Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению
Городской Думы г. Калуги
от 13 сентября 2006 г. N 124
Городская целевая Программа
"Воспитание юного калужанина на 2007-2009 гг."
(далее - Программа)
25 марта 2009 г.
Постановлением Городской Думы г. Калуги от 25 марта 2009 г. N 28 в паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт
городской целевой Программы
Наименование Программы: Городская целевая Программа "Воспитание
юного калужанина на 2007-2009 годы"
Заказчик Программы: Городская Управа (исполнительно-
распорядительный орган) городского округа
"Город Калуга" (далее - Городская Управа)
Разработчик Программы: Управление образования города Калуги
(далее - Управление образования)
Дата принятия решения о Приказ начальника Управления
разработке Программы: образования города Калуги от 10 марта
2005 г. N 146/01-02
Цель Программы: Формирование эффективной воспитательной
системы, отвечающей запросам личности,
потребностям общества и государства
Дошкольное воспитание - создание условий
(педагогических, материальных,
организационных и пр.) для становления
позитивных качеств личности ребенка,
выраженных в ее поведении
Задачи Программы: Обеспечить:
- приоритетность воспитания в системе
образования г. Калуги;
- координацию воспитательных усилий
в осуществлении взаимодействия всех
учреждений и ведомств по различным
направлениям деятельности
Совершенствовать:
- систему повышения профессионального
уровня педагогов, занимающихся
воспитательным процессом;
- систему управления воспитательным
процессом
Дошкольное воспитание
Обеспечить:
- приоритетность воспитания в системе
дошкольного образования г. Калуги;
- координацию воспитательных усилий
в осуществлении взаимодействия всех
учреждений и ведомств по различным
направлениям деятельности;
Совершенствовать:
- систему повышения профессионального
уровня педагогов, способных на уровне
современных требований решать задачи
дошкольного воспитания детей;
- систему управления воспитательным
процессом;
Сроки реализации 2007-2009 годы
Перечень основных Подпрограммы:
мероприятий: "Я - гражданин",
"Лидер",
"20 шагов навстречу",
"Здоровье",
"Семья",
"Патриот",
"Каникулы",
"Наш двор",
"Дерзайте, Вы талантливы",
"Мир прекрасного",
"Кадры"
(11 шт.)
Подпрограммы дошкольного воспитания:
"Я - гражданин, патриот",
"20 шагов навстречу",
"Здоровье",
"Как прекрасен этот мир",
"Наш дом - природа"
(5 шт.)
Исполнители мероприятий: Управление образования города Калуги,
муниципальные образовательные учреждения
Объемы и источники В том числе*:
финансирования: бюджет 2007 г. 22828,8 8386,0
г. Калуги (тыс. руб.) 2008 г. 23758,8 8665,4
2009 г. 23969,4 8455,4
Итого:70557,0 Итого:25506,80
Дошкольное воспитание
2007 г. - 130,00
2008 г. - 120,00
2009 г. - 115,00
Итого: 365,00
Ожидаемые конечные Ожидаемыми результатами будут результаты:
позитивные изменения: - повышение статуса воспитания
в образовательных учреждениях города;
- развитие разнообразных моделей
воспитательных систем в соответствии
со спецификой образовательных учреждений
и с учетом специфики исторических
и культурных ценностей;
- создание условий для воспитания
свободной, духовно-нравственной личности,
способной адаптироваться к условиям жизни
Дошкольное воспитание
Реализация целей и задач Программы
призвана способствовать:
- повышению статуса воспитания в дошкольных
образовательных учреждениях города;
- развитию разнообразных моделей
воспитательных систем в соответствии
со спецификой образовательных учреждений
и с учетом своеобразия исторических
и культурных ценностей;
- созданию современного научно-
методического, организационного,
кадрового, информационного обеспечения
развития воспитания в образовательных
учреждениях;
- пропаганде реальных практических
достижений в области воспитания
- созданию психолого-педагогических условий
для развития склонностей и способностей
детей, широкого выбора видов детской
деятельности;
- конструктивному взаимодействию детского
сада и семьи, направленному на познание
возможностей развития каждого ребенка
Система организации Выполнение организуется исполнителями
контроля за исполнением ее основных мероприятий. Управление
Программы образования города Калуги ежегодно
отчитывается о ходе реализации Программы
Информация о ходе реализации Программы
публикуется в средствах массовой информации
* Средства, не предусмотренные в бюджете Управления образования города Калуги
Дошкольное воспитание
Раздел 1. Обоснование проблемы и необходимость ее решения
Актуальность разработки данной программы обусловлена тем, что в настоящее время существенные изменения произошли в содержании образования детей дошкольного возраста, в характере и стиле педагогического процесса: все большее распространение приобретает вариативность программ, средств и методов образования, что значительно обогащает содержание дошкольной ступени образования. Наметился отказ от жестко регламентированных форм обучения, проявляется тенденция со стороны педагогов совершенствовать способы общения с ребенком в направлении личностно-ориентированного взаимодействия. Педагогической общественностью, приняты идеи гуманистической педагогики. Новые положительные тенденции затронули не только содержание и методы, но и формы организации жизнедеятельности детей. В дошкольных образовательных учреждениях (далее - ДОУ) создаются кружки, секции, что позволяет удовлетворять индивидуальные потребности детей, делает педагогический процесс более гибким и дифференцированным с учетом склонностей и предпочтений каждого ребенка.
