Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к долгосрочной целевой программе
"Стимулирование развития жилищного
строительства в Калужской области"
на 2011-2015 годы
Подпрограмма
"Комплексное освоение и развитие территорий в целях жилищного
строительства и развития индивидуального жилищного строительства"
долгосрочной целевой программы "Стимулирование развития жилищного
строительства на территории Калужской области" на 2011-2015 годы
8 августа 2011 г., 5 декабря 2011 г.
Постановлением Правительства Калужской области от 5 декабря 2011 г. N 638 в раздел 1 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2012 г.
1. Содержание проблемы и необходимость ее решения программным методом
Основными проблемами в сфере жилищного строительства Калужской области являются:
- излишнее административное регулирование при предоставлении земельных участков для жилищного строительства (получение разрешения на строительство);
- непрозрачные и обременительные для застройщика условия подключения к системам коммунальной инфраструктуры;
- отсутствие земельных участков, обустроенных коммунальной инфраструктурой;
- неразвитая конкуренция среди застройщиков.
Решение данных проблем необходимо для обеспечения существенного увеличения темпов жилищного строительства в Калужской области, стабилизации цен на рынке жилой недвижимости.
Данные проблемы решались в рамках подпрограммы "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства и развитие индивидуального жилищного строительства" областной целевой программы "Доступное жилье в Калужской области" на 2006-2010 годы, основные мероприятия которой предполагали увеличение объемов жилищного строительства за счет подготовки земельных участков, обустроенных инженерной инфраструктурой, и обеспечения условий для увеличения предложения жилья на конкурентном рынке жилищного строительства.
В рамках указанной подпрограммы осуществлялась реализация проекта строительства поселка "Молодежный" в районе дер. Лихун Октябрьского округа г. Калуги. Оказываемые меры государственной поддержки проекта основывались на механизмах, реализуемых в рамках федеральной целевой программы "Жилище"на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 N 675 и включали предоставление субсидий за счет средств федерального и областного бюджетов:
- на возмещение части затрат застройщиков по уплате процентной ставки по кредитам, привлеченным на строительство магистральных инженерных сетей (в размере, не превышающем ставку рефинансирования Центрального банка Российской Федерации более чем на 3 пункта);
- на строительство объектов коммунальной инфраструктуры и социальной сферы (детские дошкольные и общеобразовательные средние учреждения) (в 2008 году субсидировалась часть сметной стоимости строительства объектов, пропорции финансирования определены федеральной целевой программой "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050, в зависимости от уровня бюджетной обеспеченности каждого региона). В 2008 году были получены средства федерального бюджета на софинансирование строительства детского дошкольного учреждения в пос. Молодежный в размере 36,2 млн. рублей, строительство которого завершено в сентябре 2010 года.
Одновременно подпрограммой реализовывались дополнительные меры, направленные на создание условий для развития жилищного строительства, в том числе путем предоставления субсидий юридическим лицам для возмещения затрат по комплексному освоению земельных участков в целях жилищного строительства, по отобранным в установленном порядке проектам, участвующим в подпрограмме на конкурсной основе.
С 2007 года на территории Калужской области осуществляет деятельность Фонд поддержки строительства доступного жилья в Калужской области (далее - Фонд) - девелоперская организация, которая получила права на обеспечение коммунальной инфраструктурой пяти земельных участков в целях жилищного строительства, в том числе индивидуального. В рамках реализации мероприятий подпрограммы Фонд активно ведет работу по интеграции своей деятельности в региональных и федеральных программах по строительству жилья, в том числе в пос. Лесной Мещовского района, г. Юхнов, пос. Середейский Сухиничского района и г. Киров.
Следует отметить, что в целом по области указанных форм государственной поддержки проектов комплексного освоения и развития территорий недостаточно, о чем свидетельствует отсутствие подготовленных площадок, обеспеченных необходимой градостроительной и проектной документацией (генеральными планами, правилами землепользования и застройки, подготовленными проектами планировки территории).
Основными проблемами реализации подпрограммы, наряду со слабо развитой конкуренцией среди застройщиков и чрезмерными административными барьерами в отношении доступа застройщиков на рынок жилищного строительства, получения земельного участка и разрешения на строительство, остаются проблема отсутствия земельных участков, обустроенных инженерной инфраструктурой, механизмов привлечения частных инвестиционных и кредитных ресурсов в строительство и модернизацию инженерной инфраструктуры, а также непрозрачные и обременительные для застройщика условия присоединения к системам инженерной инфраструктуры.
Реализуемые в рамках данной подпрограммы механизмы, основанные на опережающем развитии инженерной инфраструктуры на земельных участках, предназначенных для жилищного строительства, недостаточны для значительного увеличения объемов жилищного строительства.
С целью повышения доступности жилья для граждан необходимо сочетать деятельность коммерческих застройщиков с поддержкой строительства жилья индивидуальными застройщиками и жилищными некоммерческими объединениями граждан. Формирование различных моделей государственно-частного партнерства в жилищном строительстве должно предусматривать не только использование механизмов по возмещению затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства, но и использование механизмов поддержки развития социальной инфраструктуры микрорайонов массовой жилой застройки в целях комплексного решения проблемы.
В 2004-2008 годах были приняты и (или) усовершенствованы федеральные законы, в частности Градостроительный кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и Федеральный закон "О концессионных соглашениях", которые сформировали законодательную базу для решения задач комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства, развития застроенных территорий, обеспечения жилищного строительства инженерной инфраструктурой. Законодательно установлено распределение ответственности за обеспечение жилищного строительства инженерной и социальной инфраструктурой между органами местного самоуправления, организациями коммунального комплекса и застройщиками. Созданы законодательные предпосылки для формирования специализированного вида бизнеса (девелопмента), связанного с подготовкой земельных участков для строительства, включая жилищное строительство.
