Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону Калужской области
от 22 июня 2000 г. N 26-ОЗ
Областная целевая программа
"Семья и дети" (2001-2003 годы)"
(с изменениями от 26 сентября 2002 г.)
Обоснование разработки программы
"Семья и дети (2001-2003 годы)"
Социально-экономические перемены последних лет в нашей стране внесли серьезные изменения в структуру и особенности развития нашего общества.
В условиях экономического кризиса, падения уровня жизни, резкого снижения рождаемости, роста заболеваемости населения, в том числе женщин и детей: обострения безработицы, детской безнадзорности, распада семей особое значение приобретает осуществление мер по оказанию адресной социальной помощи и поддержки наиболее незащищенным семьям, имеющим несовершеннолетних детей, как со стороны государственных органов власти, так и органами местного самоуправления области.
В течение ряда последних лет остается высоким показатель общей заболеваемости детей, который связан со снижением жизненного уровня населения, ухудшением экологической ситуации, нерациональным и недостаточным питанием, а также тем, что Калужская область входит в состав областей, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС.
В целом по области заболеваемость детей в 1999 году увеличилась и составила 1959,0 на 1000 детей (1998 год - 1724,1 на 1000 детей), произошел рост практически по всем видам заболеваний. Проблемы токсикомании, наркомании, алкоголизма смещаются в более ранние возрастные периоды, у детей и подростков возрастает количество социально обусловленных заболеваний.
Одной из основных причин ухудшения здоровья детей является нарушение питания. В связи с крайне ограниченным семейным бюджетом в рационе многих семей отсутствуют овощи, фрукты, другие необходимые продукты питания.
С 1992 года в области непрерывно увеличивается количество детей-инвалидов, которых насчитывается уже более 4 тысяч человек. Среди заболеваний, приводящих к детской инвалидности, преобладают болезни нервной системы и органов чувств (16,7%), врожденные аномалии (24,5%), психические расстройства (16,4%).
Из общего числа детей с ограниченными возможностями только 9,9% содержатся в интернатных учреждениях, остальные воспитываются в семьях, как правило, с одним из родителей.
Особая проблема, требующая постоянного внимания, связана с ростом детской безнадзорности и социального сиротства. Основными причинами увеличения детей-сирот при живых родителях являются, помимо падения социального престижа семьи, ее материальные и жилищные трудности, а также рост внебрачной рождаемости и высокий процент родителей, ведущих аморальный образ жизни.
Реальное снижение уровня жизни населения негативно сказывается на положении многодетных семей, в связи с этим требуют своего решения такие вопросы, как совершенствование системы предоставления социальных гарантий этой категории семей, преодоление экономических, социальных, культурных проблем жизнедеятельности многодетной семьи.
В настоящее время требует совершенствования деятельность учреждений и организаций, направленная на выявление и развитие способностей одаренных детей области. В условиях сложной социально-экономической ситуации в стране наиболее остро стоит проблема материальной поддержки одаренных детей и творческих коллективов.
В целях обеспечения защиты интересов семьи и детей, улучшения их положения с 1994 года в области ежегодно разрабатывалась комплексная межведомственная программа "Детство". Программа "Детство (1998-2000 годы)" принята Правительством Калужской области и утверждена постановлением Законодательного Собрания от 27.11.97 г. N 259.
Реализация мероприятий программы "Детство" в последние 3 года способствовала снижению социальной напряженности в семьях, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Всего более 16 тысяч семей области получили разностороннюю социальную поддержку (адресная материальная помощь, пособие многодетным семьям, имеющим 4-х и более детей, оплата коммунальных услуг многодетным семьям, путевки в оздоровительные учреждения, социальные и именные стипендии для одаренных детей, участие в областных мероприятиях и акциях и т.д.).
Программа "Семья и дети (2001-2003 гг.)" является продолжением областной целевой программы "Детство", разработана с учетом накопленного опыта ее реализации в области и программ социальной защиты населения других регионов Российской Федерации. Исходя из прогноза социально-экономического развития области и роста численности адресатов по всем подпрограммам, кроме раздела "Многодетные семьи", общее количество детей - получателей помощи и услуг программы "Семья и дети" составит в 2001 году 43 тыс. человек, что на 4.5 тыс. больше, чем количество адресатов программы "Детство (1998-2000 годы)".
Областная целевая программа "Семья и дети (2001-2003 гг.)" разработана департаментом социальной политики Калужской области во исполнение указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, направленных на улучшение положения детей, на основе и в развитие федеральной программы "Дети России", в соответствии с постановлением Правительства области от 19.10.99 г. N 121 "О ходе реализации областной целевой программы "Детство (1998-2000 годы)".
Цели и содержание программы
Основными целями данной программы являются: повышение эффективности мероприятий по оказанию социальной поддержки семьям, воспитывающим детей, укрепление семьи, семейных традиций и ценностей, профилактика социального сиротства, детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, содействие улучшению демографической ситуации в области.
В состав комплексной областной программы "Семья и дети" на период 2001-2003 гг. включены целевые подпрограммы:
1. "Дети-инвалиды"
2. "Дети-сироты"
3. "Одаренные дети"
4. "Многодетные семьи"
6. "Здоровье семьи"
Механизм реализации программы
Мероприятия по организации, координации и контролю за исполнением данной программы осуществляются департаментом социальной политики области. Общий контроль за исполнением программы осуществляет Правительство Калужской области.
Исполнители подпрограмм и основных мероприятий
Департаменты Калужской области, органы местного самоуправления, органы социальной защиты населения, образования, здравоохранения, культуры муниципальных образований области, общественные организации
Объемы и источники финансирования
Источниками обеспечения программы являются средства областного бюджета, средства федерального бюджета, выделяемые в соответствии с законодательством РФ на реализацию соответствующих федеральных программ, средства бюджетов муниципальных образований области, спонсорские средства, внебюджетные и другие не запрещенные законом источники.
Ежегодная потребность в финансировании | |||
Целевые подпрограммы |
Областной бюджет (тыс. руб.) |
Бюджеты муниципальных образований области* Федеральный бюджет** Спонсорские средства (тыс. руб.) |
Всего: (тыс. руб.) |
1. Дети-инвалиды | 1710,0 | 1900,0 | 3610,0 |
2. Дети-сироты | 822,0 | 1670,0 | 2492,0 |
3. Одаренные дети | 570,0 | 680,0 | 1250,0 |
4. Многодетные семьи | 2255,0 | 1215,0 | 3470,0 |
5. Развитие социального обслуживания семьи и детей |
778,0 | 2387,0 | 3165,0 |
6. Здоровье семьи | 1145,0 | 2160,0 | 3305,0 |
Итого: | 7280,0 | 10012,0 | 17292,0 |
*) Суммы выделяемых в бюджетах муниципальных образований средств уточняются разработчиком с администрациями муниципальных образований ежегодно при разработке и утверждении соответствующих бюджетов.
**) Средства федерального бюджета ежегодно запрашиваются разработчиком по мероприятиям, входящим в аналогичные федеральные программы, в соответствии с порядком, установленным министерствами - исполнителями соответствующих программ.
Общая потребность средств областного бюджета на реализацию программы за три года составит 26427,0 тыс. руб., в том числе на 2001 г. - 7280,0 тыс. руб.
Расходы на реализацию программы ежегодно могут уточняться при утверждении областного бюджета и консолидированного бюджета области.
За счет средств областного бюджета затраты на реализацию программы по годам и разделам составят (тыс. руб., в ценах 2000 г.):
2001 | 2002 | 2003 | Всего | |
"Дети-инвалиды" | 1710,0 | 2080,0 | 2285,0 | 6075,0 |
"Дети-сироты" | 822,0 | 996,0 | 996,0 | 2814,0 |
"Одаренные дети" | 570,0 | 720,0 | 720,0 | 2010,0 |
"Многодетные семьи" | 2255,0 | 2100,0 | 1900,0 | 6255,0 |
"Развитие социального обслуживания семьи и детей" |
778,0 | 1588,0 | 1588,0 | 3954,0 |
"Здоровье семьи" | 1145,0 | 2087,0 | 2087,0 | 5319,0 |
Итого: | 7280,0 | 9571,0 | 9576,0 | 26427,0 |
В расчете на одного ребенка удельный вес расходов областного бюджета в год составляет не более 175 руб., на семью - не более 400 руб.
