Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел VIII. Организация дорожно-транспортной и улично-дорожной сети
и ее элементов, системы общественного пассажирского транспорта
8.1. Минимальные расчетные показатели организации
дорожно-транспортной и улично-дорожной сети.
1. Сеть магистралей, улиц, дорог, проездов и пешеходных путей жилого района, жилого микрорайона (квартала) и иных планировочных элементов проектируется как составная часть единой транспортной системы в соответствии с градостроительной документацией.
2. Пропускную способность сети улиц, дорог и транспортных пересечений, число мест хранения автомобилей следует определять исходя из уровня автомобилизации, автомобилей на 1000 чел.: 350 легковых автомобилей, включая 3 - 4 такси и 2 - 3 ведомственных автомобиля, 25 - 40 грузовых автомобилей в зависимости от состава парка. Число мотоциклов и мопедов на 1000 чел. следует принимать 50 - 100 единиц.
3. Автомобильные дороги общей сети I, II, III категорий (внешний транспорт), как правило, следует проектировать в обход населенных пунктов в соответствии с СНиП 2.05.02-85 "Автомобильные дороги".
4. Расстояния от бровки земляного полотна дорог общей сети I, II, III категорий (внешний транспорт) до застройки необходимо принимать в соответствии с СНиП 2.05.02-85, но не менее:
- до жилой застройки - 100 м;
- до садоводческих товариществ - 50 м;
- для дорог IV категории следует принимать соответственно 50 и 25 м.
5. Для защиты застройки от шума и выхлопных газов автомобилей следует предусматривать вдоль дороги полосу зеленых насаждений шириной не менее 10 м.
6. Расстояние от края основной проезжей части магистральных дорог до линии регулирования жилой застройки следует принимать не менее 50 м, а при условии применения шумозащитных устройств, обеспечивающих требования СНиП II-12-77, - не менее 25 м.
7. Расстояние от края основной проезжей части улиц, местных или боковых проездов до линии застройки следует принимать не более 25 м. В случаях превышения указанного расстояния следует предусматривать на расстоянии не ближе 5 м от линии застройки полосу шириной 6 м, пригодную для проезда пожарных машин.
8. В конце проезжих частей тупиковых улиц и дорог следует устраивать площадки с островками диаметром не менее 16 м для разворота автомобилей и не менее 30 м при организации конечного пункта для разворота средств общественного пассажирского транспорта. Использование разворотных площадок для стоянки автомобилей не допускается.
9. Комплексным показателем, отражающим степень компактности территории, уровень развития улично-дорожной и транспортной сети, являются затраты времени на передвижение от мест проживания до мест работы:
- затраты времени в городе Калуге на передвижение от мест проживания до мест работы для 90% трудящихся (в один конец) не должны превышать 35 минут;
- для ежедневно приезжающих на работу в город Калугу из сельских населенных пунктов затраты времени должны составлять не более 1 часа 10 минут.
10. В планируемых районах города при прокладке магистральных улиц и дорог следует принимать интервал 600 - 800 м между ними.
Дальность пешеходного подхода к остановкам - до 500 м.
11. Минимальные расчетные показатели для проектирования улично-дорожной сети и ее элементов приведены в таблице 8.1.
Таблица 8.1.
Минимальные расчетные показатели для проектирования
улично-дорожной сети и ее элементов
Наименование параметра |
Единица измерения |
Минимальные значения показателей |
Плотность улично-дорожной сети города Калуги в среднем по городу |
км/ км2 |
4,0 |
В зонах наибольшей концентрации транспортных потоков по городу Калуге |
км/ км2 |
5,0 |
Плотность улично-дорожной сети в общественном центре города Калуги |
км/ км2 |
8,0 |
Плотность сети магистральных улиц и дорог с регулируемым движением |
км/ км2 |
2,5-3,5 |
Плотность сети городских скоростных дорог и магистралей непрерывного движения |
км/ км2 |
0,4 |
Количество индивидуальных легковых автомобилей на 1000 жителей |
единиц |
350 (до 2015 г.) 450 (от 2015 г. до 2025 г.) |
Количество такси на 1000 жителей |
единиц |
10 (до 2015 г.) 15 (от 2015 г. до 2025 г.) |
Количество ведомственных автомобилей на 1000 жителей |
единиц |
4 (до 2015 г.) 5 (от 2015 г. до 2025 г.) |
Количество грузовых и специальных автомобилей на 1000 жителей |
единиц |
25-40 |
12. Дороги и улицы в городе Калуге классифицируются по категориям исходя из функционального назначения, состава потока и скорости движения транспорта, согласно таблице 8.2.