Однако на практике реализация принципов, заложенных в федеральных законах, пока еще не получила достаточного распространения и требует использования дополнительных стимулов в виде государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Массовое жилищное строительство, комплексное освоение и развитие территорий невозможны без осуществления грамотного, экономически и технически обоснованного градостроительного планирования.
Согласно требованиям градостроительного законодательства, с января 2012 года наличие документов территориального планирования и правил землепользования и застройки будет являться необходимым условием для управления территорией, в том числе при принятии решений о резервировании земель, об изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую, выдаче разрешений на строительство. Поэтому, учитывая недостаточное в связи с экономическим кризисом бюджетное финансирование градостроительной деятельности, приоритетной задачей в данной сфере становится завершение в 2011-2012 гг. разработки схем территориального планирования всех муниципальных районов, а также завершение разработки генеральных планов и правил землепользования и застройки административных центров муниципальных районов.
В Калужской области насчитываются 24 муниципальных района, 291 поселение (29 городских и 262 сельских поселений) и 2 городских округа.
Схемы территориального планирования по всем районам области согласованы Правительством Калужской области и утверждены органами представительной власти районов. Данные по схемам территориального планирования представлены в таблице.
N |
Наименование муниципального образования области |
Согласование Правительства Калужской области |
Утверждено муниципальным образованием области |
1 |
Муниципальный район "Бабынинский район" |
Постановление Правительства Калужской области от 08.10.2007 N 255 |
Решение Районного Собрания от 30.10.07 N 175 |
2 |
Муниципальный район "Барятинский район" |
Постановление Правительства Калужской области от 01.12.2009 N 491 |
Утвержден план - февраль 2010 |
3 |
Муниципальный район "Боровский район" |
Постановление Правительства Калужской области от 18.12.2009 N 524 |
Решение Районного Собрания 28.12.09 N 125 |
4 |
Муниципальный район "Дзержинский район" |
Постановление Правительства Калужской области от 18.12.2009 N 525 |
Решение Районного Собрания от 18.12.09 N 384 |
5 |
Муниципальный район "Думиничский район" |
Постановление Правительства Калужской области от 16.11.2009 N 466 |
Решение Районного Собрания от 23.12.09 |
6 |
Муниципальный район "Жиздринский район" |
Постановление Правительства Калужской области от 16.11.2009 N 465 |
Решение Районного Собрания от 17.12.09 N 495 |
7 |
Муниципальный район "Жуковский район" |
Постановление Правительства Калужской области от 28.12.09 N 557 |
Решение Районного Собрания от 24.12.09 N 87 |
8 |
Муниципальный район "Износковский район" |
Постановление Правительства Калужской области от 01.12.2009 N 492 |
Решение Районного Собрания от 22.12.09 N 267 |
9 |
Муниципальный район "Козельский район" |
Постановление Правительства Калужской области от 08.05.2009 N 178 |
Решение Районного Собрания от 21.05.09 N 433 |
10 |
Муниципальный район "Куйбышевский район" |
Постановление Правительства Калужской области от 10.03.2009 N 66 |
Решение Районного Собрания от 28.05.09 N 355 |
11 |
Муниципальный район "Город Киров и Кировский район" |
Без согласования |
Решение Районной Думы от 22.10.09 N 350 |
12 |
Муниципальный район "Город Людиново и Людиновский район" |
Постановление Правительства Калужской области от 24.04.2009 N 158 |
Решение Районного Собрания от 29.05.09 N 310 |
13 |
Муниципальный район "Малоярославецкий район" |
Постановление Правительства Калужской области от 28.12.09 N 555 |
Решение Районной Думы от 23.12.09 |
14 |
Муниципальный район "Медынский район" |
Постановление Правительства Калужской области от 01.12.2009 N 493 |
Решение Районного Собрания от 17.12.09 N 395 |
15 |
Муниципальный район "Мещовский район" |
Постановление Правительства Калужской области от 09.02.2009 N 34 |
Решение Районного Собрания от 24.02.09 N 321 |
16 |
Муниципальный район "Мосальский район" |
Постановление Правительства Калужской области от 11.04.2008 N 145 |
Решение Районного Собрания от 22.07.08 N 145 |
17 |
Муниципальный район "Перемышльский район" |
Постановление Правительства Калужской области от 01.11.2008 N 437 |
Решение Районного Собрания от 19.12.08 N 279 на корректировке |
18 |
Муниципальный район "Спас-Деменский район" |
Постановление Правительства Калужской области от 08.05.2009 N 183 |
Решение Районного Собрания от 31.07.09 N 490 |
19 |
Муниципальный район "Сухиничский район" |
Без согласования |
Решение Районного Собрания от 03.12.08 N 89 |
20 |
Муниципальный район "Тарусский район" |
Постановление Правительства Калужской области от 14.09.2009 N 366 |
Решение Районного Собрания от 27.10.09 N 29 |
21 |
Муниципальный район "Ульяновский район" |
Постановление Правительства Калужской области от 24.04.2009 N 159 |
Решение Районного Собрания от 04.09.09 N 62 |
22 |
Муниципальный район "Ферзиковский район" |
Постановление Правительства Калужской области от 01.12.2009 N 489 |
На согласовании в министерстве регионального развития Российской Федерации |
23 |
Муниципальный район "Хвастовичский район" |
Постановление Правительства Калужской области от 09.07.2009 N 272 |
Решение Районного Собрания от 21.08.09 N 505 |
24 |
Муниципальный район "Юхновский район" |
Постановление Правительства Калужской области от 28.12.2009 N 556 |
Утверждено Районным Собранием 29.12.09 |
В настоящее время материалы по корректировке схем территориального планирования муниципального района "Перемышльский район", муниципального района "Малоярославецкий район" находятся на стадии согласования. Ведется сбор материалов по корректировке схем территориального планирования в Козельском, Медынском, Износковском, Бабынинском и Ферзиковском районах.
