Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Характеристика проблем, на решение которых направлена ВЦП
В последние годы в Калужской области осуществлен целый ряд мероприятий, направленных на реформирование системы управления общественными финансами региона и повышение эффективности бюджетных расходов.
Наиболее важными из них являются: внедрение автоматизированной системы управления бюджетным процессом как на областном, так и на муниципальном уровнях, перевод значительной части расходов областного бюджета на программно-целевой метод планирования и исполнения, осуществление финансового менеджмента, перевод бюджетных учреждений в казенные, бюджетные и автономные в соответствии с нормами Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", совершенствование межбюджетных отношений.
Реализация указанных мероприятий позволила повысить качество управления общественными финансами, систематизировать и оптимизировать многие процессы, повысить прозрачность финансовой системы, сделать ее более понятной и доступной не только для непосредственных участников бюджетного процесса, но и для жителей области.
Вместе с тем, в сфере управления общественными финансами сохраняется ряд вопросов, которые планируется решить в рамках ВЦП, а именно:
1. Дальнейшее повышение качества управления региональными и муниципальными финансами, совершенствование процедур бюджетного процесса, проведение эффективной долговой политики.
2. Использование административного ресурса, мотивирующего и стимулирующего механизмы для обеспечения полного использования доходного потенциала Калужской области.
Качество управления общественными финансами можно оценить с точки зрения его влияния на темпы продвижения к достижению поставленных целей.
В связи с этим необходимость достижения долгосрочных целей социально-экономического развития Калужской области, отражаемых в ежегодных докладах Губернатора Калужской области об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Калужской области, повышение требований к эффективности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления Калужской области ставят новые задачи и в области управления общественными финансами.
Комплексный подход к выполнению задач в рамках ВЦП позволит обеспечить эффективное решение актуальных вопросов развития бюджетной системы Калужской области.
1.1. Вопросы, связанные с повышением эффективности
бюджетных расходов и оценки их эффективности
Вопросы, связанные с повышением эффективности бюджетных расходов и оценкой их эффективности, остаются наиболее актуальными. В последнее время особо подчеркивается необходимость перехода к формированию программного бюджета, что должно повысить ответственность всех участников бюджетного процесса за реализацию поставленных задач и достижение конечных результатов.
В Калужской области сформирована нормативная правовая база, обеспечившая внедрение механизма программно-целевого планирования бюджета, что обеспечило уже в 2010 году высокие показатели доли расходов консолидированного бюджета, формируемых в рамках программ. Вместе с тем, данный показатель в основном сложился из-за высокой доли расходов, осуществляемых программно-целевым методом, на областном уровне.
В 2011 году в большинстве муниципальных образований Калужской области была проведена соответствующая работа по разработке и принятию муниципальных целевых программ, что значительно повысило данный показатель в целом по консолидированному бюджету области.
Этому способствовало проведение мониторинга и оценки качества управления бюджетным процессом в муниципальных образованиях Калужской области в соответствии с приказом министерства финансов Калужской области от 17.03.2011 г. N 47 "Об утверждении Порядка проведения мониторинга и оценки качества управления бюджетным процессом в муниципальных образованиях Калужской области" (в ред. приказа от 16.06.2011 N 103).
В 2012 году при принятии областного бюджета на 2013 год и на плановый период 2013 и 2014 годов сделан большой шаг в направлении формирования программного бюджета. В составе Закона Калужской области "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" сформировано отдельное приложение по распределению бюджетных ассигнований областного бюджета по целевым программам и не включенным в них направлениям деятельности главных распорядителей средств областного бюджета.
Вместе с тем, долгосрочные стратегические приоритеты должны быть сопоставлены с реальными возможностями областного бюджета. Новые расходные обязательства должны приниматься только на основе тщательной оценки их эффективности и при наличии ресурсов для их гарантированного исполнения в пределах принятых бюджетных ограничений. Этот подход особенно важен при принятии расходных обязательств на долгосрочную перспективу в рамках формирования программного бюджета.
Также в ВЦП запланирован комплекс мероприятий по контролю за недопущением возникновения просроченной задолженности по обязательствам Калужской области и муниципальных образований области. В последние годы удалось значительно снизить объемы просроченной кредиторской задолженности в целом по консолидированному бюджету Калужской области. Вместе с тем, необходимо сосредоточить усилия для полной ликвидации просроченной кредиторской задолженности.
1.2. Вопросы, связанные с повышением качества управления
региональными и муниципальными финансами, совершенствования
процедур бюджетного процесса, проведения эффективной
долговой политики
В последние годы предприняты активные меры по повышению эффективности государственного и муниципального управления в сфере бюджетных финансов. Однако, в данном направлении должны быть приняты исчерпывающие меры, направленные на оптимизацию бюджетных финансов и повышение качества управления региональными финансами и осуществления бюджетного процесса в Калужской области.
