Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу
Министерства экономического развития
Калужской области
от 2 ноября 2009 г. N 1176-п
Ведомственная целевая программа
"Государственная поддержка малого и среднего
предпринимательства в Калужской области на 2010 год"
24 февраля, 24 мая, 5 октября 2010 г.
Паспорт
ведомственной целевой программы (ВЦП)
"Государственная поддержка малого и среднего
предпринимательства в Калужской области на 2010 год"
Наименование субъекта бюджетного планирования |
Министерство экономического развития Калужской области. |
|||
Наименование ВЦП |
"Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Калужской области на 2010 год" (далее - Программа). |
|||
Наименование подразделения, ответственного за реализацию ВЦП |
Управление развития предпринимательства |
|||
Дата и номер приказа, которым утверждена ВЦП |
Приказ министерства экономического развития Калужской области N 1176-п от 2 ноября 2009 г. |
|||
Цель ВЦП |
Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства |
|||
Задачи ВЦП |
- оказание финансовой и имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства; - стимулирование муниципальных образований Калужской области к осуществлению мер поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в муниципальных образованиях области; - оказание информационной и консультационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства; - проведение аналитической работы по оценке состояния малого предпринимательства, его вклада в экономику области |
|||
Сроки реализации ВЦП |
2010 год |
|||
Целевые индикаторы по годам реализации ВЦП |
Наименование целевого индикатора |
Единица измерения |
Значение целевых индикаторов |
|
2010г. | ||||
|
Количество созданных новых рабочих мест в расчете на 1 субъект малого и среднего предпринимательства, получившего финансовую поддержку в рамках Программы |
ед. |
3,75 |
|
|
Сумма дополнительных налоговых платежей, полученных за счет реализации Программы, в расчете на 1 рубль бюджетных средств, направленных на субсидирование расходов субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках Программы |
руб. |
3,6 |
|
|
Размер средней заработной платы по малым и средним предприятиям |
руб. |
14000 |
|
|
Количество проведенных областных форумов, семинаров, конференций, "круглых столов", конкурсов, бизнес-миссий, выставок, ярмарок |
ед. |
30 |
|
|
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших информационную и консультационную поддержку, в организациях инфраструктуры, в том числе: |
чел. |
5600 |
|
|
- на безвозмездной основе |
чел. |
1840 |
|
|
Повышение рейтинговых позиций Калужской области по развитию малого и среднего предпринимательства среди субъектов РФ, в том числе субъектами ЦФО |
позиции |
от 1 до 3 |
|
|
тысяч рублей |
|||
Объемы финансирования |
Источник финансирования |
Всего: |
2010 год |
|
Средства областного бюджета |
70 000,0 |
70 000,0 |
||
в том числе: |
|
|
||
Расходы на реализацию государственной функции |
70 000,0 |
70 000,0 |
1. Характеристика состояния развития предпринимательства.
Малый бизнес присутствует практически во всех отраслях экономики области. В деятельность малых и средних предприятий вовлечены все социальные группы населения. Его развитие оказывает непосредственное влияние на общее состояние экономики области, способствует насыщению рынка товарами и услугами, развитию экономически оправданной конкуренции, созданию новых рабочих мест и новых производств, а также формированию налоговой базы. Развитию малого и среднего предпринимательства способствует активная государственная политика по созданию благоприятных условий для развития предпринимательских инициатив, как на федеральном, так и региональном уровнях, которая бала активизирована в 2006-2008 годах.
Динамичное развитие малого и среднего предпринимательства оказывает доминирующее влияние на формирование среднего класса как основы политической и социальной стабильности гражданского общества, является одним из важнейших факторов прироста валового регионального продукта. Активное привлечение работников на условиях вторичной занятости, свойственное малому бизнесу, создает дополнительные источники доходов для населения.
Основные показатели, характеризующие состояние малого и среднего бизнеса, имеют устойчивую тенденцию количественного и качественного роста.
