Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Законом Калужской области от 9 марта 2010 г. N 639-ОЗ в настоящее Приложение внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного Закона
Приложение
к Закону Калужской области
от 6 ноября 2007 г. N 368-ОЗ
Областная целевая программа
"Совершенствование организации питания и медицинского
обеспечения в общеобразовательных учреждениях
Калужской области на 2008-2010 годы"
9 марта, 6 декабря 2010 г.
Паспорт
областной целевой программы
Наименование "Совершенствование организации питания и медицинского
обеспечения в общеобразовательных учреждениях Калужской
области на 2008-2010 годы"
Заказчик Министерство образования и науки Калужской области
областной
целевой
программы
Разработчик Рабочая группа, созданная распоряжением Губернатора
Калужской области от 13.07.2007 N 78-р
Дата Распоряжение Губернатора Калужской области от 13.07.2007
принятия N 78-р "О разработке областной целевой программы
решения "Совершенствование организации питания и медицинского
о разработке обеспечения в общеобразовательных учреждениях Калужской
области на 2008-2010 годы"
Цель Создание условий для сохранения, укрепления
и восстановления здоровья школьников
Задачи - Укрепление материально-технической базы
общеобразовательных учреждений через обеспечение
технологическим оборудованием школьных столовых,
специальным оборудованием медицинских кабинетов;
- обеспечение учащихся общеобразовательных учреждений
оптимальным питанием, адекватным их возрастным
и физиологическим потребностям;
- повышение доступности питания для более широкого
контингента школьников;
- создание системы и механизмов поддержки работы
общеобразовательных учреждений по охране и укреплению
здоровья детей, формированию у них здорового образа
жизни;
- совершенствование профессионально-кадрового состава
работников, обеспечивающих школьное питание
и медицинское обслуживание
Целевые /------------------------------------------------------\
индикаторы | Наименование | Изменения к уровню 2006 года,|
и показатели | показателя | в том числе по годам: |
| |------------------------------|
| | 2008 | 2009 | 2010 |
|-----------------------+--------+----------+----------|
|Снижение случаев| на 3% | на 5% | на 9% |
|заболеваний желудочно-| | | |
|кишечного тракта среди| | | |
|школьников | | | |
|-----------------------+--------+----------+----------|
|Снижение случаев| на 4% | на 6% | на 8% |
|нарушения осанки среди| | | |
|школьников | | | |
|-----------------------+--------+----------+----------|
|Доля школьников,| до 80% | до 87% | до 95% |
|получающих горячее| | | |
|питание (без учета| | | |
|буфетной продукции) | | | |
|-----------------------+--------+----------+----------|
|Доля детей| до 80% | до 82% | до 84% |
|и подростков, | | | |
|относящихся к 1 и 2| | | |
|группам здоровья | | | |
|-----------------------+--------+----------+----------|
|Увеличение количества| 40 | 80 | 140 |
|общеобразовательных | | | |
|учреждений, получивших| | | |
|статус "Школа,| | | |
|содействующая | | | |
|укреплению здоровья| | | |
|учащихся" (ед.) | | | |
\------------------------------------------------------/
Сроки и этапы 2008-2010 годы
реализации
Перечень - Организационно-управленческие мероприятия;
основных - совершенствование материально-технической базы
мероприятий общеобразовательных учреждений;
- совершенствование качества школьного питания
и медицинского обеспечения
Объемы /------------------------------------------------------\
финансирования | Источники | Финансирование мероприятий |
|финансирования| по годам (тыс. руб.) |
| |---------------------------------------|
| | 2008 | 2009 | 2010 | Итого |
|--------------+---------+--------+---------+----------|
|Всего: |659678,4 |558565,0| 545697,8| 1763941,2|
|--------------+---------+--------+---------+----------|
|в том числе: | | | | |
|--------------+---------+--------+---------+----------|
|федеральный |120000,0 | - | - | 120000,0 |
|бюджет* | | | | |
|--------------+---------+--------+---------+----------|
|областной |82259,0 |104475,0| 101698,0| 288432,0 |
|бюджет** | | | | |
|--------------+---------+--------+---------+----------|
|бюджеты МО*** |315085,4 |312106,0| 302015,8| 929207,2 |
|--------------+---------+--------+---------+----------|
|внебюджетные |142334,0 |141984,0| 141984,0| 426302,0 |
|средства**** | | | | |
\------------------------------------------------------/
* Средства федерального бюджета будут определены
по результатам конкурса среди субъектов Российской
Федерации по организации здорового питания учащихся.