13. Дороги и улицы в пригородной зоне (сельской местности) городского округа "Город Калуга" классифицируются по категориям исходя из функционального назначения, состава потока и скорости движения транспорта, согласно таблице 8.4.
14. При необходимости пропуска магистральных дорог через жилые зоны обеспечивается полная изоляция путей скоростного и непрерывного движения. На магистральных дорогах скоростного движения не допускается организация движения общественного пассажирского транспорта, кроме экспресс-автобусных маршрутов.
15. Пересечение магистральных дорог скоростного движения с другими элементами улично-дорожной сети города организовывается в разных уровнях. При прохождении трасс магистральных дорог скоростного движения в зонах с высокой плотностью улично-дорожной сети допустимо проектирование дорог скоростного движения в виде протяженных тоннельных или эстакадных участков с устройством необходимых съездов на магистральные улицы и дороги.
16. Параметры улиц и дорог местного значения города Калуги представлены в таблице 8.3.
17. Параметры улиц и дорог местного значения в пригородной зоне (сельской местности) городского округа "Город Калуга" представлены в таблице 8.4.
18. На территории с застройкой жилыми домами с приквартирными участками принимается следующее число полос движения:
- для улиц - не менее 2;
- для проездов - 2.
Ширина полосы движения устанавливается равной 3,5 м.
19. Для транспортного обслуживания застройки жилых микрорайонов (кварталов), прилегающих к магистральным дорогам скоростного движения и магистральным улицам непрерывного движения общегородского значения, предусматриваются проезды. Проезды вдоль магистральных улиц общегородского значения предусматриваются при концентрации в уличной застройке объектов культурно-бытового назначения и других объектов общегородского значения.
Таблица 8.2.
Классификация улично-дорожной сети города Калуги
N п/п |
Категория дорог и улиц |
Основное назначение дорог и улиц |
1. Магистральные дороги | ||
1.1. |
Скоростное движение |
Скоростная транспортная связь между удаленными промышленными и планировочными районами: выходы на внешние автомобильные дороги, к аэропортам, крупным зонам массового отдыха. Пересечения с магистральными улицами и дорогами в разных уровнях |
1.2. |
Регулируемое движение |
Транспортная связь между районами города на отдельных направлениях и участках преимущественно грузового движения, осуществляемого вне жилой зоны, выходы на внешние автомобильные дороги, пересечения с улицами и дорогами, как правило, в одном уровне |
2. Магистральные улицы | ||
2.1. Общегородского значения | ||
2.1.1. |
Непрерывное движение |
Транспортная связь между жилыми, промышленными районами и общественными центрами, а также с другими магистральными улицами, городскими и внешними автомобильными дорогами. Обеспечение движения транспорта по основным направлениям в разных уровнях |
2.1.2. |
Регулируемое движение |
Транспортная связь между жилыми, промышленными районами и центром города, выходы на магистральные улицы, дороги, внешние автомобильные дороги. Пересечения с магистральными улицами и дорогами, как правило, в одном уровне |
2.2. Районного значения | ||
2.2.1. |
Транспортно-пешеходные |
Транспортная и пешеходная связи между жилыми районами, а также между жилыми и промышленными зонами, общественными центрами, выходы на другие магистральные улицы |
2.2.2. |
Пешеходно-транспортные |
Пешеходная и транспортная связи (преимущественно общественный пассажирский транспорт) в пределах планировочного района |
3. Улицы и дороги местного значения | ||
3.1. |
Улицы в жилой застройке |
Транспортная (без пропуска грузового и общественного транспорта) и пешеходная связи на территории жилых районов (микрорайонов), выходы на магистральные улицы и дороги регулируемого движения |
3.2. |
Улицы и дороги в научно-производственных, промышленных коммунально-складских зонах |
Транспортная связь преимущественно легкового и грузового транспорта в пределах зон, выходы на магистральные городские дороги. Пересечения с улицами и дорогами устраиваются в одном уровне |
3.3. |
Пешеходные улицы и дороги |
Пешеходная связь с местами приложения труда, объектами обслуживания, в том числе в пределах общественных центров, местами отдыха и остановочными пунктами общественного транспорта |
3.4. |
Парковые дороги |
Транспортная связь в пределах территории парков и лесопарков преимущественно для движения легковых автомобилей |
3.5. |
Проезды |
Подъезд транспортных средств к жилым домам, общественным зданиям и другим объектам городской застройки внутри жилых районов, жилых микрорайонов (кварталов) |
3.6. |
Велосипедные дорожки |
Проезд на велосипедах по свободным от других видов транспортного движения трассам к местам отдыха, общественным центрам |
Примечания:
1. Главные улицы выделяются из состава транспортно-пешеходных, пешеходно-транспортных и пешеходных улиц и являются основой архитектурно-планировочного построения общегородского центра.