Ожидаемые конечные результаты программы
При условии достаточного финансирования реализация областной целевой программы "Семья и дети (2001-2003 гг.)" позволит:
- улучшить социально-экономическое положение наиболее незащищенных семей и детей области;
- усовершенствовать систему социальных гарантий для различных категорий семей;
- расширить сеть специализированных учреждений социального обслуживания семьи и детей;
- повысить эффективность работы по профилактике детской инвалидности, социального сиротства, профилактике детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- увеличить возможности медико-социальной реабилитации и жизненной адаптации детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
- усовершенствовать систему социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- создать условия для развития интеллектуальных ресурсов общества путем максимальной реализации потенциальных возможностей одаренных детей;
- повысить эффективность мероприятий по профилактике негативных явлений в семье;
- повысить уровень медицинской культуры семьи, качество медицинского обслуживания семей области;
- укрепить духовное и физическое здоровье семьи и создать условия для развития нравственных основ семьи.
Система организации контроля за исполнением программы
Департамент социальной политики области ежегодно до 15 января направляет в департамент экономики и промышленности и департамент финансов и бюджета области доклад о ходе работ по областной целевой программе "Семья и дети (2001-2003 гг.)" и эффективности использования финансовых средств, а также статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации программы.
Вопрос о ходе реализации областной целевой программы "Семья и дети (2001-2003 гг.)" и эффективности использования финансовых средств ежегодно выносится департаментом социальной политики области на рассмотрение Правительства области.
Паспорт
областной целевой программы "Семья и дети (2001-2003 годы)"
Наименование Областная целевая программа "Семья и дети"
программы
Государственный Департамент социальной политики Калужской области
заказчик
программы
Разработчик Департамент социальной политики Калужской области
программы
Дата принятия Постановление Правительства Калужской области "О ходе
решения реализации областной целевой программы "Детство
о разработке (1998-2000 годы)" от 19.10.99 г. N 121
программы
Цели и задачи Основными целями программы "Семья и дети" являются:
программы - улучшение социально-экономического положения
наиболее незащищенных семей и детей;
- профилактика инвалидности, социального сиротства
и детской безнадзорности;
- эффективная индивидуальная помощь и адресная
социальная поддержка семьям и детям Калужской
области;
Задачи каждого раздела программы излагаются
в содержании отдельных ее подпрограмм
Важнейшие - Улучшение социального самочувствия наиболее
показатели уязвимых категорий семей:
- укрепление престижа семьи и ее духовно-нравственных
основ;
- улучшение демографической ситуации в области;
- развитие учреждений социальной помощи семье
и детям;
- уменьшение степени риска рождения детей
с функциональными нарушениями;
- развитие семейных форм устройства на воспитание
детей, оставшихся без попечения родителей;
- развитие детской одаренности и поддержка
талантливых детей и творческих коллективов
Сроки реализации 2001-2003 годы
Этапы реализации:
I этап - 2001-й,
II этап - 2002-й,
III этап - 2003-й годы
Перечень - "Дети-инвалиды";
подпрограмм - "Дети-сироты";
- "Одаренные дети";
- "Многодетные семьи";
- "Развитие социального обслуживания семьи и детей;
- "Здоровье семьи"
Исполнители Департамент социальной политики области, департамент
основных образования и науки области, департамент
мероприятий здравоохранения и лекарственного обеспечения области,
департамент культуры и искусства области, департамент
физкультуры, спорта и туризма области, органы
местного самоуправления (по согласованию),
общественные организации
Объемы Областной бюджет, федеральный бюджет, бюджеты
и источники муниципальных образований области, спонсорские
финансирования средства, внебюджетные фонды и другие не запрещенные
законом источники
Ожидаемые Создание благоприятных условий для физического,
конечные духовного и нравственного развития детей,
результаты максимальная реализация творческого потенциала
программы одаренных детей, индивидуальная реабилитация
детей-инвалидов, совершенствование системы
социализации детей-сирот и детей из многодетных
семей, укрепление здоровья семьи
Система Координацию и контроль за реализацией мероприятий
организации осуществляет департамент социальной политики области
управления
и контроля
за исполнением
программы
Подпрограмма "Дети-инвалиды"
Цели и задачи подпрограммы:
Основными целями подпрограммы являются:
- комплексное решение проблем социализации детей-инвалидов и их семей;
- повышение эффективности профилактической работы по предупреждению детской инвалидности;
- создание системы учета состояния здоровья и реабилитации детей-инвалидов, интеграции их в общество;
- создание и укрепление материально-технической базы специальных учреждений для воспитания, развития и реабилитации детей-инвалидов.
Важнейшие показатели:
- уменьшение степени риска рождения детей с врожденными и наследственными заболеваниями, детей-инвалидов и детей с различными функциональными нарушениями, приводящими к инвалидности;
- создание предпосылок к обеспечению равных возможностей для детей с отклонениями в развитии и функциональными нарушениями.
Ожидаемые конечные результаты подпрограммы:
Реализация мероприятий программы позволит:
- снизить степень риска рождения детей с врожденными заболеваниями, ведущими к установлению инвалидности;
- снизить социальное неравноправие детей с ограниченными возможностями, обеспечив им доступ к образованию, спорту, культуре, творчеству;
- создать условия для реабилитации детей-инвалидов, интеграции их в общество.
Характеристика проблемы
В Калужской области в настоящее время 4270 детей, признанных инвалидами, которые воспитываются в 3975 семьях. Ежегодно наблюдается увеличение их числа, за период 1992-1999 годов оно выросло в 6 раз.
В структуре детской инвалидности преобладают психоневрологические заболевания: патология опорно-двигательного аппарата, органов зрения и слуха, онкологические заболевания.
Среди причин, способствующих возникновению инвалидности у детей, главными являются ухудшение экологической обстановки, неблагополучное протекание беременности и родов, высокий уровень заболеваемости матерей, злоупотребление родителей спиртными напитками.
Для снижения числа детей со статусом "инвалид", их полноценной реабилитации необходимо решить проблемы оснащения медицинских учреждений диагностическим оборудованием, а также реализовать комплекс социально-экономических, психолого-педагогических, образовательных мероприятий.
В 1997-1998 гг. в области открыты и успешно действуют реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями: "Доброта" в г. Калуге и "Доверие" в г. Обнинске. Однако число таких центров явно недостаточно. Отсутствует система адаптации детей-инвалидов и семей, в которых они воспитываются.
Реализация предусмотренных областной целевой программой мероприятий поможет снизить социальное неравноправие детей с функциональными нарушениями, позволит обеспечить детям-инвалидам возможность вести нормальный образ жизни, соответствующий их возрасту, максимально приспособить их к окружающей среде и обществу путем обучения навыкам самообслуживания, накопления знаний, приобретения профессионального опыта участия в общественно-полезном труде, конкурсах, фестивалях, праздниках.
