Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению
Правительства Калужской области
от 24 июня 1998 г. N 71
Областная целевая программа
"Леса Калужские" на 1998-2012 гг.
Паспорт
областной целевой программы "Леса Калужские" на 1998-2012 гг.
Наименование программы - Областная целевая программа "Леса
Калужские" на 1998-2012 годы
Основание для разработки - Постановление Правительства
Российской Федерации N 1240
от 26.09.97 г. "О федеральной
целевой программе "Леса России"
на 1997-2000 годы, постановление
Губернатора Калужской области
от 25.03.97 г. N 90 "О подготовке
и проведении мероприятий
в Калужской области в связи
с 200-летием создания в России
Лесного департамента "
Государственный заказчик - Правительство Калужской области
Основной разработчик программы - Калужское управление лесами
Цели и задачи программы - Осуществление комплекса
лесоводственных, организационно-
технических и экономических мер,
направленных на сохранение
и воспроизводство лесов, улучшение
состояния природной среды
в Калужской области, в том числе:
установление оптимальной
лесистости, экологических норм
использования и воспроизводства
лесов, обеспечение их максимальной
устойчивости к антропогенному
воздействию. Развитие социальной,
материально-технической и правовой
базы лесного хозяйства.
Повышение доходности лесов.
Сроки и этапы реализации программы - 1998-2012 годы
1 этап - 1998-2002 годы
II этап - 2003-2012 годы
Перечень подпрограмм 1 - Мероприятия в лесном фонде,
находящемся в ведении Федеральной
службы лесного хозяйства России,
2 - Мероприятия в лесах,
находившихся ранее во владении
сельскохозяйственных организаций
Исполнители программы - Калужское управление лесами,
лесхозы, другие организации,
на которые законодательством
возложены функции по ведению
лесного хозяйства на закрепленных
лесных территориях,
лесопользователи, а также
предприятия, учреждения
и физические лица, деятельность
которых влияет на состояние леса,
проектные и научные предприятия
и учреждения, другие организации
лесохозяйственного профиля, в том
числе лесхозы АО "Калугамежхозлес"
Объемы и источники финансирования Объем финансирования первого этапа
программы составляет 176720 тыс.
рублей (в ценах 1998 года), в том
числе: из бюджетных средств
Калужской области - 38025 тыс.
руб. (21,7%)
(в том числе:
- из областного бюджета - 5320
тыс. руб.,
- из бюджета муниципальных
образований - 6961 тыс. руб.,
- из областного экологического
фонда - 750 тыс. руб.,
- из средств, выделяемых
департаменту сельского хозяйства
и продовольствия области -
425 тыс. руб.,
- средства экологического фонда
муниципального образования
"Город Калуга" - 250 тыс. руб.
(0,1%) лесных податей, поступаемых
непосредственно в лесхозы
- 24319 тыс. руб.);
- из федерального бюджета по
реестрам федеральных органов
лесного хозяйства России - 69290
тыс. руб. (39,2%);
- из собственных средств лесхозов,
других лесохозяйственных
организаций - 69405 тыс. руб.
(39%)
Объемы финансирования
по подпрограммам:
I - 122602 тыс. руб.
II - 54118 тыс. руб.
Ожидаемые конечные результаты - Повысится устойчивость
программы и продуктивность лесных насаждений
за счет воспроизводства коренных
популяций древесных растений;
- возрастет биологическое
разнообразие, улучшится санитарная
обстановка в лесах;
- сократится площадь эрозионных
земель;
- увеличится полноводность
и чистота рек.
Бюджетные средства области
пополнятся на 116,7 млн. рублей
лесного дохода; 82,2 млн. руб.
налогов.
Усилится социальная и материально-
техническая база территориальных
органов управления лесным
хозяйством
Основные показатели программы Общая площадь лесных земель
на территории Калужской области
по состоянию на 01.01.93 г.
- 1363 тыс. га.
Покрытая лесом площадь -
1284 тыс. га.
На I этапе 1998-2002 годы:
Воспроизводство лесов:
в том числе:
- создание лесных культур -
10400 га;
- уход в молодняках (осветление,
прочистки, прореживания) -
46150 га;
- реконструкция насаждений -
80 га;
- лесоразведение - 300 га.
Рубки ухода и санитарные рубки
ежегодно - 175 тыс. куб. м.
Лесистость области повысится
к 2012 году до 45%.
Доля лесов I группы составит в
2012 году - 50%.
Воспроизводство широколиственных
лесов к 2012 году - 27 тыс. га
Все расчеты к программе произведены в условиях 1998 года.
1. Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения программными методами
Общая площадь лесных земель на территории Калужской области по учету на 01.01.93 года составляет 1363 тысячи гектаров, в том числе покрытых лесом - 1284 тысяч гектаров. Лесистость области составляет 43%, однако она варьирует по районам: от 10,6% в Бабынинском и 20,3% в Мещовском, до 50 - 58% в Думиничском, Жиздринском, Людиновском и Юхновском. В лесном фонде доминируют следующие лесные формации: березовые (49%), еловые (17%), осиновые (16%), сосновые (11%). Дубравы произрастают на площади около 46 тысяч гектаров, липняки - около 16 тысяч гектаров.
Лесистость и состав древесных пород сложились под влиянием многочисленных земельных реформ и лесозаготовок. Несколько веков назад в Калужском крае доминировали хвойные и широколиственные леса. С вырубкой их (особенно на территории Мещовского ополья) значительно изменились гидрологический и гидрохимические режимы. Многие речки и ручьи высохли. Природные комплексы в бассейнах ряда еще действующих водотоков теряют свою способность к самоочищению и самовосстановлению. Все это отрицательно влияет на качество питьевой воды. По данным комитета Российской Федерации по водному хозяйству (1997 г.), приведенным в концепции федеральной целевой программы "Возрождение Волги", в Калужской области 40 и более проб питьевой воды из 100 не отвечают санитарным нормам.
На пашне малолесных районов наблюдаются интенсивные процессы эрозии почв, в результате чего снижается их естественное плодородие. Химическая мелиорация земель приводила к загрязнению
сельскохозяйственной продукции. Так, по качеству пищевых продуктов Калужская область является наиболее неблагополучной среди территорий, входящих в состав Волжского бассейна. Все это - результат деградации природных комплексов и, в первую очередь, лесов.
Лесные экосистемы биологически ослаблены (табл. 1). Коренных лесов сохранилось около 10% от общей площади, а около 40% покрытой лесом площади составляют березняки и осинники, пораженные дереворазрушающими грибами - трутовиками, опенком и др. Леса, расположенные вокруг городов, по данным Западного лесоустроительного предприятия, подвержены сверхдопустимой рекреационной нагрузке. Газовые эмиссии промышленности, автотранспорта, уплотнение почвы, пожары и другие антропогенные факторы отрицательно влияют на физиологическое состояние деревьев, особенно хвойных пород. Прогноз динамики площадей лесов неудовлетворительного лесопатологического состояния по данным Западного лесоустроительного предприятия показан в таблице 1.
Таблица 1.
Прогноз
динамики площадей лесов Калужской области
неудовлетворительного лесопатологического состояния
по данным Западного лесоустроительного предприятия
тысяч га по годам учета
Показатели | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 |
Площади очагов болезней | 86 | 94 | 102 | 95 | 80 |
Площади очагов вредителей | 0,7 | 0,5 | 0,5 | 0,4 | 0,3 |
Суммарное усыхание | 3 | 4 | 4 | 4 | 3 |
Площади ослабленных лесов | 39 | 41 | 45 | 43 | 35 |
Всего лесов неудовлетворительного состояния |
125,7 | 139,5 | 147,5 | 138,4 | 115,3 |
% от общей площади лесов | 9,7 | 10,8 | 11,4 | 10,7 | 8,9 |
Таким образом, основываясь на критериях оценки экологической обстановки, утвержденных 30.11.92 г. министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, по площади коренных лесов на территории Калужской области наблюдается чрезвычайная экологическая ситуация, а по площади больных древостоев - относительно удовлетворительная ситуация.
На Калужские леса обрушилась еще одна беда. В результате аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году произошло радиоактивное загрязнение лесной территории на площади около 220 тысяч гектаров. Как показали новейшие исследования, лес эффективно предотвращает миграцию радионуклидов, не требуя дополнительных мер по дезактивации. Однако, это является нормой до тех пор, пока лесные биоценозы устойчивы и не подвержены разрушению. Так, лесные пожары могут вызвать мощное вторичное загрязнение чистых районов области.
Калужский край расположен на стыке лесного и степного климатов. Количество осадков во влажные годы выпадает около 1000 мм, а в сухие - около 400 мм в год. В умеренном климате произрастание деревьев возможно при осадках минимум 400 мм в год. Таким образом. Калужские леса в засушливые годы находятся в критических условиях. По данным Госкомприроды Российской Федерации (1993) до 2050 года прогнозируется дальнейшее повышение приземных температур воздуха. Это вызовет еще большее, чем по прогнозу (таблица 1), усыхание влаголюбивых и больных деревьев, производных формаций, что создаст новую чрезвычайную экологическую ситуацию.
