Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства Калужской области
от 28 июля 2010 г. N 307
Долгосрочная целевая программа
"Энергосбережение и повышение энергоэффективности
в Калужской области на 2010-2020 годы"
8 сентября 2010 г., 21 марта, 2 августа, 13, 30 декабря 2011 г., 30 мая, 24 августа, 17 декабря 2012 г., 8 апреля, 14 ноября 2013 г.
Постановлением Правительства Калужской области от 14 ноября 2013 г. N 606 в паспорт настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного постановления
Паспорт
долгосрочной целевой программы
"Энергосбережение и повышение энергоэффективности
в Калужской области на 2010-2020 годы"
1. Наименование |
Долгосрочная целевая программа "Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Калужской области на 2010-2020 годы" (далее - Программа) |
||||||||
2. Заказчик Программы |
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области |
||||||||
3. Разработчик |
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области |
||||||||
4. Дата принятия решения о разработке |
Распоряжение Губернатора Калужской области от 09.11.2009 N 125-р "О разработке долгосрочной целевой программы "Повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в Калужской области на 2010-2014 годы" |
||||||||
5. Цель |
Повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов и снижение энергоемкости валового регионального продукта Калужской области на 20 процентов к уровню 2009 года |
||||||||
6. Задачи |
- развитие действующих правовых, финансово-экономических и ценовых механизмов, стимулирующих производителей и потребителей топливно-энергетических ресурсов Калужской области к внедрению энергосберегающих технологий и оборудования; - обеспечение учета всего объема потребляемых энергетических ресурсов на объектах коммунального хозяйства, в организациях бюджетной сферы и жилищном фонде; - проведение энергетических обследований, ведение энергетических паспортов в организациях бюджетной сферы Калужской области и жилищном фонде Калужской области; - внедрение современных энергосберегающих технологий, оборудования и материалов в организациях бюджетной сферы Калужской области и в жилищном фонде Калужской области; - привлечение к потреблению вторичных энергетических ресурсов и возобновляемых источников энергии; - активизация пропаганды по энергосбережению и внедрению эффективного использования топливно-энергетических ресурсов |
||||||||
7. Целевые индикаторы и показатели |
Целевые индикаторы и показатели определены в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности |
||||||||
8. Сроки и этапы реализации |
2010-2020 годы, одноэтапно |
||||||||
9. Перечень подпрограмм и основных мероприятий |
Основные мероприятия: - организационные мероприятия по энергосбережению и повышению энергоэффективности в Калужской области; - энергосбережение в сфере жилищно-коммунального хозяйства; - сокращение энергетических потерь в бюджетной сфере; - использование вторичных топливно-энергетических ресурсов и возобновляемых источников энергии; - стимулирование энергоресурсосбережения и повышения энергоэффективности; - информационное обеспечение энергосбережения и пропаганда эффективного использования энергетических ресурсов |
||||||||
10. Объемы финансирования |
Годы |
Итого (тыс. руб.) |
В том числе |
||||||
Федеральный бюджет (1) |
Областной бюджет (2) |
Местный бюджет (3) |
Внебюджетные источники (4) |
||||||
|
15172901,7 |
248298,9 |
1433452,8 |
3714530,0 |
9776620,0 |
||||
2010 |
851350,0 |
0,0 |
0,0 |
380000,0 |
471350,0 |
||||
2011 |
1354706,0 |
0,0 |
67226,0 |
394280,0 |
893200,0 |
||||
2012 |
1614875,3 |
76420,8 |
118744,5 |
420300,0 |
999410,0 |
||||
2013 |
1598723,6 |
171878,1 |
258235,5 |
280650,0 |
887960,0 |
||||
2014 |
1568228,4 |
0,0 |
316228,4 |
319900,0 |
932100,0 |
||||
2015 |
1568228,4 |
0,0 |
316228,4 |
319900,0 |
932100,0 |
||||
2016 |
1323358,0 |
0,0 |
71358,0 |
319900,0 |
932100,0 |
||||
2017 |
1323358,0 |
0,0 |
71358,0 |
319900,0 |
932100,0 |
||||
2018 |
1323358,0 |
0,0 |
71358,0 |
319900,0 |
932100,0 |
||||
2019 |
1323358,0 |
0,0 |
71358,0 |
319900,0 |
932100,0 |
||||
2020 |
1323358,0 |
0,0 |
71358,0 |
319900,0 |
932100,0 |
||||
(1) Средства федерального бюджета будут привлекаться в рамках участия Калужской области в проводимом ежегодно Министерством энергетики Российской Федерации конкурсном отборе среди субъектов Российской Федерации. (2) Финансирование программных мероприятий из областного бюджета будет осуществляться в пределах средств, предусмотренных законом Калужской области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период. (3) Объемы финансовых средств, направляемых на реализацию Программы из местных бюджетов, ежегодно уточняются в соответствии с решениями органов местного самоуправления муниципальных образований Калужской области о местных бюджетах на очередной финансовый год и на плановый период. (4) Объемы финансовых средств, привлекаемых на реализацию Программы из внебюджетных источников, определяются на основе соглашений. | |||||||||
11. Ожидаемые результаты |
Годовая экономия топливно-энергетических ресурсов в 2020 году по всем потребителям в объеме около 745 тыс. тонн условного топлива; - снижение затрат по оплате за энергетические ресурсы по всем потребителям в 2020 году в сумме около 4,75 млрд. рублей; - ежегодное снижение не менее чем на 3 % объемов энергопотребления жилищно-коммунальным хозяйством и организациями бюджетной сферы Калужской области |
||||||||
12. Система организации контроля за исполнением |
Контроль за исполнением Программы осуществляется в соответствии с Порядком принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств областного бюджета, их формирования и реализации и Порядком проведения и критериями оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств областного бюджета, утвержденными постановлением Правительства Калужской области от 30.11.2007 N 315 (в ред. постановления Правительства Калужской области от 31.03.2009 N 111) |
1. Содержание проблемы и необходимость ее решения
программным методом
Долгосрочная целевая программа "Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Калужской области на 2010-2020 годы" разработана в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности", Законом Калужской области от 31.05.2010 N 12-ОЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности на территории Калужской области".
