Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решением Бабынинского районного Собрания Калужской области от 26 сентября 2013 г. N 243 в настоящее приложение внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного решения
Приложение
к решению
Бабынинского районного Собрания
Калужской области
от 27 октября 2011 г. N 102
Муниципальная программа
"Поддержка традиционной народной культуры
МР "Бабынинский район" на 2012-2015 годы"
26 сентября 2013 г.
Паспорт
1 |
Наименование Программы |
Муниципальная программа "Поддержка традиционной народной культуры МР "Бабынинский район" на 2012-2015 годы" (далее - Программа) |
|||||||||||
2 |
Заказчик Программы |
Отдел культуры администрации МР "Бабынинский район" |
|||||||||||
3 |
Разработчик Программы |
Отдел культуры администрации МР "Бабынинский район" |
|||||||||||
4 |
Цели и задачи |
Цели Программы: сохранение и восстановление наследия традиционной народной культуры, поддержка многообразия форм культуры Бабынинского района Задачи: - обеспечение для населения района равных возможностей доступа к культурным ценностям, участия в культурной жизни, творческой деятельности; - сохранение, развитие и популяризация лучших образцов самобытного традиционного народного и художественного творчества Бабынинского района; - вовлечение в сферу традиционной народной культуры детей и молодежи, развитие их творческих дарований; - поддержка народных промыслов и ремесел Бабынинского края |
|||||||||||
6 |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели |
Наименование показателя |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
|
|||||
Количество |
Доля |
||||||||||||
Доля общего числа коллективов самодеятельного народного творчества, % |
Всего: 85 в т.ч. фольклорных коллективов - 2 ед. |
2.3 |
7,0 |
7,5 |
8,0 |
8,5 |
|||||||
Доля участников фольклорных коллективов от общего числа участников коллективов самодеятельного народного творчества |
Всего участников: 838 чел., в т.ч. фольклорных коллективов - 15 |
1.8 |
6,3 |
6,5 |
6,7 |
7,0 |
|||||||
Доля коллективов народных промыслов от общего числа коллективов самодеятельного народного творчества, % |
Всего: 85 ед., в т.ч. коллективов народных промыслов -бед. |
7,0 |
7,1 |
7,2 |
7,3 |
7,4 |
|||||||
Доля участников коллективов народных промыслов от общего числа участников коллективов самодеятельного народного творчества, % |
Всего участников: 838 чел., в т.ч. коллективов народных промыслов -50 чел. |
5,9 |
6,0 |
6,1 |
6,2 |
6,3 |
|||||||
Доля жителей Бабынинского района, занимающихся в любительских объединениях и кружках от общего числа жителей Бабынинского района, % |
Всего жителей 24,3 тыс. чел., в т.ч. участников: 1552 чел. |
6,3 |
6,7 |
6,8 |
6,9 |
7.0 |
|||||||
Доля детей до 14 лет - участников клубных формирований от общего числа детей школьного возраста Бабынинского района, % |
Всего учащихся 2200 чел., в т.ч. участников 806 чел. |
36 |
37 |
38 |
39 |
40 |
|||||||
7 |
Сроки и этапы реализации |
2012-2015 годы |
|||||||||||
8 |
Перечень основных мероприятий |
- Обеспечение сохранности наследия традиционной народной культуры; - информационное и методическое обеспечение в сфере традиционной народной культуры; - поддержка деятельности по сохранению и развитию традиционной народной культуры; - развитие любительского самодеятельного творчества и организация социокультурной деятельности; - укрепление материально-технической базы учреждений культурно-досугового типа муниципальных образований МР "Бабынинский район". |
|||||||||||
9 |
Объемы и источники финансирования (в целом по Программе, а также по годам и источникам финансирования), тыс. руб. |
Годы |
Областной бюджет (*) |
Бюджет муниципального района |
Бюджеты поселений |
Всего |
|||||||
2012 |
|
793,0 |
859,0 |
1652,0 |
|||||||||
2013 |
232,868 |
367,797 |
925,0 |
1525,665 |
|||||||||
2014 |
36,400 |
152,44 |
1045,0 |
1233,84 |
|||||||||
2015 |
|
176,0 |
1182,0 |
1358,0 |
|||||||||
Итого |
269,268 |
1489,237 |
4011,0 |
5769,505 |
|||||||||