В 2008 году на территории области действовало 9,1 тысячи малых и средних предприятий, с ростом к 2007 году на 38%. Распределение предприятий по отраслям экономики сохраняется в течение последних шести лет. Основная часть -треть всех предприятий - предприятия с основным видом деятельности: оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования. Значительную долю составляют группы предприятий обрабатывающих производств, в 2008 году их доля составила более 17,4% от всех малых предприятий, строительства - 13,3%.
Количество зарегистрированных в Калужской области предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица (индивидуальных предпринимателей), превысило 27 тысяч. В целом, с учетом индивидуальных предпринимателей, в сфере малого и среднего предпринимательства занято более 130 тыс. человек, что составляет 39 процентов от общего числа занятых в экономике Калужской области.
По количеству малых предприятий в расчете на 100 тысяч жителей Калужская область находится на восьмом месте среди субъектов РФ, входящих в Центральный Федеральный округ и на первом месте по численности работающих на малых предприятиях в расчете на 100 тысяч жителей.
Размер средней заработной платы на малых предприятиях в 2008 году составил 10,9 тыс. рублей, темп роста к уровню прошлого года - 140%. Превышение уровня заработной платы на работающих малых предприятиях к прожиточному минимуму для трудоспособного населения в области в 2008 году составило 240%.
В 2008 году оборот малых предприятий с учетом микропредприятий составил 130,5 млрд. рублей. Темп роста объемов оборота к уровню прошлого года в фактических ценах составил 149%. При этом в общем объеме оборота полного круга организаций области на долю малых предприятий приходится 34% произведенной продукции.
Большая часть оборота малых предприятий (62%) приходится на предприятия в сфере торговли и предприятия, оказывающие услуги ремонта автотранспортных средств, бытовых изделий, предметов личного пользования.
Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг (без НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей), полученная малыми предприятиями в 2008 году, составила более 130 млрд. рублей.
Калужская область по объему оборота на малых предприятиях на душу населения занимает четвертое место среди субъектов РФ, входящих в ЦФО, и 14 среди субъектов РФ.
Поступления денежных средств от субъектов малого и среднего предпринимательства в бюджеты всех уровней в 2008 году составили более 4 млрд. рублей. Поступления от уплаты единого налога на вмененный доход составили за 2008 год - 504,5 млн. рублей; по уплате налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения - 873,5 млн. рублей
Направления и формы государственной поддержки и развития малого предпринимательства определялись областной целевой программой "Государственная поддержка и развитие малого предпринимательства в Калужской области на 2007 - 2009 годы".
В 2008 году в рамках данной программы были реализованы следующие направления поддержки предпринимательства:
- Содействие росту конкурентоспособности и продвижению продукции субъектов малого предпринимательства, развитие инвестиционной активности предпринимательства.
Поддержку субъектов малого предпринимательства, производящих и реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта получили 29 проектов субъектов малого предпринимательства в сумме 4,3 млн. рублей. Субсидии, предоставленные предпринимателям, способствовали привлечению банковских ресурсов для развития деятельности предприятий, покупки нового оборудования, сырья, продвижению новых товарных позиций на внешний рынок. На предприятиях, которые получили государственную поддержку, отмечается положительная динамика численности рабочих мест, уровня заработной платы, налоговой базы в бюджеты всех уровней. По итогам 2008 года в результате реализации данного проекта рост экспортных поставок предприятий, получивших субсидии увеличился на 30%, количество дополнительных налоговых платежей от субъектов малого предпринимательства - получателей субсидий на 1 рубль средств областного бюджета составили 3,4 рубля;
Обучение руководителей и специалистов организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, организаций, реализующих меры государственного развития малого предпринимательства в Калужской области;
Освоение новых кредитно-инвестиционных механизмов, обеспечивающих доступ субъектов малого предпринимательства к финансовым, производственным и информационным ресурсам.