По состоянию на 1 октября 2010 года утверждены генеральные планы городских округов: "Город Калуга" (в настоящее время проект корректировки генерального плана находится на стадии согласования), "Город Обнинск", городского поселения "Город Малоярославец", городского поселения "Поселок Еленский" и сельского поселения "Село Хвастовичи" Хвастовичского района, населенного пункта дер. Савино Износковского района, с. Воскресенское и с. Криуши Ферзиковского района, с. Никольское Перемышльского района, дер. Тимашово, дер. Кабицыно, дер. Бобровники и дер. Абрамовское Боровского района, городского поселения "Город Жуков" и населенных пунктов дер. Миньково и д. Корсаково Жуковского района, генеральные планы населенных пунктов д. Паршино и дер. Ладыжино Тарусского района, населенного пункта дер. Новые Ляды Мосальского района, городского поселения "Город Людиново", населенных пунктов с. Учхоз Дзержинского района, дер. Мужачи Перемышльского района.
Правительством Калужской области согласованы генеральные планы населенных пунктов с. Совхоз "Боровский" Боровского района. Законодательным Собранием Калужской области утверждено образование нового населенного пункта дер. Ковчег Малоярославецкого района.
Принимая во внимание вышеизложенное, информация по разработке генеральных планов представлена в таблице.
N |
Наименование муниципального образования области |
Согласование Правительства Калужской области |
Утверждение муниципальным образованием области |
1 |
Городской округ "Город Калуга" |
Постановление Правительства Калужской области от 17.07.08 N 294 |
Решение Городской Думы от 31.01.2007 N 23, изменения в постановление Городской Думы от 16.07.2008 N 116 |
2 |
Городской округ "Город Обнинск" |
|
Решение Городского Собрания от 04.06.2007 N 01-44 |
3 |
Городское Поселение "Город Жуков" |
Постановление Правительства Калужской области от 01.12.09 N 490 |
Решение Городской Думы 28.12.2009 N 64 |
4 |
Городское поселение "Город Людиново" |
Подготовлено к согласованию Правительства Калужской области |
Решение Городской Думы от 18.01.2010 N 355-р |
5 |
Городское поселение "Город Малоярославец" |
- |
Постановление Городской Думы от 07.09.2004 N 64 |
6 |
Поселок Еленский Хвастовичского района |
|
Решение Поселкового Собрания городского поселения 16.08.2008 N 22 |
Разработаны и находятся на стадии согласования генеральные планы населенных пунктов дер. Коломнино и дер. Истомино Тарусского района, дер. Новое Казачье Козельского района, дер. Макарцево и дер. Королево Медынского района, сельского поселения "Поселок Бабынино" и городского поселения "Поселок Воротынск", населенных пунктов с. Утешево, с. Муромцево, пос. Газопровод и дер. Хвалово Бабынинского района, городского поселения "Город Медынь", городского поселения "Город Юхнов", сельского поселения "Село Чубарово" и населенного пункта дер. Чернишня Жуковского района, с. Ахлебинино и дер. Нижнее Косьмово Перемышльского района, с. Глебово и дер. Воронино Ферзиковского района.
В настоящее время утверждены Правила землепользования и застройки в 268 городских и сельских поселениях и 1 городском округе области, в том числе во всех поселениях Бабынинского, Барятинского, Дзержинского, Думиничского, Жиздринского, Жуковского, Износковского, Куйбышевского, Кировского, Козельского, Мещовского, Тарусского, Перемышльского, Хвастовичского, Сухиничского, Людиновского, Медынского, Мосальского, Ульяновского, Спас-Деменского, Ферзиковского и Юхновского районов, и частично в Боровском и Малоярославецком районах.
Состояние разработки правил землепользования и застройки представлено в таблице.
N |
Наименование муниципального образования области |
Разработка правил землепользования и застройки |
1 |
Муниципальный район "Бабынинский район" |
Утверждены |
2 |
Муниципальный район "Барятинский район" |
Утверждены |
3 |
Муниципальный район "Боровский район", в т.ч.: |
|
3.1. |
Городское поселение "Город Боровск" |
Разработка |
3.2. |
Городское поселение "Город Балабаново" |
Разработка |
3.3. |
Городское поселение "Город Ермолино" |
Утверждены |
3.4. |
Сельское поселение "Деревня Асеньевское" |
Разработка |
3.5. |
Сельское поселение "Село Совхоз Боровский" |
Решение Сельской Думы от 12.12.2007 N 74 |
3.6. |
Сельское поселение "Деревня Кривское" |
Разработка |
3.7. |
Сельское поселение "Село Ворсино" |
Разработка |
3.8. |
Сельское поселение "Совьяки" |
Разработка |
4 |
Муниципальный район "Дзержинский район" |
Во всех поселениях муниципального района утверждены |
5 |
Муниципальный район "Думиничский район" |
По всем поселениям муниципального района утверждены Решением районного Собрания от 12.03.2007 N 14 |
6 |
Муниципальный район "Жиздринский район" |
Во всех поселениях муниципального района утверждены |
7 |
Муниципальный район "Жуковский район" |
Во всех поселениях муниципального района утверждены |
8 |
Муниципальный район "Износковский район" |
По всем поселениям утверждены |
9 |
Муниципальный район "Козельский район" |
Утверждены |
10 |
Муниципальный район "Куйбышевский район" |
Утверждены , |
11 |
Муниципальный район "Город Киров и Кировский район" |
Во всех поселениях муниципального района утверждены |
12 |
Муниципальный район "Город Людиново и Людиновский район" |
Во всех поселениях муниципального района утверждены |
13 |
Муниципальный район "Малоярославецкий район", в т.ч.: |
В стадии разработки |
13.1 |
Городское поселение "Город Малоярославец" |
Утверждены |
14 |
Муниципальный район "Медынский район" |
Утверждены |
15 |
Муниципальный район "Мещовский район" |
По всем поселениям утверждены Решением Районного Собрания муниципального района от 19.07.2007 N 173 |
16 |
Муниципальный район "Мосальский район" |
Утверждены |
17 |
Муниципальный район "Перемышльский район" |
По всем поселениям утверждены Решением Районного Собрания от 10.04.2008 N 235 |
18 |
Муниципальный район "Спас-Деменский район" |
Утверждены |
19 |
Муниципальный район "Сухиничский район" |
утверждены Постановлением Районной Думы муниципального района от 22.02.2007 N 7 |
20 |
Муниципальный район "Тарусский район" |
Во всех поселениях муниципального района утверждены |
21 |
Муниципальный район "Ульяновский район" |
Утверждены |
22 |
Муниципальный район "Ферзиковский район" |
Утверждены |
23 |
Муниципальный район "Хвастовичский район" |
Во всех поселениях муниципального района утверждены |
24 |
Муниципальный район "Юхновский район" |
Утверждены |
25 |
Городской округ "Город Калуга" |
В разработке |
26 |
Городской округ "Город Обнинск" |
Решение Городского Собрания от 12.03.07 N 01-40 |
Информация, представленная в таблице, свидетельствует, что не все органы местного самоуправления имеют утвержденные генеральные планы и правила землепользования и застройки, программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры, основанные на зафиксированных в документах территориального планирования (генеральных планах) прогнозах роста потребления соответствующих ресурсов и услуг с учетом прогнозируемых объемов жилищного, промышленного и иных видов строительства.