Показателем успешности осуществления вышеуказанных мер должны стать достижение и поддержание Калужской областью высокого рейтинга качества организации и осуществления бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации, проводимого Министерством финансов Российской Федерации. По итогам работы за 2009-2014 годы организации бюджетного процесса в Калужской области присвоена II степень качества.
В рамках реализации ВЦП ставится первоочередная задача обеспечить сохранение оценки качества бюджетного процесса в Калужской области не ниже II степени.
Для достижения поставленной цели планируется оптимизировать процедуры оценки качества управления финансами на местном уровне.
В соответствии с приказом министерства финансов Калужской области от 27.03.2014 N 55 "Об утверждении Порядка проведения мониторинга и оценки качества управления бюджетным процессом в муниципальных образованиях Калужской области" проведены мониторинг и оценка качества управления бюджетным процессом в муниципальных образованиях Калужской области за 2014 год. По итогам мониторинга в адрес местных администраций направлены письма с указанием направлений, по которым качество управления бюджетным процессом находится на ненадлежащем уровне.
В рамках ВЦП производится контроль своевременности и качества предоставления в Министерство финансов Российской Федерации материалов для формирования рейтинга качества организации и осуществления бюджетного процесса в Калужской области.
В целях обеспечения самостоятельности органов местного самоуправления по определению направлений использования средств местных бюджетов в рамках ВЦП будет рассмотрен вопрос об увеличении в объеме межбюджетных трансфертов доли дотаций.
Одной из важных задач управления государственными и муниципальными финансами является обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Калужской области. Мероприятия предполагается реализовать в рамках тактических задач по повышению рейтинга дефолта эмитента Калужской области, по эффективному управлению государственным долгом, недопущению образования просроченной кредиторской задолженности областного бюджета.
В настоящее время рейтинг дефолта эмитента Калужской области в иностранной и национальной валюте присвоен на уровне "ВВ" со "Стабильным" прогнозом, краткосрочный рейтинг дефолта эмитента в иностранной валюте "В" и национальный долгосрочный рейтинг региона на уровне "АА-(rus)" со "Стабильным" прогнозом. Необходимо обеспечить эффективное взаимодействие с рейтинговыми агентствами путем подготовки аналитических и справочных материалов, отражающих позитивные тенденции в экономике Калужской области и положительные результаты управления бюджетным сектором.
Рейтинг Калужской области также зависит от четкой, прозрачной и эффективной политики в области государственных заимствований. В среднесрочной перспективе необходимо не допустить рост объема государственного долга Калужской области относительно доходных поступлений областного бюджета.
В современных условиях для эффективной работы бюджетной системы необходимы не только выверенные своевременные управленческие решения, наличие актуализированной нормативной правовой базы, постоянный мониторинг бюджетных процессов и показателей, но также инновационные решения, основанные на использовании новейших информационных технологий.
В настоящее время в Калужской области на региональном и местном уровнях используется широкий инструментарий различных информационных систем и технических средств, позволяющих автоматизировать значительное количество бюджетных процедур.
Для придания дополнительного импульса развитию системы управления государственными и муниципальными финансами необходимо формирование информационного пространства, объединяющего этапы и процедуры бюджетного процесса. Для этого необходимо развить существующую автоматизированную систему управления бюджетным процессом, внедрив в нее ряд инновационных информационных технологий, обеспечивающих интеграцию этапов составления, исполнения бюджета, формирования и свода отчетности об исполнении бюджетов Калужской области, в том числе на основе развития комплекса технических средств.
1.3. Вопросы, связанные с развитием доходного потенциала
Калужской области
В настоящее время реализации мер, направленных на сохранение и увеличение доходного потенциала Калужской области, уделяется большое внимание.
Одним из инструментов обеспечения роста доходов консолидированного бюджета Калужской области является реализация мер, направленных на привлечение инвестиций на территорию области, в том числе за счет сохранения государственной поддержки хозяйствующих субъектов, осуществляющих реализацию инвестиционных проектов влияющих на увеличение налогового потенциала Калужской области, а также проектов по модернизации производства.
При этом оказание любого вида государственной поддержки в обязательном порядке будет сопровождаться проведением оценки эффективности использования бюджетных средств.
Одновременно проводятся мероприятия по улучшению администрирования доходов, контролю за выплатой работодателями заработной платы, противодействию уклонения от уплаты налогов посредством повышения уровня взаимодействия органов власти Калужской области.
Будет продолжено сотрудничество с крупными налогоплательщиками области, что обеспечит прозрачность и стабильность формирования доходной базы.
