Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к Закону Калужской области
от 27 июня 2008 г. N 446-ОЗ
Областная целевая программа
"Региональная программа поддержки соотечественников,
проживающих за рубежом, на 2009-2012 годы"
(с изменениями от 10 ноября 2009 г.)
Законом Калужской области от 10 ноября 2009 г. N 589-ОЗ в паспорт настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного Закона
Паспорт областной целевой программы
"Региональная программа поддержки соотечественников,
проживающих за рубежом, на 2009-2012 годы"
Наименование Региональная программа поддержки
программы соотечественников, проживающих за рубежом,
на 2009-2012 годы (далее - Программа).
Заказчики Программы Министерство труда, занятости и кадровой политики
Калужской области; министерство экономического
развития Калужской области; министерство
образования и науки Калужской области;
министерство культуры Калужской области
Разработчик Рабочая группа по разработке Региональной
Программы программы поддержки соотечественников,
проживающих за рубежом, на 2009-2012 годы,
образованная распоряжением Губернатора Калужской
области от 15.02.2008 N 24-р (в ред. распоряжения
Губернатора области от 27.03.2008 N 44-р).
Дата принятия решения Распоряжение Губернатора Калужской области
о разработке от 15.02.2008 N 24-р (в ред. распоряжения
Программы Губернатора области от 27.03.2008 N 44-р).
Цели и задачи Цель:
Программы Поддержка соотечественников, проживающих
за рубежом, в рамках реализации единой
государственной политики в отношении
соотечественников за рубежом.
Задачи:
1. Содействие организациям и объединениям
российских соотечественников за рубежом
в самоорганизации и консолидации.
2. Активизация усилий по адаптации
соотечественников на территории их проживания
при добровольном сохранении ими этнокультурной
самобытности.
3. Содействие совершенствованию и развитию
образования на русском языке, утверждению
высокой роли русского языка в мировой культуре.
4. Установление и налаживание связей
хозяйствующих субъектов Калужской области
с деловыми кругами российского зарубежья.
Целевые показатели
и индикаторы
Наименование показателя | 2009 год | 2010 год | 2011 год | 2012 год |
Количество семей соотечественников, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и получивших материальную помощь в ходе реализации Программы |
40 | 40 | 40 | 40 |
Количество соотечественников, прошедших обучение на бесплатных курсах русского языка и изучивших основы российского законодательства в ходе реализации Программы |
50 | 50 | 50 | 50 |
Количество культурных мероприятий, проведенных за рубежом при содействии организаций соотечественников |
2 | 2 | 3 | 4 |
Количество организованных в рамках реализации Программы научных конференций, информационных акций и других мероприятий с участием соотечественников и руководителей организаций соотечественников |
4 | 4 | 4 | 4 |
Сроки и этапы 2009-2012 годы.
реализации
Перечень основных Мероприятия программы реализуются по следующим
мероприятий основным направлениям:
- поддержка соотечественников в области культуры,
языка и образования;
- сотрудничество и оказание помощи общественным
организациям и объединениям соотечественников
за рубежом;
- информационная поддержка соотечественников;
- сотрудничество в области экономики.
Объемы
финансирования
Программы
из областного бюджета
Всего, тыс. руб. |
в том числе по годам | ||||
2009 | 2010 | 2011 | 2012 | ||
Областной бюджет | 9 000 | 2 742 | 2 086 | 2 086 | 2 086 |
Ожидаемые результаты Реализация Программы позволит:
- установить новые и укрепить уже имеющиеся
экономические, культурные и интеллектуальные
связи Калужской области с соотечественниками
за рубежом;
- придать системный и целенаправленный характер
отношениям Калужской области с российскими
диаспорами за рубежом, обеспечить это
сотрудничество конкретными механизмами
и технологиями;
- содействовать сохранению русского языка
и русской культуры, процессу дальнейшей
консолидации российских соотечественников.
Система организации Контроль за исполнением Программы осуществляется
контроля за в соответствии с Положением о порядке
исполнением разработки, рассмотрения и реализации областных
Программы целевых программ, утвержденным постановлением
Губернатора Калужской области от 02.02.2005 N 33
(в ред. постановления Губернатора области
от 17.10.2007 N 390).
1. Содержание проблемы и необходимость
ее решения программным методом
Отношения с соотечественниками за рубежом являются важным направлением внешней политики Российской Федерации. Это гибкая, динамичная и деликатная сфера жизни, где требуется особое внимание со стороны государства для недопущения межнациональных конфликтов, дестабилизирующих общество. В последние годы внимание государства к соотечественникам за рубежом постоянно возрастает. Поддержка и защита прав соотечественников являются национальным приоритетом. Такой подход продиктован тенденцией развития нашей страны на современном этапе, когда необходимо по-новому осмыслить принцип территориальной целостности российского государства. Нельзя игнорировать стремление русского народа к реализации права на самоопределение за пределами государственной границы, в странах, которые являются территорией их проживания. Обеспечение соблюдения прав и свобод соотечественников за рубежом -конституционная обязанность Российской Федерации. От того, насколько умело и эффективно она будет проводить свою внешнюю и внутреннюю политику в данном направлении, зависит ее мировой авторитет. Статус российского соотечественника должен вызывать гордость его обладателя, уверенность в защите и покровительстве со стороны своей исторической родины.
