Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению
Спас-Деменского районного Собрания
Калужской области
от 13 марта 2008 г. N 318
Муниципальная целевая программа
"Развитие сельского хозяйства и рынков сельскохозяйственной продукции
в Спас-Деменском районе Калужской области на 2008-2012 годы"
Паспорт муниципальной целевой программы
1. Наименование | Муниципальная целевая программа "Развитие сельского хозяйства и рынков сельскохозяйственной продукции в Спас-Деменском Калужской области на 2008-2012 годы" (далее - программа) |
||||||
2. Заказчик муниципальной целевой программы |
Отдел аграрной политики и социального обустройства села администрации MP "Спас-Деменский район" |
||||||
3. Разработчики | Отдел аграрной политики и социального обустройства села администрации MP "Спас-Деменский район" |
||||||
4. Дата принятия решения о разработке |
Решение Районного Собрания от 13.03.2008 N 318 | ||||||
5. Цели и задачи программы |
Цель 1. Повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на агропродовольственном рынке, обеспечение населения района качественными отечественными продовольственными товарами. Задачи: - обеспечение условий реализации сельскохозяйственной продукции на основе организации системы сбыта, развития кооперации; - создание условий для развития кадрового потенциала агропромышленного комплекса; - создание условий для инновационного развития АПК, обновления техники и технологий в сельском хозяйстве; - создание условий для повышения инвестиционной привлекательности, обеспечения доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей; - создание условий для увеличения объемов производства продукции растениеводства и животноводства, в том числе на основе развития элитного семеноводства и племенного животноводства. Цель 2. Повышение уровня жизни и занятости сельского населения. Задачи: - повышение доходов сельского населения, в том числе работников, занятых в сельскохозяйственном производстве; - развитие малых форм хозяйствования на селе; - повышение уровня развития социальной и инженерной инфраструктуры сельских территорий; - улучшение социально-жилищных условий сельского населения |
||||||
6. Целевые индикаторы и показатели |
Наименование и значения целевых индикаторов и показателей представлены в приложении N 2 к муниципальной целевой программе "Развитие сельского хозяйства и рынков сельскохозяйственной продукции в Спас-Деменском районе Калужской области на 2008-2012 годы" |
||||||
7. Сроки реализации | 2008-2012 годы | ||||||
8. Перечень основных мероприятий |
Основные мероприятия реализуются по следующим направлениям: - государственная поддержка, стимулирующая рост экономической эффективности сельскохозяйственного производства; - государственная поддержка маркетинга сельскохозяйственной продукции; - государственная поддержка кадрового потенциала агропромышленного комплекса; - государственная поддержка инновационного развития АПК, обновления техники и технологий в сельском хозяйстве; - поддержка мер, направленных на повышение инвестиционной привлекательности, обеспечение доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей; - стимулирование развития малых форм хозяйствования на селе; - сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения |
||||||
9. Объемы финансирования |
тыс. рублей | ||||||
Источник финансирова- ния |
Объем финансирования на 2008-2012 годы |
В том числе по годам | |||||
2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | |||
Местный бюджет |
2000 | 400 | 400 | 400 | 400 | 400 | |
Итого | 2000 | 400 | 400 | 400 | 400 | 400 | |
10. Ожидаемые результаты |
За период реализации программы ожидается: - увеличение валовой продукции сельского хозяйства на 26,6% по отношению к 2006 году (в сопоставимых ценах); - увеличение удельного веса прибыльных крупных и средних сельскохозяйственных организаций до 86% от общего количества; - повышение уровня рентабельности сельскохозяйственной продукции в сельскохозяйственных организациях до 23,7%; - суммарный объем частных инвестиций в сельское хозяйство за период реализации программы составит 132,4 млн. рублей; - улучшение жилищных условий в сельской местности (увеличение объема ввода и приобретения жилья на 22,8% по отношению к 2006 году); - повышение уровня среднемесячной заработной платы одного работника, занятого в сельскохозяйственном производстве, до 7200 рублей или в 2,6 раза к уровню 2006 года; - вовлечение в сельскохозяйственный оборот и предотвращение от выбытия из него сельскохозяйственных угодий в объеме до 800 га площадей ежегодно |
1. Содержание проблемы и необходимость ее решения программным методом
Сельское хозяйство является базовой отраслью агропромышленного комплекса и играет важную роль в экономике района, развитии сельских территорий, в продовольственном обеспечении населения.
Удельный вес сельскохозяйственной продукции в валовом региональном продукте составляет около 10 процентов. На его долю приходится 7% основных фондов. На селе проживают 3,1 тыс. человек или 35% населения района, с сельским хозяйством связано экономическое и социальное положение 6% числа всех работников занятых в экономике района.
Сельское хозяйство района специализировано на производстве продукции животноводства, главным образом молока и мяса. Растениеводство ориентировано на производство зерна и обеспечение кормовой базы животноводства.
В настоящее время в Спас-Деменском районе функционируют: 9 сельскохозяйственных организаций, 27 крестьянских (фермерских) хозяйств, 1789 личных подсобных хозяйств населения.
В 2006 году сельскохозяйственными организациями получено продукции сельского хозяйства на сумму 18997 тыс. рублей.
В сельскохозяйственных организациях выручка от продажи товаров, работ, услуг составила 11904 тыс. рублей. Сельскохозяйственные организации получили убыток до налогообложения в объеме 6813 тыс. рублей, уровень убыточности составил более 10%.
Суммарный убыток от реализации основных видов сельскохозяйственной продукции в сельскохозяйственных организациях составил: от реализации молока - 40 тыс. рублей, от реализации скота в живой массе - 517 тыс. рублей, от реализации зерна - 792 тыс. рублей.
Решение комплекса проблем, сдерживающих развитие сельского хозяйства района, требует целевого подхода и применения программно-целевого метода. Основными проблемами являются:
- недостаточный уровень развития рыночной инфраструктуры и системы сбыта сельскохозяйственной продукции особенно в малых формах хозяйствования;
- ограниченные возможности и сложность доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам финансовых, материально-технических и информационных ресурсов;
- финансовая неустойчивость отрасли, обусловленная нестабильностью рынков сельскохозяйственной продукции, недостаточным притоком частных инвестиций, неразвитой системой страхования производства сельскохозяйственной продукции;
- дефицит квалифицированных кадров, вызванный непрестижностью сельскохозяйственного труда, низким уровнем и качеством жизни в сельской местности;
- низкие темпы технической и технологической модернизации отрасли, обновления основных производственных фондов и воспроизводства ресурсного потенциала;
- низкая эффективность действующего земельного контроля и оборота земель сельскохозяйственного назначения, развивающиеся тенденции спекулятивного оборота земель в ущерб развитию сельскохозяйственного производства;
- снижение плодородия почв и выбытие из оборота земель сельскохозяйственного назначения;
- значительное отставание села от города по уровню и условиям жизнедеятельности.
В этих обстоятельствах создание условий для устойчивого развития сельских территорий, ускорения темпов роста производства и ежегодного наращивания объемов реализации сельскохозяйственной продукции на основе повышения ее конкурентоспособности становится приоритетным направлением аграрной экономической политики.
Обобщающим индикатором общих условий функционирования сельского хозяйства является производство валовой сельскохозяйственной продукции в сопоставимой оценке. За последние четыре года темпы роста производства валовой сельскохозяйственной продукции в хозяйствах всех категорий снизились со 106% в 2003 году до 97% в 2006 году, что обусловлено сокращением производства основных видов сельскохозяйственной продукции в личных подсобных хозяйствах населения.