N | Мероприятия | Источники финансирования |
Ежегодная потребность в финансировании |
Исполнители | |
Финансирование за счет средств областного бюджета в 2001 г. (тыс. руб.) |
Общие расходы на финансирование (тыс. руб.) |
||||
1. Организация статистического учета детей-инвалидов и профилактика детской инвалидности | |||||
1.1. | Проведение статистического учета и анкетирования семей, имеющих детей-инвалидов, с целью выявления их потребности в оказании социальной, медицинской, психологической, педагогической и материальной помощи |
Областной бюджет |
5,0 | 5,0 | Департамент социальной политики области |
1.2. | Участие в составлении на каждого ребенка-инвалида индивидуальной программы реабилитации, включая медицинскую, социальную, психолого-педагогическую и профессиональную реабилитацию |
Областной бюджет |
5,0 | 5,0 | Департамент социальной политики области |
1.3. | Продолжение паспортизации социальных учреждений для детей-инвалидов, действующих на территории Калужской области |
Областной бюджет |
5,0 | 5,0 | Департамент социальной политики области |
1.4. | Создание областных консультативно-диагностических центров ранней диагностики и коррекции аномального развития ребенка, центров методической помощи родителям и педагогам на базе: - школы-интерната N 5 г. Калуги для слабослышащих и глухих детей; - Обнинской школы - интерната для детей с умственным недоразвитием, заболеваниями центральной нервной системы; - Козельской школы-интерната для детей с речевой патологией; - Мещовской школы-интерната для слабовидящих детей |
Федеральный бюджет Спонсорские средства |
60,0 | Департамент социальной политики области Департамент образования науки области |
|
2. Приобретение медицинской аппаратуры, технических средств и средств реабилитации для детей-инвалидов |
|||||
2.1. | Обеспечение нуждающихся детей-инвалидов техническими средствами: - индивидуальные слуховые аппараты - 50 шт.; - глюкометры - 30 шт.; - наборы тест-полосок - 30 шт. - очки - 180 шт., - велотренажеры для детей с детским церебральным параличом (ДЦП); - индивидуальные средства передвижения для детей с ДЦП |
Областной бюджет Спонсорские средства Федеральный бюджет |
250,0 | 410,0 | Департамент социальной политики области Департамент здравоохранения и лекарственного обеспечения |
2.2. | Оснащение специальных учреждений для детей-инвалидов и детей с отклонениями в развитии следующими техническими средствами: - слуховая аппаратура коллективного пользования для школы-интерната N 5 (г. Калуга), Кировской специальной общеобразовательной школы-интерната для глухих детей, муниципального дошкольного учреждения N 21 (г. Калуга), Калужского комплексного центра социального обслуживания населения (ККЦ СОН) "Звездный"; - приборы для коррекции и лечения зрения воспитанников Мещовской школы-интерната; - компьютерные тренажеры для детей с умственным недоразвитием |
Областной бюджет Бюджеты муниципальных образований (МО) Спонсорские средства Федеральный бюджет |
200,0 | 700,0 | Департамент социальной политики области Департамент образования и науки области Органы местного самоуправления (по согласованию)* |
2.3. | Обеспечение детей-инвалидов, нуждающихся в постоянной коррекции, дорогостоящими лекарственными препаратами |
Областной бюджет Спонсорские средства |
300,0 | 350,0 | Департамент социальной политики области Департамент здравоохранения и лекарственного обеспечения области |
2.4. | Оказание адресной помощи семьям, где воспитываются дети-инвалиды (лечение, операции, оплата за обучение, проезд по социальным нуждам и т.д.) |
Областной бюджет Спонсорские средства Бюджеты МО |
150,0 | 450,0 | Департамент социальной политики области Органы местного самоуправления области (по согласованию)* |
3. Социальная реабилитация детей-инвалидов | |||||
3.1. | Организация "Школы для родителей" по обучению родителей, воспитывающих детей-инвалидов, с учетом диагнозов заболевания детей на базе центров реабилитации: - "Доброта" (г. Калуга) - "Доверие" (г. Обнинск) - санаторий "Лесная сказка" - ККЦ СОН "Звездный" |
Областной бюджет Бюджеты МО |
50,0 | 160,0 | Департамент социальной политики области Департамент здравоохранения и лекарственного обеспечения области Органы местного самоуправления (по согласованию)* |
3.2. | Проведение учебы преподавателей детей, больных сахарным диабетом, по вопросам социально-педагогической реабилитации |
Областной бюджет |
5,0 | 5,0 | Департамент социальной политики области Департамент здравоохранения и лекарственного обеспечения области |
3.3. | Разработка методических рекомендаций по социальной работе с детьми-инвалидами для специалистов, занимающихся проблемами реабилитации детей с ограниченными возможностями |
Областной бюджет |
5,0 | 5,0 | Департамент социальной политики области Департамент образования и науки области |
3.4. | Проведение ежегодных семинаров для специалистов, занимающихся проблемами реабилитации детей-инвалидов, подготовка и повышение квалификации кадров, работающих с детьми-инвалидами |
Областной бюджет Бюджеты МО "Город Калуга" и "Город Обнинск" |
5,0 | 15,0 | Департамент социальной политики области Департамент образования и науки области Органы местного самоуправления (по согласованию)* |
3.5. | Проведение областной научно-практической конференции на тему: "Социально-личностная реабилитация детей с ограниченными возможностями" |
Областной бюджет Спонсорские средства |
10,0 | 20,0 | Департамент социальной политики области Департамент здравоохранения и лекарственного обеспечения области Департамент образования и науки области |
З.6. | Поддержка общественных организаций по реализации программ социальной реабилитации детей-инвалидов |
Областной бюджет Спонсорские средства Бюджеты МО |
20,0 | 130,0 | Департамент социальной политики области Органы местного самоуправления (по согласованию)* |
3.7. | Проведение Всероссийской декады инвалидов (по отдельному плану) |
Областной бюджет Спонсорские средства |
50,0 | 150,0 | Департамент социальной политики области |
3.8. | Проведение Новогодних елок, Рождественских праздников для детей-инвалидов, приобретение новогодних подарков детям с ограниченными возможностями |
Областной бюджет Спонсорские средства Бюджеты МО |
70,0 | 200,0 | Департамент социальной политики области Органы местного самоуправления (по согласованию)* |
3.9. | Проведение круглогодичных оздоровительно- реабилитационных смен детей- инвалидов на базе лечебно- оздоровительных комплексов, организация заездов "Мать и дитя"; творческих лагерей для детей с ограниченными возможностями |
Областной бюджет Федеральный бюджет |
500,0 | 760,0 | Департамент социальной политики области Департамент образования и науки области |
3.10. | Организация публикаций тематических рубрик по проблемам детей-инвалидов и семей, в которых они воспитываются, на страницах областной газеты "Весть" |
Департамент социальной политики области Редакция газеты "Весть" |
|||
3.11. | Проведение среди родителей, воспитывающих детей-инвалидов, конкурса на тему "Ребенок, который дарит мне радость" |
Областной бюджет Спонсорские средства |
5,0 | 10,0 | Департамент социальной политики области Редакция газеты "Весть" |
3.12. | Проведение на областном телевидении и радиовещании цикла передач под рубрикой "Смотри на меня как на равного" |
Областной бюджет |
5,0 | 5,0 | Департамент социальной политики области Федеральное государственное унитарное предприятие "Государственная телерадиокомпания "Калуга" (ГТРК "Калуга") |
4. Творческая реабилитация детей-инвалидов | |||||
4.1. | Проведение областного фестиваля художественного творчества детей-инвалидов "Лучики надежды" |
Областной бюджет Спонсорские средства |
15,0 | 25,0 | Департамент социальной политики области Департамент образования и науки области Департамент культуры и искусства области |
4.2. | Организация клубов свободного времени для детей и подростков с ограниченными возможностями при центрах реабилитации детей-инвалидов: "Доверие" (г. Обнинск); "Доброта" (г. Калуга) |
Областной бюджет Спонсорские средства Бюджеты МО |
10,0 | 25,0 | Департамент социальной политики области Органы местного самоуправления (по согласованию)* |
4.3. | Организация вечеров общения детей-инвалидов в библиотеках области |
Областной бюджет Спонсорские средства |
5,0 | 15,0 | Департамент социальной политики области Департамент культуры и искусства области |
4.4. | Организация областных выставок прикладного творчества детей-инвалидов, фотовыставок работ детей с ограниченными возможностями |
Областной бюджет Спонсорские средства |
10,0 | 25,0 | Департамент образования и науки области Департамент социальной политики области Департамент культуры и искусства области |
4.5. | Проведение областных конкурсов на лучший детский рисунок, лучшее сочинение ребенка и родителя, лучший фотоснимок, сделанный ребенком или родителем |
Областной бюджет Спонсорские средства |
10,0 | 25,0 | Департамент социальной политики области Департамент культуры и искусства области |
4.6. | Проведение областных спортивно-туристических слетов среди воспитанников школ- интернатов для детей с умственным недоразвитием |
Областной бюджет Спонсорские средства |
10,0 | 25,0 | Департамент образования и науки области Департамент социальной политики области |
4.7. | Проведение областных спортивно-массовых соревнований для детей- инвалидов в рамках Международной специальной Олимпиады "Спешл Олимпикс": - по лыжным гонкам; - по легкой атлетике; - по мини-футболу |
Областной бюджет Спонсорские средства |
10,0 | 25,0 | Департамент образования и науки области Департамент социальной политики области |
Итого: | 1710,0 | 3610,0 |
*) Суммы выделяемых в бюджетах муниципальных образований средств уточняются разработчиком с администрациями муниципальных образований ежегодно при разработке и утверждении соответствующих бюджетов.
