Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону Калужской области
от 6 ноября 2007 г. N 360-ОЗ
Областная целевая программа
"Развитие сельского хозяйства и рынков сельскохозяйственной
продукции в Калужской области на 2008 - 2012 годы"
1 декабря 2008 г., 9 декабря 2009 г., 28 марта, 28 июня 2011 г.
Законом Калужской области от 9 декабря 2009 г. N 608-ОЗ в паспорт настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу через десять дней после официального опубликования названного Закона
Паспорт
областной целевой программы
Наименование Областная целевая программа "Развитие сельского
хозяйства и рынков сельскохозяйственной продукции
в Калужской области на 2008-2012 годы" (далее -
программа)
Заказчик Министерство сельского хозяйства Калужской области
областной
целевой
программы
Разработчики Рабочая группа, созданная распоряжением Губернатора
области от 29 августа 2007 года N 103-р
при консультационно-методической поддержке
государственного научного учреждения "Всероссийский
институт аграрных проблем и информатики
им. А.А. Никонова"
Дата принятия Распоряжение Губернатора Калужской области
решения о "О разработке областной целевой программы "Развитие
разработке сельского хозяйства и рынков сельскохозяйственной
продукции в Калужской области на 2008-2012 годы"
от 29 августа 2007 года N 103-р
Цели и задачи Цель 1. Повышение конкурентоспособности
программы сельскохозяйственной продукции
на агропродовольственном рынке, обеспечение населения
региона качественными отечественными
продовольственными товарами.
Задачи:
- обеспечение условий реализации сельскохозяйственной
продукции на основе организации системы сбыта,
развития кооперации, содействия созданию отраслевых
и продуктовых союзов;
- создание условий для развития кадрового потенциала
агропромышленного комплекса;
- создание условий для инновационного развития АПК,
обновления техники и технологий в сельском хозяйстве;
создание условий для повышения инвестиционной
привлекательности, обеспечения доступности кредитных
ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- создание условий для увеличения объемов производства
продукции растениеводства и животноводства, в том
числе на основе развития элитного семеноводства
и племенного животноводства.
Цель 2. Повышение уровня жизни и занятости сельского
населения, создание условий для устойчивого развития
сельских территорий.
Задачи:
- повышение доходов сельского населения, в том числе
работников, занятых в сельскохозяйственном
производстве;
- развитие малых форм хозяйствования на селе;
- повышение уровня развития социальной и инженерной
инфраструктуры сельских территорий;
- улучшение социально-жилищных условий сельского
населения.
Цель 3. Создание условий для сохранения
и воспроизводства, используемых сельским хозяйством
природных ресурсов.
Задачи:
- восстановление и повышение плодородия почв земель
сельскохозяйственного назначения;
- вовлечение в сельскохозяйственный оборот
неиспользуемых, неэффективно используемых земель
сельскохозяйственного назначения и предотвращение
от выбытия из оборота сельскохозяйственных угодий.
Целевые Наименование и значения целевых индикаторов
индикаторы и и показателей представлены в приложении N 1 к областной
показатели целевой программе "Развитие сельского хозяйства
и рынков сельскохозяйственной продукции в Калужской
области на 2008 - 2012 годы"
Сроки 2008-2012 годы
реализации
Перечень Основные мероприятия реализуются по следующим
основных направлениям:
мероприятий - государственная поддержка, стимулирующая рост
экономической эффективности сельскохозяйственного
производства;
- государственная поддержка маркетинга
сельскохозяйственной продукции;
- государственная поддержка развития кадрового
потенциала агропромышленного комплекса;
- государственная поддержка инновационного развития
АПК, обновления техники и технологий в сельском
хозяйстве;
- поддержка мер, направленных на повышение
инвестиционной привлекательности, обеспечение
доступности кредитных ресурсов для
сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- стимулирование развития малых форм хозяйствования
на селе;
- сохранение и восстановление плодородия почв земель
сельскохозяйственного назначения.
9. Объемы
финансирования
млн. рублей
Источник финансирования |
Объем финансирования на 2008 - 2012 годы |
в том числе по годам: |
||||
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
||
Областной бюджет |
2 945,0 |
386,2 |
613,8 |
590,3 |
662,1 |
692,6 |
Федеральный бюджет (*) |
4 707,0 |
608,0 |
710,5 |
975,5 |
1 149,8 |
1 263,2 |
Итого |
7 652,0 |
994,2 |
1 324,3 |
1 565,8 |
1811,9 |
1 955,8 |
(*) Объемы финансовых средств из федерального бюджета, выделяемые Калужской области до 2012 года на мероприятия программы, уточняются после принятия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период. |
Ожидаемые За период реализации программы ожидается:
результаты - увеличение производства валовой продукции сельского
хозяйства на 28,3% по отношению к 2006 году
(в сопоставимых ценах);
- увеличение удельного веса прибыльных крупных
и средних сельскохозяйственных организаций до 86%
от общего количества;
- повышение уровня рентабельности сельскохозяйственной
продукции в сельскохозяйственных организациях
до 23,7%;
- суммарный объем частных инвестиций в сельское
хозяйство за период реализации программы составит
10,85 млрд. рублей;
- улучшение жилищных условий в сельской местности
(за период реализации программы 176 молодых
специалистов (или их семей) на селе улучшат жилищные
условия);
- повышение уровня среднемесячной заработной платы
одного работника, занятого в сельскохозяйственном
производстве, до 13 180 рублей или в 2,3 раза
к уровню 2006 года;
- вовлечение в сельскохозяйственный оборот
и предотвращение от выбытия из него
сельскохозяйственных угодий в объеме до 22,5 тыс. га
площадей ежегодно.
Система В соответствии с действующим Положением о порядке
организации разработки, рассмотрения и реализации областных
контроля за целевых программ, утвержденным постановлением
исполнением Губернатора Калужской области от 2 февраля 2005 года
N 33 (в редакции постановлений Губернатора
Калужской области от 6 мая 2005 года N 179,
от 4 августа 2006 года N 285)
1. Содержание проблемы и необходимость
ее решения программным методом
Сельское хозяйство является базовой отраслью агропромышленного комплекса и играет важную роль в экономике области, развитии сельских территорий, в продовольственном обеспечении населения.
Удельный вес сельскохозяйственной продукции в валовом региональном продукте составляет около 10 процентов. На его долю приходится 7% основных фондов. На селе проживают 241,8 тыс. человек или 24% населения области, с сельским хозяйством связано экономическое и социальное положение 6% числа всех работников занятых в экономике области.
Сельское хозяйство области специализировано на производстве продукции животноводства, главным образом молока и мяса. Растениеводство ориентировано на производство зерна и обеспечение кормовой базы животноводства.
В настоящее время в Калужской области функционируют: около 400 сельскохозяйственных организаций, 2184 крестьянских (фермерских) хозяйства, 195,5 тысячи личных подсобных хозяйств населения. В их пользовании имеется 1273,8 тыс. га сельскохозяйственных угодий.