В подавляющем большинстве муниципальных образований Калужской области отсутствуют механизмы финансирования и реализации проектов по обеспечению земельных участков инженерной инфраструктурой, средства на строительство объектов социальной инфраструктуры, необходимые для обеспечения комплексного освоения и развития территорий. Банковский сектор не имеет необходимых инструментов, позволяющих с приемлемым уровнем риска кредитовать проекты развития инженерной и социальной инфраструктуры, что приводит к увеличению сроков и удорожанию стоимости строительства жилья. Поэтому использование программно-целевого метода направлено на решение существующих проблем.
2. Основная цель и задачи подпрограммы
Основной целью подпрограммы "Комплексное освоение и развитие территорий в целях жилищного строительства и развития индивидуального жилищного строительства" (далее - подпрограмма) является развитие массового строительства жилья эконом-класса на территории Российской Федерации, отвечающего стандартам ценовой доступности, энергоэффективности и экологичности.
Для достижения этой цели должна проводиться политика, направленная на формирование сегмента жилья эконом-класса, комплексное освоение и развитие территорий, соблюдение социальных гарантий и конституционных прав граждан, связанных с улучшением их жилищных условий, и необходимо решить следующие основные задачи:
1. Разработка документов территориального планирования, отвечающих современным требованиям архитектурно-пространственной организации.
2. Вовлечение в гражданский оборот находящихся в федеральной собственности земельных участков для жилищного строительства.
3. Введение упрощенного порядка предоставления земельных участков под малоэтажное жилищное строительство.
4. Обеспечение земельных участков необходимой социальной, транспортной и инженерной инфраструктурой в рамках реализации проектов комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства, в том числе индивидуального жилищного строительства.
Реализуемые в рамках подпрограммы проекты комплексного освоения и развития территорий для массового строительства жилья эконом-класса должны соответствовать документам территориального планирования и градостроительного зонирования и предусматривать согласованное развитие жилищного строительства и необходимой инженерной, социальной и дорожной инфраструктур с учетом прогнозов по размещению новых производств и созданию новых рабочих мест.
Оценка результативности подпрограммы будет ежегодно отслеживаться на основании целевых индикаторов и показателей, указанных в приложении N 1 к Программе.
3. Сроки и этапы реализации подпрограммы
Срок реализации подпрограммы 2011-2015 годы, одноэтапно.
4. Система основных мероприятий подпрограммы
Постановлением Правительства Калужской области от 5 декабря 2011 г. N 638 в подраздел 4.1 раздела 4 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу с момента официального опубликования названного постановления
4.1. Общие положения
Мероприятия подпрограммы состоят в согласованной нормативной правовой, финансовой и организационной реализации комплекса мер на уровне органов исполнительной и законодательной власти Калужской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Калужской области.
В рамках подпрограммы предусмотрена реализация мероприятий, аналогичных мероприятиям федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы,' по предоставлению субсидий, которые могут быть использованы:
- на возмещение затрат (части затрат) юридическим лицам на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях на цели обеспечения инженерной инфраструктурой земельных участков, предназначенных для строительства жилья эконом-класса;
- на строительство (реконструкцию) объектов социальной инфраструктуры в рамках реализации проектов по комплексному развитию территорий, предусматривающих строительство жилья эконом-класса;
- на строительство автомобильных дорог в новых микрорайонах массовой малоэтажной и многоквартирной застройки жильем эконом-класса.
Кроме того, в рамках подпрограммы могут быть осуществлены мероприятия по предоставлению государственных гарантий Калужской области по заимствованиям Фонда поддержки строительства доступного жилья в Калужской области на строительство объектов инфраструктуры на земельных участках для их комплексного освоения в целях жилищного строительства.
Объемы государственных гарантий Калужской области определяются при принятии областного закона об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период в рамках программы государственных гарантий Калужской области в валюте Российской Федерации.
В рамках подпрограммы будут отработаны мероприятия по развитию рыночной деятельности, связанной с освоением и развитием территорий, предназначенных для жилищного строительства, в том числе с обустройством таких территорий инженерной инфраструктурой.
Для осуществления на территории Калужской области мер по развитию жилищного строительства, в том числе жилья эконом-класса, будет определена уполномоченная организация, которой путем предоставления субсидий будут возмещаться затраты на осуществление следующих функций:
- формирование земельных участков для жилищного строительства и оформление прав на них;
- обеспечение земельных участков, предназначенных для жилищного строительства, необходимыми объектами инженерной и транспортной инфраструктуры;
- предоставление земельных участков населению на льготных условиях;
- возмещение затрат на уплату основного долга, процентов и прочих расходов по кредитным ресурсам, полученным в кредитных организациях на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов областной собственности, а также расходов по арендной плате за земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности Калужской области.