Законом Калужской области от 26 сентября 2002 г. N 140-ОЗ в настоящую Подпрограмму внесены изменения, вступающие в силу через десять дней после официального опубликования названного Закона
Подпрограмма "Дети-сироты"
Цели и задачи подпрограммы:
- создание благоприятных условий для подготовки детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни в современном обществе, их безболезненной адаптации к социальной среде;
- сохранение для каждого ребенка его биологической семьи;
- социальная поддержка семей, взявших детей под опеку, и приемных семей;
- совершенствование системы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Важнейшие показатели:
- Сохранение семейной среды и создание ее для детей, лишенных попечения родителей;
- совершенствование системы государственных гарантий детям-сиротам.
Ожидаемые конечные результаты подпрограммы:
- улучшение условий воспитания и обучения детей, оставшихся без попечения родителей;
- расширение сети воспитательных реабилитационных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- увеличение числа детей, передаваемых на воспитание в семьи граждан на усыновление, под опеку (попечительство), приемную семью:
- социализация детей-сирот после выпуска из интернатных учреждений.
Характеристика проблемы
В Калужской области около 3 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе 2025 человек воспитываются под опекой в семьях граждан.
Основными причинами, способствующими широкому распространению сиротства, являются социальная дезорганизация семей, материальные и жилищные трудности родителей, нездоровые отношения между ними, слабость нравственных устоев многих семей, рост числа детей, рождающихся вне брака, высокий удельный вес неполных семей.
Государственная политика по отношению к детям-сиротам направлена прежде всего на улучшение их социализации, материального обеспечения, условий для воспитания, обучения и жизнеустройства.
С вводом в действие Закона Калужской области "О социальных гарантиях приемным семьям" в Калужской области увеличилось количество приемных семей, принявших на воспитание 1-2 детей, в настоящее время по области их 47.
Существует целый комплекс проблем трудоустройства, профессионального обучения, социально-трудовой адаптации, обеспечения жильем сирот, воспитанников детских домов и интернатных учреждений.
Принятие и утверждение подпрограммы "Дети-сироты" позволит комплексно осуществить на областном уровне систему мер, направленных на формирование и реализацию региональной политики по отношению к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, их социальную защищенность и повышение роли семьи как основного института воспитания и развития детей.
N | Мероприятия | Источники финансирования |
Ежегодная потребность в финансировании |
Исполнители | |
Финансирование за счет средств областного бюджета в 2001 г. (тыс. руб.) |
Общие расходы на финансирование (тыс. руб.) |
||||
1. Предупреждение социального сиротства | |||||
1.1. | Продолжение создания банка данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей и бывших воспитанниках детских домов - выпускниках интернатных учреждений |
Областной бюджет Бюджеты муниципальных образований (МО) |
5,0 | 15,0 | Департамент социальной политики области Департамент образования и науки области Органы местного самоуправления (по согласованию)* |
1.2. | Создание областного банка данных на семьи с детьми, нуждающимися в социальном патронаже и разносторонней социальной поддержке |
Областной бюджет |
5,0 | 5,0 | Департамент образования и науки области Департамент социальной политики области |
1.3. | Оказание социальной помощи бывшим воспитанникам детских домов, достигшим совершеннолетия, в вопросах жизненной адаптации |
Областной бюджет Бюджеты МО |
30,0 | 50,0 | Департамент образования и науки области Департамент социальной политики области Органы местного самоуправления (по согласованию)* |
2. Совершенствование системы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
|||||
2.1. | Продолжение развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (усыновление, опека, попечительство, приемные семьи и патронатные семьи). Оплата расходов на приемных детей (до утверждения бюджетов) |
Областной бюджет |
50,0 | 50,0 | Департамент образования и науки области Департамент социальной политики области |
2.2. | Обеспечение учреждений, воспитывающих детей-сирот, домов ребенка необходимым оборудованием, автотранспортом |
Областной бюджет Федеральный бюджет |
120,0 | 1245,0 | Департамент образования и науки области Департамент здравоохранения и лекарственного обеспечения области Департамент социальной политики области |
2.3. | Оказание правовой и иной социальной помощи семьям, желающим усыновить (удочерить) детей, обеспечение информированности и широкого доступа к областному банку данных о детях, подлежащих усыновлению |
Областной бюджет |
50,0 | 50,0 | Департамент социальной политики области Департамент образования и науки области Органы местного самоуправления (по согласованию)* |
3. Поддержка детей, находящихся в особо трудных условиях | |||||
3.1. | Оказание адресной материальной помощи семьям, воспитывающим детей-сирот (лечение, приобретение лекарств, одежды, обуви, оздоровление, оплата за обучение и другие социальные нужды) |
Областной бюджет Бюджеты МО |
100,0 | 200,0 | Департамент социальной политики области Органы местного самоуправления (по согласованию)* |
3.2. | Разработка положения о порядке предоставления беспроцентных ссуд приемным семьям на строительство жилья, дач, создание собственного предприятия, крестьянского (фермерского) хозяйства |
Департамент социальной политики области Департамент образования и науки области Департамент финансов и бюджета области |
|||
3.3. | Выплата единовременного пособия для опекунов в год совершеннолетия детей, детей, находящихся под опекой и не получающих государственного пособия |
Областной бюджет |
50,0 | 50,0 | Департамент социальной политики области |
3.4. | Обеспечение преимущественного приема в учебные заведения начального, среднего и высшего профессионального образования лиц из числа детей-сирот и оставшихся без попечения родителей |
Департамент образования и науки области |
|||
3.5. | Проведение новогодних и рождественских праздников, приобретение подарков для детей-сирот |
Областной бюджет Бюджеты МО |
100,0 | 150,0 | Департамент социальной политики области Департамент образования и науки области Органы местного самоуправления (по согласованию)* |
З.6. | Проведение областного конкурса детских творческих работ детей-сирот, посвященного 2000-летию христианства "Россия, Русь! Храни себя, себя, храни!" |
Областной бюджет Спонсорские средства |
2,0 | 7,0 | Департамент социальной политики области |
3.7. | Проведение мероприятий, посвященных Международному Дню защиты детей |
Областной бюджет Спонсорские средства Бюджеты МО |
10,0 | 25,0 | Департамент социальной политики области Департамент культуры и искусства области Органы местного самоуправления (по согласованию)* |
3.8. | Проведение в рамках Всероссийского месячника "В защиту старости" областных встреч с пожилыми опекунами |
Областной бюджет Спонсорские средства |
20,0 | 60,0 | Департамент социальной политики области Департамент образования и науки области |
3.9. | Организация отдыха, реабилитации и оздоровления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитанников интернатных учреждений на базе оздоровительных учреждений области, по специальным программам |
Областной бюджет Федеральный бюджет |
50,0 | 140,0 | Департамент социальной политики области Департамент образования и науки области |
4. Научно-методическое и кадровое обеспечение | |||||
4.1. | Разработка методических рекомендаций для специалистов по охране детства муниципальных образований образований по подбору лиц, желающих стать усыновителями, приемными родителями |
Областной бюджет |
10,0 | 10,0 | Департамент образования и науки области Департамент социальной политики области |
4.2. | Создание системы психолого-педагогической помощи и обучения приемных родителей |
Спонсорские средства Бюджеты МО |
15,0 | Департамент социальной политики области Департамент образования и науки области Органы местного самоуправления (по согласованию)* |
|
4.3. | Организация ежегодных семинаров для специалистов по охране детства по вопросам социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
Спонсорские средства Бюджеты МО |
10,0 | Департамент образования и науки области Департамент социальной политики области Органы местного самоуправления (по согласованию)* |
|
4.4. | Обобщение и распространение опыта работы социальной службы работы социальной службы детского дома "Милосердие" (г. Обнинск) |
Областной бюджет |
5,0 | 5,0 | Департамент образования и науки области |
5. Нормативное и информационное обеспечение программы | |||||
5.1. | Внесение вопросов защиты и социально-правовых гарантий детей, нуждающихся в особой заботе государства, на рассмотрение Правительства, Законодательного Собрания Калужской области, Консультативного совета по правам ребенка при Губернаторе области и комиссии по делам несовершеннолетних |
Департамент социальной политики области Департамент образования и науки, области |
|||
5.2. | Организация освещения хода реализации программы "Дети- сироты" в средствах массовой информации, привлечение общественного внимания к решению проблем социального сиротства |
Областной бюджет |
5,0 | 5,0 | Департамент социальной политики области Департамент образования и науки области |
5.3. | Разработка и издание информационных листовок для населения по приему на воспитание детей-сирот в семьи |
Областной бюджет |
10,0 | 10,0 | Департамент социальной политики области Департамент образования и науки области |
Итого: | 822,0 | 2492,0 |
*) Суммы выделяемых в бюджетах муниципальных образований средств уточняются разработчиком с администрациями муниципальных образований ежегодно при разработке и утверждении соответствующих бюджетов.