Таблица 1
Индексы физического объема продукции сельского хозяйства
(в сопоставимых ценах в процентах к предыдущему году)
Наименование/годы | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. |
По всем категориям хозяйств | |||||
Индекс физического объема продукции сельского хозяйства |
94 | 106 | 101 | 95 | 97 |
В т.ч.: | |||||
продукции растениеводства | 91 | 114 | 103 | 95 | 97,3 |
продукции животноводства | 97 | 97 | 97 | 96 | 97,4 |
В т.ч.: | |||||
сельхозорганизации | 96 | 100,7 | 100,6 | 97 | 100,8 |
крестьянские (фермерские) хозяйства (далее - К(Ф)Х) |
89 | 137 | 98 | 87 | 112 |
личные подсобные хозяйства населения (далее - ЛПХ) |
92 | 108 | 100,8 | 95 | 95 |
В 2006 году по сравнению с 2002 годом производство продукции сельского хозяйства в сельхозорганизациях выросло в 2,5 раза. За названный период себестоимость реализованной продукции увеличилась в 2 раза. В 2002 и в 2006 годах деятельность сельхозорганизации района была убыточной. С 2003 по 2005 год хозяйственная деятельность сельскохозяйственных организаций района была прибыльной.
Таблица 2
Финансовое состояние сельскохозяйственных организаций
Спас-Деменского района
/-------------------------------------------------------------------------
| Наименование/годы |2002 г.|2003 г.|2004 г.|2005 г. |2006 г.|2006 г.
| | | | | | | В%К
| | | | | | |2002 г.
|-----------------------+-------+-------+-------+--------+-------+--------
|Производство продукции | 7742 | 12896 | 15213 | 16705 | 18997 | в 2,5
|сельского хозяйства в | | | | | | раза
|сельскохозяйственных | | | | | |
|организациях в | | | | | |
|действующих ценах, тыс.| | | | | |
|рублей | | | | | |
|-----------------------+-------+-------+-------+--------+-------+--------
|Себестоимость | 6679 | 8473 | 9730 | 9547 | 13253 | в 2
|реализованной продукции| | | | | | раза
|в сельскохозяйственных | | | | | |
|организациях - всего, | | | | | |
|тыс. рублей | | | | | |
|-----------------------+-------+-------+-------+--------+-------+--------
|Выручка от реализации | 4581 | 7512 | 10329 | 10338 | 11904 | в 2,6
|сельхозпродукции в | | | | | | раза
|сельскохозяйственных | | | | | |
|организациях, тыс. | | | | | |
|рублей | | | | | |
|-----------------------+-------+-------+-------+--------+-------+--------
|Финансовый результат от| -2098 | 226 | 3831 | 501 | -6313 | X
|хозяйственной | | | | | |
|деятельности (прибыль, | | | | | |
|убыток), тыс. рублей | | | | | |
|-----------------------+-------+-------+-------+--------+-------+--------
|Рентабельность, % | -31,4 | 11,3 | 6,2 | 6,0 | -10,2 | X
\-------------------------------------------------------------------------
Поскольку в условиях рыночной экономики цены формируются под влиянием спроса и предложения, являются нестабильными и подвержены значительным сезонным колебаниям, повышение эффективности сельскохозяйственного производства возможно за счет снижения прямых затрат, обеспечения сбалансированности материально-технических и трудовых ресурсов, повышения производительности труда на основе эффективного использования трудовых ресурсов и кадрового потенциала, модернизации производства, внедрения новой техники и передовых технологий производства.
В сельскохозяйственных организациях остается нерешенной проблема дефицита квалифицированных кадров специалистов и кадров массовых профессий. Обеспеченность сельскохозяйственных организаций района кадрами массовых профессий в 2006 году составляла: операторы машинного доения коров - 100%, механизаторы - 90%. Обеспеченность сельскохозяйственных организаций района специалистами составила: агрономы - 70%, ветврачи - 33%, инженеры - 80%, экономисты - 0%, бухгалтеры - 97%. За период с 2002 года по 2006 год общая численность специалистов в сельскохозяйственных организациях сократилась в 5 раз.
Производственный потенциал в сельскохозяйственных организациях сохраняет тенденцию к сокращению и устареванию. Основные фонды в сельском хозяйстве за период с 2001 по 2006 год сократились на 83708 тыс. рублей, или на 55%, степень их износа составляет 74%.
Большая часть сельскохозяйственной техники, имеющейся в распоряжении предприятий, является физически и морально устаревшей, требует больших затрат на ее содержание и ремонт, что не позволяет обеспечивать выполнение работ в оптимальные агротехнологические сроки. Финансово-экономическое состояние значительной части сельскохозяйственных организаций не позволяет не только осуществлять модернизацию производства, но и обеспечить простое восполнение выбывающего оборудования и средств механизации.
По состоянию на 1 января 2007 года сельхозорганизации Спас-Деменского района имели в наличии 90 ед. тракторов (90% к 01.01.2006), 14 ед. зерноуборочных комбайнов (93%), 5 ед. кормоуборочных комбайнов (99,7%). Коэффициенты обновления основных видов сельскохозяйственной техники в сельскохозяйственных организациях в 2006 году составили: по тракторам - 0%, комбайнам зерноуборочным - 0%, комбайнам кормоуборочным - 0%.
Нагрузка на тракторы и зерноуборочные комбайны превышает в два раза нормативную. Имеющийся парк машин изношен, за пределами срока амортизации эксплуатируются более 80% тракторов, зерноуборочных комбайнов, грузовых автомобилей.
В Спас-Деменском районе продолжается снижение почвенного плодородия пашни. За последние 10 лет органические и минеральные удобрения практически не вносились. Известкование почв не производилось.
Сокращение производственного потенциала сельского хозяйства остается главным фактором сокращения посевных площадей сельскохозяйственных культур и поголовья сельскохозяйственных животных. Соответственно сокращаются и объемы производства, товарность сельскохозяйственной продукции, снижается ее конкурентоспособность на товарном рынке. Рост качественных показателей (урожайности растениеводческой продукции и продуктивности животных) не восполняет потерь от сокращения объемов обрабатываемых площадей и численности поголовья.
Посевные площади зерновых культур за период с 2001 по 2007 год сократились в Спас-Деменском районе на 34%. Валовой сбор зерна за этот период снизился на 21%.
Поголовье крупного рогатого скота за период с 2001 по 2005 год в Спас-Деменском районе сократилось на 40%, в том числе коров - на 10%.
Производство скота на убой (в убойном весе) в Спас-Деменском районе снизилось за указанный период на 40%.
Производство молока за период с 2001 по 2005 год в Спас-Деменском районе выросло на 68%.
Основная часть сельского жилого фонда района в настоящее время не имеет коммунальных удобств: обеспеченность сельского населения питьевой водой из закрытых источников составляет 39%.
Таким образом, необходимость разработки и реализации муниципальной целевой программы обусловлена производственно-экономической и социальной остротой существующих проблем, их значением, обусловленным широким спектром выполняемых сельским хозяйством функций. Направления и формы государственной поддержки стимулирования развития сельскохозяйственного производства определены в Федеральных законах: "О развитии сельского хозяйства", "О семеноводстве", "О племенном животноводстве", "О зерне".
В целях создания условий и механизма реализации Федерального закона "О развитии сельского хозяйства" Правительством Российской Федерации принято постановление от 14 июля 2007 года N 446 "О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы", Закона Калужской области N 360-ОЗ от 6 ноября 2007 года "Об областной целевой программе "Развитие сельского хозяйства и рынков сельскохозяйственной продукции в Калужской области на 2008-2012 годы" разработана областная целевая программа.
