Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу
Министерства здравоохранения
Калужской области
от 31 декабря 2009 г. N 1010
Ведомственная целевая программа
"Формирование здорового образа жизни
у населения Калужской области
в 2009-2012 годах"
Паспорт программы
Наименование субъекта бюджетного планирования |
Министерство здравоохранения Калужской области |
|||||||||||
Наименование ВЦП |
"Формирование здорового образа жизни у населения Калужской области в 2009-2012 гг." |
|||||||||||
Наименование подразделения, ответственного за реализацию ВЦП |
Управление здравоохранения, Государственное учреждение здравоохранения "Калужский областной центр медицинской профилактики" |
|||||||||||
Дата и номер приказа, которым утверждена ВЦП |
Приложение к приказу министерства здравоохранения Калужской области от "_________" N ____ |
|||||||||||
Цель ВЦП |
Повышение мотивации и приверженности населения Калужской области к ведению здорового образа жизни, включая сокращение потребления алкоголя и табака. |
|||||||||||
Задачи ВЦП |
Развитие информационно-пропагандистской системы по повышению мотивации населения к ведению здорового образа жизни. Создание Центров здоровья на базе учреждений здравоохранения Калужской области, с целью проведения профилактики заболеваний средствами первичного звена медико-санитарной помощи, выявления пациентов, нуждающихся в более углубленном обследовании, воздействия на индивидуальном уровне на управляемые факторы риска развития неинфекционных хронических заболеваний. Повышение квалификации медицинских работников всех профилей по вопросам первичной профилактики заболеваний, гигиенического воспитания населения. Обеспечение специализированным питанием кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет. |
|||||||||||
Целевые индикаторы по годам реализации ВЦП |
|
|||||||||||
Наименование целевого индикатора |
Ед. измерения |
Значения показателей |
||||||||||
2008г. |
2009г. |
2010г. |
2011г. |
2012г. |
||||||||
Количество Центров здоровья, создаваемых за год |
ед. |
|
4 |
4 |
4 |
4 |
||||||
Количество алкогольных психозов на 100 тыс. населения |
чел. |
64,8 |
64,2 |
63,6 |
63 |
62,4 |
||||||
Объем потребления алкоголя на душу населения в пересчете на абсолютный алкоголь |
литр |
6,93 |
6,89 |
6,86 |
6,84 |
6,82 |
||||||
Доля учащихся общеобразовательных учреждений (в возрасте от 7 до 18 пет), вовлеченных в профилактические мероприятия |
% |
84 |
85 |
86 |
87 |
88 |
||||||
Доля взрослого населения (в возрасте старше 18 лет), вовлеченных в профилактические мероприятия, по отношению к общей численности указанной категории лиц |
% |
43 |
45 |
47 |
49 |
51 |
||||||
Прирост количества обеспечиваемых полноценным питанием кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет к предыдущему году |
% |
21340 чел. в т.ч. кормящие -3979 чел., дети-17361 чел. |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
||||||
Сроки реализации ВЦП |
2009-2012 годы |
|||||||||||
Объемы финансирования: всего, в том числе по годам реализации ВЦП |
|
|||||||||||
|
в том числе по годам: |
|||||||||||
Источник финансирования и направления расходов |
Итого |
2009г. |
2010г. |
2011г. |
2012 г. |
|||||||
Всего |
244064,2 |
60376,675 |
61229,175 |
61229,175 |
61229,175 |
|||||||
в том числе: |
|
|
|
|
|
|||||||
Федеральный бюджет * |
12192,70 |
2993,8 |
3066,3 |
3066,3 |
3066,3 |
|||||||
из них: расходы инвестиционного характера |
12192,70 |
2993,8 |
3066,3 |
3066,3 |
3066,3 |
|||||||
Областной бюджет** |
231871,50 |
57382,875 |
58162,875 |
58162,875 |
58162,875 |
|||||||
из них: |
|
|
|
|
|
|||||||
расходы на оказание государственной функции |
203340,00 |
50835,0 |
50835,0 |
50835,0 |
50835,0 |
|||||||
субвенции на исполнение государственных полномочий в сфере здравоохранения на компенсацию расходов специальным пунктам питания (молочным кухням), связанным с обеспечением полноценным питанием детей в возрасте до трех лет |
26191,50 |
6547,875 |
6547,8754 |
6574,875 |
6547,875 |
|||||||
расходы на оказание государственной услуги |
2340,00 |
|
780,0 |
780,0 |
780,0 |
|||||||
Местные бюджеты (справочно)*** |
7645,00 |
1480,0 |
2425,0 |
1870,0 |
1870,0 |
|||||||
из них: |
|
|
|
|
|
|||||||
расходы инвестиционного характера |
5680,00 |
1420,0 |
1420,0 |
1420,0 |
1420,0 |
|||||||
расходы на оказание муниципальной услуги |
1965,00 |
60,0 |
1005,0 |
450,0 |
450,0 |
|||||||
* Средства федерального бюджета на 2009 год определены постановлением Правительства РФ от 18.05.2009г. N 413 "О финансовом обеспечении в 2009 году за счет ассигнований федерального бюджета мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака". В 2010-2012 гг. ассигнования из федерального бюджета уточняются Законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. ** Средства областного бюджета уточняются ежегодно Законом об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. *** Объемы финансирования из местных бюджетов уточняются ежегодно после принятия решения о бюджетах представительными органами местного самоуправления. |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
По оценке Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) здоровье населения на половину зависит от образа жизни, поэтому важным направлением своей деятельности министерство здравоохранения Калужской области считает формирование у населения мотивации к ведению здорового образа жизни.
