Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Администрации г. Обнинска
Калужской области
от 20 октября 2010 г. N 1715-п
Долгосрочная целевая программа
"Комплексные меры противодействия злоупотреблению
наркотиками и их незаконному обороту на 2011-2015 годы"
Паспорт
долгосрочной целевой программы
"Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками
и их незаконному обороту на 2011-2015 годы"
Наименование Программы |
Долгосрочная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2011-2015 годы" (далее - Программа) |
|||||||
Заказчик и координатор Программы |
Администрация города Обнинска |
|||||||
Заказчики Программы |
- Отдел здравоохранения Администрации города Обнинска; - Управление общего образования Администрации города Обнинска; - Комитет по физической культуре и спорту Администрации города Обнинска; - Отдел по делам молодежи Администрации города Обнинска; - Отдел культуры Администрации города Обнинска. |
|||||||
Разработчики |
- Администрация города Обнинска; - Межрайонный отдел Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков Калужской области по городу Обнинску; - Отдел внутренних дел Калужской области по городу Обнинску. |
|||||||
Дата принятия решения о разработке |
Постановление главы Администрации города Обнинска от 24.09.2010 года N 1528-п "О разработке концепции муниципальной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2011-2015 годы" |
|||||||
Основная цель Программы |
Снижение уровня наркотизации и связанных с ней социально-негативных явлений в городе. |
|||||||
Основные задачи Программы |
- проведение профилактических мероприятий по сокращению незаконного потребления наркотиков, основанных на формировании антинаркотической культуры личности в городе; - ограничение доступности наркотиков, находящихся в незаконном обороте; - развитие системы раннего выявления незаконных потребителей наркотиков, совершенствование лечения и медико-социальной реабилитации наркозависимых; - мониторинг развития наркоситуации в городе Обнинске; - обеспечение информационно-пропагандистского сопровождения профилактики наркомании среди населения города; - обеспечение межведомственной координации деятельности, направленной на противодействие незаконному обороту наркотиков и профилактику наркомании среди различных групп населения, прежде всего несовершеннолетних и молодежи; - развитие взаимодействия и сотрудничества государственных органов, общественных организаций в сфере организации профилактики наркомании. |
|||||||
Целевые индикаторы и показатели |
- число лиц, больных наркоманией, в расчете на 100 тыс. населения; доля больных наркоманией, прошедших лечение и реабилитацию, длительность ремиссии у которых составляет не менее 3 лет, по отношению к общему числу больных наркоманией, прошедших лечение и реабилитацию; - доля обучающихся и воспитанников, прошедших обучение по образовательным программам профилактической направленности; количество специалистов, реализующих программы профилактики наркомании в образовательных учреждениях; доля опрошенных в ходе мониторинга общественного мнения, которые лично сталкивались за последний год с проблемой наркомании. |
|||||||
Сроки реализации Программы |
2011 - 2015 годы |
|||||||
Перечень основных мероприятий |
- организационные и правовые меры профилактики и противодействия употреблению наркотиков и их незаконному обороту; - противодействие злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту: - противодействие незаконному обороту наркотиков в образовательной среде; - противодействие незаконному обороту наркотиков в местах досуга; - снижение доступности наркотиков, находящихся в незаконном обороте; - противодействие незаконному обороту наркотиков в жилом секторе; - противодействие пропаганде и незаконной рекламе наркотиков; - координация межведомственного взаимодействия с государственными организациями и органами, - негосударственными организациями, общественными объединениями; - медицинское просвещение, лечение и реабилитация лиц, склонных к употреблению или употребляющих наркотические средства или психоактивные вещества; - совершенствование антинаркотической пропаганды. |
|||||||
|
(тыс. рублей) |
|||||||
|
Источник финансирования |
Всего |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|||
Городской бюджет <*> |
5170 |
820 |
955 |
1050 |
1125 |
1220 |
||
|
|
|
|
|
|
|||