В настоящее время износ инженерной инфраструктуры Калужской области составляет более 60%, около четверти основных фондов полностью отслужили свой срок. Потери тепла при эксплуатации существующих тепловых, водопроводных сетей значительно превышают нормативы. Потери, связанные с утечками из-за внутренней и внешней коррозии трубопроводов, составляют также 10-15%, а срок службы теплотрасс по этой причине в настоящее время в 4-6 раз ниже нормативного. Суммарные потери в тепловых сетях иногда достигают 30% от произведенной тепловой энергии, что эквивалентно 6,5-8,0 млн. тонн условного топлива (далее - т.у.т.) в год. Перерасход топлива в котельных малой мощности из-за плохой водоподготовки и неотлаженного процесса горения составляет 12,5% и выше. Коэффициент полезного действия таких котельных колеблется в пределах 30-40%. Планово-предупредительный ремонт сетей и оборудования систем водоснабжения в ряде случаев полностью уступил место аварийно-восстановительным работам, единичные затраты на проведение которых в 2,5-3 раза выше, чем затраты на плановый ремонт таких же объектов. Это все не только ведет к накапливанию "недоремонта" и падению надежности, но и является фактором высоких тарифов на энергоресурсы, снижает конкурентоспособность продукции и услуг организаций Калужской области, увеличивает их себестоимость.
Комплексное решение проблем, связанных с эффективным использованием топливно-энергетических ресурсов на территории Калужской области, является одной из приоритетных задач экономического развития хозяйственного комплекса региона. Рост тарифов на тепловую и электрическую энергию, цен на газ и опережающий уровень инфляции приводят к снижению конкурентоспособности товаропроизводителей области, повышению расходов областного бюджета и местных бюджетов на энергообеспечение жилых домов, учреждений социальной сферы области, увеличению коммунальных платежей. Все эти негативные последствия обусловливают объективную необходимость экономии топливно-энергетических ресурсов на территории Калужской области и актуальность проведения целенаправленной политики энергосбережения.
Особенно актуальна задача энергосбережения в социальной и жилищно-коммунальной сферах Калужской области. Именно в этих сферах расходуется большая часть бюджетных средств. Деятельность жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ) Калужской области сопровождается большими потерями энергетических ресурсов при их производстве, транспортировке и потреблении.
С целью переориентации расходов местных бюджетов на нужды энергосбережения в сфере ЖКХ необходимо в ходе мероприятий по строительству, капитальному ремонту, реконструкции, модернизации и подготовительных работ к осенне-зимнему периоду максимально использовать энергосберегающие технологии, оборудование и материалы. Это, в свою очередь, позволит привлечь на нужды энергосбережения до 400 млн. рублей, ежегодно расходуемых из местных бюджетов на подготовку к отопительному периоду.
Основными объектами коммунальной инфраструктуры Калужской области, существенным образом влияющими на эффективность использования топливно-энергетических ресурсов, являются котельные и тепловые сети. При этом наибольшие резервы экономии энергоресурсов сосредоточены в процессе обеспечения потребителей теплом.
В Калужской области отопление жилых домов и объектов бюджетной сферы обеспечивает 621 котельная, из которых 524 находятся в муниципальной собственности. При этом 490 котельных работают на газовом топливе (природный газ), 124 - на твердом топливе (каменный уголь), 7 - на жидком топливе (дизельное топливо).
В настоящее время около 30% котельных нуждаются в реконструкции и модернизации в связи с большим износом оборудования и загруженностью менее 40% (из-за произошедшего снижения присоединенной нагрузки после ликвидации какого-либо производства или газификации домовладений).
Состояние жилищно-коммунальной отрасли Калужской области в настоящее время характеризуется высокой степенью износа основных фондов ЖКХ. Основная проблема - ветхость объектов инженерной инфраструктуры, особенно сетей, которая растет опережающими темпами по сравнению с капиталовложениями в их ремонт. В настоящее время износ объектов коммунальной инфраструктуры близок к 70%.
Как показал мониторинг, проведенный в 2010 году министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области, приведение в нормативное состояние всего сетевого хозяйства Калужской области с учетом нового строительства объектов коммунальной инфраструктуры требует около 36,2 млрд. рублей.
В Калужской области в тепловых сетях протяженностью более 1286,6 км. (в 2-х трубном исчислении) ежегодно теряется более 2,2 млн. Гкал тепловой энергии.
Результаты энергетических обследований систем теплоснабжения в г. Людиново и г. Калуге показывают, что фактические потери в обследованных тепловых сетях превышают нормативные в 1,2-2 раза. Определение фактических нагрузок и потерь должно быть составной частью разработки общего топливно-энергетического баланса муниципального образования.
Приведение тепловых потерь к нормативным значениям, помимо экономии тепловой энергии и снижения затрат электроэнергии на ее транспортирование, обеспечит высвобождение тепловой мощности. При этом может отпасть необходимость строительства новых источников тепла.
Таким образом, при оценке экономической эффективности при прокладке участков тепловых сетей должны учитываться не только сэкономленное тепло, но и капитальные затраты на строительство новых теплоисточников.
В практику теплоснабжающих организаций необходимо ввести анализ состояния тепловых сетей не только по показателю отношения потерь тепловой энергии к отпуску, но и по показателю отношения фактических потерь к нормативным.
В настоящее время в Калужской области реализуется утвержденная постановлением Правительства Калужской области от 18.05.2009 N 195 "Об утверждении региональной адресной программы внедрения коллективного (общедомового) учета потребления энергоресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии и газа) в многоквартирных домах на 2009-2012 годы" региональная адресная программа внедрения коллективного (общедомового) учета потребления энергоресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии и газа) в многоквартирных домах на 2009-2012 годы, основной целью которой является комплексное решение проблем перехода на оплату потребителями энергоресурсов, исходя из фактического потребления в 2 тыс. многоквартирных домов. В 2010 году планируется установить 1707 приборов учета, в том числе 668 теплосчетчиков и 1039 водосчетчиков. В 2011 году и последующие годы темпы оснащения приборами учета необходимо значительно увеличить.