(*) Объемы финансовых средств, направляемых на реализацию Программы из областного бюджета, ежегодно уточняются после принятия закона Калужской области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период. (**) Объемы финансовых средств, направляемых на реализацию Программы из бюджетов муниципальных образований, ежегодно уточняются в соответствии с решениями органов местного самоуправления муниципальных образований МР "Бабынинский район" о местных бюджетах на очередной финансовый год и на плановый период | |||||||||||||
10 |
Ожидаемые конечные результаты |
В результате реализации Программы в 2015 году: - количество творческих лабораторий и мастер-классов для руководителей и участников самодеятельных коллективов и народных мастеров декоративно-прикладного искусства возрастет в 6 раз по сравнению с 2011 годом; - число жителей Бабынинского района, занимающихся в любительских объединениях и кружках, от общего числа жителей Бабынинского района увеличится на 1,3 процента; - доля детей - участников клубных формирований от общего числа детей школьного возраста Бабынинского района возрастет до 40 процентов |
|||||||||||
11 |
Система организации контроля за исполнением Программы |
Контроль за исполнением Программы осуществляется в соответствии с Порядком принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств областного бюджета, их формирования и реализации, Порядком проведения и критериями оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств областного бюджета, утвержденными постановлением Правительства Калужской области от 30.11.2007 N 315 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств областного бюджета, их формирования и реализации и Порядка проведения и критериев оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств областного бюджета" (в ред. постановления Правительства Калужской области от 31.03.2009 N 111). |
1. Содержание проблемы
и необходимость ее решения программным методом
Традиционная народная культура является глубинной основой всего многообразия направлений, видов и форм культуры современного общества. В ней закреплен весь накопленный веками опыт практической и духовной деятельности. Традиция придает культуре устойчивость, обеспечивает ее целостность и единство, отсеивает нецелесообразное, чуждое и сохраняет специфическое, ценное для данного этноса, региона, эпохи. Наследие традиционной народной культуры является источником современной национальной культуры и искусства. Вытеснение народных традиций на периферию культурных процессов грозит разрушением самобытности региональной культуры и, как следствие, размыванием и утратой у подрастающих поколений культурной и национальной идентичности. Основной целью государственной политики в области культуры является обеспечение сохранения в едином культурном пространстве многообразия всей накопленной предыдущими поколениями системы ценностей.
Вопросам развития народной культуры, поддержки, сохранения и развития народных художественных промыслов России было посвящено заседание Государственного совета Российской Федерации "О государственной поддержке традиционной народной культуры в России" 26 декабря 2006 года, на котором было предложено выработать целостную долговременную стратегию работы в этой сфере и продумать концептуальные подходы к решению вопросов сохранения нематериального культурного наследия. 30 октября 2008 года состоялись парламентские слушания на тему "Законодательная поддержка сохранения и развития народных художественных промыслов России". 20 апреля 2009 года в г. Москве прошла XXIV Конференция Ассоциации "Народные художественные промыслы России".
Приоритетные направления государственной политики в сфере культуры нашли свое отражение в Стратегии социально-экономического развития Калужской области до 2030 года, одобренной постановлением Правительства Калужской области от 29 июня 2009 года N 250 "О Стратегии социально-экономического развития Калужской области до 2030 года" (проект "Исторические поселения Калужской области - источник народных традиций").
Бабынинский район имеет уникальные самобытные традиции, своими корнями уходящие в народную культуру, включающую в себя все многообразие обрядов, ритуалов, праздников, промыслов и ремесел, занятия населения любительским творчеством.
