Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Обоснование проблемы, необходимости ее решения
Социальное расслоение, снижение жизненного уровня значительной части населения, невыполнение семьей своих воспитательных функций, недостаточное финансирование образовательных учреждений, негативное влияние средств массовой информации усложняют решение воспитательных задач. Особую тревогу вызывают такие явления как физическое и психическое нездоровье, агрессивность в поведении детей, рост наркомании, токсикомании, алкоголизма, беспризорность детей.
Иной характер по сравнению с деятельностью пионерской и комсомольской организаций имеет деятельность детских и молодежных организаций. С одной стороны многовариантность организаций, направлений их деятельности, а с другой - неупорядочность и разрозненность, отсутствие какой-либо системы.
Вместе с тем в решении проблем воспитания определены положительные тенденции.
В последние годы в г. Калуге начала формироваться муниципальная политика в области воспитания, выраженная в городской целевой Программе "Развитие образования г. Калуги на 2002-2006 годы" и в городской целевой Программе "Развитие физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в муниципальных образовательных учреждениях г. Калуги на 2003-2005 годы". Однако срок деятельности программ заканчивается.
Патриотическое воспитание определено как приоритетное направление в воспитательной деятельности в образовательных учреждениях города. В г. Калуге патриотическое воспитание детей и молодежи осуществляется по следующим направлениям:
1. Формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в детских дошкольных учреждениях, в общеобразовательных школах и других образовательных учреждениях.
2. Воспитание подрастающего поколения на историко-героических традициях края, в том числе:
- деятельность школьных музеев военно-патриотической и краеведческой направленности;
- деятельность поисковых отрядов и групп;
- несение почетной караульной службы (Пост N 1 и могила Неизвестного солдата на площади Победы);
- изучение истории и культуры края в урочной и внеурочной деятельности образовательных учреждений.
3. Деятельность общественных организаций патриотической направленности.
4. Изучение лучших традиций Российской армии и основ воинской службы.
5. Массовая патриотическая и военно-патриотическая работа.
6. Деятельность средств массовой информации, направленная на отображение, изучение, поиск решения проблем патриотического воспитания.
Однако в г. Калуге существует ряд проблем, сдерживающих эффективность работы по патриотическому воспитанию:
- отсутствие единой концепции развития системы патриотического воспитания в г. Калуге;
- недостаток в высокопрофессиональных педагогических кадрах, способных проводить патриотическое воспитание детей и молодежи;
- девальвация нравственных и духовных ценностей молодежи вследствие пропаганды в средствах массовой информации западного образа жизни.
Создание системы патриотического воспитания в г. Калуге предполагает консолидацию деятельности органов управления, образовательных учреждений, ветеранских, молодежных, других общественных организаций по решению широкого комплекса проблем патриотического воспитания на основе единой целевой Программы "Воспитание юного калужанина" на 2007-2009 годы.
В настоящее время в городе накоплен позитивный опыт деятельности детских и молодежных объединений по различным направлениям творческого развития личности, досуга, здорового образа жизни, патриотического и гражданского воспитания. Кроме того, детские организации признаны школой формирования лидерских качеств учащихся и их деятельность является одним из важнейших направлений социализации личности.
В городе существует детская городская организация "Радуга", в состав которой входят 6702 учащихся из 38 школ г. Калуги, существуют школьные организации, работающие по своим программам. Наиболее активны детские организации в школах N 7, N 10, N 15, N 16, N 23, N 25, N 29, N 30, N 35, N 46, N 50, N 51, лицее N 36, гимназий# N 9, N 19, N 24 и т.д.
Ученическое самоуправление в школах города представлено в различных формах: от традиционных городских Советов старшеклассников до школьных парламентов и школьных дум, молодежных администраций. Такие советы действуют практически во всех школах города. В сферу их деятельности входит: планирование, организация различных школьных мероприятий, проведение коллективных творческих дел, контроль за соблюдением режимных моментов в школе, организация информационной деятельности.
Председателей школьных советов и их заместителей объединяет городской совет. Ребята изучают опыт работы разных школ, принимают участие в городских акциях: "Голосуем вместе", "Мы - граждане России", конкурсе социальных проектов, фестивале Советов старшеклассников.
В ДООЦ "Белка" проходят профильные смены по программам: "Будущее России", "Социальное проектирование", "Лидер", "Наш мир", "Радуга".
Однако сегодня существуют методологические и организационные проблемы:
- малочисленность новых детских общественных объединений;
- отсутствие системы подготовки и переподготовки кадров.