Порядки предоставления вышеперечисленных субсидий устанавливаются Правительством Калужской области.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области готовит конкурсную документацию по мероприятиям подпрограммы и необходимую заявку для отбора государственным заказчиком федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы субъектов Российской Федерации для получения соответствующей государственной поддержки за счет средств федерального бюджета.
Кроме того, планируется предоставление субсидий местным бюджетам из областного бюджета на софинансирование мероприятий по разработке генеральных планов в муниципальных образованиях Калужской области. Порядок предоставления и расходования данных субсидий устанавливается Правительством Калужской области.
Организационные мероприятия в рамках подпрограммы будут направлены на:
- создание условий для снижения административных барьеров в жилищном строительстве, развитие конкуренции и расширение доступа застройщиков к кредитным ресурсам, реализацию мер в области градостроительного и антимонопольного контроля;
- содействие внедрению организационных механизмов проведения комплексной застройки территорий, реконструкцию и обновление существующих кварталов застройки;
- внедрение организационных механизмов привлечения кредитных и инвестиционных средств для реализации проектов.
Перечень основных мероприятий по реализации подпрограммы приведен в приложении N 8 к Программе.
4.2. Мероприятия по подготовке документов территориального
планирования, градостроительного зонирования и
документации по планировке территорий
В целях создания условий для развития жилищного строительства органам государственной власти Калужской области, органам местного самоуправления муниципальных образований Калужской области прежде всего необходимо завершить разработку и утверждение нормативных правовых актов и документов территориального планирования в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации. Созданная нормативная правовая база станет основой для реализации мероприятий подпрограммы.
Учитывая изложенное, необходимо провести разработку документов территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий, в том числе:
- до 31 декабря 2012 года рекомендуется подготовить документы территориального планирования и градостроительного зонирования муниципальных образований области с учетом развития населенных пунктов с интенсивными темпами освоения;
- до 1 января 2016 года планируется разработка документации по планировке и межеванию территорий, предназначенных для развития жилищного комплекса и документации по планировке территории под размещение объектов капитального строительства регионального значения.
Разработка документов по планировке и межеванию территорий представлена в таблице.
N |
Наименование муниципального образования области |
Площадь, га |
Планируемый период разработки (гг.) |
1 |
Сельское поселение "Село Барятино" |
10,00 |
|
2 |
Городское поселение "Город Балабаново" |
194,1 |
2011-2013 |
3 |
Городское поселение "Город Ермолино" |
120 |
2011-2015 |
4 |
Городское поселение "Поселок Куровской" |
12 |
2012-2014 |
5 |
Городское поселение "Город Кондрово" |
11 |
2012 |
6 |
Городское поселение "Поселок Товарково" |
20 |
2011 |
7 |
Сельское поселение "Село Льва Толстого" |
4,5 |
2012 |
8 |
Муниципальный район "Думиничский район" |
6,6 |
2012 |
9 |
Муниципальный район "Жуковский район" |
15,6 |
2012 |
10 |
Муниципальный район "Износковский район" |
211 |
2011-2015 |
11 |
Муниципальный район "Малоярославецкий район" |
49 |
2011-2012 |
12 |
Муниципальный район "Медынский район" |
198 |
2011-2013 |
13 |
Муниципальный район "Мосальский район" |
6 |
2012 |
14 |
Муниципальный район "Перемышльский район" |
159 |
2011 |
15 |
Муниципальный район "Мещовский район" |
19 |
2012 |
16 |
Муниципальный район "Спас-Деменский район" |
16 |
2012 |
17 |
Муниципальный район "Ульяновский район" |
2 |
2012 |
18 |
Муниципальный район "Тарусский район" |
85,6 |
2012 |
19 |
Муниципальный район "Ферзиковский район" |
124 |
2011 |
20 |
Муниципальный район "Хвастовичский район" |
12 |
2012 |
21 |
Муниципальный район "Юхновский район" |
30 |
2011-2012 |
22 |
Муниципальный район "Город Киров и Кировский район" |
50 |
2011-2014 |
23 |
Муниципальный район "Город Людиново и Людиновский район" |
17 |
2012-2014 |
24 |
Городской округ "Город Обнинск" |
1045 |
2011-2015 |
25 |
Городской округ "Город Калуга" |
1884 |
2011-2015 |
Также рекомендуется в установленный срок обеспечить планомерную подготовку и утверждение документации по планировке территорий (в том числе градостроительных планов земельных участков) и регионального норматива градостроительного проектирования.
4.3. Мероприятия по обеспечению жилищного строительства земельными
участками, в том числе под строительство малоэтажного жилья и жилья
эконом-класса
В целях обеспечения жилищного строительства земельными участками, в том числе под строительство малоэтажного жилья и жилья эконом-класса, в течение 2011-2015 годов реализуются следующие мероприятия.
1. В соответствии с действующим законодательством на территории Калужской области земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются:
а) на торгах в аренду для комплексного освоения в целях жилищного строительства;
б) на торгах в границах застроенной территории под строительство многоквартирного жилого дома (так называемая "точечная застройка"). Перечень объектов многоэтажного жилищного строительства (точечная застройка), находящихся в стадии строительства, ввод в эксплуатацию которых запланирован в 2011-2012 годах, указан в приложении N 1 к подпрограмме;
в) для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, без проведения торгов лицу, с которым заключен договор о развитии застроенной территории. Данная процедура призвана оптимизировать характер застройки населенного пункта. В настоящее время на территории Калужской области данные мероприятия реализуются в городском округе "Город Калуга" и муниципальном районе "Жуковский район".