Мастера народных ремесел и промыслов достойно представляют Бабынинский район при участии в областных и всероссийских культурных акциях.
Проводимая в районе работа по сохранению и развитию традиционной культуры способствует привлечению внимания общества к проблемам народной культуры, введению ее элементов в современную культурную жизнь, увеличению числа комнат народного творчества, ремесел и крестьянского быта, работающих на базе сельских Домов культуры и клубов, росту числа участников клубных формирований, занимающихся традиционной народной культурой. В Бабынинском районе действуют 17 учреждений культурно-досугового типа, на базе которых работают 85 клубных формирования самодеятельного народного творчества, популяризирующих традиционную культуру, с общим количеством участников 838 человек, среди которых более половины (623 человека) - дети до 14 лет. Деятельность по освоению национального культурного наследия в учреждениях культуры района расценивается в качестве ведущей.
Золотым фондом района являются коллективы, имеющие почетное звание "Народный" - это ансамбль танца "Росинка" (руководитель, Заслуженный работник культуры Калужской области Г.В. Рыбакова), детский духовой оркестр (руководитель, Заслуженный работник культуры Калужской области В.П. Трубченко), театр "Лира" (руководитель И.В. Сенотрусова).
Практическому воссозданию культурных традиций района своим творчеством способствуют ансамбль народных инструментов "Родные напевы" (руководитель В.А. Тихомиров), вокальный ансамбль "Ивушка" (руководитель Н.М. Громова) солисты Элеонора Климова, Андрей Силаев, Григорий Муратов и другие.
Школа народных мастеров Стрельнинского сельского Дома культуры ведет большую работу по сохранению и популяризации традиционных и современных видов народного декоративно-прикладного творчества.
В результате многолетней деятельности по сохранению и поддержке традиционной народной культуры удалось качественно улучшить проведение культурно-досуговых мероприятий и работу клубных формирований.
Проблемная ситуация в сфере традиционной народной культуры определяется уходом из жизни людей старшего поколения - носителей и знатоков народных традиций. Сохранение традиционно бытовавших на территории района промыслов и ремесел (ткачество, лозоплетение, резьба и роспись по дереву и др.) в настоящее время осуществляется в основном за счет отдельно работающих мастеров. Очевидно, что в. силу разрушенности механизмов преемственности данных традиций это обстоятельство ставит под угрозу исчезновения огромный культурный пласт, созданный предыдущими поколениями, а забвение народных традиций, их утрата грозят распадом этнокультурных связей (в первую очередь - межпоколенных). Преодоление разрыва ценностных связей между молодым и старшим поколениями посредством приобщения молодежи к культурно-историческому наследию народной культуры - важнейшая задача, решение которой позволит спасти от бездуховности, бескультурности, цинизма нынешнее и будущее поколения россиян.
Недостаточное финансирование и, как следствие, неудовлетворительная материально-техническая база самодеятельных коллективов, недостаток информации по традиционной культуре края не позволяют в полной мере развивать данное направление и активно привлекать к освоению традиций молодежь.
Необходимо отметить, что в случае развития ситуации, когда меры, направленные на восстановление и поддержку традиционной народной культуры в Бабынинском районе, не будут предприняты, возникнет опасность нарушения процессов преемственности народных традиций, утери ряда традиционных ремесел, обычаев, обрядов, уменьшится охват детей и подростков организованным досугом, ежегодно будет уменьшаться количество коллективов самодеятельного художественного творчества в культурно-досуговых учреждениях.
2. Основные цели и задачи Программы
Целями Программы являются сохранение и восстановление наследия традиционной народной культуры, поддержка многообразия форм культуры Бабынинского района. Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
- обеспечение для населения района равных возможностей доступа к культурным ценностям, участия в культурной жизни, творческой деятельности;
- сохранение, развитие и популяризация лучших образцов самобытного традиционного народного и художественного творчества Бабынинского района;
- вовлечение в сферу традиционной народной культуры детей и молодежи, развитие их творческих дарований;
- поддержка народных промыслов и ремесел Бабынинского края.