Калужская область одна из областей ЦФО, с особенностями, характерными для центра России: с высоким процентом доли курящего населения и недопустимо высоким потреблением алкоголя. Потребление алкоголя и табака значительно влияет на продолжительность жизни, сокращая ее в среднем на 10-20 лет (продолжительность жизни при хроническом алкоголизме на 15-20 лет короче среднестатистической, курение сокращает продолжительность жизни на 10-12 лет).
На протяжении последних 3-х лет в Калужской области показатель распространенности синдромами зависимости от алкоголя (алкоголизм и алкогольные психозы) сохранялся на уровне 1670-1740 на 100 тыс. населении. В сравнении с распространенностью по РФ, в Калужской области данный показатель несколько выше (на 7-9%). В 2008 году по Центральному Федеральному округу распространенность алкоголизма и алкогольных психозов составила 1680,0 на 100 тыс. населения, по Калужской области - 1731,5.
По признанию ВОЗ табачная интоксикация - ведущая устранимая причина преждевременной смерти у современного населения планеты. Именно поэтому меры по снижению распространения и, в частности, помощь в отказе от курения признана ВОЗ наиболее перспективным направлением профилактики хронических неинфекционных заболеваний, снижения смертности и увеличения продолжительности жизни.
Данные, полученные отделом мониторинга ГУЗ "Калужский областной центр медицинской профилактики" в ходе проведенных социологических исследований (апрель 2009 г.) свидетельствуют о высоком уровне потребности отказаться от курения среди учащихся (до 40% среди курящих старшеклассников школ и до 70% среди курящих учащихся профессиональных лицеев).
Но, к сожалению, самостоятельно и спонтанно бросают курить всего 6% курящих.
В принятых Ассамблеей ВОЗ документах указано, что около 1/3 всех болезней системы кровообращения обусловлены неправильным питанием, и что улучшение питания может снизить смертность от онкологических заболеваний примерно на 30 -40%. Показано, что уменьшение употребления в пищу овощей и фруктов может объяснить увеличение смертности от болезней системы кровообращения на 28% (данные из "Концепции развития здравоохранения РФ до 2020 года"). В детском и подростковом возрасте происходит закладка основ здоровья, формируются навыки здорового образа жизни, неотъемлемой частью которого является правильное питание. Рациональное вскармливание в детском возрасте является одним из важнейших факторов, характеризующих степень адаптации ребенка к внешнему миру и определяющих возможности роста и развития детского организма. Поэтому первостепенной задачей медицинских учреждений является правильная организация здорового питания детей.
1 января 2006" года вступил в силу Закон Калужской области от 06 мая 2005 г. N 69-ОЗ "Об обеспечении полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет и установлении размера денежной компенсации на питание" (далее - Закон).
Закон разработан по инициативе Губернатора Калужской области, носит заявительный принцип, имеет большую социальную значимость, направлен на усиление мер социальной поддержки семей, имеющих детей до 3-х лет, кормящих матерей и беременных женщин. Эти меры направлены на поощрение женщин, рано вставших под наблюдение специалистов женской консультации и кормящих детей грудным молоком с целью укрепления их здоровья, стимулирования рождаемости и улучшения демографической ситуации в Калужской области.