Подпрограмма "Одаренные дети"
Цели и задачи подпрограммы:
- содействие физическому, интеллектуальному, духовному и нравственному развитию детей, а также реализации личности ребенка в интересах общества;
- выявление одаренных детей, создание условий для развития талантов и возможностей одаренных детей области;
- развитие учреждений, повышение квалификации специалистов, работающих с одаренными детьми.
Важнейшие показатели:
- поднятие престижа творческой личности;
- поощрение стремления к знаниям, развитие детских творческих объединений, клубов по интересам.
Ожидаемые конечные результаты подпрограммы:
- Создание условий для развития детской одаренности и талантов детей Калужской области;
- максимальная реализация творческого потенциала одаренных детей.
Характеристика проблемы
В соответствии с Федеральным Законом "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" целями государственной политики в интересах детей является содействие их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, а также реализации личности ребенка в интересах общества в соответствии с не противоречащими действующему законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры. Эти цели преследует и областная целевая подпрограмма "Одаренные дети".
В области сложилась система работы по развитию творческих способностей детей, приоритеты которой определены в областной программе "Одаренные дети". Выявлению одаренных детей способствуют предметные олимпиады: научно-практические конференции по различным направлениям, конкурсы, выставки художественного и прикладного творчества. Совершенствуется система поощрения одаренных и талантливых детей. Для поддержки одаренных детей из социально незащищенных семей учреждены социальные стипендии Калужской области. В области художественного и музыкального творчества установлены именные стипендии С.С. Туликова, В.Д. Поленова, Н.П. Будашкина, Ю.А. Усова и Н.П. Ракова. Стало традицией проведение конкурсов и выставок одаренных детей, организация творческих концертов именных стипендиатов для детей-инвалидов, детей-сирот, детей из многодетных семей.
Настоящая подпрограмма предусматривает реализацию комплекса мер, способствующих созданию условий, необходимых для выявления, обучения, воспитания и социальной поддержки одаренных детей в целях полноценной реализации личности ребенка в области.
N | Мероприятия | Источники финансирования |
Ежегодная потребность в финансировании |
Исполнители | ||
Финансирование за счет средств областного бюджета в 2001 г. (тыс. руб.) |
Общие расходы на финансирование (тыс. руб.) |
|||||
1. Мероприятия с участием одаренных детей области | ||||||
1.1. | Организация областных выставок детского творчества, олимпиад, спортивных соревнований, фестивалей, концертов одаренных детей области |
Областной бюджет Спонсорские средства |
75,0 | 140,0 | Департамент социальной политики области Департамент образования и науки области Департамент культуры и искусства области Департамент физкультуры, спорта и туризма области |
|
1.2. | Поддержка проводимых в муниципальных образованиях области конкурсов, олимпиад с целью выявления одаренных детей, развития их талантов |
Областной бюджет Бюджеты муниципальных образований (МО) |
45,0 | 120,0 | Департамент социальной политики области Департамент образования и науки области Департамент культуры и искусства области Органы местного самоуправления (по согласованию)* |
|
1.3. | Частичная оплата участия одаренных детей области во всероссийских и международных конкурсах и олимпиадах, спортивных состязаниях, финансирование творческих командировок одаренных детей и коллективов коллективов для участия в мероприятиях за пределами области |
Областной бюджет Спонсорские средства |
75,0 | 170,0 | Департамент социальной политики области Департамент образования и науки области Департамент культуры и искусства области Департамент физкультуры, спорта и туризма области |
|
2. Оказание материальной поддержки одаренным детям области | ||||||
2.1. | Выплата социальных стипендий Калужской области для одаренных детей |
Областной бюджет |
50,0 | 50,0 | Департамент социальной политики области Департамент образования и науки области |
|
2.2. | Установление и выплата именных стипендий для одаренных детей в области спорта, музыкального, литературного и художественного творчества |
Областной бюджет |
50,0 | 50,0 | Департамент социальной политики области Департамент культуры и искусства области |
|
2.3. | Частичная оплата затрат на приобретение музыкальных инструментов, кистей, красок, спортивного инвентаря для одаренных детей из малообеспеченных семей |
Областной бюджет Спонсорские средства |
30,0 | 100,0 | Департамент социальной политики области Департамент культуры и искусства области Департамент физкультуры, спорта и туризма области |
|
2.4. | Оказание материальной помощи одаренным детям, обучающимся за пределами области |
Областной бюджет Спонсорские средства |
50,0 | 120,0 | Департамент социальной политики области Департамент культуры и искусства области Департамент образования и науки области |
|
2.5. | Оказание материальной помощи семьям, воспитывающим одаренных детей |
Областной бюджет Бюджеты МО |
90,0 | 200,0 | Департамент социальной политики области Органы местного самоуправления (по согласованию)* |
|
3. Развитие учреждений, работающих с одаренными детьми области | ||||||
3.1. | Укрепление материально-технической базы учреждений, работающих с одаренными детьми |
Областной бюджет Сметы расходов учреждений Бюджеты МО |
50,0 | 150,0 | Департамент социальной политики области Департамент образования и науки области Департамент культуры и искусства области Органы местного самоуправления (по согласованию)* |
|
3.2. | Повышение квалификации специалистов учреждений, работающих с одаренными детьми |
Областной бюджет Сметы расходов учреждений |
25,0 | 120,0 | Департамент социальной политики области Департамент образования и науки области Департамент культуры и искусства области |
|
3.3. | Поддержка создания экспериментальной площадки по теме "Народные промыслы" на базе профессионального лицея N 34 г. Тарусы |
Областной бюджет |
30,0 | 30,0 | Департамент образования и науки области Департамент социальной политики области |
|
Итого: | 570,0 | 1250,0 |
*) Суммы выделяемых в бюджетах муниципальных образований средств уточняются разработчиком с администрациями муниципальных образований ежегодно при разработке и утверждении соответствующих бюджетов.