С другой стороны, наряду с положительными тенденциями отмечаются и недостатки. Во-первых, происходящие в системе образования изменения показали неготовность части ДОУ к осознанному выбору вариативной образовательной программы и ее адекватной реализации с учетом возможностей и потребностей детей. Во-вторых, методическое обеспечение программ нового поколения раскрывает конкретное предметно-тематическое содержание, а как на практике организовать воспитательный процесс остается проблематичным
В-третьих, анализ практической деятельности показал, что необходимо изменить соотношение между воспитанием и обучением. Обширная информация, которая предоставляется детям в ходе обучения, отодвинула на задний план формирование у них нравственных начал. Это выражается в том, что в среде детей проявляются# неуважительное, недоброжелательное отношение друг к другу, нежелание считаться с интересами окружающих.
В настоящее время на организацию воспитательной деятельности отрицательно влияет и ряд внешних по отношению к ДОУ факторов. Так, широкое информационное поле (телевидение, радио, газеты, некоторые компьютерные программы) не являются, как было прежде, помощником ДОУ в воспитании подрастающего поколения, оказывая негативное воздействие на духовное и психическое развитие детей. Таким образом, именно в стенах ДОУ необходимо активно и разносторонне приобщать детей к истинной культуре, развивать художественно-эстетический вкус.
В последнее десятилетие новая образовательная парадигма провозгласила родителей субъектами образовательного процесса, а значит, возложила на них ответственность за качество образования своих детей. Часть родителей активно стремится к педагогическому самообразованию, пытается разобраться в сущности современных образовательных процессов, в особенностях образовательной программы, по которой работают педагоги. На протяжении ряда лет в ДОУ сложилась система мероприятий, направленных на сотрудничество с родителями. Одновременно с традиционными родительскими собраниями, консультированием организовано активное вовлечение родителей в жизнедеятельность ДОУ посредством совместного участия в творческих, спортивных мероприятиях. Намечается дальнейшее развитие психологических служб, создание адаптивной образовательной среды для детей, имеющих отклонение в состоянии здоровья и развития.
Качество работы ДОУ в значительной мере обеспечивается образовательным и профессиональным уровнем педагогических кадров. Профессионализм педагога, работающего с детьми дошкольного возраста, связан в первую очередь с его коммуникативной компетентностью - умением общаться и играть с ребенком. Решая задачи нравственно-патриотического воспитания, педагогу предлагается строить свою работу в соответствии с конкретными местными условиями, особенностями детей на основе следующих принципов:
- "позитивный центризм" отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста тем;
- непрерывность и преемственность педагогического процесса; - дифференцированный подход к каждому ребенку, учет его возможностей и интересов; - рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок; - деятельностный подход.
Центральное место в Программе занимает воспитательная составляющая образования, которая определена в качестве равнозначной, но относительно самостоятельной форме развития личности по отношению к ее обучению в одном образовательном процессе дошкольного учреждения. Воспитание рассматривается как социальное взаимодействие воспитателя с воспитанниками, их развивающиеся отношения, в результате которых происходит развитие мотивационной и практически-действенной сферы личности, обеспечивается единство сознания, деятельности и общения (В.А. Сластенин). Внимание к воспитанию выражается в организации системы воспитательной работы в дошкольном образовательном учреждении с подобранным циклом подпрограмм разной направленности на патриотическое, социально-нравственное, художественно-эстетическое, экологическое и физическое воспитание детей. Программа ориентирована на все возрастные группы детей, коллектив педагогов и родителей. Разработка основных мероприятий программы осуществлялась с учетом следующих принципов:
- открытости для творческого использования педагогами;
- воспитания через социально значимую деятельность;
- интеграции усилий всех заинтересованных организаций и учреждений.
Раздел 2. Цели и задачи
Главная цель данной Программы - создание условий (педагогических, материальных, организационных и пр.) для становления позитивных качеств личности, выраженных в ее поведении.
Задачи:
Обеспечить:
- приоритетность воспитания в системе дошкольного образования г. Калуге;
- координацию воспитательных усилий в осуществлении взаимодействия всех учреждений и ведомств по различным направлениям деятельности.
Совершенствовать:
- систему повышения профессионального уровня педагогов, способных на уровне современных требований решать задачи дошкольного воспитания детей;
- систему управления воспитательным процессом.
Раздел 3. Система программных мероприятий Программы
Подпрограмма "Здоровье" (физическое воспитание)
Цель - воспитание у детей осознанного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, мотивация здорового образа жизни.
Задачи:
- создать базу данных о состоянии здоровья, индивидуальных психофизических особенностях организма детей;
- воспитывать у детей личную физическую культуру, привычку к здоровому образу жизни, потребность в физическом совершенствовании;
- формировать у детей осознанное отношение к своему состоянию, учить их понимать значение и преимущество хорошего самочувствия, позволяющего им участвовать в общих играх, развлечениях, экскурсиях, походах;
- воспитывать у детей эмоциональный отклик как на саму физическую активность, так и на возможность взаимодействовать, общаться со сверстниками в процессе этой активности;
- воспитывать у детей умение слушать педагога и выполнять задания на разных уровнях сложности - по подражанию, по образцу и по речевой активности;
- повысить профессиональный уровень педагогов в создании здоровьесберегающей среды в ДОУ;
- привлечь родителей к участию в воспитательно-образовательном и оздоровительном процессах, сформировать у них компетентную педагогическую позицию по отношению к собственному ребенку;
- воспитывать у детей потребность в ежедневных физических упражнениях, интерес к физической культуре и спорту, обеспечить разностороннее развитие детей в процессе физического воспитания (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое).
