Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
1. Содержание проблемы и необходимость ее решения программным методом
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года отмечено, что в середине текущего десятилетия российская экономика оказалась перед долговременными системными вызовами, отражающими как мировые тенденции, так и внутренние барьеры развития.
Значение образования увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. Главная задача современной образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
В соответствии с направлениями Стратегии социально-экономического развития Калужской области до 2030 года роль системы образования заключается в "повышении эффективности и качества профессиональной подготовки кадров образовательных учреждений области в интересах развития инновационного, промышленного, образовательного секторов области".
В системе образования Калужской области в последние годы сложились устойчивые тенденции создания условий, обеспечивающих качество и доступность образовательных услуг.
В Калужской области в настоящее время функционируют 377 муниципальных общеобразовательных школ, 17 государственных общеобразовательных учреждений, в которых обучаются свыше 83000 обучающихся.
Всего в общеобразовательных учреждениях осуществляют свою деятельность 8363 педагогических работника, из них 4956 - в образовательных учреждениях, расположенных в городской местности, и 3407 - в школах, расположенных в сельской местности.
С 2006 года определяются лучшие учителя Калужской области - победители конкурса на получение денежного поощрения в рамках приоритетного национального проекта "Образование". За годы реализации приоритетного национального проекта "Образование" 252 учителя Калужской области стали победителями данного конкурса.
Начиная с 2004 года ежегодно присуждаются премии и стипендии имени народного учителя Российской Федерации А.Ф. Иванова. За этот период 48 педагогов, воспитателей, руководителей общеобразовательных и дошкольных учреждений городской и сельской местности, а также 24 студента учреждений среднего и высшего профессионального образования педагогической направленности стали победителями конкурса.
Проводятся ежегодные региональные конкурсы "Учитель года", "Самый классный классный", "Воспитатель года", где выявляются лучшие педагогические работники области.
Областной конкурс "Лучшие школы Калужской области" проводится министерством образования и науки Калужской области с 2005 года. За эти годы финансовую поддержку получили 50 муниципальных общеобразовательных учреждений.
С 2009/10 учебного года началась апробация новых федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения (далее - ФГОС), в которой приняли участие 43 образовательных учреждения области из 14 муниципальных районов и 2 городских округов области. По новым государственным образовательным стандартам обучалось более 1000 учащихся области.
В области накоплен положительный опыт поддержки одаренных детей: проводятся предметные олимпиады, конкурсы, чтения, выплачиваются именные премии, премии Губернатора Калужской области, стипендии. Разработана и принята к исполнению долгосрочная целевая программа "Поддержка одаренных детей Калужской области и их наставников на 2010-2015 годы".
Закреплению педагогических работников в образовательных учреждениях области способствуют положения введенной с 1 сентября 2008 года региональной системы оплаты труда, которые предусматривают выплаты стимулирующего характера за качество работы учителя. Стимулированию педагогов способствуют конкурсы их профессионального мастерства.
Современные требования к условиям предоставления общего образования предусматривают с одной стороны, обеспечение всем учащимся гарантий безопасности и сохранения здоровья, с другой стороны, оснащение образовательного процесса современным учебным и учебно-наглядным оборудованием.
В области действуют десять инновационных площадок "Цифровая школа". Использование цифровых образовательных ресурсов дает возможность перейти к обучению вне классов, заменить традиционные уроки индивидуальными, превратить учащихся из потребителей электронных ресурсов в создателей новых школьных медиатек.
Поддержка лидеров в лице отдельных образовательных учреждений и педагогических работников позволила продемонстрировать новые подходы к осуществлению образовательной практики. В то же время дальнейшая модернизация образования требует масштабных, системных изменений сферы образования, вовлечения большей части образовательных учреждений в процессы инновационного социально ориентированного развития Калужской области.
Очень важной задачей, стоящей перед общим образованием, является качественное обновление и пополнение кадрового состава педагогов.
Для успешного введения ФГОС общего образования необходимо создать предпосылки для социализации обучающихся и реализации в сфере образования индивидуальных запросов не только со стороны обучающихся, но и со стороны семьи, общества и государства; необходимо сформировать основные образовательные программы общего образования с учетом территориальных особенностей образовательных учреждений.
Предстоит разработать многоуровневую модель оценки качества образования, для чего необходимо сформировать основополагающие требования к содержанию и процедурам оценки качества образования, модели учета внеучебных достижений обучающихся, механизмы общественного участия в деятельности образовательных учреждений.
Отдельного внимания требует организация на региональном уровне системы контент-фильтрации интернет-трафика образовательных учреждений, использование лицензионного программного обеспечения в образовательных учреждениях области, организация на базе образовательных учреждений обучения населения первичным навыкам работы со средствами ИК-технологий.
Требует обновления содержание дополнительных образовательных программ и методов обучения. Необходимо внедрение современных форм организации дополнительного образования, предстоит провести обновление ресурсного обеспечения системы дополнительного образования, включающее основные механизмы функционирования: нормативную правовую базу, кадровое обеспечение, материально-техническое оснащение. Особого внимания требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Необходимо развивать систему непрерывного профессионального образования, которая позволит повысить профессионализм работников системы образования, усилить их государственную и общественную поддержку, создать и развить сеть профессионально-общественных сообществ учителей и сформировать кадровый резерв руководителей в сфере образования.
Обязательным условием развития системы образования области является соответствие общеобразовательных учреждений области современным требованиям. Для этого, в первую очередь, предстоит обновить учебное и учебно-наглядное оборудование, отремонтировать здания школ, укомплектовать их спортивным оборудованием, создать условия для обучения детей-инвалидов.
В настоящее время в Калужской области только 54% школьников обучается в образовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям. В рамках приоритетного национального проекта "Образование" и проекта "Информатизация общеобразовательных учреждений Калужской области" все общеобразовательные учреждения области подключены к сети Интернет. Но скорость предоставления услуг сети Интернет низка и не позволяет использовать в образовательном процессе новые образовательные ресурсы. В настоящее время всего в 170 общеобразовательных учреждениях из 377 имеются спортивные залы, отвечающие требованиям СанПиН. Поэтому одной из главных проблем, которую предстоит решить, является приведение в соответствие современным требованиям общеобразовательных учреждений области.
В связи с тем, что переход на федеральные государственные образовательные стандарты будет осуществляться в жесткие сроки: в 2011 году - 1-е классы, в 2012 году - 5-е классы, в 2013 году - старшая ступень, - необходимо создать условия для успешной реализации мероприятий по их введению в образовательную практику, в том числе кадровые, финансовые и материально-технические условия.
Программа разработана в целях реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", которая закладывает основы обеспечения прав граждан на выбор образовательного учреждения, дающего современное качественное образование. Одним из решающих факторов развития такого выбора должны стать готовящиеся поправки в законодательство в части возможности доведения нормативного подушевого финансирования не только до государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений, но и до негосударственных учреждений общего образования. Это в значительной степени расширит выбор граждан с целью получения качественного общего образования.
Модернизация общего образования остается актуальной, требует безотлагательного решения и значительных финансовых вложений, является комплексной и не может быть решена без государственной поддержки, требует взаимодействия с органами местного самоуправления и должна рассматриваться как целенаправленная деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления Калужской области по обеспечению государственных гарантий на получение общедоступного и бесплатного общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях.
Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования в соответствии с направлениями национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", которая обеспечивает преемственность основных направлений Программы реализации приоритетного национального проекта "Образование".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.