Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства Калужской области
от 3 августа 2009 г. N 309
Долгосрочная программа
"Поддержка одаренных детей Калужской области
и их наставников на 2010-2015 годы"
18 мая, 24 ноября 2010 г., 9 февраля, 16 мая, 18 июля 2011 г., 9 февраля, 20 апреля 2012 г.
Постановлением Правительства Калужской области от 9 февраля 2012 г. N 58 в паспорт настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу с момента подписания названного постановления и распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 г.
Паспорт
долгосрочной целевой программы "Поддержка одаренных детей
Калужской области и их наставников на 2010-2015 годы"
1. Наименование |
"Поддержка одаренных детей Калужской области и их наставников на 2010-2015 годы" (далее - Программа) |
|||||||||
2. Заказчик Программы |
Министерство образования и науки Калужской области |
|||||||||
3. Разработчик Программы |
Министерство образования и науки Калужской области |
|||||||||
4. Дата принятия решения о разработке |
12 января 2009 года План мероприятий по реализации в Калужской области основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 5 ноября 2008 года, утвержденный Губернатором Калужской области |
|||||||||
5. Цель и задачи Программы |
Цель программы - создание условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей. Задачи Программы: 1. Создать механизм адресной поддержки одаренных детей по результатам достижений, грантовой поддержки одаренных детей. 2. Создать механизм адресной поддержки педагогов, работающих с одаренными детьми. 3. Создать службу психологической, методической и информационной помощи родителям. 4. Повысить эффективность работы образовательных учреждений путем внедрения инновационных образовательных программ обучения, переподготовки преподавательского состава. |
|||||||||
6. Целевые индикаторы и показатели |
Целевыми индикаторами и показателями являются: 1. Доля детей, включенных в государственную систему выявления, развития и поддержки одаренных детей, в общей численности школьников Калужской области. 2. Количество одаренных детей школьного возраста - победителей всероссийских конкурсов, соревнований, олимпиад, конференций, чтений, турниров интеллектуальной и творческой направленности. 3. Количество педагогов, внедряющих инновационные технологии, применяемые в работе с одаренными детьми. 4. Количество педагогов, получивших поддержку по результатам участия их воспитанников в олимпиадах, конкурсах, мероприятиях интеллектуальной и творческой направленности регионального и федерального уровней. 5. Количество образовательных учреждений, предоставляющих услугу по работе с одаренными детьми. 6. Количество подготовленных методических пособий, сборников, информационных буклетов, видеоматериалов. |
|||||||||
7. Сроки и этапы реализации |
Срок реализации программы: 2010-2015 гг. |
|||||||||
8. Перечень основных мероприятий |
Мероприятия Программы включают в себя: 1. Создание социально-образовательных условий, гарантирующих реализацию творческого потенциала детей области на основе свободного выбора образовательных программ. Действия в этом направлении должны включать раннее распознавание способностей ребенка для создания ему оптимальных условий обучения и развития. 2. Поддержка деятельности одаренных детей, преподавателей и образовательных учреждений, работающих с одаренными детьми, оказание информационной, психологической и методической помощи родителям. |
|||||||||
9. Объемы финансирования |
Источники финансирования |
Объемы финансирования (в тыс. рублей) |
Всего |
|||||||
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
|||||
Областной бюджет |
5948,65 |
3221,65 |
2955,0 |
12138,0 |
12573,0 |
12433,0 |
58393,3 |
|||
10. Ожидаемые результаты |
Реализация мероприятий Программы позволит: - сформировать механизм выявления и поддержки одаренных детей; - оказать адресную поддержку одаренным детям по результатам достижений, грантовую поддержку; - повысить эффективность работы учреждений путем внедрения инновационных образовательных программ обучения, переподготовки преподавательского состава, работающего с одаренными детьми; - обеспечить рост инвестиционной привлекательности региона за счет увеличения количества детей - лауреатов международных и всероссийских конкурсов, фестивалей и олимпиад; - обеспечить ежегодную выплату денежных вознаграждений одаренным детям за успехи в области образовательной деятельности; - обеспечить ежегодную поддержку участия одаренных детей во всероссийских, международных конкурсах, фестивалях и олимпиадах; - обеспечить ежегодную поддержку повышения квалификации преподавателей, работающих с одаренными детьми; - обеспечить ежегодную финансовую поддержку преподавателей по результатам достижений учащихся (участия учеников в конкурсах и фестивалях); - обеспечить ежегодное проведение мастер-классов для учащихся и преподавателей; - создать банк данных одаренных детей региона; - создать систему широкого освещения проблем и направлений работы с одаренными детьми, в том числе в средствах массовой информации. |
|||||||||
11. Система организации контроля за исполнением |
Контроль за реализацией Программы осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Калужской области от 30.11.2007 N 315 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств областного бюджета, их формирования и реализации и Порядка проведения и критериев оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств областного бюджета" (в ред. постановления Правительства Калужской области от 31.03.2009 N 111). |
1. Содержание проблемы
и необходимость ее решения программным методом
Законодательством Российской Федерации регламентируются направления развития системы образования по поиску и поддержке одаренных детей, предусматривается реализация системы мер по созданию благоприятных условий для их развития и обучения. Процесс выявления, обучения и развития одаренных и талантливых детей составляет одну из важнейших задач современного образования.