N п/п |
Содержание мероприятий |
Срок исполнения |
Объем финансирования по годам (в тыс. руб.) |
Источник финансирования |
Исполнитель | ||||
2007 | 2008 | 2009 | |||||||
Работа с детьми | |||||||||
1. | Оценка состояния здоровья детей: - обследование врачами- специалистами; - составление индивидуальной диагностической карты здоровья ребенка; - разработка медицинских рекомендаций по осуществлению физкультурно- оздоровительной работы на основе данных медицинского обследования ребенка |
Ежегодно | Дошкольные образовательные учреждения, управление здравоохране ния города Калуги |
||||||
2. | Оценка психологического здоровья ребенка: - психологическое обследование детей; - составление рекомендаций по коррекции неадекватного поведения детей и осуществлению индивидуального подхода к ребенку |
Ежегодно | Дошкольные образовательные учреждения |
||||||
3. | Оценка физического развития детей: - диагностика уровня физического развития детей; - составление рекомендаций для всех категорий работников ДОУ по организации работы с детьми с учетом полученных диагностических данных |
Ежегодно | Дошкольные образовательные учреждения |
||||||
4. | Проведение тематических занятий с детьми (ОБЖ, ритмика, логоритмика, ЛФК и др.) |
Ежегодно | Дошкольные образовательные |
||||||
5. | Проведение оздоровительных мероприятий с учетом особенностей климата и природных условий, состояния экологической обстановки |
Ежегодно | Дошкольные образовательные учреждения |
||||||
6. | Неделя здоровья | Ежегодно | 10,00 | 10,00 | 10,00 | Бюджет муниципального образования "Город Калуга" |
Дошкольные образовательные учреждения, МОУ "ИМЦ" г. Калуги |
||
7. | Городская Спартакиада дошкольников, туристический слет |
Ежегодно | 30,00 | 30,00 | 30,00 | Бюджет муниципального образования "Город Калуга" |
Дошкольные образовательные учреждения МОУ "ИМЦ" г. Калуги |
||
Работа с кадрами | |||||||||
8. | Проведение производственных совещаний: - "Воспитание здорового ребенка - задача каждого члена коллектива"; - "Создание комфортного психологического климата в ДОУ"; - "Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ" |
Ежегодно | Дошкольные образователь ные учреждения |
||||||
9. | Организация работы микрогрупп по проблемам#: - "Совершенствование здоровьесберегающей среды в ДОУ"; - "Разработка оптимальных оздоровительных двигательных режимов для разных возрастных групп" |
Ежегодно | Дошкольные образовательные учреждения |
||||||
10. | Работа городской творческой группы по теме: "Технология взаимодействия участников педагогического процесса в реализации здоровьесберегающих принципов пребывания детей в ДОУ" |
2007 | 5,00 | Бюджет муниципального образования "Город Калуга" |
Дошкольные образовательные учреждения, МОУ "ИМЦ" г. Калуги |
||||
11. | Создание банка игр, ориентированных на оптимизацию двигательных режимов, решение воспитательных задач в ходе физкультурно- оздоровительной работы |
2007 г. | Дошкольные образовательные учреждения |
||||||
12. | Организация клуба здоровья для сотрудников ДОУ: - цикл теоретических и практических занятий по теме: "Сохрани свое здоровье сам" |
Ежегодно | Дошкольные образовательные учреждения |
||||||
Работа с родителями | |||||||||
13. | Анкетирование родителей с целью изучения социального запроса на организацию работы по воспитанию здорового ребенка в условиях семьи |
Ежегодно | Дошкольные образовательные учреждения |
||||||
14. | Организация консультационного пункта в ДОУ (психолог, логопед, врач, педагог) |
Ежегодно | Дошкольные образовательные учреждения |
||||||
15. | Активные формы работы с родителями (деловые игры, тренинги, прослушивание магнитофонных записей бесед с детьми, разбор проблемных ситуаций по видеосъемкам, решение педагогических кроссвордов и др.) |
Ежегодно | Дошкольные образовательные учреждения |
||||||
16. | Устные журналы и дискуссии с участием психолога, медика, специалиста, родителей |
Ежегодно | Дошкольные образовательные учреждения |
||||||
17. | Дни открытых дверей для родителей с открытым просмотром разнообразных форм работы с детьми по физическому воспитанию |
Ежегодно | Дошкольные образовательные учреждения |
||||||
18. | Совместные Дни здоровья с детьми и родителями |
Ежегодно | Дошкольные образовательные учреждения |
||||||
Каникулы | |||||||||
19. | Пешеходные прогулки с детьми |
Ежегодно | Дошкольные образовательные учреждения |
||||||
20. | Организация туристических прогулок: - проведение цикла подготовительных бесед с детьми по ОБЖ в природе; - консультации для родителей и сотрудников на тему "Как организовать прогулку с детьми" |
Ежегодно | Дошкольные образовательные учреждения |
||||||
21. | Игры-забавы с водой, песком и ветром |
Ежегодно | Дошкольные образовательные учреждения |
||||||
22. | Тематические дни: -день Поливайки; - день Шумелки; - день подвижных игр; - праздник мыльных пузырей и т.д. |
Ежегодно | Дошкольные образовательные учреждения |
||||||
23. | Веселые старты | Ежегодно | Дошкольные образовательные учреждения |
||||||
24. | Малые Олимпийские игры |
Ежегодно | Дошкольные образовательные учреждения |
Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы:
- комплексность использования оздоровительных технологий с учетом состояния здоровья детей, структуры образовательного процесса, условий обучения и воспитания;
- сформированность положительной мотивации у детей, медицинского персонала, педагогов и родителей к проведению оздоровительных мероприятий;
- выработка системы мероприятий по повышению двигательной активности, закаливанию детей, охране психического здоровья;
- овладение всеми участниками образовательного процесса методикой самодиагностики, самокоррекции, самоконтроля;
- повышение работоспособности; позитивные сдвиги в эмоциональной сфере, улучшение аппетита, качества сна, навыков самообслуживания, познавательных возможностей детей;
- понимание детьми, что соблюдение правил гигиены поможет сохранить здоровье, позволит участвовать в разнообразных занятиях, улучшить социальные контакты и настроение;
- создание в дошкольном учреждении педагогического охранительного режима, главной задачей которого является постоянная и всемерная забота об укреплении здоровья детей и сотрудников.