Финансирование инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства на возвратной основе осуществляется Государственным фондом поддержки малого предпринимательства области на условиях возвратности, платности, срочности и целевого использования. Решения принимаются Попечительским Советом фонда. В 2008 году поддержано 46 проектов на сумму 21,7 млн. рублей.
На базе Государственного фонда поддержки малого предпринимательства Калужской области создан Гарантийный фонд, основной целью которого является предоставление услуг поручительства при привлечении предпринимателями банковских кредитов в условиях недостаточного собственного залогового обеспечения;
- Создание центров поддержки предпринимательства и поддержка действующих центров.
С целью развития инфраструктуры малого предпринимательства в области при финансовой поддержке областного бюджета созданы 18 межмуниципальных центров поддержки малого предпринимательства, в том числе в 2008 году создано 3 новых центра поддержки малого предпринимательства в Думиничском районе, Козельском районе, и в городе Обнинске.
На становление и развитие малого и среднего предпринимательства серьезное влияние оказывает существующая в стране экономическая ситуация и связанные с ней общие проблемы.
Основными проблемами, сдерживающими развитие предпринимательства в регионе, являются:
- недостаток собственных оборотных средств, высокие процентные ставки по кредитам;
- большая степень изношенности оборудования и нехватка средств для приобретения нового;
- недостаточное количество квалифицированных кадров;
- значительные затраты, связанные с сертификацией выпускаемой и разрабатываемой продукции, патентованием изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и селекционных достижений, а также государственной регистрацией иных результатов интеллектуальной деятельности;
- растущие расходы на потребляемые энергоносители, в том числе предварительная оплата за их поставку и оплата услуг по технологическому подключению к электрическим, газовым и тепловым сетям, что в свою очередь приводит к существенному росту себестоимости продукции и оказывает негативное воздействие на показатели эффективности деятельности всех видов предприятий.
Принятие настоящей Программы необходимо для устранения либо смягчения отрицательного влияния данных факторов.
Таким образом, необходим комплексный и последовательный подход, который предполагает использование программно-целевого метода, обеспечивающего увязку реализации мероприятий по срокам, ресурсам, исполнителям, а также организацию процесса управления и контроля. Мероприятия Программы сохраняют преемственность системы мер предшествующих областных целевых программ развития и поддержки предпринимательства в Калужской области.
Приказом Министерства экономического развития Калужской области от 24 февраля 2010 г. N 125-п раздел 2 настоящей Программы изложен в новой редакции
2. Цели и задачи ВЦП
Целью настоящей Программы является государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Калужской области.
Для достижения данной цели предусматривается решение следующих задач:
- оказание финансовой и имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства;
- стимулирование муниципальных образований Калужской области к осуществлению мер поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в муниципальных образованиях области;
- оказание информационной и консультационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства;
- проведение аналитической: работы по оценке состояния малого предпринимательства, его вклада в экономику области.
Оказание финансовой и имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства заключается в предоставлении субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на компенсацию затрат, связанных с разработкой бизнес-планов; на компенсацию затрат, связанных с уплатой процентов за пользование кредитами, привлеченными в российских кредитных организациях; на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, производящих и реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта; на компенсацию затрат связанных с технологическим присоединением к объектам электросетевого хозяйства мощностью от 16 до 500 кВт; поддержка экспортно-ориентированных малых и средних предприятий; на развитие лизинга оборудования; на компенсацию затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере производства автомобильных компонентов,- связанных с оплатой ими аренды площадей; на создание и фондирование гарантийных фондов, на создание собственного дела.
Субсидии, предоставленные предпринимателям в рамках данного мероприятия, будут способствовать привлечению банковских ресурсов для развитии деятельности предприятий, покупки нового оборудования, сырья, росту конкурентоспособности продукции и услуг, продвижению новых товарных позиций на рынок.
