Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Анализ текущего состояния, проблемы обеспечения качества
государственных и муниципальных услуг, снижения административных
барьеров в Калужской области и пути их решения с использованием
программно-целевых методов
Решение проблемы повышения качества и доступности государственных и муниципальных услуг (далее - услуги), исполнения государственных и муниципальных функций является приоритетной задачей на текущем этапе развития системы государственного и муниципального управления, как для Российской Федерации в целом, так и для Калужской области, в частности.
Проблема повышения качества и доступности услуг носит комплексный характер и затрагивает различные аспекты государственного и муниципального управления в данной сфере. Среди них наибольшую актуальность в Калужской области на данном этапе имеют:
- предоставление государственных и муниципальных услуг органами исполнительной власти Калужской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Калужской области;
- внедрение технологий представления государственных и муниципальных услуг с использованием межведомственного взаимодействия и оказание услуг в электронном виде;
- организация предоставления необходимых и обязательных услуг для получения государственных и муниципальных услуг и взимание платы за их оказание;
- организация предоставления государственных и муниципальных услуг на базе многофункциональных центров (далее - МФЦ);
- исполнение функций органов исполнительной власти Калужской области, включая контрольно-надзорные и разрешительные функции;
- предоставление услуг учреждениями в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты населения, культуры и спорта, а также прочими организациями негосударственного сектора.
Актуальность и значимость вопросов организации предоставления услуг в Калужской области подтверждается результатами проведенного мониторинга 1 качества предоставления услуг в Калужской области.
Оценивая изменения отношения получателей услуг к организации их предоставления можно отметить, что только 16% из тех, кто получал услугу раньше, отметили изменения в лучшую сторону.
Наиболее распространенными проблемами для получателей государственных услуг в Калужской области являются долгое ожидание в очереди (49%), волокита и необходимость многократно обращаться по одному и тому же вопросу (32%), попытки других граждан пройти без очереди (23%), долгое ожидание результата (27%).
Налицо проблемы, связанные с качеством информирования населения о порядке предоставления услуг, что подтверждается данными об использовании официальных источников получения информации: наибольшая доля опрошенных (39%) получили такую информацию от друзей, родственников, знакомых, и только 34% опрошенных воспользовались официальной информацией, расположенной на стенде в месте предоставления услуги.
Кроме того, отмечаются проблемы, связанные с инфраструктурой предоставления услуг. В частности, только 48% опрошенных остались довольны тем, как оборудовано помещение учреждения, в которое они обратились за получением услуги.
По результатам мониторинга, проведенного в 2010 году, в целом по Российской Федерации установлено следующее:
- для получения одной государственной (муниципальной) услуги гражданину Российской Федерации необходимо обратиться в орган государственной (муниципальной) власти Российской Федерации 2 раза;
- для получения одной государственной (муниципальной) услуги, связанной со сферой предпринимательской деятельности, в среднем, представители бизнеса вынуждены обращаться в орган государственной (муниципальной) власти Российской Федерации 8 раз;
- среднее время ожидания в очереди при обращении граждан Российской Федерации в государственный (муниципальный) орган Российской Федерации составляет 55 минут;
- установленные нормативные сроки предоставления государственной (муниципальной) услуги, связанной со сферой предпринимательской деятельности, превышаются на 98%.
К настоящему моменту Правительством Калужской области уже реализованы базовые мероприятия в рамках общего для Российской Федерации вектора модернизации системы предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе:
- создан реестр государственных услуг (функций) Калужской области;
- создан Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Калужской области (http://gosuslugi.admoblkaluga.ru/web/guest/main);
- обеспечено размещение сведений о государственных и муниципальных услугах (функциях) Калужской области в Сводном реестре государственных и муниципальных услуг (функций) на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) (www.gosuslugi.ru), разработаны и утверждены административные регламенты по большинству государственных услуг (функций), оказываемых органами исполнительной власти Калужской области.
Ключевой мерой, направленной на повышение качества и доступности услуг, оказываемых органами исполнительной власти Калужской области, органами местного самоуправления Малоярославецкого района, стало создание государственного учреждения Калужской области "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Малоярославецкого района Калужской области" (далее - МФЦ г. Малоярославца). МФЦ г. Малоярославца открыт 30 апреля 2008 года (в тестовом режиме - консультирование). Дата начала приема от заявителей пакетов документов - 1 сентября 2008 года.
