В целях реализации в Калужской области федеральной целевой программы "Чистая вода" на 2011-2017 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2010 N 1092, а также в соответствии с распоряжением Губернатора Калужской области от 01.03.2011 N 21-р "О разработке долгосрочной целевой программы "Чистая вода в Калужской области" на 2011-2017 годы Правительство Калужской области постановляет:
1. Утвердить долгосрочную целевую программу "Чистая вода в Калужской области" на 2011-2017 годы (прилагается).
Губернатор области |
А.Д. Артамонов |
1. Содержание проблемы и необходимость ее решения
программно-целевым методом
Решение проблемы обеспечения населения Калужской области питьевой водой нормативного качества и в достаточном количестве является одной из главных задач, решение которой способствует сохранению здоровья населения, увеличению продолжительности жизни.
Значимость решения указанной проблемы связана с конституционным правом граждан на благоприятную окружающую среду, включая удовлетворение потребности в доброкачественной питьевой воде. Основные требования к обеспечению населения питьевой водой регламентируются государственными стандартами, санитарными нормами и правилами, Водным кодексом Российской Федерации, Федеральными законами от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", от 07.02. 1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" и другими нормативными правовыми актами.
По состоянию на начало 2010 года водопроводный комплекс Калужской области включает 1107 подземных водозаборов, 1445 артезианских скважин, 4 поверхностных водозабора, используемых в целях обеспечения хозяйственно-питьевого водоснабжения, 4240 км сетей водопровода.
Добыча питьевой воды ведется из 74 действующих разведанных эксплуатируемых месторождений пресной подземной воды и 4 поверхностных водозаборов, расположенных на р. Ока, р. Угра, оз. Ломпадь.
В целом Калужская область обладает значительными эксплуатационными запасами пресных подземных вод, предназначенных для хозяйственно-питьевого водоснабжения населения и обеспечения водой объектов промышленности, сельского хозяйства и социальной сферы. В 2010 году из всех источников было добыто 160 млн. куб. метров воды.
В Калужской области действуют 10 станций очистки питьевой воды. Из них 4 станции очистки - на поверхностных водозаборах: г. Калуга (Окский водозабор), г. Людиново, г. Кондрово, с. Льва Толстого; 6 станций обезжелезивания подземной артезианской воды находятся в г. Калуге (2 станции), г. Балабаново, г. Малоярославце, г. Людиново, г. Сухиничи. Последняя из станций была введена в эксплуатацию в 1999 году в г. Балабаново.
Из общего объема воды, используемой на территории Калужской области для водоснабжения населения и удовлетворения потребностей объектов экономики, 38,6% забирается из поверхностных водных объектов; 61,4% этой воды используется для хозяйственно-бытовых целей, в том числе для питьевого водоснабжения. В настоящее время на территории Калужской области подается в сеть на хозяйственно-питьевые нужды 75,4 млн. куб. метров воды в год, что составляет приблизительно 75 куб. метров воды в год на 1 человека.
Водоснабжение 89,2% населения области обеспечивается от централизованных систем коммунального водоснабжения, 10,8% населения потребляют воду из децентрализованных источников.
По официальным статистическим данным, в 2009 году на территории области эксплуатировалось 556 водопроводов, из которых 29 водопроводов расположены в городах. Необходимо отметить, что для 280 водопроводов, находящихся в малых населенных пунктах, не определена имущественная или балансовая принадлежность и их эксплуатация находится в ведении органов местного самоуправления.
На качество питьевой воды негативно влияет эксплуатационно-техническое состояние водопроводных сетей, в которых происходит вторичное загрязнение. В первую очередь это касается состояния наружных и внутренних стальных сетей коммунальных водопроводов, построенных в основном в 60-80-х годах прошлого столетия. Доля стальных водопроводов составляет 20-25% от общей протяженности разводящих сетей, что оказывает значительное влияние на величину амортизационного износа трубопроводов, достигшую 72%.
Подтверждением данной величины является увеличение потерь воды в водопроводных сетях, составляющая 20% и аварийность на сетях водопровода возросшей до показателя 1 авария на 1 км. По данным организаций коммунального комплекса, на сегодняшний день нуждаются в замене 21,4% сетей водопровода, что составляет около 898 километров.
Все эти показатели указывают на необходимость реновации сетей водоснабжения в объеме не ниже чем 4-5% от их общей протяженности, что составляет 130-150 км в год. Ежегодное восстановление водопроводов может осуществляться как в виде реконструкции, так и в виде капитального ремонта. В настоящее время темпы восстановления сетей/водопровода в Калужской области не превышают величины 45 км в год.
75,7% населения Калужской области обеспечивается доброкачественной и условно доброкачественной питьевой водой, в том числе 645 тыс. человек - в городах (84,5%) и 113,3 тыс. человек (47,6%) - в сельских населенных пунктах, в том числе полностью отвечающей всем требованиям пищевой безопасности питьевой водой в 2010 году было обеспеченно 62,4% населения Калужской области.
В целом за 2009 год несоответствие проб воды, взятой в распределительной водопроводной сети, гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям составляет 20,9% проб, что превышает средний показатель по Российской Федерации -16,8%. По микробиологическим показателям не соответствовало санитарным правилам 4,8% проб при среднем показателе по Российской Федерации - 5,1%.
Недоброкачественной питьевой водой из централизованных систем водоснабжения обеспечивается 13,4% населения области, из них городского - 8,9%, сельского -27,7%. Из 29 городов и поселков городского типа в 15-ти население обеспечивается недоброкачественной (условно доброкачественной) питьевой водой, что составляет 37,9%. В 192 сельских населенных пунктах жители обеспечиваются недоброкачественной питьевой водой.
Наиболее неблагополучная ситуация по обеспечению населения доброкачественной питьевой водой сложилась в Бабынинском, Боровском, Думиничском, Жиздринском, Износковском, Кировском, Медынском, Мещовском, Спас-Деменском, Юхновском районах. Основными химическими загрязняющими питьевую воду веществами являются соединения железа, стронция, фтора, брома, сероводорода в используемых водоносных горизонтах, превышение которых по ряду водозаборов составляет 10-40 предельно допустимых концентраций, при этом полностью отсутствуют системы водоподготовки и очистки воды.
Из общего объема воды, нуждающейся в водоподготовке, 69% проходит очистку, 79% объемов питьевой воды источников 2 и 3 класса по микробиологическим показателям подвергается обеззараживанию.
Вместе с тем при всей актуальности вопроса приведения качества питьевой воды, поставляемой потребителям услуги централизованного водоснабжения, к требуемым стандартам за последние 6 лет резко возросла актуальность проблемы дефицита воды в тех городах Калужской области, где происходит увеличение темпов промышленного развития, а также ведется активное жилищное строительство, например, таких как Боровск, Людиново, Медынь.
Водоснабжение около 2500 малых населенных пунктов Калужской области осуществляется исключительно из децентрализованных источников водоснабжения, 70% которых не отвечает санитарным нормам по качеству питьевой воды. Общее количество источников децентрализованного водоснабжения, используемых населением Калужской области, составляет более 12 000 (шахтных колодцев, каптажей, открытых родников).
