Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Калужской области от 27 июля 2011 г. N 408 в настоящее приложение внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного постановления
Приложение
к постановлению
Правительства Калужской области
от 3 июня 2010 г. N 209
Долгосрочная целевая программа
"Геологическое изучение недр и воспроизводство
минерально-сырьевой базы Калужской области (2011-2015 годы)"
27 июля 2011 г.
Паспорт
долгосрочной целевой программы
"Геологическое изучение недр и воспроизводство
минерально-сырьевой базы Калужской области
(2011-2015 годы)"
1. Наименование Программы |
"Геологическое изучение недр и воспроизводство минерально-сырьевой базы Калужской области (2011-2015 годы)" (далее - Программа) |
|||||||||||
2. Заказчик Программы |
Министерство природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области |
|||||||||||
3. Разработчик Программы |
Министерство природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области |
|||||||||||
4. Дата принятия решения о разработке Программы |
Распоряжение Губернатора Калужской области от 14.12.2009 N 139-р "О разработке долгосрочной целевой программы "Геологическое изучение недр и воспроизводство минерально-сырьевой базы Калужской области (2011-2015 годы)" |
|||||||||||
5. Цели и задачи Программы |
Цель - обеспечение сбалансированного развития и использования минерально-сырьевой базы для удовлетворения текущих и перспективных потребностей экономики области в минерально-сырьевых ресурсах и подземных водах нормативного качества |
|||||||||||
Задачи: - удовлетворение потребностей отраслей экономики (дорожного хозяйства, строительного и агропромышленного комплексов, здравоохранения) в минеральном сырье и населения области в питьевой воде нормативного качества; - воспроизводство минерально-сырьевых ресурсов в объемах, обеспечивающих компенсацию их потребления добывающими предприятиями и учитывающих прогноз социально-экономического развития Калужской области; - организация рационального и комплексного использования недр; - охрана подземных вод от истощения и загрязнения; - обеспечение органов государственной власти и местного самоуправления информацией об оценке и прогнозе состояния подземных вод и экзогенных геологических процессов | ||||||||||||
6. Целевые индикаторы и показатели |
Единицы измерения |
Базовый показатель за 2010 г. |
Значения показателей по годам |
|||||||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
||||||||
Увеличение количества выявленных объектов недропользования на пески, песчано-гравийные смеси (далее - ПГС) и известняки, привлекательных для лицензирования в целях разведки и добычи (объект строительного минерального сырья с активными запасами и прогнозными ресурсами категории С2 и Р1 в количестве не менее 5,0 млн. м3) |
ед. в год |
Всего в 14 районах -35 объектов, в том числе: 24 - на строительные известняки; 9 - на пески; 2 - на ПГС (приложение N 6) |
5 |
25 |
- |
- |
- |
|||||
Выявление активных запасов и прогнозных ресурсов строительных песков и песчано-гравийных смесей в Куйбышевском, Перемышльском и Ферзиковском районах Калужской области |
млн. м3 |
отсутствуют |
- |
20 |
- |
20 |
20 |
|||||
Выявление активных запасов и прогнозных ресурсов строительных известняков в Людиновском и Кировском районах Калужской области |
млн. м3 |
отсутствуют |
- |
50 |
- |
- |
35 |
|||||
Увеличение количества резервных, подготовленных для промышленного освоения, запасов строительных материалов, привлекательных для инвестирования (категория С1) на территории Калужской области |
млн. м3 |
293 |
20 |
20 |
25-30 |
30-35 |
30-35 |
|||||
Выявление эксплуатационных запасов подземных вод питьевого качества для перспективного обеспечения сельского населения Калужской области (Ферзиковский, Износковский районы) и в районном центре пос. Ферзиково Калужской области (категория С1) |
тыс. м3/ сут. |
отсутствуют |
0,5 |
0,5 |
2,5 |
1,5 |
1,5 |
|||||
Увеличение удельного веса районов Калужской области, на территориях которых проведен ликвидационный тампонаж скважин для предотвращения истощения и загрязнения водоносных горизонтов, являющихся источниками централизованного водоснабжения |
% |
48 |
52 |
60 |
68 |
76 |
84 |
|||||
7. Перечень основных мероприятий Программы |
1. Гидрогеологические, инженерно-геологические и геоэкологические съемки территории Калужской области. 2. Воспроизводство минерально-сырьевой базы Калужской области: - топливно-энергетических ресурсов; - неметаллов; - подземных вод. 3. Мониторинг геологической среды и охрана недр: - мониторинг геологической среды; - охрана подземных вод от загрязнения. 4. Государственное геологическое информационное обеспечение. 5. Информационное сопровождение Программы |
|||||||||||
8. Сроки и этапы реализации Программы |
2011-2015 годы, в один этап |
|||||||||||
9. Объемы и источники финансирования |
|
|||||||||||
Год |
Всего тыс. руб. |
в том числе по источникам финансирования: |
||||||||||
федеральный бюджет |
областной бюджет |
внебюджетные средства (средства недропользователей) |
||||||||||
Всего |
226090,0 |
78500,0 |
74090,0 |
73500,0 |
||||||||
в том числе: | ||||||||||||
2011 |
44919,6 |
18500,0 |
12719,6 |
13700,0 |
||||||||
2012 |
47919,6 |
21000,0 |
12719,6 |
14200,0 |
||||||||
2013 |
46380,8 |
15500,0 |
16180,8 |
14700,0 |
||||||||
2014 |
43930,0 |
12500,0 |
16230,0 |
15200,0 |
||||||||
2015 |
42940,0 |
11000,0 |
16240,0 |
15700,0 |
||||||||
10. Ожидаемые результаты |