В 2006 году хозяйствами всех категорий получено продукции сельского хозяйства на сумму 13 млрд. 351 млн. рублей, в том числе в сельскохозяйственных организациях - на сумму 4 млрд. 520 млн. рублей, индекс физического объема - 100,8%. Личными подсобными хозяйствами населения произведено продукции сельского хозяйства на сумму 8 млрд. 551 млн. рублей, индекс физического объема - 95%. Ими производится 88,5% картофеля, 85,9% овощей, 37,6% мяса скота и птицы, 27,5% молока и 49% яиц.
В сельскохозяйственных организациях выручка от продажи товаров, работ, услуг составила 4 млрд. 241 млн. рублей. Сельскохозяйственные организации получили прибыль до налогообложения в объеме 278 млн. рублей, уровень рентабельности составил более 7%.
Суммарная прибыль от реализации основных видов сельскохозяйственной продукции в сельскохозяйственных организациях составила: от реализации мяса птицы - 157,4 млн. рублей, от реализации молока - 120,5 млн. рублей, от реализации зерна - 26 млн. рублей, от реализации картофеля - 10,0 млн. рублей.
Вместе с тем решение комплекса проблем, сдерживающих развитие сельского хозяйства области, требует целевого подхода и применения программно-целевого метода. Основными проблемами являются:
- недостаточный уровень развития рыночной инфраструктуры и системы сбыта сельскохозяйственной продукции особенно в малых формах хозяйствования;
- ограниченные возможности и сложность доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам финансовых, материально-технических и информационных ресурсов;
- финансовая неустойчивость отрасли, обусловленная нестабильностью рынков сельскохозяйственной продукции, недостаточным притоком частных инвестиций, неразвитой системой страхования производства сельскохозяйственной продукции;
- неблагоприятные межотраслевые условия функционирования сельского хозяйства;
- дефицит квалифицированных кадров, вызванный непрестижностью сельскохозяйственного труда, низким уровнем и качеством жизни в сельской местности;
- низкие темпы технической и технологической модернизации отрасли, обновления основных производственных фондов и воспроизводства ресурсного потенциала;
- низкая эффективность действующего земельного контроля и оборота земель сельскохозяйственного назначения, развивающиеся тенденции спекулятивного оборота земель в ущерб развитию сельскохозяйственного производства;
- снижение плодородия почв и выбытие из оборота земель сельскохозяйственного назначения;
- значительное отставание села от города по уровню и условиям жизнедеятельности.
В этих обстоятельствах создание условий для устойчивого развития сельских территорий, ускорения темпов роста производства и ежегодного наращивания объемов реализации сельскохозяйственной продукции на основе повышения ее конкурентоспособности становится приоритетным направлением аграрной экономической политики.
Обобщающим индикатором общих условий функционирования сельского хозяйства является производство валовой сельскохозяйственной продукции в сопоставимой оценке. За последние четыре года темпы роста производства валовой сельскохозяйственной продукции в хозяйствах всех категорий снизились со 106% в 2003 году до 97% в 2006 году, что обусловлено сокращением производства основных видов сельскохозяйственной продукции в личных подсобных хозяйствах населения.
Таблица 1
Индексы
физического объема продукции сельского хозяйства
(в сопоставимых ценах в процентах к предыдущему году)
Наименование/годы | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. |
По всем категориям хозяйств: | |||||
Индекс физического объема продукции сельского хозяйства |
94 | 106 | 101 | 95 | 97 |
В т.ч.: | |||||
продукции растениеводства | 91 | 114 | 103 | 95 | 97,3 |
продукции животноводства | 97 | 97 | 97 | 96 | 97,4 |
В т.ч.: | |||||
сельхозорганизации | 96 | 100,7 | 100,6 | 97 | 100,8 |
крестьянские (фермерские) хозяйства (далее - К(Ф)Х) |
89 | 137 | 98 | 87 | 112 |
личные подсобные хозяйства населения (далее - ЛПХ) |
92 | 108 | 100,8 | 95 | 95 |
В 2003 году Калужская область имела более высокий индекс производства сельскохозяйственной продукции, чем в среднем по Центральному федеральному округу (далее - ЦФО) и по Российской Федерации (далее - РФ) (соответственно: 106,1; 104,8; 101,3 процента). В 2004 году этот показатель превышал только средний уровень по ЦФО (Калужская область, ЦФО, РФ соответственно: 100,7; 99,0; 103,0). В 2005 году этот показатель оказался ниже, чем в среднем по ЦФО и Российской Федерации (соответственно: 95,5; 103,7; 102,4 процента).
В 2006 году по сравнению с 2002 годом производство продукции сельского хозяйства в области выросло в 1,6 раза, в сельхозорганизациях - в 1,5 раза. За названный период себестоимость реализованной продукции увеличилась более чем в 2 раза. С 2002 по 2004 год деятельность сельхозорганизаций области была убыточной. В 2005 и 2006 годах хозяйственная деятельность сельскохозяйственных организаций области стала прибыльной.
Таблица 2
Финансовое состояние сельскохозяйственных
организаций области
Наименование/годы | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2006 г. в % к 2002 г. |
Производство продукции сельского хозяйства в действующих ценах, млн. рублей |
8459,9 | 9395,3 | 10565,0 | 12129,3 | 13361,5 | 157,9 |
Производство продукции сельского хозяйства в сельскохозяйственных организациях в действующих ценах, млн. рублей |
2828,3 | 3075,0 | 3598,4 | 4066,5 | 4520,4 | 159,8 |
Себестоимость реализованной продукции в сельскохозяйственных организациях - всего, млн. рублей |
1773,9 | 2011,7 | 2518,3 | 2918,1 | 3839,4 | 216,4 |
Выручка от реализации сельхозпродукции в сельскохозяйственных организациях, млн. рублей |
1831,0 | 1852,6 | 2492,1 | 3162,1 | 4241,0 | 231,6 |
Расходы консолидированного бюджета Калужской области на сельскохозяйственное производство - всего, млн. рублей |
173,9 | 85,9 | 134,3 | 143,8 | 205,2 | 118,0 |
Финансовый результат от хозяйственной деятельности (прибыль), млн. рублей |
-50,2 | -183,4 | -4,2 | 186,9 | 278 | х |
Рентабельность, % | -2,8 | -9,1 | -0,2 | 6,4 | 7 | х |
Поскольку в условиях рыночной экономики цены формируются под влиянием спроса и предложения, являются нестабильными и подвержены значительным сезонным колебаниям, повышение эффективности сельскохозяйственного производства возможно за счет снижения прямых затрат, обеспечения сбалансированности материально-технических и трудовых ресурсов, повышения производительности труда на основе эффективного использования трудовых ресурсов и кадрового потенциала, модернизации производства, внедрения новой техники и передовых технологий производства.