Наследие русской культуры и искусства востребовано за рубежом, особенно среди соотечественников. Однако во многих зарубежных странах для представителей нетитульных национальностей (большинство из которых - русскоязычные) существенно ограничены права на получение образования и информации на родном языке, а также на сохранение этнокультурной самобытности.
Актуальность данной проблемы определяется тем, что положение русскоязычного населения в ряде стран ближнего зарубежья остается фактором, существенно осложняющим развитие отношений с данными государствами. Соотечественники в странах СНГ и Балтии испытывают трудности в реализации своих гражданских прав, не всегда имеют возможность влиять на принятие решений, касающихся положения российской диаспоры. Дискриминация российских соотечественников, проживающих за рубежом, требует от государства эффективных и результативных действий, направленных на защиту прав соотечественников, оказанию им поддержки в решении любых вопросов.
Нельзя рассчитывать на построение гармоничного гражданского общества с учетом принципов равноправия народов, на оздоровление межнационального климата, если поддержка соотечественников за рубежом в ближайшие годы будет по-прежнему носить декларативный характер, существующие вопросы не будут решаться программным методом, а мероприятия будут хаотичными и разрозненными. Возникнет тенденция к повышению межнациональной напряженности, что ни в коей мере не будет способствовать укреплению положения наших соотечественников в зарубежных странах, которые по национальной принадлежности, по родственным связям и по духу являются россиянами.
Основные направления поддержки соотечественников за рубежом на современном этапе представляют собой систему мер по созданию эффективных механизмов взаимодействия российского государства с соотечественниками, проживающими за рубежом, в интересах защиты их прав и свобод.
Поддержка соотечественников за рубежом осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.05.1999 N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом",
Данная Программа разработана во исполнение поручения Президента Российской Федерации по развитию и укреплению связей с соотечественниками, проживающими за рубежом.
Отношения Российской Федерации с другими странами развиваются поступательно, динамично, охватывают политическую, торгово-экономическую, культурно-гуманитарную и другие сферы. Очевидно, чем плотнее будет сотрудничество России с другими государствами, тем эффективнее можно будет решать проблемы российских соотечественников, проживающих за рубежом.
Основная задача состоит в том, чтобы содействовать созданию таких условий, в которых наши соотечественники, где бы они ни проживали, могли жить полнокровной жизнью, чтобы каждый из них чувствовал реальную поддержку своей исторической родины, видел в ее лице надежную опору. Тогда российские диаспоры получат действенный стимул к тому, чтобы раскрыть свой потенциал, выступая в качестве весомого интеллектуального, экономического и духовного партнера России.
Вызывают серьезную обеспокоенность, в частности, трудности русских театров, библиотек, культурных центров. В связи с тем, что в большинстве стран бывшего СССР значительно сокращается использование русского языка в сферах экономики, науки и культуры, в бытовой среде, теряются навыки его владения у коренного населения. Уменьшается количество часов в школьной программе. Все это вызывает необходимость осуществления продуманной политики распространения и укрепления русского языка.
Вопрос с использованием русского языка в зарубежных аудиовизуальных средствах массовой информации день ото дня становится все сложнее. Найти специалистов среди русскоязычного населения становится практически невозможно. В этих условиях вести речь о качественной пропаганде русского языка и русской культуры весьма затруднительно. Необходимость укрепления положения русского языка очевидна.
Свою главную задачу при реализации государственной политики в отношении соотечественников за рубежом Правительство Калужской области видит в том, чтобы всемерно содействовать консолидации соотечественников, так как только организованно, совместными усилиями можно эффективно решать стоящие перед соотечественниками проблемы, защищать их законные права и интересы.
Отношения Калужской области с соотечественниками за рубежом в области науки, культуры и искусства требуют систематизации и упорядочивания для достижения устойчивых результатов. Поддержка соотечественников за рубежом предполагает использование всех механизмов экономического, культурного, гуманитарного и информационного характера с целью обеспечения национальных интересов Российской Федерации и развития Калужской области.
Для придания системного характера деятельности Калужской области по оказанию поддержки соотечественникам за рубежом в ближайшие годы основная часть программных мероприятий будет реализовываться в отношении соотечественников, проживающих в Северном Казахстане (Кустанайская область, Акмолинская область, Северо-Казахстанская область и Павлодарская область), Республике Молдова и в Германии (земля Северный Рейн-Вестфалия). Такая направленность позволит в предлагаемых программных мероприятиях учесть специфику выбранных территорий и имеющиеся у Калужской области возможности.
