Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1
1.1. Историческая справка развития системы
образования района
Первая церковно-приходская школа в Хвастовичах была построена в 1857 году, а вторая в 1911 году, В 1874 году открыты сельские земские училища в Милееве, Берестне, Стайках, Меховой.
В Жиздринском уезде (в состав которого входила территория Хвастовичского района) в 1915 году число грамотных мужчин составляло 28,9 процента мужского населения, а число грамотных женщин - 2,6 процента. На территории нынешнего района (создан в 1929 году) в дореволюционное время насчитывалось 23 начальных и церковно-приходских школ. Часть их располагалась в арендованных и приспособленных зданиях. Они не удовлетворяли существующим педагогическим и санитарным требованиям.
В чрезвычайном журнале Жиздринского уездного собрания 15 июня 1915 года писалось о школе в д. Клетно: "Деревянное здание решительно никуда не годится, оно все истлело, и его надо закрыть. Здесь желательно построить школу на новом месте".
Во всех школах и училищах Жиздринского уезда работало 105 учителей. Из них со средним и педагогическим образованием было 44, а 61 учитель не имел подобного образования.
С первых дней после Октябрьской революции началась перестройка системы народного образования. 15 декабря 1917 года все учебные заведения, находящиеся в ведении церкви, были переданы в Наркомпрос и преобразованы в общеобразовательные школы.
С осени 1923 года в сельской местности появляется новый тип заведения - школа крестьянской молодежи (ШКМ).
В первые годы Советской власти в районе с помощью населения были построены школьные здания в ряде сел. Так, сооружено двухэтажное деревянное здание Хвастовичской средней школы, которое в 1943 году было сожжено немецко-фашисткими оккупантами.
Наиболее активное участие в ликвидации безграмотности среди взрослых принимали учителя Докукина Александра Ефимовна, Тихомирова Елизавета Ефимовна, Дерунова Елена Николаевна, Дудов Тихон Дмитриевич, Лихачева Мария Алексеевна, Билюкина Полина Максимовна, Макарова Мария Ивановна (последняя расстреляна оккупантами) и многие другие.
Значительный вклад в дело подъема народного образования внести первые заведующие отделами народного образования Тятин Иван Захарович (1935-1939 г.г.), Главинский Михаил Иванович (1940-1941 гг.).
Большую работу по восстановлению школ района, охвату обучением детей школьного возраста после освобождения территории провели заведующие роно Дудов Тихон Дмитриевич (1943-1948 гг.), Ефремкин Филипп Егорович (1948-1952 гг.), Пантелеев Афанасий Иванович (1952-1958 гг.), Толстяков Петр Яковлевич (1958-1962 гг.).
Начало массового перехода к всеобщему семилетнему образованию было положено в 1949-1950 учебном году. В это время насчитывалось 17 семилетних школ, тогда как в 1940 году - 11. К 1970 году ставилась задача введения всеобщего среднего образования.
В 1966-1967 учебном году в районе действовали 53 общеобразовательных школы, из них: средних - 5, восьмилетних - 32. В школах обучалось 8570 учащихся, в том числе в 9-10 классах - 675, в 1-х классах - 1042 ребенка
Для получения среднего образования работающей молодежи в районе работало 19 консультпунктов областной заочной средней школы, в которых обучалось 302 человека. За три года (1965-1967 гг.) получило среднее образование без отрыва от производства 706 человек.
С августа 1949 года в деревни Мокрые дворы открывается детский дом, который просуществовал до 1961 г. Количество детей находящихся ежегодно в детском доме колебалось от 58 до 81. В нем были дети не только из нашего района, но из Кировского, Сухиничского и других.
В школах района работало 429 учителей, из них с высшим образованием 134. В начале 1967-68 учебного года в связи с требованием о переходе на всеобщее среднее образование Берестнянская восьмилетняя школа была реорганизована в среднюю. При этой же школе пристроены три классных комнаты. В школы района прибыло работать 10 учителей с высшим образованием и 16 - со средним.