Подпрограмма "Как прекрасен этот мир"
(художественно-эстетическое воспитание)
Цели:
- воспитание у ребенка эстетического отношения к окружающему миру, развитие потребности в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла;
- формирование художественно-эстетической культуры детей дошкольного возраста в процессе освоения культурно-исторического наследия Калужского края.
Задачи:
- обогащать чувственный опыт ребенка во всех видах активности;
- организовывать художественную деятельность, адекватную данному возрасту - музыкальную, изобразительную, театральную, художественного конструирования, сюжетно-ролевые и режиссерские игры;
- познакомить детей с региональными художественными промыслами, обрядами, песнями, играми;
- воспитывать у детей потребность в познании прекрасного, интерес и любовь к национальной культуре, народному творчеству, обычаям, культурным традициям Калужского края;
- выявить, обобщить и распространить опыт творчески работающих педагогов по краеведению, художественно-эстетическому воспитанию детей;
- использовать образовательный потенциал родителей в работе по художественно-эстетическому воспитанию детей, приобщению их к региональной культуре.
N п/п |
Содержание мероприятия | Срок исполнения |
Объем финансирования по годам ( в тыс. руб.) |
Источник финансирования |
Исполнитель | ||
2007 | 2008 | 2009 | |||||
1. | Дети: Познавательный блок: - "Музейная педагогика"- экскурсии и занятия в детской экспозиции областного краеведческого музея - "В гости к тетушке Арине" - Посещение "Дома мастеров" - (знакомство с хлудневской игрушкой, калужским костюмом, посудой, плетением, вышивкой) - Посещение Калужского областного художественного музея: природа, сказки, родной город в творчестве художников - Путешествие по книжному царству. (Знакомство с творчеством калужских писателей: К.Г.Паустовского, Н.А.Заболоцкого, В.П.Берестова, И.С.Соколова-Микитова и др.) - Фольклорная экспедиция в 4 микрорайоне: - "Бабушкины секреты" - таланты, традиции, семейные реликвии... - Цикл тематических мини-выставок в ДОУ (демонстрация подлинных изделий народно-прикладного искусства) - Познавательные занятия в "русской горнице", "комнате русского быта" - "Звуки музыки" - концерты учащихся музыкальных школ в ДОУ к 100-летию со дня рождения Н.П. Ракова Творческий блок: - Фольклорные, календарные обрядовые праздники с выступлениями детей - Создание фольклорных детских ансамблей - Занятия детей в художественных студиях, танцевальных кружках - "Разноцветный мир детства" - конкурс рисунков о родном городе - Фестиваль детского художественного творчества "Калужский расточек" |
Ежегодно Ежегодно 2007, 2009 2008 |
15,00 |
40,00 |
15,00 |
Бюджет муниципального образования "Город Калуга" |
Дошкольные образовательные учреждения Дошкольные образовательные учреждения МОУ "ИМЦ" г. Калуги Дошкольные образовательные учреждения, МОУ "ИМЦ" г. Калуги |
2. | Педагоги: - методические объединения воспитателей, специалистов по проблеме регионального воспитания; - выпуск сборника материалов работы методических объединений; - К Т Д - оформление стилизованной русской избы, "мини-музеев" в ДОУ; - семинар-практикум: "Проектирование художественно-развиваю- щей среды на основе регионального компонента"; - самообразование: "Опыт работы музеев Калуги с детьми", "Традиции русской народной культуры"... - "Ярмарка педагогического мастерства"; - составление тематических хрестоматий, альбомов, фонотек по калужскому фольклору, народным промыслам; - разработка путеводителей, информационных, познавательных бюллетеней, стендов по теме: "Калуга творческая"; - фотоконкурс "Калуга творческая" (по материалам экскурсий педагогов, детей, родителей); - "Картинная галерея в детском саду" - произведения калужских художников, педагогов, родителей |
Ежегодно 2008 Ежегодно 2009 |
15,00 |
10,00 |
Бюджет муниципального образования "Город Калуга" Бюджет муниципального образования "Город Калуга" |
МОУ "ИМЦ" г. Калуги МОУ "ИМЦ" г. Калуги Дошкольные образовательные учреждения МОУ "ИМЦ" г. Калуги |
|
3. | Родители: - участие родителей в спектаклях, литературный конкурсах, викторинах, фольклорных праздниках, развлечениях... - "Прогулки по старой Калуге"- фотоэкскурсия по культурно- историческим местам родного города, участие в конкурсе фотографий; - "Семейный калейдоскоп" - работа семейного клуба: а) "В картинную галерею с ребенком"; б) "Разноцветные краски" - помощь в оборудовании русской избы, изостудии; в) Выставка "Семейные реликвии"; г) "Как прекрасен этот мир" - совместные походы; д) "Ну и масленица"... - посещение с детьми народных гуляний, праздников; е) "День семьи", "День музеев", "Хобби наших родителей"; ж) "Театральные выходные" - посещение театров, концертных программ с ребенком; з) "Семейное кино" - просмотр домашнего видео; и) "Рисуем всей семьей" - выставки рисунков, оформление картинной галереи ДОУ |
Ежегодно | Дошкольные образовательные учреждения |
||||
4. | Летний период: -Творческие конкурсы в День защиты детей. Неделя искусства: - день живописи, - день музыки, танцпол (дискотека), - день детского творчества, - день кино и театра Дизайн-проекты: - день нарядного участка - песочные фантазии Конкурсы: - юных художников - "Волшебное письмо", - юных мастеров - "Подарки приятно получать, подарки приятно дарить", - панамок и летней моды, - юных певцов: "Калужские соловушки" Семейные экскурсии по культурно- историческим местам Калуги и Калужской области |
Ежегодно | Дошкольные образовательные учреждения |
Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы:
Дети:
Будут сформированы:
- общая культура;
- выработано позитивное отношение к культуре, искусству малой Родины;
- способность воспринимать и анализировать произведения калужских писателей, композиторов, художников;
- интерес к посещению музеев, театров, экскурсий по культурно-историческим местам родного города;
- стремления проявить себя в самостоятельной художественно-эстетической деятельности.