** Средства областного бюджета уточняются ежегодно
законом об областном бюджете на очередной финансовый
год и плановый период.
*** Объемы финансирования из бюджетов муниципальных
образований согласованы с главами администраций
муниципальных образований и уточняются ежегодно после
принятия решения о бюджетах представительными органами
местного самоуправления.
**** Внебюджетные средства - средства инвесторов
и родителей школьников
Ожидаемые Реализация мероприятий программы позволит:
результаты - увеличить число школьников, обеспеченных горячим
питанием, до 95%;
- сохранить здоровье детей и подростков за счет
предупреждения появления в юном возрасте патологий,
особенно связанных с негативным воздействием школьных
факторов риска на здоровье учащихся (заболевания
желудочно-кишечного тракта, костно-мышечной системы);
- улучшить качество питания школьников;
- сформировать у учащихся и родителей навыки здорового
образа жизни
Система Министерство образования и науки Калужской
организации области:
контроля - с учетом выделяемых ежегодно на реализацию программы
за исполнением средств уточняет распределение их по программным
программы мероприятиям;
- организует внедрение информационных технологий в целях
управления программой и осуществления контроля
за ходом ее реализации;
- ежеквартально до 10 числа месяца и ежегодно до 20
числа месяца, следующего за отчетным периодом,
направляет в министерство экономического развития
Калужской области отчеты о ходе (итогах) выполнения
целевых показателей (индикаторов) программы,
эффективности использования средств областного
бюджета, а также статистическую, справочную
и аналитическую информацию о реализации программы;
- в 2010 году представляет в Правительство Калужской
области доклад о выполнении программы;
- по итогам реализации программы уточняет объемы
средств, необходимых для финансирования программных
мероприятий в очередном году, и в случае необходимости
подготавливает соответствующие изменения в законы
Калужской области об областном бюджете и об областной
целевой программе
1. Содержание проблемы и необходимость ее решения
программным методом
Здоровье современных детей и подростков формируется под воздействием комплекса факторов, важнейшими из которых являются биологические (включая наследственность), экологические, социальные (образ жизни, условия воспитания и обучения, уровень медицинского обслуживания и так далее). При этом необходимо подчеркнуть, что более 20% факторов приходится на условия внутришкольной среды, так как значительную часть дня дети и подростки проводят в стенах школы.
В настоящее время проблеме сохранения здоровья школьников уделяется большое внимание. Так, президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике рассматривался вопрос о совершенствовании организации питания и оказания медицинской помощи учащимся в общеобразовательных учреждениях. Было принято решение включить в показатели работы по приоритетному национальному проекту "Образование" данные, отражающие состояние дел в субъектах Российской Федерации по организации питания и оказанию медицинской помощи учащимся в общеобразовательных учреждениях.
В структуре заболеваний школьников области более 30% приходится на так называемые факторы "школьного риска" (нарушения осанки, зрения, нервной системы, болезни желудочно-кишечного тракта). Основными причинами "школьных болезней" являются увеличение объемов учебной нагрузки, снижение общей двигательной активности, недостаточная освещенность школьных рабочих мест, несоответствие школьной мебели ростовозрастным показателям развития школьников, отсутствие полноценного горячего питания в школах, несформированность навыков здорового образа жизни.
Ключевым фактором, влияющим на качество физического развития школьников, определяющим нормальный рост и развитие ребенка, является питание. В настоящее время охват горячим питанием школьников области составляет 78% (69 тыс. учащихся).
Одной из проблем в организации питания школьников является несбалансированность рационов питания: по-прежнему на низком уровне остается потребление наиболее ценных в биологическом отношении пищевых продуктов, таких как молоко и молочные продукты, рыба, овощи и фрукты, при избыточном потреблении мучных изделий и картофеля.
В рационах школьного питания мало используются продукты повышенной пищевой и биологической ценности (обогащенные в процессе их промышленного производства витаминно-минеральными смесями).
Слабо используется в организации школьного питания централизованное производство полуфабрикатов (овощных, мясных, рыбных) с применением современных технологий приготовления пищи, которые позволяют при сокращении времени приготовления блюд сохранять полезные питательные вещества, повышать культуру обслуживания и питания учащихся, организовать питание школьников при строгом соблюдении санитарно-гигиенических требований.