<*> Средства городского бюджета уточняются ежегодно решением Городского Собрания о городском бюджете на очередной финансовый год и на плановый период | ||||||||
Объем финансирования |
В результате реализации Программы к 2015 году предполагается: - остановить рост заболеваемости синдромом зависимости от наркотических веществ; - сдержать распространение незаконного потребления наркотиков на уровне, не превышающем 175 - 190 больных наркоманией на 100 тыс. населения; - обеспечить участие не менее 119 специалистов в реализации программ профилактики наркомании в образовательных учреждениях; - увеличение до 85% охвата профилактическими мероприятиями подростков и молодежи в возрасте от 11 до 24 лет по отношению к общей численности указанной категории; - повысить долю изымаемых наиболее опасных видов наркотических средств в общем объеме изъятых из незаконного оборота наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ на 10%. - сократить долю лиц, опрошенных в ходе мониторинга общественного мнения, которые лично сталкивались за последний год с проблемой наркомании, до 12%. |
|||||||
Система организации и контроля исполнением |
контроль за реализацией Программы осуществляет по итогам каждого года Администрация города Обнинска, счетная палата в соответствии с их полномочиями. |
1. Содержание проблемы и необходимость ее решения
программным методом.
Долгосрочная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2011-2015 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии с постановлением главы Администрации города Обнинска от 24.09.2010 N 1528-п "О разработке концепции муниципальной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2011-2015 годы" и постановлением Администрации N 291-п от 13.03.09 "Об утверждении порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ г.Обнинска и их формирования и реализации, порядке проведения и критериев оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ г. Обнинска",
Необходимость ее подготовки и последующей реализации вызвана тем, что проблема незаконного оборота и злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами на территории города, как и в Калужской области, и в России, характеризуется в настоящее время масштабностью и остротой распространения. Это представляет серьезную угрозу жизни и здоровью граждан, правопорядку в городе.
В настоящее время со стороны государства уделяется особое внимание проблеме распространения на территории Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ- и их прекурсоров, по формированию и пропаганде здорового образа жизни.
В ходе реализации Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года (Утверждена Указом Президента Российской Федерации 9.09.06 - N690), предыдущих областных целевых антинаркотических программ, действующей областной целевой Программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2010-2014 годы", утвержденной Постановлением Правительства Калужской области N 460 от 09.11.2009, муниципальной антинаркотической Программы "Комплекс мер по профилактике злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами на 2008-2010 годы", были достигнуты некоторые положительные изменения в сфере профилактики и противодействия употреблению наркотиков и их незаконному обороту на территории города.
За 2009 год количество больных с установленным диагнозом "наркомания" в городе увеличилось на 12 человек и по состоянию на 1 января 2010 года на учете в наркологической службе состоит 166 человек.
Доля больных наркоманией, прошедших лечение и реабилитацию, длительность ремиссии у которых составляет не менее 3 лет, по отношению к общему числу больных наркоманией, прошедших лечение и реабилитацию, поднялась с 5 до 7,2 процента. В то же время с учетом латентности наркомании как социального явления, по оценкам специалистов, количество лиц, употребляющих наркотические средства и психотропные вещества, в 5-7 раз больше.
Количество регистрируемых наркозависимых в городе продолжает расти. Начиная с 2007 года количество состоящих на учете лиц увеличилось на 10,6%.
Благодаря целенаправленной деятельности правоохранительных органов в 2009 году выявлено 181 преступление, связанное с незаконным оборотом наркотиков. Из общего числа выявленных в 2009 году наркопреступлений 90,6% отнесены к категории тяжких и особо тяжких, а 60% связаны с незаконным сбытом наркотиков.