За период реализации Программы (2011-2015 гг.) планируется: - выявить, предварительно оценить и разведать привлекательные для промышленного освоения месторождения и перспективные участки строительных материалов с суммарными запасами (категории С1+С2) и прогнозными ресурсами (категории Р1) в объеме более 420 млн. м3 ценностью не менее 4,0 млрд. руб., при этом один рубль, вложенный в воспроизводство минерально-сырьевой базы строительных материалов, обеспечит выявление минерального сырья стоимостью около 50 рублей; - выявить месторождения и перспективные водоносные горизонты с эксплуатационными запасами питьевых подземных вод в количестве 76,5-78,5 тыс. м3 /сут.; - оценить эксплуатационные запасы минеральных подземных вод для промышленного розлива по категории С2; - довести удельный вес муниципальных образований, охваченных мероприятиями по предотвращению загрязнения и истощения основных водоносных горизонтов, являющихся источниками централизованного водоснабжения, путем проведения ликвидационного тампонажа бесхозных скважин, до 84% |
|||||||||||
11. Организация управления Программой и контроль за ходом ее выполнения |
Организация управления Программой и контроль за ходом ее выполнения осуществляются в соответствии с постановлением Правительства Калужской области от 30.11.2007 N 315 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств областного бюджета, их формирования и реализации и Порядка проведения и критериев оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств областного бюджета" (в ред. постановления Правительства Калужской области от 31.03.2009 N 111) |
1. Содержание проблемы
и необходимость ее решения программным методом
Социально-экономическое развитие Калужской области зависит от многих факторов, в том числе и от уровня достижения прогнозируемых показателей областных целевых программ, таких как "Доступное жилье в Калужской области на 2006-2010 годы", "Развитие строительного комплекса в Калужской области на 2008-2012 годы", "Экология и природные ресурсы Калужской области (2003-2010 годы)", по своей сути, направленных на решение задач приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". Задачи этих программ невозможно решить без подготовленной для освоения минерально-сырьевой базы, представленной строительными материалами.
Достижение целей, обозначенных программой развития строительного комплекса, обуславливает необходимость корректировки подхода и стратегии развития минерально-сырьевых ресурсов Калужской области, основа которых должна быть ориентирована на резкое наращивание объемов производства строительных материалов, в первую очередь нерудных, востребованных в Калужской области в наибольших объемах. Основными видами минерального строительного сырья в Калужской области являются строительные пески, ПГС и строительные известняки, объем добычи которых в 2009 году составил 6,5 млн. м3, что к уровню 2003 года составляет 154%. Анализ деятельности горнодобывающих предприятий, осуществляющих разработку месторождений строительных материалов, свидетельствует о том, что такая динамика в ближайшей перспективе будет сохраняться. Об этом свидетельствуют инвестиции в горнодобывающее и перерабатывающее производство, которые за 2006-2008 гг. составили - 2,2 млрд. рублей, то есть 705,0 млн. рублей в год. В 2009 году инвестиции составили более 500 млн. рублей.
Анализ реализации подпрограммы "Минерально-сырьевые ресурсы" областной целевой программы "Экология и природные ресурсы Калужской области (2003-2010 гг.)" свидетельствует о том, что подпрограмма выполнялась с определенными отставаниями, связанными исключительно с объемами финансирования.
За период с 2003 по 2009 год включительно финансирование составило 267,9 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета - 130,3 млн. рублей, из областного - 71,5 млн. рублей, внебюджетных источников (средств недропользователей) - 66,1 млн. рублей.
За 7 лет реализации программных мероприятий переоценены и выявлены новые месторождения и перспективные участки с оцененными запасами и прогнозными ресурсами строительных материалов в объеме 405,6 млн. м3, а также ряд нетрадиционных для Калужской области месторождений, в том числе:
- 17 месторождений торфа и сапропеля, перспективных в качестве лечебных грязей, с оцененными прогнозными ресурсами - 18,2 млн. м3;
- 11 месторождений облицовочного камня с ресурсами 148,0 млн. т;
- вивианитового и известкового торфа - 1 млн. т;
- стекольных песков в Думиничском (138,0 млн. т) и Хвастовичском (45,0 млн. т) районах Калужской области;
- фосфоритов в Хвастовичском и Жиздринском районах Калужской области - 57,0 млн. т;
- тугоплавких глин в Думиничском, Сухиничском и Ульяновском районах Калужской области - 185,9 млн. т;
- цементного сырья в Сухиничском и Ферзиковском районах Калужской области - 128,4 млн. т.
Валовая стоимость оцененных твердых полезных ископаемых за этот период составила более 5,6 млрд. рублей, стоимостная отдача - около 90 рублей на 1 рубль произведенных затрат, что в 4 раза превысило аналогичный показатель по ЦФО (20,8 рублей).
Кроме того, получен прирост эксплуатационных запасов пресных подземных вод в количестве 153,6 тыс. м3/сут., в том числе предварительно оцененных экологически чистых питьевых для промышленного розлива, сосредоточенных в 7 районах области, - 10,2 тыс. м3/сут.
Эффективность проведенных геологоразведочных работ дополнили налоги и платежи за пользование недрами: за 7 лет они составили более 1,0 млрд. рублей или 279% от прогнозируемых, в областной бюджет поступило 334,3 млн. рублей.
На 1 января 2010 года по результатам геологоразведочных работ на территории области выявлено, разведано и подготовлено для промышленного освоения более 550 месторождений твердых полезных ископаемых по 19 видам минерального сырья, 130 месторождений пресных подземных вод и 13 месторождений минеральных подземных вод.
По направлениям использования минерально-сырьевая база области подразделяется на топливно-энергетические ресурсы, строительные материалы, горнотехническое и агрохимическое сырье, хозпитьевые и лечебные подземные воды (приложение N 1).