Вследствие этого на протяжении нескольких лет среди школьников остается достаточно высоким уровень алиментарно-зависимых заболеваний, в частности таких, как болезни органов желудочно-кишечного тракта, эндокринные заболевания.
Существование проблемы здоровья детей подтверждают данные, полученные в ходе ежегодных профилактических медицинских осмотров учащихся.
Итоги диспансеризации по группам здоровья и структуре заболеваемости детей школьного возраста в Калужской области по сравнению с аналогичными показателями в Российской Федерации имеют следующие значения:
(в %%)
Наименование показателя | Калужская область | Российская Федерация |
||
2004 | 2005 | 2006 | 2006 | |
Удельный вес в общем объеме учащихся: | ||||
- по группам здоровья | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
1 группа (практически здоровые) | 22,3 | 27,9 | 23,7 | 33,9 |
2 группа (имеющие незначительные отклонения в здоровье) |
53,8 | 49,9 | 55,3 | 52,1 |
3 группа (имеющие хронические заболевания) |
22,4 | 20,9 | 20,1 | 16,1 |
4 группа (дети - инвалиды) | 1,5 | 1,3 | 0,9 | 1,1 |
- по структуре заболеваемости | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
В том числе болезни: | ||||
- органов дыхания | 49,0 | 41,4 | 43,5 | 38,2 |
- костно-мышечной системы | 14,9 | 14,8 | 14,7 | 12,5 |
- глаз | 9,2 | 9,2 | 8,7 | 10,1 |
- органов пищеварения | 7,5 | 6,6 | 6,3 | 4,7 |
- эндокринной системы | 5,4 | 4,8 | 4,5 | 10,0 |
- другие | 14 | 23,2 | 22,3 | 24,5 |
Справочно: общее количество учащихся в образовательных учреждениях Калужской области на 01.01.2007 составляет 89567 человек.
Таким образом, возникла необходимость в приобретении аппаратов для оснащения школьных медицинских кабинетов с целью профилактики заболеваний органов дыхания, болезней костно-мышечной системы, а также технологического оборудования для школьных столовых - с целью улучшения качества школьного питания и увеличения числа школьников, обеспеченных питанием.
Актуальным на протяжении последних лет остается вопрос о медицинском обслуживании в общеобразовательных учреждениях. При увеличении численности школ с развивающимися процессами компьютеризации, инновационной деятельности, увеличении учебной нагрузки, число работников среднего и высшего медицинского персонала в них не увеличивается. В настоящее время в школах области создано 184 медицинских кабинета, в которых работают 85 врачей и 186 медицинских сестер. Всего в области 452 общеобразовательные школы, из них 250 - малокомплектных, медицинское обслуживание учащихся этих школ обеспечивают сельские фельдшерско-акушерские пункты.
По-прежнему недостаточной остается обеспеченность медицинских кабинетов специальным оборудованием и лекарственными препаратами, что исключает возможность получения медицинской помощи непосредственно в школе.
Не менее важным фактором, влияющим на ситуацию, является несформированность у детей и родителей ценностного отношения к собственному здоровью, навыков здорового питания. Низкий уровень материального достатка многих семей не позволяет родителям обеспечить детей полноценным питанием дома и оплачивать их питание в образовательных учреждениях.
К сожалению, у большинства родителей отсутствуют элементарные навыки организации здорового питания детей.
Таким образом, проблема совершенствования питания и медицинского обеспечения учащихся является комплексной и не может быть решена без государственной поддержки, требует программно-целевого подхода, координации межотраслевых связей, взаимодействия с органами местного самоуправления и должна рассматриваться как целенаправленная деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления Калужской области по улучшению здоровья подрастающего поколения.
2. Основные цели и задачи программы
Целью программы является создание условий для сохранения, укрепления и восстановления здоровья школьников как важного фактора социально-экономического развития области.
Система мероприятий программы будет предусматривать решение следующих задач:
- укрепление материально-технической базы общеобразовательных учреждений через обеспечение технологическим оборудованием школьных столовых, специальным оборудованием медицинских кабинетов;
- обеспечение учащихся общеобразовательных учреждений оптимальным питанием, адекватным их возрастным и физиологическим потребностям;
- повышение доступности питания для более широкого контингента школьников;
- создание системы и механизмов поддержки работы общеобразовательных учреждений по охране и укреплению здоровья детей, формированию у них навыков здорового питания;
- совершенствование профессионально-кадрового состава работников, обеспечивающих школьное питание и медицинское обслуживание.