Колодцы, которые на 94,5% представляют источники децентрализованного водоснабжения, используют в процессе эксплуатации в основном грунтовые воды. Численность населения, потребляющего воду из децентрализованных источников, составляет 10,8%. По микробиологическим показателям вода источников нецентрализованного водоснабжения в 2009 году не соответствовала нормативам в 51,3% проб при среднем показателе по Российской Федерации 21,5%. По санитарно-химическим показателям процент неудовлетворительных анализов составил 19,1% при среднем показателе по Российской Федерации 27,5%.
По эпидемиологической безопасности питьевой воды (не соответствие по микробиологическим показателям) наиболее неблагополучная ситуация по децентрализованным источникам сложилась в Дзержинском, Износковском, Кировском, Медынском, Малоярославецком, Мещовском, Сухиничском районах.
Особенно обострился данный аспект проблемы в аномально засушливое лето 2010 года. Проблема нехватки мощности водозаборов также характерна еще для 100-150 населенных пунктов области, где дефицит воды обусловлен уменьшением водоотдачи подземных водных горизонтов, конструктивным износом скважин, нерациональным использованием насосного оборудования.
Выходом из сложившейся ситуации может стать разработка новых разведанных водозаборов, реконструкция существующих водозаборов - строительство скважин.
В 2010 г. в водные объекты было сброшено около 102,7 млн. куб.м сточных вод, из них только 97,5 млн. куб.м прошли очистные сооружения. При этом нормативным требованиям на сброс соответствовало только 30,2 млн. куб.м очищенных сточных вод.
Вопросы строительства и реконструкции очистных сооружений в области решаются неудовлетворительно, из 56 очистных сооружений, по которым начато строительство, в 1998 году велось строительство только очистных сооружений г. Калуги, г. Малоярославца.
Ряд райцентров Калужской области до сих пор остаются неканализованными. Наличие большого количества выгребов, которые в большинстве случаев не откачиваются и водопроницаемы, приводит к загрязнению водоносных горизонтов.
Практически заморожено строительство очистных сооружений в г. Таруса, г. Мосальска, г. Спас-Деменска, с. Износки, локальных очистных сооружений молокозаводов г. Медыни и п. Бетлица. Строительство очистных сооружений на селе вообще не ведется.
Общая протяженность канализационных сетей в Калужской области в 2010 году составила 1790 км, при этом до 40% сетей требует замены.
Таким образом, назрела острая необходимость перехода к устойчивому функционированию и развитию сектора водоснабжения сферы жилищно-коммунального хозяйства Калужской области, которая определяет целесообразность использования программно-целевого метода для решения указанных проблем в силу следующих причин:
- необходимость обеспечения населения, получающего услугу коммунального водоснабжения, водой питьевого качества, удовлетворяющего требования СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества";
- необходимости приведения в нормативное состояние с уменьшением показателей физического износа систем коммунального водоснабжения и водоотведения Калужской области;
- восстановление проектной мощности водозаборов в 31 населенном пункте области;
- предотвращение возникновения техногенных чрезвычайных ситуации, влекущих за собой прекращение функционирования централизованных систем хозяйственно-питьевого водоснабжения;
- максимально возможная ликвидация эпидемиологически опасного децентрализованного водоснабжение населения;
- ввод новых и реконструкция существующих станций очистки сточных вод.
Решение поставленных Программой цели и задач требует значительных финансовых вложений, которые не могут быть реализованы в рамках одного финансового года. В связи с этим разработана долгосрочная целевая программа "Чистая вода в Калужской области" на 2011-2017 годы (далее - Программа), являющаяся логическим продолжением закончившей действие областной целевой программы "Обеспечение населения Калужской области качественной питьевой водой", утвержденной постановлением Законодательного Собрания Калужской области от 28.10.1999 г N 727.
Программа соответствует стратегическим направлениям, заложенным в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года в части приоритетных направлений развития водохозяйственного комплекса, Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года и является региональным сегментом, способствующим достижению целей и решению задач, обозначенных в Федеральной целевой программы "Чистая вода" на 2011-2017 годы.
Объемы планируемых вводов за весь период реализации Программы по мероприятиям, без учета финансируемых из внебюджетных источников, в разрезе муниципальных образований Калужской области приведены в таблице 1.
Таблица 1.
N п/п |
Муниципальный район, городской округ |
Мероприятия |
||||
Строительство и реконструкция: | ||||||
Водозаборов, тыс.м3/сут |
Водопроводных сетей, км |
Станций очистки питьевой воды, тыс.м3/ сут |
Станций очистки сточных вод, тыс.м /сут |
Канализационных сетей, км |
||
1. |
Барятинский район |
3,0 |
13,3 |
0,5 |
|
|
2. |
Боровский район |
5,5 |
32,0 |
29,9 |
1,8 |
8,6 |
3. |
Бабынинский район |
|
27,0 |
1,2 |
0,4 |
3,5 |
4. |
Думиничский район |
0,3 |
17,0 |
1,9 |
1,1 |
6,1 |
5. |
Дзержинский район |
17,0 |
36,7 |
10,3 |
2,6 |
14,0 |
6. |
Жиздринский район |
|
10,0 |
1,3 |
0,7 |
3,3 |
7. |
Жуковский район |
3,8 |
25,5 |
2,5 |
7,1т |
17,2 |
8. |
Износковский район |
|
5,0 |
1,6 |
0,4 |
3,0 |
9. |
Козельский район |
0,3 |
25,0 |
17,6 |
0,75 |
6,8 |
10. |
Кировский район |
0,2 |
15,0 |
7,2 |
7,5 |
|
11. |
Куйбышевский район |
|
5,0 |
0,9 |
|
|
12 |
Людиновский район |
15,2 |
15,0 |
27,6 |
|
|
13. |
Малоярославецкий район |
2,3 ' |
32,6 |
3,5 |
1,75 |
9,3 |
14. |
Медынский район |
10,0 |
21,0 |
6,8 |
0,3 |
2,5 |
15. |
Мещовский район |
|
25,3 |
1,1 |
0,6 |
2,7 |
16. |
Мосальский район |
|
54,3 |
1,7 |
0,5 |
3,3 |
17. |
Перемышльский район |
0,7 |
31,8 |
2,8 |
1,2 |
9,2 |
18. |
Сухиничский район |
1,0 |
33,7 |
3,3 |
0,1 |
1,0 |
19. |
Спас-Деменский район |
|
10,0 |
1,2 |
0,5 |
2,3 |
20. |
Тарусский район |
|
30,8 |
0,2 |
|
|
21. |
Ульяновский район |
0,4 |
5,5 |
0,9 |
0,6 |
3,5 |
22. |
Ферзиковский район |
1,6 |
8,5 |
0,9 |
1,5 |
10,7 |
23. |
Хвастовичский район |
1,5 |
21,0 |
2,0 |
0,4 |
2,7 |
24. |
Юхновский район |
|
49,7 |
1,0 |
0,2 |
2,0 |
|
Всего: |
62,8 |
550,7 |
127,9 |
30,0 |
111,7 |
При формировании Программы учитывались предложения органов местного самоуправления Калужской области, организаций водопроводно-канализационного комплекса Калужской области, управления Роспотребнадзора по Калужской области. Программа включает в себя наиболее актуальные мероприятия, направленные на устранение причин несоответствия качества воды, подаваемой населению, гигиеническим нормативам, а также дифференциацию подходов к выбору технологических схем водоснабжения населенных пунктов Калужской области.