Порайонное состояние разведанных и находящихся в распределенном фонде месторождений полезных ископаемых, а также участков, перспективных для лицензирования, приведены в приложениях N 2 - 5.
По степени освоения разведанные месторождения условно можно разделить на 3 группы.
К первой группе относятся месторождения общераспространенных полезных ископаемых по 8 видам строительного минерального сырья (356 месторождений), интенсивно разрабатываемые в настоящее время (93 месторождения или 26,2% от их общего количества). Разрабатываются в основном месторождения строительных песков, ПГС кирпичных суглинков и известняков (87 месторождений).
Вторая группа месторождений представлена необщераспространенными полезными ископаемыми (196 месторождений), включающими топливно-энергетические ресурсы (150 месторождений), горно-техническое (42 месторождения) и агрохимическое сырье (4 месторождения). Месторождения этой группы при распределенном фонде 8 месторождений (4,1%) практически не разрабатываются. Годовой объем добычи полезных ископаемых по 2 месторождениям этой группы не превышает первую сотню тыс. т (огнеупорные глины - 0,11 млн. т, стекольные пески - 0,02 млн. т).
Особое положение из разведанных месторождений занимает 3-я группа, представленная 143 месторождениями подземных вод, в том числе пресными - 130 и минеральными водами - 13.
Анализ реального состояния и использования минерально-сырьевой базы строительных материалов свидетельствует о том, что разведанные месторождения и сосредоточенные в них запасы в пространственном отношении на территории области распределены весьма неравномерно. Так, в связи с незначительными разведанными запасами или полным их отсутствием дефицит в строительных песках и ПГС испытывают Бабынинский, Барятинский, Жиздринский, Куйбышевский, Мещовский, Мосальский, Людиновский, Перемышльский, Сухиничский, Ульяновский, Ферзиковский, Юхновский районы, а в строительных известняках - Барятинский, Боровский, Жиздринский, Износковский, Куйбышевский, Людиновский, Малоярославецкий, Медынский, Мосальский, Спас-Деменский, Хвастовичский, Юхновский и Кировский районы.
Кроме того, угроза стабильности минерально-сырьевого обеспечения определена близостью сроков исчерпания рентабельных эксплуатируемых запасов месторождений, на базе которых уже создана добычная инфраструктура. Уровень угроз может быть снижен при освоении рентабельных, но не эксплуатируемых запасов путем вовлечения в эксплуатацию наиболее ликвидной части нераспределенного фонда. Однако фонд таких резервных месторождений, с реальными для отработки запасами более 2,5 млн. м3, весьма ограничен и представлен 25 месторождениями, в том числе 8 месторождениями строительных песков, расположенными в 4 районах, 3 месторождениями ПГС в 3 районах, 13 месторождениями строительных известняков - в 7 районах (приложение N 6).
Остальные, не разрабатываемые (резервные), месторождения, в том числе и с запасами менее 2,5 млн. м3, застроены или расположены на значительном расстоянии от существующих инфраструктур, что влечет за собой, в связи с увеличением транспортных расходов, высокую себестоимость добычи и низкую конкурентоспособность сырья в условиях рыночной экономики, исключающих их рентабельную разработку. Эта проблема "замороженных" месторождений характерна как для Калужской области, так и для остальных регионов Российской Федерации.
Другим весьма важным фактором, не позволяющим вовлекать в разработку перспективные месторождения, находящиеся в резерве, и эффективно использовать запасы распределенного фонда, является практически нерешаемый земельный вопрос, когда подготовленные для промышленного освоения месторождения расположены в границах земель, находящихся в частной собственности, и их собственник не заинтересован в их освоении. Так, одно из самых крупных в области, разрабатываемое Мостовское месторождение строительных песков в г. Калуге (остаток запасов около 40,0 млн. м3), в ближайшие 2-3 года по этой причине будет законсервировано, или Которьское месторождение строительных известняков в Думиничском районе (запасы более 60,0 млн. м3), на базе которого планировалась организация цементного производства, до настоящего времени не может быть вовлечено в разработку.
Состояние резервных месторождений строительных материалов свидетельствует о том, что их количество и объем запасов недостаточны для перспективного развития строительной индустрии. При устойчивых объемах добычи минерального сырья (в среднем по месторождению 300-500 тыс. м3 в год) наиболее привлекательные из них будут полностью освоены в ближайшие 5-10 лет, а отсутствие таковых может явиться ограничением развития как строительной индустрии, так и социально-экономического развития области в целом.
Во избежание развития подобного сценария, недопущения деградации минерально-сырьевой базы, особенно в части строительных материалов, играющих главенствующую роль в масштабах Калужской области, государственная политика в сфере недропользования должна быть ориентирована на соблюдение баланса пространственной локализации ресурсов, на прирост запасов полезных ископаемых и их добычи, на формирование фонда резервных месторождений (фонд минерально-сырьевых ресурсов для будущих поколений).
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, одним из приоритетов социальной и экономической политики на первом этапе (2008 - 2012 годы) является повышение обеспеченности населения качественной питьевой водой.
От потребления населением качественной питьевой воды напрямую зависит здоровье и продолжительность жизни населения.
В настоящее время проблема обеспечения населения качественной питьевой водой рассматривается как одна из главных составляющих, влияющих на безопасность страны. Существующий дефицит пресной воды питьевого качества позволяет считать ее важнейшим природным ресурсом. По прогнозам, к 2025 году недостаток качественной питьевой воды будет настолько велик, что именно вода, обладающая высокой степенью ликвидности, а не нефть станет основным ресурсом государства.
Ресурсный потенциал пресных подземных вод области оценивается в 4491,6 тыс. м3/сут., что соответствует 4,38 м3/сут. на одного человека. Потребность в воде питьевого качества на ближайшую перспективу составляет 425,9 тыс. м3/сут., в том числе для городского населения - 335,7 тыс. м3/сут., сельского населения - 90,2 тыс. м3/сут., то есть прогнозные ресурсы подземных вод значительно превышают потребности области.
