Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к Закону
Калужской области от 5 декабря 2002 г. N 162-ОЗ
Областная целевая программа
"Развитие туризма в Калужской области на 2002-2005 годы"
28 июня, 26 августа, 3 ноября 2004 г.
Законом Калужской области от 28 июня 2004 г. N 323-ОЗ ( в редакции Закона Калужской области от 26 августа 2004 г. N 342-ОЗ) в паспорт настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного Закона
Паспорт
Наименование Программы Областная целевая программа "Развитие туризма
в Калужской области на 2002-2005 годы" (далее -
Программа)
Основания для Постановление Правительства Калужской области
разработки и дата от 22.11.2001 г. N 236 "О разработке областной
решения о разработке целевой программы "Развитие туризма в Калужской
программы области на 2002-2005 годы"
Государственный Министерство промышленности, науки и малого
заказчик Программы предпринимательства Калужской области
Основной разработчик Министерство промышленности, науки и малого
Программы предпринимательства Калужской области, рабочая
группа, созданная в соответствии
с распоряжением Губернатора области
от 29 декабря 2001 года N 738-р
и распоряжением Губернатора от 21 мая 2002 года
N 169-р
Основные цели и задачи Создание в Калужской области условий для
Программы устойчивого развития туризма, создание
современного и конкурентоспособного туристского
комплекса, обеспечивающего потребности
населения региона, российских и иностранных
граждан в туристско-экскурсионном обслуживании,
развитие экономики региона за счет увеличения
поступлений налоговых платежей из сферы туризма
и связанных с ним сфер, создание благоприятных
условий для государственного и частного
инвестирования в сферу туризма, увеличение
числа рабочих мест, стимулирование развития
современной инфраструктуры туризма.
Задачи Программы подразделяются на
краткосрочные и долгосрочные:
а) краткосрочные:
- формирование и совершенствование
нормативно-правовой базы развития туризма
и системы государственного регулирования
туристской деятельности, в том числе системы
мер, обеспечивающих безопасность в сфере
туризма, а также защиту прав потребителей
туристского продукта;
- организация и управление развитием туризма;
- создание современной системы
рекламно-информационного и научного
обеспечения туристской деятельности;
б) долгосрочные:
- создание современного внутрирегионального
рынка туристских услуг на основе здоровой
конкуренции, углубления специализации
и кооперации работы туристских предприятий
и организаций области;
- создание современной материальной
базы туризма;
- проведение широкомасштабной рекламной
компании на внутреннем и внешнем туристских
рынках
Сроки и этапы 2002-2005 годы
реализации программы 1 этап - 2002 год
2 этап - 2003-2005 годы
Перечень Система программных мероприятий формируется
основных мероприятий в разрезе основных направлений
государственной политики в области туризма:
- развитие нормативно-правовой базы;
- развитие материально-технической базы
и инфраструктуры туризма;
- кадровое обеспечение развития туризма;
- рекламно-информационное обеспечение;
- научное обеспечение развития туризма;
- развитие народных промыслов и ремесел;
- развитие межрегиональных и международных
связей в сфере туризма
Исполнители Министерство промышленности, науки и малого
мероприятий предпринимательства Калужской области,
министерство финансов Калужской области,
министерство строительства, жилищно-
коммунального и дорожного хозяйства Калужской
области, министерство образования, культуры
и спорта Калужской области, министерство
здравоохранения и социального развития
Калужской области, органы местного
самоуправления муниципальных образований
области (по согласованию), другие организации
по профилю предусматриваемых мероприятий
(по согласованию)
/-------------------------------------------------------\
Объемы | Годы |2002 г.|2003 г.| 2004 г.| 2005 г.| 2006 г.|
и источники |------------+-------+-------+--------+--------+--------|
финансирования |Всего |0,91 |124,565| 204,808| 143,462|473,745 |
|(в млн. | | | | | |
|руб.) | | | | | |
|------------+-------+-------+--------+--------+--------|
|Внебюджетны | 0,91 |121,265| 198,388| 136,562| 457,125|
|средства | | | | | |
|------------+-------+-------+--------+--------+--------|
|Средства | - | 3,0 | 6,12 | 6,9 | 16,02 |
|областн. | | | | | |
|бюджета | | | | | |
|------------+-------+-------+--------+--------+--------|
|Средства | - | 0,3 | 0,3 | - | 0,6 |
|местных | | | | | |
|бюджетов | | | | | |
\-------------------------------------------------------/
Система Контроль за организацией и выполнением
организации контроля Программы осуществляет министерство
за исполнением промышленности, науки и малого предпринимательства
Калужской области. С целью координации работ по
реализации Программы может быть создан
межведомственный координационный Совет,
возглавляемый заместителем Губернатора области,
координирующим вопросы туризма. В его состав
могут входить представители регионального
органа управления туризмом, органов местного
самоуправления, руководители туристских
предприятий, специалисты туристского бизнеса,
гостиничного хозяйства, науки и др.