Актуальность работы с одаренными детьми определяется несколькими обстоятельствами: осознанием обществом человеческого потенциала как важнейшей предпосылки и основного ресурса своего развития; ускорением динамики жизни, увеличением информационной и эмоциональной нагрузок на человека, множеством проблем, решение которых требует огромных интеллектуальных усилий; требованиями социума к профессиональной деятельности личности, которая должна быть творческой, активной, социально ответственной, с развитым интеллектом, высоко образованной. Особое место в деле формирования такой личности занимает психолого-педагогическая работа с одаренными детьми.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, обозначены приоритетные направления государственной политики, направленные на улучшение положения обучающихся и педагогов.
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 5 ноября 2008 года провозглашена образовательная инициатива "Наша новая школа", одним из ключевых направлений которой является система поддержки талантливых детей. В данном направлении определена задача, смысл которой заключается в предоставлении одаренному ребенку возможности раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Для решения этой задачи должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности.
Проблемы детской одаренности и ее развития решаются на разных уровнях. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2007 N 172 утверждена федеральная целевая программа "Дети России" на 2007-2010 годы, составной частью которой является подпрограмма "Одаренные дети". Указанная подпрограмма предусматривает реализацию системы мер по созданию благоприятных условий для развития и обучения одаренных детей, что позволит им самореализоваться и использовать творческие возможности и уникальные результаты собственной деятельности.
В Калужской области функционирует 406 муниципальных общеобразовательных учреждений, в которых обучается около 83 тысяч детей. Среди общеобразовательных учреждений области можно выделить учреждения, реализующие общеобразовательные программы повышенного уровня сложности: 6 лицеев, 5 гимназий. 7 школ с углубленным изучением отдельных предметов.
Кроме того, в области развита сеть детских музыкальных школ, школ искусств, хоровых и художественных школ, детских юношеских спортивных школ, являющихся базовыми, которые не только выполняют функции образования и воспитания детей, но и обеспечивают возможность выявления таланта и одаренности, а также создания условий для их профессионального становления.
Ежегодно около 10 тысяч детей области принимают участие в региональных конкурсах, олимпиадах и фестивалях, из них около 200 человек являются победителями и призерами всероссийских и международных конкурсов, получают премии по поддержке талантливой молодежи в рамках приоритетного национального проекта "Образование". Однако для Калужской области с ее инвестиционным потенциалом этого недостаточно.
В рамках областной целевой программы "Комплексная программа развития системы образования Калужской области в 2006-2010 гг.", утвержденной Законом Калужской области от 27.06.2005 N 91-ОЗ. осуществляются мероприятия по выявлению одаренных детей во время их участия в конкурсах, конференциях, чтениях, олимпиадах и иных мероприятиях. На региональном уровне создан механизм поиска неординарно мыслящих учащихся в области предметных и надпредметных знаний, одаренных детей в области спорта, культуры и искусства. Расширилась сеть учреждений дополнительного образования, участвующих в творческих проектах с привлечением большего числа участников.
В настоящее время из 478 образовательных учреждений Калужской области 103 образовательных учреждения предоставляют услугу по работе с одаренными детьми. В 2009 году из 83 тысяч школьников Калужской области 10 тысяч детей были включены в государственную систему выявления, развития и поддержки одаренных детей.
Из областного бюджета осуществляется финансирование мероприятий по поддержке талантливой молодежи. Одаренной молодежи области ежегодно выплачиваются премии и стипендии на сумму 1 144 920 рублей. На проведение областных олимпиад, а также на участие во всероссийских предметных олимпиадах из средств областного бюджета ежегодно выделяется 2 197 840 рублей.
Поддержка педагогов осуществляется посредством премирования за подготовку победителей и призеров мероприятий федерального уровня, за победу в фестивалях, научных чтениях, конференциях и конкурсах профессионального мастерства. На данные мероприятия в областном бюджете ежегодно выделяется 2 437 790 рублей. В 2009 году из 525 педагогов 246 получили поддержку по результатам участия их воспитанников в олимпиадах, конкурсах, мероприятиях интеллектуальной и творческой направленности регионального и федерального уровней.
Для учителей, желающих продолжить обучение в аспирантуре, проводится конкурсный целевой набор. На реализацию данного направления из областного бюджета ежегодно направляется 337 500 рублей.
Несмотря на достигнутые в предыдущие годы результаты, в деятельности по поддержке и сопровождению одаренных детей Калужской области и их наставников остается много проблем, которые требуют решения на областном уровне программным методом.