В таблице приведена общая площадь земельных участков, предоставленных органами местного самоуправления муниципальных образований Калужской области на торгах для комплексного освоения в целях жилищного строительства:
|
Площадь земельных участков, га |
||
Всего: |
для жилищного строительства |
для комплексного освоения в целях жилищного строительства |
|
2008 год |
307,13 |
89,52 |
217,61 |
2009 год |
68,19 |
19,68 |
48,51 |
Также следует отметить, что предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства осуществляется в соответствии со статьей 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации. Так, в 2009 году индивидуальным застройщикам было предоставлено земельных участков общей площадью порядка 94 га.
Перечень планируемых к проведению на территории муниципальных образований области в 2011-2015 годах аукционов для предоставления земельных участков в целях жилищного строительства, в том числе для комплексного освоения (многоэтажная и (или) малоэтажная застройка) и индивидуального жилищного строительства, представлен в приложении N 2 к подпрограмме.
2. Вовлечение в хозяйственный оборот для целей жилищного строительства земельных участков на территории Калужской области, находящихся в федеральной собственности, в рамках осуществления взаимодействия с Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства (далее - Фонд РЖС).
Реализация мероприятий предусматривается в соответствии с Соглашением о взаимодействии (сотрудничестве) между Правительством Калужской области и Фондом РЖС от 22 декабря 2008 года.
В рамках реализации указанного Соглашения Калужской областью в Фонд РЖС внесено представление о рассмотрении земельных участков общей площадью 66,77 га, из них в соответствии с основаниями и условиями принятия Правительственной комиссией по развитию жилищного строительства решений об использовании земельных участков, находящихся в федеральной собственности, Фондом РЖС прорабатывается вопрос о вовлечении в хозяйственный оборот земельных участков, находящихся в Боровском и Жуковском районах Калужской области, общей площадью порядка 20 га.
В 2011-2015 годах планируется продолжить взаимодействие с Фондом РЖС по вовлечению в хозяйственный оборот земельных участков, находящихся в федеральной собственности, для целей жилищного строительства, в том числе для комплексного освоения, общей площадью около 250 га (примерный перечень земельных участков, находящихся в федеральной собственности, планируемых к рассмотрению Фондом РЖС в 2011-2015 годах, приведен в приложении N 3 к подпрограмме), в том числе по рассмотрению возможности вовлечения в хозяйственный оборот земельных участков с высокой инвестиционной привлекательностью, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации. Указанная работа позволит создать дополнительный потенциал для роста объемов жилищного строительства в регионе в 2011-2020 годах и дополнительно ввести в эксплуатацию около 1 млн. кв. метров жилья.
3. Вовлечение в хозяйственный оборот земельных участков, освобождаемых в результате ликвидации на этих участках аварийного и ветхого жилья.
4. Реализация механизма упрощенного порядка предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства однократно бесплатно в собственность граждан отдельных категорий в соответствии с Законом Калужской области "О случаях бесплатного предоставления земельных участков". В соответствии с указанным Законом к данным категориям граждан относятся:
а) граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий;
б) молодые семьи - участники подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" областной целевой программы "Доступное жилье в Калужской области" на 2006-2010 годы, а также участники аналогичной программы на будущий период (после внесения изменений в Закон);
в) многодетные семьи.
Реализация данных мероприятий осуществляется в рамках проектов комплексной застройки на землях муниципальной или государственной собственности Калужской области Фондом поддержки строительства доступного жилья в Калужской области, который обеспечивает данные земельные участки инженерными коммуникациями.
На I этапе реализации данного мероприятия - в 2011 году - планируется предоставление земельных участков двум категориям граждан, а именно:
а) молодым семьям - участникам подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" областной целевой программы "Доступное жилье в Калужской области" на 2006-2010 годы, а также участникам аналогичной программы на будущий период (после внесения изменений в Закон);
б) многодетным семьям.
На II этапе - в 2012-2015 годах - реализация мероприятий будет продолжена для всех вышеуказанных категорий граждан.
Следует отметить, что земельные участки будут предоставляться указанным категориям граждан, в том числе из числа земельных участков, находящихся в федеральной собственности, права по распоряжению которыми передаются субъектам Российской Федерации.
4.4. Мероприятия по комплексному освоению и развитию территории
в целях жилищного строительства и индивидуального
жилищного строительства
Уровень комфортности жилья и уровень жизни населения в значительной степени зависят от состояния жилищного фонда, в том числе от бесперебойного обеспечения населения качественными коммунальными услугами.
Темпы обновления основных фондов жилищно-коммунального комплекса отстают от темпов их старения, и средний износ основных фондов сохраняется на уровне около 60 процентов, около четверти основных фондов полностью отслужили свой срок. Большинство коммунальных инженерных систем Калужской области были введены в эксплуатацию в период с 1950 по 1980 год и построены без учета современных требований, что приводит к завышению затрат на производство коммунальных услуг.
Инвестиционные проекты развития коммунальной инфраструктуры, как правило, имеют высокую стоимость. В целях выполнения капиталоемких проектов строительства и реконструкции муниципальных объектов коммунального назначения будут привлечены внебюджетные средства организаций коммунального комплекса и средства бюджетов различных уровней.
Поэтому в рамках реализации данных мероприятий предусматриваются следующие механизмы создания и обновления объектов коммунальной инфраструктуры.
1. Строительство объектов коммунальной инфраструктуры будет осуществляться организациями коммунального комплекса - сетевыми компаниями с их последующей эксплуатацией. Окупаемость их затрат на строительство достигается путем формирования и защиты инвестиционных программ развития, взимания с потребителей платы за подключение к построенным объектам, а также включения инвестиционной составляющей в надбавку к тарифу на оказание жилищно-коммунальных услуг. Инвестиционные программы будут коррелировать с разрабатываемыми и утверждаемыми органами местного самоуправления муниципальных образований Калужской области программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры.
2. Повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов и снижение энергоемкости валового регионального продукта Калужской области на 20 процентов к уровню 2009 года проводится в рамках реализации долгосрочной целевой программы "Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Калужской области на 2010-2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Калужской области от 28.07.2010 N 307.
