Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону Калужской области
от 22 июня 2000 г. N 23-ОЗ
Областная целевая программа
"Совершенствование наркологической помощи населению
Калужской области на 2001-2003 годы"
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами
Территориальное медицинское объединение (далее - ТМО) "Наркология" является головным учреждением по оказанию наркологической помощи населению г. Калуги и области. ТМО "Наркология" создано в 1990 г. на основании решения Исполнительного комитета Калужского областного Совета народных депутатов от 20.12.89 г. N 498. Наркологическая служба области объединила областную наркологическую больницу, четыре межрайонных наркологических диспансера и наркологические кабинеты при центральных районных больницах.
Областная наркологическая больница в начале 90-х годов имела 5 отделений с общей коечной мощностью 300 коек, которые размещались в приспособленных помещениях при промышленных предприятиях и Калужском управлении строительства. С 1991 г. из-за расторжения договора на аренду помещений стали закрываться наркологические отделения. Последние два отделения на 120 коек при акционерном обществе "Калугастрой" прекратили работу с 01.07.94 г.
В связи с этим неотложную наркологическую помощь больным с алкогольными психозами стала оказывать областная объединенная психиатрическая больница.
В состав территориального медицинского объединения "Наркология" в настоящее время входит: диспансерное отделение областной наркологической больницы (ул. Шахтеров, 5) на 150 посещений в день, стационарное отделение в г. Калуге (п. Шопино) на 60 коек. С марта 1999 г. открыт лечебно-реабилитационный центр в г. Калуге на 45 коек (ул. С.-Щедрина, 20), осуществляется ремонт загородного реабилитационного отделения в п. Ферзиково на 60 коек, необходимо помещение для размещения детско-подросткового центра, клинической лаборатории, лаборатории для определения психоактивных веществ в организме человека, а также отделения неотложной наркологической помощи. После вступления в строй загородного реабилитационного центра планируется реконструкция медицинского отделения в г. Калуге (п. Шопино) для организации принудительного лечения лиц, осужденных условно по статье 97 УК РФ.
Обеспеченность населения области наркологическими койками сократилась с 6,4 на 10 тыс. населения в 1990 г. до 0,6 на 01.01.2000 г., что явно недостаточно, т.к. по рекомендациям Министерства здравоохранения Российской Федерации оптимальное количество наркологических коек должно составлять 3,0 - 4,0 на 10 тыс. населения.
Одновременно с сокращением коечного фонда произошли изменения в кадровом обеспечении наркологической службы, обусловленные как сокращением службы, так и переходом кадров в другие учреждения здравоохранения.
Эти причины привели к ухудшению качества и объема оказываемой помощи больным. В то же время, сложные социальные условия жизни повлияли на рост алкоголизации и наркотизации населения.
В 1999 г. на диспансерном учете состояло 18189 наркологических больных, из них жителей г. Калуги - 7701.
В 1999 г. стационарную помощь на наркологических и психиатрических койках получили 2964 больных, из них двое детей и 22 подростка (в 1998 г. - 2825 больных). Из общего числа пролеченных больных, больные с алкогольными психозами составили 915 человек (в 1998 г. - 783); с интоксикационным психозом пролечено 6 человек; с хроническим алкоголизмом - 1032 человек (в 1998 г. - 1276); с наркоманиями - 868 больных (в 1998 г. - 717); с токсикоманиями - 4 человека (в 1998 г. - 5); употребление алкоголя с вредными последствиями - 127 человек; употребление наркотических веществ с вредными последствиями - 9 человек, ненаркотических веществ - 3 человека.
На профилактическом учете находится 1569 человек. Число подростков составило 527 человек и 41 ребенок. Число посещений в наркологические диспансеры составило в 1999 г. 37605 человек, из них жителей г. Калуги - 37592 (99,9%).