МФЦ г. Малоярославца был создан с целью реализации новых возможностей работы с заявителями, позволяющих решать наиболее значимые задачи для жителей города, а именно:
- упрощения процедур получения гражданами и юридическими лицами государственных и муниципальных услуг;
- сокращения сроков предоставления государственных и муниципальных услуг; повышения комфортности получения услуг;
- противодействия коррупции, ликвидации рынка посреднических услуг;
- повышения удовлетворенности получателей;
- повышения информированности граждан и юридических лиц о порядке, способах и условиях получения услуг;
- противодействия коррупции.
В основе решения данных задач лежит комплексный реинжиниринг предоставления услуг, результаты которого формализуются в административных регламентах предоставления услуг.
На текущий момент в МФЦ г. Малоярославца предоставляются федеральные, региональные и муниципальные услуги в сферах социальной поддержки населения, регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, определения или подтверждения гражданско-правового статуса заявителя и регулирования предпринимательской деятельности.
Также в МФЦ г. Малоярославца предусмотрено оказание ряда дополнительных услуг: существует возможность оформления проектов договоров купли-продажи, аренды и др., действует банкомат.
Создание МФЦ г. Малоярославца является первым шагом в обеспечении возможности получения услуг на всей территории Калужской области по принципу "одного окна" в МФЦ. Приоритетной задачей в этом отношении является создание сети МФЦ на территории муниципальных образований, которые будут работать по экстерриториальному принципу и обеспечат возможность получения услуг населением и организациями по единым стандартам.
В целях развития предоставления услуг на базе МФЦ планируется реализация следующих мероприятий:
- определение организационной схемы функционирования сети МФЦ на территории Калужской области;
- разработка адресной схемы размещения МФЦ на территории муниципальных образований Калужской области;
- обеспечение разработки нормативной правовой и методической базы, необходимой для создания сети МФЦ.
Несмотря на принятие Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", в соответствии с которым органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, а также МФЦ не вправе требовать от заявителя предоставления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, реализация данных требований потребует выполнения целого комплекса мероприятий по следующим направлениям:
1. Обеспечение внесения изменения в нормативную правовую базу, регулирующую предоставление услуг в части обеспечения межведомственного взаимодействия при предоставлении услуг.
2. Технологическая реализация формирования, направления запросов (ответов на запросы) в органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, иные организации, в том числе с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), межведомственного электронного документооборота (МЭДО) и других способов обмена информацией.
3. Проведение организационных мероприятий по предоставлению услуг в формате межведомственного взаимодействия, включая проведение совещаний, обучение сотрудников органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, информирование заявителей об измененном порядке предоставления услуг.
Другая ключевая мера, направленная на повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг, - обеспечение возможности предоставления услуг в электронном виде. В настоящее время в Калужской области такая возможность не обеспечена. Однако постановлением Правительства Калужской области от 26.02.2010 N 55 утвержден план перевода услуг в электронный вид, в соответствии с которым в электронный вид будут переведены 156 услуг. Работы ведутся в рамках ДЦП "Развитие электронного правительства Калужской области на период 2011-2015 годов". В настоящее время ведутся работы с ОАО "Ростелеком" по переводу 19 услуг на третий этап.
Несмотря на продвижения Калужской области по указанным направлениям модернизации системы управления услугами, по-прежнему сохраняются проблемы, вызванные инертностью сформировавшейся системы.
К таковым можно отнести предоставление услуг подведомственным организациями органов исполнительной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований Калужской области. Здесь имеют место следующие проблемы:
- необоснованное делегирование органами исполнительной власти, органами местного самоуправления функций по подготовке документов находящимся в их подчинении государственным (муниципальным) унитарным предприятиям и бюджетным учреждениям;
- взимание унитарными предприятиями платы с заявителей при оказании услуг, переданных им органами исполнительной власти, органами местного самоуправления;
- возложение на унитарные предприятия контрольно-надзорных функций;
- использование отдельными унитарными предприятиями имущества, правообладателями которого они являются, в целях получения доходов не от производственной деятельности, а от аренды помещений, что противоречит уставной деятельности.
Из вышеперечисленных необоснованное делегирование органами исполнительной власти, органами местного самоуправления функций по подготовке документов находящимся в их подчинении государственным (муниципальным) унитарным предприятиям и бюджетным учреждениям носит наиболее массовый характер.
Здесь также следует отметить проблему взимания платы при предоставлении государственных (муниципальных) услуг, а также необходимых и обязательных услуг. Статьей 8 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ установлен исчерпывающий перечень случаев, в которых возможно предоставление государственных (муниципальных) услуг на возмездной основе: это наличие государственной пошлины, установленной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, либо прямое указание на платность услуги, содержащееся в федеральном - законе, регулирующем деятельность в соответствующей сфере. Одновременно органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации необходимо разработать и утвердить порядок взимания платы при предоставлении необходимых и обязательных услуг.