Эксплуатационные запасы пресных подземных вод, предназначенные для хозяйственного питьевого водоснабжения населения и обеспечения водой объектов промышленности, сельского хозяйства и социальной сферы, сосредоточены на 130 разведанных месторождениях, из которых 76 находятся в эксплуатации. Общее количество разведанных эксплуатационных запасов пресных вод для хозяйственно-питьевого и производственно-технического водоснабжения составляет 1263,42 тыс. м3/сут.
Распределение эксплуатационных запасов подземных вод как по водоносным горизонтам, так и по территории области крайне неравномерное. Наиболее обеспечены запасами подземных вод северная (г. Балабаново, г. Боровск, г. Обнинск, г. Малоярославец, пос. Детчино), северо-восточная (г. Кременки, г. Таруса) и центральная (г. Калуга, пос. Воротынск) части области, наименее - южная.
Большая часть добываемых подземных вод (60%) используется для хозяйственно-питьевого водоснабжения (из них лишь 6% для сельского населения), 16% - для производственно-технического водоснабжения, 2% - для нужд сельского хозяйства, 2% - для прочих нужд; 11% передаются в Московскую и Тульскую области.
Несмотря на значительное количество разведанных и учтенных в государственном балансе месторождений подземных вод, актуальной проблемой остается обеспечение населения качественной питьевой водой. Режимы эксплуатации пресных подземных вод для хозяйственного водоснабжения в большинстве районов вышли из-под контроля, а разведанным запасам на урбанизированных территориях угрожает техногенное загрязнение в связи с незащищенностью гидрогеологических скважин.
Усиливают проблему обеспечения населения качественной питьевой водой природные факторы. Калужская область входит в провинцию железосодержащих подземных вод с концентрацией общего железа до 10 мг/л (в большинстве случаев 1-3 мг/л).
Сопутствующий железу марганец содержится в воде основных эксплуатируемых водоносных горизонтов до 1,8 мг/л (в среднем 0,2-0,4 мг/л) при предельно допустимой концентрации (ПДК) - 0,1 мг/л.
При ПДК до 7 мг/л повышенное содержание природного стронция отмечается в Хвастовичском, Ульяновском, Жиздринском и Думиничском районах, где оно составляет 10-25 мг/л, в Кировском районе (Шайковка) максимальное - 52 мг/л, Козельском - 15-25 мг/л, в Боровском (г. Ермолино, дер. Вашутино), Жуковском (пос. Тарутино, г. Белоусово) и г. Обнинск - до 42 мг/л.
По данным Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора), в Калужской области качественную питьевую воду получают 80,6 % городского и 33,2 % сельского населения при колебаниях по районам от 3,6 до 85,7 %. Из 618 обследованных сельских населенных пунктов с численностью проживающих более 1000 человек (всего 1255) доброкачественной питьевой водой, отвечающей требованиям санитарного законодательства, обеспечены только 345 или 55,8 %.
Из 29 городов и поселков городского типа только 50% обеспечено питьевой водой нормативного качества, а по сельским населенным пунктам, имеющим централизованное водоснабжение, только 31%. Из 25 муниципальных образований наиболее благополучными являются Людиновский, Перемышльский и Жуковский районы. Современный водоотбор для сельского хозяйства области составляет 24,0 тыс. м3/сут., что соответствует удельному водопотреблению от 45 до 155 л/сут. на 1 человека. С учетом роста населения и строительства объектов АПК в перспективе до 2015 года суммарный дефицит воды составит 26,7 тыс. м3/сут., изменяясь по районам от 0,1 до 3,3 тыс. м3/сут.
Используя такие общеизвестные показатели, как удельное водопотребление, дефицит питьевой воды и гидрогеологическая изученность, на территории области можно выделить 3 района, рассматриваемых в качестве перспективных потребителей воды: Износковский, Спас-Деменский и Ферзиковский.
По результатам обследований, проведенных в 2003-2005 гг. в рамках реализации мероприятий подпрограммы "Минерально-сырьевые ресурсы" областной целевой программы "Экология и природные ресурсы Калужской области (2003-2010 гг.)", на территории области выявлено 603 бесхозные скважины. На настоящий момент произведен ликвидационный тампонаж 139 скважин или 23% от выявленных. Оставшиеся 464 скважины продолжают оставаться потенциальными источниками заражения и истощения водоносных горизонтов, являющихся источниками централизованного водоснабжения населения питьевой водой.
Постановлением Законодательного Собрания Калужской области от 28.10.1999 N 727 была утверждена областная целевая программа "Обеспечение населения Калужской области питьевой водой", мероприятия которой до 2003 года реализованы не более чем на 10%. В дальнейшем мероприятия по строительству и реконструкции систем водоснабжения сельских населенных пунктов планировалось финансировать в рамках областной целевой программы "Социальное развитие села Калужской области до 2012 года", утвержденной Законом Калужской области.
Мероприятия, направленные на геологическое изучение, ориентированное на выявление новых водоносных горизонтов с оценкой эксплуатационных запасов подземных вод, в указанной областной целевой программе не были предусмотрены. В этой связи проблемы, связанные с обеспечением крупных населенных пунктов питьевой водой, решались только в рамках подпрограммы "Минерально-сырьевые ресурсы" областной целевой программы "Экология и природные ресурсы Калужской области", срок действия которой истекает в 2010 году.
Таким образом, улучшение количественных и качественных показателей месторождений строительных материалов, подземных пресных и минеральных вод возможно только при условии проведения системных геологоразведочных работ, ориентированных на выявление новых месторождений и перспективных участков с оценкой запасов и локализацией прогнозных ресурсов в количествах, обеспечивающих их привлекательность для последующего лицензирования объектов недропользования в целях их доизучения (разведки) и освоения.