Число пролеченных больных с алкогольным психозом увеличилось по сравнению с 1998 г. на 17%. В настоящее время ежедневно в психиатрическую больницу доставляются 10-15 человек в состоянии алкогольного психоза, а в больницу скорой медицинской помощи - 2-3 человека в алкогольной и наркотической коме. Многие жители г. Калуги и области погибают на дому от отравления алкоголем и наркотиками.
С 1996 г. появились в области носители вируса иммунодефицита человека. На 01.04.2000 г. в г. Калуге и области зарегистрировано 328 ВИЧ-инфицированных, из которых - 97% наркоманы. Таким образом, возникла необходимость организации стационара для ВИЧ-инфицированных наркоманов.
Реорганизация и восстановление областной наркологической службы намечено в настоящей программе за счет целевого выделения средств из областного бюджета в 2001-2003 гг.
Программой не предусматривается привлечение финансовых средств муниципальных образований, так как в соответствии с действующими нормативными актами бюджетами органов местного самоуправления финансируются наркологические кабинеты (палаты), входящие в состав районных территориальных медицинских объединений.
2. Основные цели и задачи программы
Основными целями областной программы "Совершенствование наркологической помощи населению Калужской области на 2001-2003 годы" (далее - программа) являются:
- обеспечение разнообразных форм амбулаторного и стационарного лечения наркологических больных в зависимости от тяжести заболевания, социальной адаптации, жилищных условий;
- лечебно-диагностическая, консультативная, психопрофилактическая и реабилитационная помощь больным алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией;
- наркологическое просвещение населения Калужской области;
- организация антиалкогольных и антинаркотических мероприятий на территории Калужской области;
- обучение основам наркологии лиц, имеющих непосредственное отношение к антиалкогольной и антинаркотической работе.
К числу задач, подлежащих решению для достижения указанных целей, относятся:
1. Завершение ремонтных работ в загородном реабилитационном отделении в п. Ферзиково.
2. Обеспечение диагностическим и лечебным оборудованием вновь открывающегося учреждения.
3. Система программных мероприятий
Материально-техническое обеспечение программы
Важнейшим направлением программы является создание прочной материально-технической базы наркологической службы в период с 2001 по 2003 гг., программой предусматривается:
Завершить в 2001 г. ремонтные работы в загородном реабилитационном отделении в п. Ферзиково.
Обеспечить диагностическим и лечебным оборудованием, инвентарем, а также медикаментами в необходимом количестве и ассортименте вновь открывающееся учреждение.
Дальнейшее развитие отделений (палат) неотложной наркологической помощи в районных территориальных медицинских объединениях (РТМО).
Подготовка и переподготовка кадров, создание новых рабочих мест
Успех выполнения настоящей программы зависит от наличия высококвалифицированных кадров медицинского персонала территориального медицинского объединения "Наркология". Привлечение сотрудников центральных институтов усовершенствования врачей к подготовке медицинских кадров по проблемам алкоголизма, наркомании и токсикомании будет способствовать повышению профессионального уровня специалистов
Программой предусмотрено проведение в области выездных циклов Центрального института усовершенствования врачей. По среднему медицинскому персоналу намечено ежегодно проходить обучение при училище повышения квалификации на базе областной наркологической больницы. Кроме того, обучение и переподготовку специалистов предусматривается организовывать при необходимости в индивидуальном порядке на базе центральных учебных заведений. Ежегодным обучением этими профильными формами повышения квалификации намечено охватить 20-30% врачей-наркологов, 25% средних медицинских работников.
При открытии отделения неотложной наркологической помощи и реабилитационных отделений для наркологических больных будет трудоустроено до 15 врачей, до 30 медицинских сестер, до 36# младшего медицинского персонала, до 26 человек рабочих и служащих.
Ответственным за выполнение данных мероприятий является департамент здравоохранения и лекарственного обеспечения области.