2. В условиях реконструкции, а также для улиц районного значения допускается устройство магистралей или их участков, предназначенных только для пропуска средств общественного транспорта с организацией троллейбусно-пешеходного или автобусно-пешеходного движений.
3. Предусматривается исключение или сокращение объемов движения наземного транспорта через территорию исторического ядра общегородского центра: устройство обходных магистральных улиц, улиц с ограниченным движением транспорта, пешеходных улиц и зон; размещение стоянок автомобилей преимущественно по периметру этого ядра.
Таблица 8.3.
Параметры улиц и дорог местного значения города Калуги
N п/п |
Категория дорог и улиц |
Расчетная скорость движения, км/ч |
Ширина полосы движения, м |
Число полос движения |
Наименьший радиус кривых в плане, м |
Наибольший продольный уклон, промилле |
Ширина пешеходной части тротуара, м |
1. Магистральные дороги | |||||||
1.1. |
Скоростное движение |
120 |
3,75 |
4 - 8 |
600 |
30 |
- |
1.2. |
Регулируемого движение |
80 |
3,50 |
2 - 6 |
400 |
50 |
- |
2. Магистральные улицы общегородского значения | |||||||
2.1. |
Непрерывного движения |
100 |
3,75 |
4 - 8 |
500 |
40 |
4,50 |
2.2. |
Регулируемого движения |
80 |
3,50 |
4 - 8 |
400 |
50 |
3,00 |
3. Улицы и дороги районного значения | |||||||
3.1. |
Транспортно-пешеходные |
70 |
3,50 |
2 - 4 |
250 |
60 |
2,25 |
3.2. |
Пешеходно-транспортные |
50 |
4,00 |
2 |
125 |
40 |
3,00 |
4. Улицы и дороги местного значения | |||||||
4.1. |
В жилой застройке |
40 - 30 |
3,00 - 3,50 |
2 - 3 (*) |
50 - 90 |
70 - 80 |
1,50 |
4.2. |
В научно-производственных зонах |
50 |
3,00 |
2 - 4 |
90 |
60 |
1,50 |
4.3. |
В промышленных и коммунально-складских зонах |
40 |
3,50 |
2 |
50 |
70 |
1,50 |
4.4. |
Парковые дороги |
40 |
3,00 |
2 |
75 |
80 |
- |
5. Проезды | |||||||
5.1. |
Основные |
40 |
2,75 |
2 |
50 |
70 |
1,00 |
5.2. |
Второстепенные |
30 |
3,50 |
1 |
25 |
80 |
0,75 |
6. Пешеходные улицы | |||||||
6.1. |
Основные |
- |
1,00 |
По расчету |
- |
40 |
По проекту |
6.2. |
Второстепенные |
- |
0,75 |
По расчету |
- |
60 |
По проекту |
7. Велосипедные дорожки | |||||||
7.1 |
Обособленные |
20 |
1,50 |
1 - 2 |
30 |
40 |
- |
7.2 |
Изолированные |
30 |
1,50 |
2 - 4 |
50 |
30 |
- |
Примечания.