2. Основные цели и задачи программы
Целью Программы является обеспечение населения Калужской области питьевой водой, соответствующей требованиям безопасности и безвредности, установленным в технических регламентах и санитарно-эпидемиологических правилах.
В ходе реализации Программы предусматривается обеспечить решение следующих задач:
1. Развитие коммунальных централизованных систем хозяйственно-питьевого водоснабжения Калужской области.
2. Обеспечение населения питьевой водой нормативного качества.
3. Ликвидация дефицита питьевого водоснабжения в ряде населенных пунктах Калужской области.
4. Реконструкции и модернизация объектов водоснабжения населенных пунктов Калужской области с внедрением передовых технологий очистки питьевой воды в целях обеспечения ее соответствия санитарно - гигиеническим требованиям.
5. Осуществление строительства, реконструкции систем и сооружений по сбору, очистке и отведению сточных вод с применением прогрессивных методов, технологий, материалов п оборудования, обеспечивающих качество сточных вод, соответствующее установленным требованиям, при сбросе их в водные объекты.
6. Увеличение энергоэффективности технологических процессов в сфере водопроводно-канализационного хозяйства.
7. Развитие государственно-частного партнерства в секторе водоснабжения коммунального хозяйства Калужской области на основе привлечения долгосрочных частных инвестиций.
8. Создание условий для разработки в муниципальных образованиях области программ комплексного развития коммунальной инфраструктуры.
9. Создание предпосылок для улучшения экономических показателей и производственной базы организаций водопроводно-канализационного комплекса Калужской области и увеличения темпов жилищного строительства.
10. Создание условий для разработки в муниципальных образованиях области программ комплексного развития коммунальной инфраструктуры.
Оценка результативности Программы будет ежегодно отслеживаться на основании целевых индикаторов и показателей долгосрочной целевой программы "Чистая вода в Калужской области на 2011-2017 годы" (табл. 2).
При успешной реализации всех программных мероприятий также ожидается достижение целевых показателей Федеральной целевой программы "Чистая вода" на 2011-2017 годы, указанных в таблице 3.
Таблица 2.
Целевые показатели и индикаторы
долгосрочной целевой программы "Чистая вода
в Калужской области на 2011-2017 годы"
Наименование |
Ед. изм. |
Значение целевых индикаторов по годам: |
|||||||
базовое |
на плановый период |
||||||||
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
||
1.Удельный вес проб воды, отбор которых произведен из водопроводной сети и которые не отвечают гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям |
% |
20,9 |
20,7 |
20,4 |
19,9 |
19Д |
18,1 |
16,6 |
14,4 |
2.Удельный вес проб воды, отбор которых произведен из водопроводной сети и которые не отвечают гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям |
% |
2,9 |
2,85 |
2,8 |
2,7 |
2,5 |
2,3 |
2,1 |
1,9 |
З.Доля уличной водопроводной сети, нуждающейся в замене |
% |
39,7 |
39,2 |
38,4 |
37,3 |
35,6 |
33,3 |
30,6 |
27,5 |
4.Доля уличной канализационной сети, нуждающейся в замене |
% |
36,9 |
36,7 |
36,3 |
35,7 |
34,6 |
32,8 |
30,3 |
27,0 |
5.Число аварий в системах водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод |
аварий на 1000 км |
660 |
655 |
645 |
630 |
605 |
570 |
525 |
475 |
6.Объем сточных вод, пропущенных через очистные сооружения, в общем объеме сточных вод |
% |
94,9 |
95,1 |
95,4 |
95,8 |
96,5 |
97,4 |
98,5 |
100 |
7,Доля сточных вод, очищенных до нормативных значений, в общем объеме сточных вод, пропущенных через очистные сооружения |
% |
31,0 |
32,2 |
33,9 |
35,9 |
38,6 |
42,4 |
47,2 |
53,0 |
8.Зарегистрировано больных брюшным тифом, паратифами А, В, С, сальмонеллезными инфекциями, острыми кишечными инфекциями |
тыс. чел. |
4,4 |
4,39 |
4,39 |
4,38 |
4,37 |
4,36 |
4,35 |
4,32 |
9.Зарегистрировано больных вирусными гепатитами |
тыс. чел. |
0,145 |
0,145 |
0,144 |
0,144 |
0,143 |
0,143 |
0,142 |
0,141 |
10,Зарегистрировано больных с болезнями органов пищеварения |
тыс. чел. |
78,28 |
78,23 |
78,18 |
78,08 |
77,98 |
77,83 |
77,68 |
77,53 |
11 .Зарегистрировано больных злокачественными образованиями |
тыс. чел. |
34,57 |
34,56 |
34,55 |
34,53 |
34,5 |
34,45 |
34,38 |
34,3 |
Таблица 3.
Целевые показатели и индикаторы ФЦП "Чистая вода" на 2011 - 2017 годы
Наименование |
Ед. изм. |
Значение целевых индикаторов по годам: |
|||||||
базовое |
на плановый период |
||||||||
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
||
1.Обеспеченность населения централизованными услугами водоснабжения |
% |
68,0 |
68,8 |
69,8 |
71,1 |
73,1 |
76,1 |
80,1 |
85 |
2.Обеспеченность населения централизованными услугами водоотведения |
% |
63,6 |
64,6 |
65,9 |
67,5 |
70,1 |
73,7 |
78,4 |
84 |
З.Доля капитальных вложений в системы водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в общем объеме выручки организаций сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод. |
% |
- |
- |
- |
20 |
22 |
26 |
28 |
31 |
4.Доля заемных средств в общем объеме капитальных вложений в системы водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод. |
% |
- |
- |
10 |
18 |
21 |
24 |
27 |
30 |
5.Доля воды, поставляемой организациями коммунального комплекса, работающими на основании концессионных соглашений (в городах с населением более 300 тыс. человек). |
% |
- |
- |
- |
78 |
80 |
85 |
88 |
90 |
6.Доля воды, поставляемой организациями коммунального комплекса по тарифам, установленным на долгосрочный период регулирования |
% |
- |
- |
- |
20 |
22 |
25 |
30 |
35 |
3. Сроки и этапы реализации программы.
Программа рассчитана на реализацию в 2011-2017 годах в один этап.
Ежегодно, по итогам выполнения мероприятий Программы, проводится анализ достигнутых показателей, уточнение целевых индикаторов и затрат по программным мероприятиям. Уполномоченным органом по реализации Программы готовится отчет о ее выполнении на истекший год и предложения по ее корректировке на последующий период.
4. Система основных мероприятий программы.
Программа предусматривает реализацию строительных, технических и технологических мероприятий, направленных на повышение качества водоснабжения населенных пунктов Калужской области с численностью населения не более 100 тыс. человек, что соответствует условиям Федеральной целевой программы "Чистая вода" на 2011-2017 годы".
В ходе реализации Программы предполагается максимально возможное использование механизмов государственно-частного партнерства.
Выполнение программных мероприятий сбалансировано по годам в соответствии со следующими критериями:
- эксплуатационно-техническое состояние объектов;
- наибольший охват населения услугами водохозяйственного комплекса;
- наличие проектной документации;
- наличие государственной экологической экспертизы, проекта;
- возможности муниципальных бюджетов;
- проработанность вопросов о готовности частных инвесторов осуществлять инвестиции в сферу водопроводно-канализационного комплекса.
Мероприятия Программы реализуются по двум направлениям:
1. Мероприятия по модернизации систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
2. Организационные мероприятия по совершенствованию системы управления водопроводно-канализационного хозяйства.