Наркологическая помощь больным алкоголизмом,
наркоманиями, токсикоманиями
Основным направлением в деятельности наркологической службы является организация и проведение профилактики и лечения больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями, а также проведение реабилитационных мероприятий, направленных на формирование стойкой ремиссии.
Консультативно-лечебно-реабилитационный цикл включает в себя следующие этапы:
1. Амбулаторный консультативно-лечебный этап решает задачи первичного приема, консультативной помощи, первичной диагностики, определение необходимого объема помощи и, в зависимости от показаний, направление больного в стационар либо амбулаторное распределение для дальнейшего лечения.
Проведение амбулаторно-консультативного этапа предполагается осуществлять на базе диспансера областной наркологической больницы и в наркологических кабинетах районных территориальных медицинских объединений.
2. Стационарный лечебный этап решает задачи оказания в полном объеме и в сжатые сроки неотложной интенсивной наркологической помощи (детоксикация, купирование абстинентных явлений, купирование или ослабление патологического влечения, формирование терапевтических установок, купирование сомато-неврологических осложнений), дальнейшей социальной психологической помощи. Проведение этого этапа лечения предполагается в центрах (палатах) неотложной наркологической помощи территориального медицинского объединения "Наркология" и районных территориальных медицинских объединениях.
3. Амбулаторный и стационарный лечебно-реабилитационный этап решает задачи продолжения лечения (реконструктивная психолого-психотерапевтическая работа с укреплением установок на трезвость и достижение позитивных социально-значимых целей), социально-психологической помощи, реадаптации, реабилитации, последующего диагностического наблюдения.
Проведение лечебно-реабилитационного этапа планируется на базе диспансерного отделения областной наркологической больницы и в специализированных лечебно-реабилитационных наркологических отделениях.
Между стационарным и амбулаторным этапами функционируют переходные формы оказания помощи - полустационарные (дневные стационары).
Работа подростковых наркологических кабинетов
В городе Калуге функционируют 3 подростковых наркологических кабинета. Работа осуществляется согласно утвержденного плана-графика. Предлагаемой программой предусматривается то, что подростковый нарколог работает во взаимодействии с комиссиями по делам несовершеннолетних, преподавательским составом школ, профессионально-технических училищ, медицинскими работниками этих учреждений с целью выявления и своевременного привлечения к лечению подростков, злоупотребляющих спиртными напитками, наркотическими и другими одурманивающими средствами. В наркологических кабинетах даются медицинские консультации, проводятся индивидуальные беседы с подростками и их родителями, при необходимости рекомендуется диспансерное наблюдение, и по показаниям дается направление на амбулаторное или стационарное лечение.
В целях комплексного решения задач, поставленных перед врачом во всех учебных заведениях города, проводится "День нарколога". Для педагогов школ, профессионально-технических училищ (ПТУ) предполагается разработка методических рекомендаций по антиалкогольному воспитанию учащихся. Проведение семинаров с учителями на базе института усовершенствования учителей, семинаров с медицинскими работниками школ, ПТУ, техникумов, сотрудниками управления внутренних дел (УВД), родителями подростков будут# способствовать повышению уровня знаний и ответственности за воспитание подрастающего поколения.
Особую роль в пропаганде здорового образа жизни должны сыграть радио и телевидение (ГТРК "Калуга", "Ника"), регулярные выступления специалистов-наркологов в печати о сложившейся ситуации в городе и области, разъяснения вреда, наносимого алкоголем, наркотиками, курением организму подростка.
Программой предусматривается открытие наркологического кабинета на базе городского подросткового центра. Участие наркологов в проведении ежегодной диспансеризации подростков позволит своевременно выявлять и при необходимости оказывать амбулаторную помощь молодым людям, нуждающимся в лечении.
Профилактика алкоголизма, наркоманий, табакокурения.
Пропаганда здорового образа жизни
Одним из основных направлений работы здравоохранения, наркологической службы в частности, является профилактика заболеваемости среди населения.