При капитальных ремонтах жилых домов требуется присвоение класса энергоэффективности многоквартирных домов в зависимости от уровня энергоэффективности, выявление многоквартирных домов, требующих реализации первоочередных мер по повышению энергоэффективности, сопоставление уровней энергоэффективности с российскими и зарубежными аналогами и оценка на этой основе потенциала энергосбережения в квартале (районе, микрорайоне), максимальное использование комплекса технических мер по повышению эффективности потребления топливно-энергетических ресурсов (далее - ТЭР).
Огромную роль в экономии энергоресурсов играет человеческий фактор. Укоренение у людей привычки к минимизации использования энергии или поведенческое энергосбережение, которое подразумевает обеспечение потребностей при меньшем потреблении энергоресурсов, достигается информационной поддержкой, методами пропаганды, обучением энергосбережению. Зарубежный опыт подтверждает, что только активная пропаганда энергосбережения позволяет добиться сокращения потребления энергоресурсов до 10 процентов.
Крайне важно сделать энергосбережение выгодным бизнесом как для организаций, профессионально занимающихся энергосбережением, так и для инвесторов, внедрить организационно-правовые и финансовые механизмы перевода жилищно-коммунальной и бюджетной сфер деятельности на энергоэффективный путь развития. С другой стороны, энергосбережение должно быть превращено для потребителей энергоресурсов в доступный способ снижения расходов, укоренение у людей привычки к минимизации использования энергии, что достигается информационной поддержкой, методами пропаганды, обучением энергосбережению.
За счет квалифицированного построения правовых норм и организационных механизмов необходимо обеспечить активное участие собственников многоквартирных домов в энергоэффективном управлении жилой недвижимостью. Предусматривается создание механизмов мотивации управляющих компаний в повышении комфортности проживания и эффективности использования поставляемых коммунальных ресурсов и выведение энергосервисных компаний на рынок оказания коммунальных услуг.
Решение проблем экономии топливно-энергетических ресурсов на территории Калужской области возможно только в комплексе и требует взаимодействия между органами исполнительной власти Калужской области, органами местного самоуправления Калужской области и организациями Калужской области, направленного на осуществление энергосберегающих мероприятий.
Программа необходима для организации и реализации энергосберегающей политики при одновременном решении проблемы рационального использования топливно-энергетических ресурсов на территории Калужской области и создания условий для решения социальных проблем. Высвободившиеся за счет реализации энергосберегающих проектов средства будут направлены на создание более надежных условий обеспечения энергией объектов жилищно-коммунальной сферы Калужской области и решение социальных вопросов.
Исключительная важность реализации Программы заключается в том, что конечные результаты ее выполнения равносильны вводу новых генерирующих мощностей. При этом финансовые затраты на ее реализацию значительно ниже, чем на строительство новых энергоустановок мощностью, эквивалентной мощности, высвободившейся в результате внедрения энергосберегающих мероприятий.
2. Основные цели и задачи Программы
Целью Программы является повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов и снижение энергоемкости валового регионального продукта Калужской области не менее чем на 20% уровню 2009 года.
В ходе реализации Программы предусматривается обеспечить решение следующих задач:
- развитие действующих правовых, финансово-экономических и ценовых механизмов, стимулирующих производителей и потребителей топливно-энергетических ресурсов Калужской области к внедрению энергосберегающих технологий и оборудования;
- обеспечение учета всего объема потребляемых энергетических ресурсов на объектах коммунального хозяйства в организациях бюджетной сферы и жилищном фонде;
- проведение энергетических обследований, ведение энергетических паспортов в организациях бюджетной сферы Калужской области и жилищном фонде Калужской области;
- внедрение современных энергосберегающих технологий, оборудования и материалов в организациях бюджетной сферы Калужской области и в жилищном фонде Калужской области;
- привлечение к потреблению вторичных энергетических ресурсов и возобновляемых источников энергии;
- активизация пропаганды по энергосбережению и внедрению эффективного использования топливно-энергетических ресурсов.
Оценка результативности Программы будет ежегодно отслеживаться на основании целевых индикаторов и показателей, указанных в Приложении N 1.
Управление реализацией Программы невозможно без создания регионального мониторинга энергопотребления, основной задачей которого является создание и информационное обеспечение системы управления энергоэффективностью.
Для мониторинга энергопотребления и управления процессами в энергосбережении с использованием единого информационного пространства будет применена индикативная система оценки реализации энергосберегающих мероприятий и проектов на основе вышеуказанного перечня целевых индикаторов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
3. Сроки и этапы реализации Программы
Программа рассчитана на 2010-2020 годы, в один этап.
Постановлением Правительства Калужской области от 14 ноября 2013 г. N 606 в раздел 4 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного постановления
4. Система основных мероприятий Программы
Программа предусматривает широкий спектр научно-технических и технологических мероприятий, направленных на создание и повышение эффективности использования ТЭР на территории Калужской области.
Основными принципами реализации Программы являются:
- комплексный подход и системность планируемых мероприятий;
- обеспечение основных стандартов энергопотребления;
- консолидация действий исполнительных органов государственной власти Калужской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Калужской области, организаций в части решения вопроса повышения энергоэффективности;
- привлечение для реализации энергосберегающих проектов на территории Калужской области всех источников финансирования, включая средства областного и местных бюджетов и внебюджетные средства.
В ходе реализации Программы предполагается максимально возможное использование механизмов частно-государственного партнерства в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности".
Система основных мероприятий Программы приведена в Приложении N 2 к Программе.
Основными инструментами для реализации Программы являются приборный учет и энергетические обследования, использование которых позволит выявить причины потерь энергоресурсов и осуществить на следующих этапах необходимые энергосберегающие мероприятия.