Степень достижения основных целей и задач будет определяться на основе следующих целевых показателей:
Наименование показателя | Базовый показатель 2006 год |
Изменения к уровню 2006 года, в том числе по годам: |
||
2008 | 2009 | 2010 | ||
Снижение случаев заболеваний желудочно-кишечного тракта среди школьников |
5837 случаев | на 3% | на 5% | на 9% |
Снижение случаев нарушения осанки среди школьников |
13090 случаев |
на 4% | на 6% | на 8% |
Доля школьников, получающих горячее питание (без учета буфетной продукции) |
78% | до 80% | до 87% | до 95% |
Доля детей и подростков, относящихся к 1 и 2 группам здоровья |
78% | до 80% | до 82% | до 84% |
Увеличение количества общеобразовательных учреждений, получающих статус "Школа, содействующая укреплению здоровья учащихся" |
14 школ | 40 | 80 | 140 |
3. Сроки и этапы реализации программы
Программа реализуется в период с 2008 года по 2010 год включительно.
4. Система основных мероприятий программы
Мероприятия программы осуществляются по следующим направлениям:
- организационно-управленческие мероприятия;
- совершенствование материально-технической базы общеобразовательных учреждений;
- совершенствование качества школьного питания и медицинского обеспечения.
Мероприятия программы направлены на решение конкретных задач, взаимосвязанных и скоординированных по времени, ресурсам и исполнителям.
Система основных мероприятий областной целевой программы "Совершенствование организации питания и медицинского обеспечения в общеобразовательных учреждениях Калужской области на 2008-2010 годы" представлена в приложении к областной целевой программе.
5. Ресурсное обеспечение программы
Источниками финансового обеспечения программы являются средства областного и муниципальных бюджетов, а также внебюджетные средства (средства инвесторов и родителей школьников). Средства родителей будут использованы на доплату стоимости обязательных школьных завтраков, средства инвесторов - на открытие линии по производству продуктов с повышенной пищевой и биологической ценностью, в том числе пастеризованного витаминизированного молока.
Планируется получение субсидий из федерального бюджета по итогам конкурса, проводимого Министерством образования и науки Российской Федерации среди регионов Российской Федерации, по реализации комплекса мер по улучшению питания учащихся в школах.
Объем расходов на осуществление основных мероприятий по реализации программы может ежегодно уточняться, исходя из возможностей соответствующих бюджетов и иных не запрещенных законом источников.
Источники финансирования и направления использования средств |
Финансирование мероприятий по годам (тыс. руб.) |
|||
2008 | 2009 | 2010 | Итого | |
Всего | 659678,4 | 558565,0 | 545697,8 | 1763941,2 |
В том числе по бюджетам: | ||||
федеральный бюджет* | 120000,0 | - | - | 120000,0 |
областной бюджет** | 82259,0 | 104475,0 | 101698,0 | 288432,0 |
бюджеты муниципальных образований*** |
315085,4 | 312106,0 | 302015,8 | 929207,2 |
внебюджетные средства**** | 142334,0 | 141984,0 | 141984,0 | 426302,0 |
В том числе по направления: | ||||
1. Организационно- управленческие мероприятия |
||||
федеральный бюджет | - | - | - | - |
областной бюджет | 1552,0 | 1204,0 | 889,0 | 3645,0 |
бюджеты муниципальных образований |
- | - | - | - |
внебюджетные средства | - | - | - | - |
2. Совершенствование материально - технической базы общеобразовательных учреждений |
||||
федеральный бюджет | 120000,0 | - | - | 120000,0 |
областной бюджет | 3248,0 | 3372,0 | 910,0 | 7530,0 |
бюджеты муниципальных образований |
94839,8 | 84918,9 | 70426,5 | 250185,2 |
внебюджетные средства | - | - | - | - |
3. Совершенствование качества школьного питания и медицинского обеспечения |
||||
федеральный бюджет | - | - | - | - |
областной бюджет | 77459,0 | 99899,0 | 99899,0 | 277257,0 |
бюджеты муниципальных образований |
220245,6 | 227187,1 | 231589,3 | 679022,0 |
внебюджетные средства | 142334,0 | 141984,0 | 141984,0 | 426302,0 |
При реализации программы возможно возникновение финансовых рисков, связанных:
- с неполным выделением бюджетных средств в рамках одного года на реализацию программных мероприятий, вследствие чего могут измениться запланированные сроки выполнения мероприятий;
- с отсутствием финансирования мероприятий программы из федерального бюджета в 2008 году, вследствие чего могут измениться запланированные сроки исполнения мероприятий;
- с более высоким ростом цен на отдельные виды работ и услуг, предусмотренных в программе, что повлечет увеличение затрат на отдельные программные мероприятия.