Стимулирование муниципальных образований Калужской области к осуществлению мер поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в муниципальных образованиях области включает в себя мероприятия по обеспечению предпринимателей юридической поддержкой; развитию системы инфраструктурного обеспечения предпринимательства; информационному обеспечению субъектов малого и среднего предпринимательства, предприятий и организаций, потенциальных инвесторов и населения о действующей системе государственной поддержки предпринимательства; применение мер образовательной поддержки, направленной на облегчение доступа предпринимателей к услугам по переподготовке кадров; обновлению портала поддержки малого и среднего предпринимательства Калужской области; по финансированию мероприятии осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства муниципальными образованиями области.
Реализация мероприятия будет способствовать освоению предпринимательским сообществом передовых форм развития предпринимательской деятельности; повышению управленческого уровня менеджмента предприятий.
Оказание информационной и консультационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства включает в себя мероприятия по организации работы круглосуточной телефонной пинии "Скорая информационная помощь"; по организации деятельности Совета по малому и среднему предпринимательству при Губернаторе Калужской области; изданию информационно-справочных, методических и презентационных материалов, посвященных вопросам развития предпринимательства а Калужской области.
Проведение аналитической работы по оценке состояния малого и среднего предпринимательства, его вклада в экономику области заключается в проведении опросов и исследований по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в области; анализ и прогнозирование социально-экономического развития сектора малого и среднего предпринимательства; ведения реестра субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки; анализ форм и состояния социально-трудовых отношений на малых и средних предприятиях области, проведение информационно-консультационных мероприятий по повышению социальной ответственности в бизнесе; мониторинг деятельности организаций муниципальной инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.
Взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти в части привлечения средств федерального бюджета к финансированию мер региональной поддержки малого и среднего предпринимательства путем участия в конкурсных мероприятиях по предоставлению субсидий субъектам Российской Федерации. А также взаимодействие с органами местного самоуправления в части поддержки инициативы граждан по началу собственного бизнеса, включающее в себя оказание информационной и консультационной помощи.
Финансирование расходов областного бюджета на реализацию мероприятий Программы осуществляется в соответствии с законодательством Калужской области.
3. Сроки реализации ВЦП
Реализация Программы рассчитана на 2010 год.
4. Целевые индикаторы ВЦП
Оценка эффективности ВЦП будет осуществляться с применением следующих целевых индикаторов.
Наименование целевого индикатора |
Единица измерения |
2008 г. факт |
2009 г. оценка |
Значение целевых индикаторов |
2010 г. | ||||
Количество созданных новых рабочих мест в расчете на 1 субъект малого и среднего предпринимательства, получившего финансовую поддержку в рамках Программы |
ед. |
3 |
3,5 |
3,75 |
Сумма дополнительных налоговых платежей, полученных за счет реализации Программы, в расчете на 1 рубль бюджетных средств, направленных на субсидирование расходов субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках Программы |
руб. |
3,4 |
3,5 |
3,6 |
Размер средней заработной платы по малым и средним предприятиям |
руб. |
10402 |
13001,8 |
14000 |
Количество проведенных областных форумов, семинаров, конференций, "круглых столов", конкурсов, бизнес-миссий, выставок, ярмарок |
ед. |
23 |
27 |
30 |
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших информационную и консультационную поддержку, в организациях инфраструктуры, в том числе: |
чел. |
680 |
3100 |
5600 |
- на безвозмездной основе |
чел. |
215 |
990 |
1840 |
Повышение рейтинговых позиций Калужской области по развитию малого и среднего предпринимательства среди субъектов РФ, в том числе субъектами ЦФО |
позиции |
- |
- |
от 1 до 3 |
Приказом Министерства экономического развития Калужской области от 5 октября 2010 г. N 915-п в раздел 5 настоящего приложения внесены изменения
5. Перечень программных мероприятий ВЦП
6. Обоснование потребностей в необходимых ресурсах
Расходы на Программу формируются на основе финансово-экономических обоснований расходов, представленных в Приложение N 1 "Обоснование потребностей в необходимых ресурсах"
7. Ожидаемая оценка эффективности
расходования бюджетных средств ВЦП
В целом реализация Программы позволит:
- создать около 1077 новых рабочих мест;
- увеличить поступление налоговых платежей в бюджеты всех уровней от субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших субсидии в рамках Программы до 235 млн. руб.;
- повысить квалификацию работающих на малых и средних предприятиях. Обучить основам ведения бизнеса безработных, в том числе высвобождаемых в условиях кризиса работающих на предприятиях;
- снизить процентные ставки по кредитам, полученным субъектами малого и среднего предпринимательства в российских кредитных организациях;
- высвободить часть средств, которые будут направлены на развитие предприятия и увеличение инвестиционных вложений в основной капитал;
- сократить затраты субъектам малого и среднего предпринимательства при разработке бизнес-планов;
- уменьшить расходы предпринимателям, инфраструктуре поддержки предпринимательства при подключении к объектам электросетевого хозяйства;
- повысить доступность, качество и расширить спектр услуг, оказываемых специалистами организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.