1. Ширина улиц и дорог определяется в зависимости от интенсивности движения транспорта и пешеходов, состава размещаемых в пределах поперечного профиля элементов (проезжих частей, технических полос для прокладки подземных коммуникаций, тротуаров, зеленых насаждений и др.), с учетом санитарно-гигиенических требований и требований гражданской обороны. Как правило, ширина улиц и дорог в красных линиях принимается в следующем размере:
- магистральных дорог - 50 - 75 м;
- магистральных улиц - 40 - 80 м;
- улиц и дорог местного значения - 15 - 25 м.
2. В условиях сложного рельефа или реконструкции, а также в зонах с высокой градостроительной ценностью территории допускается снижать на 10 км/ч расчетную скорость движения для дорог скоростного и улиц непрерывного движения с уменьшением радиусов кривых в плане и увеличением продольных уклонов.
3. Для движения автобусов и троллейбусов на магистральных улицах и дорогах предусматривается крайняя полоса шириной 4 м: для пропуска автобусов в часы пик допускается устройство обособленной проезжей части шириной 8 - 12 м при интенсивности более 40 ед./ч, а в условиях реконструкции - более 20 ед./ч. На магистральных дорогах с преимущественным движением грузовых автомобилей допускается увеличивать ширину полосы движения до 4 м.
4. В ширину пешеходной части тротуаров и дорожек не включаются площади, необходимые для размещения киосков, скамеек.
5. В условиях реконструкции на улицах местного значения, а также при расчетном пешеходном движении менее 50 чел./ч в обоих направлениях допускается устройство тротуаров и дорожек шириной 1 м.
6. При непосредственном примыкании тротуаров к стенам зданий увеличивается ширина подпорных стенок или оград не менее чем на 0,5 м.
7. Допускается предусматривать поэтапное достижение расчетных параметров магистральных улиц и дорог, транспортных пересечений с учетом конкретных размеров движения транспорта и пешеходов при обязательном резервировании территории и подземного пространства для перспективного строительства.
8. В условиях реконструкции и при организации одностороннего движения транспорта допускается использовать параметры магистральных улиц районного значения для проектирования магистральных улиц общегородского значения.
9. В зонах малоэтажной жилой застройки ширина улицы в красных линиях принимается не менее 15 м.
10. (*) - с учетом использования одной полосы для стоянок легковых автомобилей.
Таблица 8.4.
Категории и параметры автомобильных дорог
пригородной зоны городского округа "Город Калуга"
Категории дорог |
Расчетная скорость движения, км/ч |
Ширина полосы движения, м |
Число полос движения |
Наименьший радиус кривых в плане, м |
Наибольший продольный уклон, 0/00 |
Наибольшая ширина земляного полотна, м |
Магистральные: - скоростного движения; - основные секторальные непрерывного и регулируемого движения; - основные зональные непрерывного и регулируемого движения. |
150 120
100 |
3,75 3,75
3,75 |
4-8 4-8
2-4 |
1000 600
400 |
30 50
60 |
65 50
40 |
Местного значения: - грузового движения; - парковые. |
70 50 |
4,0 3,0 |
2 2 |
250 175 |
70 80 |
20 15 |
Примечания.
1. В сложных топографических и природных условиях допускается снижать расчетную скорость движения до величины последующей категории дороги с соответствующей корректировкой параметров горизонтальных кривых и продольного уклона.
2. При высокой неравномерности автомобильных потоков в часы пик по направлениям допускается устройство обособленной центральной проезжей части для реверсивного движения легковых автомобилей и автобусов.
3. На магистральных дорогах с преимущественным движением грузовых автомобилей следует увеличивать ширину полосы движения до 4 м, а при доле большегрузных автомобилей в транспортном потоке более 20% - до 4,5 м.
Таблица 8.5.
