований в ЖКХ, административной, экономической и социальной сферах.
Выполнение программы создания ГИС КО будет стимулировать формирование рынка геоинформационных услуг в Калужской области. Существенно сократятся затраты на создание тематических кадастров и баз данных. По принципам и методикам ГИС КО параллельно будут возникать ГИС организаций области, что будет способствовать созданию единого информационного пространства Калужской области.
Ожидаемые конечные результаты реализации программы:
1. Сокращение затрат на создание и эксплуатацию в области тематических государственных и отраслевых кадастровых систем в 2-4 раза (оценка экономии средств областного бюджета при создании информационной системы государственного градостроительного кадастра - 30,4 млн. руб.).
2. Предполагаемая экономия за счет использования новых технологий:
- при создании опорной межевой сети - 18 млн. руб. (при этом сеть покроет всю территорию области, а не только населенные пункты);
- при обновлении (актуализации) планов городов и центров муниципальных образований - около 240 млн. руб.
3. Снижение стоимости работ по инвентаризации объектов недвижимости и межеванию земель на 30-50%.
4. Повышение эффективности учета налогооблагаемой базы. Рост доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации в части налогов и сборов с имущества и платежей за землю - от 100 до 300%.
5. Совершенствование учета находящихся в государственной и муниципальной собственности и сдаваемых в аренду земельных участков и объектов недвижимости (площадей в них). Совершенствование и обоснование схем и методик расчета размера арендной платы, повышение ее собираемости. Рост доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации в части арендных платежей - до 300% (оценка роста по г. Калуге - с 80 до 250 млн. руб.).
6. Повышение эффективности использования природных ресурсов, находящихся в государственной и муниципальной собственности, на 50-100%.
7. Выявление неиспользуемых и неэффективно используемых земель сельскохозяйственного назначения.
8. Замена бумажных карт и планов 70-80-х годов системой постоянно актуализируемых цифровых пространственных данных (предполагаемая экономия только за счет устранения необходимости печати бумажных карт - 10 млн. руб.).
9. Создание информационной базы для организации предоставления услуг по технологии "одного окна".
10. Сокращение сроков оформления разрешительной документации на строительство в 3-4 раза.
11. Повышение инвестиционной привлекательности Калужской области.
12. Организация информационного обслуживания органов государственной власти и местного самоуправления, предоставление дополнительных справочно-информационных услуг населению и организациям, осуществляющим свою деятельность на территории области.
13. Повышение информационной открытости деятельности органов государственной власти Калужской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.