Принятие муниципальной целевой программы "Развитие сельского хозяйства и рынков сельскохозяйственной продукции в Спас-Деменском районе Калужской области на 2008-2012 годы" обеспечит дальнейшее внедрение комплексной системы межведомственного планирования и управления по целям и результатам деятельности, комплексный подход в государственной поддержке села, позволит привести бюджетное финансирование в соответствие с необходимостью решения стратегических задач развития сельского хозяйства района и рынков сельскохозяйственной продукции до 2012 года.
2. Основные цели и задачи программы
Система целей и задач программы соответствует приоритетам государственной политики в сфере АПК и способствует достижению стратегических целей развития Спас-Деменского района на период до 2012 года.
Цели и задачи программы базируются на системе целей и задач, определенных в областной целевой программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции на 2008-2012 годы, с учетом специфики проблем, существующих в Спас-Деменском районе. Цели и задачи программы отвечают социально-экономическим приоритетам Программы повышения качества жизни населения Калужской области на 2004-2010 годы (Закон Калужской области от 20 октября 2004 года N 362-ОЗ).
Программа направлена на достижение трех главных целей:
1. Повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на агропродовольственном рынке, обеспечение населения региона качественными отечественными продовольственными товарами.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
- обеспечение условий реализации сельскохозяйственной продукции на основе организации системы сбыта, развития кооперации, содействия созданию отраслевых и продуктовых союзов;
- создание условий для развития кадрового потенциала агропромышленного комплекса;
- создание условий для инновационного развития АПК, обновления техники и технологий в сельском хозяйстве;
- создание условий для повышения инвестиционной привлекательности, обеспечения доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- создание условий для увеличения объемов производства продукции растениеводства и животноводства, в т.ч. на основе развития элитного семеноводства и племенного животноводства.
2. Повышение уровня жизни и занятости сельского населения, создание условий для устойчивого развития сельских территорий.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
- повышение доходов сельского населения, в том числе работников, занятых в сельскохозяйственном производстве;
- стимулирование развития малых форм хозяйствования на селе;
- повышение уровня развития социальной и инженерной инфраструктуры сельских территорий;
- улучшение социально-жилищных условий сельского населения.
3. Создание условий для сохранения и воспроизводства используемых сельским хозяйством природных ресурсов.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
- восстановление и повышение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения;
- вовлечение в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых и неэффективно используемых земель сельскохозяйственного назначения, предотвращение от выбытия из оборота сельскохозяйственных угодий.
Целевые показатели реализации программы приведены в приложении N 1.
4. Система основных мероприятий программы
Система основных программных мероприятий включает следующие направления. Создание условий для сбыта сельскохозяйственной продукции:
- стимулирование развития рынка молока;
- стимулирование развития рынка мяса;
- стимулирование развития рынка зерна;
- стимулирование развития рынка картофеля.
Создание общих условий функционирования сельского хозяйства:
- создание условий для развития кадрового потенциала сельского хозяйства;
- участие в создании системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства;
- обеспечение консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям;
- участие союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей в формировании аграрной политики.
Достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства:
- инновационное развитие, техническая и технологическая модернизация сельского хозяйства;
- создание условий для повышения инвестиционной привлекательности обеспечения доступности кредитных ресурсов;
- снижение рисков потери доходов в сельском хозяйстве при производстве сельскохозяйственной продукции.
Развитие приоритетных отраслей сельского хозяйства:
- развитие приоритетных отраслей животноводства;
- развитие приоритетных отраслей растениеводства;
- поддержка элитного семеноводства.
Повышение уровня жизни сельского населения, создание условий для обеспечения занятости и устойчивого развития сельских территорий:
- создание условий для развития малых форм хозяйствования на селе;
- повышение уровня развития социальной и инженерной инфраструктуры сельских поселений;
- поддержка комплексной застройки.
Восстановление и повышение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения.
Государственная политика по улучшению условий функционирования сельского хозяйства района и устойчивому развитию сельских поселений будет реализовываться по следующим направлениям.
4.1. Создание условий для сбыта сельскохозяйственной продукции
Развитие рынка сельскохозяйственной продукции осуществляется с целью создания условий для устойчивого роста производства, повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции и роста доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей области.
Основными задачами данного направления являются развитие инфраструктуры сбыта сельскохозяйственной продукции, увеличение доли высококачественной экологически чистой сельскохозяйственной продукции местных товаропроизводителей на внутриобластном рынке, сокращение сезонных колебаний цен на сельскохозяйственную продукцию, динамичный рост объемов реализации сельскохозяйственной продукции за счет увеличения ее товарности.
Одним из направлений решения указанных задач является проведение выставок, ярмарок и конкурсов, направленных на продвижение продукции районных сельхозтоваропроизводителей на сельскохозяйственные рынки, а также других мероприятий, способствующих дальнейшему развитию агропромышленного комплекса Спас-Деменского района.
4.1.1. Стимулирование развития рынка молока
Целью осуществления мероприятий по развитию рынка молока является повышение конкурентоспособности молочной продукции местных товаропроизводителей для замещения на областном рынке молочной продукции, ввозимой из других регионов, обеспечения импортозамещения данного вида сельскохозяйственной продукции.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением задач повышения качества и наращивания объемов производства молочной продукции, использования конкурентных преимуществ поставщиков молока - сырья для перерабатывающей сети, привлечение потенциальных поставщиков молока и молочной продукции к выполнению государственных и муниципальных заказов, повышению уровня рентабельности производства за счет привлечения инвестиций.
Решение намеченных задач осуществляется путем:
- разработки прогнозного баланса спроса и предложения молока и молочной продукции по видам (молоко-сырье, молоко питьевое, цельномолочная продукция, масло коровье, сыры твердые) в целях оптимального прогнозирования структуры производства и потребления;
- стимулирование создания и развития снабженческо-сбытовых и перерабатывающих сельскохозяйственных потребительских кооперативов;
- государственных закупок для областных нужд техники и оборудования.
За счет средств областного бюджета предполагается осуществить государственные закупки для областных нужд технологического оборудования для осуществления переработки молочной продукции, молоковозов, танков-охладителей молока, специального оборудования для ветеринарного и санитарного контроля с последующей передачей его во временное пользование снабженческо-сбытовым и перерабатывающим сельскохозяйственным потребительским кооперативам.
Отбор получателей техники и оборудования осуществляется на конкурсной основе. Порядок и условия конкурсного отбора получателей, а также порядок определения срока временного пользования техники и оборудования устанавливается нормативным правовым актом уполномоченного органа Калужской области.
4.1.2. Стимулирование развития рынка мяса
Целью осуществления мероприятий по развитию рынка мяса является повышение конкурентоспособности мясной продукции местных товаропроизводителей для замещения на внутриобластном рынке мясной продукции, ввозимой из других регионов, обеспечения импортозамещения на внутриобластном рынке.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением задач повышения качества и наращивания объемов производства мясной продукции местных товаропроизводителей, создания схемы закупок, базы первичной и последующей (промышленной) мясопереработки, системы фирменной торговли, организации на территории области сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов и сельскохозяйственных рынков, поддержания уровня рентабельности производства мясной продукции за счет привлечения инвестиций.