В 2009 году приняты меры по профилактике алкоголизма, наркомании, токсикомании среди детей и молодежи по формированию и пропаганде здорового образа жизни и вовлечению подростков в активную школьную жизнь. Количество детей и подростков, занятых в спортивных клубах и секциях по месту их жительства, в общеобразовательных учреждениях, а также в спортивных школах составляет 2640 человек. 5000 детей и подростков, занимаются в детских клубных формированиях самодеятельного народного творчества, технической и других направленностей. Возросло количество учащихся, прошедших обучение по учебным программам формирования здорового образа жизни и формирования жизненных навыков.
Однако указанное не означает снижения актуальности проблемы с незаконным оборотом наркотиков и злоупотребления ими в городе, что обусловлено рядом причин.
К числу негативных факторов, влияющих на развитие наркоситуации в городе, относятся:
- высокая доходность операций, связанных с незаконным оборотом наркотиков, что способствует сохранению рынка незаконного предложения наркотиков и втягиванию в него наиболее уязвимой части трудоспособного населения;
- расширение спектра наркотиков, зависимость от которых наступает быстрее, чем от традиционно используемых;
- формирование новых элементов пропаганды и каналов сбыта наркотиков с использованием сети Интернет;
- наличие собственной сырьевой и технологической базы для производства наркотиков.
Наряду с этими факторами выделена другая их группа, заставляющая с известной долей осторожности подходить к регистрируемой стабилизации, среди которых:
- снижение обращаемости населения за помощью в наркологические учреждения;
- появление высокотоксичных наркотиков (таких как триметилфентанил), переход больных наркоманией на извлечение наркотиков из лекарственных препаратов, реализующихся в аптечной сети, а также их применение в немедицинских целях и неконтролируемых дозах, вызывающих сильнейшую психологическую и физическую зависимость, а также крайне негативно влияющих на организм;
- обращение в частную систему здравоохранения.
Другие факторы, способствующие распространению незаконного потребления наркотиков, формируются в социальной сфере. К ним относятся бездуховное, потребительское отношение к жизни, бездумное проведение свободного времени частью молодежи. Поляризация доходов различных социальных групп вызывают у определенной части подростков и молодежи чувство протеста, агрессивные устремления, что является одной из причин криминализации общества, незаконного оборота наркотиков. Почти 2/3 потребителей наркотиков лица в возрасте до 30 лет, расширяется детская и подростковая наркомания. С ростом числа лиц, употребляющих наркотики инъекционным способом, связано увеличивающееся поражение населения ВИЧ-инфекцией, вирусным гепатитом и другими сопутствующими заболеваниями.
В этих условиях требуется наращивание усилий по реализации адекватных и эффективных мер противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту.
Предыдущая городская антинаркотическая программа, реализованная в 2008-2010 годах, была ориентированна на отдельные сегменты противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту, прежде всего на - развитие системы общей профилактики наркомании и борьбы с распространением наркотиков. Однако локальный подход к проблеме и незначительные финансовые ресурсы, выделявшиеся на реализацию программы, хотя и обеспечили оживление профилактической деятельности, но не привели к кардинальным изменениям в наркоситуации.
Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует о том, что наибольшей эффективностью в антинаркотической деятельности обладают программы, ориентированные на просвещение и выработку психологических установок отторжения наркотиков на базе привития систем устойчивых позитивных ценностей. Именно поэтому необходимо, обобщая -существующий опыт антинаркотической деятельности, пойти по пути обеспечения условий формирования всех компонентов антинаркотической культуры.
В связи с этим становится очевидной необходимость реализации новой долгосрочной целевой Программы противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2011-2015 годы, предусматривающей комплекс скоординированных мер социального, правового и организационного характера.
В рамках Программы планируется продолжить реализацию адекватных и эффективных мер противодействия распространению наркомании.
Приоритетное внимание в Программе уделено совершенствованию деятельности по профилактике наркомании и популяризации здорового образа жизни, лечению и реабилитации наркозависимых лиц.