В сельскохозяйственных организациях остается нерешенной проблема дефицита квалифицированных кадров специалистов и кадров массовых профессий. Обеспеченность сельскохозяйственных организаций области кадрами массовых профессий в 2006 году составляла: операторы машинного доения коров - 90,7%, механизаторы - 77%. Обеспеченность сельскохозяйственных организаций области специалистами составила: агрономы - 70%, зооинженеры - 78%, ветврачи - 83%, инженеры - 80%, экономисты - 81%, бухгалтеры - 97%. За период с 2002 года по 2006 год общая численность специалистов в сельскохозяйственных организациях сократилась в 3 раза. В структуре кадров доля дипломированных руководителей и специалистов сельхозорганизаций с высшим профессиональным образованием в 2005 году составила 32,8% (по ЦФО - 33,1%), со средним профессиональным образованием - 55,5% (по ЦФО - 54,8%). Обеспеченность сельскохозяйственных предприятий области руководителями и специалистами составляет 87% (по ЦФО - 80,9%). Осуществляемые меры государственной поддержки позволили в 2006 году увеличить на 22% количество молодых специалистов, пришедших работать в агропромышленный комплекс (далее - АПК) области, уменьшилась текучесть кадров массовых профессий, повысился их профессиональный уровень.
Производственный потенциал в сельскохозяйственных организациях сохраняет тенденцию к сокращению и устареванию. Основные фонды в сельском хозяйстве за период с 2001 по 2006 год сократились на 1395 млн. рублей или на 17%, степень их износа составляет 41%.
Большая часть сельскохозяйственной техники, имеющейся в распоряжении предприятий, является физически и морально устаревшей, требует больших затрат на ее содержание и ремонт, что не позволяет обеспечивать выполнение работ в оптимальные агротехнологические сроки. Финансово-экономическое состояние значительной части сельскохозяйственных организаций не позволяет не только осуществлять модернизацию производства, но и обеспечить простое восполнение выбывающего оборудования и средств механизации.
По состоянию на 1 января 2007 года сельхозорганизации Калужской области имели в наличии 3272 ед. тракторов (93% к 01.01.2006), 520 ед. зерноуборочных комбайнов (88%), 301 ед. кормоуборочных комбайнов (99,7%), 105 ед. картофелеуборочных комбайнов (89%). Коэффициенты обновления основных видов сельскохозяйственной техники в сельскохозяйственных организациях в 2006 году составили: по тракторам - 6,5%, комбайнам зерноуборочным - 5,2%, комбайнам кормоуборочным - 9,5%.
Нагрузка на тракторы и зерноуборочные комбайны превышает в два раза нормативную. Имеющийся парк машин изношен, за пределами срока амортизации эксплуатируются более 60% тракторов, зерноуборочных комбайнов, грузовых автомобилей.
Несмотря на то, что значительная часть инвестиционных кредитов и средств бюджетной поддержки сельхозтоваропроизводителями направляется на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования, темпы и объемы технологического обновления не достигли необходимого уровня.
Инвестиции в основной капитал (по виду экономической деятельности: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство) в расчете на 1 га пашни в 2005 году в Калужской области составили 946,4 рубля, в среднем по ЦФО - 1162 рубля, в среднем по РФ - 1204,7 рубля.
Расходы консолидированного бюджета на сельское хозяйство и рыболовство в 2005 году в расчете на 1 га пашни составили: в Калужской области - 288,3 рубля, в ЦФО - 265 рублей, в РФ - 377,3 рубля.
Расходы консолидированного бюджета на сельское хозяйство и рыболовство в 2002 году в расчете на 1 рубль валовой продукции сельского хозяйства в Калужской области составляли 0,021 рубля, в ЦФО - 0,020 рубля, в РФ - 0,031 рубля; в 2003 году в Калужской области, ЦФО, РФ соответственно - 0,009; 0,027; 0,032 рубля; в 2004 году - 0,013; 0,021; 0,033 рубля. В 2007 году Калужская область по этому показателю выйдет на уровень 2002 года - 0,019 рубля. Следует отметить, что ежегодный рост расходов консолидированного бюджета на поддержку сельского хозяйства пока не позволяет обеспечить необходимые темпы прироста производства сельскохозяйственной продукции.
В Калужской области продолжается снижение почвенного плодородия пашни. В 2006 году внесено 14 кг минеральных удобрений (в пересчете на 100% питательных веществ) на гектар посева (в 2002 году - 1 кг). В 2006 году минеральные удобрения внесены на 24% посевных площадей, на 4% - органические удобрения. Мелиоративные работы, известкование, фосфоритование земель проводятся в области в минимальном объеме.
Сокращение производственного потенциала сельского хозяйства остается главным фактором сокращения посевных площадей сельскохозяйственных культур и поголовья сельскохозяйственных животных. Соответственно сокращаются и объемы производства, товарность сельскохозяйственной продукции, снижается ее конкурентоспособность на товарном рынке. Рост качественных показателей (урожайности растениеводческой продукции и продуктивности животных) не восполняет потерь от сокращения объемов обрабатываемых площадей и численности поголовья.
Посевные площади зерновых культур за период с 2001 по 2005 год сократились в Калужской области на 31,7%, в ЦФО - на 7,8%, в РФ - на 7,3%. Валовой сбор зерна за этот период в Калужской области снизился на 18,3%, в РФ - на 8,2%, в ЦФО вырос на 5,3%.
Поголовье крупного рогатого скота за период с 2001 по 2005 год в Калужской области сократилось на 31,8%, в ЦФО - на 31,0%, в РФ - на 20,9%.
Производство скота и птицы на убой (в убойном весе) в Калужской области снизилось за указанный период на 8%, в ЦФО и РФ выросло на 15,6% и 10,4% соответственно.
Производство молока за период с 2001 по 2005 год в Калужской области сократилось на 19,3%, в ЦФО - на 15,6%, в РФ - на 5,3%.
Сокращение производства сельскохозяйственной продукции является одной из причин низкого уровня потребления основных продуктов питания населением Калужской области.
Потребление мяса и мясопродуктов на душу населения (кг/год) составило в Калужской области, в ЦФО, в РФ соответственно за 1995 год - 59, 59, 55; за 2000 год - 43, 50, 45; за 2005 год - 52, 60, 55.
Потребление молока и молочных продуктов на душу населения (кг/год) в Калужской области, в ЦФО, в РФ составило соответственно за 1995 год - 274, 270, 254; за 2000 год - 205, 221, 215; за 2005 год - 212, 227, 235.
Потребление хлеба и хлебобулочных изделий на душу населения (кг/год) в Калужской области, в ЦФО, в РФ соответственно составило за 1995 год - 119, 120, 122; за 2000 год - 104, 113, 117; за 2005 год - 105, 117, 121.
Увеличивается отставание села от города по уровню и условиям жизнедеятельности. Значительно сократилась сеть сельских дошкольных учреждений, клубов и домов культуры, больниц и медицинских пунктов, предприятий розничной торговли и общественного питания.
Основная часть сельского жилого фонда области в настоящее время не имеет коммунальных удобств: обеспеченность сельского населения питьевой водой из закрытых источников составляет 36,2 %, уровень газификации на селе - 33 %, что ниже средних показателей по России. Обеспеченность сельского населения питьевой водой из закрытых источников составила в 2003 году в Калужской области 35,2%, в РФ - 41%; в 2004 году - 35,2% и 42% соответственно; в 2005 году - 36% и 43% соответственно. Уровень газификации домов (квартир) на селе сетевым газом в 2003 году в Калужской области составил 28,8%, в РФ - 30%; в 2004 году - 30,2% и 32% соответственно; в 2005 году - 31,6% и 36,6% соответственно.