Подпрограмма "Многодетные семьи"
Цели и задачи подпрограммы:
- повышение эффективности мероприятий по оказанию разносторонней помощи многодетным семьям;
- достойно воспитывающим детей;
- укрепление духовно-нравственных основ, семейных традиций и ценностей многодетных семей.
Важнейшие показатели:
- повышение статуса многодетной семьи;
- совершенствование системы социальных гарантий многодетным семьям.
Ожидаемые конечные результаты подпрограммы:
- Налаживание эффективно функционирующей системы предоставления многодетным семьям социальных гарантий, повышение уровня самообеспечения таких семей.
Характеристика проблемы
Многодетная семья в условиях демографического кризиса и кризиса семейных ценностей приобретает особое значение. С одной стороны, высокая рождаемость в них позволяет удержать процесс воспроизводства населения на приемлемом уровне, обеспечивающем выживание нации. С другой стороны, именно в многодетной семье, где существуют здоровые внутрисемейные отношения (а такие семьи у нас есть, и немало), дети и взрослые по-настоящему осознают ценность семейной жизни, становятся более восприимчивыми к проблемам других людей, у детей из многодетных семей раньше проявляется стремление к самообеспечению, они более самостоятельны, чем дети из семей с одним или двумя детьми.
В результате радикальных изменений в жизни общества, вызванных ходом социально-экономических реформ, многодетные семьи оказались в очень тяжелых условиях. Если среди всех семей с детьми доля бедных составляет более половины, то среди многодетных семей их свыше 90%.
В Калужской области в последние годы количество многодетных семей уменьшилось почти вдвое (в 1989 г. насчитывалось 13 тыс. многодетных семей, на начало 2000 г. - 7,3 тыс. таких семей).
При уменьшении общего числа многодетных семей, количество проблем у них непрерывно возрастает: среди многодетных наблюдается большое количество неполных и неблагополучных семей, около 20% из них состоят либо состояли на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних.
Многодетным семьям в соответствии с ранее принятыми нормативными правовыми актами за счет средств областного бюджета уже 10 лет предоставляется 50%-я скидка по оплате жилья и коммунальных услуг, выплачивается дополнительное пособие для семей, имеющих четырех и более детей.
Органы социальной защиты населения области уделяют большое внимание работе с многодетными семьями, значительные усилия направлены на оказание им социальной поддержки, обеспечение элементарного выживания таких семей.
Опыт показывает, что для эффективного обеспечения реализации мер по социальной поддержке многодетных семей необходимо, в первую очередь, совершенствовать систему предоставления таким семьям существующих социальных гарантий, содействовать стремлению многодетных семей к самообеспечению и помогать им в этом, регулярно проводить мероприятия по просвещению членов многодетных семей, приобщению их к культурным ценностям, воспитанию у них прочных нравственных устоев,
N | Мероприятия | Источники финансирования |
Ежегодная потребность в финансировании |
Исполнители | |
Финансирование за счет средств областного бюджета в 2001 г. (тыс. руб.) |
Общие расходы на финансировании (тыс. руб.) |
||||
1. Дополнительные меры социально-экономической поддержки многодетных семей | |||||
1.1. | Выплата пособия многодетным многодетным семьям, имеющим 4 и более детей |
Областной бюджет |
1400,0 | 1400,0 | Департамент социальной политики области, Органы социальной защиты населения МО области |
1.2. | Изготовление удостоверений многодетной семьи |
Областной бюджет |
50,0 | 50,0 | Департамент социальной политики области |
1.3. | Разработка порядка предоставления налоговых льгот многодетным семьям |
Департамент социальной политики области Департамент экономики и промышленности области |
|||
1.4. | Изготовление специального диплома "Признательность", Почетного знака, денежная награда к нему |
Областной бюджет Спонсорские средства |
10,0 | 10,0 | Департамент социальной политики области |
1.5. | Проведение новогодних и рождественских праздников, вручение подарков детям из многодетных семей |
Областной бюджет Спонсорские средства Бюджеты муниципальных образований (МО) |
250,0 | 400,0 | Департамент социальной политики области Органы местного самоуправления области (по согласованию)* |
1.6. | Проведение акции "Первоклассник" по обеспечению детей из многодетных семей школьно-письменными принадлежностями |
Областной бюджет Спонсорские средства Бюджеты МО |
110,0 | 350,0 | Департамент социальной политики области Органы местного самоуправления (по согласованию)* |
1.7. | Финансовая поддержка мероприятий по организации летнего отдыха детей и оздоровления детей из малообеспеченных многодетных семей |
Областной бюджет Бюджеты МО |
150,0 | 250,0 | Департамент социальной политики области Органы местного самоуправления (по согласованию)* |
1.8. | Оказание адресной единовременной материальной помощи многодетным семьям в связи с трудной жизненной ситуацией |
Областной бюджет Бюджеты МО |
120,0 | 250,0 | Департамент социальной политики области Органы местного самоуправления области (по согласованию)* |
2. Создание условий для духовного развития многодетных семей | |||||
2.1. | Организация областных, городских, районных мероприятий по чествованию многодетных родителей, достойно воспитывающих детей |
Областной бюджет Бюджеты МО |
50,0 | 120,0 | Департамент социальной политики области Органы местного самоуправления области (по согласованию)* |
2.2. | Организация коллективных экскурсионно-оздоровительных поездок для детей из многодетных семей, программ эстетического и правового воспитания детей и родителей |
Областной бюджет Спонсорские средства |
55,0 | 200,0 | Департамент социальной политики области Департамент культуры и искусства области |
2.3. | Выездные консультации специалистов (юристов, медиков, психологов, педагогов и пр.) для многодетных семей в муниципальных образованиях области |
Областной бюджет |
35,0 | 350,0 | Департамент социальной политики области Департамент здравоохранения и лекарственного обеспечения области Департамент образования и науки области |
2.4. | Поддержка общественных инициатив многодетных семей |
Областной бюджет Спонсорские средства Бюджеты МО |
25,0 | 90,0 | Департамент социальной политики области Органы местного самоуправления области (по согласованию)* |
Итого: | 2255,0 | 3470,0 |
*) Суммы выделяемых в бюджетах муниципальных образований средств уточняются разработчиком с администрациями муниципальных образований ежегодно при разработке и утверждении соответствующих бюджетов.
Подпрограмма "Развитие социального обслуживания семьи и детей"
Цели и задачи подпрограммы:
- развитие новых социальных технологий поддержки семьи, сети специализированных учреждений социального обслуживания семьи, детей и молодежи, расширение перечня оказываемых ими социальных услуг, в том числе консультативных и психолого-педагогических, направленных на преодоление кризисных ситуаций в семье.
Важнейшие показатели:
- разработка и внедрение государственных стандартов социального обслуживания семьи и детей.
Ожидаемые конечные результаты подпрограммы:
- повышение эффективности деятельности социальных служб, усиление их роли в решении актуальных проблем семьи и детства, укрепление стабильности и повышение престижа здоровой семьи.
Характеристика проблемы
Динамика развития учреждений социальной помощи семье и детям свидетельствует о растущей значимости их в решении безотлагательных проблем семьи и детства, способности оказывать незамедлительную, действенную помощь семьям по широкому кругу вопросов, касающихся выполнения семьей ее функций.
Только в 1999 году учреждениями социальной помощи семье и детям обслужено 8560 человек, в том числе 4237 несовершеннолетних. Всего оказано услуг - 11557, в том числе социально-экономических - 1294, социально-медицинских - 3743, социально-бытовых - 3552, 1326 семей находятся на социальном патронаже. Платных услуг центрами не оказывается, т.к. клиентами являются самые малоимущие и социально-уязвимые семьи и граждане области.