В системе мер по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту основными также представляются задачи, связанные со снижением спроса на наркотики, ориентированные на выработку у подростков отторжения наркотиков на уровне подсознания, развитие моды на духовное и физическое благополучие, привитие>-им традиционных нравственных ценностей, совершенствование лечения и медико-социальной реабилитации наркозависимых, ограничение доступности наркотиков, находящихся в незаконном обороте.
Для решения проблемы предлагается применить программно-целевой подход с осуществлением общей координации, который позволяет мобилизовать ресурсные возможности, сконцентрировать усилия органов государственной власти и общественных объединений.
Решение проблемы борьбы с наркоманией невозможно осуществить в пределах одного финансового года, поскольку предусматривается реализация большого количества долгосрочных мероприятий социального характера.
В связи с этим Программа рассчитана на пятилетний период - с 2011 по 2015 год.
2. Основные цели и задачи Программы
Целью Программы является снижение уровня наркотизации и связанных с ней социально-негативных явлений в городе.
Программа рассчитана на 2011-2015 годы и предполагает решение следующих задач:
- проведение профилактических мероприятий по сокращению незаконного потребления наркотиков, основанных на формировании антинаркотической культуры личности в городе;
- ограничение доступности наркотиков, находящихся в незаконном обороте;
- развитие системы раннего выявления незаконных потребителей наркотиков, совершенствование лечения и медико-социальной реабилитации наркозависимых;
- мониторинг развития наркоситуации в городе Обнинске;
- обеспечение информационно-пропагандистского сопровождения профилактики наркомании среди населения города;
- обеспечение межведомственной координации деятельности, направленной на противодействие незаконному обороту наркотиков и профилактику наркомании среди различных групп населения, прежде всего несовершеннолетних и молодежи;
- развитие взаимодействия и сотрудничества государственных органов, общественных организаций в сфере организации профилактики наркомании.
Целевыми индикаторами и показателями Программы являются:
- число лиц, больных наркоманией, в расчете на 100 тыс. населения;
- доля больных наркоманией, прошедших лечение и реабилитацию, длительность ремиссии у которых составляет не менее 3 лет, по отношению к общему числу больных наркоманией, прошедших лечение и реабилитацию;
- доля обучающихся и воспитанников, прошедших обучение по образовательным программам профилактической направленности;
- количество специалистов, реализующих программы профилактики наркомании в образовательных учреждениях;
- доля опрошенных в ходе мониторинга общественного мнения, которые лично сталкивались за последний год с проблемой наркомании.
В соответствии с поставленными задачами предполагается достижение целевых индикаторов и показателей Программы согласно следующей таблице.
N п/п |
Наименование |
Единица измерения |
Базовый показатель 2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
1 |
Показатель заболеваемости синдромом зависимости от наркотических веществ (число больных с впервые в жизни установленным диагнозом на 100 тыс.населения) |
человек/ 100 тыс. населения |
24 |
24-25 |
24-25 |
24-25 |
24-25 |
24-25 |
2 |
Число лиц, больных наркоманией, в расчете на 100 тыс. населения |
человек/ 100 тыс. населения |
166 |
175 |
175-190 |
175-190 |
175-190 |
175-190 |
3 |
Доля больных наркоманией, прошедших лечение и реабилитацию, длительность ремиссии у которых составляет не менее 3 лет, по отношению к общему числу больных наркоманией, прошедших лечение и реабилитацию |
процентов |
7,2 |
7,1 |
7,1 |
7,1 |
7,1 |
7,1 |
4 |
Доля обучающихся и воспитанников, прошедших обучение по образовательным программам профилактической направленности |
процентов |
21,3 |
26 |
32 |
40 |
50 |
70 |
5 |
Количество специалистов, реализующих программы профилактики наркомании в образовательных учреждениях |
|
79 |
89 |
96 |
99 |
109 |
119 |
6 |
Доля опрошенных в ходе мониторинга общественного мнения, которые лично сталкивались за последний год с проблемой наркомании |
процентов |
14 |
14 |
13 |
12 |
12 |
12 |
3. Сроки и этапы реализации Программы
Программа рассчитана на 5 лет: с 2011 по 2015 год.