Ожидаемые Реализация мероприятий позволит:
конечные результаты - создать базовую систему государственного
реализации Программы регионального регулирования и стимулирования
развития туризма;
- укрепить материальную базу туризма расширить
туристские маршруты;
- создать условия для удовлетворения потребностей
населения в активном и полноценном отдыхе,
приобщении к культурным ценностям;
- увеличить рост объемов оказания
туристско-экскурсионных услуг;
- создать условия для привлечения дополнительных
инвестиций в экономику области;
- увеличить налоговые поступления в областной
и местные бюджеты;
- создать условия для сохранения и возрождения
объектов культурного и природного наследия
- возрастут доходы организаций туристской
индустрии в Калужской области
Важнейшие показатели Предполагается, что в результате
реализации "Программы финансовые поступления
в областной бюджет от туристской деятельности
увеличатся к 2005 году не менее чем в 4 раза
по сравнению с объемом поступлений в 2002 году.
На территории области будут построены туристские
центры, базы отдыха, рестораны, кафе, новые
гостиницы и отремонтированы уже существующие.
Созданы, яхт-клуб, лодочные станции, горнолыжные
центры
1. Содержание проблемы и необходимость
ее решения программными методами
Калужская область занимает особое место на туристском рынке России. Она обладает уникальными туристско-рекреационными возможностями. Значительный историко-культурный потенциал и богатое литературное наследие открывают возможности для туристско-экскурсионной деятельности и познавательного туризма.
Благоприятные природные условия, мягкий климат с отсутствием резких перепадов температур способствуют организации лечебно-оздоровительного отдыха и отдельных видов спортивного туризма, а разнообразие народных традиций создает все условия для развития этнографического туризма.
Представляется возможным развитие в области экологического, историко-культурного туризма на базе Национального парка "Угра".
Немаловажен и тот факт, что в области появились учебные заведения, в которых ведется подготовка туристских кадров: Калужский филиал Российской международной академии туризма и Институт социальных отношений КГПУ им. К.Э. Циолковского, что обеспечивает регион столь необходимыми в наше время дипломированными специалистами.
На сегодняшний день в области насчитывается более двухсот пятидесяти, рекреационных объектов, включая санатории, базы отдыха, пансионат оздоровительные лагеря и гостиницы. 65,3% из них введены в эксплуатацию в 60-е годы, около 24% - в 80-е, большая часть из них требует реконструкции и ремонта. Часть объектов используется не по назначению. В итоге гостиницы едва заполняются на 50%, а санаторно-оздоровительный комплекс - на 25-30%.
В наиболее привлекательных с туристско-экскурсионной точки зрения районах области ощущается нехватка объектов размещения и питания.
Для организации транспортного обслуживания туристов требуется парк более современных и комфортабельных автобусов На тех автотранспортных предприятиях, которые располагают транспортными единицами, пригодными для перевозки туристов (гг. Калуга, Обнинск, Малоярославец, Людиново, Киров), есть необходимость в проведении капитального ремонта большинства машин Остальные транспортные предприятия области имеют только морально и технически устаревшие машины.
Начавшийся в стране в 90-е годы экономический кризис затронул сферу туризма так же, как и другие отрасли народного хозяйства. Прекращение государственных инвестиций в сферу туризма привело к серьезным разрушениям в рекреационной системе области. Особенно болезненно это отразилось на детском и семейном отдыхе, на социальной составляющей туризма. Сегодня многие предприятия индустрии туризма работают с недостаточной загрузкой, снизили уровень предоставления туристских услуг. Приватизация и акционирование собственности в туризме не привело к положительным сдвигам.
На сегодняшний день из 64 действующих турфирм только 23 предлагают поездки по внутриобластным туристским маршрутам, а остальные занимаются организацией поездок туристов за границу. Однако даже у самых крупных туристских фирм области не хватает денежных средств для проведения масштабной рекламной компании, способной привлечь должное внимание к туристскому продукту Калужской области на туристском рынке. Это доказывает, что роль государства исключительно важна в создании системы рекламно-информационного обеспечения продвижения регионального туристского продукта на внутреннем и внешнем рынках.
Только достоверная и доступная информация о наличии и качестве объектов размещения, данные о рекреационных возможностях туристских центров, информация о проведении культурных, спортивных и иных мероприятий позволяют объективно оценить конкурентоспособность местного туристского продукта и привлечь к нему внимание. Для повышения конкурентоспособности регионального туристского продукта необходима организация действенной рекламной компании.
В настоящее время в области функционируют санаторно-оздоровительные комплексы широкого профиля лечения и различных форм собственности.
Обладая хорошей лечебно-оздоровительной базой, они не имеют стабильной круглогодичной загрузки.
В решении сложившихся проблем существенную роль могут сыграть мероприятия, направленные на формирование и продвижение внутриобластного туристского продукта и способствующие пополнению доходных источников областного бюджета. Подобные мероприятия, в свою очередь, требуют разработки целевой комплексной программы развития туризма в Калужской области. Программа должна сочетать интересы въездного туризма с удовлетворением рекреационных потребностей местного населения и рациональным использованием туристских ресурсов Калужской области.