В 1972-73 учебном году в районе действовало 43 общеобразовательные школы, в том числе 6 средних. 15 восьмилетних и 22-начальных. В школах обучалось 7455 учащихся, из них 377- в десятых классах. Действовало 20 консультпунктов. Из 420 учителей работало с высшим образованием 155.
В октябре 1976 года в райцентре сдано в эксплуатацию здание Хвастовичской средней школы на 960 мест.
Решая проблему всеобщего среднего образования, к середине 70-х годов в районе действовало 11 средних школ (Хвастовичская, Еленская, Подбужская, Боткинская, Боянсвичская, Красненская, Теребенская, Стайковская, Колодяс-ская, Берестнянская, Аадеевская) и 9 восьмилетних школ. Однако в связи с уменьшением численности населения района по ряду причин количество учащихся значительно уменьшилось. К примеру, на 1 октября 1979 года в школах района насчитывалось уже 3817 учащихся. Впоследствии упразднены Мокринская восьмилетняя школа, Берестнянская средняя, а Авдеевская средняя реорганизована в восьмилетнюю.
В истории развития народного образования в районе заметную роль сыграли бывшие учителя, ветераны педагогического труда Евтюхов Алексей Иванович, Козлов Николай Дмитриевич, Карпичков Алексей Иванович, Горулеа Сергей Андреевич, Прохорова Екатерина Федоровна, Прокопова Прасковья Ильинична, Юдина Александра Григорьевна и многие другие.
В школах района сегодня работают три заслуженных учителя - Воронкова Валентина Петровна, Хрычева Анна Михайловна, Демидкова Нина Егоровна, 51 - награждены знаком "Почетный работник образования".
В 2002 году отметило 155-летний юбилей Бояновичская средняя школа (1847 год основания). В 2006 году отметила 150-летний юбилей Подбужская средняя школа (1854 год основания), в 2007 году 140 лет отметила Хвастовичская средняя школа.
1.2. Анализ состояния и проблем образования района
Образовательная сеть района состоит их 20 образовательных учреждений, в том числе 8 средних школ; 5 основных; 5 детских дошкольных учреждений, 5 общеобразовательных школ имеют группы дошкольного воспитания; одно учреждение дополнительного образования детей. Межшкольный информационно-методический центр. На 1 января 2008 г. в образовательных учреждениях обучается и воспитывается 1826 детей. В том числе:
- учащиеся общеобразовательных школ -1195 (66%)
- очная форма обучения - 1159 (97%)
- очно-заочное (вечернее) - 32 (2,6%)
- обучение на дому - 4 (0,3%)
- воспитанники дошкольных учреждений - 323 (17,3%)
- обучающиеся в учреждении дополнительного образования - 340 (18,2%)
Все образовательные учреждения являются сельскими образовательными учреждениями.
За период с 2001 года общее количество школ сократилась с 18 до 13, или на 28%. Закрытие школ происходило в условиях сокращения контингента школьников (с 1550 учащихся до 1195 учащихся) в соответствии с действующим законодательством.
С 2001 года сеть учреждений дошкольного образования претерпела существенные изменения. Из 12 ДДУ имеющихся в 2001 году, на 1 января 2008 года существует 5 ДЦУ в качестве юридических лиц, в 5 общеобразовательных школах открыты группы дошкольного воспитания. Реорганизация ДЦУ путем слияния со школами произведено в целях оптимизации расходов и повышения качества предоставления услуг дошкольного воспитания.
Сокращение сети образовательных учреждений не отражается на удовлетворении населения образовательными услугами.
С целью обеспечения права выбора и реализации образовательных программ различной направленности, повышенного уровня, способствующих удовлетворению индивидуальных запросов обучающихся и профилизации образования, сеть существующих образовательных учреждений реализует программы предпрофильной подготовки. Хвастовичская средняя школа с сентября 2007 года сформировала группы профильной подготовки на старшей ступени физико-математической, химико-биологический и социально-гуманитарного направленности. В соответствии с имеющейся лицензией пять средних школ (Подбужская, Красненская, Колодясская, Бояновичская, Еленская) осуществляют профессиональную подготовку по специальности "тракторист"
На 1.01.2008 г. численность населения в 16 сельских поселениях муниципального образования составляет 11432 человек. Сокращение численности населения произошло в 93% сельских поселениях. Рост численности населения наблюдается в сельском поселении "село Хвастовичи". (Таблица N 1).