Классификация и параметры улично-дорожной сети пригородной зоны
городского округа "Город Калуга"
Категория сельских улиц и дорог |
Основное назначение |
Расчетная скорость движения, км/ч |
Ширина полосы движения, м |
Число полос движения |
Ширина пешеходной части тротуара, м |
Поселковая дорога |
Связь сельского населенного пункта с внешними дорогами общей сети |
60 |
3,5 |
2 |
- |
Главная улица |
Связь жилых территорий с общественным центром |
40 |
3,5 |
2-3 |
1,5-2,25 |
Улица в жилой застройке: | |||||
Основная |
Связь внутри жилых территорий и с главной улицей по направлениям с интенсивным движением |
40 |
3,0 |
2 |
1,0-1,5 |
Второстепенная (переулок) |
Связь между основными жилыми улицами |
30 |
2,75 |
2 |
1,0 |
Проезд |
Связь жилых домов, расположенных в глубине квартала, с улицей |
20 |
2,75-3,0 |
1 |
0-1,0 |
Хозяйственный проезд, скотопрогон |
Прогон личного скота и проезд грузового транспорта к приусадебным участкам |
30 |
4,5 |
1 |
- |
20. На нерегулируемых перекрестках и примыканиях улиц и дорог, а также пешеходных переходах предусматриваются треугольники видимости. Размеры сторон равнобедренного треугольника для условий "транспорт - транспорт" при скорости движения 40 км/ч и 60 км/ч должны составлять соответственно не менее 25 м и 40 м. Для условий "пешеход - транспорт" размеры прямоугольного треугольника видимости при скорости движения транспорта 25 км/ч и 40 км/ч должны составлять соответственно 8 м х 40 м и 10 м х 50 м.
В пределах треугольников видимости не допускается размещение зданий, сооружений, передвижных предметов (киосков, фургонов, реклам, малых архитектурных форм и др.), деревьев и кустарников высотой более 0,5 м.
21. Для магистральных улиц и дорог с шириной центральной проезжей части более 15 м рекомендуется устройство приподнятых над проезжей частью разделительных полос между встречным движением транспорта шириной не менее 2,0 м. На транспортных инженерных сооружениях обязательно устройство центральной разделительной полосы шириной не менее 1,0 м, поднятой на 15 - 20 см над уровнем проезжей части. При невозможности устройства островков безопасности предусматривается установка ограждений I группы по середине проезжей части улиц.
22. Число полос движения на улицах и дорогах определяется в зависимости от расчетной интенсивности транспортного потока, но не менее нижнего предела, указанного в таблицах 8.3 и 8.4.
23. Для предварительных расчетов пропускную способность пересечения полос проезжей части улиц с регулируемым движением рекомендуется принимать равной 900 автомобилей в час. Пропускная способность одной полосы скоростных дорог и магистралей непрерывного движения определяется в зависимости от расчетной скорости с учетом динамического габарита автотранспорта и минимально допускаемого расстояния между автомобилями (в случае экстренного торможения идущего впереди экипажа).
24. Пропускная способность проезжей части определяется в зависимости от числа полос движения в одном направлении с учетом коэффициента многополосности:
- одна полоса - 1;
- две полосы - 1,9;
- три полосы - 2,7;
- четыре полосы - 3,5.
25. Для связи внутриквартальных территорий с магистральными дорогами и улицами, а также улицами городского и районного значения проектируется сеть внутриквартальных проездов к жилым домам и зданиям общественного назначения с учетом исключения транзитного движения через жилой микрорайон (квартал).
26. Внутриквартальные проезды проектируются с примыканием к проезжим частям магистральных дорог и улиц с регулируемым движением, к проездам магистральных улиц и дорог. Примыкание проездов к проезжим частям магистральных дорог и улиц с регулируемым движением допускается на расстоянии не менее 100 м от перекрестков.
27. Въезды на территорию кварталов с центральных проезжих частей магистральных дорог и улиц предусматриваются на расстоянии не менее 150 м друг от друга. Въезды допускаются на расстоянии не менее 50 м от стоп-линии ближайшего перекрестка и не менее 20 м от края остановки общественного транспорта.
28. Для подъезда к группам жилых домов, зданиям, крупным объектам обслуживания, торговым центрам предусматриваются основные проезды, а к отдельно стоящим зданиям - второстепенные проезды в соответствии с требованиями действующего законодательства.