4.1 Мероприятия по модернизации систем водоснабжения,
водоотведения и очистки сточных вод.
1. Строительство и реконструкции водозаборов и станций очистки питьевой воды, включая внедрение технологий централизованного управления и диспетчеризации.
2. Строительство, реконструкция водопроводных сетей.
3. Строительство и реконструкция станций очистки сточных вод.
4. Строительство, реконструкция сетей канализации.
5. Капитальный ремонт сетей водопровода областной собственности.
6. Капитальный ремонт сетей водопровода муниципальной собственности.
7. Приобретение специализированной техники.
8. Разработка предельно допустимых нормативов на сброс сточных вод в поверхностные водоемы для объектов строительства и реконструкции.
9. Развитие систем коммунальной инфраструктуры и очистки сточных вод за счет внебюджетных источников.
В соответствии с требованиями пункта 4 статьи 13 Федерального закона от 29.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышения энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов обязаны завершить оснащение указанных объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также осуществить ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
В соответствии с требованиями пункта 9. статьи 13 Федерального закона от 29.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышения энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в настоящий момент предприятиями водохозяйственного комплекса Калужской области осуществлены следующее мероприятия:
В многоквартирных домах установлено - 1421 приборов учета холодного водоснабжения.
В бюджетных учреждениях установлено - 566 приборов учета холодного водоснабжения.
До 01 января 2012 года Планируется оснастить приборами учета не менее 90% объектов, указанных в данном Федеральном законе.
В результате реализации программы будет решена задача автоматизации и оптимизации функционирования систем водоснабжения, диспетчеризация управления.
69% мероприятий Программы предусматривает реконструкцию или создание новых мощностей добычи, очистки и подачи питьевой воды населению, а также перекачку и очистку сточных вод. При реализации данных мероприятий будет использовано только современное, энергоэффективное и энергосберегающее оборудование.
Это позволит:
- снизить потребление электроэнергии до 60% за счет формирования оптимальных режимов работы электроприводов;
- обеспечивать эффективное автоматическое поддержание заданного параметра (давления в магистрали) за счет изменения частоты вращения насосов, а также изменения количества подключенных к магистрали насосов;
- обеспечить плавный пуск электродвигателей большой мощности без механических толчков и перегрузки электрических сетей;
- обеспечить защиту двигателей от перегрузок, повышенного и пониженного напряжения, перегрева и др. аварийных ситуаций обеспечить автоматическое отключение электродвигателей при исчезновении питающего напряжения и осуществление "автозапуска" при восстановлении сети;
- значительно повысить срок службы и надежности насосного и технологического оборудования.
Реализация мероприятий по повышению энергоэффективности в системах водопроводно-канализационного хозяйства в сочетании с установкой приборов учета, мероприятий внедрением оборотных систем водоснабжения на промышленных предприятиях (предусмотренных как мероприятия внебюджетного финансирования), а также изменения в тарифной политике (включение в тариф инвестиционной составляющей) приведет к снижению общего водопотребления и, соответственно, к более рациональному расходованию воды потребителями.
В связи с этим основная часть мероприятий Программы, реализация которых планируется к выполнению начиная с 2012 года, будет проводиться с учетом показателей снижения водопотребления отдельными группами потребителей.
4.1.1 Строительство и реконструкция водозаборов и станций очистки
питьевой воды, включая внедрение технологий центрального управления.
Необходимость реализации данного мероприятия Программы обуславливается следующими причинами:
- необходимость ликвидации поверхностных водозаборов и подземных водозаборов, вода которых не соответствует санитарным нормам по химическим или микробиологическим показателям;
- дефицит воды для развития отдельных территорий, подаваемой в системы коммунального водоснабжения;
- истощение подземных водоносных горизонтов;
- эксплуатационный износ трубчатых конструкций водозаборов.
Восстановление или увеличение проектной мощности водозаборов будет выполняться за счет проведения следующего комплекса работ:
- реконструкции артезианских скважин действующих подземных водозаборов;
- строительство новых водозаборов, в том числе в целях ликвидации действующих поверхностных водозаборов;
- строительство новых водозаборов на территориях, где уже разведаны запасы подземных вод, качество которых соответствует нормативам СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения".
В данном направлении также предусматриваются мероприятия по обеспечению водозаборов областной собственности системами централизованного управления и диспетчеризации после их ввода в эксплуатацию или реконструкции. Выполнение данных работ позволит реализовать "пилотный" проект по обеспечению дистанционного управления удаленными водозаборными сооружениями, существенно снизив эксплуатационные расходы при эксплуатации насосных станций первого подъема воды. К выполнению данного мероприятия дополнительно к бюджетным средствам будут привлекаться инвестиционные средства организаций, эксплуатирующих объекты водоснабжения. Реализация данного проекта в дальнейшем позволит внедрить передовые технологии на муниципальных объектах водоснабжения.
Необходимость реализации данного направления Программы также обуславливается необходимостью доведения питьевой воды в системах коммунального хозяйственно-питьевого водоснабжения до необходимого стандарта качества, в том числе за счет строительства станций очистки воды и использования технологий "внутрипластового обезжелезивания" - специфического способа, применение которого возможно в случае соответствия водозабора определенным условиям.
Программные мероприятия сконцентрированы на строительстве комплексов сооружений станций очистки воды. При проектировании станций приоритеты будут отдаваться применению передовых технологий фильтрации воды, разработанных российскими производителями.
Учитывая "разнообразие" химических веществ, в сверхнормативных количествах присутствующих в исходной воде поверхностных и подземных источниках водоснабжения, таких как: соединения железа, марганца, стронция, фтора, брома, сероводорода, солей жесткости и т.д., концентрация которых по ряду водозаборов превышение предельно допустимые значения в 40 раз, в ходе выработки проектных решений будут применяться разнообразные передовые технологии очистки воды, включая фильтрующие материалы, позволяющие более эффективно осуществить получение качественной питьевой воды, соответствующей требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения". Будут применены следующие технологии:
- прямая-фильтрация с применением природных и полимерных "загрузок";
- ионообменная очистка с применением ионообменных смол;
- технология обратного осмоса;
- ультрафиолетовое обеззараживание и озонирование воды;
- применение природных ионообменных и фильтрующих минералов - шунгит, опоки, и других, предназначенных для удаления соединений стронция;
- применение фильтрующих мембран, разработанных на основе нанотехнологий для систем коммунального водоснабжения.
В рамках мероприятий данного раздела Программы в населенных пунктах возможно применение технологий очистки воды, не связанных со строительством станций очистки воды, но являющихся эффективными и экономичными в применении. В частности, в случае рекомендаций проектирующих организаций может быть применен метод подземного внутрипластового обезжелезивания воды.
4.1.2 Строительство, реконструкция
и капитальный ремонт водопроводных сетей.
Необходимость реализации данного направления Программы во многом обуславливается продолжающимся увеличением фактического (среднего амортизационного) износа сетей водопровода во многих населенных пунктах Калужской области, что связано с явно недостаточной их реновацией в последние 20 лет.
Данный раздел состоит из двух взаимосвязанных мероприятий:
- капитальный ремонт водопроводных сетей;
- реконструкция водопроводных сетей.