Разрушение традиционных устоев семьи - одна из причин кризиса в духовно-нравственной сфере современного общества.
Следствием кризиса семьи являются многочисленные проблемы детства:
- растет число детей, проживающих в неполных семьях (в социальном паспорте образовательных учреждений числилось в 2004 году - 6 622 семьи, в 2005 году - 7364 семьи);
- чрезвычайно велик процент детей с отклонениями от нормы состояния здоровья, эмоционально-волевого развития и поведения;
- нарушены процессы формирования нравственной сферы, в молодежной среде царит культ жестокости, силы, безграничного господства материальных ценностей над духовными;
- духовно-нравственная неразвитость, отсутствие четких представлений о пороке и добродетели толкают подростков на путь алкоголизма, наркомании, проституции, криминала (в 2005 году в образовательных учреждениях состояло на учете 12 человека) по употреблению психоактивных веществ, 61 человек привлечен к административной ответственности за распитие алкогольной продукции, 55 учащихся школ совершили 99 преступлений);
- у подрастающего поколения не сформировано чувство ответственности перед семьей, обществом, государством.
Но все же во многих образовательных учреждениях складывается целостная система профилактической работы по предупреждению асоциальных явлений - наркомании, токсикомании, алкоголизма, правонарушений и преступлений, безнадзорности детей и подростков. Исправление ситуации обеспечивается конструктивным взаимодействием всех заинтересованных структур и ведомств (образования, культуры, здравоохранения, правоохранительных органов). Положительную роль в решение# задач по предупреждению асоциальных явлений играют социальные педагоги, работающие в 48 образовательных учреждениях города.
В городе складывается определенная система по работе с семьей, реализуется принцип сотрудничества с семьей в организации внеурочной деятельности детей. Обновляются и становятся разнообразными формы работы: семейные клубы, клубы по интересам, консультация для родителей, совместные соревнования для детей и взрослых. Во многих образовательных учреждениях города родители принимают участие в управлении образовательным процессом (советы, попечительские советы, родительские комитеты).
Воспитание физически здорового подрастающего поколения стало одним из важнейших социальных заказов современного общества. Физическое совершенствование детей и подростков, формирование осознанной потребности в занятиях физкультурой и спортом должны формироваться и быть гарантированы уже с дошкольного уровня образования и воспитания личности.
Управление образования города Калуги не решает медицинские или экономические аспекты формирования здорового образа жизни. Также нет финансовой возможности обеспечить каждое дошкольное или общеобразовательное учреждение в полной мере спортивным инвентарем или специальным медицинским оборудованием для контроля за здоровьем ребенка и проведением профилактических мероприятий. Однако оптимальным вариантом с точки зрения комплексного, планируемого и контролируемого процесса воспитания у детей и школьников потребности "быть здоровым" могут быть такие формы, как: создание классов с усиленным преподаванием урока физкультуры, тематические уроки и классные часы, посвященные здоровому образу жизни и Олимпийским традициям, проведение массовых физкультурно-спортивных мероприятий, культурно-спортивные праздники "Неделя здоровья", организованные формы досуга, расширение сферы услуг учреждений дополнительного образования спортивной направленности, лектории, фестивали-конкурсы, просветительская работа среди родителей и т.п.
Подпрограмма "Здоровье" в рамках Программы станет организационной основой политики Управления образования города Калуги в области приобщения детей и подростков города к здоровому образу жизни, вовлечения в активный социально-полезный досуг, профилактики правонарушений и других проявлений асоциального поведения.
Изменения, происходящие в современной России, процессы формирования гражданского общества, провозглашение в Конституции страны приоритетной цели - построение# правового государства, признание# человека, его прав и свобод высшей ценностью - все это ставит перед современной российской школой задачу формирования будущего гражданина, формирование гражданских качеств личности.
С этой целью на муниципальном уровне необходимо сформировать целостную систему гражданского воспитания, под которой понимается системная, комплексная деятельность участников образовательного процесса и общественных институтов, направленная на создание условий для усвоения учащимися специальных знаний, умений и навыков, развития гражданских качеств личности, приобретения ими позитивного социального опыта посредством формирования у учащихся базовых социальных компетентностей, понимаемых как способность применения знаний, умений и навыков в жизненной ситуации.
Важной задачей является формирование у учащихся позитивного правосознания. Необходимо сформировать у учащихся отношение к праву как к базовому условию и механизму осуществления социальной справедливости, средству защиты индивидуальных и общественных прав и свобод.