Программа предусматривает меры по энергосбережению как в энергоснабжающих организациях области, так и у потребителей энергетических ресурсов Калужской области:
- энергосбережение в сфере ЖКХ - область реализации программных мероприятий: энергосбережение в коммунальной энергетике и при эксплуатации жилищного фонда Калужской области, создание региональной системы капитального ремонта многоквартирных домов;
- сокращение энергетических потерь в бюджетной сфере - область реализации программных мероприятий: объекты, находящиеся в областной или муниципальной собственности;
- использование вторичных энергетических ресурсов и возобновляемых источников энергии - область реализации программных мероприятий: энергосбережение в коммунальной энергетике с использованием возобновляемых и альтернативных источников энергии в условиях Калужской области;
- стимулирование, информационная поддержка и пропаганда энергосбережения - область реализации программных мероприятий: популяризация энергосбережения среди населения, стимулирование производителей и потребителей энергетических ресурсов, создание действенных механизмов понуждения к экономному и бережному расходованию энергетических ресурсов.
4.1. Энергосбережение в сфере ЖКХ
Постановление Правительства Калужской области от 14.05.2010 N 182 "Об утверждении плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Калужской области" определило основные направления по повышению энергоэффективности в отрасли.
Мероприятия по энергосбережению и повышению
энергетической эффективности жилищного фонда
Данные мероприятия предусматривают реализацию в жилых зданиях передовых технических решений, связанных с организацией учета и распределения потребленных ресурсов между абонентами в многоквартирных жилых домах, проведение энергетических обследований, включая диагностику оптимальности структуры потребления энергетических ресурсов, а также дальнейшее проведение работ по снижению энергопотерь.
Основные этапы мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности жилищного фонда:
1 этап - организация общедомового учета энергоресурсов;
2 этап - определение соответствия фактического энергопотребления расчетным параметрам;
3 этап - выявление причин превышения многоквартирным жилым домом уровня энергопотребления (энергетические обследования);
4 этап - реализация мероприятий по энергосбережению;
5 этап - мониторинг энергетической эффективности реализованных мероприятий.
Для повышения энергоэффективности многоквартирных жилых домов планируется проведение следующих мероприятий:
- организация индивидуального поквартирного учета энергоресурсов;
- использование современных оконных конструкций;
- утепление фасадов, стен, перекрытий подвалов и верхних этажей;
- установка теплоотражателей за отопительными приборами;
- замена ламп накаливания на энергосберегающие и установка систем автоматического регулирования освещения в местах общего пользования;
- установка устройств плавного пуска электродвигателей лифтов;
- установка компенсаторов реактивной мощности;
- модернизация тепловых пунктов с установкой частотно-регулируемых приводов на насосное оборудование;
- установка автоматизированных узлов управления параметрами теплоносителя;
- оптимальное сочетание магистрального и местного управления с установкой индивидуальных тепловых пунктов (ИТП) на многоквартирных жилых домах;
- использование современного санитарно-технического оборудования и запорной арматуры;
- реконструкция водопроводных сетей;
- остекление лоджий и балконов в зданиях;
- теплоизоляция (восстановление теплоизоляции) внутренних трубопроводов систем отопления и горячего водоснабжения (далее именуется - ГВС) в неотапливаемых подвалах и на чердаках;
- снижение гидравлических и тепловых потерь за счет удаления отложений с внутренних поверхностей радиаторов и разводящих трубопроводных систем;
- установка терморегуляторов на приборах отопления;
- установка балансировочных клапанов для систем отопления многоподъездных зданий;
- перевод домов на систему индивидуального поквартирного теплоснабжения.
Мероприятия по энергосбережению и повышению
энергетической эффективности систем
коммунальной инфраструктуры
Все необходимые мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры можно разделить на три основных блока: организационные, технические и технологические.
Организационные мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры:
- проведение энергетического обследования;
- разработка технико-экономических обоснований на внедрение энергосберегающих технологий;
- анализ качества предоставления услуг электро-, тепло-, газо- и водоснабжения;
- анализ договоров электро-, тепло-, газо- и водоснабжения на предмет выявления положений договоров, препятствующих реализации мер по повышению энергетической эффективности;
- оценка аварийности и потерь в тепловых, электрических и водопроводных сетях;
- оптимизация режимов работы энергоисточников, количества котельных и их установленной мощности с учетом корректировок схем энергоснабжения, местных условий и видов топлива.
Технические и технологические мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры:
- установка современных приборов учета потребления и отпуска топливно-энергетических ресурсов;
- вывод из эксплуатации отопительных котельных, выработавших ресурс, или имеющих избыточные мощности;
- модернизация котельных с использованием энергоэффективного оборудования с высоким коэффициентом полезного действия;
- повышение экономичности и эффективности котельных путем перевода их с жидкого (дизтопливо) и твердого (каменный уголь) топлива на газ или местные виды топлива;
- внедрение систем автоматизации работы и загрузки котлов, общекотельного и вспомогательного оборудования, автоматизация отпуска тепловой энергии потребителям;
- использование телекоммуникационных систем централизованного технологического управления системами теплоснабжения;
- внедрение частотно-регулируемого привода электродвигателей тягодутьевых машин и насосного оборудования, работающего с переменной нагрузкой;
- использование установок совместной выработки тепловой и электрической энергии на базе газотурбинных, газопоршневых и турбодетандерных установок;
- снижение энергопотребления на собственные нужды котельных;
- строительство тепловых сетей с использованием энергоэффективных материалов и технологий;
- замена тепловых сетей с использованием энергоэффективного оборудования, применение эффективных технологий по тепловой изоляции вновь строящихся тепловых сетей при восстановлении разрушенной тепловой изоляции;
- установка регулируемого привода в системах водоснабжения и водоотведения;
- мероприятия по сокращению объемов электрической энергии, используемой при передаче (транспортировке) воды;
- мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая водоснабжение, газоснабжение, тепло- и электроснабжение), обеспечению постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества;
- мероприятия по организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов, в том числе определению источника компенсации возникающих при их эксплуатации нормативных потерь энергетических ресурсов (включая тепловую энергию, электрическую энергию), в частности за счет включения расходов на компенсацию данных потерь в тариф организации, управляющей такими объектами;
- мероприятия по внедрению энергосберегающих технологий и оборудования в сфере жилищно-коммунального хозяйства и на объектах капитального и жилищного строительства.