Законом Калужской области от 6 декабря 2010 г. N 83-ОЗ в раздел 6 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу через десять дней после официального опубликования названного Закона
6. Механизм реализации программы
Заказчиком программы является министерство образования и науки Калужской области.
Взаимодействие заказчика программы с органами местного самоуправления осуществляется в рамках договоров по реализации программы.
Порядок и условия предоставления из областного бюджета местным бюджетам субсидии на удешевление школьного питания и иных межбюджетных трансфертов на совершенствование материально-технической базы общеобразовательных учреждений, обеспечение молочными продуктами учащихся общеобразовательных учреждений определяются Правительством Калужской области.
Заказчик программы ежегодно, с учетом реализации мероприятий, уточняет объемы необходимых средств для их финансирования в плановом периоде и предоставляет бюджетную заявку с разбивкой и обоснованием объемов финансирования по основным направлениям деятельности, доводит лимиты финансирования на плановый период до органов местного самоуправления.
7. Организация управления программой и контроль
за ходом ее выполнения
Министерство образования и науки Калужской области:
- с учетом выделяемых ежегодно на реализацию программы средств уточняет распределение их по программным мероприятиям;
- организует внедрение информационных технологий в целях управления программой и осуществления контроля за ходом ее реализации;
- ежеквартально до 10 числа месяца и ежегодно до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, направляет в министерство экономического развития Калужской области отчеты о ходе (итогах) выполнения целевых показателей (индикаторов) программы, эффективности использования средств областного бюджета, а также статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации программы;
- в 2010 году представляет в Правительство Калужской области доклад о выполнении программы;
- по итогам реализации программы уточняет объемы средств, необходимых для финансирования программных мероприятий в очередном году, и в случае необходимости подготавливает соответствующие изменения в законы Калужской области об областном бюджете и об областной целевой программе.
8. Оценка социально-экономической эффективности программы
Совершенствование системы питания в общеобразовательных учреждениях напрямую связано с сохранением здоровья нации и задачами улучшения демографической ситуации в стране.
Комплексная работа с участием детей, родителей, руководства общеобразовательных школ области по организации и пропаганде здорового питания, внедрению новых здоровьесберегающих технологий, обеспечивающих как снижение себестоимости, так и повышение качества школьного питания, проведению мониторинга состояния здоровья школьников с незамедлительным принятием мер по профилактике хронических заболеваний позволит увеличить количество детей и подростков области, относящихся к 1 и 2 группам здоровья до 84 процентов.
Социальный результат программы выражен в обеспечении до 95% учащихся школ горячим питанием, а также бесплатным питанием детей и подростков из многодетных семей и семей с низким материальным достатком.
Данный результат будет достигнут за счет реализации мероприятий программы по материальной поддержке семей, имеющих детей-школьников, дополнительных выплат на питание отдельным категориям обучающихся, укрепления материальной базы общеобразовательных учреждений, имеющих школьные столовые и медицинские кабинеты, проведения активной информационной политики в сфере формирования здорового образа жизни.
Оценка эффективности программы будет производиться министерством образования и науки Калужской области путем использования системы объективных критериев, которые выступают в качестве обобщенных оценочных показателей (индикаторов).
Они представлены следующими параметрами:
- снижение случаев заболеваний желудочно-кишечного тракта среди школьников;
- снижение случаев нарушения осанки среди школьников;
- увеличение охвата учащихся горячим питанием;
- увеличение количества детей и подростков, относящихся к 1 и 2 группам здоровья;
- увеличение количества общеобразовательных учреждений, получивших статус "Школа, содействующая укреплению здоровья учащихся".
Экономический эффект от реализации программы будет определяться сокращением количества дней, проведенных родителями по уходу за больным ребенком. Мультипликативный эффект от реализации программы будет распространяться на такие показатели, как уменьшение заболеваемости и смертности, в том числе от болезней органов пищеварения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.