Учитывая степень организационных различий в ходе реализации данных двух направлений раздела, значительный конструктивный износ, необходимость упреждения возникновения неконтролируемой аварийности на водопроводных сетях, упор сделан на первоочередном проведении капитального ремонта сетей в 2011-2014 годах. За этот период предполагается капитально отремонтировать 275 км водопроводных сетей.
Основной объем работ по реконструкции водопроводов отнесен к 2013-2017 годам. К этому периоду будет подготовлена в полном объеме проектно-сметная документация на реконструкцию 275,7 км сетей водопровода.
Выполнение мероприятий в такой последовательности позволит в первые три года существенно снизить физический износ водопроводных сетей и ликвидировать рост аварийности. Последующая реконструкция водопроводов снимет проблему неустойчивого водоснабжения сотен населенных пунктов Калужской области к концу срока действия Программы.
В целом за период действия Программы предполагается восстановить нормативное состояние 550,7 км водопроводных сетей.
Выполнение данных мероприятий будет осуществляться одновременно с текущей эксплуатационной деятельностью организаций водопроводного комплекса Калужской области, которые в плановом режиме осуществляют ежегодное обновление водопроводных сетей в объеме не менее 80 км.
Данным направлением также предусмотрено восстановление централизованного водоснабжения населенных пунктов, водопроводы которых в настоящее время не функционируют, а обеспечение населения водой осуществляется из децентрализованных источников, качество воды которых далеко от требуемых стандартов.
Предполагается, что выполнение мероприятий по реконструкции и строительству сетей водопровода в совокупности с плановыми внепрограммными мероприятиями позволит не только приостановить рост показателя амортизационного износа сетей водопровода, но и осуществить его значительное снижение.
В ходе реализации мероприятий предполагается применять передовые методы строительства сетей с использованием технологий бестраншейной прокладки трубопроводов, а также использованием труб, изготовленных из полимерных материалов и высокопрочных чугунов с шаровидным графитом, срок эксплуатации которых составляет не менее 40 лет.
Значимость выполнения данного комплекса мероприятий характеризуется также тем, что на территории Калужской области в настоящее время расположено не менее пяти предприятий, специализирующихся на производстве труб из полимерных материалов, которые готовы поставлять свою продукцию в случае увеличения объемов строительства и реновации водопроводов, тем самым способствуя улучшению экономических показателей Калужской области.
4.1.3 Строительство и реконструкция станций очистки сточных вод.
Реализация данного направления Программы обуславливается необходимостью решения следующих проблемных вопросов:
- обеспечения прохождения всего объема сточных вод, образующегося на территории Калужской области через очистные сооружения;
- увеличения объема сточных вод, качество очистки которых соответствует нормативам на сброс в водные объекты.
Программные мероприятия сконцентрированы на строительстве новых комплексов очистных сооружений и реконструкции существующих.
Учитывая показатели сточных вод, в сверхнормативных количествах присутствующих в очищенной сточной воде, таких как биологическая потребность кислорода (БПК), соединения азота, фосфора и специфические загрязнения, в ходе выработки проектных решений будут применяться разнообразные передовые технологии очистки, обеспечивающие снижение загрязняющих веществ до уровня установленных нормативов.
При проектировании станций приоритеты будут отдаваться передовым технологиям очистки сточных вод и обработки образующихся осадков, реализованным на технологическом оборудовании российского производства.
Будут применены следующие технологии:
- технология биологической очистки с нитри-денитрификацией;
- технология реагентной и безреагентной дефосфатации;
- биомембранная технология, реализованная в мембранном биореакторе (МБР);
- ультрафиолетовое обеззараживание очищенной воды;
- применение природных ионообменных и фильтрующих минералов для удаление специфических загрязнений.
В результате реализации программных мероприятий по строительству и реконструкции очистных сооружений и систем водоотведения в районах Калужской области прекратится сброс в водные объекты неочищенных стоков, сократится объем сброса загрязняющих веществ. Тем самым улучшится санитарное состояние водных объектов области и уменьшится загрязнение подземных водоносных горизонтов.
В целом за период действия Программы предполагается осуществить реконструкцию очистных сооружений общей производительностью до 130,0 тыс.м3/сутки.
4.1.4 Строительство и модернизация канализационных сетей.
Проведение работ по строительству и реконструкции сетей канализации в районах области позволит снизить ветхость сетей до 27,0%.
В целом за период действия Программы предполагается восстановить нормативное состояние 250 км канализационных сетей.
4.1.5. Приобретение специализированной техники.
В рамках реализации Программы предполагается осуществлять закупку специализированной техники для нужд службы эксплуатации объектов жилищно-коммунального хозяйства Калужской области. Увеличение парка современной техники и оборудования позволит существенно сократить сроки и затраты на проведение аварийных и профилактических работ на объектах водопроводно-канализационного хозяйства. Закупка специализированной техники будет осуществляться только из областного бюджета.
4.1.6. Разработка ЛСД на объекты строительства и реконструкции.
Необходимость данного мероприятия обусловлено отсутствием в достаточном объеме проектно-сметной документации (ПСД) для реализации всех запланированных мероприятий по строительству и реконструкции объектов водопроводно-канализационного хозяйства.
В рамках реализации данного мероприятия в период 2011-2013 гг. будет разработана ПСД для реализации следующих мероприятий:
строительство и реконструкции водозаборов и станций очистки питьевой воды, включая внедрение технологий централизованного управления и диспетчеризации;
- строительство, реконструкция водопроводных сетей;
- строительство и реконструкция станций очистки сточных вод;
- строительство, реконструкция сетей канализации.
4.2. Организационные мероприятия по совершенствованию
системы управления водопроводно-канализационного хозяйства.
Основным мероприятием в данном направлении является совершенствование системы управления сектором водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, в том числе по переходу на метод образования долгосрочных тарифов, создание условий для заключения концессионных соглашений и других мероприятий по реформированию отношений в указанном секторе.
Участие в реализации программных мероприятий организаций водопроводно-канализационного комплекса осуществляется в рамках действующих или разрабатываемых муниципальных инвестиционных программ.
Регулирование деятельности организаций водопроводно-канализационного комплекса Калужской области, участвующих в реализации Программы в рамках государственно-частного партнерства, осуществляется в рамках действующего федерального законодательства, в том числе положениями Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", постановления Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 г. N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15 февраля 2011 г. N 47 "Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса".
Применение данных нормативных актов позволяет устанавливать правила реализации инвестиционных программ и определяет финансовые потребности в части установления надбавок к тарифам и тарифов на подключение к системам водоснабжения.
В ходе регулирования деятельности организаций водопроводно-канализационного комплекса предполагается реализация новых экономических, организационных и правовых механизмов, направленных на развитие конкурентного бизнеса, привлечение частных инвестиций и передовых технологий в сектор водоснабжения и расширение механизмов государственно-частного партнерства.
В частности, данное направление сотрудничества будет осуществляться за счет перехода от действующих в Калужской области механизмов аренды имущества водопроводно-канализационного комплекса Калужской области к их обслуживанию в рамках механизма концессии через реализацию процедуры заключения концессионных соглашений в соответствии с положениями Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях".
Привлечение к сотрудничеству российских и зарубежных организаций, специализирующихся на обслуживании систем водопроводно-канализационного хозяйства будет осуществляться министерством экономического развития Калужской области, министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области, органами местного самоуправления Калужской области.