При этом особое внимание должно быть уделено повышению роли имущественных налогов в формировании местных налогов, расширению возможностей влияния муниципальных образований Калужской области на укрепление доходной базы местных бюджетов, в том числе в части полного учета объектов недвижимости и их оценки для целей налогообложения.
В настоящее время на местном уровне остаются проблемы в части налогового администрирования по местным налогам. Для решения данных проблем планируется повысить использование потенциала имущественных налогов, в первую очередь за счет проведения сверки данных, учтенных в базе налоговых органов и регистрирующих органов.
1.4. Вопросы, связанные с повышением квалификации государственных
гражданских служащих министерства финансов Калужской области
В настоящее время остается актуальным вопрос развития кадрового потенциала работников общественных финансов и повышения общего уровня знаний о функционировании бюджетной системы.
Для решения поставленных в рамках ВЦП задач необходима скоординированная работа по повышению квалификации государственных гражданских служащих министерства финансов Калужской области.
Обучение работников финансовых органов Калужской области должно быть произведено по ключевым направлениям совершенствования управления общественными финансами Калужской области.
Министерством финансов Калужской области регулярно проводятся учебные семинары с участием представителей финансовых органов муниципальных образований Калужской области по наиболее актуальным вопросам.
Выполнение обучающих мероприятий позволит существенно повысить уровень знаний работников общественных финансов, что в современных условиях является необходимым условием дальнейшего развития системы общественных финансов.
Из вышеперечисленных проблем системы управления региональными финансами и задач, стоящих перед Калужской областью, следует, что вопрос ее совершенствования носит комплексный характер и требует для своего решения согласованных действий финансовых органов Калужской области, а также органов местного самоуправления Калужской области.
Для придания этой работе системного характера, выработки четких критериев успеха проводимых изменений целесообразна разработка комплексной программы совершенствования системы управления общественными финансами. Реализация ВЦП позволит:
- определить основные проблемы, сформировать целостное видение необходимых изменений в функционировании бюджетной системы, сформулировать основные направления изменений и ожидаемые результаты;
- сформировать системный комплекс подходов, который позволит поэтапно за период реализации программы достичь поставленных целей;
- обеспечить увязку текущей деятельности министерства финансов Калужской области по управлению бюджетными финансами с достижением долгосрочных целей и задач, а также прозрачность и измеримость результатов программы.
1.5. Вопросы, связанные с использованием бюджетных ассигнований
резервного фонда Правительства Калужской области
В соответствии с постановлением Правительства Калужской области от 09.01.2008 N 1 "О Порядке использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Калужской области" резервный фонд Правительства Калужской области создан для финансирования непредвиденных расходов, которые не могут быть предусмотрены при утверждении областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период, а также финансирования мероприятий по предупреждению и ликвидации межмуниципальных и региональных чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Мероприятия направлены на своевременное предоставление бюджетных ассигнований по постановлениям Правительства Калужской области в соответствии с требованиями бюджетного законодательства для исполнения тех расходов, которые не могут быть выделены в ведомственной структуре расходов бюджета в процессе формирования проекта областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
Министерство финансов Калужской области осуществляет управление резервным фондом Правительства Калужской области в части финансирования непредвиденных расходов, которое включает в себя рассмотрение обращений о выделении средств из резервного фонда Правительства Калужской области на соответствие требованиям бюджетного законодательства, подготовку проектов постановлений Правительства Калужской области о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Калужской области, заключение договоров с получателями средств резервного фонда и перечисление средств из резервного фонда.
Бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Калужской области в части расходов по предупреждению и ликвидации межмуниципальных и региональных чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий выделяются на финансирование неотложных мероприятий по предупреждению чрезвычайной ситуации при непосредственной угрозе ее возникновения, а также на ликвидацию последствий чрезвычайной ситуации и стихийных бедствий.
Бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Калужской области в части расходов по предупреждению и ликвидации межмуниципальных и региональных чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий перечисляются министерством финансов Калужской области получателям данных средств на основании постановлений Правительства Калужской области, подготовленных Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Калужской области.
В связи с этим актуальными вопросами будут своевременное исполнение поручений Губернатора Калужской области по подготовке проектов постановлений Правительства Калужской области о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Калужской области, предварительная проверка представленных документов на соответствие целям выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда, своевременное перечисление бюджетных средств на основании принятых постановлений Правительства Калужской области о выделении средств из резервного фонда Правительства Калужской области.
<< Приложение Приложение |
Раздел II. >> Цели и задачи ВЦП |
|
Содержание Приказ министерства финансов Калужской области от 18 января 2013 г. N 6 "О ведомственной целевой программе "Совершенствование... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.