Педагоги:
- повысится уровень художественной и педагогической эрудиции, эстетического вкуса педагогов;
- будет осуществлено обобщение и распространение коллективного и индивидуального педагогического опыта;
- в дошкольном учреждении будут созданы условия для работы по художественно-эстетическому направлению с использованием культурно-исторического наследия Калужского края;
- в ДОУ будет разработано перспективное планирование, накоплен методический, наглядный материал для реализации задач художественноэстетического воспитания дошкольников;
- произойдет формирование системы взаимодействия с культурно-историческими объектами, театрами города, другими организациями, занимающимися проблемами краеведения;
Родители: будут созданы условия для ситуативно-делового, личностно-ориентированного общения с семьями воспитанников на основе общих творческих дел.
Подпрограмма "Я - патриот, гражданин"
(гражданское, патриотическое воспитание)
Цель - развитие у детей дошкольного возраста гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей.
Задачи:
- способствовать воспитанию у детей чувства патриотизма, осознанию ребенком себя как гражданина своей страны, уважительно и с гордостью относящегося к ее символике;
- воспитывать положительное отношение ребенка к окружающим людям, терпимость (толерантность) к детям и взрослым независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, пола и возраста; уважение к чувствам, мнениям, желаниям других людей;
- использовать образовательный и культурный потенциал г. Калуги в воспитательном процессе;
- ориентировать родителей на гражданское, патриотическое воспитание детей в семье.
- повысить уровень родительской компетентности в области патриотического воспитания детей;
- организовать подготовку педагогов, способных эффективно, на уровне современных требований решать задачи патриотического, гражданского воспитания детей.
N п/п |
Содержание мероприятия | Срок исполнения |
Объем финансирования по годам (в тыс. руб.) |
Источник финансирования |
Исполнитель | ||
2007 | 2008 | 2009 | |||||
1. | Дети: - организация работы с детьми по тематическим блокам: - Я и моя семья - Я и мой детский сад - Я и моя улица - Я - Калужанин - Я - Россиянин - Родники народной культуры - Мы - земляне, каждый из которых включает в себя: проведение занятий, игр, экскурсии, нерегламентированной деятельности детей, праздники, развлечения. - Военно-спортивная игра "Зарница" Творческий блок: - конкурс стихов и песен о Родине и Армии; - конкурс рисунков и поделок "Край родной навек любимый"; - фольклорный праздник "Русская ярмарка"; - викторина- путешествие "Люблю свой край родной" |
Ежегодно 2007,2009 Ежегодно |
20,00 |
20,00 |
Бюджет муниципального образования "Город Калуга" |
Дошкольные образовательные учреждения МОУ "ИМЦ" г. Калуги, Дошкольные образовательные учреждения Дошкольные образовательные учреждения |
|
2. | Педагоги: - методические объединения воспитателей, специалистов по проблеме патриотического воспитания; - семинар-практикум: "Организация работы по патриотическому воспитанию детей на основе регионального компонента", "Основы геральдики"; - конкурс на лучший сценарий праздника, занятия о г. Калуге, о России; - круглый стол для учителей начальных классов и воспитателей ДОУ "Воспитание маленького гражданина, патриота: вопросы преемственности |
Ежегодно Ежегодно 2008 2009 |
10,00 |
5,00 |
Бюджет муниципального образования "Город Калуга" |
МОУ "ИМЦ" г. Калуги Дошкольные образовательные учреждения МОУ "ИМЦ" г. Калуги Дошкольные образовательные учреждения, МОУ "ИМЦ" г. Калуги Управление образования |
|
3. | Родители: - консультации для родителей по вопросам патриотического воспитания детей в семье "С чего начинается Родина?"; - маршруты выходного дня по городу с детьми и д.р.); - оформление фотоколлажа "Мы - Калужане"; - совместные праздники: "День рождения детского сада", "День рождения твой и мой", встречи с интересными людьми |
Ежегодно | Дошкольные образовательные учреждения |
Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы:
- сформированность нравственно-патриотических чувств у детей: гордость, гуманизм, желание сохранить и приумножить богатства своей малой родины;
- воспитание у детей уважения к культурному и историческому прошлому России;
- формирование интереса к истории своей семьи, родословной, истории улиц, города, где ребенок живет, воспитание чувства сопричастности к ним, уважительного и бережного отношения, проявляющегося в делах и поступках;
- формирование в ребенке национального духовного характера (уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей, чувство собственного достоинства и толерантности);
- построение системы патриотического воспитания, с учетом возможностей местных, историко-культурных особенностей родного города, объединяющей усилия педагогов и родителей.