Решение намеченных задач осуществляется путем:
- разработки прогнозного баланса спроса и предложения мяса по видам (говядина, свинина, баранина, мясо птицы) в целях оптимального прогнозирования структуры производства;
- стимулирование создания и развития снабженческо-сбытовых и перерабатывающих сельскохозяйственных потребительских кооперативов;
- государственных закупок для областных нужд техники и оборудования.
За счет средств областного бюджета предполагается осуществить государственные закупки для областных нужд холодильного оборудования, спецавтотранспорта для перевозки крупного рогатого скота, оборудования для забоя и первичной переработки с последующий передачей техники и оборудования во временное пользование снабженческо-сбытовым и перерабатывающим сельскохозяйственным потребительским кооперативам.
Отбор получателей техники и оборудования осуществляется на конкурсной основе. Порядок и условия конкурсного отбора получателей, а также порядок определения срока временного пользования техники и оборудования устанавливается нормативным правовым актом уполномоченного органа Калужской области.
4.1.3. Стимулирование развития рынка зерна
Целью осуществления мероприятий по развитию рынка зерна является стабилизация рынка зерна и повышение конкурентоспособности данного вида сельскохозяйственной продукции, произведенной местными товаропроизводителями.
Достижение поставленной цели обеспечивается за счет решения следующих задач:
- увеличение посевных площадей элитных зерновых культур, в том числе за счет соблюдения оптимальных пропорций между яровым и озимым клином;
- сокращение сезонных колебаний цен на зерно и продукты его промышленной переработки;
- стимулирование поставок недостающих объемов зерна из других регионов Российской Федерации.
Решение намеченных задач осуществляется путем:
разработки прогнозного баланса спроса и предложения на зерно;
проведения мониторинга цен на зерновые и зернобобовые культуры на областном рынке и представление ценовой информации участникам рынка зерна;
предоставления государственной поддержки производителям зерна в соответствии с мерами, указанными в подразделе 4.4.2.1 "Поддержка элитного семеноводства";
создания условий для обновления и модернизации машинно-тракторного парка, в том числе зерноуборочной техники, сушильно-сортировальных комплексов в соответствии с мерами, указанными в подразделе 4.3.1 "Инновационное развитие, техническая и технологическая модернизация сельского хозяйства".
4.1.4. Стимулирование рынка картофеля
Целью осуществления мероприятий по развитию рынка картофеля является повышение конкурентоспособности данного вида сельскохозяйственной продукции местных товаропроизводителей на внутриобластном рынке, рынках областного центра и города Москвы, а также в соседних регионах.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением задач наращивания объемов производства и повышения качества выращиваемого местными товаропроизводителями картофеля; повышения активности участия потенциальных поставщиков картофеля в государственных и муниципальных конкурсных заказах; кооперирования областных товаропроизводителей картофеля; создания материально-технической базы для хранения, первичной и последующей (промышленной) переработки, транспортной доставки и реализации, а также перехода на круглогодичные поставки этого вида продукции на рынки города Москвы и областного центра, поддержание уровня рентабельности его реализации.
Решение намеченных задач осуществляется путем:
разработки прогнозного баланса спроса и предложения картофеля в целях оптимального прогнозирования структуры производства и потребления;
государственных закупок для областных нужд технологического оборудования.
За счет средств областного бюджета предполагается осуществить государственные закупки для областных нужд технологического оборудования для осуществления переработки картофеля и плодоовощной продукции с последующий передачей технологического оборудования во временное пользование снабженческо-сбытовым и перерабатывающим сельскохозяйственным потребительским кооперативам.
Отбор получателей техники и оборудования осуществляется на конкурсной основе. Порядок и условия конкурсного отбора получателей, а также порядок определения срока временного пользования технологического оборудования устанавливается нормативным правовым актом уполномоченного органа Калужской области.
4.2. Создание общих условий функционирования сельского хозяйства
Сельское хозяйство - отрасль экономики, подверженная большему риску, чем промышленность, транспорт или сфера услуг. Неэквивалентность товарообмена продукции сельского хозяйства и промышленности является сдерживающим фактором инвестирования в развитие сельскохозяйственного производства.
В ближайшей перспективе необходимо сохранить положительные тенденции привлечения инвестиционного капитала в развитие сельскохозяйственной отрасли. С целью повышения инвестиционной привлекательности сельскохозяйственного производства в области реализуются комплексные мероприятия по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных организаций, созданию условий для реализации продукции местных сельскохозяйственных товаропроизводителей, вовлечению в хозяйственный оборот неиспользуемых и неэффективно используемых земель сельскохозяйственного назначения, улучшению состояния почв, а также повышению их плодородия.
В целях более эффективного функционирования сельского хозяйства необходимо осуществлять мероприятия по созданию общих условий функционирования сельского хозяйства, в том числе по созданию системы сбыта и глубокой переработки сельскохозяйственной продукции, вовлечению в хозяйственный оборот неиспользуемых и неэффективно используемых земель сельскохозяйственного назначения, поддержке почвенного плодородия, созданию единой системы информационного обеспечения агропромышленного комплекса, обеспечению отрасли квалифицированными кадрами.
4.2.1. Создание условий для развития кадрового потенциала
сельского хозяйства
Основными направлениями развития кадрового потенциала сельского хозяйства района будет снижение текучести кадров в сельскохозяйственных организациях, привлечение для работы в сельскохозяйственные организации грамотных и инициативных руководителей, молодых специалистов, а также повышение профессиональной квалификации руководителей и специалистов для сельского хозяйства.
Поддержка развития кадрового потенциала сельского хозяйства из средств областного бюджета будет продолжена путем предоставления субсидий на:
- ежемесячные выплаты молодым специалистам:
- выпускникам высших профессиональных образовательных учреждений;
- выпускникам средних профессиональных образовательных учреждений;
- выпускникам начальных профессиональных образовательных учреждений, которые работают в сельскохозяйственных организациях;
- ежемесячные выплаты молодым специалистам, совмещающим работу в сельскохозяйственных организациях с учебой в высших учебных заведениях сельскохозяйственного профиля в течение пяти лет с момента поступления, если они являются выпускниками начального профессионального образовательного учреждения, и в течение трех лет, если они являются выпускниками среднего профессионального образовательного учреждения;
- выплату единовременного пособия молодым специалистам, отработавшим в сельскохозяйственной организации один, два и три года соответственно;
- ежемесячные выплаты вновь избранным (назначенным) руководителям сельскохозяйственных организаций в зависимости от выручки от продажи товаров, продукции, работ и услуг сельскохозяйственной организации;
- выплаты учащимся начальных профессиональных образовательных учреждений, проходящим производственную практику по профилю избранной профессии в сельскохозяйственной организации (за период прохождения практики).
Порядок и условия предоставления субсидий на поддержку кадрового потенциала определен постановлением Правительства Калужской области от 20 февраля 2003 года N 39.
В целях повышения престижа сельскохозяйственного труда будет продолжена практика выплаты стипендий имени Г.И. Сонина учащимся образовательных учреждений, реализующих программы высшего и среднего образования по сельскохозяйственной специальности в соответствии с постановлением Губернатора Калужской области от 6 мая 2005 года N 182.