Таким образом, необходимость разработки и реализации областной целевой программы обусловлена производственно-экономической и социальной остротой существующих проблем, их значением, обусловленным широким спектром выполняемых сельским хозяйством функций. Направления и формы государственной поддержки и стимулирования развития сельскохозяйственного производства определены в Федеральных законах: "О развитии сельского хозяйства", "О семеноводстве", "О племенном животноводстве", "О зерне".
В целях создания условий и механизма реализации Федерального закона "О развитии сельского хозяйства" Правительством Российской Федерации принято постановление от 14 июля 2007 года N 446 "О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы", в соответствии с которым субъектам Российской Федерации рекомендовано принять региональные программы развития сельского хозяйства.
Принятие областной целевой программы "Развитие сельского хозяйства и рынков сельскохозяйственной продукции в Калужской области на 2008-2012 годы" обеспечит дальнейшее внедрение комплексной системы межведомственного планирования и управления по целям и результатам деятельности, комплексный подход в государственной поддержке села, позволит привести бюджетное финансирование в соответствие с необходимостью решения стратегических задач развития сельского хозяйства области и рынков сельскохозяйственной продукции до 2012 года.
2. Основные цели и задачи программы
Система целей и задач программы соответствует приоритетам государственной политики в сфере АПК и способствует достижению стратегических целей развития Калужской области на период до 2012 года.
Цели и задачи программы базируются на системе целей и задач, определенных в Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы с учетом специфики проблем, существующих в Калужской области. Цели и задачи программы отвечают социально-экономическим приоритетам Программы повышения качества жизни населения Калужской области на 2004-2010 годы (Закон Калужской области от 20 октября 2004 года N 362-ОЗ).
Программа направлена на достижение трех главных целей:
1. Повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на агропродовольственном рынке, обеспечение населения региона качественными отечественными продовольственными товарами.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
- обеспечение условий реализации сельскохозяйственной продукции на основе организации системы сбыта, развития кооперации, содействия созданию отраслевых и продуктовых союзов;
- создание условий для развития кадрового потенциала агропромышленного комплекса;
- создание условий для инновационного развития АПК, обновления техники и технологий в сельском хозяйстве;
- создание условий для повышения инвестиционной привлекательности, обеспечения доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- создание условий для увеличения объемов производства продукции растениеводства и животноводства, в т.ч. на основе развития элитного семеноводства и племенного животноводства.
2. Повышение уровня жизни и занятости сельского населения, создание условий для устойчивого развития сельских территорий.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
- повышение доходов сельского населения, в том числе работников, занятых в сельскохозяйственном производстве;
- стимулирование развития малых форм хозяйствования на селе;
- повышение уровня развития социальной и инженерной инфраструктуры сельских территорий;
- улучшение социально-жилищных условий сельского населения.
3. Создание условий для сохранения и воспроизводства используемых сельским хозяйством природных ресурсов.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
- восстановление и повышение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения;
- вовлечение в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых и неэффективно используемых земель сельскохозяйственного назначения, предотвращение от выбытия из оборота сельскохозяйственных угодий.
Целевые показатели реализации программы приведены в приложении N 1.
3. Сроки и этапы реализации программы
Программа реализуется в 2008-2012 годах в 3 этапа:
1-й этап - 2008 год - закрепление положительных тенденций в развитии сельского хозяйства, достигнутых в результате реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК" в Калужской области, создание предпосылок для решения имеющихся системных проблем, развитие инфраструктуры сбыта сельскохозяйственной продукции;
2-й этап - 2009-2010 годы - стабилизация и создание условий для устойчивого развития сельского хозяйства и сельских территорий, повышения занятости и уровня жизни сельского населения области;
3-й этап - 2011-2012 годы - устойчивое развитие сельского хозяйства, организация эффективной системы реализации сельскохозяйственной продукции, развитие сельских территорий и повышение качества жизни на селе.
Законом Калужской области от 9 декабря 2009 г. N 608-ОЗ в раздел 4 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу через десять дней после официального опубликования названного Закона
4. Система основных мероприятий программы
Система основных программных мероприятий включает следующие направления.
Создание условий для сбыта сельскохозяйственной продукции:
- стимулирование развития рынка молока;
- стимулирование развития рынка мяса;
- стимулирование развития рынка зерна;
- стимулирование развития рынка картофеля.
Создание общих условий функционирования сельского хозяйства:
- создание условий для развития кадрового потенциала сельского хозяйства;
- участие в создании системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства;
- обеспечение консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям;
- участие союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей в формировании аграрной политики.
Достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства:
- инновационное развитие, техническая и технологическая модернизация сельского хозяйства;
- создание условий для повышения инвестиционной привлекательности обеспечение доступности кредитных ресурсов;
- снижение рисков потери доходов в сельском хозяйстве при производстве сельскохозяйственной продукции.
Развитие приоритетных отраслей сельского хозяйства:
- развитие приоритетных отраслей животноводства;
- развитие промышленного рыбоводства;
- развитие приоритетных отраслей растениеводства;
- поддержка элитного семеноводства;
- развитие производства льна;
- закладка многолетних насаждений.
Повышение уровня жизни сельского населения, создание условий для обеспечения занятости и устойчивого развития сельских территорий:
- создание условий для развития малых форм хозяйствования на селе;
- повышение уровня развития социальной и инженерной инфраструктуры сельских поселений;
- поддержка комплексной застройки.
Восстановление и повышение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения.
Участие в конкурсе экономически значимых программ развития сельского хозяйства Калужской области среди субъектов Российской Федерации.
Меры государственной поддержки развития сельского хозяйства и рынков сельскохозяйственной продукции в Калужской области по каждому указанному направлению конкретизированы в подразделах программы и в приложении N 2.
Государственная политика по улучшению условий функционирования сельского хозяйства области и устойчивому развитию сельских поселений будет реализовываться по следующим направлениям.
4.1. Создание условий для сбыта сельскохозяйственной продукции
Развитие рынка сельскохозяйственной продукции осуществляется с целью создания условий для устойчивого роста производства, повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции и роста доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей области.
Основными задачами данного направления являются развитие инфраструктуры сбыта сельскохозяйственной продукции, увеличение доли высококачественной экологически чистой сельскохозяйственной продукции местных товаропроизводителей на внутриобластном рынке, сокращение сезонных колебаний цен на сельскохозяйственную продукцию, динамичный рост объемов реализации сельскохозяйственной продукции за счет увеличения ее товарности.
Одним из направлений решения указанных задач является проведение выставок, ярмарок и конкурсов, направленных на продвижение продукции областных сельхозтоваропроизводителей на сельскохозяйственные рынки, а также других мероприятий, способствующих дальнейшему развитию агропромышленного комплекса Калужской области.