Реализация мероприятий по геологическому изучению недр и воспроизводству минерально-сырьевой базы с применением программных методов позволит обеспечить потребности промышленности и сельского хозяйства в минеральном сырье, а население области в подземных питьевых водах нормативного качества, что будет способствовать экономическому росту и социальному развитию Калужской области.
2. Основные цели и задачи Программы
Основной целью данной Программы является обеспечение сбалансированного развития и использования минерально-сырьевой базы для удовлетворения текущих и перспективных потребностей экономики области в минерально-сырьевых ресурсах и подземных водах нормативного качества.
Для достижения данной цели предусматривается решение следующих задач:
- удовлетворение потребностей отраслей экономики (дорожного хозяйства, строительного и агропромышленного комплексов, здравоохранения) в минеральном сырье и населения области в питьевой воде нормативного качества;
- воспроизводство минерально-сырьевых ресурсов в объемах, обеспечивающих компенсацию их потребления добывающими предприятиями, и учитывающих прогноз социально-экономического развития Калужской области;
- организация рационального и комплексного использования недр;
- охрана подземных вод от истощения и загрязнения;
- обеспечение органов государственной власти и муниципальных образований информацией об оценке и прогнозе состояния подземных вод и экзогенных геологических процессов.
Решение указанных задач в пределах обозначенного временного горизонта планирования с учетом прогнозируемых параметров расходов бюджетов различных уровней будет достигаться путем концентрации финансовых и иных ресурсов на приоритетных направлениях по воспроизводству минерально-сырьевой базы Калужской области, обеспечивающему наибольший социально-экономический эффект.
Целевые индикаторы и показатели Программы приведены в таблице.
За период реализации Программы (2011-2015 гг.) планируется:
- выявить не менее 30 привлекательных для промышленного освоения месторождений и перспективных участков строительных песков, песчано-гравийных смесей и строительных известняков с предварительно оцененными запасами и ресурсами 150-200,0 млн. м3;
- выявить и оценить запасы и прогнозные ресурсы строительных песков и песчано-гравийных смесей, в остронуждающихся районах Калужской области (Перемышльский, Ферзиковский и Куйбышевский) в количестве не менее 60 млн. м3;
- выявить и оценить запасы и прогнозные ресурсы строительных известняков в остронуждающихся районах Калужской области (Людиновский, Кировский) в количестве 85 млн. м3;
- подготовить для промышленного освоения инвестиционно-привлекательные месторождения строительных материалов с запасами 125-140 млн. м3;
- выявить горизонты подземных вод питьевого качества с эксплуатационными запасами категорий С1+С2 - 60,0 тыс. м3/сут. для обеспечения хозяйственно-питьевого водоснабжения новых районов г. Обнинска Калужской области;
- уточнить реальные запасы строительных материалов по привлекательным месторождениям с учетом селитебного и промышленного освоения на территории Калужской области;
- выявить и оценить эксплуатационные запасы подземных вод питьевого качества для строительства водозаборов сельскохозяйственного назначения в Ферзиковском и Износковском районах Калужской области в количестве 4,0 тыс. м3/сут. и для хозпитьевого водоснабжения населения районного центра пос. Ферзиково Калужской области не менее 2,5 тыс. м3/сут.;
- оценить ресурсный потенциал минеральных подземных вод для промышленного розлива;
- оценить эксплуатационные запасы подземных вод по новым месторождениям и действующим водозаборам в количестве 10-12,0 тыс. м3/сут.
Приоритетность постановки работ по выявлению запасов строительных материалов обусловлена:
- в Куйбышевском районе Калужской области - полным отсутствием на территории строительных материалов, в частности песков и песчано-гравийных смесей, что препятствует минимизации затрат при строительстве и ремонте дорожных покрытий;
- в Перемышльском и Ферзиковском районах Калужской области - отсутствием данного вида минерального сырья, необходимого как для развития самих районов с учетом обеспечения минерально-сырьевыми ресурсами потребностей, которые в ближайшие годы возникнут в связи с реализацией на их территориях инвестиционных проектов (предприятия по производству цемента на территории Ферзиковского района и др.), так и для реализации крупных инвестиционных проектов в областном центре, в том числе по строительству микрорайона "Правгород", который может испытывать дефицит в данном виде минерального сырья в связи со значительным расширением объемов жилищного строительства и транспортной инфраструктуры:
- в Людиновском и Кировском районах Калужской области - полным отсутствием на их территориях строительных известняков, что ведет к удорожанию реализации проектов по строительству и капитальному ремонту автодорог, так как щебень, являющийся одним из основных компонентов дорожного покрытия, завозится из центральных и восточных районов области.
Выбор районов для постановки работ по выявлению эксплуатационных запасов пресных подземных вод определен исходя из:
- отсутствия на территории Износковского района Калужской области разведанных запасов подземных вод питьевого качества;
- объективной оценки потребности сельского населения Ферзиковского района Калужской области в питьевой воде в 2015 году с учетом роста населения и строительства объектов АПК, определенной в ходе проведения работ по объекту "Создание карты гидрогеологического районирования масштаба 1:200000 по условиям сельскохозяйственного водоснабжения для обоснования постановки поисково-оценочных работ на подземные воды на территории Калужской области" в 2007 году в рамках реализации мероприятий областной целевой программы "Экология и природные ресурсы Калужской области (2003-2010 годы)";
- необходимости поисков новых участков подземных вод в ближайших окрестностях пос. Ферзиково Калужской области из-за низкой водообильности эксплуатируемых в настоящее время водоносных горизонтов, а также невозможности создания зон санитарной охраны водозаборных сооружений в границах поселка.