Выбор вышеуказанных территорий обусловлен следующими обстоятельствами.
На сегодняшний день в Казахстане проживает около 5 млн. российских соотечественников, что составляет примерно 30% населения страны. Наибольшее число русскоязычного населения зарегистрировано в Северном Казахстане.
В связи с тем, что в Казахстане принята программа перевода всего делопроизводства на казахский язык, происходит сокращение русскоязычной системы образования всех уровней, расхождение с российской школой в программах обучения и в ментальном плане. Поддержка российских соотечественников в Казахстане в настоящее время особенно актуальна, а реализация программных мероприятий на территории Северного Казахстана будет способствовать сохранению русского языка и русской культуры среди русскоязычного населения этой территории.
В настоящее время в Республике Молдова русские составляют около 13 % населения. Официальная статистика свидетельствует, что примерно половину населения Молдовы составляют русскоязычные граждане. Именно сейчас, когда официальные власти Молдовы делают выбор между Россией и Западом, необходимо поддержать тех жителей Республики Молдова, основным языком общения которых является русский и которые, попав в этот край и отдав свои силы и здоровье делу его подъема и расцвета в советские годы, так и осели на этой земле, посчитав ее своей второй родиной.
На территории Германии проживает около двух миллионов бывших жителей России. Большинство из них не хотят терять связь с исторической родиной. Между Калужской областью и землей Северный Рейн-Вестфалия в Германии заключено соглашение о сотрудничестве. Прямое взаимодействие этих регионов идет давно и успешно. Сотрудничество осуществляется не только в сфере промышленности, но и в плане информационного, образовательного, культурного и научного обмена.
Кроме того, на территории земли Северный Рейн-Вестфалия, в городе Кельне функционирует культурно-спортивное объединение российских соотечественников "Атлант" (руководитель - Евгения Ремпель), с которым уже полтора года сотрудничают органы исполнительной власти Калужской области.
Необходимость использования программного метода в реализации единой государственной политики в отношении соотечественников за рубежом обусловлена широким спектром и долговременным характером реализации планируемых мероприятий, важностью решаемой задачи и необходимостью создания эффективной системы взаимодействия государственных органов и хозяйствующих субъектов при решении данной задачи.
Программа определяет основные направления деятельности региона по поддержке русскоязычного населения, сохранению и развитию языкового и культурного наследия, расширению взаимовыгодных хозяйственных связей.
Программа позволит совершенствовать систему мероприятий, стимулирующих объединительные процессы в развитии культурных, деловых, научных и других связей соотечественников, проживающих за рубежом, с Калужской областью.
2. Основные цели и задачи Программы
Целью Программы является поддержка соотечественников, проживающих за рубежом, в рамках реализации единой государственной политики в отношении соотечественников за рубежом.
Достижение указанной цели предусматривает решение следующих задач:
- содействие организациям и объединениям соотечественников за рубежом в самоорганизации и консолидации;
- активизация усилий по адаптации соотечественников на территории их проживания при добровольном сохранении ими этнокультурной самобытности;
- содействие совершенствованию и развитию образования на русском языке, утверждению высокой роли русского языка в мировой культуре;
- установление и налаживание связей хозяйствующих субъектов Калужской области с деловыми кругами российского зарубежья.
Степень достижения основных целей и задач будет определяться на основе следующих целевых показателей:
Наименование показателя | 2009 год | 2010 год | 2011 год | 2012 год |
Количество семей соотечественников, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и получивших материальную помощь в ходе реализации Программы |
40 | 40 | 40 | 40 |
Количество соотечественников, прошедших обучение на бесплатных курсах русского языка и изучивших основы российского законодательства в ходе реализации Программы |
50 | 50 | 50 | 50 |
Количество культурных мероприятий, проведенных за рубежом при содействии организаций соотечественников |
2 | 2 | 3 | 4 |
Количество организованных в рамках реализации Программы научных конференций, информационных акций и других мероприятий с участием соотечественников и руководителей организаций соотечественников |
4 | 4 | 4 | 4 |
Итогом осуществления программных мероприятий будет установление и развитие тесных экономических, культурных и интеллектуальных связей с соотечественниками, с учетом имеющегося в Калужской области потенциала.
3. Сроки и этапы реализации Программы
Программа реализуется в период с 2009 по 2012 год.
4. Система основных мероприятий Программы
Мероприятия Программы осуществляются по следующим направлениям:
- поддержка соотечественников в области культуры, языка и образования;
- сотрудничество и оказание помощи общественным организациям и объединениям соотечественников за рубежом;
- информационная поддержка соотечественников;
- сотрудничество в области экономики.