4.1.1 Стимулирование развития рынка молока
Целью осуществления мероприятий по развитию рынка молока является повышение конкурентоспособности молочной продукции местных товаропроизводителей для замещения на областном рынке молочной продукции, ввозимой из других регионов, обеспечения импортозамещения данного вида сельскохозяйственной продукции.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением задач повышения качества и наращивания объемов производства молочной продукции, использования конкурентных преимуществ поставщиков молока - сырья для перерабатывающей сети, привлечение# потенциальных поставщиков молока и молочной продукции к выполнению государственных и муниципальных заказов, повышению уровня рентабельности производства за счет привлечения инвестиций.
Решение намеченных задач осуществляется путем:
- разработки прогнозного баланса спроса и предложения молока и молочной продукции по видам (молоко-сырье, молоко питьевое, цельномолочная продукция, масло коровье, сыры твердые) в целях оптимального прогнозирования структуры производства и потребления;
- стимулирование создания и развития снабженческо-сбытовых и перерабатывающих сельскохозяйственных потребительских кооперативов;
- государственных закупок для областных нужд техники и оборудования.
За счет средств областного бюджета предполагается осуществить государственные закупки для областных нужд технологического оборудования для осуществления переработки молочной продукции, молоковозов, танков-охладителей молока, специального оборудования для ветеринарного и санитарного контроля с последующей передачей его во временное пользование снабженческо-сбытовым и перерабатывающим сельскохозяйственным потребительским кооперативам.
Отбор получателей техники и оборудования осуществляется на конкурсной основе. Порядок и условия конкурсного отбора получателей, а также порядок определения срока временного пользования техники и оборудования устанавливается нормативным правовым актом уполномоченного органа Калужской области.
4.1.2. Стимулирование развития рынка мяса
Целью осуществления мероприятий по развитию рынка мяса является повышение конкурентоспособности мясной продукции местных товаропроизводителей для замещения на внутриобластном рынке мясной продукции, ввозимой из других регионов, обеспечения импортозамещения на внутриобластном рынке.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением задач повышения качества и наращивания объемов производства мясной продукции местных товаропроизводителей, создания схемы закупок, базы первичной и последующей (промышленной) мясопереработки, системы фирменной торговли, организации на территории области сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов и сельскохозяйственных рынков, поддержания уровня рентабельности производства мясной продукции за счет привлечения инвестиций.
Решение намеченных задач осуществляется путем:
- разработки прогнозного баланса спроса и предложения мяса по видам (говядина, свинина, баранина, мясо птицы) в целях оптимального прогнозирования структуры производства;
- стимулирование создания и развития снабженческо-сбытовых и перерабатывающих сельскохозяйственных потребительских кооперативов;
- государственных закупок для областных нужд техники и оборудования.
За счет средств областного бюджета предполагается осуществить государственные закупки для областных нужд холодильного оборудования, спецавтотранспорта для перевозки крупного рогатого скота, оборудования для забоя и первичной переработки с последующий# передачей техники и оборудования во временное пользование снабженческо-сбытовым и перерабатывающим сельскохозяйственным потребительским кооперативам.
Отбор получателей техники и оборудования осуществляется на конкурсной основе. Порядок и условия конкурсного отбора получателей, а также порядок определения срока временного пользования техники и оборудования устанавливается нормативным правовым актом уполномоченного органа Калужской области.
4.1.3. Стимулирование развития рынка зерна
Целью осуществления мероприятий по развитию рынка зерна является стабилизация рынка зерна и повышение конкурентоспособности данного вида сельскохозяйственной продукции, произведенной местными товаропроизводителями.
Достижение поставленной цели обеспечивается за счет решения следующих задач:
- увеличение посевных площадей элитных зерновых культур, в том числе за счет соблюдения оптимальных пропорций между яровым и озимым клином;
- сокращение сезонных колебаний цен на зерно и продукты его промышленной переработки;
- стимулирование поставок недостающих объемов зерна из других регионов Российской Федерации.
Решение намеченных задач осуществляется путем:
- разработки прогнозного баланса спроса и предложения на зерно;
- проведения мониторинга цен на зерновые и зернобобовые культуры на областном рынке и представление# ценовой информации участникам рынка зерна;
- предоставления государственной поддержки производителям зерна в соответствии с мерами, указанными в подразделе 4.4.2.1. "Поддержка элитного семеноводства";
- создания условий для обновления и модернизации машинно-тракторного парка, в том числе зерноуборочной техники, сушильно-сортировальных комплексов в соответствии с мерами, указанными в подразделе 4.3.1. "Инновационное развитие, техническая и технологическая модернизация сельского хозяйства".
4.1.4. Стимулирование рынка картофеля
Целью осуществления мероприятий по развитию рынка картофеля является повышение конкурентоспособности данного вида сельскохозяйственной продукции местных товаропроизводителей на внутриобластном рынке, рынках областного центра и города Москвы, а также в соседних регионах.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением задач наращивания объемов производства и повышения качества выращиваемого местными товаропроизводителями картофеля; повышения активности участия потенциальных поставщиков картофеля в государственных и муниципальных конкурсных заказах; кооперирования областных товаропроизводителей картофеля; создания материально-технической базы для хранения, первичной и последующей (промышленной) переработки, транспортной доставки и реализации, а также перехода на круглогодичные поставки этого вида продукции на рынки города Москвы и областного центра, поддержание уровня рентабельности его реализации.
Решение намеченных задач осуществляется путем:
- разработки прогнозного баланса спроса и предложения картофеля в целях оптимального прогнозирования структуры производства и потребления;
- государственных закупок для областных нужд технологического оборудования.
За счет средств областного бюджета предполагается осуществить государственные закупки для областных нужд технологического оборудования для осуществления переработки картофеля и плодоовощной продукции с последующий передачей технологического оборудования во временное пользование снабженческо-сбытовым и перерабатывающим сельскохозяйственным потребительским кооперативам.
Отбор получателей техники и оборудования осуществляется на конкурсной основе. Порядок и условия конкурсного отбора получателей, а также порядок определения срока временного пользования технологического оборудования устанавливается нормативным правовым актом уполномоченного органа Калужской области.
4.2. Создание общих условий функционирования
сельского хозяйства
Сельское хозяйство - отрасль экономики, подверженная большему риску, чем промышленность, транспорт или сфера услуг. Неэквивалентность товарообмена продукции сельского хозяйства и промышленности является сдерживающим фактором инвестирования в развитие сельскохозяйственного производства.
В ближайшей перспективе необходимо сохранить положительные тенденции привлечения инвестиционного капитала в развитие сельскохозяйственной отрасли. С целью повышения инвестиционной привлекательности сельскохозяйственного производства в области реализуются комплексные мероприятия по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных организаций, созданию условий для реализации продукции местных сельскохозяйственных товаропроизводителей, вовлечению в хозяйственный оборот неиспользуемых и неэффективно используемых земель сельскохозяйственного назначения, улучшению состояния почв, а также повышению их плодородия.
В целях более эффективного функционирования сельского хозяйства необходимо осуществлять мероприятия по созданию общих условий функционирования сельского хозяйства, в том числе по созданию системы сбыта и глубокой переработки сельскохозяйственной продукции, вовлечению в хозяйственный оборот неиспользуемых и неэффективно используемых земель сельскохозяйственного назначения, поддержке почвенного плодородия, созданию единой системы информационного обеспечения агропромышленного комплекса, обеспечению отрасли квалифицированными кадрами.