За последние годы значительно укреплена материальная база учреждений социальной помощи семье и детям. Только за счет средств федеральной программы "Дети России" в 1999 году поступило оборудование на сумму более 1,0 млн. рублей, в том числе 4 автомобиля УАЗ-86, тренажеры и физкультурно-игровые наборы, галокомплекс "Бриз" с созданием солевого покрытия.
На 01.01.2000 г. в области действует 9 учреждений социального обслуживания: комплексный центр "Звездный", областной центр "Доверие", 5 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних (г. Калуга - "Надежда", Перемышльский, Дзержинский, Спас-Деменский районы, пос. Воротынск), 2 центра реабилитации детей-инвалидов (г. Калуга - "Доброта", г. Обнинск - "Доверие").
Однако, объективная потребность в таких учреждениях значительно выше, созданные учреждения удовлетворяют запросы не более 12% семей, нуждающихся к социально-экономических, правовых, психолого-педагогических и иных услугах. Недостаточно внимания уделяется мерам профилактики ситуаций социального риска.
Дальнейшее развитие социальных учреждений социальной помощи семье и детям сдерживается недостаточным нормативно-правовым, научно-методическим и кадровым обеспечением, дефицитом средств на их оснащение.
Создание эффективных условий для их функционирования - основная цель данной подпрограммы.
N | Мероприятия | Источники финансирования |
Ежегодная потребность в финансировании |
Исполнители | |
Финансирование за счет средств бюджета в 2001 г. (тыс. руб.) |
Общие расходы на областное финансирование (тыс. руб.) |
||||
1. Создание и развитие учреждений социального обслуживания семьи и детей | |||||
1.1. | Проведение паспортизации всех учреждений социального обслуживания семьи и детей, действующих на территории Калужской области |
Департамент социальной политики области |
|||
1.2. | Создание в области сети "телефонов доверия" на базе действующих и открывающихся учреждений социального обслуживания семьи и детей |
Областной бюджет Бюджеты муниципальных образований (МО) |
50,0 | 320,0 | Департамент социальной политики области Органы местного самоуправления области (по согласованию)* |
1.3. | Укрепление материально-технической базы областного центра социальной помощи семье и детям "Доверие": - содействие в оснащении современным оборудованием; - обеспечение научно-методическими материалами; - подготовка и выпуск информационных материалов об организации деятельности центра, методах работы специалистов центра; - проведение областных мероприятий на базе центра |
Федеральный бюджет Смета расходов на содержание учреждения Спонсорские средства |
60 0,0 | Департамент социальной политики области Центр "Доверие" Общественные организации семей (по согласованию) |
|
1.4. | Создание новых отделений по работе с обслуживаемыми категориями населения в учреждениях социального обслуживания семьи и детей области |
Областной бюджет Бюджеты МО |
50,0 | 130,0 | Департамент социальной политики области Органы местного самоуправления (по согласованию)* |
1.5. | Укрепление материально-технической базы, содействие в оснащении современным оборудованием, научно-методическом обеспечении деятельности базовых муниципальных учреждений социального обслуживания семьи и детей: - центра социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями "Доброта" (г. Калуга); - реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями "Доверие" (г. Обнинск); - Спас-Деменского районного социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних; - Перемышльского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних; - Воротынского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних; - социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Дзержинского района; - специализированного социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних "Надежда" (г. Калуга) |
Областной бюджет Бюджеты МО Федеральный бюджет |
245,0 | 1250,0 | Департамент социальной политики области Органы местного самоуправления (по согласованию)* |
1.6. | Организация летнего отдыха детей, находящихся в отделениях постоянного пребывания учреждений социального обслуживания семьи и детей |
Областной бюджет Бюджеты МО |
400,0 | 900,0 | Департамент социальной политики области Органы местного самоуправления (по согласованию)* |
2. Информационно-методическая работа, кадровое обеспечение учреждений социального обслуживания семьи и детей |
|||||
2.1. | Проведение областных семинаров руководителей и специалистов учреждений социального обслуживания семьи и детей |
Областной бюджет |
15,0 | 15,0 | Департамент социальной политики области |
2.2. | Подготовка кадров для учреждений социального обслуживания семьи и детей |
Областной бюджет Бюджеты МО |
2,0 | 15,0 | Департамент социальной политики области Органы местного самоуправления (по согласованию)* |
2.3. | Повышение квалификации специалистов учреждений социального обслуживания семьи и детей, участие в межрегиональных и всероссийских семинарах и конференциях |
Областной бюджет Бюджеты МО |
3,0 | 35,0 | Департамент социальной политики области Органы местного самоуправления (по согласованию)* |
2.4. | Апробация новых форм и методов социального обслуживания семьи и детей |
Областной бюджет Бюджеты МО |
5,0 | 15,0 | Департамент социальной политики области Органы местного самоуправления (по согласованию)* |
2.5. | Выпуск научно-методических и информационных материалов по проблемам социального обслуживания семьи и детей, обеспечение учреждений социального обслуживания семьи и детей научно-методической литературой |
Областной бюджет Бюджеты МО |
3,0 | 10,0 | Департамент социальной политики области Органы местного самоуправления области (по согласованию)* |
2.6. | Разработка и внедрение системы показателей, характеризующих уровень социального обслуживания семьи и детей |
Департамент социальной политики области |
|||
2.7. | Проведение областного конкурса "Лучший социальный работник года" |
Областной бюджет |
5,0 | 15,0 | Департамент социальной политики области |
Итого: | 778,0 | 3305,0 |
*) Суммы выделяемых в бюджетах муниципальных образований средств уточняются разработчиком с администрациями муниципальных образований ежегодно при разработке и утверждении соответствующих бюджетов.
Подпрограмма "Здоровье семьи"
Цели и задачи подпрограммы:
- создание эффективной системы по сохранению здоровья женщин и детей, формированию духовно-нравственных основ семьи, поддержке социально незащищенных категорий семей, профилактике насилия в семье.
Важнейшие показатели:
- снижение количества семей социального риска, повышение нравственной культуры семей, развитие различных форм семейного творчества, укрепление престижа семьи.
Ожидаемые конечные результаты подпрограммы:
- повышение эффективности мероприятий по профилактике негативных явлений в семье, поддержке социально незащищенных: категорий семей;
- повышение уровня нравственной культуры семьи, качества медицинского обслуживания семей области, укрепление здоровья семьи.
Характеристика проблемы
Принятие данной подпрограммы обусловлено тем, что в последние годы и Калужской области наметилась устойчивая тенденция ухудшения многих показателей жизнедеятельности семьи, положения женщин и детей, что создает угрозу для физического и духовного здоровья семьи и предопределяет необходимость целенаправленных усилий по преодолению этой ситуации.
С особой остротой стоит проблема воспроизводства населения. По-прежнему высокой остается смертность, высок процент заболеваемости и инвалидности детей. Ухудшается здоровье женщин, ослабевают их репродуктивные возможности. Неблагоприятным фоном является рост числа злокачественных заболеваний, анемии, социально обусловленных болезней, наркомании, алкоголизма среди женщин.
В области увеличивается число разводов, наблюдается рост социальной дезадаптации, прогрессируют такие явления, как детская беспризорность, насилие в семье по отношению к женщинам, детям, престарелым родителям. Ежегодно растет доля преступлений, совершенных из-за ревности, ссор и других бытовых причин, около трети от общего числа убийств совершается в семье.
Тревожным фактом является уход детей из семьи в результате произошедших конфликтов с родителями. По имеющимся данным, около половины детей, ушедших из семьи, были подвержены насилию со стороны отцов или отчимов.
В связи с этим необходимо на региональном уровне определить меры по предотвращению насилия в семье, социальной реабилитации пострадавших от насилия.
Приоритетного внимания и разрешения требуют проблемы молодых семей. За последние годы в области снижается престиж семейного воспитания, растет число "отказных" детей, число детей, родившихся у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке.