Строительство и модернизация котельных
с использованием энергоэффективных
технологий и оборудования
В 2011 году и в последующие (2012-2020) годы необходимо ежегодно проводить реконструкцию и модернизацию 20-25 котельных, на что потребуются ежегодные затраты в размере около 300 млн. рублей с финансированием из разных источников.
В случае технической возможности и экономической целесообразности Программой предусмотрено широкое внедрение современных технологий когенерации - производства энергии, основанного на совместной выработке тепловой и электрической энергии. Перспективными являются газотурбинные и газопоршневые установки. Их применение позволит не только повысить эффективность производства тепловой энергии и снизить потери при ее передаче, но и децентрализовать (где это экономически обоснованно) ее производство, что будет способствовать развитию рыночных отношений.
К энергосберегающим мероприятиям Программы в области теплоснабжения относится повышение экономичности и эффективности котельных путем перевода их с жидкого (дизтопливо) и твердого (каменный уголь) топлива на газ или местные виды топлива. Одновременно необходимо создание автоматизированных систем учета и контроля за потреблением газа. Энергосбережение в газовом хозяйстве направлено на повышение эффективности работы котельного и теплопередающего оборудования, в том числе за счет установки локальных блочных котельных, использования индивидуальных тепловых пунктов, замены кожухо-трубных бойлеров на пластинчатые теплообменники, что значительно повышает коэффициент полезного действия оборудования, позволяет снизить эксплуатационные затраты и экономить газ, используемый на выработку тепла. Кроме того, экономия достигается за счет повышения эффективности и полноты сгорания газа путем плавного регулирования режимов горения.
Также предусматривается продолжение реализации проектов по установке системы телеметрии и узлов учета газа на газораспределительные пункты, что соответствует основным направлениям энергосбережения. Эта система позволяет поднять учет природного газа на котельных на качественно новый уровень, уменьшить потери из-за приборов учета низкой точности. При этом каждый вновь вводимый объект (котельная, топочная, газотурбинная установка и т.п.) должен быть оборудован узлами учета потребления газа в соответствии с требованиями Правил учета газа Российской Федерации от 10.10.1996 и Правил по метрологии ПР 50.2.019-2006, утвержденных приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21.12.2006 N 325-ст.
Строительство и замена тепловых сетей
с использованием энергоэффективных
технологий и материалов
Основными методами снижения потерь в тепловых сетях являются:
- периодическая диагностика и мониторинг состояния тепловых сетей;
- осушение каналов трасс тепловых сетей и прочистка дренажей;
- замена ветхих и, следовательно, наиболее часто повреждающихся участков тепловых сетей (прежде всего подвергаемых затоплениям) с использованием современных теплоизоляционных конструкций на основании результатов инженерной диагностики;
- восстановление антикоррозионного, теплогидроизоляционного покрытий в доступных местах;
- обеспечение качественной водоподготовки подпиточной воды;
- организация электрохимзащиты трубопроводов;
- восстановление гидроизоляции стыков плит перекрытий каналов трасс тепловых сетей;
- вентиляция каналов и камер;
- установка сильфонных компенсаторов;
- применение улучшенных трубных сталей и неметаллических трубопроводов;
- организация определения в режиме реального времени фактических потерь тепловой энергии в магистральных тепловых сетях по данным приборов учета тепловой энергии на тепловой станции и у потребителей с целью оперативного принятия решений по устранению причин возникновения повышенных потерь;
- усиление надзора при проведении аварийно-восстановительных работ со стороны административно-технических инспекций;
- оптимальное сочетание систем теплоснабжения потребителей с центральными и индивидуальными тепловыми пунктами.
Программой предусматривается смена приоритетов в расходовании средств с замены участков тепловых сетей с трубами, поврежденными в процессе эксплуатации или летней опрессовки, на прогнозирование и предотвращение образования разрывов путем контроля скорости коррозии труб и принятия мер по ее снижению.
4.2. Сокращение энергетических потерь
в бюджетной сфере
Сокращение затрат на энергоресурсы потребителями бюджетной сферы целесообразно осуществлять по следующим направлениям:
- рациональное энергопотребление;
- отказ от неэффективного энергооборудования;
- оснащение современными средствами учета потребления энергоресурсов;
- предусматривание при строительстве объектов бюджетной сферы требований по использованию энергоэффективного оборудования и оснащению приборами учета;
- разработка заданий по снижению энергоемкости для каждого бюджетного учреждения на основе анализа его энергетического паспорта;
- предоставление возможности использования экономии бюджетных средств, выделяемых бюджетным учреждениям на оплату коммунальных услуг, для финансирования расходов по энергосервисным контрактам.
Как и в сфере ЖКХ, проблемы сокращения энергетических потерь в бюджетной сфере также можно разделить на организационные, технические и технологические.
Организационные мероприятия по повышению
энергоэффективности на объектах бюджетной сферы
Основной проблемой низкой энергоэффективности в бюджетном секторе является отсутствие нормативной правовой базы, стимулирующей энергосбережение, и, как следствие, реальной заинтересованности руководителей организаций в экономии ТЭР.
Для повышения эффективности использования ТЭР в бюджетном секторе необходимо упорядочить вопросы, связанные с финансированием энергосберегающих мероприятий и дальнейшим учетом получаемой экономии.
Проведение энергосберегающих мероприятий в организациях, финансируемых за счет средств соответствующего бюджета.
Стимулирование энергосбережения в бюджетном секторе.
Предполагается поддержать развитие государственно-частных партнерств (далее - ГЧП) в профессиональном управлении объектами недвижимости бюджетных организаций.