В соответствии с указанным Законом ежемесячно получали:
1). полноценное питание в виде сухих смесей, каш и кисломолочных продуктов питания производства детских молочных кухонь (творог, кефир, ацидолакт) и творога-ДМ промышленного производства:
- дети 1-го года жизни, находящиеся на искусственном вскармливании,
на сумму 500 руб. в месяц;
- дети 2-3-го года жизни на сумму 300 руб. в месяц;
- кормящие матери на сумму 500 руб. в месяц;
2). денежную компенсацию на питание:
- дети 1-го года жизни, находящиеся на грудном вскармливании в сумме 300 руб. в месяц;
- беременные женщины в сумме 400 руб. в месяц.
С 21 июля 2008 года выплата денежной компенсации на питание осуществляется министерством по делам семьи, демографической и социальной политики Калужской области, которое в соответствии с Законом Калужской области наделено отдельными государственными полномочиями по осуществлению реализации мер, установленных законодательством Калужской области за счет средств областного бюджета по социальной поддержке семей.
В 2008 году количество получателей сухих смесей, каш и кисломолочных продуктов питания:
всего, в т.ч. - 21340 чел.
кормящие женщины - 3979 чел.
дети 1 года жизни (на искуств. вскарм.) - 4187 чел.
дети 2 года жизни - 7463 чел.
дети 3 года жизни - 5711 чел.
С 1 января 2009 года реализация Закона осуществляется по-новому: введен новый перечень продуктов полноценного питания, по которому в соответствии с заключением врачей определяется набор продуктов с учетом оптимального среднесуточного количества специализированных продуктов и физиологических потребностей получателей без указания финансовых нормативов для обеспечения полноценным питанием каждой категории получателей (в ред. от 30.09.2008г. N 464-ОЗ). Порядок реализации Закона утвержден приказом министерства здравоохранения Калужской области от 21.01.2009 г. N 16 "Об утверждении Положения о порядке назначения полноценного питания кормящим матерям, а также детям в возрасте до трех лет" и осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по реализации Закона Калужской области "Об обеспечении полноценным питанием кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет и установлении размера денежной компенсации на питание беременным женщинам и детям первого года жизни, находящимся на грудном вскармливании" (утверждены Министром здравоохранения Калужской области от 28.01.2009 г. N 3-081).
Продолжающийся рост общей и первичной заболеваемости и смертности от хронических неинфекционных заболеваний, снижение продолжительности жизни россиян обуславливают необходимость принятия незамедлительных мер, направленных на выявление первичных и вторичных факторов риска хронических неинфекционных заболеваний (ХНИЗ), своевременную диагностику и адекватную терапию заболеваний.
Наиболее эффективными мерами для решения этой проблемы являются всеобщая диспансеризация и скрининговые обследования населения, позволяющие доступными методами выявить патологию. Проблемой в данном случае является необходимость массового обследования населения с минимальной временной затратой и достаточным уровнем качества выявления патологий.
Наиболее эффективными мерами для оптимизации профилактики ХНИЗ на индивидуальном и групповом уровнях являются скрининговые обследования населения, позволяющие доступными методами своевременно выявить наличие патологии.
Скрининг в медицине - метод активного выявления лиц с какой-либо патологией или факторами риска ее развития, основанный на применении специальных диагностических исследований, включая тестирование, в процессе массового обследования населения или его отдельных контингентов. Скрининг осуществляют с целью ранней диагностики заболевания или предрасположенности к нему, что необходимо для оказания своевременной лечебно-профилактической помощи. Результаты скрининга используют также для изучения распространенности исследуемого заболевания (или группы заболеваний), факторов риска его развития и их относительного значения. Основными условиями проведения скрининга являются наличие подготовленного персонала и стандартный подход к выявлению изучаемого признака и оценке полученных результатов.
На этапе создания Центров здоровья актуальным становится сам факт привлечения пациента, считающего себя здоровым, на первичное обследование с целью выявление факторов риска развития неинфекционных хронических заболеваний. Также крайне важно сделать первичные процедуры обследования пациента максимально простыми и требующими минимальных временных и материальных затрат.
Настоящая ведомственная целевая программа "Формирование здорового образа жизни у населения Калужской области в 2009-2012 гг." призвана обеспечить скоординированную деятельность органов здравоохранения в области сохранения и укрепления здоровья населения.