В настоящей программе заложен комплекс мероприятий, направленных на достижение максимально широкой информированности населения о вреде употребления алкоголя, наркотиков, одурманивающих средств, активного и пассивного курения.
Программой предусматривается проведение исследования уровня наркологической грамотности населения с использованием анкетированных и анонимных вопросов, привлечение научного потенциала области с целью создания программ, обеспечивающих выявление лиц, потенциально склонных к возникновению наркологических заболеваний.
Учитывая высокую эффективность социальных исследований в лечении лиц, добровольно обратившихся за помощью, а также большой процент среди населения лиц, желающих получить консультацию нарколога и лечение анонимно, предполагается создание дополнительных кабинетов анонимного консультирования и лечения, "телефонов доверия".
Программой предполагается организация регулярного выезда ведущих специалистов в районы области для встреч с широкими слоями населения, проведение лекций и оказание практической помощи районным наркологам, внедрение современных методов лечения наркологических заболеваний.
Программой предусматривается широкое взаимодействие с преподавательскими коллективами и учащимися школ, ПТУ, техникумов, высших учебных заведений (ВУЗов) с целью противоалкогольной и противонаркотической пропаганды, а также тесное взаимодействие с общественными и спортивно-патриотическими организациями в плане пропаганды здорового образа жизни среди молодежи.
Большая роль в реализации настоящей программы отводится средствам массовой информации и прежде всего выступлениям врачей-наркологов в печати, на радио и телевидении.
4. Источники финансирования и сумма необходимых средств
Финансирование областной программы обеспечивается за счет средств федерального и областного бюджетов.
В целом на реализацию программы требуется финансирование в объеме 6644 тыс. руб.: из федерального бюджета 700 тыс. руб., из областного бюджета 5944 тыс. руб., в том числе в 2001 г. - 2048 тыс. руб., в 2002 г. - 1298 тыс. руб., в 2003 г. - 2598 тыс. руб.
Объем финансирования проекта открытия и оснащения отделения неотложной наркологической помощи населению с палатами для женщин, подростков и ВИЧ-инфицированных наркоманов в областной наркологической больнице - 1000 тыс. руб.
5. Механизм реализации программы
Программа будет реализовываться поэтапно путем восстановления материально-технической базы областной наркологической больницы, приобретения медицинского оборудования с применением системы договоров на закупку и поставку продукции для государственных нужд.
Проведение работ по капитальному ремонту зданий будет производиться строительными организациями Калужской области на конкурсной основе, в соответствии с мероприятиями, разработанными в программе.
6. Сроки и этапы реализации программы
Мероприятия по реализации программы |
2001 г., стоимость в тыс. руб. |
2002 г., стоимость в тыс. руб. |
2003 г., стоимость в тыс. руб. |
Сумма, тыс. руб |
Источник финансирования |
Исполнитель |
Материально-техническое обеспечение ТМО "Наркология" | ||||||
Завершение ремонтных работ в реабилитационном отделении п. Ферзиково |
I кв. - 100 II кв. - 200 |
300 | Област. бюджет | ТМО "Наркология" |
||
Капитальный ремонт и частичная реконструкция наркологического отделения в п. Шопино под отделение принудительного лечения |
II кв. - 200 III кв. - 300 |
500 | Област. бюджет | ТМО "Наркология" |
||
Оснащение отделения неотложной наркологической помощи областной наркологической больницы (приложение N 3) |