Подпрограмма "20 шагов навстречу"
(социально-нравственное воспитание)
Цель - развитие детской компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, воспитание чувства уважения и симпатии к другим людям, народам их традициям.
Задачи:
- формировать у дошкольников представления о нормах морали, регулирующих отношения человека к окружающим людям, к самому себе;
- обучать детей этически ценным формам и способам поведения в отношениях с другими людьми;
- формировать у детей коммуникативные навыки и навыки социального поведения;
- создать модель совместной деятельности коллектива сотрудников, родителей и детей по социально-нравственному воспитанию детей;
- формировать у педагогов, воспитателей, родителей ответственное отношение к воспитанию маленького человека;
- расширить общие и профессиональные знания педагогов, родителей, повысить их педагогическую культуру в воспитании нравственного здоровья ребенка.
Система мероприятий
N п/п |
Содержание мероприятий | Срок исполнения |
Объем финансирования по годам (в тыс. руб) |
Источник финансирования |
Исполнитель | ||
2007 | 2008 | 2009 | |||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. |
Работа с кадрами Комплексное анкетное исследование с целью: - ориентации педагогического коллектива на решение задач социально- нравственного воспитания. Мониторинг социального развития детей в группах детского сада. Презентации групп, по созданию комфортной, содержательной ПРС. Консультации, практикумы по повышению уровня педагогических знаний у младшего персонала и педагогов: - лекции в форме диалога; - семинарские занятия; - тренинги в малых группах; - групповые дискуссии; - научно-практические конференции; - выставки методических материалов; - открытые просмотры. Система самообразовательной работы: чтение и конспектирование научной и методической литературы, реферирование. Работа ПМПК. Создание "Банка педагогических идей" (конспектов занятий, фотоальбомов, наглядных, дидактических материалов) |
Ежегодно Ежегодно Ежегодно Ежегодно Ежегодно Ежегодно |
Дошкольные образовательные учреждения Дошкольные образовательные учреждения Дошкольные образовательные учреждения Дошкольные образовательные учреждения Дошкольные Образовательные Учреждения |
||||
8. | Методические объединения для педагогов города по проблеме социально- нравственного воспитания детей |
2006 | Бюджет муниципального образования "Город Калуга" |
МОУ "ИМЦ" г. Калуги |
|||
9. | Опубликование материалов из опыта работы ДОУ по программе "Детство" (социально-нравственный блок). |
2007 | 30,0 | Бюджет муниципального образования "Город Калуга" |
МОУ "ИМЦ" г. Калуги |
||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. |
Работа с детьми Этические беседы. Выработка правил "проживания в группе". Коррекционно - развивающие занятия с детьми по результатам диагностики и наблюдений. Музыкальные, литературные гостиные. Творческие мастерские. Праздники, развлечения (учитывая детей других национальностей). Реализация проекта "Мой лучший друг", "Называй меня так...", "Дети планеты Земля", "Родители глазами детей". Работа с семьей Диагностика семей Анкетирование родителей Психолого-педагогичес- кое сопровождение трудных семей и семей других национальностей. Дифференцированный подход к семьям воспитанников - Клуб многодетной семьи - Клуб молодой семьи - выпуск газеты - организация клубов по интересам Выявление, изучение и распространение 10 семейного воспитания. Педагогическое просвещение родителей: - лектории для родителей; - родительские собрания; - консультации; - семинары-практикумы; - круглые столы; - тренинги; - коррекционные занятия Знакомство с Конвенцией о правах ребенка. Круглый стол для родителей "Защита прав и достоинств ребенка в условиях семьи" Социально-психологичес- кое консультирование родителей |
Ежегодно Ежегодно Ежегодно Ежегодно Ежегодно |
Дошкольные образовательные учреждения Дошкольные образовательные учреждения Дошкольные образовательные учреждения Дошкольные образовательные учреждения Дошкольные образовательные учреждения |
||||
Лето. Работа с детьми. | |||||||
1. 2. 3. |
Праздник "Международный день защиты детей". Тематические недели: Неделя добрых волшебников; Неделя дружбы; Неделя театра; Игра-путешествие в Королевство кривых зеркал (по этикету). Конкурсы: - программа для девочек "Мисс Дюймовочка"; - программа для мальчиков "Молодецкие игрища"; - рисунков на асфальте "Мы любим дружить" |
Ежегодно Ежегодно Ежегодно |
Дошкольные образовательные учреждения Дошкольные образовательные учреждения |
||||
Работа с родителями | |||||||
1. | Организация совместных мероприятий - совместных экскурсий, посещение театров, музеев, выставок и т.п. |
Ежегодно | Дошкольные образовательные учреждения |
||||
Работа с кадрами | |||||||
1. 2. |
Разработать маршруты прогулок и экскурсий с учетом месторасположения ДОУ. Подготовить для родителей информационно-справоч- ный материал (рекомендации) по организации работы с детьми в летний период |
Ежегодно | Дошкольные образовательные учреждения |
Ожидаемые конечные результаты
У детей будет воспитано доброжелательное отношение к сверстникам и людям других национальностей.
Сформировано:
- умение взаимодействовать и сотрудничать с детьми и взрослыми;
- умение договариваться, согласованно действовать, сопереживать, принимать позицию другого, чувствовать его состояние;
- умение объяснять свою проблему, выражать свою просьбу, слушать другого;
- умение уверенно чувствовать в группе сверстников.