Требуют безотлагательного решения вопросы кредитования молодых семей в целях получения образования, поддержки деловой активности, решения первоочередных бытовых проблем, оказание# адресной помощи молодым семьям, находящимся в критической ситуации.
Необходимы дополнительные гарантии социальной реабилитации и адаптации для семей и детей погибших военнослужащих и сотрудников органон внутренних дел, семей и вынужденных переселенцев.
N | Мероприятия | Источники финансирования |
Ежегодная потребность в финансировании |
Исполнители | |
Финансирование за счет средств бюджета в 2001 г. (тыс. руб.) |
Общие расходы на финансирование (тыс. руб.) |
||||
1. Охрана здоровья семьи, женщин и детей | |||||
1.1. | Мероприятия по медико-санитарному просвещению семей: - проведение лекций, распространение информации о мероприятиях по сохранению здоровья женщин, о подготовке молодежи к семейной жизни, материнству и отцовству, о профилактике социально обусловленных заболеваний и абортов среди молодежи |
Областной бюджет Бюджеты муниципальных образований (МО) |
80,0 | 200,0 | Департамент здравоохранения и лекарственного обеспечения области Органы местного самоуправления (по согласованию)* |
1.2. | Мероприятия по обеспечению женщин из социально незащищенных семей медицинскими препаратами, необходимыми для организации витаминизированного питания, для выявления и лечения социально обусловленных заболеваний |
Областной бюджет Бюджеты МО |
150,0 | 500,0 | Департамент здравоохранения и лекарственного обеспечения области Органы местного самоуправления (по согласованию)* |
1.3. | Организация и проведение областных семинаров для медицинских работников женских консультаций и родильных отделений г. Калуги и районных территориальных медицинских объединений области: - по грудному вскармливанию; - профилактика абортов и контрацепция; - диагностика и лечение социально обусловленных заболеваний |
Областной бюджет Бюджеты МО Сметы расходов учреждений |
50,0 | 100,0 | Департамент здравоохранения и лекарственного обеспечения области Органы местного самоуправления (по согласованию)* |
1.4. | Подготовка средних медицинских работников школ по основам гигиены детей и подростков |
Областной бюджет Сметы расходов учреждений |
20,0 | 75,0 | Департамент здравоохранения и лекарственного обеспечения области, подведомственные учреждения |
1.5. | Оказание социальной поддержки и адресной материальной помощи несовершеннолетним матерям, беременным женщинам из малообеспеченных семей |
Областной бюджет Бюджеты МО |
100,0 | 300,0 | Департамент социальной политики области Органы местного самоуправления (по согласованию)* |
2. Укрепление института молодой семьи | |||||
2.1. | Выпуск информационных материалов о деятельности учреждений социальной сферы, правах и льготах, действующих в области, в помощь молодой семье |
Областной бюджет Сметы расходов учреждений |
5,0 | 25,0 | Департамент социальной политики области Департамент образования и науки области |
2.2. | Организация целевых выездов специалистов областных учреждений (психологов, юристов, врачей) для проведения консультаций по проблемам молодых семей в муниципальные образования области |
Областной бюджет Сметы расходов учреждений |
5,0 | 50,0 | Департамент социальной политики области Департамент здравоохранения и лекарственного обеспечения Департамент образования и науки области |
2.3. | Оказание адресной помощи молодым семьям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации |
Областной бюджет Бюджеты МО |
80,0 | 650,0 | Департамент социальной политики области Органы местного самоуправления области (по согласованию)* |
3. Меры социальной поддержки семей беженцев и вынужденных переселенцев | |||||
3.1. | Оказание адресной материальной помощи семьям беженцев и вынужденных переселенцев, имеющим несовершеннолетних детей |
Областной бюджет Бюджеты МО |
50,0 | 100,0 | Департамент социальной политики области Органы местного самоуправления области (по согласованию) |
4. Профилактика насилия в семье | |||||
4.1. | Создание банка данных о семьях социального риска |
Департамент социальной политики области Департамент образования и науки области |
|||
4.2. | Индивидуальная профилактическая работа с неблагополучными семьями с привлечением психологических служб |
Органы местного самоуправления (по согласованию)* |
|||
4.3. | Выработка рекомендаций муниципальных органов управления образованием по предупреждению конфликтных ситуаций, насилия в семье |
Департамент образования и науки области Департамент социальной политики области |
|||
4.4. | Повышение квалификации специалистов по работе с неблагополучными семьями, участие в межрегиональных и всероссийских семинарах и конференциях |
Областной бюджет |
5,0 | 5,0 | Департамент образования и науки области Департамент социальной политики области |
4.5. | Проведение областных научно-практических конференций, семинаров, совещаний по проблемам семейного насилия |
Областной бюджет |
25,0 | 25,0 | Департамент социальной политики области Департамент образования и науки области |
4.6. | Создание в учреждениях социального обслуживания семьи и детей отделений по реабилитации пострадавших от семейного насилия |
Областной бюджет Бюджеты МО |
Департамент социальной политики области Органы местного самоуправления (по согласованию)* |
||
5. Социальная поддержка семей погибших военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел | |||||
5.1. | Создание и ежегодное обновление банка данных о семьях погибших военнослужащих и работников органов внутренних дел |
Департамент социальной политики области |
|||
5.2. | Оказание адресной материальной помощи семьям погибших военнослужащих и работников органов внутренних дел |
Областной бюджет Бюджеты МО |
120,0 | 200,0 | Департамент социальной политики области |
5.3. | Организация новогодних и рождественских мероприятий, выделение новогодних подарков для детей погибших военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел |
Областной бюджет Бюджеты МО |
10,0 | 25,0 | Департамент социальной политики области |
5.4. | Выплата социальных пособий детям погибших военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел |
Областной бюджет Спонсорские средства |
150,0 | 210,0 | Департамент социальной политики области |
6. Формирование нравственных основ семьи | |||||
6.1. | Проведение областного фестиваля-конкурса "Семья года" |
Областной бюджет |
25,0 | 25,0 | Департамент социальной политики области |
6.2. | Проведение областных, районных, городских мероприятий, посвященных Дню семьи, Дню матери, Дню защиты детей и др. |
Областной бюджет Бюджеты МО |
155,0 | 395,0 | Департамент социальной политики области Департамент культуры и искусства области Департамент образования и науки области Органы местного самоуправления (по согласованию)* |
6.3. | Проведение семейных соревнований "Папа, мама, я - спортивная семья" в рамках ежегодного областного спортивно-туристического слета |
Областной бюджет Спонсорские средства |
5,0 | 25,0 | Департамент социальной политики области |
6.4. | Поддержка участия творческих семей области во всероссийских и международных фестивалях и конкурсах семейного творчества |
Областной бюджет Спонсорские средства |
75,0 | 200,0 | Департамент социальной политики области |
6.5. | Создание теле- и радиопередач, посвященных проблемам современной семьи, воспитанию нравственных основ семейной жизни |
Областной бюджет |
10,0 | 30,0 | Департамент социальной политики области ГТРК "Калуга" (по согласованию) |
6.6. | Организация областных телемарафонов в поддержку семей Калужской области |
Областной бюджет |
15,0 | 15,0 | Департамент социальной политики области ГТРК "Калуга" (по согласованию) |
6.7. | Проведение областных научно-практических конференций, семинаров, совещаний по проблемам современной семьи |
Областной бюджет |
10,0 | 10,0 | Департамент социальной политики области |
Итого: | 1145,0 | 3165,0 |
*) Суммы выделяемых в бюджетах муниципальных образований средств уточняются разработчиком с администрациями муниципальных образований ежегодно при разработке и утверждении соответствующих бюджетов.
<< Назад |
||
Содержание Закон Калужской области от 22 июня 2000 г. N 26-ОЗ "Об областной целевой программе "Семья и дети (2001-2003 годы)"... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.