В засушливых условиях самовозобновление леса будет ничтожным. Понадобятся колоссальные затраты по искусственному лесовосстановлению. Скопление большого количества сухостоя, валежа вокруг населенных пунктов вызовет массовое размножение мелких грызунов (рыжей полевки, крыс и других), носителей многих инфекционных болезней человека (бешенство, геморрагическая лихорадка и т.п.). Повысится пожарная опасность в лесу. С гибелью древесной растительности возрастает интенсивность весенних и летних паводков, усилится пульсирующий режим грунтовых вод. В результате многие агроценозы потеряют продуктивность.
Оздоровление экологической обстановки Калужской области, в том числе повышение устойчивости лесов, является крупной социальной, экономической и научно-технической региональной проблемой, которая требует решения в рамках областной целевой программы "Леса Калужские" на 1998-2012 годы (далее именуется - программа).
Учитывая многостороннее значение лесов, программа имеет комплексную экологическую, лесохозяйственную и социально-экономическую направленность.
2. Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации программы
Основной целью программы является сохранение и повышение устойчивости и продуктивности лесов Калужской области и посредством этого обеспечение здоровой экологической обстановки для населения региона, постоянного и рационального использования лесных ресурсов.
Программа ориентирована на решение трех основных задач:
- установление оптимальной лесистости, обеспечение экологических норм использования и воспроизводства лесов, а также их максимальной устойчивости;
- обоснование и внедрение комплексной системы наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния лесных экосистем;
- развитие социальной, материально-технической и правовой базы лесного хозяйства.
Реализацию мероприятий программы намечено осуществить в два этапа. На первом этапе (1998-2002 годы) проводятся: разработка основных научных, технических и правовых блоков вопросов по реализации программы; мероприятия по укреплению социальной и материально-технической базы лесного хозяйства, по совершенствованию структуры лесоуправления; мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов согласно программы и проектов лесоустройства, а также "Основных положений организации и развития лесного хозяйства Калужской области" (М., Центральное государственное лесоустроительное предприятие, 1993 г.). На втором этапе (2003-2012 годы) основные научно-технические разработки программы реализуются в период проведения очередного лесоустройства и межревизионный период. Это позволит сделать объективную оценку ранее проведенной системе мероприятий и осуществить корректировку программных работ.
3. Система программных мероприятий
Программные мероприятия разработаны на основе анализа прежней лесохозяйственной деятельности, состояния природной среды, постановления Губернатора Калужской области от 25.03.97 г. N 90 "О подготовке и проведении мероприятий в Калужской области в связи с 200-летием создания в России Лесного департамента".
Программные мероприятия подразделены на проектные и технологические (приложение 1). Проектные мероприятия (1998-2002 годы) обеспечивают необходимую нормативную базу ведения лесного хозяйства на экологической основе. В частности, предусматривается разработать вопросы оптимизации лесистости, породного состава лесов и режима лесопользования на зонально-типологической основе, в том числе по водосборным бассейнам рек Калужской области. Планируется провести корректировку деления лесов на группы и категории защитности с учетом развития промышленности, градостроительства, аграрного комплекса, а также с целью обеспечения полноводности рек и защиты почв от эрозии.
В малолесных районах основной акцент будет сделан на рекомендациях# по увеличению лесистости территорий за счет создания лесных насаждений на бровках водоразделов, крутых склонах, водотоках и оврагах. В других районах основные действия лесоводов планируется направить на оптимизацию режима лесопользования и породного состава лесов. При выборе стратегии .воспроизводства лесных ресурсов приоритет будет отдан высокопродуктивным популяциям, устойчивым к природным и техногенным нагрузкам. При этом планируется решить вопрос приемлемого поддержания биологического разнообразия, санитарного состояния, продуктивности лесных экосистем.
При обосновании лесоводственных систем приоритет будет отдан методам и способам, обеспечивающим максимально возможное формирование естественной биоты, устойчивую эксплуатацию лесных ресурсов.
Планируется разработать и внедрить технику проведения мониторинга лесов с учетом особенностей природных и антропогенных зон. В загрязненных радионуклидами районах предусмотрено внедрить систему дистанционных методов наблюдения.
Разработка лесного кадастра позволит более объективно определить основную цель лесовыращивания, выявить степень использования лесных ресурсов, обосновать целесообразность трансформации лесных земель, совершенствовать экономическую оценку древесных и недревесных ресурсов леса.
Технологические мероприятия будут осуществлены в два этапа. На первом (1998-2002 годы) - при Калужском управлении лесами создается "Центр охраны, защиты леса" (далее - Центр ). Центр комплектуется современными средствами охраны леса от пожаров, защиты его от вредителей и болезней. В лесхозах обновляется противопожарная и лесозащитная техника, внедряются экспериментально-технические проекты ведения лесного хозяйства в зонах радиоактивного загрязнения. Воспроизводство лесов переходит на новые технологии по мере укрепления материальной базы и получения рекомендаций от проектных организаций. На втором этапе (2003-2012 годы) - разработанные технологические мероприятия внедряются при проведении очередного лесоустройства и проводятся по полной программе в межревизионный период.