В Калужской области единственным городом с численностью населения свыше 300 тыс. человек является г. Калуга. Поэтому в рамках реализации Программы рассматривается возможность заключения концессионного соглашения между концессионером, определенным по открытому конкурсу, и уполномоченным органом государственной власти Калужской области и (или) уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования "Город Калуга".
Реализацию данного мероприятия предполагается осуществить в три этапа:
- разработка и подготовка концессионного соглашения, проведение конкурса;
- заключение концессионного соглашения и осуществление процедуры передачи в эксплуатацию объектов предусмотренных концессионным соглашением;
- разработка и утверждение инвестиционной программы в рамках концессионного соглашения.
Кроме этого, для повышения инвестиционной привлекательности муниципальных предприятий сферы ВКХ предполагается поэтапный переход на долговременные тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения во всех муниципальных образованиях Калужской области.
Подробно план организационных мероприятий по совершенствованию системы управления отраслью представлен в приложении N 2.
Реализация комплекса организационных мероприятий позволит:
- довести долю капитальных вложений в системы водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в общем объеме выручки организаций сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод:
к 2013 г. - до 20%;
к 2017 г. - до 31 %;
- увеличить долю заемных средств в общем объеме капитальных вложений в системы водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод:
к 2013 г. - до 18%; к 2017 г. - до 30%;
- увеличить долю воды, поставляемой организациями коммунального комплекса, работающими на основании концессионных соглашений:
к 2013 г. -до 78%; к 2017 г. - до 90%;
- довести доля воды, поставляемой организациями коммунального комплекса по тарифам, установленным на долгосрочный период регулирования:
к 2013 г. - до 20%;
к 2017 г. - до 35%.
5. Ресурсное обеспечение программы.
Финансирование мероприятий Программы будет осуществляться за счет средств областного бюджета, средств местных бюджетов, внебюджетных финансовых средств, привлекаемых в установленном порядке.
На предоставление субсидий из федерального бюджета выдвигаются мероприятия, удовлетворяющие требованиям приложения N 3 к ФЦП "Чистая вода" на 2011-2017 годы.
Уровень софинансирования из федерального бюджета мероприятий Программы на 2011 г. рассчитан в соответствии с пунктом 9 приложения N 3 к ФЦП "Чистая вода" на 2011-2017 годы.
При уровне расчетной бюджетной обеспеченности Калужской области 0,93 на 2011 г. софинансирование мероприятий за счет субсидий из федерального бюджета составляет:
- для городских поселений с неблагоприятным состоянием поверхностных источников питьевого водоснабжения, число жителей которых не превышает 100 тыс. человек, - 53,76%;
- для сельских поселений с неблагоприятным состоянием поверхностных источников питьевого водоснабжения - 64,52%.
Общий объем финансирования мероприятий Программы составит
11667886 тыс. рублей, в том числе по годам и источникам финансирования:
Годы |
Итого (тыс. руб.) |
в том числе: |
|||
Областной бюджет (*) |
Местный бюджет (**) |
Внебюджетные источники (***) |
Федеральный бюджет (****) |
||
2011 |
993865 |
135870 |
46543 |
700300 |
111152 |
2012 |
1877575 |
350009 |
16922 |
1254900 |
255744 |
2013 |
1588312 |
385100 |
8222 |
916890 |
278100 |
2014 |
1452333 |
855330 |
127503 |
469500 |
|
2015 |
1611333 |
990730 |
114103 |
506500 |
|
2016 |
1976033 |
1255880 |
163803 |
556350 |
|
2017 |
2168533 |
1479570 |
198863 |
490100 |
|
Всего |
11667986 |
5452489 |
675961 |
4894540 |
644996 |
(*) Объемы финансирования мероприятий программы за счет средств областного бюджета ежегодно уточняются законом Калужской области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
(**) Объемы финансовых средств, направляемых на реализацию Программы из местных бюджетов, ежегодно уточняются в соответствии с решениями органов местного самоуправления муниципальных образований Калужской области о местных бюджетах на очередной финансовый год и на плановый период на основании принятых муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
(***) Объемы финансовых средств, привлекаемых на реализацию Программы из внебюджетных источников, определяются на основе соглашений.
(****) Средства федерального бюджета будут привлекаться в рамках участия Программы в проводимом Министерством регионального развития Российской Федерации конкурсном отборе региональных программ "Чистая вода".
Подробный перечень основных мероприятий Программы с указанием их стоимости, сроков реализации и источников финансирования представлен в приложении N 1.
Динамика финансирования основных мероприятий Программы по годам реализации приведена в таблице 4.
Объемы межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям будут ежегодно определяться при формировании проекта закона об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период вследствие проведения процедур по изменению имущественного статуса объектов водопроводно-канализационного хозяйства.
Государственный заказчик и исполнители Программы для выполнения программных мероприятий вправе привлекать внебюджетные источники финансирования, включая заемные средства, при сохранении государственного контроля за их использованием.
При реализации Программы возможно возникновение финансовых рисков, связанных с:
неполным выделением бюджетных средств в рамках одного года на реализацию программных мероприятий, вследствие чего могут измениться запланированные сроки выполнения мероприятий и могут подвергнуться корректировке целевые индикаторы эффективности реализации Программы, что потребует внесения изменений в Программу;
отсутствием финансирования мероприятий из средств местных бюджетов в соответствии с соглашениями между заказчиком Программы и муниципальными образованиями на реализацию мероприятий, что повлечет приостановление финансирования соответствующих программных мероприятий из средств областного бюджета;
недостаточным объемом собственных средств организаций, в связи с чем, подлежат уточнению объемы финансирования и сроки реализации, вследствие чего могут измениться запланированные сроки выполнения мероприятий и могут подвергнуться корректировке целевые индикаторы эффективности реализации Программы, что потребует внесения изменений в Программу;
более высоким ростом цен на отдельные виды услуг, что повлечет увеличение затрат на отдельные программные мероприятия.
Таблица 4.