3. Сроки реализации Программы
Срок реализации Программы рассчитан на период 2011-2015 годов.
4. Система основных мероприятий Программы
Решение задач Программы будет обеспечено путем реализации комплекса мероприятий (геологоразведочных работ), взаимосвязанных и скоординированных по времени, ресурсам и ожидаемым результатам.
Мероприятия Программы разработаны с учетом приоритетных направлений Стратегии социально-экономического развития Калужской области до 2030 года, одобренной постановлением Правительства Калужской области от 29.06.2009 N 250, увязаны с мероприятиями, предусмотренными долгосрочной целевой программой "Совершенствование и развитие сети автомобильных дорог Калужской области на период 2010-2017 годов и на перспективу до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Калужской области от 14.09.2009 N 371, и областной целевой программой "Развитие строительного комплекса в Калужской области на 2008-2012 годы", утвержденной Законом Калужской области.
Программа включает следующие разделы и мероприятия:
1. По разделу "Гидрогеологические, инженерно-геологические и геоэкологические съемки" предусмотрено 1 мероприятие - гидрогеологическое и инженерно-геологическое доизучение масштаба 1:200 000 листа N-37-VII (Обнинск), выполняемое за счет средств федерального бюджета.
Результатом работ будут являться следующие материалы:
- государственные гидрогеологическая и инженерно-геологическая карты масштаба 1:200 000;
- схемы гидрогеологической и инженерно-геологической стратификации разреза на площади листа N-37-VII и корреляционные разрезы;
- карты защищенности грунтовых и основных водоносных горизонтов от загрязнения масштаба 1:200 000;
- карты использования и качественного состава питьевых вод;
- рекомендации по рациональному использованию и охране подземных вод, по оптимизации и ведению мониторинга подземных вод.
2. По разделу "Воспроизводство минерально-сырьевой базы" предусматривается проведение 16 мероприятий, в том числе:
2.1. По подразделу "Топливно-энергетические ресурсы" - 1 мероприятие за счет средств федерального бюджета:
актуализация угольной базы в Центральном федеральном округе и организация мониторинга с целью вовлечения в отработку участков недр при использовании новейших технологий переработки и сжигания бурого угля (Калужская область).
Ожидаемые результаты работ:
- проведение анализа и обобщение материалов по буроугольным месторождениям с целью корректировки баланса их запасов с учетом существующего селитебного и промышленного освоения с целью получения достоверных сведений о реальных запасах угля;
- выделение наиболее реальных для отработки объектов в существующих условиях;
- составление уточненной карты буроугольных месторождений реальных масштаба 1:500000.
2.2. По подразделу "Неметаллы" - 8 мероприятий, из них:
1) за счет средств областного бюджета - 7:
- обобщение геолого-геофизических материалов с целью реальной оценки минерально-сырьевых ресурсов Калужской области и перспективы их использования (твердые полезные ископаемые);
- поисково-оценочные работы на строительные пески и песчано-гравийные смеси в Куйбышевском районе Калужской области (переходящий объект);
- поисково-оценочные работы на строительные пески и песчано-гравийные смеси в Перемышльском районе Калужской области;
- поисково-оценочные работы на строительные пески и песчано-гравийные смеси в Ферзиковском районе Калужской области;
- поисково-оценочные работы на строительные известняки в Людиновском районе Калужской области (переходящий объект);
- поисково-оценочные работы на строительные известняки в Кировском районе Калужской области;
- актуализация баланса запасов месторождений строительных материалов с учетом существующего селитебного и промышленного освоения территории Калужской области.
Ожидаемые результаты работ:
- расширение минерально-сырьевой базы строительных материалов (пески, песчано-гравийные смеси, известняки) на основе переинтерпретации геолого-геофизических материалов с выделением первоочередных объектов для лицензирования с локализацией предварительно оцененных запасов и ресурсов, не менее 150,0 - 200,0 млн. м3;
- выявление месторождений и перспективных участков с оценкой запасов категории С2 и прогнозных ресурсов категории Р1 песков и песчано-гравийных смесей в количестве не менее 60 млн. м3, известняков - не менее 85 млн. м3, обеспечивающих потребности строительного комплекса районов Калужской области на среднесрочную перспективу;
- установление по состоянию на 1 января 2016 года уточненных сведений о реальных для промышленного освоения запасах строительных песков, песчано-гравийных смесей, строительных известняков, керамзитовых глин и кирпичных суглинков; составление уточненных карт масштаба 1:500000 эксплуатируемых и основных резервных месторождений с запасами минерального сырья более 0,5 млн. м3. Корректировка государственного баланса запасов и их утверждение.
2) за счет внебюджетных источников (средств недропользователей) - 1 мероприятие:
- разведка и ревизия инвестиционно-привлекательных месторождений строительных материалов на территории Калужской области.
Ожидаемые результаты работ:
- оценка и подсчет запасов строительных материалов, реальных для их рентабельной отработки, в объеме 125-140 млн. м3.
2.3. По подразделу "Подземные воды" - 7 мероприятий, из них:
1) за счет средств федерального бюджета - 2 мероприятия:
- оценка ресурсного потенциала минеральных подземных вод для их промышленного розлива на перспективных участках, с целью создания лицензионного фонда инвестиционно-привлекательных участков недр Калужской области;
- поисково-оценочные работы для обеспечения хозяйственно-питьевого водоснабжения новых районов г. Обнинска Калужской области.