4. Ресурсное обеспечение программы.
Механизм реализации программы и контроль за ходом ее выполнения
Финансирование программы обеспечивается за счет бюджетных средств области, включая экологический фонд, средств федерального бюджета, получаемых территориальными органами управления лесным хозяйством из федерального бюджета по реестрам вышестоящих органов управления, а также путем консолидации средств подведомственных учреждений и предприятий. Размер финансирования программных мероприятий из бюджетов муниципальных образований за счет отчислений лесных податей в 1998 году исполнители согласовывают с администрациями этих образований. Начиная с 1999 года целесообразно предусматривать распределение лесных податей согласно ст. 106 Лесного Кодекса РФ с отчислением согласно нормативам средств на воспроизводство лесов. Рост поступления лесных податей планируется за счет постепенного освоения расчетной лесосеки и увеличения продажи леса на торгах, что соответствует Федеральной программе "Леса России". Правительство области по согласованию с муниципальными образованиями ежегодно определяет размеры отчислений средств из этих сумм согласно ежегодных бюджетных заявок управления лесами на финансирование программы. Объемы финансирования программы из бюджета области корректируются с учетом фактических объемов финансирования из бюджетов муниципальных образований. Нормативы финансирования, объемы программных работ для лесхозов и других лесохозяйственных организаций утверждаются ежегодно Калужским управлением лесами.
Общий объем финансирования на проведение первого этапа программных мероприятий составляет 176720 тыс. рублей, в том числе: из бюджетных средств области - 38025 тыс. рублей (в том числе из экологического фонда - 750 тыс. рублей, из областного бюджета - 5320 тыс. рублей, из средств выделенных департаменту сельского хозяйства и продовольствия области - 425 тыс. рублей), муниципального образования "Город Калуга" - 250 тыс. рублей, собственных средств лесхозов, других организаций, ведущих лесное хозяйство на закрепленных территориях - 69405 тыс. рублей. Собственные и бюджетные средства вкладываются в лесное хозяйство по подпрограммам. В случае перераспределения согласно договорам между сельскими лесопользователями и органами управления лесным хозяйством лесов, находившихся ранее во владении сельскохозяйственных организаций, происходит пропорциональное перераспределение бюджетных и собственных средств для финансирования программных мероприятий. При этом Правительство области оказывает содействие территориальным органам управления лесным хозяйством в перераспределении этих средств.
Учитывая сложную финансовую ситуацию, в перечень основных мероприятий на период 1998-2002 годы включены минимально необходимые лесохозяйственные работы, капитальные вложения. Главной доходной частью для финансирования программы является плата за лес на корню, взимаемая согласно постановлению Законодательного Собрания Калужской области N 345 от 30.04.98 г., а также за промышленный сбор грибов, ягод, пастьбу скота, сенокошение и другие виды лесопользования (табл. 2).
Размер лесного дохода зависит от наличия ресурсов и законов о плате за их использование, развитие промышленности, экономического и социального положения в регионе, потребности населения в продуктах леса. По предварительному прогнозу, в лесах области ежегодно можно заготавливать без ущерба для природных комплексов: древесины - 2 млн. куб. м, грибов - 5 тыс. тонн, плодов, ягод - 10 тыс. тонн, сена - 5 тыс. тонн, лекарственного сырья - 1 тыс. тонн.
В начале 80-х годов в Калужском крае заготавливалось 1,5 млн. куб. м древесины в год, а затем произошел спад рубок. В рыночных условиях наблюдается разрушение лесозаготовительных фирм, применяющих старые технологии. Преимущество имеют предприятия, занимающиеся глубокой переработкой древесины. Снижение объемов лесозаготовок прогнозируется в программе до 1999-2000 годов (до минимальной потребности: населения в дровах, строительного комплекса и деревообрабатывающих предприятий в деловой древесине и технологических дровах - 290 тыс. куб. м). С 2002 года прогнозируется рост потребления древесины за счет увеличения объемов экспортных поставок, развития предприятий с глубокой переработкой древесины, повышения платежеспособности населения. Это возможно при условии оживления строительства, промышленности, роста доходов населения, зарубежных связей. Прогноз динамики объемов отпуска древесины приведен в таблице 2.
Таблица 2.
Прогноз
объемов пользования древесиной и поступлений лесных податей
Показатели | Ед. изм. |
1997 год |
1998 год |
1999 год |
2000 год |
2001 год |
2002 год |
2003 год |
2004 год |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
1. Объемы отпуска древесины на корню при осуществлении рубок главного пользования |
тыс. куб. мет- ров |
400 | 300 | 290 | 290 | 300 | 350 | 400 | 450 | 500 | 550 | 600 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.