4.2.1. Создание условий для развития кадрового
потенциала сельского хозяйства
Основными направлениями развития кадрового потенциала сельского хозяйства области будет снижение текучести кадров в сельскохозяйственных организациях, привлечение для работы в сельскохозяйственные организации грамотных и инициативных руководителей, молодых специалистов, а также повышение профессиональной квалификации руководителей и специалистов для сельского хозяйства.
Поддержка развития кадрового потенциала сельского хозяйства из средств областного бюджета будет продолжена путем предоставления субсидий на:
- ежемесячные выплаты молодым специалистам:
- выпускникам высших профессиональных образовательных учреждений;
- выпускникам средних профессиональных образовательных учреждений;
- выпускникам начальных профессиональных образовательных учреждений, которые работают в сельскохозяйственных организациях;
- ежемесячные выплаты молодым специалистам, совмещающим работу в сельскохозяйственных организациях с учебой в высших учебных заведениях сельскохозяйственного профиля в течение пяти лет с момента поступления, если они являются выпускниками начального профессионального образовательного учреждения, и в течение трех лет, если они являются выпускниками среднего профессионального образовательного учреждения;
- выплату единовременного пособия молодым специалистам, отработавшим в сельскохозяйственной организации один, два и три года соответственно;
- ежемесячные выплаты вновь избранным (назначенным) руководителям сельскохозяйственных организаций в зависимости от выручки от продажи товаров, продукции, работ и услуг сельскохозяйственной организации;
- выплаты учащимся начальных профессиональных образовательных учреждений, проходящим производственную практику по профилю избранной профессии в сельскохозяйственной организации (за период прохождения практики).
Порядок и условия предоставления субсидий на поддержку кадрового потенциала определен постановлением Правительства Калужской области от 20 февраля 2003 года N 39.
В целях повышения престижа сельскохозяйственного труда будет продолжена практика выплаты стипендий имени Г.И. Сонина учащимся образовательных учреждений, реализующих программы высшего и среднего образования по сельскохозяйственной специальности, в соответствии с постановлением Губернатора Калужской области от 6 мая 2005 года N 182.
4.2.2. Участие в создании системы государственного
информационного обеспечения в сфере
сельского хозяйства
Целями осуществления мероприятий по информационному обеспечению в сфере сельского хозяйства является создание регионального сегмента государственной системы информационного обеспечения сельского хозяйства (далее - система информационного обеспечения) на основе формирования государственных информационных ресурсов и предоставления государственных услуг по информационному обеспечению сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Достижение поставленных целей обеспечивается решением следующих задач:
- участие области в формировании государственных информационных ресурсов в сфере сельского хозяйства и обеспечение доступа к ним органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также хозяйствующих субъектов агропромышленного комплекса и населения;
- предоставление информационных услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям всех форм собственности на базе информационно-телекоммуникационной системы агропромышленного комплекса России, автоматизированной информационной системы Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, системы информации о рынках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, системы дистанционного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения, создание пунктов коллективного доступа к размещаемой информации сельхозтоваропроизводителей.
Реализация задач по развитию системы информационного обеспечения будет осуществляться по следующим направлениям:
- обеспечение участия области в формировании материально-технической базы;
- проведение опытной эксплуатации и пилотное внедрение на территории области данной системы;
- определение состава и порядка предоставления информационных услуг в сфере сельского хозяйства, сформированных за счет средств областного бюджета;
- разработка методических материалов информационного взаимодействия министерства сельского хозяйства области и органов местного самоуправления при формировании и предоставлении информационных услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям.
В рамках мероприятий по отработке и опытной эксплуатации, а также пилотному внедрению государственной системы информационного обеспечения в Калужской области будет производиться:
- ввод в эксплуатацию системы информационного обеспечения и ее подсистем;
- подключение подсистем информационного обеспечения к телекоммуникационным каналам.
Указанные мероприятия по организации функционирования системы информационного обеспечения предполагается финансировать в рамках мероприятий федеральной Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, а также ведомственной целевой программы Министерства сельского хозяйства Российской Федерации "Создание Единой системы информационного обеспечения агропромышленного комплекса (2008- 2010 годы)", с учетом предполагаемого продолжения программных мероприятий до 2012 года включительно и дополнительных мероприятий, направленных на создание системы дистанционного мониторинга земель. Средства областного бюджета будут направляться на формирование регионального сегмента государственной системы информационного обеспечения сельского хозяйства.
4.2.3. Обеспечение консультационной помощи
сельскохозяйственным товаропроизводителям
Целями проводимых мероприятий по обеспечению консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям является расширение доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения к консультационным услугам.
Поставленные цели обеспечиваются решением следующих задач:
- развитие функционирующих и вновь создаваемых в муниципальных районах области центров по оказанию консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и населению (далее - учебно-методические центры);
- интеграция учебно-методических центров с системой информационного обеспечения.
Развитие учебно-методических центров осуществляется путем реализации следующих мероприятий:
- квалифицированное предоставление консультационной помощи;
- подготовка специалистов по оказанию консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям;
- разработка регламентов предоставления информационных и консультационных услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям и населению области;
- интеграция консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям с системой информационного обеспечения, в том числе доступ к государственным информационным ресурсам в области сельского хозяйства и участие в их формировании.
4.2.4. Участие союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных
товаропроизводителей в формировании аграрной политики
Целями осуществления мероприятий по участию областных союзов (ассоциаций) и региональных отделений союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей в формировании аграрной политики являются согласование общественно значимых интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти Калужской области, а также создание условий для обеспечения производства высококачественной, конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции.
Для достижения поставленных целей предусматривается решение следующих задач:
- участие областных союзов (ассоциаций) и региональных отделений общероссийских союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей в разработке проектов нормативных правовых актов, целевых программ, докладов о ходе и результатах их реализации;
- участие в разработке технических регламентов, определяющих требования по качеству продукции, работ и услуг в сельском хозяйстве, необходимых для функционирования системы технического регулирования отрасли;
- предоставление необходимой информации для формирования и реализации аграрной политики, проведение мониторинга потребительского спроса;
- содействие внедрению систем управления качеством продукции на базе комплексных программ повышения качества продукции, а также обмену передовым опытом, в том числе путем проведения отраслевых конкурсов, смотров, выставок.
4.3. Достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства
За период реализации настоящей программы предполагается стабилизация финансового положения в сельскохозяйственном производстве области. Средняя рентабельность сельскохозяйственной продукции достигнет уровня 23,7 процента, при этом доля убыточных хозяйств не превысит 14 процентов.
4.3.1. Инновационное развитие, техническая и технологическая
модернизация сельского хозяйства
Целью осуществления мероприятий по технической и технологической модернизации сельского хозяйства является обновление парка сельскохозяйственной техники и оборудования, внедрение передовых технологий производства.