Ожидаемые результаты работ:
- выявление месторождений (участков) минеральных подземных вод, перспективных для дальнейшей постановки оценочных работ;
- оконтуровка горизонтов подземных вод питьевого качества, перспективных для строительства водозаборов в новых районах г. Обнинска с оценкой запасов питьевых вод по категориям С1+С2 в количестве не менее 60 тыс. м3/сут.;
2) за счет средств областного бюджета - 3 мероприятия:
- поисково-оценочные работы для обеспечения хозяйственно-питьевого водоснабжения районного центра пос. Ферзиково Калужской области (переходящий объект);
- поисково-оценочные работы для перспективного водоснабжения подземными водами питьевого качества сельского населения в Ферзиковском районе Калужской области;
- поисково-оценочные работы для перспективного водоснабжения подземными водами питьевого качества сельского населения в Износковском районе Калужской области.
Ожидаемые результаты работ:
- оценка эксплуатационных запасов пресных подземных вод в количествах, обеспечивающих потребность населения и объектов сельскохозяйственного назначения в Износковском и Ферзиковском районах Калужской области (не менее 6,5 тыс. м3/сут.);
3) за счет внебюджетных источников (средств недропользователей) - 2 мероприятия:
- разведка месторождений подземных вод питьевого качества в Калужской области;
- оценка эксплуатационных запасов подземных вод по действующим водозаборам Калужской области.
Ожидаемые результаты работ:
- оценка эксплуатационных запасов подземных вод по новым месторождениям в количестве 4-5,0 тыс. м3/сут., по действующим водозаборам - утверждение запасов подземных вод в количестве 6-7 тыс. м3/сут. по категории В.
3. По разделу "Мониторинг геологической среды и охрана недр" предусматривается проведение 3 мероприятий, из них:
3.1. По подразделу "Мониторинг геологической среды" - 1 мероприятие за счет совместного финансирования из средств федерального и областного бюджетов:
- ведение государственного мониторинга геологической среды (ГМГС) на территории Калужской области.
Ожидаемые результаты работ:
- оценка и прогноз состояния подземных вод и экзогенных геологических процессов (за счет совместного финансирования из средств федерального и областного бюджетов);
- обеспечение органов государственной власти и муниципальных образований Калужской области информацией об оценке и прогнозе состояния подземных вод и экзогенных геологических процессов.
3.2. По подразделу "Охрана подземных вод от загрязнения" - 2 мероприятия за счет средств областного бюджета:
- ликвидационный тампонаж скважин различного назначения на территории Калужской области (5 этап);
- ликвидационный тампонаж скважин различного назначения на территории Калужской области (6 этап).
Ожидаемые результаты работ:
- обеспечение охраны подземных вод от истощения и загрязнения путем ликвидации бесхозных скважин (5, 6 этапы) в 9 районах Калужской области (2 мероприятия за счет средств областного бюджета).
4. По разделу "Государственное геологическое информационное обеспечение" за счет средств областного бюджета предусматриваются 3 мероприятия:
- геолого-информационное обеспечение лицензирования объектов недропользования на территории Калужской области;
- обоснование постановки геологоразведочных работ, предлагаемых к финансированию за счет средств федерального бюджета на территории Калужской области (переходящий объект);
- актуализация существующих и составление новых порайонных геолого-экономических карт масштаба 1:100 000 Калужской области.
Ожидаемые результаты работ:
- обеспечение процесса лицензирования пользования недрами на территории Калужской области;
- привлечение средств федерального бюджета на решение задач, связанных с геологическим изучением воспроизводства сырьевого потенциала Калужской области;
- обеспечение органов государственной власти и муниципальных образований Калужской области информацией о состоянии и использовании минерально-сырьевой базы Калужской области.
5. По разделу "Информационное сопровождение Программы" предусматривается 4 мероприятия за счет средств областного бюджета, направленные на проведение информационной кампании о необходимости рационального использования минерально-сырьевых ресурсов Калужской области, в том числе:
- организация и проведение тематических телевизионных, радиовещательных передач, организация круглых столов, публикация в средствах печати информации о рациональном и комплексном использовании недр Калужской области;
- организация и проведение областных конференций, семинаров, совещаний по вопросам недропользования;
- организация и проведение ежегодных областных конкурсов "Лучший недропользователь Калужской области";
- организация и проведение выставки "Недра Калужской области". Планируемые программные мероприятия приведены в приложении N 7 к Программе.
5. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование мероприятий по Программе планируется осуществить за счет средств федерального и областного бюджетов, а также привлеченных внебюджетных источников (средств недропользователей).
Потребность финансирования на весь период реализации Программы по 27 планируемым мероприятиям оценивается в 226090 тыс. рублей, в том числе:
- по 5 мероприятиям из федерального бюджета - 78500 тыс. рублей или 34,7% от общего объема финансирования;
- по 19 из областного бюджета - 74090 тыс. рублей или 32,8%, в том числе по одному мероприятию предусматривается совмещенное финансирование из федерального и областного бюджетов;
- по 3 из внебюджетных источников (средств недропользователей) - 73500 тыс. руб. или 32,5%.
Источники финансирования по годам распределяются следующим образом:
тыс. руб.
Год |
Всего |
в том числе: |
||
Федеральный бюджет* |
Областной бюджет** |
Внебюджетные средства (средства недропользователей)*** |
||
Всего за 2011-2015 в том числе: |
226090 |
78500 |
74090 |
73500 |
2011 |
44919,6 |
18500,0 |
12719,6 |
13700,0 |
2012 |
47919,6 |
21000,0 |
12719,6 |
14200,0 |
2013 |
46380,8 |
15500,0 |
16180,8 |
14700,0 |
2014 |
43930,0 |
12500,0 |
16230,0 |
15200,0 |
2015 |
42940,0 |
11000,0 |
16240,0 |
15700,0 |
* Финансирование геологоразведочных работ из федерального бюджета планируется осуществлять в рамках долгосрочной государственной программы изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов России 16.07.2008 N 151. Для устойчивого финансирования геологоразведочных работ из средств федерального бюджета министерство природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области ежегодно подготавливает и направляет в Министерство природных ресурсов России соответствующие обоснования по выполнению работ для государственных нужд на территории Калужской области.