II кв. - 1000 | 1000 | Област. бюджет | ТМО "Наркология" |
||
Оснащение детско-подросткового реабилитационного центра |
IV кв. - 500 | 500 | Област. бюджет | ТМО "Наркология" |
||
Оснащение клинической лаборатории и лаборатории для определения наркотических и психоактивных веществ в организме человека. Оснащение наркологического диспансера лабораторно- диагностическим оборудованием для обнаружения наркотиков в организме человека |
IV кв. - 500 700 |
II кв. - 300 | II кв. - 200 | 1000 700 |
Област. бюджет Федеральный бюджет |
ТМО "Наркология" |
Приобретение диагностического и лечебного оборудования, медикаментов в необходимом количестве и ассортименте для вновь открывающихся подразделений (приложение N 2) |
II кв. - 350 III кв. - 100 |
III кв. - 350 IV кв. - 100 |
II кв. - 250 IV кв. - 350 |
1500 | Област. бюджет | ТМО "Наркология" |
Подготовка кадров | ||||||
Повышение квалификации на базах ЦИУВ и местной базе по проблемам алкоголизма, наркомании и токсикомании |
I кв. - 10 II кв. - 10 III кв. - 10 IV кв. - 10 |
I кв. - 10 II кв. - 10 III кв. - 10 IV кв. - 10 |
I кв. - 10 II кв. - 10 III кв. - 10 IV кв. - 10 |
120 | Област. бюджет | ТМО "Наркология" |
Наркологическая помощь больным алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией | ||||||
Организация и проведение диагностики и лечения наркологических заболеваний |
Согласно смете | Согласно смете |
Согласно смете |
ТМО "Наркология" |
||
Обеспечение дальнейшего поддерживающего лечения и динамического наблюдения за больными до момента снятия с учета |
Согласно смете | Согласно смете |
Согласно смете |
ТМО "Наркология" |
||
Совершенствование реабилитационных мероприятий, направленных на поддерживание длительной ремиссии |
II кв. - 250 | II кв. - 250 III кв. - 250 |
IV кв. - 250 | 1000 | Област. бюджет | ТМО "Наркология" |
Профилактика алкоголизма, наркомании, табакокурения, пропаганда здорового образа жизни | ||||||
Организация кабинетов анонимного консультирования, лечения и "телефоны доверия" |
г. Калуга г. Обнинск г. Малоярославец |
г. Киров г. Людиново г. Козельск г. Жуково |
г. Боровск г. Сухиничи г. Кондрово г. Таруса |
Главные врачи РТМО |
||
Систематические выезды ведущих специалистов, наркологов в районы области для оказания практической помощи нуждающимся в лечении и пропаганда здорового образа жизни |
Согласно плана работы ТМО "Наркология" |
Согласно плана работы ТМО "Наркология" |
Согласно плана работы ТМО "Наркология" |
ТМО "Наркология" |
||
Проведение семинаров, лекций, бесед с преподавателями и учащимися школ, ПТУ, техникумов, ВУЗов в целях формирования здорового образа жизни |
Согласно плана работы ТМО "Наркология" |
Согласно плана работы ТМО "Наркология" |
Согласно плана работы ТМО "Наркология" |
ТМО "Наркология", центр здоровья, центр "СПИД и ИЗ", департамент образования и науки области |
||
Подготовка и издание методических рекомендаций по противоалкогольной и противонаркотической тематике для преподавателей учебных заведений и широких слоев населения |
Согласно плана работы ТМО "Наркология" |
Согласно плана работы ТМО "Наркология" |
Согласно плана работы ТМО "Наркология" |
ТМО "Наркология", центр здоровья, центр "СПИД и ИЗ" |
||
Активное взаимодействие с общественными, спортивно- патриотическими организациями, пропагандирующими трезвый образ жизни |
Согласно плана работы ТМО "Наркология" |
Согласно плана работы ТМО "Наркология" |
Согласно плана работы ТМО "Наркология" |
ТМО "Наркологии", центр здоровья, центр "СПИД и ИЗ" |
||