4.2.2. Участие в создании системы государственного информационного
обеспечения в сфере сельского хозяйства
Целями осуществления мероприятий по информационному обеспечению в сфере сельского хозяйства является создание регионального сегмента государственной системы информационного обеспечения сельского хозяйства (далее - система информационного обеспечения) на основе формирования государственных информационных ресурсов и предоставления государственных услуг по информационному обеспечению сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Достижение поставленных целей обеспечивается решением следующих задач:
- участие области в формировании государственных информационных ресурсов в сфере сельского хозяйства и обеспечение доступа к ним органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также хозяйствующих субъектов агропромышленного комплекса и населения;
- предоставление информационных услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям всех форм собственности на базе информационно-телекоммуникационной системы агропромышленного комплекса России, автоматизированной информационной системы Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, системы информации о рынках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, системы дистанционного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения, создание пунктов коллективного доступа к размещаемой информации сельхозтоваропроизводителей.
Реализация задач по развитию системы информационного обеспечения будет осуществляться по следующим направлениям:
- обеспечение участия области в формировании материально-технической базы;
- проведение опытной эксплуатации и пилотное внедрение на территории области данной системы;
- определение состава и порядка предоставления информационных услуг в сфере сельского хозяйства, сформированных за счет средств областного бюджета;
- разработка методических материалов информационного взаимодействия министерства сельского хозяйства области и органов местного самоуправления при формировании и предоставлении информационных услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям.
В рамках мероприятий по отработке и опытной эксплуатации, а также пилотному внедрению государственной системы информационного обеспечения в Калужской области будет производиться:
- ввод в эксплуатацию системы информационного обеспечения и ее подсистем;
- подключение подсистем информационного обеспечения к телекоммуникационным каналам. Указанные мероприятия по организации функционирования системы информационного обеспечения предполагается финансировать в рамках мероприятий федеральной Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, а также ведомственной целевой программы Министерства сельского хозяйства Российской Федерации "Создание Единой системы информационного обеспечения агропромышленного комплекса (2008-2010 годы)", с учетом предполагаемого продолжения программных мероприятий до 2012 года включительно и дополнительных мероприятий, направленных на создание системы дистанционного мониторинга земель. Средства областного бюджета будут направляться на формирование регионального сегмента государственной системы информационного обеспечения сельского хозяйства.
4.2.3. Обеспечение консультационной помощи сельскохозяйственным
товаропроизводителям
Целями проводимых мероприятий по обеспечению консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям является расширение доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения к консультационным услугам.
Поставленные цели обеспечиваются решением следующих задач:
- развитие функционирующих и вновь создаваемых в муниципальных районах области центров по оказанию консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и населению (далее - учебно-методические центры);
- интеграция учебно-методических центров с системой информационного обеспечения.
Развитие учебно-методических центров осуществляется путем реализации следующих мероприятий:
- квалифицированное предоставление консультационной помощи;
- подготовка специалистов по оказанию консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям;
- разработка регламентов предоставления информационных и консультационных услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям и населению области;
- интеграция консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям с системой информационного обеспечения, в том числе доступ к государственным информационным ресурсам в области сельского хозяйства и участие в их формировании.
4.2.4. Участие союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных
товаропроизводителей в формировании аграрной политики
Целями осуществления мероприятий по участию областных союзов (ассоциаций) и региональных отделений союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей в формировании аграрной политики являются согласование общественно значимых интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти Калужской области, а также создание условий для обеспечения производства высококачественной, конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции.
Для достижения поставленных целей предусматривается решение следующих задач:
- участие областных союзов (ассоциаций) и региональных отделений общероссийских союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей в разработке проектов нормативных правовых актов, целевых программ, докладов о ходе и результатах их реализации;
- участие в разработке технических регламентов, определяющих требования по качеству продукции, работ и услуг в сельском хозяйстве, необходимых для функционирования системы технического регулирования отрасли;
- предоставление необходимой информации для формирования и реализации аграрной политики, проведение мониторинга потребительского спроса;
- содействие внедрению систем управления качеством продукции на базе комплексных программ повышения качества продукции, а также обмену передовым опытом, в том числе путем проведения отраслевых конкурсов, смотров, выставок.
4.3. Достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства
За период реализации настоящей Программы предполагается стабилизация финансового положения в сельскохозяйственном производстве района. Средняя рентабельность сельскохозяйственной продукции достигнет уровня 23,7 процента, при этом доля убыточных хозяйств не превысит 14 процентов.
4.3.1. Инновационное развитие, техническая и технологическая модернизация
сельского хозяйства
Целью осуществления мероприятий по технической и технологической модернизации сельского хозяйства является обновление парка сельскохозяйственной техники и оборудования, внедрение передовых технологий производства.
Достижение поставленной цели осуществляется путем стимулирования приобретения сельскохозяйственными товаропроизводителями высокотехнологичных машин и оборудования для растениеводства и животноводства.
В целях осуществления поддержки мероприятий программы предполагается предоставлять субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями.
Одновременно предусматриваются поставки на условиях лизинга высокотехнологичных комплексов сельскохозяйственных машин и оборудования для внедрения интенсивных агротехнологий.
В целях модернизации материально-технической базы сельского хозяйства министерство сельского хозяйства области продолжит субсидирование части затрат юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по производству и реализации сельскохозяйственной продукции на территории Калужской области на приобретение техники, животноводческого оборудования, семян травосмесей для создания долголетних культурных пастбищ, а также части затрат, связанных с внедрением прогрессивных технологий в сельскохозяйственное производство.
Будут реализованы мероприятия по укреплению материально-технической базы частного предприятия Спас-Деменского района ЗАО "Агропромышленное предприятие "Спас-Деменск".
Кроме того, за счет средств областного бюджета для сельского хозяйства района буду проводиться прикладные научные исследования и конструкторские разработки.
Реализация этих мероприятий будет способствовать инновационному развитию сельского хозяйства и позволит увеличить количество приобретаемой сельскохозяйственной техники и животноводческого оборудования, произвести существенное обновление основных производственных средств, внедрить передовые технологии производства, повысить производительность труда и конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции.
4.3.2. Создание условий для повышения инвестиционной
привлекательности, обеспечения доступности
кредитных ресурсов
Целью реализации мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности доступности кредитов является повышение финансовой устойчивости сельскохозяйственых организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей, и организации, осуществляющие первичную и последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, а также создание максимально благоприятных условий для ее сбыта.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением задач привлечения кредитов коммерческих банков и займов сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов сельскохозяйственными организациями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, включая индивидуальных предпринимателей, и организации, осуществляющие первичную и последующую (промышленную) переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции, для пополнения оборотных средств, обновления основных фондов, развития первичной переработки молока и мяса.
Государственная поддержка данного направления будет осуществляться на условиях софинансирования посредством предоставления субсидий из областного бюджета на возмещение части затрат по уплате процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах сельскохозяйственными организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, включая индивидуальных предпринимателей (за исключением крестьянских (фермерских) хозяйств, указанных в подразделе, касающемся повышения финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе), а также организациями всех организационно-правовых форм, осуществляющими первичную и последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции.
Направления целевого использования субсидируемых кредитов, размеры предоставляемых субсидий, порядок и условия их предоставления устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года N 446 "О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы", а также иными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и Правительства Калужской области в части софинансирования этого направления.
4.3.3. Снижение рисков потери доходов в сельском хозяйстве
при производстве сельскохозяйственной продукции
Целью осуществления мероприятий по снижению рисков в сельском хозяйстве является снижение рисков потери доходов при производстве сельскохозяйственной продукции в случае наступления неблагоприятных событий природного характера, а также при ценовых колебаниях на промышленную и сельскохозяйственную продукцию.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
- увеличение удельного веса застрахованных посевных площадей в общей посевной площади до 18 процентов;
- обеспечение устойчивого воспроизводства в сельском хозяйстве;
- стабилизация финансово-экономического состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- повышение инвестиционной привлекательности сельского хозяйства.