Особое значение в становлении гражданственности имеет ознакомление учащихся с работой федеральных, областных органов государственной власти и органов местного самоуправления, участие школьников в управлении школой и решении актуальных проблем местного сообщества. Учащиеся должны знать основные положения Устава Калужской области, Устава муниципального образования "Город Калуга", устава собственной школы
Необходимо воспитывать уважение к государственной символике нашего Отечества: этой цели должна служить системная и целенаправленная работа по разъяснению значения государственных символов Российской Федерации, Калужской области, города Калуги, широкое их использование в школьной жизни.
Реализация подпрограммы "Я - гражданин" предполагает всесторонний подход к реализации гражданского образования в школе, цели которого не могут быть достигнуты исключительно в рамках отдельного учебного курса.
Вступление человечества в новое тысячелетие сопровождается глобальными переменами, изменяющими облик современного мира. Его развитие отличается многообразием, взаимозависимостью и, вместе с тем, противоречивостью происходящих в нем процессов и явлений. Мы становимся свидетелями интеграции национальных государств, экономик, культур и проч. Растущая мобильность населения планеты способствует превращению многих стран в поликультурные сообщества, а многообразные социальные процессы в мире приводят к признанию прав все большего числа социокультурных групп.
В то же время в современном мире развиваются тенденции к стиранию культурных различий между народами, распространению идей изоляционизма, национализма; по-прежнему широко распространены расистские, националистические и религиозно-экстремистские идеи и предрассудки. Национально-культурные различия являются сейчас одним из главных источников нетерпимости и враждебности между людьми.
Эта проблема актуальна и для России - многонациональной и многоконфессиональной страны, в которой сосуществует множество культур, что порождает множество проблем в отношениях между ними. Существующая в современной России ситуация, переходный характер происходящих в последние десятилетия социально-политических и экономических процессов, а также последствия распада СССР и ситуация на постсоветском пространстве обостряют существующие в современном российском обществе межкультурные и межличностные проблемы. Имеющаяся в обществе нетерпимость к представителям иных культур, распространяющаяся через средства массовой информации, социальное окружение ребенка все чаще проникает в школу. Расизм, националистические предрассудки, дискриминация и т.д. становятся распространенным явлением в детской среде.
Все упомянутые выше проблемы характерны и для социокультурного пространства нашего города. Этим определяется актуальность и широкая востребованность формирования толерантных отношений между людьми. Однако осуществление основных принципов толерантности возможно лишь при наличии у людей соответствующих представлений, убеждений и поведенческих установок. Вполне понятно, что особая роль в утверждении толерантного поведения у людей отводится общеобразовательной школе.
Подпрограмма "20 шагов навстречу" основана на идее всестороннего подхода к реализации целей толерантного воспитания. Формирование толерантности в общеобразовательной школе может быть реализовано как в учебной деятельности, так и во внеурочной воспитательной работе. Немаловажное значение имеет также вовлечение в этот процесс других его участников - педагогов и родителей.
Формирование толерантного сознания требует создания в школе соответствующей благоприятной образовательной среды (школьного климата), основанной на принципах толерантности, а также использования соответствующих методов организации образовательной деятельности.
Увеличение кадрового потенциала является непременным условием непрерывного развития всех социальных организаций, в т.ч. системы образования. Этим обусловлена актуальность реализации подпрограммы "Кадры". Решение задач названной программы требует пересмотра содержания и технологий обучения взрослых, позволяющих мотивировать профессиональное саморазвитие педагогических и управленческих кадров в образовании, формировать профессиональную среду в целях развития кадрового потенциала города.
Основные средства развития педагогов имеются в распоряжении муниципального образовательного учреждения "Информационно-методический центр" г. Калуги, городского Центра практической психологии и учреждений дополнительного образования детей.
Подпрограмма "Кадры" позволяет акцентировать внимание педагогов на воспитательном аспекте образовательного процесса, придать этой деятельности системный характер, усилить целеполагающую основу работы по повышению квалификации педагогических кадров муниципальной образовательной сети (в межкурсовой период).
Для реализации цели и задач воспитания молодого поколения в нашем городе имеются необходимые условия. Функционирует развитая система образовательных учреждений, в достаточной мере способная обеспечить все необходимые потребности юных калужан в образовании:
59 - дошкольных образовательных учреждений,
52 - общеобразовательных учреждения,
1 - учреждение интернатного типа,
2 - вечерние (сменные) общеобразовательные школы,
8 - учреждений дополнительного образования.
Наиболее приоритетными и развивающимися направлениями воспитательной деятельности образовательных учреждений города станут 12 подпрограмм Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.