2. Основные цели и задачи программы
Целью Программы является повышение мотивации и приверженности населения Калужской области к ведению здорового образа жизни, включая сокращение потребления алкоголя и табака.
Задачами Программы являются:
- развитие информационно-пропагандистской системы по повышению мотивации населения к ведению здорового образа жизни;
- создание Центров здоровья на базе учреждений здравоохранения Калужской области, с целью проведения профилактики заболеваний средствами первичного звена медико-санитарной помощи, выявления пациентов, нуждающихся в более углубленном обследовании, воздействия на индивидуальном уровне на управляемые факторы риска развития неинфекционных хронических заболеваний;
- повышение квалификации медицинских работников всех профилей по вопросам первичной профилактики заболеваний, гигиенического воспитания населения, здорового питания;
- обеспечение специализированным питанием кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет.
Для осуществления программной цели необходимо:
- создание Центров здоровья на базе учреждений здравоохранения Калужской области;
- создание постоянно действующей информационно-пропагандистской системы с целью широкой информированности населения о путях и способах формирования здорового образа жизни, о мерах по профилактике факторов риска инфекционных и неинфекционных заболеваний;
- ведение системы мониторинга распространения вредных привычек;
- предоставление полной и достоверной информации, объем и качество которой необходимы для сохранения и укрепления здоровья человека;
- организационно-методическое руководство лечебно-профилактическими учреждениями Калужской области по проведению мероприятий по формированию здорового образа жизни у населения;
- развитие материально-технической базы учреждений здравоохранения, занятых деятельностью по формированию здорового образа жизни;
- совершенствование подготовки медицинских специалистов эффективным методам профилактики заболеваний и гигиенического воспитания населения, осуществляющих деятельность по формированию здорового образа жизни;
- обеспечение кормящих матерей и детей раннего возраста специализированными продуктами питания, посредством сети молочных кухонь и раздаточных пунктов;
- повышение уровня образования специалистов здравоохранения в области науки о питании, а также населения в вопросах здорового питания.
3. Сроки реализации ВЦП
Программа рассчитана на 2009 - 2012 годы.
4. Целевые индикаторы
Наименование целевого индикатора |
Единица измер. |
Значения показателей |
||||
2008г. |
2009г. |
2010г. |
2011г. |
2012г. |
||
Количество Центров здоровья, создаваемых за год |
ед. |
|
4 |
4 |
4 |
4 |
Количество алкогольных психозов на 100 тыс. населения |
чел. |
64,8 |
64,2 |
63,6 |
63 |
62,4 |
Потребление алкоголя на душу населения в пересчете на абсолютный алкоголь |
литр |
6,93 |
6,89 |
6,86 |
6,84 |
6,82 |
Доля учащихся (в возрасте от 7 до 18) общеобразовательных учреждений, вовлеченных в профилактические-мероприятия |
% |
84 |
85 |
86 |
87 |
88 |
Доля взрослого населения (в возрасте старше 18 лет), вовлеченных в профилактические мероприятия, по отношению, к общей численности указанной категории лиц |
% |
43 |
45 |
47 |
49 |
51 |
Прирост количества обеспечиваемых полноценным питанием кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет к предыдущему году. |
% |
21340 чел., в т.ч. кормящие-3979 чел., дети-17361 чел. |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
5. Перечень программных мероприятий
Перечень программных мероприятий указан в приложении N 1 к Программе.
6. Обоснование потребностей в необходимых ресурсах
Обоснование потребностей в необходимых ресурсах представлено в приложении N 2 к Программе.
7. Оценка ожидаемой эффективности реализации ВЦП
Программа обеспечивает достижение основной цели - формирование у населения мотивации к ведению здорового образа жизни, ответственности за состояние своего здоровья, предупреждение факторов риска неинфекционных заболеваний.
В результате реализации Программы к концу 2012 год (по сравнению с показателями 2008 года):
- снизится потребление алкоголя на душу населения в пересчете на абсолютный алкоголь на 1,6%;
- количество алкогольных психозов сократится с 64,8 до 62,4 на 100 тыс. населения (или на 3,4%);
- повысится до 88% удельный вес учащихся общеобразовательных учреждений, вовлеченных в профилактические мероприятия;
- повысится до 51% доля взрослого населения вовлеченного в профилактические мероприятия;
- увеличится количество кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет, обеспеченных полноценным питанием на 8,2%.