В ходе реализации указанной Программы предусматривается обеспечить решение следующих задач:
- развитие действующих правовых, финансово-экономических и ценовых механизмов, стимулирующих производителей и потребителей топливно-энергетических ресурсов Калужской области к внедрению энергосберегающих технологий и оборудования;
- обеспечение учета всего объема потребляемых энергетических ресурсов на объектах коммунального хозяйства в организациях бюджетной сферы и жилищном фонде;
- проведение энергетических обследований, ведение энергетических паспортов в организациях бюджетной сферы Калужской области и жилищном фонде Калужской области;
- внедрение современных энергосберегающих технологий, оборудования и материалов в организациях бюджетной сферы Калужской области и в жилищном фонде Калужской области;
- привлечение к потреблению вторичных энергетических ресурсов и возобновляемых источников энергии;
- активизация пропаганды по энергосбережению и внедрению эффективного использования топливно-энергетических ресурсов.
3. Для развития малоэтажного жилищного строительства предусматриваются дополнительные меры, направленные на инфраструктурное обеспечение застраиваемых земельных участков, которые будут осуществляться на условиях государственно-частного партнерства. Софинансирование строительства объектов коммунальной инфраструктуры на обеспечение инженерной подготовки земельных участков, ранее выделенных застройщикам под малоэтажное жилищное строительство, осуществляется при условии продажи жилых помещений отдельным категориям граждан по согласованной с Правительством Калужской области стоимости.
Большое значение в целях увеличения объемов строительства жилья имеет проведение мероприятий по поддержке и реализации в области крупных инвестиционных проектов комплексного освоения территорий.
Механизм реализации государственной поддержки по данному направлению определяется федеральной целевой программой "Жилище" на 2011-2015 годы и заключается в предоставлении следующей государственной поддержки:
- на возмещение затрат (части затрат) юридическим лицам на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях на цели обеспечения инженерной инфраструктурой земельных участков, предназначенных для строительства жилья эконом-класса;
- на строительство (реконструкцию) объектов социальной инфраструктуры в рамках реализации проектов по комплексному развитию территорий, предусматривающих строительство жилья эконом-класса;
- на строительство автомобильных дорог в новых микрорайонах массовой малоэтажной и многоквартирной застройки жильем эконом-класса.
В рамках подпрограммы могут быть осуществлены мероприятия по предоставлению государственных гарантий Калужской области по заимствованиям Фонда поддержки строительства доступного жилья в Калужской области на строительство объектов инфраструктуры на земельных участках для их комплексного освоения в целях жилищного строительства.
Объемы государственных гарантий Калужской области определяются при принятии областного закона об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период в рамках программы государственных гарантий Калужской области в валюте Российской Федерации.
Кроме того, в рамках подпрограммы предусмотрены меры государственной поддержки за счет средств областного бюджета, направленные на развитие жилищного строительства, в том числе жилья эконом-класса, некоммерческими организациями, не являющимися государственными (муниципальными) учреждениями, которым присвоен статус уполномоченных организаций по осуществлению указанных мер.
Приоритетные проекты комплексного освоения и развития территорий в целях жилищного строительства, реализуемые на территории Калужской области, представлены в приложении N 4 к подпрограмме.
Кроме того, в целях реализации Закона Калужской области "О случаях бесплатного предоставления земельных участков" Фондом поддержки строительства доступного жилья в Калужской области будут осуществляться мероприятия комплексного освоения в целях жилищного строительства на следующих земельных участках:
N п/п |
Расположение земельного участка |
Тип застройки |
Территория муниципального образования |
Общая площадь осваиваемой территории (га) |
Ввод жилья по проекту, тыс. кв. м |
Количество жителей, чел. |
1 |
дер. Яглово |
малоэтажная |
г. Калуга |
84,9 |
33,00 |
1650 |
2 |
дер. Колюпаново |
малоэтажная |
г. Калуга |
42,0 |
17,00 |
850 |
3 |
в районе дер. Лихун, дер. Марьино |
малоэтажная |
г. Калуга |
359,0 |
138,00 |
6900 |
4 |
пос. Ферзиково, ул. Красноцветова |
малоэтажная |
Ферзиковский район |
10,0 |
6,50 |
200 |
5 |
дер. Желудовка,1 |
малоэтажная |
Малоярославецкий район |
55,0 |
50,22 |
1300 |
|
Всего |
|
|
550,9 |
244,72 |
10900 |
Ежегодно перечень земельных участков будет уточняться исходя из фактического финансирования в планируемом году средств областного бюджета.
В 2011-2015 годах планируется предоставить не менее 2500 земельных участков индивидуальным застройщикам по упрощенной схеме.
Большое значение в целях увеличения объемов строительства жилья имеет проведение мероприятий по поддержке и реализации в области крупных инвестиционных проектов комплексного освоения территорий.
Механизм реализации государственной поддержки по данному направлению определяется федеральной целевой программой "Жилище" на 2011-2015 гг. и заключается в предоставлении следующей государственной поддержки:
- на возмещение затрат юридическим лицам на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на обеспечение земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой;
- на обеспечение автомобильными дорогами новых микрорайонов массовой малоэтажной и многоквартирной застройки жильем эконом-класса;
- на развитие социальной инфраструктуры для строительства жилья эконом-класса.
В рамках подпрограммы могут быть осуществлены мероприятия по предоставлению государственных гарантий Калужской области по заимствованиям Фонда поддержки строительства доступного жилья в Калужской области на строительство объектов инфраструктуры на земельных участках для их комплексного освоения в целях жилищного строительства.
Объемы государственных гарантий Калужской области определяются при принятии областного закона об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период в рамках программы государственных гарантий Калужской области в валюте Российской Федерации.
В ситуации стабилизации экономики и выхода строительной отрасли из кризиса особое внимание будет уделяться проектам комплексного освоения территорий жилой застройки, в том числе возобновлению реализации ранее приостановленных инвестиционных проектов.