Динамика финансирования
долгосрочной целевой программы
"Чистая вода Калужской области" на 2011-2017 годы
N п/п |
Наименование мероприятия |
Источники финансирования (тыс.руб.) |
Сумма расходов (тыс. руб.) |
в том числе по годам: |
|||||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
|||||
|
Итого по программе: |
Федеральный бюджет |
644 996 |
111 152 |
255 744 |
278 100 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Областной бюджет |
5 452 489 |
135 870 |
350 009 |
385 100 |
855 330 |
990 730 |
1 255 880 |
1479 570 |
|||
Местный бюджет |
675 961 |
46 543 |
16 922 |
8 222 |
127 503 |
114 103 |
163 803 |
198 863 |
|||
Внебюджетные источники |
4 894 540 |
700 300 |
1 254 900 |
916 890 |
469 500 |
506 500 |
556 350 |
490 100 |
|||
Всего |
11 667 986 |
993 865 |
1 877 575 |
1 588 312 |
1 452 333 |
1 611333 |
1 976 033 |
2 168 533 |
|||
1.1 |
Строительство и реконструкции водозаборов и станций очистки питьевой воды -включая внедрение технологий централизованного управления и диспетчеризации |
Федеральный бюджет |
264 059 |
50 459 |
18 500 |
195 100 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Областной бюджет |
1 344 130 |
0 |
19 800 |
209 100 |
297 240 |
181 080 |
345 730 |
291 180 |
|||
Местный бюджет |
302 972 |
43 402 |
3 700 |
3 000 |
68 310 |
42 520 |
70 620 |
71 420 |
|||
Внебюджетные источники |
1 368 100 |
0 |
0 |
0 |
365 550 |
223 600 |
416 350 |
362 600 |
|||
Всего |
3 279 261 |
93 861 |
42 000 |
407 200 |
731 100 |
447 200 |
832 700 |
725 200 |
|||
1.2 |
Строительство, реконструкция водопроводных сетей |
Федеральный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Областной бюджет |
604 280 |
0 |
0 |
9 000 |
90 090 |
265 150 |
127 150 |
112 890 |
|||
Местный бюджет |
60 070 |
0 |
0 |
1 000 |
13 860 |
17 750 |
12 850 |
14610 |
|||
Внебюджетные источники |
654 350 |
0 |
0 |
0 |
103 950 |
282 900 |
140 000 |
127 500 |
|||
Всего |
1 318 700 |
0 |
0 |
10 000 |
207 900 |
565 800 |
280 000 |
255 000 |
|||
1.3 |
Строительство и реконструкция станций очистки сточных вод |
Федеральный бюджет |
380 937 |
60 693 |
237 244 |
83 000 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Областной бюджет |
2 804 585 |
33 376 |
198 209 |
62 000 |
378 000 |
454 500 |
693 000 |
985 500 |
|||
Местный бюджет |
289 000 |
0 |
8 000 |
2 000 |
42 000 |
50 500 |
77 000 |
109 500 |
|||
Внебюджетные источники |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||
Всего |
3 474 522 |
94 069 |
443 453 |
147 000 |
420 000 |
505 000 |
770 000 |
1 095 000 |
|||
1.4 |
Строительство, реконструкция сетей канализации |
Федеральный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Областной бюджет |
27 000 |
0 |
27 000 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||
Местный бюджет |
3 000 |
0 |
3 000 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||
Внебюджетные источники |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||
Всего |
30 000 |
0 |
30 000 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||
1.5 |
Капитальный ремонт сетей водопровода областной собственности |
Федеральный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Областной бюджет |
360 000 |
30 000 |
40 000 |
50 000 |
60 000 |
60 000 |
60 000 |
60 000 |
|||
Местный бюджет |
0 |
|
|
|
|
|
|
|
|||
Внебюджетные источники |
0 |
|
|
|
|
|
|
|
|||
Всего |
360 000 |
30 000 |
40 000 |
50 000 |
60 000 |
60 000 |
60 000 |
60 000 |
|||
1.6 |
Капитальный ремонт сетей водопровода муниципальной собственности |
Федеральный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Областной бюджет |
188 270 |
28 270 |
20 000 |
20 000 |
30 000 |
30 000 |
30 000 |
30 000 |
|||
Местный бюджет |
20 919 |
3 141 |
2 222 |
2 222 |
3 333 |
3 333 |
3 333 |
3 333 |
|||
Внебюджетные источники |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||
Всего |
.209 189 |
31 411 |
22 222 |
22 222 |
33 333 |
33 333 |
33 333 |
33 333 |
|||
1.7 |
Приобретение специализированной техники |
Федеральный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Областной бюджет |
60 000 |
20 000 |
20 000 |
20 000 |
|
|
|
|
|||
Местный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||
Внебюджетные источники |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||
Всего |
60 000 |
20 000 |
20 000 |
20 000 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||
1.8 |
Разработка ПСД на объекты строительства и реконструкции |
Федеральный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Областной бюджет |
64 124 |
24 124 |
25 000 |
15 000 |
|
|
|
|
|||
Местный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||
Внебюджетные источники |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||
Всего |
64 224 |
24 224 |
25 000 |
15 000 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||
1.9 |
Развитие систем коммунальной инфраструктуры и очистки сточных вод за счет внебюджетных источников |
Федеральный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Областной бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||
Местный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||
Внебюджетные источники |
2 872 090 |
700 300 |
1 254 900 |
916 890 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||
Всего |
2 872 090 |
700 300 |
1 254 900 |
916 890 |
0 |
0 |
0 |
0 |
6. Механизм реализации программы.
Заказчиком Программы является министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области.
Механизм реализации Программы определяется заказчиком Программы и предусматривает проведение организационных мероприятий, обеспечивающих их выполнение.
Заказчик Программы:
несет ответственность за реализацию Программы в целом;
осуществляет координацию деятельности исполнителей Программы, обеспечивая их согласованные действия по подготовке и реализации мероприятий Программы;
подготавливает положения о порядке финансирования отдельных мероприятий Программы;
подготавливает и представляет в установленном порядке в министерство финансов Калужской области и в министерство экономического развития Калужской области сводную бюджетную заявку на финансирование мероприятий Программы на очередной финансовый год и на плановый период;
подготавливает отчеты о ходе финансирования и выполнения мероприятий Программы;
заключает с участниками реализации мероприятий Программы соглашения об участии в Программе.
Корректировка Программы, в том числе включение в нее новых мероприятий, а также продление срока ее реализации осуществляется в установленном порядке.
Основным исполнителем Программы является министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области, которое осуществляет деятельность по реализации программных мероприятий, в том числе посредством формирования заданий государственным организациям, которые будут выступать в качестве заказчиков объектов строительства и реконструкции в ходе реализации Программы.
В качестве исполнителей Программы будут привлекаться исполнительные органы государственной власти Калужской области и в установленном порядке органы местного самоуправления муниципальных образований Калужской области, а также коммерческие структуры в качестве стороны инвестора.
Финансирование и определение исполнителей Программы, реализующих мероприятия Программы с привлечением средств областного бюджета и местных бюджетов, производится в порядке, установленном действующим законодательством.
Финансирование и определение исполнителей Программы, реализующих мероприятия Программы с привлечением инвестиционных ресурсов, производятся на основании предложений заказчика Программы в порядке, установленном действующим законодательством .
Финансирование из областного бюджета строительства новых объектов водоснабжения и (или) реконструкции (модернизации) существующих объектов водоснабжения и водоотведения для государственных нужд Калужской области (государственная собственностью Калужской области) осуществляются в соответствии с Положением о порядке формирования Перечня строек и объектов для государственных нужд Калужской области, финансируемых за счет средств областного бюджета.
Финансирование из областного бюджета строительства новых объектов водоснабжения и (или) реконструкции (модернизации) существующих .объектов водоснабжения и водоотведения для муниципальных нужд (муниципальная собственность) осуществляется в рамках межбюджетных отношений в виде субсидий и в порядке, определяемом положением о предоставлении и распределений субсидий из Областного бюджета муниципальным образования области на реализацию мероприятий Программы.
Финансирование из областного бюджета мероприятий по капитальному ремонту объектов водоснабжения, являющихся государственной собственностью Калужской области, осуществляется в форме, порядке и в пределах средств, определяемых положением о предоставлении и распределении субсидий из областного бюджета государственным организациям, в чьем оперативном управлении на праве хозяйственного ведения находится ремонтируемый объект, включенный в перечень мероприятий Программы.
Финансирование из областного бюджета мероприятий по реконструкции и капитальному ремонту систем и объектов водоснабжения, являющихся муниципальной собственностью, осуществляется в рамках межбюджетных отношений в виде субсидий и в порядке, определяемом положением о предоставлении и распределений субсидий из областного бюджета муниципальным образованиям области на реализацию мероприятий Программы.