С целью реализации перечисленных норм в Калужской области необходимо провести инвентаризацию услуг, оказываемых за плату, а также определить унифицированный механизм определения размера платы за оказываемые необходимые и обязательные услуги.
Не менее остро стоит проблема оптимизации предоставления государственных (муниципальных) функций, оказываемых органами исполнительной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований Калужской области. В этой части требуется обеспечить контроль за исполнением утвержденных административных регламентов, их соответствие действующему законодательству Российской Федерации и Калужской области, а также регламентацию функций органов исполнительной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований Калужской области, еще не прошедших оптимизацию. Особую значимость с точки зрения создания административных барьеров для организаций представляет выполнение органами исполнительной власти Калужской области контрольно-надзорных функций. В этой связи требуется обеспечить, с одной стороны, эффективность государственного контроля и надзора с точки зрения соблюдения организациями при осуществлении ими хозяйственной деятельности на территории Калужской области требований действующего законодательства, с другой - устранить избыточное регулирование, препятствующее ведению законного бизнеса. Данная задача может быть решена за счет пересмотра контрольно-надзорных полномочий органов исполнительной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований Калужской области, повышения степени информированности подконтрольных субъектов о требованиях законодательства и проводимых проверках, совершенствования системы исполнения вынесенных предписаний об устранении нарушений и системы исполнения наказаний.
Одним из основных недостатков сложившейся системы управления предоставлением услуг в Калужской области является отсутствие полноценной системы мониторинга качества и доступности государственных (муниципальных) услуг.
Задача повышения качества и доступности государственных (муниципальных) услуг не может носить единовременный характер. В связи с этим потребуется внедрить систему мониторинга качества услуг, которая позволит на постоянной основе проводить оценку уровня удовлетворенности получателей услуг, уровня качества предоставления услуг, выявлять сложившие недостатки предоставления услуг и предпринимать меры, направленные на повышение качества предоставления услуг.
Принятие решений о совершенствовании процедур предоставления услуг должно наиболее полно удовлетворять потребностям непосредственных получателей услуг.
В основу системы мониторинга качества услуг в Калужской области необходимо заложить такой инструментарий, как анкетирование получателей услуг на постоянной основе, проведение сравнительного анализа практики представления услуг в Калужской области по отношению к иным субъектам Российской Федерации, анализ жалоб и обращений граждан и организаций по вопросам предоставления услуг.
Решение рассмотренных в настоящем разделе проблем представляется целесообразным с использованием программно-целевого метода. Преимущества программно-целевого метода определяются, прежде всего, применением проектного подхода, который будет использован при решении поставленных задач. Данный подход предполагает наличие единой системы сбора и анализа информации об уровне оказания государственных и муниципальных услуг на территории Калужской области, определении территориального размещения сети МФЦ и оценки воздействия реализуемых мероприятий на повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг.
Проектный подход включает также детальное календарное планирование, сопоставление альтернативных вариантов достижения желаемых результатов, принятие мер по повышению качества исполнения, постоянный мониторинг и оценку результатов отдельных мероприятий.
Основу проектного подхода должна составить единая информационная система управления процессами предоставления государственных и муниципальных услуг в Калужской области, позволяющая проводить мониторинг реализации мероприятий программы Калужской области "Снижение административных барьеров, оптимизация и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, на 2011-2013 годы" (далее - Программа), вырабатывать и принимать меры корректирующего воздействия.
Особое место в механизме реализации Программы должна занять система управления рисками, которая предполагает обязательное описание основных рисков реализации конкретных мероприятий Программы, а также действия региональных властей по их снижению.
В рамках Программы должен быть предусмотрен механизм управления Программой, включающий:
1) создание единой системы мониторинга информации об уровне предоставления государственных и муниципальных услуг в Калужской области;
2) оценку воздействия реализуемых мероприятий на повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг;
3) детальное календарное планирование (с учетом зависимости между выполняемыми различными участниками видами деятельности), сопоставление альтернативных вариантов достижения желаемых результатов, оценку и управление рисками, принятие мер по повышению качества исполнения Программы;
4) постоянный аудит результатов отдельных мероприятий Программы.
1 Результаты мониторинга внедрения утвержденных административных регламентов и практики их применения исполнительными органами государственной власти в Калужской области, Министерство экономического развития Российской Федерации, 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.