Приоритетные проекты комплексного освоения и развития территорий в целях жилищного строительства, реализуемые на территории Калужской области, представлены в приложении N 4 к подпрограмме.
Кроме того, в рамках настоящей подпрограммы предусмотрены меры государственной поддержки за счет средств областного бюджета, направленные на развитие малоэтажного индивидуального жилищного строительства некоммерческими организациями, которым присвоен статус уполномоченных организаций по осуществлению указанных мер.
В целях реализации Закона Калужской области "О случаях бесплатного предоставления земельных участков" будут осуществлены мероприятия по развитию малоэтажного индивидуального жилищного строительства в рамках комплексного обеспечения территорий на следующих земельных участках:
N |
Расположение земельного участка |
Тип застройки |
Территория муниципального образования |
Общая площадь осваиваемой территории, (га) |
Ввод жилья по проекту, тыс. кв. м |
Количество жителей, чел. |
1. |
дер. Яглово |
малоэтажная |
г. Калуга |
84,9 |
33,00 |
1 650 |
2. |
дер. Колюпаново |
малоэтажная |
г. Калуга |
42,0 |
17,00 |
850 |
3. |
в районе дер. Лихун, дер. Марьино |
малоэтажная |
г. Калуга |
359,0 |
138,00 |
6 900 |
4. |
пос. Ферзиково, ул. Красно Цветова |
малоэтажная |
Ферзиковский район |
10,0 |
6,50 |
200 |
5. |
дер. Желудовка, |
малоэтажная |
Малоярославецкий район |
55,0 |
50,22 |
1 300 |
|
Всего: |
|
|
550,9 |
244,72 |
10 900 |
Ежегодно перечень земельных участков будет уточняться исходя из фактического финансирования в планируемом году средств областного бюджета.
В 2011-2015 годах планируется предоставить не менее 2500 земельных участков индивидуальным застройщикам по упрощенной схеме.
Постановлением Правительства Калужской области от 5 декабря 2011 г. N 638 в раздел 5 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу с момента официального опубликования названного постановления
5. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Объемы финансирования подпрограммы в разрезе основных мероприятий в 2011-2015 годах отражены в приложении N 8 к Программе.
Источник финансирования |
Объемы финансирования (тыс. руб.) |
|||||
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Всего |
|
областной бюджет *, |
149 171,0 |
135 000,0 |
162 200,0 |
151 000,0 |
151 000,0 |
748 371,0 |
в том числе по исполнителям: |
|
|
|
|
|
|
министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области |
149 171,0 |
121 000,0 |
121 000,0 |
151 000,0 |
151 000,0 |
693 171,0 |
управление архитектуры и градостроительства Калужской области |
0 |
14 000,0 |
41 200,0 |
0 |
0 |
55 200,0 |
федеральный бюджет ** |
66 000,0 |
66 000,0 |
66 000,0 |
86 000,0 |
86 000,0 |
370 000,0 |
местные бюджеты *** |
0 |
1 560,0 |
4 640,0 |
0 |
0 |
6 200,0 |
внебюджетные источники **** |
- |
- |
- |
430 000,0 |
570 000,0 |
1 000 000,0 |
Итого: |
215 171,0 |
202 560,0 |
232 840,0 |
667 000,0 |
807 000,0 |
2 124 571,0 |
* объемы средств областного бюджета ежегодно уточняются законом Калужской области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период;
** объемы средств федерального бюджета ежегодно уточняются по результатам проводимых в рамках федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы конкурсных отборов субъектов Российской Федерации;
*** объемы средств, направляемых на реализацию Программы из местных бюджетов, ежегодно уточняются в соответствии с решениями органов местного самоуправления муниципальных образований Калужской области о местных бюджетах на очередной финансовый год и на плановый период;
**** объемы внебюджетных средств определяются на основании соглашений о, совместной реализации, программ (проектов).
6. Механизм реализации подпрограммы
Организацию реализации мероприятий подпрограммы осуществляет заказчик Программы. Единый механизм реализации Программы указан в разделе 6 "Механизм реализации Программы" Программы.
7. Организация управления подпрограммой и контроль
за ходом ее выполнения
Управление подпрограммой и оперативный контроль за ходом ее реализации обеспечиваются заказчиком Программы. В разделе 7 "Организация управления Программой и контроль за ходом ее выполнения" Программы указана единая для всей Программы система организации управления и контроля за ходом выполнения Программы и ее подпрограмм.
8. Оценка социально-экономической и экологической
эффективности подпрограммы
Создание рыночных механизмов финансирования проектов комплексного освоения и развития территорий в целях жилищного строительства, внедрение стандартов строительства жилья эконом-класса позволят также снизить стоимость жилищного строительства, что, в свою очередь, повысит доступность жилья эконом-класса для населения.
Оценка социально-экономической эффективности подпрограммы будет производиться на основе соответствующих целевых индикаторов и индикаторов оценки, установленных Программой, которые представляют собой не только количественные показатели, но и качественные характеристики. Система индикаторов обеспечит мониторинг реализации подпрограммы за отчетный период с целью уточнения или корректировки поставленных задач и проводимых мероприятий.
Социально-экономическими результатами реализации подпрограммы являются: увеличение общего объема годового ввода жилья до 950 тыс. кв. метров к 2015 году;
достижение полной обеспеченности градостроительной документацией территории Калужской области;
развитие первичного рынка жилья и стабилизация цен на жилье на доступном для населения и экономически обоснованном уровне;
формирование эффективных механизмов регулирования градостроительной деятельности и развития инженерной, социальной и дорожной инфраструктуры;
увеличение частных инвестиций и кредитных средств, направляемых в жилищное строительство.
Оценка эффективности реализации подпрограммы производится по итогам выполнения подпрограммы за год и по окончании срока реализации подпрограммы на основании достижения целевых индикаторов, приведенных в приложении N 1 к Программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.