В результате реализации Программы за 4 года в области будет создано 16 Центров здоровья на базе учреждений здравоохранения Калужской области, оснащенных современным диагностическим оборудованием, в соответствии с перечнем утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 10 июня 2009 г. N 302н (приложение N 3 к Программе).
Будет обеспечена возможность предоставления населению Калужской области качественных услуг по медицинской профилактике важнейших заболеваний, санитарно-гигиеническому просвещению с оказанием медико-санитарной помощи по месту жительства.
8. Методика оценки эффективности ВЦП
Оценка эффективности данной ведомственной целевой программы будет производиться на основе типовой оценки эффективности реализации ведомственной целевой программы, утвержденной приказом министерства экономического развития Калужской области от 05.06.2008 N 592-п.
9. Система управления реализацией ВЦП
Организация управления ВЦП осуществляется управлением здравоохранения министерством здравоохранения Калужской области в соответствии с Положением о порядке разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ, финансируемых за счет средств областного бюджета, утвержденным постановлением Правительства Калужской области от 26.05.2008 г. N 210.
Система управления программой направлена на достижение поставленных программой целей, целевых индикаторов, социальной и бюджетной эффективности от проведения программных мероприятий.
С целью определения приоритетов в использовании выделяемых на реализацию мероприятий ВЦП финансовых средств и осуществления контроля за реализацией программных мероприятий, ответственными исполнителями программы являются:
- отдел экономического планирования;
- отдел финансирования, бухгалтерского учета и отчетности;
- отдел кадрового и правового обеспечения.
Заместитель министра - начальник управления здравоохранения и заместитель министра - начальник управления экономики, проектов развития и ревизионной деятельности осуществляют:
- общее руководство и контроль за ходом реализации программы;
- координацию деятельности структурных подразделений министерства по реализации мероприятий программы;
- рассмотрение материалов о ходе реализации программы и по мере необходимости уточнение мероприятий, предусмотренных программой, объемов финансирования, а также подготовку на утверждение министра здравоохранения Калужской области развернутого перечня мероприятий на предстоящий год;
- организацию размещения в электронном виде на портале органов власти Калужской области информации о ходе и результатах реализации программы;
- взаимодействие со средствами массовой информации по вопросам освещения хода реализации мероприятий программы.
Механизм передачи оборудования, закупаемого на средства субсидий, выделенных из федерального бюджета на организацию деятельности Центров здоровья, определен постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006г. N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации".
Требования к организации деятельности Центров здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака, утверждены приказом Министерства здравоохранении и социального развития Российской Федерации от 19.08.2009 N 597н "Об организации деятельности центров здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака" (зарегистрирован в Минюсте РФ 25.09.2009 N 14871).
На основании указанного приказа к функциям Центров здоровья относится:
- информирование населения о вредных и опасных для здоровья человека факторах;
- групповая и индивидуальная пропаганда здорового образа жизни, профилактика возникновения и развития факторов риска различных заболеваний (курение, алкоголь, гиподинамия и др.) и формирование у граждан ответственного отношения к своему здоровью и здоровью своих детей и близких;
- формирование у населения принципов "ответственного родительства";
обучение граждан, в том числе детей, гигиеническим навыкам и мотивирование их к отказу от вредных привычек, включающих помощь в отказе от потребления алкоголя и табака;
- обучение граждан эффективным методам профилактики заболеваний с учетом возрастных особенностей;
- динамическое наблюдение за пациентами группы риска развития неинфекционных заболеваний;
- оценка функциональных и адаптивных резервов организма с учетом возрастных особенностей, прогноз состояния здоровья;
- консультирование по сохранению и укреплению здоровья, включая рекомендации по коррекции питания, двигательной активности, занятиям физкультурой и спортом, режиму сна, условиям быта, труда (учебы) и отдыха;
- разработка индивидуальной программы по ведению здорового образа жизни, в том числе с учетом физиологических особенностей детского возраста;
- осуществление мониторинга реализации мероприятий по формированию здорового образа жизни, факторов риска развития заболеваний.
Координация работы Центров здоровья и организация обеспечения полноценным питанием кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет возложена на Государственное учреждение здравоохранения "Калужский областной Центр медицинской профилактики".
Текст Приложения N 2 в справочно-правовой системе не приводится
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.