Государственную поддержку предполагается осуществлять на условиях софинансирования посредством предоставления субсидий за счет бюджетных средств для возмещения 50 процентов затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых взносов по договорам страхования, заключенным ими со страховыми организациями, имеющими лицензию на проведение такого вида страхования.
Указанные субсидии будут предоставляться при проведении страхования рисков утраты (гибели) или частичной утраты сельскохозяйственной продукции, в том числе урожая сельскохозяйственных культур (зерновых, масличных, технических, кормовых, картофеля и овощей), урожая многолетних насаждений, а также посадок многолетних насаждений в результате воздействия опасных для производства сельскохозяйственной продукции природных явлений (засуха, заморозки, вымерзание, выпревание, градобитие, пыльные бури, половодье и переувлажнение почвы).
4.4. Развитие приоритетных отраслей сельского хозяйства
4.4.1. Развитие приоритетных отраслей животноводства
Приоритетной отраслью сельского хозяйства в Калужской области является животноводство, что обусловлено благоприятными климатическими условиями для производства кормов и содержания животных, ростом спроса на высококачественную, экологически чистую натуральную продукцию.
Меры государственной поддержки и развития рынков животноводческой продукции будут способствовать росту производственного потенциала данной отрасли сельскохозяйственного производства.
Меры государственной поддержки на 2008-2012 годы направлены на стабилизацию поголовья в молочном и мясном животноводстве. Реализация этих мер не только позволит нарастить производство молока и отдельных видов мяса, но и будет способствовать сохранению традиционного уклада жизни, обеспечению повышения уровня доходов на селе.
В целях увеличения продуктивности сельскохозяйственных животных планируется проведение мероприятий, направленных на повышение генетического потенциала сельскохозяйственных животных как за счет совершенствования качества разводимых в области пород, так и за счет ввоза племенного скота из других регионов России и из-за пределов Российской Федерации (в т.ч. голштинской, симментальской, швицкой пород и мясной породы шароле). К 2012 году удельный вес племенного скота в общем поголовье возрастет до 19,4%.
Производство молока во всех категориях хозяйств к 2012 году планируется увеличить до 4300 тонн, что составит 125 процентов по отношению к 2006 году. Объем производства скота и птицы (в живом весе) к 2012 году по сравнению с 2006 годом достигнет 1150 тонн и превысит уровень 2006 года на 27%.
Мероприятия по племенному животноводству позволят укрепить финансовое положение племенных хозяйств и обеспечить доступ к покупке племенного скота хозяйствам, занимающимся товарным производством животноводческой продукции.
Государственная поддержка данного направления будет осуществляться на условиях софинансирования федерального и областного бюджетов.
Средства, предоставленные из федерального бюджета, будут направлены в форме субсидий сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам, у которых племенные животные зарегистрированы в государственном племенном регистре Министерства сельского хозяйства Российской Федерации:
- на содержание племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных;
- на содержание племенных быков-производителей в организациях по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных, у которых проверено качество потомства или которые находятся на стадии оценки качества потомства;
- на приобретение быков-производителей организациями по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных;
- для сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств на возмещение части затрат:
- на приобретение семени быков-производителей, которые улучшают качество потомства;
- на приобретение племенного молодняка.
Средства областного бюджета будут направлены в форме субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по производству и реализации сельскохозяйственной продукции на территории Калужской области:
- на содержание племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных;
- на возмещение части затрат на приобретение семени быков-производителей;
- на приобретение племенного молодняка крупного рогатого скота, свиней и овец;
- на компенсацию части затрат по приобретению инкубационного яйца для инкубаторно-птицеводческих станций (далее - ИПС).
Кроме того, реализация мер по поддержке племенного животноводства, осуществляется также посредством поставок по лизингу племенного скота и современного оборудования для животноводческих комплексов и ферм.
Перспективной подотраслью сельского хозяйства является пчеловодство, поставляющее целебный для здоровья населения области продукт питания. В целях развития пчеловодства планируется предоставление субсидий из средств областного бюджета юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по производству и реализации сельскохозяйственной продукции на территории района на компенсацию части затрат на приобретение пчелосемей.
Порядок и условия предоставления субсидий по этому направлению устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года N 446 "О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы", а также иными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и Правительства Калужской области в части софинансирования данного направления.
4.4.2. Развитие приоритетных отраслей растениеводства
В растениеводстве основные меры государственной поддержки будут направлены на производство высококачественного семенного материала, льнопродукции и закладку многолетних насаждений.
4.4.2.1. Поддержка элитного семеноводства
Целью осуществляемых мероприятий по поддержке элитного семеноводства является повышение эффективности производства сельскохозяйственных культур на основе обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей высококачественными семенами.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
увеличение площади, засеваемой элитными семенами, до научно обоснованной нормы, составляющей 15 процентов от общей площади посевов;
обеспечение доступности приобретения элитных семян для производства качественного репродуктивного семенного материала.
Государственная поддержка данного направления будет осуществляться на условиях софинансирования федерального и областного бюджетов. Субсидии за счет средств федерального и областного бюджетов будут направляться юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по производству и реализации сельскохозяйственной продукции на территории Калужской области на приобретение у российских производителей элитных семян сельскохозяйственных культур, в частности: зерновых, зернобобовых, бобовых многолетних трав, кукурузы, картофеля, клевера, люцерны, злаковых многолетних трав и льна.
Порядок и условия предоставления субсидий по этому направлению устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года N 446 "О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы", а также иными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и Правительства Калужской области в части софинансирования данного направления.
4.5. Повышение уровня жизни сельского населения, создание
условий для обеспечения занятости и устойчивого развития
сельских территорий
Основными направлениями, обеспечивающими устойчивое развитие сельских территорий района являются развитие малых форм хозяйствования на селе, повышение уровня и качества жизни сельского населения. Данные направления включают в себя реализацию следующих мероприятий:
- создание условий для обеспечения финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе;
- повышение уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских поселений.
4.5.1. Создание условий для развития малых форм хозяйствования на селе
Целями осуществления мероприятий по созданию условий для развития малых форм хозяйствования на селе является рост производства, объемов реализации сельскохозяйственной продукции, производимой крестьянскими (фермерскими) и личными подсобными хозяйствами, рост объемов оказываемых услуг и выполняемых работ создаваемыми ими сельскохозяйственными потребительскими кооперативами и в итоге повышение доходов сельского населения.
Для достижения указанных целей будут решаться следующие задачи:
- создание условий для обеспечения доступности личных подсобных хозяйств, крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов к кредитам;
- создание условий для развития системы сельскохозяйственной потребительской кредитной кооперации;
- создание и развитие функционирующей сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов по снабжению, сбыту и переработке сельскохозяйственной продукции;
- создание условий для динамичного роста доходов сельского населения.
Предполагается осуществлять государственную поддержку предоставлением субсидий за счет средств федерального и областного бюджетов на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах крестьянским (фермерским) хозяйствам, гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственным потребительским кооперативам (снабженческим, сбытовым, перерабатывающим, обслуживающим, в том числе кредитным), созданным в соответствии с Федеральным законом "О сельскохозяйственной кооперации", а также сельскохозяйственным товаропроизводителям на развитие несельскохозяйственных видов деятельности.