На решение задачи по обеспечению населения равными возможностями доступа к культурным ценностям, участию в культурной жизни, творческой деятельности будет направлено проведение различных конкурсов творческих самодеятельных коллективов, фестивалей народного творчества.
Сбор материалов о бытовании народных промыслов, ремесел, самобытных праздников и обрядов на территории района будет способствовать сохранению, развитию и популяризации лучших образцов самобытного традиционного народного и художественного творчества Бабынинского района.
Поддержке народных промыслов и ремесел Бабынинского края будут способствовать проведение выставок, творческих лабораторий, фестиваля фольклора и ремесел Бабынинского края, проекты по популяризации народных промыслов. Оценка результативности Программы будет ежегодно отслеживаться на основании следующих целевых показателей (индикаторов):
Целевые индикаторы и показатели
Наименование показателя |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
|
Количество |
Доля |
|||||
Количество творческих лабораторий и мастер-классов, ед. |
5 |
|
15 |
20 |
25 |
30 |
Доля фольклорных коллективов от общего числа коллективов самодеятельного народного творчества, % |
Всего: 85 ед., в т.ч. фольклорных коллективов - 2 ед. |
1,7 |
7,0 |
7,5 |
8,0 |
8,5 |
Доля участников фольклорных коллективов от общего числа участников коллективов самодеятельного народного творчества, % |
Всего участников: 838. чел., в т.ч. фольклорных коллективов - 15 чел. |
1,7 |
6,3 |
6,5 |
6,7 |
7,0 |
Доля коллективов народных промыслов от общего числа коллективов самодеятельного народного творчества, % |
Всего: 85 ед., в т.ч. коллективов народных промыслов - 6 ед. |
5.1 |
5,7 |
5,9 |
6,1 |
6,3 |
Доля участников коллективов народных промыслов от общего числа участников коллективов самодеятельного народного творчества, % |
Всего участников: 838 чел., в т.ч. коллективов народных промыслов - 50 чел. |
5,9 |
6,0 |
6,1 |
6,2 |
6,3 |
Доля жителей Бабынинского района, занимающихся в любительских объединениях и кружках, от общего числа жителей Бабынинского района, % |
Всего жителей 23,4 тыс. чел., из них участников 1552 чел. |
6,6 |
6,7 |
6,8 |
6,9 |
7.0 |
Доля детей до 14 лет - участников клубных формирований от общего числа детей школьного возраста Бабынинского района, % |
Всего детей 2200 чел., из них участников 806 чел. |
36 |
37 |
38 |
39 |
40 |
3. Сроки и этапы реализации Программы
Сроки реализации Программы 2012-2015 годы, одноэтапно.
4. Система основных мероприятий Программы
Реализация Программы осуществляется по следующим основным направлениям:
- обеспечение сохранности наследия традиционной народной культуры;
- информационное и методическое обеспечение в сфере традиционной народной культуры;
- поддержка деятельности по сохранению и развитию традиционной народной культуры;
- развитие любительского самодеятельного творчества и организация социокультурной деятельности;
- укрепление материально-технической базы учреждений культурно-досугового типа муниципальных образований Бабынинского района.
Система основных мероприятий Программы, содержащая конкретные мероприятия, направленные на достижение цели, с указанием сроков, ресурсов и исполнителей представлена в приложении к Программе.
5. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование Программы осуществляется за счет средств областного бюджета, бюджета муниципального района и бюджетов поселений.
Общая сумма средств на реализацию программных мероприятий составляет 5769,505 тыс. рублей.