Средства областного бюджета на финансирование реконструкции и капитального ремонта систем водоснабжения предоставляются бюджетам муниципальных образований или государственным организациям по форме, в порядке и в пределах средств, предусмотренных законом Калужской области об областном бюджете на соответствующий год и на плановый период.
При финансировании из областного бюджета мероприятий по капитальному ремонту и реконструкции объектов муниципальной собственности предпочтение будет отдаваться муниципальным образованиям, в которых действуют муниципальные программы развития муниципального водопроводно-канализационного комплекса, муниципальные инвестиционные программы частных операторов сферы водопроводно-канализационного комплекса в рамках государственно-частного партнерства, обеспечивающих инвестиционные вложения в счет доли софинансирования, предусмотренной Программой.
Объемы финансовых средств, привлекаемых на реализацию Программы из внебюджетных источников, определяются на основе соглашений.
Исполнители программных мероприятий определяются в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
7. Организация управления программой
и контроль за ходом ее выполнения
Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации основаны на формах и методах управления, определяемых заказчиком Программы, и направлены на координацию выполнения мероприятий Программы, включая мониторинг их реализации, оценку результативности, непосредственный контроль за ходом выполнения мероприятий Программы, подготовку отчетов о реализации Программы, внесение предложений по корректировке Программы.
Заказчик Программы обеспечивает качественное проведение намеченных мероприятий, целевое, эффективное использование средств, выделяемых на реализацию Программы, ежегодно с учетом реализации мероприятий Программы уточняет объемы необходимых средств для их финансирования в очередном году и представляет по мере формирования областного бюджета:
- бюджетную заявку на финансирование Программы за счет средств областного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период;
- обоснование объемов финансирования Программы в очередном финансовом году по всем направлениям расходования средств и всем источникам финансирования;
- формирует отчетные данные, организует ведение отчетности по реализации мероприятий программы.
Заказчик Программы может формировать рабочие группы по реализации отдельных программных мероприятий с привлечением представителей органов местного самоуправления и организаций жилищно-коммунального хозяйства и строительного комплекса с соблюдением процедуры согласования и заключения соответствующих соглашений
Перечень мероприятий на очередной год корректируется заказчиком Программы на основе уточненных заявок, поступающих от органов местного самоуправления, организаций водопроводно-канализационного комплекса Калужской области и других заинтересованных организаций.
Заказчик определяет первоочередность реализации мероприятий с учетом приоритетных направлений Программы и степени готовности объектов, организует взаимодействие и координацию деятельности исполнителей Программы, при необходимости производит корректировку Программы в соответствии с законодательством Калужской области, в установленном порядке вносит предложения по уточнению мероприятий Программы, перечню целевых показателей и индикаторов реализации Программы на планируемый период.
Управление Программой будет осуществляться в рамках постановления Правительства Калужской области от 30.11.2007 N 315 "Об утверждении порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств областного бюджета, их формирования и реализации и Порядка проведения и критериев оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств областного бюджета".
8. Оценка социально-экономической
эффективности программы
Обеспечение населения питьевой водой, соответствующей установленным нормативным требованиям, и доступ к централизованным системам водоснабжения приведут к повышению качества жизни граждан. Экономический эффект от реализации Программы заключается в повышении инвестиционной активности частных инвесторов, что приведет к увеличению доли внебюджетных средств в общем объеме капитальных вложений в системы водопроводно-канализационного комплекса.
Реализация программных мероприятий предполагает повышение эффективности работы водопроводно-канализационного комплекса Калужской области, стимулирование работы организаций, в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнерства, тем самым повышение качества предоставления услуги коммунального водоснабжения для 390 тыс. жителей Калужской области.
К 2018 году в результате выполнения Программы полностью будет решен вопрос снабжения качественной питьевой водой, соответствующей стандартам по санитарно-химическим показателям, жителей всех городов Калужской области и подавляющего количества сельских населенных пунктов, численность которых превышает 200 человек. К 2018 году 85% населения Калужской области, обеспечиваемого питьевой водой из централизованных источников, будет получать ее в соответствии с качеством, удовлетворяющим соответствующим санитарным нормам.
За период выполнения Программы будет достигнуто уменьшение доли уличной водопроводной сети, нуждающейся в замене, до уровня 27,5%.
Проведение мероприятий по строительству и восстановлению производительности водозаборов позволит увеличить их мощность на 30,8 % (105 тыс. мЗ/сутки), тем самым исключить, в первую очередь в летний период, дефицит обеспеченности питьевой водой 1/6 части населения Калужской области.
Не менее важным результатом реализации Программы станет повышение качества воды в системах хозяйственно-питьевого водоснабжения, что позволит уменьшить количество заболеваний пищеварительной системы, уменьшить риск инфекционных заболеваний, распространяющихся в водной среде.
К 2018 году в результате реализации программных мероприятий по строительству и реконструкции очистных сооружений и систем водоотведения в районах Калужской области прекратится сброс в водные объекты неочищенных стоков, при этом доля очищенных сточных вод, удовлетворяющих нормативным требованиям на сброс будет составлять свыше 53%. Таким образом, существенно сократится сброс загрязняющих веществ в водные объекты, и, соответственно, улучшится их санитарное состояние.
За период выполнения Программы будет достигнуто уменьшение доли уличной канализационной сети, нуждающейся в замене, до 27%
Дополнительная эффективность реализации Программы будет достигнута за счет ввода новых основных фондов, улучшения технико-экономических показателей работы оборудования, минимизации затрат на аварийный и текущий ремонт энергетического оборудования, снижения "коммерческих потерь" электрической и тепловой энергии, а также за счет стимулирования и пропаганды бережного использования энергоресурсов и обучения персонала.
Кроме того, выполнение мероприятий Программы будет способствовать обеспечению надежности водоснабжения населенных пунктов, окажет положительное влияние на социальный климат в Калужской области, повысит дисциплину и уровень оплаты за потребленные ресурсы.
Экономическая эффективность Программы определяется достижением конечных результатов Программы, а также плановыми значениями целевых индексов и показателей эффективности программы.
Основной показатель экономической эффективности вложенных средств рассчитывается в соответствии с методикой Министерства регионального развития Российской Федерации как улучшение целевых показателей и индикаторов Программы на 1 рубль вложенных средств. При этом расчет производится как на 1 рубль субсидий из федерального бюджета, так и на 1 рубль средств, затраченных на все программные мероприятия из всех источников финансирования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Калужской области от 10 июня 2011 г. N 311 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Чистая вода в Калужской области" на 2011-2017 годы"
Текст постановления опубликован в газете "Весть" от 12 июля 2011 г. N 256
Постановлением Правительства Калужской области от 15 декабря 2014 г. N 746 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2014 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Калужской области от 21 февраля 2013 г. N 89.
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства Калужской области от 19 декабря 2012 г. N 643.
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства Калужской области от 3 декабря 2012 г. N 605.
Изменения вступают в силу со дня вступления в силу Закона Калужской области "О внесении изменений в Закон Калужской области "Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов"
Постановление Правительства Калужской области от 11 октября 2012 г. N 520
Постановление Правительства Калужской области от 19 июня 2012 г. N 299
Постановление Правительства Калужской области от 3 мая 2012 г. N 228
Постановление Правительства Калужской области от 23 августа 2011 г. N 465