Педагоги смогут:
- расширить свои знания о психолого-педагогических основах процесса общения, речевого этикета, межличностного общения;
- совершенствовать педагогическую технику как основной элемент педагогического мастерства в развитии толерантной личности.
Родители овладеют:
- знаниями о психолого-педагогических основах межличностного общения с детьми;
- моделью осознанного критического отношения к своей воспитательной деятельности;
- создадут в семье эмоциональный комфорт как важнейшее условие вхождение ребенка в мир социальных отношений и культуры;
- научатся сотрудничать с семьями других национальностей.
Подпрограмма "Наш дом-природа"
(экологическое воспитание)
Цель:
1. Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста, формирование этически ценных норм и правил поведения в природе.
2. Формирование в сознании педагогического коллектива значимости проблем экологии, понимания необходимости участия каждого в их позитивном решении; формирование потребности в экологическом образовании и самообразовании.
Задачи:
1. Сформировать у детей осознанно-правильное отношение к природе калужского края во всем ее многообразии.
2. Способствовать повышению профессиональной компетентности педагогов по формированию начал патриотизма у детей средствами экологического воспитания.
3. Обеспечить объединение усилий дошкольных учреждений и социальных институтов для формирования у детей потребности беречь и охранять родную природу.
Система мероприятий
N п/п |
Содержание мероприятий |
Срок исполнения |
Объем финансирования по годам (в тыс. руб.) |
Источник финансирования |
Исполнитель | ||
2007 | 2008 | 2009 | |||||
Работа с педагогами по экологическому воспитанию детей | |||||||
1 | Мониторинг окружающей среды детского сада |
Ежегодно | Дошкольные образовательные учреждения |
||||
2 | Круглый стол: "Современные подходы к реализации задач экологического воспитания дошкольников" |
Ежегодно | Дошкольные образовательные учреждения |
||||
3 | Обзорная экскурсия для педагогов в музеи г. Калуги |
Ежегодно | Дошкольные образовательные учреждения |
||||
4 | Формирование банка данных об организации работы по экологическому воспитанию в дошкольных учреждениях г. Калуги |
Ежегодно | МОУ "ИМЦ" г. Калуги образования |
||||
5 | Создание видео фонда об особенностях природы г. Калуги |
Дошкольные образовательные учреждения |
|||||
6 | Проведение мастер - классов для педагогов ДОУ "Природа родного края!" |
2007 | 5,00 | Бюджет муниципального образования "Город Калуга" |
МОУ "ИМЦ" г. Калуги Управление образования |
||
7 | Эколого-туристиче- ский слет для педагогов ДОУ |
Ежегодно | 15,00 | 15,00 | 15,00 | Бюджет муниципального образования "Город Калуга" |
Управление образования, МОУ "ИМЦ" г. Калуги Управление образования |
8 | Отбор краеведческого материала, интересных объектов природы ближайшего окружения, пригодных для ознакомления детей; составление на них характеристик и паспортов |
Ежегодно | Дошкольные образовательные учреждения |
||||
9 | Разработка содержания экскурсий и походов в экосистемы, составление маршрутов в природу |
Ежегодно | Дошкольные образовательные учреждения |
||||
10 | Организация и развитие эколого-предметной среды в ДОУ |
Ежегодно | Дошкольные образовательные учреждения |
||||
Эколого-педагогическая работа с детьми | |||||||
1 | Организация воспитательно- образовательной работы с детьми, с использованием нетрадиционных форм (КВН," викторины, "Что? Где? Когда?) |
Ежегодно | Дошкольные образовательные учреждения |
||||
2 | Цикл экскурсий с детьми: - в Краеведческий музей; - в Музей Космонавтики; - в Калужский бор; - к Калужскому водохранилищу; - на станцию юных натуралистов и др. экосистемы |
Ежегодно | Дошкольные образовательные учреждения |
||||
3 | Природоохранные акции: "Елочка - зеленая иголочка"; "Украсим землю цветами"; "Наши пернатые друзья"; "Трудовой десант" |
Ежегодно | Дошкольные образовательные учреждения |
||||
4 | Городской конкурс детских работ: - "В защиту нашей природы"; - "Мы любим наш город!" |
2006 2009 |
10,00 |
Бюджет муниципального образования "Город Калуга" |
МОУ "ИМЦ" г. Калуги, Управление образования |
||
5 | Конкурс тематических газет: "Прогулки по родному краю" |
Ежегодно | Дошкольные образовательные учреждения |
||||
Работа с родителями | |||||||
1 | Экологический праздник совместно с родителями: "День Земли" |
Ежегодно | Дошкольные образовательные учреждения |
||||
2 | Родительский клуб по проблемам эколого- патриотического воспитания детей |
Ежегодно | Дошкольные образовательные учреждения |
||||
3 | Дни открытых дверей для родителей |
Ежегодно | Дошкольные образовательные учреждения |
||||
4 | Коллективное творческое дело: "Войди в мир природы" (оформление Красной книги гербариев, тематических альбомов и т.д.) |
Ежегодно | Дошкольные образовательные учреждения |
Ожидаемые результаты:
1. Проявление экологических отношений детьми:
- в делах и поступках (добровольное и заинтересованное участие в посадках растений, в дежурствах и коллективном труде; отсутствие агрессивных и разрушающих действий, направленных на живые существа ближайшего окружения);
- в самостоятельных наблюдениях за всевозможными явлениями и событиями в природе, за поведением животных, за растущими растениями;
- в вербальных проявлениях: дети задают вопросы, делают сообщения, охотно слушают пояснения, чтение книг;
- в художественно-изобразительной деятельности: дошкольники охотно рисуют объекты и события природы, участвуют в изготовлении поделок из природного материала, используют сюжеты природоведческого характера в самостоятельных играх;
- в адекватно-эмоциональном реагировании на разные события и деятельность людей в природе, поступки детей, различные явления природы сезонного характера, на поведение животных.