2. Основные цели и задачи программы
Основная цель Программы - создание в Калужской области современного и конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего, с одной стороны, широкие возможности для удовлетворения потребностей населения региона, российских и иностранных граждан в туристско-экскурсионном обслуживании, а с другой стороны, вносящего вклад в развитие экономики региона за счет увеличения поступлений налоговых платежей из сферы туризма и связанных с ним сфер, привлечения дополнительных инвестиций, образования новых рабочих мест.
Приоритетным направлением является развитие внутреннего, въездного и социального туризма в Калужской области.
Для достижения главной цели необходимо решение следующих задач, которые условно подразделяются на краткосрочные и долгосрочные:
Краткосрочные задачи:
1. Формирование и совершенствование нормативно-правовой базы развития туризма и системы государственного регулирования туристской деятельности, в том числе системы мер, обеспечивающих безопасность в сфере туризма.
2. Организация развития туризма, включающая:
- участие в создании непрерывной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере туризма;
- принятие мер по совершенствованию современной системы рекламно-информационного обеспечения туристской отрасли;
- развитие научного обеспечения туристской деятельности;
- изучение состояния и состава ресурсов туризма Калужской области;
- программное обеспечение отдельных видов туризма, развитие туризма в перспективных для этого городах и районах Калужской области;
- интеграция области в систему отечественного и мирового туристского рынка, развитие межрегионального и международного сотрудничества в области туризма.
Долгосрочные задачи:
- стимулирование развития материальной базы туризма (объектов размещения и инфраструктуры) путем привлечения инвестиций;
- проведение широкомасштабной рекламной кампании на внутреннем и внешнем туристских рынках;
- разработка и внедрение технологий прогрессивного туристского обслуживания;
- создание современного внутрирегионального рынка туристских услуг на основе здоровой конкуренции, углубления специализации и кооперации работы туристских предприятий и организаций области.
3. Сроки и этапы реализации программы
Мероприятия программы предполагается реализовать в два этапа:
Первый этап (2002 год) включает в себя реализацию системы мероприятий Программы, направленных на формирование нормативно-правовой базы развития туризма, механизмов государственного регулирования, рекламно-информационного и научного обеспечения.
Мероприятия этого этапа должны сформировать основу для реализации второго этапа Программы, требующего финансовых затрат и материально-технических ресурсов.
Второй этап (2003-2005 годы) предполагает завершение работы по созданию современной системы подготовки кадров, активизацию инвестиционной деятельности в сфере туризма, развертывание широкомасштабной рекламной кампании, направленной на продвижение внутриобластного туристского продукта на всероссийском и международном туристских рынках. На этом этапе осуществляется основной объем работ, запланированных программой. В результате его реализации ожидается стабилизация основных параметров, характеризующих туристскую деятельность в регионе, а также постепенный рост туристских потоков.
Одним из основных показателей, свидетельствующих о положительном влиянии реализации программных мероприятий, может служить улучшение материально-технической базы туризма.
4. Система программных мероприятий
Система взаимосвязанных научно-исследовательских, социально-экономических, производственных программных мероприятий на 2002-2005 годы реализует основные направления государственной политики в области туризма и включает:
- развитие нормативно-правовой базы, в рамках которой предусматривается применение нормативно-правовых актов Российской Федерации, принятие нормативных актов Калужской области, регулирующих отношения субъектов туристского рынка, методов и форм государственной поддержки развития туризма;
- мероприятия по стимулированию развития материальной базы и инфраструктуры туризма, предусматривающие разработку механизмов финансирования реконструкции и строительства важнейших туристских объектов, памятников архитектуры за счет внебюджетных источников, проведение конкурсов инвестиционных проектов и содействие в их продвижении, подготовка государственных решений, стимулирующих инвестиционную деятельность;
- кадровое обеспечение развития туризма, предусматривающее определение потребности области в специалистах для туристской индустрии, разработку учебных программ и методических пособий, подготовку профессиональных кадров;
- рекламно-информационное обеспечение развития туризма, предусматривающее подготовку и издание базового пакета информационных и рекламных материалов о туристских возможностях Калужской области, участие в туристских выставках-ярмарках, создание информационных банков данных (реестров) туристских ресурсов области, проведение рекламных кампаний в печатных средствах массовой информации и на телевидении, изготовление и размещение наружной рекламы. Предусматривается также участие в проведении международных и российских туристских выставок, посещение конгрессов, форумов, круглых столов, посвященных туристской тематике;
- научное обеспечение развития туризма, заключающееся в проведении исследований туристского потенциала региона, анализе и прогнозе конъюнктуры рынка туристских услуг внутри и вне региона с последующей разработкой перспективной схемы развития и размещения зон и объектов туризма
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.