4. Система основных мероприятий Программы
Программа включает следующие приоритетные направления в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков:
- организационные и правовые меры профилактики и противодействия употреблению наркотиков и их незаконному обороту;
- противодействие злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту:
- противодействие незаконному обороту наркотиков в образовательной среде;
- противодействие незаконному обороту наркотиков в местах досуга;
- снижение доступности наркотиков, находящихся в незаконном обороте;
- противодействие незаконному обороту наркотиков в жилом секторе;
- противодействие пропаганде и незаконной рекламе наркотиков;
- координация межведомственного взаимодействия с государственными органами, негосударственными организациями, общественными объединениями;
- медицинское просвещение, лечение и реабилитация лиц, склонных к употреблению или употребляющих наркотические средства или психоактивные вещества;
- совершенствование антинаркотической пропаганды.
Перечень программных мероприятий указан в приложении к Программе.
5. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование Программы осуществляется за счет средств городского бюджета.
Для реализации мероприятий Программы требуется 5170 тыс. рублей, в том числе по годам и заказчикам Программы:
(тыс. руб.)
Источник финансирования |
Всего |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
Городской бюджет <*> |
5170 |
820 |
955 |
1050 |
1125 |
1220 |
<*> Средства городского бюджета уточняются ежегодно решением Городского Собрания о городском бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
6. Механизм реализации Программы
Заказчиками Программы выступают отдел здравоохранения Администрации города Обнинска; Управление общего образования Администрации города Обнинска; Комитет по физической культуре и спорту Администрации города Обнинска; отдел по делам молодежи Администрации города Обнинска; отдел культуры Администрации города Обнинска. Заказчики Программы обеспечивают качественное проведение намеченных мероприятий, целевое, эффективное использование средств, выделяемых на реализацию Программы.
Финансирование Программы осуществляется в соответствии с Постановлением главы Администрации города Обнинска о городском бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
Заказчики Программы ежегодно с учетом реализации мероприятий Программы уточняют объемы необходимых средств для их финансирования в очередном году.
Общая координация реализации Программы осуществляется антинаркотической комиссией Администрации города Обнинска.
7. Организация управления Программой и контроль
за ходом ее выполнения
Контроль за реализацией Программы осуществляет по итогам каждого года Администрация города Обнинска, Контрольно-счетная палата в соответствии с их полномочиями.
8. Оценка социально-экономической эффективности Программы
Результаты реализации мероприятий Программы будут оказывать влияние на различные сферы жизни общества в городе на протяжении длительного времени.
В ходе реализации Программы, в силу ее специфики и ярко выраженного социально-профилактического характера, к 2015 году предполагается:
- остановить рост заболеваемости синдромом зависимости от наркотических веществ;
- сдержать распространение незаконного потребления наркотиков на уровне, не более 175 - 190 больных наркоманией на 100 тыс. населения;
- обеспечить участие не менее 119 специалистов в реализации программ профилактики наркомании в образовательных учреждениях;
- увеличение до 85% охвата профилактическими мероприятиями подростков и молодежи в возрасте от 11 до 24 лет по отношению к общей численности указанной категории;
- повысить долю изымаемых наиболее опасных видов наркотических средств в общем объеме изъятых из незаконного оборота наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ на 10%;
- сократить долю лиц, опрошенных в ходе мониторинга общественного мнения, которые лично сталкивались за последний год с проблемой наркомании, до 12 %;
Результатами реализации Программы станут повышение эффективности работы в сфере противодействия злоупотреблению наркотиками и совершенствование единой системы формирования позитивных моральных и нравственных ценностей, определяющих отрицательное отношение к незаконному потреблению наркотиков, предпочтение здорового образа жизни абсолютным большинством молодежи.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.