** Объемы финансовых средств, направляемые на реализацию Программы из областного бюджета, ежегодно уточняются Законом Калужской области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
*** Объем финансирования (32,5 %), предусматриваемый из внебюджетных источников (средств недропользователей), определен исходя из сложившегося за последние четыре года среднегодового финансирования недропользователями проведения геологоразведочных работ на территории Калужской области и прогнозируемых темпов роста добычи полезных ископаемых горнодобывающими предприятиями
6. Механизм реализации Программы
Реализация Программы осуществляется заказчиком, который на конкурсной основе определяет исполнителя конкретных мероприятий Программы.
Заказчик Программы - министерство природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области обеспечивает качественное проведение намечаемых мероприятий, целевое и эффективное использование средств, выделяемых на реализацию Программы.
Заказчик Программы ежегодно, с учетом реализации программных мероприятий, уточняет объемы средств, необходимых для их финансирования в очередном году, и представляет необходимые материалы в соответствии с действующим Положением о порядке и сроках составления проекта областного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период.
Расходование средств областного бюджета исполнителями мероприятий Программы осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом "О размещении заказов на постановку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Заказчик Программы:
- с учетом выделяемых ежегодно на реализацию Программы средств распределяет их по программным мероприятиям;
- осуществляет отбор поставщиков товаров, исполнителей работ и услуг по каждому программному мероприятию в соответствии с нормами действующего законодательства;
- организует внедрение информационных технологий в целях управления Программой и контроля за ходом ее реализации;
- ежеквартально до 10-го числа месяца и ежегодно до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, направляет в министерство экономического развития Калужской области и министерство финансов Калужской области отчеты о ходе (итогах) выполнения программных мероприятий и эффективности использования средств областного бюджета;
- по итогам реализации Программы уточняет объемы средств, необходимых для финансирования в очередном финансовом году и плановом периоде, и в случае необходимости подготавливает соответствующие изменения в Программу;
- по завершении срока реализации Программы подготавливает и представляет в Правительство Калужской области доклад о ее выполнении.
7. Организация управления Программой
и контроль за ходом ее выполнения
Организация управления Программой и контроль за ходом ее выполнения осуществляются в соответствии с постановлением Правительства Калужской области от 30.11.2007 N 315 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств областного бюджета, их формирования и реализации и Порядка проведения и критериев оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств областного бюджета" (в ред. постановления Правительства Калужской области от 31.03.2009 N 111).
8. Оценка социально-экономической эффективности Программы
Геологоразведочные работы относятся к видам деятельности с отложенным во времени экономическим эффектом. Окончательная и объективная оценка их эффективности определяется на стадии технико-экономического обоснования разработки выявленных и разведанных месторождений.
Ожидаемые результаты, помимо очевидного экономического эффекта в виде поступлений налогов и платежей в бюджет области, окажут позитивное влияние на социально-экономическое развитие области, прежде всего в районах, характеризующихся слаборазвитой инфраструктурой.
Мультипликативный эффект от результатов геологоразведочных работ проявится в увеличении темпов развития строительной индустрии, дорожной сети, создании новых рабочих мест.
Общая результативность реализации программных мероприятий определяется:
- расширением перспективных площадей и выявлением активных прогнозных ресурсов для получения прироста запасов полезных ископаемых;
- расширенным воспроизводством минерально-сырьевой базы, гарантирующим обеспечение экономики области основными видами минерального сырья и подземными водами.
Главный результат реализации программных мероприятий - это компенсация добытых запасов путем их воспроизводства и выявление подземных вод нормативного качества в необходимых объемах.
Экономическая эффективность геологоразведочных работ достаточно высока.
За счет средств областного бюджета и привлечения средств недропользователей на воспроизводство минерально-сырьевой базы в объеме 83640 тыс. рублей будут оценены запасы и прогнозные ресурсы строительных материалов в количестве свыше 420 млн. м3 стоимостью не менее 4,0 млрд. рублей. Таким образом, один рубль, вложенный в геологоразведочные работы, обеспечит выявление минерального сырья ценностью около 50 рублей, что приравнивается к ожидаемым до 2020 года общероссийским показателям.
Кроме того, будут выявлены эксплуатационные запасы подземных вод питьевого качества в количестве 75-80 тыс. м3/сут., необходимые для удовлетворения текущей и перспективной потребности ряда городов и сельских населенных пунктов области.
Прямые поступления в бюджетную систему области от уплаты налогов и платежей, связанных с пользованием недрами, за планируемый период ожидаются в объеме не менее 300 млн. рублей.
Социально-экономическая эффективность геологоразведочных работ определяется прежде всего сохранением и повышением уровня занятости трудоспособного населения. Интенсификация темпов воспроизводства и использования минерально-сырьевой базы, улучшение территориального размещения добывающих предприятий, их обеспечение запасами полезных ископаемых позволит создать 2,5-3 тысячи новых рабочих мест, включая сопутствующее гражданское и промышленное строительство. Ежегодно на освоение новых месторождений прогнозируется привлечение инвестиций в объеме не менее 1 млрд. рублей.
Именно добывающие предприятия могут создать условия для развития инфраструктуры в ряде районов области, имеющих в настоящее время недостаточно развитое промышленное производство.
Экологическая эффективность геологоразведочных работ выразится в снижении уровня загрязнения подземных питьевых вод и предотвращении вредного воздействия на них хозяйственной деятельности и, как следствие, - в снижении риска заболеваний населения инфекционными заболеваниями из-за загрязнения подземных вод. Работы в этом направлении планируется продолжить в 9 районах области путем ликвидации бесхозных скважин, оказывающих негативное влияние на водоносные горизонты, являющиеся источниками централизованного водоснабжения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.