Направления целевого использования субсидируемых кредитов, размеры предоставляемых субсидий, порядок и условия их предоставления за счет средств федерального бюджета устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года N 446 "О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы", а также иными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, за счет средств областного бюджета - постановлением Правительства Калужской области от 4 мая 2006 года N 116 в части софинансирования данного направления.
Вновь создаваемым сельскохозяйственным потребительским кредитным кооперативам за счет областного бюджета предоставляются средства на пополнение фонда финансовой взаимопомощи для их становления и создания базовых условий последующего развития в соответствии с Законом Калужской области "О государственной поддержке сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов на территории Калужской области".
Кроме того, субсидии за счет средств областного бюджета будут направляться гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, на возмещение части затрат, связанных с производством и реализацией сельскохозяйственной продукции в соответствии с постановлением Правительства Калужской области от 7 апреля 2003 года N 84.
4.5.2. Повышение уровня развития социальной и инженерной
инфраструктуры сельских поселений
Целью осуществления мероприятий по развитию социальной и инженерной инфраструктуры сельских поселений является повышение уровня и качества жизни сельского населения, а также создание условий для улучшения социально-демографической ситуации в сельской местности.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- улучшение жилищных условий сельского населения;
- повышение уровня и качества инженерного обустройства сельских поселений, в том числе повышение обеспеченности сельского населения питьевой водой из закрытых источников и уровня газификации домов (квартир) сетевым газом;
- развитие социальной инфраструктуры села.
Финансирование мероприятий по развитию социальной и инженерной инфраструктуры села будет осуществляться на основе принципа софинансирования за счет средств федерального бюджета, областного бюджета, местных бюджетов и внебюджетных источников.
Реализация мероприятий по развитию социальной и инженерной инфраструктуры села осуществляется в рамках областной целевой программы "Социальное развитие села Калужской области до 2010 года", принятой Законом Калужской области от 12 мая 2003 года N 206-ОЗ, учитывая предполагаемое продолжение программных мероприятий до 2012 года включительно с уточнением объемов ее финансирования.
Средства государственной поддержки за счет бюджетов различных уровней бюджетной системы Российской Федерации будут предоставляться гражданам, проживающим в сельской местности, молодым семьям и молодым специалистам на условиях и в порядке, которые предусмотрены Правилами предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2006 года N 250 "О порядке предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности". Механизм государственной поддержки определяется Положением о порядке и условиях предоставления субсидий на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, ежегодно утверждаемым постановлениями Правительства Калужской области.
Мероприятия по развитию жилищного строительства в сельской местности и обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов предполагается осуществлять также с использованием механизма ипотечного кредитования.
Ипотечный кредит предполагается предоставлять на следующие цели:
- приобретение готового жилого помещения в сельской местности;
- создание объекта индивидуального жилищного строительства в сельской местности, в том числе завершение ранее начатого;
- приобретение жилого помещения путем участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома в сельской местности.
4.6. Восстановление и повышение плодородия почв земель
сельскохозяйственного назначения
Целями осуществления мероприятий по поддержанию почвенного плодородия являются сохранение и рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов, а также создание условий для увеличения объемов производства высококачественной сельскохозяйственной продукции на основе восстановления и повышения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения при выполнении комплекса гидромелиоративных, культуртехнических, агрохимических, водохозяйственных и организационных мероприятий с использованием современных достижений науки и техники.
Достижение поставленных целей будет обеспечиваться решением следующих задач:
- систематическое воспроизводство и повышение природного плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения;
- защита земель от подтопления, водной эрозии и воздействия других негативных техногенных факторов;
- внесение минеральных удобрений.
Мероприятия по поддержанию почвенного плодородия реализуются в рамках федеральной целевой программы "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 99, учитывая при этом предполагаемое продолжение программных мероприятий до 2012 года включительно.
Соглашением, заключенным между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и министерством сельского хозяйства Калужской области по реализации федеральной целевой программы "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы" предусматривается как прямое выделение государственных инвестиций на строительство, реконструкцию и восстановление объектов мелиорации, так и оказание государственной поддержки в отношении отдельных мероприятий.
Соглашением предусматривается финансирование за счет средств федерального бюджета строительства и реконструкции крупных водохозяйственных объектов, имеющих межрегиональное значение, межхозяйственных мелиоративных систем, за счет средств областного бюджета - мероприятий по сохранению и восстановлению плодородия почв. Средства областного бюджета предоставляются юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по производству и реализации сельскохозяйственной продукции на территории Калужской области в форме субсидий на приобретение минеральных удобрений, агрохимические мероприятия, агрохимическое обследование почв, вовлечение в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых угодий и предотвращение от выбытия из оборота сельскохозяйственных угодий, проведение мелиоративных мероприятий. Кроме того, средства областного бюджета предоставляются на финансирование следующих мероприятий: проектирование, строительство и реконструкция мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений. Указанные мероприятия проводятся на землях сельскохозяйственного назначения, находящихся в областной собственности с целью сохранения и восстановления плодородия почв.
Порядок и условия предоставления средств областного бюджета по этому направлению устанавливаются постановлениями Правительства Калужской области.
5. Ресурсное обеспечение муниципальной целевой программы
Финансирование программы осуществляется за счет средств федерального, областного и местного бюджетов.
Предполагается, что финансирование мероприятий по направлениям: "Достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства", "Развитие приоритетных отраслей сельского хозяйства", "Создание общих условий функционирования сельского хозяйства", "Повышение уровня жизни сельского населения", "Создание условий для обеспечения занятости и устойчивого развития сельских территорий" и "Восстановление и повышение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения" из федерального бюджета будет определяться в соответствии с Федеральным законом "О развитии сельского хозяйства" от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ и постановлением Правительства РФ от 14 июля 2007 года N 446 "О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы", в объемах, установленных федеральным законом о бюджете на очередной финансовый год и плановый период, по направлениям и в порядках, утверждаемых Правительством Российской Федерации.
Финансирование мероприятий за счет средств областного бюджета будет осуществляться в соответствии с программой в объемах, установленных областным законом на очередной финансовый год и плановый период, в порядках, утверждаемых Правительством Калужской области или уполномоченным органом.
Программа направлена на стимулирование привлечения в сельское хозяйство области внебюджетных средств: частных инвестиций, кредитов коммерческих банков, средств страховых организаций, сельскохозяйственных организаций и иных не запрещенных законом источников.
Таблица 3
Объемы и источники финансирования мероприятий программы
млн. рублей
/------------------------------------------------------------------------
| Источник | Объем | В том числе по годам
| финансирования | финансирования |---------------------------------\
| |на 2008-2012 гг.|2008 | 2009 | 2010 |2011 | 2012 |
|--------------------+----------------+-----+-------+------+-----+------|
|Областной бюджет | 2991,8 |386,2| 605,8 |618,2 |671,5|710,1 |
|--------------------+----------------+-----+-------+------+-----+------|
|Федеральный бюджет | 3391,3 |540,2| 634,5 |689,4 |742,9|784,3 |
|<*> | | | | | | |
|--------------------+----------------+-----+-------+------+-----+------|
|Местный бюджет | 2 | 0,4 | 0,4 | 0,4 | 0,4 | 0,4 |
|--------------------+----------------+-----+-------+------+-----+------|
|Итого | 6385,1 |926,8|1240,7 |1308,0|1414,|1494,8|
| | | | | | 8 | |
\-----------------------------------------------------------------------/
<*> Объемы финансовых средств из федерального бюджета, выделяемые Калужской области до 2012 года на мероприятия программы, уточняются после принятия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый период.