Демографическая ситуация по численности населения в районе повлечет за собой снижение численности обучающихся: с 1195 учащихся 2007-2008 учебном году до 1050 учащихся а 2011-2012 учебном году или на 15%. (Таблица N 2).
Структура школ по численности учащихся выглядит следующим образом:
- школы с численностью учащихся более 100 детей - 3 (23%);
- школы с численность учащихся от 40 до 100 детей - 3 (23%);
- школы с численность учащихся менее 40 детей - 7 (54%).
Средняя наполняемость классов составляет 8 обучающихся, к 2012 г. наполняемость составит 7 обучающихся. (Таблица N 3).
Все общеобразовательные школы имеют лицензии на реализацию общеобразовательных программ со сроком действия - 2010 г., а также часть образовательных школ имеют право на реализацию программ другой направленности, в том числе:
- школы, имеющие лицензии на реализацию программ начального общего, основного общего, среднего (полного) образования - 100%;
- школы, имеющие лицензии на реализацию программ дополнительного образования - 100%;
- школы, имеющие лицензии на реализацию программ дошкольного воспитания - 38%;
- школы, имеющие лицензии по реализации программ профессиональной подготовки - 38%. (Таблица N 4).
В ближайшие годы будет расти образовательная роль детских садов и со всей остротой встает вопрос о преемственности содержания, организации жизни, форм и методов работы с детьми в условиях детского сада и школы.
Из 13 школ 12 расположены в типовых зданиях средним сроком эксплуатации 19 лет.
По соответствию современным требованиям к условиям осуществления образовательного процесса школы можно разграничить по следующим критериям:
- школы с высокой степенью соответствия - 1 (8%);
- школы со средней степенью соответствия - 5 (38%);
- школы с низкой степенью соответствия - 7 (54%). (Таблица N 5).
Наметилась тенденция устоявшегося уровня качества образовательных услуг. Количество учащихся закончивших основную школу с отличием представлена следующим образом (2001 г.-4 учащихся; 2002 г.-1 учащийся; 2003 г.-1 учащийся; 2004 г.-2 учащихся; 2005 г.-1 учащийся 2006 г.-2 учащихся)
Результаты завершение обучения за курс средней школы позволяет говорить о систематическом выполнении минимума содержания образования. Количество выпускников школ -претендентов на получение золотых, серебряных медалей за последние пять лет выглядит следующим образом:
2002 г. - 2 учащихся;
2003 г. - 2 учащихся;
2004 г. - 5 учащихся;
2005 г. - 3 учащихся;
2006 г. - 1 учащийся (Таблица N 6).
Участив школьников в предметных олимпиадах районного и областного уровня постепенно увеличивается. (Таблица N 7).
Таким образом, существующая сеть общеобразовательных учреждений района в основном обеспечивает конституционное право обучающихся на получение ими доступного и качественного общего образования. Вместе с тем не решена в полной мере задача обеспечения качественным образованием и уровнем социализации детей. Это связано с недостаточной оснащенностью образовательного процесса необходимым учебным и учебно-наглядным оборудованием.
Наметившаяся 15 лет назад тенденция стихийных изменений э организации образовательного процесса в последние годы обретает осознание и системный подход к содержанию образования.
Внедрение в образовательный процесс нового содержания возможно только за счет специальных целевых действий, которые позволяют решить эту проблему и в тоже время обеспечивать баланс между функционированием системы образования (сохранением норм) и развитием (внедрением в практику инноваций - овладением новыми культурными нормами)
Изменение в обществе и изменяющееся содержания образования требуют иной модели управления.