ГЧП позволяет привлекать финансовые ресурсы частного сектора для модернизации объектов бюджетной сферы с возвратом средств за счет получаемой экономии на оплате коммунальных ресурсов и услуг комфорта.
Основной механизм ГЧП - это энергосервисный контракт.
С технической точки зрения повышение эффективности использования ТЭР достигается на основе внедрения энергоэффективных технологий и энергетического менеджмента.
Энергетический менеджмент включает в себя последовательные стадии:
- измерение объема потребления ТЭР с помощью систем приборного учета;
- проведение энергетических обследований и составление энергопаспортов объектов с целью выявления резервов снижения потребления ТЭР;
- выбор энергосберегающих мероприятий, снижающих объем потребления ТЭР;
- реализация энергосберегающих мероприятий;
- мониторинг энергетической эффективности реализованных мероприятий.
Технические и технологические мероприятия
по повышению энергоэффективности на объектах
бюджетной сферы
К числу основных технических и технологических мероприятий по повышению энергоэффективности на объектах бюджетной сферы относятся:
- установка приборов учета потребления ТЭР;
- утепление подвалов, плоской крыши, чердачных перекрытий, окон;
- теплоизоляция наружных стен;
- устройство теплоотражающих экранов за радиаторами;
- утепление труб внутренней разводки системы ГВС;
- восстановление рециркуляции в системе ГВС;
- промывка системы отопления здания;
- установка эффективной водоразборной арматуры;
- установка балансировочных вентилей на вводе в здание;
- наладка системы отопления;
- установка термостатов на отопительных приборах;
- замена элеваторных узлов на схему с насосом и системой регулирования и автоматизации;
- устройство индивидуальных тепловых пунктов;
- реконструкция узла регулирования температуры горячей воды в открытых системах теплоснабжения;
- устройство пофасадного регулирования здания;
- устройство периодического режима отопления здания;
- замена котельного оборудования на более эффективное;
- перекладка тепловых сетей;
- замена ламп в системах освещения на энергосберегающие светильники и установка систем автоматического регулирования освещения.
4.3. Мероприятия по использованию вторичных
топливно-энергетических ресурсов и возобновляемых
источников энергии
К мероприятиям по использованию в условиях Калужской области вторичных энергетических ресурсов и возобновляемых источников энергии можно отнести следующие:
1. Производство электрической энергии с применением установок по использованию энергии ветра и солнца и их комбинаций.
2. Установка тепловых насосов и обустройство теплонасосных станций для отопления и горячего водоснабжения жилых домов и производственных объектов тепловой энергией, накапливаемой приповерхностным грунтом и атмосферным воздухом или вторично используемым, а также для оптимизации установленной мощности котельных.
3. Расширение использования биомассы, отходов лесопромышленного и агропромышленного комплексов, бытовых отходов, шахтного метана, биогаза для производства электрической и тепловой энергии.
4. Строительство заводов по утилизации твердых бытовых отходов с одновременной выработкой тепловой энергии - еще один эффективный способ экономии ТЭР на стадии выработки энергии.
5. Внедрение системы лучистого (инфракрасного) отопления в качестве альтернативы существующим системам отопления, использующейся в качестве основной или дополнительной системы отопления для любых помещений (жилых домов, коттеджей, дач, складов, детских садов, школ, больниц, бассейнов, спортзалов и других объектов). Данная система также применима для обогрева молодняка животных и птицы, в теплицах, для сушки овощей и фруктов, сушки древесины любых пород и другого.
Система энергоснабжения с использованием солнечной энергии может быть эффективной для сезонных потребителей, где летом требуется горячая вода для технологических нужд (летние доильные площадки, бригадный стан). Для эффективного теплоснабжения потребителей в условиях Калужской области предусматривается обосновать оптимальные параметры гелиоэнергетической установки и разработать соответствующий проект.
Ежегодно в животноводстве и птицеводстве Калужской области образуется около 3 млн. тонн органических отходов. Использование биогазовой технологии для переработки органики, включая сточные воды, может существенно уменьшить экологическую опасность и позволит ежегодно получать дополнительно 1,8 млн. тонн условного топлива.
Последовательное внедрение биореакторов на животноводческих комплексах и птицефабриках Калужской области позволит:
- снизить потребление природного газа на отопление ферм, усадеб и выработку электроэнергии;
- обеспечить производство биоудобрений;
- улучшить санитарное состояние территорий.
Применение энергетических установок, использующих энергию солнца, ветра, рек и водотоков, является приоритетным для удаленных территорий со слабо развитой инфраструктурой.
Вследствие многообразия технологических процессов и их специфичных особенностей задачи повышения энергоэффективности будут решаться исключительно после подробного изучения целесообразности применения в условиях Калужской области, на основе технико-экономического обоснования и в рамках программ энергосбережения отдельных предприятий и комплексов.
4.4. Мероприятия по стимулированию энергоресурсосбережения
и повышения энергоэффективности
Создание благоприятных условий и стимулов для внедрения эффективных программ энергосбережения в Калужской области планируется развивать по следующим направлениям:
- совершенствование нормативного правового регулирования государственно-частного партнерства в сфере энергетики:
- заключение с потребителями ТЭР соглашений в части энергосбережения, в том числе определение оптимального коэффициента энергоэффективности устройств и помещений;
- совершенствование тарифной политики для субъектов предпринимательства, осуществляющих свою деятельность в приоритетных для энергосбережения и повышения энергоэффективности в Калужской области видах экономической деятельности;
- совершенствование мер государственной поддержки и стимулирования программ энергосбережения и повышения энергоэффективности;
- организация и проведение областного конкурса на лучший энергосберегающий проект.
Для всех стимулирующих мер энергосбережения предусматривается разработка соответствующих нормативных правовых актов.
4.5. Информационное обеспечение энергосбережения
и пропаганда эффективного использования
энергетических ресурсов
Информационное обеспечение энергосбережения включает его массовую популяризацию среди населения и обучение персонала, создание доступных банков данных энергосберегающих мероприятий, технологий и оборудования, нормативно-технической документации, проведение конференций и семинаров по обмену опытом, пропаганду энергосбережения в средствах массовой информации и т.д.