Эффективность расходования бюджетных средств при реализации мероприятий программы заключается в увеличении налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, размера среднемесячной заработной платы, объемов выпускаемой продукции, а также в создание дополнительные рабочих мест.
В числе внешних факторов, которые могут негативно влиять на реализацию Программы и эффективность расходования бюджетных средств, следует отнести:
- неполное, либо несвоевременное финансирование мероприятий Программы за счет средств областного бюджета;
- отсутствие заинтересованности у хозяйствующих субъектов по совместному участию в реализации отдельных мероприятий Программы;
- изменения федерального законодательства, регулирующего деятельность малого и среднего предпринимательства;
- административные, управленческие, экономические и финансовые риски.
8. Методика оценки эффективности ВЦП
Для оценки эффективности реализации Программы используется утвержденная приказом министра экономического развития Калужской области от 05.06.2008 N 592-п методика типовой оценки эффективности реализации ведомственных целевых программ.
9. Система управления реализацией ВЦП
Система управления программой направлена на достижение поставленных Программой целей и задач и эффективности от проведения каждого мероприятия, а также получение долгосрочных устойчивых результатов.
Общее руководство и контроль за ходом реализации программы осуществляет начальник управления развития предпринимательства министерства экономического развития Калужской области.
Ответственным исполнителем мероприятий программы является отдел малого и среднего предпринимательства управления развития предпринимательства министерства экономического развития Калужской области.
Начальник отдела малого и среднего предпринимательства министерства экономического развития Калужской области, лицо, ответственное за координацию и реализацию мероприятий программы, осуществляет:
- координацию деятельности по реализации мероприятий программы;
- рассмотрение материалов о ходе реализации программы и по мере необходимости уточнение мероприятий, предусмотренных программой, объемов финансирования;
- организацию размещения в электронном виде информации о ходе и результатах реализации программы;
- взаимодействие со средствами массовой информации по вопросам освещения хода реализации мероприятий программы;
- несет ответственность за своевременную и полную реализацию программных мероприятий.
Управление развития предпринимательства министерства экономического развития осуществляет:
- текущее управление мероприятиями программы;
- мониторинг реализации программных мероприятий;
- разрабатывает план мероприятий по реализации программы на предстоящий год.
Исполнители мероприятий программы несут ответственность за своевременную и полную реализацию программных мероприятий и за достижение утвержденных значений целевых индикаторов Программы.
Срок предоставления годового отчета до 1 февраля следующего за отчетным периодом года.
Управление развития предпринимательства министерства экономического развития области информирует ежегодно до 1 марта о ходе реализации ВЦП управление государственного планирования министерство экономического развития области и министерство финансов Калужской области.
Текст Приложения N 1 в справочно-правовой системе не приводится
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства экономического развития Калужской области от 2 ноября 2009 г. N 1176-п "О ведомственной целевой программе... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.