29. Жилые микрорайоны (кварталы) с застройкой высотой 5 этажей и выше обеспечиваются обслуживанием двухполосными проездами, с застройкой высотой до 5 этажей - однополосными проездами.
На однополосных проездах предусматриваются разъездные площадки шириной 6 м и длиной 15 м на расстоянии не более 75 м одна от другой. В пределах фасадов зданий, имеющих входы, ширина проезда должна составлять не менее 5,5 м.
30. Тупиковые проезды устанавливаются протяженностью не более 150 м и заканчиваются разворотными площадками, обеспечивающими возможность разворота мусоровозов, уборочных и пожарных машин.
31. К зданиям, сооружениям и строениям производственных объектов по всей их длине должен быть обеспечен подъезд пожарных автомобилей:
1) с одной стороны - при ширине здания, сооружения или строения не более 18 метров;
2) с двух сторон - при ширине здания, сооружения или строения более 18 метров, а также при устройстве замкнутых и полузамкнутых дворов.
32. К зданиям с площадью застройки более 10000 кв.м или шириной более 100 м подъезд пожарных автомобилей должен быть обеспечен со всех сторон.
33. До внесения в действующие своды правил требований, исключенных из Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", требования к противопожарным расстояниям и проездам принимаются в соответствии со СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений".
34. Тротуары и велосипедные дорожки устанавливаются приподнятыми на 15 см над уровнем проездов. Пересечения тротуаров и велосипедных дорожек со второстепенными проездами, а на подходах к объектам дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования и с основными проездами предусматриваются в одном уровне с устройством рампы длиной соответственно 1,5 м и 3 м. К отдельно стоящим жилым домам высотой не более 9 этажей, а также к объектам, посещаемым маломобильными группами населения, допускается устройство проездов, совмещенных с тротуарами при протяженности их не более 150 м и общей ширине не менее 4,2 м, а в малоэтажной (2 - 3 этажа) застройке - при ширине не менее 3,5 м.
35. Ширина проездов, ведущих к группам жилых домов и общественных зданий, принимается равной 6,0 м. В пределах фасадов зданий, имеющих входы, ширина проезда принимается не менее 7,0 м для обеспечения возможности установки специальной пожарной техники. Тупиковые проезды, допускаемые как исключение, принимаются протяженностью не более 150 м и обеспечиваются разворотными площадками с размерами в плане 16 м x 16 м или кольцом с радиусом по оси проезда не менее 16 м для возможности маневра крупногабаритного автотранспорта (пожарных, мусоровозов и уборочных машин). Радиусы закруглений проездов в плане предусматриваются 8 - 10 м.
36. В жилых зонах, местах размещения объектов массового посещения предусматривается система тротуаров и пешеходных дорожек с возможностью проезда механических инвалидных колясок. Продольные уклоны устанавливаются не более 5%. В местах пересечения путей для проезда инвалидных колясок транспортными путями высота бортовых камней тротуара устанавливается не более 5 см. Опасные для инвалидов участки по внешним боковым краям отделяются бордюрным камнем высотой не менее 5 см. Вдоль пешеходных дорожек и тротуаров, предназначенных для передвижения инвалидов, предусматриваются места отдыха со скамейками не реже чем через 300 м.
37. Ширина тротуаров принимается в зависимости от величины интенсивности пешеходного движения не менее величин, указанных в таблице 8.3. Ширина одной полосы пешеходного движения составляет не менее 0,75 м.
Пропускная способность одной полосы пешеходного движения при расчете ширины тротуаров принимается:
- для тротуаров вдоль застройки с развитой системой обслуживания, в пересадочных узлах с пересечением пешеходных потоков различных направлений - 600 человек в 1 час;
- для тротуаров, отделенных от застройки, или вдоль застройки без развитой системы обслуживания - 800 человек в 1 час;
- на лестницах - 700 человек в 1 час;
- в тоннелях - 2000 человек в 1 час.
38. Устройство пешеходных переходов через проезжую часть улиц и дорог выполняется с учетом размещения остановок общественного транспорта, объектов системы обслуживания, других объектов массового посещения, а также с основными пешеходными направлениями внутри квартала.