Для реализации этого потенциала за счет вовлечения в процесс энергосбережения жителей Калужской области планируется популяризация энергосбережения через:
- поддержку и развитие специализированного информационного интернет-сайта;
- телевидение (цикл просветительских передач по вопросам энергосбережения);
- рубрики по теме энергосбережения в местных печатных изданиях;
- выставки, семинары по энергосбережению, конференции;
- выпуск листовок и плакатов на тему энергосбережения в быту;
- развитие наружной рекламы;
- рекламу на общественном городском транспорте;
- проведение конкурсов, рейтингов;
- проведение конкурсов на лучшую форму пропаганды энергосбережения;
- пропаганду использования энергосберегающих технологий при потреблении коммунальных ресурсов.
Программными мероприятиями планируется организовать просветительскую работу и обучение руководителей и специалистов органов местного самоуправления, организаций жилищно-коммунального комплекса, энергосервисных компаний, товариществ собственников жилья по техническим, правовым и финансовым вопросам, связанным с реализацией энергосберегающих решений в ЖКХ и бюджетной сфере.
Постановлением Правительства Калужской области от 14 ноября 2013 г. N 606 в раздел 5 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного постановления
5. Ресурсное обеспечение Программы
Ресурсное обеспечение Программы Финансирование мероприятий Программы будет осуществляться за счет средств федерального бюджета, областного бюджета, средств местных бюджетов, внебюджетных финансовых средств (заемных и собственных средств потребителей энергетических ресурсов, средств инвесторов и собственных средств организаций области), привлекаемых в установленном порядке.
Общий объем финансирования мероприятий Программы на 2010-2020 годы составит 15172901,7 тыс. рублей, в том числе по годам и источникам финансирования:
Объемы финансирования |
Годы |
Итого (тыс. руб.) |
В том числе |
|||
Федеральный бюджет (1) |
Областной бюджет (2) |
Местный бюджет (3) |
Внебюджетные источники (4) |
|||
|
15172901,7 |
248298,9 |
1433452,8 |
3714530,0 |
9776620,0 |
|
2010 |
851350,0 |
0,0 |
0,0 |
380000,0 |
471350,0 |
|
2011 |
1354706,0 |
0,0 |
67226,0 |
394280,0 |
893200,0 |
|
2012 |
1614875,3 |
76420,8 |
118744,5 |
420300,0 |
999410,0 |
|
2013 |
1598723,6 |
171878,1 |
258235,5 |
280650,0 |
887960,0 |
|
2014 |
1568228,4 |
0,0 |
316228,4 |
319900,0 |
932100,0 |
|
2015 |
1568228,4 |
0,0 |
316228,4 |
319900,0 |
932100,0 |
|
2016 |
1323358,0 |
0,0 |
71358,0 |
319900,0 |
932100,0 |
|
2017 |
1323358,0 |
0,0 |
71358,0 |
319900,0 |
932100,0 |
|
2018 |
1323358,0 |
0,0 |
71358,0 |
319900,0 |
932100,0 |
|
2019 |
1323358,0 |
0,0 |
71358,0 |
319900,0 |
932100,0 |
|
2020 |
1323358,0 |
0,0 |
71358,0 |
319900,0 |
932100,0" |
(1) Средства федерального бюджета будут привлекаться в рамках участия Калужской области в проводимом в 2011 году Министерством энергетики Российской Федерации конкурсном отборе среди субъектов Российской Федерации.
(2) Финансирование программных мероприятий из областного бюджета будет осуществляться в пределах средств, предусмотренных законом Калужской области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
(2) Объемы финансовых средств, направляемых на реализацию Программы из местных бюджетов, ежегодно уточняются в соответствии с решениями органов местного управления муниципальных образований Калужской области о местных бюджетах на очередной финансовый год и на плановый период.
(4) Объемы финансовых средств, привлекаемых на реализацию Программы из внебюджетных источников, определяются на основе соглашений.
При реализации Программы возможно возникновение финансовых рисков, связанных с:
- неполным выделением бюджетных средств в рамках одного года на реализацию программных мероприятий, вследствие чего могут измениться запланированные сроки выполнения мероприятий и могут подвергнуться корректировке целевые индикаторы эффективности реализации Программы, что потребует внесения изменений в Программу;
- отсутствием финансирования мероприятий из средств местных бюджетов в соответствии с соглашениями между заказчиком Программы и муниципальными образованиями на реализацию мероприятий, что повлечет приостановление финансирования соответствующих программных мероприятий из средств областного бюджета;
- недостаточным объемом собственных средств организаций, в связи с чем уточняются объемы финансирования и сроки реализации, вследствие чего могут измениться запланированные сроки выполнения мероприятий и могут подвергнуться корректировке целевые индикаторы эффективности реализации Программы, что потребует внесения изменений в Программу;
- более высоким ростом цен на отдельные виды услуг, что повлечет увеличение затрат на отдельные программные мероприятия.
В рамках Программы осуществляется реализация иных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, проводимых муниципальными образованиями области за счет средств, выделенных в виде иных межбюджетных трансфертов и субсидий местным бюджетам из областного бюджета на подготовку объектов жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы к работе в осенне-зимний период. Порядок предоставления иных межбюджетных трансфертов и субсидий муниципальным образованиям устанавливается постановлением Правительства Калужской области, проект которого разрабатывается уполномоченным органом в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства.
Постановлением Правительства Калужской области от 14 ноября 2013 г. N 606 в раздел 6 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного постановления
6. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы определяется заказчиком Программы и предусматривает проведение организационных мероприятий, обеспечивающих выполнение Программы.