На достижение целевых показателей реализации программы могут повлиять риски, складывающиеся под воздействием негативных факторов социально-экономических проблем, имеющихся не только в аграрном секторе области, но и в целом в Российской Федерации.
В качестве основных факторов, которые могут негативно повлиять на эффективность реализации программы, рассматриваются следующие риски:
- макроэкономические риски, обусловленные ухудшением внутренней и внешней конъюнктуры мировых цен на отдельные товары, снижением темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности, которые не позволят выйти на устойчивый темп развития агропромышленного комплекса области, тем самым усилят зависимость дальнейшего развития от государственных инвестиций;
- природно-климатические риски, обусловленные тем, что сельское хозяйство относится к отраслям, в значительной степени зависящим от погодно-климатических условий, а также тем, что колебания погодных условий оказывают серьезное влияние на урожайность сельскохозяйственных культур, объемы их производства и на обеспеченность животноводства кормовыми ресурсами.
Вышеотмеченные риски могут привести к снижению качественных и количественных прогнозируемых показателей и основных целевых индикаторов программы, что потребует их корректировки.
6. Механизм реализации программы
Субъектами права на получение государственной поддержки являются юридические лица, включая сельскохозяйственные потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по производству и реализации сельскохозяйственной продукции на территории Калужской области, а также граждане, ведущие личное подсобное хозяйство.
Реализация мероприятий по развитию социальной и инженерной инфраструктуры села осуществляется в рамках областной целевой программы "Социальное развитие села Калужской области до 2010 года", принятой Законом Калужской области от 12 мая 2003 года N 206-ОЗ, учитывая предполагаемое продолжение программных мероприятий до 2012 года включительно с уточнением объемов ее финансирования.
Мероприятия по поддержанию почвенного плодородия реализуются в рамках федеральной целевой программы "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 99, учитывая при этом предполагаемое продолжение программных мероприятий до 2012 года включительно.
7. Оценка социально-экономической эффективности целевой программы
Реализация программы позволит закрепить позитивные тенденции в сельском хозяйстве района, создать благоприятные условия для его дальнейшего развития, значительно укрепить финансовое состояние большинства сельскохозяйственных организаций, а также улучшить условия для воспроизводственного процесса в аграрном секторе. Одновременно будут созданы оптимальные условия для реализации сельскохозяйственной продукции как сельскохозяйственным организациям, так и крестьянским (фермерским) и личным подсобным хозяйствам.
Производство продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств к 2012 году (в сопоставимой оценке) планируется увеличить по отношению к 2006 году на 26,6 процента. В 2009-2010 годах прогнозируется ежегодное увеличение темпов роста производства продукции сельского хозяйства, а в 2011-2012 годах - их последующий рост и стабилизация.
Среднегодовой рост объема производства продукции сельского хозяйства по прогнозу за 5-летний период составит 4,8 процента.
Увеличение объема производства будет способствовать дополнительному поступлению средств в областной и местный бюджеты за счет налоговых отчислений, что подтверждает бюджетную эффективность программы. Рост производства валовой продукции сельского хозяйства в значительной степени будет обеспечен за счет роста производства продукции животноводства.
Увеличение производства продукции животноводства ожидается в основном за счет обновления основных производственных фондов, внедрения современного технологического оборудования, в том числе для модернизации животноводческих ферм, и как следствие создания принципиально новой технологической базы, а также за счет наращивания генетического потенциала продуктивности животноводства и создания соответствующей кормовой базы.
Ключевым направлением развития сельского хозяйства останется привлечение инвестиций. Наибольший прирост инвестиций в сельское хозяйство, наблюдающийся в 2006-2007 годах, является результатом реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК" в Калужской области. В 2008-2012 годах прогнозируемый ежегодный объем частных инвестиций в сельское хозяйство в районе составит более 26 млн. рублей. Суммарный объем частных инвестиций в сельское хозяйство района за период реализации программы по прогнозу составит 132,4 млн. рублей.
Достижению поставленных целей и задач будет способствовать государственная поддержка из федерального, областного и местного бюджетов сельскохозяйственного производства области. В 2008 году ожидаемый уровень государственной поддержки из средств областного бюджета к объему производства валовой сельскохозяйственной продукции составит 0,023 рубля на один рубль. В последующем периоде в связи ростом эффективности сельскохозяйственного производства, обусловленным достижением поставленных целей и задач, ожидается снижение данного показателя с 0,033 рубля в 2009 году до 0,027 рубля в 2012 году.
Экономическую эффективность программы характеризует показатель отношения объема производства валовой сельскохозяйственной продукции за период реализации программы к объему государственных средств, направленных из областного и федерального бюджетов за аналогичный период. На один рубль государственных средств планируется получить около 16,6 рубля валовой сельскохозяйственной продукции.
В первые годы реализации программы ожидается незначительное снижение обеспеченности сельскохозяйственных товаропроизводителей некоторыми видами техники за счет опережающего выбытия устаревшей техники. Вместе с тем в сельское хозяйство района ежегодно будет поступать более энергонасыщенная и ресурсосберегающая техника, позволяющая существенно экономить материальные затраты, тем самым обеспечивая снижение себестоимости производимой сельскохозяйственной продукции и повышение конкурентоспособности отрасли в целом.
Всего за период реализации программы сельскохозяйственными товаропроизводителями района будет приобретено около 36 тракторов и 18 зерноуборочных комбайнов. Ежегодный коэффициент обновления основных видов сельскохозяйственной техники по прогнозу за период с 2010 по 2012 годы составит более 15 процентов.
В результате существенного обновления машинно-тракторного парка, укрепления материально-технической базы государственного предприятия Калужской области "Калужская машинно-технологическая станция" и реализации мероприятий по предотвращению от выбытия из сельскохозяйственного оборота сельскохозяйственных угодий, ежегодный объем вовлечения в сельскохозяйственный оборот и предотвращения от выбытия из него площадей сельскохозяйственных угодий планируется увеличить до 800 га.
По прогнозу реализация программы позволит к 2012 году увеличить удельный вес прибыльных сельскохозяйственных организаций до 86%, повысить уровень рентабельности сельскохозяйственной продукции в сельскохозяйственных организациях до 24%.
Социальная эффективность реализации программы будет обеспечена за счет роста доходов работников, занятых в сельскохозяйственном производстве и решения острых жилищных вопросов в сельской местности. Среднемесячная заработная плата работников, занятых в сельскохозяйственном производстве по прогнозу в 2012 году составит 7200 рублей и увеличится к уровню 2006 года в 2,6 раза. Объем ввода и приобретения жилья для граждан, проживающих в сельской местности, молодых семей и молодых специалистов составил в 2007 году 526,8 кв. м.
В целом реализация мероприятий программы подтверждается бюджетной, экономической и социальной эффективностью. Кроме того, программа является логическим продолжением мероприятий, реализуемых органами исполнительной власти и местного самоуправления, а также сельскохозяйственными товаропроизводителями во исполнение задач приоритетного национального проекта "Развитие АПК" в Калужской области. Комплекс мер государственной поддержки, предусмотренных программой, позволит создать значительный потенциал для дальнейшего динамичного развития сельскохозяйственного производства, социального развития сельских территорий, повысить уровень и качество жизни сельского населения Спас-Деменского района.
<< Назад |
Раздел 3 >> Раздел 3 |
|
Содержание Решение Спас-Деменского районного Собрания Калужской области от 13 марта 2008 г. N 318 "О муниципальной целевой программе... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.