39. Островки безопасности для пешеходного движения предусматриваются при ширине проезжей части более 15 м. При отсутствии центральной распределительной полосы ширина островка предусматривается не менее 1,5 м, длина - не менее 3 м. Островки безопасности устраиваются над уровнем проезжей части высотой не менее 15 см.
40. Пешеходные переходы через городские скоростные дороги и магистрали непрерывного движения предусматриваются только в разных уровнях с путями движения транспорта.
41. Устройство подземных пешеходных переходов предусматривается:
- в пересадочных узлах различных видов транспорта;
- у крупных общественных, культурно-бытовых и административных центров, в местах постоянной концентрации пешеходных потоков;
- на перекрестках городских магистралей при необходимости увеличения их пропускной способности.
42. Для инвалидов и маломобильных групп населения все лестницы подземных переходов дублируются пандусами с заложением 1/12, а лестничные марши снабжаются поручнями.
Предупреждающая информация для людей с полной или частичной потерей зрения о приближении к препятствиям (лестницам, пешеходному переходу, окончанию островка безопасности и пр.) обеспечивается изменением фактуры поверхностного слоя покрытия дорожек и тротуаров, направляющими рельефными полосами и яркой контрастной окраской.
43. Устройство надземных пешеходных переходов производится в зависимости от градостроительной ситуации и технической возможности.
44. На магистральных улицах и дорогах регулируемого движения в пределах застроенной территории следует предусматривать пешеходные переходы в одном уровне с интервалом 200 - 300 м.
Пешеходные переходы в разных уровнях, оборудованные лестницами и пандусами, следует предусматривать с интервалом:
- 400 - 800 м - на дорогах скоростного движения и железных дорогах;
- 300 - 400 м - на магистральных улицах непрерывного движения.
45. Магистрали, улицы, дороги, проезды и пешеходные пути освещаются в соответствии с требованиями действующего законодательства.
8.2. Минимальные расчетные показатели организации системы
общественного пассажирского транспорта.
1. При проектировании системы общественного пассажирского транспорта жилого района учитываются ориентировочная провозная способность и скорость сообщения различных видов пассажирского транспорта.
2. Плотность сети линий наземного общественного пассажирского транспорта на застроенных территориях необходимо принимать в зависимости от функционального использования и интенсивности пассажиропотоков, как правило, в пределах 1,5 - 2,5 км/км2.
В центральном районе города Калуги плотность этой сети допускается увеличивать до 4,5 км/км2.
3. Маршруты наземного общественного транспорта по магистральным улицам общегородского и районного значения предусматриваются исходя из расстояния пешеходного подхода к остановочным пунктам не более 500 м от наиболее удаленного дома.
4. Для размещения остановочных пунктов на магистральных улицах общегородского значения предусматривается устройство специальных "карманов" с расширением проезжей части. Для основной проезжей части магистральных улиц непрерывного движения устройство "карманов" обязательно. Остановочные пункты для линий экспресс-автобуса на скоростных дорогах устанавливаются на местных проездах или на специальных площадках с переходно-скоростными полосами длиной не менее 100 м до остановочной площадки и после нее.
5. На конечных пунктах общественного транспорта предусматриваются совмещенные для разных видов транспорта здания и сооружения, для размещения служб диспетчерского управления движением, служебных и санитарно-бытовых помещений.
6. Отстойно-разворотные площадки общественного транспорта с организацией санитарно-защитных зон предусматриваются в соответствии с требованиями действующего законодательства.
8.3. Минимальные расчетные показатели организации системы
обслуживания и хранения индивидуальных транспортных средств.
1. Стоянка для автомобилей (далее - автостоянка) - здание, сооружение (часть здания, сооружения) или специальная открытая площадка, предназначенные только для хранения (стоянки) автомобилей.
2. Для жилого микрорайона (квартала), группы жилых домов, жилого дома требуемое количество машиномест для организованного хранения легкового автотранспорта определяется из расчета:
жилой фонд экономического класса - не менее 1 машиноместа на 1 квартиру;
коммерческий жилой фонд - не менее 1,5 машиноместа на 1 квартиру;
элитный жилой фонд - не менее 2,5 машиномест на 1 квартиру.