Достижение поставленной цели осуществляется путем стимулирования приобретения сельскохозяйственными товаропроизводителями высокотехнологичных машин и оборудования для растениеводства и животноводства.
В целях осуществления поддержки мероприятий программы предполагается предоставлять субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями.
Одновременно предусматриваются поставки на условиях лизинга высокотехнологичных комплексов сельскохозяйственных машин и оборудования для внедрения интенсивных агротехнологий.
В целях модернизации материально-технической базы сельского хозяйства министерство сельского хозяйства области продолжит субсидирование части затрат юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по производству и реализации сельскохозяйственной продукции на территории Калужской области на приобретение техники, животноводческого оборудования, семян травосмесей для создания долголетних культурных пастбищ, а также части затрат, связанных с внедрением прогрессивных технологий в сельскохозяйственное производство.
Будут реализованы мероприятия по укреплению материально-технической базы государственного предприятия Калужской области "Калужская машинно-технологическая станция". За счет средств областного бюджета будет приобретаться высокопроизводительная энергонасыщенная сельскохозяйственная техника и оборудование, производиться оплата лизинговых платежей ОАО "Росагролизинг" по ранее заключенным договорам финансовой аренды (лизинга).
Кроме того, за счет средств областного бюджета для сельского хозяйства области будут проводиться прикладные научные исследования и конструкторские разработки.
Реализация этих мероприятий будет способствовать инновационному развитию сельского хозяйства и позволит увеличить количество приобретаемой сельскохозяйственной техники и животноводческого оборудования, произвести существенное обновление основных производственных средств, внедрить передовые технологии производства, повысить производительность труда и конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции.
4.3.2. Создание условий для повышения инвестиционной
привлекательности, обеспечения доступности кредитных ресурсов
Целью реализации мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности и доступности кредитов является повышение финансовой устойчивости сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей, и организации, осуществляющие первичную и последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, а также создание максимально благоприятных условий для ее сбыта.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением задач привлечения кредитов коммерческих банков и займов сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов сельскохозяйственными организациями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, включая индивидуальных предпринимателей, и организации, осуществляющие первичную и последующую (промышленную) переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции, для пополнения оборотных средств, обновления основных фондов, развития первичной переработки молока и мяса.
Государственная поддержка данного направления будет осуществляться на условиях софинансирования посредством предоставления субсидий из областного бюджета на возмещение части затрат по уплате процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах сельскохозяйственными организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, включая индивидуальных предпринимателей (за исключением крестьянских (фермерских) хозяйств, указанных в подразделе, касающемся повышения финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе), а также организациями всех организационно-правовых форм, осуществляющими первичную и последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции.
Направления целевого использования субсидируемых кредитов, размеры предоставляемых субсидий, порядок и условия их предоставления устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года N 446 "О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы", а также иными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и Правительства Калужской области в части софинансирования этого направления.
Кроме того, начиная с 2009 года по данному направлению будут предоставляться субсидии областного бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), крестьянским (фермерским) хозяйствам по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2004-2005 годах, на срок до 5 лет, в соответствии с постановлением Правительства Калужской области от 04 июня 2008 года N 225.
4.3.3. Снижение рисков потери доходов в сельском хозяйстве
при производстве сельскохозяйственной продукции
Целью осуществления мероприятий по снижению рисков в сельском хозяйстве является снижение рисков потери доходов при производстве сельскохозяйственной продукции в случае наступления неблагоприятных событий природного характера, а также при ценовых колебаниях на промышленную и сельскохозяйственную продукцию.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
- увеличение удельного веса застрахованных посевных площадей в общей посевной площади до 18 процентов;
- обеспечение устойчивого воспроизводства в сельском хозяйстве;
- стабилизация финансово-экономического состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- повышение инвестиционной привлекательности сельского хозяйства.
Государственную поддержку предполагается осуществлять на условиях софинансирования посредством предоставления субсидий за счет бюджетных средств для возмещения 50 процентов затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых взносов по договорам страхования, заключенным ими со страховыми организациями, имеющими лицензию на проведение такого вида страхования.
Указанные субсидии будут предоставляться при проведении страхования рисков утраты (гибели) или частичной утраты сельскохозяйственной продукции, в том числе урожая сельскохозяйственных культур (зерновых, масличных, технических, кормовых, картофеля и овощей), урожая многолетних насаждений, а также посадок многолетних насаждений в результате воздействия опасных для производства сельскохозяйственной продукции природных явлений (засуха, заморозки, вымерзание, выпревание, градобитие, пыльные бури, половодье и переувлажнение почвы).
4.4. Развитие приоритетных отраслей сельского хозяйства
Законом Калужской области от 28 июня 2011 г. N 152-ОЗ в подраздел 4.4.1. раздела 4. настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного Закона и распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 г.
4.4.1. Развитие приоритетных отраслей животноводства
Приоритетной отраслью сельского хозяйства в Калужской области является животноводство, что обусловлено благоприятными климатическими условиями для производства кормов и содержания животных, ростом спроса на высококачественную, экологически чистую натуральную продукцию.
Меры государственной поддержки и развития рынков животноводческой продукции будут способствовать росту производственного потенциала данной отрасли сельскохозяйственного производства.
Меры государственной поддержки на 2008-2012 годы направлены на стабилизацию поголовья в молочном животноводстве, в специализированном мясном скотоводстве, в овцеводстве. Реализация этих мер не только позволит нарастить производство молока и отдельных видов мяса, но и будет способствовать сохранению традиционного уклада жизни, обеспечению повышения уровня доходов на селе.
Сельскохозяйственным товаропроизводителям, обеспечившим сохранение поголовья коров на начало текущего финансового года, предоставляются субсидии из средств федерального и областного бюджетов на возмещение части затрат на закупку кормов для содержания маточного поголовья крупного рогатого скота.
Порядок и условия предоставления субсидий на возмещение части затрат на закупку кормов для содержания маточного поголовья крупного рогатого скота из средств областного бюджета устанавливаются Правительством Калужской области, из средств федерального бюджета - в соответствии с законодательством в части софинансирования данного направления.
В целях увеличения продуктивности сельскохозяйственных животных планируется проведение мероприятий по укреплению кормовой базы за счет оказания в 2008 году государственной поддержки на предоставление субсидий из средств федерального и областного бюджетов на комбикорма, а также проведение мероприятий, направленных на повышение генетического потенциала сельскохозяйственных животных как за счет совершенствования качеств разводимых в области пород, так и за счет ввоза племенного скота из других регионов России и из-за пределов Российской Федерации (в т.ч. голштинской, симментальской, швицкой пород и мясной породы шароле). К 2012 году удельный вес племенного скота в общем поголовье возрастет до 19,4%. Порядок и условия предоставления субсидий на комбикорма устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и Правительства Калужской области в части софинансирования данного направления.
Производство молока во всех категориях хозяйств к 2012 году планируется увеличить до 259,3 тыс. тонн, что составит 112,3 процента по отношению к 2006 году. Объем производства скота и птицы (в живом весе) к 2012 году по сравнению с 2006 годом достигнет 89,3 тыс. тонн и превысит уровень 2006 года на 56%.