Анализ состояния проводимой в Калужской области работы с одаренными детьми и результаты, которые получены в этом направлении в последние годы, позволили определить ряд проблемных вопросов:
- при наличии перечня мероприятий по поиску одаренных детей и их финансовой поддержке отсутствует системный подход;
- при наличии муниципальных программ поддержки талантливых обучающихся отсутствует межведомственное взаимодействие по вопросам поиска, поддержки и сопровождения одаренных детей;
- при наличии программ повышения квалификации педагогов, одним из модулей в которых обозначена работа с одаренными детьми и решение задач повышенного уровня сложности, отсутствует система подготовки преподавателей для работы с одаренными детьми;
- при наличии в школах компьютерного и учебно-наглядного оборудования, технических средств обучения сохраняется недостаток необходимого специального оборудования и техники для поддержания мотивации к обучению;
- при наличии мероприятий по стимулированию педагогов к работе с одаренными детьми по результатам их достижений сохраняется несовершенство мер стимулирования педагогов, постоянно работающих с одаренными детьми;
- при наличии вариативных программ обучения ощутим недостаток в инновационных программах, вводимых в систему обучения детей, позволяющих выявлять одаренность в разных сферах урочной и внеурочной деятельности на разных уровнях обучения;
- при наличии множества диагностических материалов по выявлению одаренности отсутствует пакет психолого-педагогических, социальных методик по диагностированию состояния и динамики развития одаренных детей;
- при возможности системной работы с родителями одаренных детей существует слабая информированность родителей в вопросах выявления способностей ребенка и их реализации.
Инновационный характер разрабатываемой Программы позволит:
- организовать научно-исследовательскую, творческую работу, основное предназначение которой заключается в опережающем научном прогнозировании и обеспечении путей решения проблем поиска, поддержки и сопровождения одаренных детей Калужской области и их наставников;
- разработать в рамках бюджетного финансирования научно и экономически обоснованные программные меры, направленные на повышение эффективности управления Программой;
- повысить уровень ресурсного обеспечения Программы, информационное, техническое, нормативно-методическое и правовое обеспечение управления в системе выявления, поддержки и сопровождения одаренных детей Калужской области и их наставников.
Для реализации мероприятий программы будет создан механизм поиска, поддержки и сопровождения одаренных детей Калужской области и их наставников, организационный механизм форм взаимодействия исполнителей Программы.
2. Цели и задачи Программы
Основной целью Программы является создание системы выявления, развития, поддержки и сопровождения одаренных детей и их наставников.
Основные задачи, которые необходимо решить для достижения цели в ходе реализации данной программы:
1. Создать механизм адресной поддержки одаренных детей по результатам достижений, грантовой поддержки одаренных детей.
2. Создать механизм адресной поддержки педагогов, работающих с одаренными детьми.
3. Создать службу психологической, методической и информационной помощи родителям.
Степень достижения цели и задач Программы будет определяться на основе следующих целевых показателей:
Наименование показателя |
Единицы измерения |
Базовый показатель (по состоянию на 2009 год) |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Доля детей, включенных в государственную систему выявления, развития и поддержки одаренных детей, в общей численности школьников Калужской области |
% |
12 |
12 |
14 |
16 |
18 |
20 |
22 |
Количество одаренных детей школьного возраста - победителей всероссийских конкурсов, соревнований, олимпиад, конференций, чтений, турниров интеллектуальной и творческой направленности |
чел. |
150 |
155 |
160 |
165 |
170 |
175 |
180 |
Количество педагогов, внедряющих инновационные технологии, применяемые в работе с одаренными детьми |
чел. |
823 |
900 |
950 |
1000 |
1050 |
1100 |
1150 |
Количество педагогов, получивших поддержку по результатам участия их воспитанников в олимпиадах, конкурсах, мероприятиях интеллектуальной и творческой направленности регионального и федерального уровней |
% |
2,1 |
2,4 |
2,7 |
3,0 |
3,3 |
3,6 |
4,0 |
Количество образовательных учреждений, предоставляющих услугу по работе с одаренными детьми |
учреждения |
103 |
113 |
123 |
134 |
144 |
155 |
165 |
Количество подготовленных методических пособий, сборников, информационных буклетов, видеоматериалов |
экземпляры |
0 |
0 |
0 |
1500 |
3000 |
4500 |
6000 |
3. Сроки и этапы реализации Программы
Программа реализуется в период с 2010 по 2015 год.
4. Система основных мероприятий Программы
Для достижения поставленных в данной Программе целей система мероприятий предусматривает решение конкретных задач, взаимосвязанных и скоординированных по времени, ресурсам и исполнителям. Перечень программных мероприятий по направлениям расходов представлен в приложении к данной Программе.
Мероприятия Программы будут осуществляться по следующим направлениям:
1. Создание социально-образовательных условий, гарантирующих реализацию творческого потенциала детей области на основе свободного выбора образовательных программ.
Действия в этом направлении должны включать раннее распознавание способностей ребенка для создания ему оптимальных условий обучения и развития.
2. Поддержка деятельности одаренных детей, преподавателей и учреждений, работающих с одаренными детьми, оказание информационной, психологической и методической помощи родителям.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.