Мероприятия программы направлены на решение конкретных задач, взаимосвязанных и скоординированных по времени, ресурсам и исполнителям. Перечень мероприятий представлен в приложении N 1 к Программе.
Комплекс программных мероприятий предусматривает оказание поддержки соотечественникам, проживающим за рубежом. При этом главный акцент делается на сотрудничество в области образования, культуры и искусства посредством налаживания контактов с общественными организациями и объединениями соотечественников за рубежом. Важным разделом программных мероприятий является информационная поддержка соотечественников. Через электронные и печатные средства массовой информации, информационные брошюры и буклеты планируется ознакомление соотечественников с историей и современностью Калужского края.
5. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование Программы осуществляется за счет средств областного бюджета, выделяемых в соответствии с законодательством Калужской области на реализацию мероприятий Программы.
Объем финансирования Программы из средств областного бюджета составит 9 млн. рублей.
Всего, тыс. руб. |
в том числе по годам | ||||
2009 | 2010 | 2011 | 2012 | ||
Областной бюджет | 9 000 | 2 742 | 2 086 | 2 086 | 2 086 |
При реализации Программы возможно возникновение рисков, связанных:
с отсутствием или неполным выделением финансовых средств на реализацию программных мероприятий из областного бюджета, вследствие чего могут измениться запланированные сроки и объемы выполнения мероприятий;
с более высоким ростом цен на отдельные виды услуг, оказание которых предусмотрено в рамках программных мероприятий, что повлечет увеличение затрат на отдельные программные мероприятия;
с ростом межнациональной напряженности.
Законом Калужской области от 10 ноября 2009 г. N 589-ОЗ в раздел 6 настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного Закона
6. Механизм реализации Программы
Заказчиками Программы являются Министерство труда, занятости и кадровой политики Калужской области; министерство экономического развития Калужской области; министерство образования и науки Калужской области; министерство культуры Калужской области.
Заказчиком - координатором Программы выступает министерство труда, занятости и кадровой политики Калужской области.
Заказчик - координатор Программы ежегодно уточняет затраты на выполнение программных мероприятий и осуществляет подготовку предложений по финансированию в проект областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
Порядок оказания адресной материальной помощи и критерии отбора семей соотечественников, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, определяются Правительством Калужской области.
Средства областного бюджета, привлекаемые для реализации мероприятий, используются в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
7. Организация управления Программой и контроль за ходом ее выполнения
Организационно-методическое управление реализацией Программы осуществляет заказчик-координатор Программы.
Заказчик-координатор Программы осуществляет следующие функции:
а) обеспечивает координацию деятельности органов государственной власти Калужской области, органов местного самоуправления Калужской области по реализации программных мероприятий;
б) проводит оценку объемов финансовых ресурсов, необходимых для реализации Программы;
в) формирует отчетные данные, организует ведение отчетности по реализации мероприятий Программы.
Заказчик-координатор Программы может формировать рабочие группы по реализации отдельных программных мероприятий с привлечением представителей заказчиков Программы, представителей органов местного самоуправления в целях объединения усилий по обеспечению эффективной реализации Программы.
Контроль за исполнением Программы осуществляется в соответствии с положением о порядке разработки, рассмотрения и реализации областных целевых программ, утвержденным постановлением Губернатора Калужской области от 02.02.2005 N 33 (в ред. постановления Губернатора области от 17.10.2007 N 390).
8. Оценка социально-экономической эффективности Программы
Комплекс программных мероприятий позволит поддержать соотечественников за рубежом с целью сохранения и развития их культурного наследия, являющегося неотъемлемым элементом самобытности соотечественников, в получении ими равного доступа к образованию на всех уровнях и на родных языках, а также придать системный и целенаправленный характер отношениям Калужской области с соотечественниками, проживающими за рубежом.
Реализация Программы будет способствовать:
- установлению новых и укреплению уже имеющихся экономических, культурных и интеллектуальных связей Калужской области с соотечественниками за рубежом с учетом имеющегося в Калужской области потенциала;
- приданию системного и целенаправленного характера отношениям Калужской области с российскими диаспорами за рубежом, обеспечению этого сотрудничества конкретными механизмами и технологиями;
- сохранению русского языка и русской культуры, процессу дальнейшей консолидации российских соотечественников путем подключения потенциала Калужской области к реализации государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом.
Социальная эффективность программы будет выражаться в повышении авторитета Калужской области среди соотечественников за рубежом, обмене педагогическим опытом, а также в культурном обмене с целью развития дальнейшего сотрудничества и взаимодействия. За период реализации программы 200 человек повысят уровень знания русского языка и основ законодательства России. Предполагается оказание материальной помощи 160 семьям соотечественников, проживающих за рубежом, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.