Заказчик Программы:
- несет ответственность за реализацию Программы в целом;
- осуществляет текущую работу по координации деятельности исполнителей Программы, обеспечивая их согласованные действия по подготовке и реализации мероприятий Программы;
- в случае необходимости подготавливает и утверждает положения о порядке финансирования отдельных мероприятий Программы;
- подготавливает и представляет в установленном порядке в министерство финансов Калужской области и в министерство экономического развития Калужской области сводную бюджетную заявку на финансирование мероприятий Программы на очередной финансовый год и на плановый период;
- представляет отчеты о ходе финансирования и выполнения мероприятий Программы;
- заключает при необходимости с участниками проведения мероприятий Программы соглашения об участии в Программе.
Корректировка Программы, в том числе включение в нее новых мероприятий, а также продление срока ее реализации осуществляется в установленном порядке по предложению заказчика Программы.
Основным исполнителем Программы является министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области. В целях создания региональной системы капитального ремонта многоквартирных домов в рамках Программы предоставляются субсидии в виде имущественного взноса Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Калужской области. По отдельным мероприятиям Программы министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области предоставляет субсидии организациям, которые находятся в собственности Калужской области (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), по возмещению затрат на мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. В качестве исполнителей Программы будут привлекаться исполнительные органы государственной власти Калужской области. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области осуществляет отбор исполнителей по отдельным мероприятиям Программы в соответствии с нормами действующего законодательства.
Финансирование и определение исполнителей Программы, реализующих мероприятия Программы с привлечением средств областного бюджета и местных бюджетов, производится в порядке, установленном действующим законодательством.
Финансирование и определение исполнителей Программы, реализующих мероприятия Программы с привлечением инвестиционных ресурсов, производится на основании предложений заказчика Программы в порядке, установленном действующим законодательством.
Финансирование мероприятий по проведению энергетических обследований объектов, находящихся в государственной собственности, за счет средств областного бюджета осуществляется в рамках финансового обеспечения государственного задания на оказание государственных услуг.
Финансирование мероприятий по проведению энергетических обследований объектов, находящихся в муниципальной собственности, за счет средств областного бюджета осуществляется в виде субсидий местным бюджетам.
Финансирование мероприятий по разработке схем теплоснабжения и внедрению энергосберегающих технологий и оборудования в сфере жилищно-коммунального хозяйства на объектах капитального и жилищного строительства осуществляется в виде субсидий местным бюджетам и организациям.
7. Организация управления Программой
и контроль за ходом ее выполнения
Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации основаны на формах и методах управления, определяемых заказчиком Программы, и направлены на координацию выполнения мероприятий Программы, включая мониторинг их реализации, оценку результативности, непосредственный контроль за ходом выполнения мероприятий Программы, подготовку отчетов о реализации Программы, внесение предложений по корректировке Программы.
В целях обеспечения взаимодействия между органами государственной власти Калужской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Калужской области, общественными объединениями и организациями при рассмотрении вопросов, связанных с реализацией Программы, информация о ходе ее выполнения заслушивается на заседаниях Совета при Губернаторе Калужской области по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, созданном в соответствии с постановлением Губернатора Калужской области от 26.01.2010 N 12 "О Совете при Губернаторе Калужской области по энергосбережению и повышению энергетической эффективности".
Организация управления и контроль за исполнением Программы осуществляются в соответствии с Порядком принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств областного бюджета, их формирования и реализации и Порядком проведения и критериями оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств областного бюджета, утвержденными постановлением Правительства Калужской области от 30.11.2007 N 315 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств областного бюджета, их формирования и реализации и Порядка проведения и критериев оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств областного бюджета (в ред. постановления Правительства Калужской области от 31.03.2009 N 111).
8. Оценка социально-экономической
эффективности Программы
Реализация Программы позволит осуществить постепенный переход потребителей топливно-энергетических ресурсов на энергосберегающий путь функционирования и развития с привлечением инвестиций.
Оценка эффекта от внедрения каждого энергосберегающего мероприятия может быть сделана только для конкретного объекта и выражена в снижении общего уровня затрат на оплату потребленной энергии (электрической и тепловой), снижении потребления конкретного вида энергии, снижении потерь энергии, снижении удельной энергоемкости производимой продукции.
В целом по области наиболее обобщенной характеристикой эффективности мероприятий Программы может служить величина годового экономического эффекта от внедрения энергосберегающих мероприятий. Этот эффект может рассчитываться по разным методикам в зависимости от вида энергосберегающего мероприятия, но при соблюдении единого принципа экономии - разности между затратами, которые несет за расчетный период потребитель энергетических ресурсов, если не внедряет энергосберегающее мероприятие, и затратами, которые несет потребитель энергетических ресурсов после внедрения энергосберегающего мероприятия за тот же период.
Показатели социально-экономической
эффективности Программы
Наименование показателя |
Единица измерения |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
Снижение объемов потребления и уменьшение потерь при транспортировке тепловой, электрической энергии и газа |
тыс. Гкал |
700 |
1600 |
2400 |
3000 |
3200 |
3400 |
3600 |
3800 |
4000 |
4200 |
4500 |
тыс. тонн условного топлива (т.у.т.) |
120 |
270 |
400 |
500 |
530 |
560 |
595 |
630 |
660 |
700 |
745 |
|
Снижение затрат потребителей на оплату за потребленные ТЭР по Калужской области |
млн. руб. |
800 |
1700 |
2600 |
3100 |
3500 |
3600 |
3800 |
4000 |
4250 |
4500 |
4750" |
По окончании реализации Программы ожидаемая экономия по всем потребителям ТЭР к 2020 году составит около 4500000 Гкал. и около 4750 млн. рублей в год.
Дополнительная эффективность Программы будет достигнута за счет ввода новых основных фондов, улучшения технико-экономических показателей работы оборудования, минимизации затрат на аварийные и текущие ремонты энергетического оборудования, снижения "коммерческих потерь" электрической и тепловой энергии, а также за счет стимулирования и пропаганды бережного использования энергоресурсов и обучение персонала и воспитания потребителей.
Кроме того, выполнение мероприятий Программы будет способствовать обеспечению надежности тепло-, водо- и электроснабжения населенных пунктов, окажет положительное влияние на социальный климат в области, повысит дисциплину и уровень оплаты за потребленные ресурсы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.