Мероприятия по племенному животноводству позволят укрепить финансовое положение племенных хозяйств и обеспечить доступ к покупке племенного скота хозяйствам, занимающимся товарным производством животноводческой продукции.
Государственная поддержка данного направления будет осуществляться на условиях софинансирования федерального и областного бюджетов.
Средства, предоставленные из федерального бюджета, будут направлены в форме субсидий сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам, у которых племенные животные зарегистрированы в государственном племенном регистре Министерства сельского хозяйства Российской Федерации:
- на содержание племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных;
- на содержание племенных быков-производителей в организациях по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных, у которых проверено качество потомства или которые находятся на стадии оценки качества потомства;
- на приобретение быков-производителей организациями по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных;
- для сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств на возмещение части затрат:
- на приобретение семени быков-производителей, которые улучшают качество потомства;
- на приобретение племенного молодняка.
Средства областного бюджета будут направлены в форме субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по производству и реализации сельскохозяйственной продукции на территории Калужской области:
- на содержание племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных; на приобретение эмбрионов крупного рогатого скота;
- на возмещение части затрат на приобретение семени быков-производителей;
- на приобретение племенного молодняка крупного рогатого скота, свиней и овец;
- на компенсацию части затрат по приобретению инкубационного яйца для инкубаторно-птицеводческих станций (далее - ИПС).
Кроме того, реализация мер по поддержке племенного животноводства, осуществляется также посредством поставок по лизингу племенного скота и современного оборудования для животноводческих комплексов и ферм.
Перспективной подотраслью сельского хозяйства Калужской области является пчеловодство, поставляющее целебный для здоровья населения области продукт питания. В целях развития пчеловодства планируется предоставление субсидий из средств областного бюджета юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по производству и реализации сельскохозяйственной продукции на территории Калужской области на компенсацию части затрат на приобретение пчелосемей.
Порядок и условия предоставления субсидий по этому направлению устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года N 446 "О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы", а также иными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и Правительства Калужской области в части софинансирования данного направления.
4.4.1.1. Развитие промышленного рыбоводства
Целью развития промышленного рыбоводства в Калужской области является достижение устойчивого функционирования организаций, осуществляющих промышленное рыбоводство, на основе инновационного развития, обеспечивающего социально-экономическое развитие муниципальных районов области и удовлетворение существующего спроса на продукцию промышленного рыбоводства.
При этом будут созданы условия для повышения эффективности производства и конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешнем рынках.
Реализация данного мероприятия требует формирования комплексного подхода, включая привлечение средств частных инвесторов, и оказание государственной поддержки организациям, осуществляющим промышленное рыбоводство на территории Калужской области.
В целях увеличения производства продукции промышленного рыбоводства планируется оказание с 2009 года государственной поддержки на условиях софинансирования посредством предоставления субсидий на возмещение части затрат по уплате процентов организациям, осуществляющим промышленное рыбоводство независимо от их организационно-правовой формы, по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, на срок до 5 лет - на приобретение племенного материала рыб, техники и оборудования для промышленного рыбоводства и на срок до 8 лет - на строительство, реконструкцию и модернизацию комплексов (ферм) по осуществлению промышленного рыбоводства.
Порядок и условия предоставления субсидий по данному направлению устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Калужской области в соответствии с законодательством.
4.4.2. Развитие приоритетных отраслей растениеводства
В растениеводстве основные меры государственной поддержки будут направлены на производство высококачественного семенного материала, льнопродукции и закладку многолетних насаждений. Кроме того, в 2008 году по данному направлению из средств федерального и областного бюджетов будут предоставляться субсидии на дизельное топливо, использованное на проведение сезонных сельскохозяйственных работ. Порядок и условия предоставления субсидий на дизельное топливо, использованное на проведение сезонных сельскохозяйственных работ устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и Правительства Калужской области в части софинансирования данного направления.
4.4.2.1. Поддержка элитного семеноводства
Целью осуществляемых мероприятий по поддержке элитного семеноводства является повышение эффективности производства сельскохозяйственных культур на основе обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей высококачественными семенами.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
- увеличение площади, засеваемой элитными семенами зерновых и зернобобовых культур, до научно обоснованной нормы, составляющей 15 процентов от общей площади посевов зерновых и зернобобовых культур;
- обеспечение доступности приобретения элитных семян для производства качественного репродуктивного семенного материала.
Государственная поддержка данного направления будет осуществляться на условиях софинансирования федерального и областного бюджетов. Субсидии за счет средств федерального и областного бюджетов будут направляться юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по производству и реализации сельскохозяйственной продукции на территории Калужской области на приобретение у российских производителей элитных семян сельскохозяйственных культур, в частности: зерновых, зернобобовых, бобовых многолетних трав, кукурузы, картофеля, клевера, люцерны, злаковых многолетних трав и льна.
Порядок и условия предоставления субсидий по этому направлению устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года N 446 "О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы", а также иными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и Правительства Калужской области в части софинансирования данного направления.
4.4.2.2. Развитие производства льна
Целью осуществления мероприятий по развитию производства льна является стабилизация льноводства и льнопереработки.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- увеличение валового сбора семян льна-долгунца;
- увеличение валового сбора льноволокна.
Государственная поддержка данного направления будет осуществляться на условиях софинансирования федерального и областного бюджетов.
Субсидии за счет средств федерального бюджета будут направляться сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) на производство льна-долгунца (производство соломки и тресты), а также льносеменоводческим станциям и льнозаводам, занимающимся# выращиванием льна-долгунца и его переработкой.
Субсидии за счет средств областного бюджета будут направляться юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по производству и реализации сельскохозяйственной продукции на территории Калужской области за реализованное льноволокно, а для организаций, занимающимся выращиванием соломки и тресты из льна и их переработкой - за произведенное и сданное на переработку льноволокно.
Порядок и условия предоставления субсидий по этому направлению устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года N 446 "О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы", а также иными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и Правительства Калужской области в части софинансирования данного направления.
4.4.2.3. Закладка многолетних насаждений
Целью осуществления мероприятий по закладке многолетних насаждений является стимулирование роста площадей многолетних насаждений для обеспечения населения свежей продукцией и перерабатывающей промышленности - сырьем, а также создание условий для развития садоводства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачу увеличения площадей закладки плодовых насаждений, в том числе садов интенсивного типа, ягодных кустарниковых насаждений, питомников.
Государственная поддержка данного направления будет осуществляться на условиях софинансирования федерального и областного бюджетов.
Субсидии из средств федерального и областного бюджетов будут предоставлены на поддержку закладки и ухода за многолетними насаждениями юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по производству и реализации сельскохозяйственной продукции на территории Калужской области, имеющим на начало текущего года площади плодовых насаждений - не менее 50 гектаров, садов интенсивного типа - не менее 2 гектаров, питомников - не менее 3 гектаров, ягодных кустарниковых насаждений - не менее 10 гектаров.
Размеры субсидий планируется рассчитывать по ставке на один гектар на закладку и работу по уходу за многолетними насаждениями д
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.