Овладение технологией управления означает профильное овладение такими функциями, как анализ, проектирование, исследование, экспертиза.
Уровень жизни и анализ уровня роста заработной платы родителей не позволяет привлечь в ближайшие годы дополнительных источников финансирования образовательных учреждений. (Таблица N 8).
Все общеобразовательные школы на протяжении последних десяти лет занимаются хозяйственной деятельностью по выращиванию с/х продукции по обеспечению данной продукцией школьные столовые.
Социально-экономические отношения района характеризуются собой:
- наметившуюся тенденцию по прекращению спада производства 4-х предприятий.
- в 3 из 14 СПК последние годы наблюдается не только устойчивое развитие экономики, но и их прибыльное производство, в то время как в СПК находятся в сложных, финансово-хозяйственных условиях во всех населенных пунктах функционируют учреждения социально-культурной направленности. Однако профессиональный и кадровый потенциал этого социального блока требует изменений не только функционального направления, но и обновление кадрового потенциала.
в последнее время рассматривается тенденция развития малого предпринимательства не только в сфере торговли, но и производства.
1.3. Кадровое обеспечение общеобразовательных
учреждений
На уровень качества образования учащихся влияет степень обеспечение кадрами учебного процесса. В муниципальных общеобразовательных школах работает 218 педагогических работников:
в том числе
- высшее образование - 67% (2001 г. - 50%);
- высшая категория - 9% (2001 г. - 3%);
- первая категория - 38% (2001 - 35%);
- вторая категория - 38% (2001 г. - 36%).
За последние пять лет количество учителей имеющих высшее образование по всем образовательным школам возросла на 7% . На 11% возросло количество учителей имеющих квалификационные категории. Низкий квалификационный уровень у педагогических работников Боткинской основной школы.
Двадцать процентов педагогических работников имеют отраслевые награды ("Заслуженный работник образования" - 3; "Почетный работник общего образования" - 38).
На одного учителя в среднем приходится 5,6 учащихся при среднем областном - 5,2. Дефицит кадров проявляется в недостатке учителей иностранного языка, музыки, ИЗО. В последнее время удельный вес педагогов старше трудоспособного возраста составляет более 20%, количество молодых специалистов с высшим профессиональным образованием, работающих в образовательных учреждениях составляет 5% от общего числа педагогов. Курсовая переподготовка педагогических работников образовательных учреждений проводится систематически. На 1 января 2008 года составила 66%, повышение квалификации учителей базовой ИКТ-компетенции 53%.
Ежегодно педагогические работники муниципальных образовательных учреждений принимают участие в профессиональных конкурсах муниципального и регионального уровня:
- 2003 г. - "Самый классный классный" - победитель учитель Хвастовичской школы;
- 2004 г. - "Учитель года" - призер учитель Хвастовичской средней школы;
- 2004 г. - "Самый классный классный" - участник учитель Подбужской средней школы;
- 2005 г. - "Учитель года" - участник учитель Подбужской средней школы;
- 2006 г. - "Учитель года" - участник учитель Хвастовичской средней школы;
- 2006 г - "Самый классный классный" - участник учитель Хвастовичской средней школы;
- 2007 г. - "Учитель года" - участник учитель Авдеевской основной школы;
- 2007 г. - "Самый классный классный' - участник учитель Бояновичской средней школы.
В рамках Приоритетного Национального проекта "Образование" образовательные учреждения района приняли участие в следующих конкурсах:
Год | Направления конкурса | Наименование школы принявшей участие |
2006 | Лучший учитель РФ | Хвастовичская средняя школа |
2007 | Лучший учитель РФ | Хвастовичская средняя школа |
2007 | Лучшая школа РФ | Хвастовичская средняя школа |
2008 | Лучший учитель РФ | Кудрявецкая основная школа; Нехочская основная школа |
2008 | Лучшая школа РФ | Хвастовичская средняя школа |
Кадровый состав педагогических работников в 89% школ соответствуют нормативным требованиям, и имеют возможности для реализации поставленных задач по повышению качества образования на новый уровень.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.