Взаимодействие с правоохранительными органами по предупреждению правонарушений со стороны лиц, склонных к злоупотреблению наркотиками |
Согласно плана работы ТМО "Наркология" |
Согласно плана работы ТМО "Наркология" |
Согласно плана работы ТМО "Наркология" |
ТМО "Наркология", центр здоровья, центр "СПИД и ИЗ", ОБНОН, УВД области |
||
Работа со средствами массовой информации по формированию здорового образа жизни и негативного отношения к пьянству, курению и потреблению наркотиков |
Согласно плана работы ТМО "Наркология" |
Согласно плана работы ТМО "Наркология" |
Согласно плана работы ТМО "Наркология" |
ТМО "Наркология", центр здоровья, центр "СПИД и ИЗ" |
||
Публикация в печати материалов антиалкогольной, антинаркотической тематики |
I кв. - 0,5 II кв. - 0,5 III кв. - 0,5 IV кв. - 0,5 |
I кв. - 0,5 II кв. - 0,5 III кв. - 0,5 IV кв. - 0,5 |
I кв. - 0,5 II кв. - 0,5 III кв. - 0,5 IV кв. - 0,5 |
6 | Област. бюджет | ТМО "Наркология", центр здоровья, центр "СПИД и ИЗ" |
Организация циклов передач на областном и городском радио и телевидении, освещающих вопросы профилактики алкоголизма и наркоманий среди населения |
I кв. - 0,5 II кв. - 0,5 III кв. - 0,5 IV кв. - 0,5 |
I кв. - 0,5 II кв. - 0,5 III кв. - 0,5 IV кв. - 0,5 |
I кв. - 0,5 II кв. - 0,5 III кв. - 0,5 IV кв. - 0,5 |
6 | Област. бюджет | ТМО "Наркология", центр здоровья, центр "СПИД и ИЗ" |
Создание и показ по телевидению роликов - антирекламы алкогольных напитков, табачных изделий |
I кв. - 0,5 II кв. - 0,5 III кв. - 0,5 IV кв. - 0,5 |
I кв. - 0,5 II кв. - 0,5 III кв. - 0,5 IV кв. - 0,5 |
I кв. - 0,5 II кв. - 0,5 III кв. - 0,5 IV кв. - 0,5 |
6 | Област. бюджет | ТМО "Наркология", центр здоровья, центр "СПИД и ИЗ". |
Выпуск брошюр, методических рекомендаций, листовок, обращений на стендах рекламы кабинетов анонимного лечения и консультирования и т.д. |
I кв. - 0,5 II кв. - 0,5 III кв. - 0,5 IV кв. - 0,5 |
I кв. - 0,5 II кв. - 0,5 III кв. - 0,5 IV кв. - 0,5 |
I кв. - 0,5 II кв. - 0,5 III кв. - 0,5 IV кв. - 0,5 |
6 | Област. бюджет | ТМО "Наркология", центр здоровья, центр "СПИД и ИЗ" |
Итого: | 2048 | 1298 | 2598 | 6644 |
7. Организация управления программой и контроль за ходом ее выполнения
Департамент здравоохранения и лекарственного обеспечения области контролирует ход выполнения программы, освоение средств и реализацию намеченных мероприятий. С этой целью территориальное медицинское объединение "Наркология", центр здоровья и медицинской профилактики, центр "СПИД и ИЗ" ежеквартально представляет в департамент здравоохранения и лекарственного обеспечения области информацию о выполнении программы.
Ежегодно департамент здравоохранения и лекарственного обеспечения области представляет в департамент экономики и промышленности области и в департамент финансов и бюджета области доклад о ходе реализации программы и эффективности использования финансовых средств.
8. Оценка эффективности социально-экономических
последствий от реализации программы
Реализация программы позволит обеспечить высокий уровень качества оказания медицинской помощи лицам, страдающим алкоголизмом и наркоманией, оздоровить работоспособное население области, резко снизить смертность от несчастных случаев, травм, отравлений, а также количество убийств, самоубийств, связанных с употреблением алкоголя и наркотических средств.
<< Назад |
Приложение >> N 1. Паспорт программы |
|
Содержание Закон Калужской области от 22 июня 2000 г. N 23-ОЗ "Об областной целевой программе "Совершенствование наркологической... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.