Источники финансирования |
Итого |
В том числе по годам |
|||
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
||
Всего |
5769,505 |
1652,0 |
1525,665 |
1233,84 |
1358,0 |
В том числе: |
|
|
|
|
|
Областной бюджет |
269,268 |
|
232,868 |
36,400 |
|
Из него: |
|
|
|
|
|
Субсидии на укрепление материально-технической базы учреждений культурно-досугового типа муниципальных образований Калужской области |
196,468 |
|
196,468 |
|
|
Бюджет муниципального района |
1489,237 |
793,0 |
367,797 |
152,44 |
176,0 |
Бюджет поселений |
4011,0 |
859,0 |
925,0 |
1045,0 |
1182,0 |
При реализации Программы возможно возникновение финансовых рисков, связанных с:
- неполным выделением бюджетных средств в рамках одного года на реализацию программных мероприятий, вследствие чего могут измениться запланированные сроки выполнения мероприятий;
- увеличением затрат на отдельные программные мероприятия, связанные с разработкой проектно-сметной документации, в связи с чем уточняются объемы финансирования по объектам, что потребует внесения изменений в Программу;
- более высоким ростом цен на отдельные виды услуг, оказание которых предусмотрено в рамках программных мероприятий, что повлечет увеличение затрат на отдельные программные мероприятия.
6. Механизм реализации Программы
Исполнители программных мероприятий определяются в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
7. Организация управления Программой
и контроль за ходом ее выполнения
Заказчик Программы - отдел культуры администрации МР "Бабынинский район" в соответствии с действующим законодательством несет ответственность за реализацию Программы и обеспечивает качественное проведение намеченных мероприятий, целевое и эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию.
Заказчик Программы:
- обобщает сведения о ходе реализации всех программных мероприятий;
- осуществляет текущее управление реализацией Программы;
- с учетом выделяемых ежегодно на реализацию Программы средств распределяет их по программным мероприятиям;
- ежеквартально до 10-го числа месяца и ежегодно до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, направляет в отдел финансов администрации МР "Бабынинский район" отчеты о ходе (итогах) выполнения целевых показателей Программы, эффективности использования средств областного бюджета, а также статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации Программы;
- по итогам реализации Программы уточняет объемы средств, необходимых для финансирования в очередном году, и в случае необходимости готовит соответствующие изменения в Программу;
- направляет в отдел финансов предложения по финансированию Программы из районного бюджета и объемам ее финансирования в очередном финансовом году.
Контроль за реализацией Программы осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Калужской области от 30.11.2007 N 315 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств областного бюджета, их формирования и реализации и Порядка проведения и критериев оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств областного бюджета" (в ред. постановления Правительства Калужской области от 31.03.2009 N 111).
8. Оценка социально-экономической эффективности Программы
Реализация Программы предполагает сохранение культурной самобытности Бабынинского района, народных промыслов и ремесел, развитие всех жанров народного искусства, народной музыкальной культуры.
Конечными результатами реализации Программы станут:
- сохранение, восстановление и развитие народных традиций духовной и материальной культуры, определяющих самобытность культуры района;
- повышение доступности, качества и расширение спектра услуг в сфере традиционной народной культуры, народного творчества, социально-культурной деятельности для различных категорий населения;
- создание банка данных народных мастеров, народных самодеятельных коллективов, самобытных ремесел и промыслов Бабынинского района;
- активизация информационно-методического обеспечения творческих коллективов, любительских объединений и народных мастеров Бабынинского района;
- увеличение количества детей и молодежи, участвующих в клубных формированиях и культурно-досуговой деятельности.
В результате реализации Программы к 2015 году предполагаются:
- увеличение количества творческих лабораторий и мастер-классов для руководителей и участников самодеятельных коллективов и народных мастеров декоративно-прикладного искусства до 30;
- увеличение доли жителей Бабынинского района, занимающихся в любительских объединениях и кружках, от общего числа жителей района до 7 процентов;
- увеличение доли детей до 14 лет - участников клубных формирований от общего числа детей школьного возраста Бабынинского района до 40 процентов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.