2. Формирование и развитие личности педагога, обладающей качествами гражданина-патриота Родины, способного успешно осуществлять экологическое воспитание юного калужанина;
3. Повышение взаимодействия всех участников педагогического процесса, направленного на патриотическое воспитание детей.
Постановлением Городской Думы г. Калуги от 25 марта 2009 г. N 28 в раздел 4 настоящей Программы внесены изменения
Раздел 4. Источники финансирования и сумма необходимых средств
Программа реализуется за счет средств бюджета муниципального образования "Город Калуга". На реализацию Программы на 2007-2009 годы необходимо 70 922,0 тыс. рублей, из них новые расходы - 25871,80 рублей.
Итого | 2007 | 2008 | 2009 | |
"Здоровье" | 7952,0 | 2674,0 | 2639,0 | 2639,0 |
В т.ч. | 6620,0 | 2230,0 | 2195,0 | 2195,0 |
"Каникулы" | 39028,2 | 12518,8 | 13059,4 | 13450,0 |
В т.ч. | 81,0 | 27,0 | 27,0 | 27,0 |
"Наш двор" | 3893,0 | 1269,0 | 1312,0 | 1312,0 |
В т.ч. | 3400,0 | 1120,0 | 1140,0 | 1140,0 |
"Семья" | 728,8 | 130,0 | 299,4 | 299,4 |
В т.ч. | 728,8 | 130,0 | 299,4 | 299,4 |
"Патриот" | 3061,0 | 1109,0 | 986,0 | 966,0 |
В т.ч. | 1065,0 | 455,0 | 305,0 | 305,0 |
"Я - гражданин" | 256,0 | 72,0 | 112,0 | 72,0 |
В т.ч. | 220,0 | 60,0 | 100,0 | 60,0 |
"Двадцать шагов навстречу" |
240,0 | 60,0 | 125,0 | 55,0 |
В т.ч. | 240,0 | 60,0 | 125,0 | 55,0 |
"Лидер" | 2485,0 | 805,0 | 825,0 | 855,0 |
В т.ч. | 2260,0 | 730,0 | 750,0 | 780,0 |
"Дерзайте, Вы талантливы" |
10421,0 | 3412,0 | 3477,0 | 3532,0 |
В т.ч. | 8930,01 | 2935,0 | 2975,0 | 3020,0 |
"Мир прекрасного" | 822,0 | 274,0 | 274,0 | 274,0 |
В т.ч. | 822,0 | 274,0 | 274,0 | 274,0 |
"Кадры" | 1670,0 | 505,0 | 650,0 | 515,0 |
В т.ч. | 1140,0 | 365,0 | 475,0 | 300,0 |
Итого | 70557,0 | 22828,8 | 23758,8 | 23969,4 |
В т.ч. новые расходы |
25506,8 | 8386,0 | 8665,4 | 8455,40 |
Объемы и источники
финансирования подпрограмм дошкольного воспитания
Подпрограмма | Объем финансирования по годам (в тыс. руб) |
Итого | ||
2007 | 2008 | 2009 | ||
"Здоровье" | 45,00 | 40,00 | 40,00 | 125,00 |
"Как прекрасен этот мир" | 15,00 | 55,00 | 25,00 | 95,00 |
"Я - патриот, гражданин" | 20,00 | 10,00 | 25,00 | 55,00 |
"20 шагов навстречу" | 30,00 | 30,00 | ||
"Наш дом - природа" | 20,00 | 15,00 | 25,00 | 60,00 |
Итого | 130,00 | 120,00 | 115,00 | 365,00 |
Раздел 5. Механизм управления реализацией Программы
и методы контроля за ее исполнением
Заказчиком Программы выступает Городская Управа. Программа будет реализована Управлением образования города Калуги.
Для получения финансирования из бюджета муниципального образования "Город Калуга" администрация Городского Головы уточняет объемы необходимых средств для финансирования Программы в очередном году и представляет в установленные сроки в Управление финансов Министерства финансов Калужской области по г. Калуге необходимые документы.
Городская Управа совместно с Управлением образования города Калуги определяет первоочередность выполнения мероприятий с учетом приоритетных направлений и наличием выделенных финансовых средств.
Размещение муниципального заказа на выполнение отдельных программных мероприятий осуществляется в соответствии с законодательством.
Раздел 7. Организация управления Программой
и контроль за ходом ее реализации
Управление образования города Калуги обеспечивает качественное проведение намеченных мероприятий и целевое использование средств, выделяемых на реализацию Программы.
Контроль за ходом выполнения Программы осуществляет комитет Городской Думы городского округа "Город Калуга" по вопросам социального развития (Ставиская М.В.)
Раздел 8. Оценка эффективности социально-экономических
последствий от реализации Программы
Реализация Программы будет способствовать повышению статуса -воспитания в образовательных учреждениях города, развитию разнообразных моделей воспитательных систем в соответствии со спецификой образовательных учреждений и с учетом специфики исторических и культурных ценностей, созданию условий для воспитания свободной, духовно-нравственной личности, способной адаптироваться к условиям жизни.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.