Обеспеченность площадками для временного хранения автомобилей жителей жилых домов в границах жилого квартала принимается не менее 50% от расчетного количества.
На территориях жилых микрорайонов и районов, а также на прилегающих к ним производственных территориях следует предусматривать автостоянки для постоянного хранения не менее 90% расчетного числа индивидуальных легковых автомобилей при пешеходной доступности не более 800 м, а в районах реконструкции или с неблагоприятной гидрогеологической обстановкой - не более 1500 м.
Открытые автостоянки для временного хранения индивидуальных легковых автомобилей следует предусматривать из расчета не менее чем для 70% расчетного парка индивидуальных легковых автомобилей, в том числе, %:
- жилые кварталы, микрорайоны и районы ...........................25
- промышленные и коммунально-складские зоны (районы)...25
- общегородские и специализированные центры ..................5
- зоны массового кратковременного отдыха ........................15
6. Обеспеченность площадками для временного хранения автомобилей для административных и общественных зданий устанавливается не менее чем для 80% от расчетного количества (устанавливается по расчету согласно таблице 8.7). Остальные парковочные места допускается размещать в других местах с пешеходной доступностью не более 150 м, с учетом фактической и планируемой обеспеченностью местами для хранения автомобилей всех объектов микрорайона (квартала). При отсутствии необходимой территории для организации открытых парковок предусматриваются встроенные или пристроенные (в том числе подземные) автостоянки.
7. Расстояния от открытых автостоянок и паркингов открытого типа, предназначенных для постоянного хранения легковых автомобилей, до жилых домов и общественных зданий, а также до участков образовательных и лечебных учреждений стационарного типа должны соответствовать требованиям таблицы 8.6.
Таблица 8.6.
Минимально допустимые разрывы от сооружений для хранения
автомобилей до стен жилых и общественных зданий
Объекты, до которых исчисляется расстояние |
Разрыв, м при вместимости, машиномест |
||||
10 и менее |
11-50 |
51-100 |
101-300 |
свыше 300 |
|
Фасады жилых домов с окнами |
10 |
15 |
25 |
35 |
50 |
Торцы жилых домов без окон |
10 |
10 |
15 |
25 |
35 |
Территории дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, площадок для отдыха, игр и спорта детей |
25 |
50 |
50 |
50 |
50 |
Территории лечебных учреждений со стационарами, открытые спортивные сооружения общего пользования, места отдыха населения (сады, скверы, парки) |
25 |
50 |
по расчетам* |
по расчетам* |
по расчетам* |
* Разрывы устанавливаются по результатам расчета рассеивания загрязнений в атмосферном воздухе и уровней физического воздействия. |
8. Разрыв от наземных гаражей-стоянок, паркингов закрытого типа принимается на основании результатов расчетов рассеивания загрязнений в атмосферном воздухе и уровней физического воздействия. При размещении наземных гаражей-стоянок, паркингов, автостоянок должны быть соблюдены нормативные требования обеспеченности придомовой территории с необходимыми элементами благоустройства по площади и наименованиям.
9. Для подземных, полуподземных и обвалованных гаражей-стоянок регламентируется лишь расстояние от въезда-выезда и от вентиляционных шахт до территории школ, детских дошкольных учреждений, лечебно-профилактических учреждений, жилых домов, площадок отдыха и др., которое должно составлять не менее 15 м.
В случае размещения подземных, полуподземных и обвалованных гаражей-стоянок в жилом доме расстояние от въезда-выезда до жилого дома не регламентируется. Достаточность разрыва обосновывается расчетами загрязнения атмосферного воздуха и акустическими расчетами.
10. Разрыв от проездов автотранспорта из гаражей-стоянок, паркингов, автостоянок до нормируемых объектов должен быть не менее 7 метров.
11. Вентвыбросы из подземных гаражей-стоянок, расположенных под жилыми и общественными зданиями, должны быть организованы на 1,5 м выше конька крыши самой высокой части здания.
12. На эксплуатируемой кровле подземного гаража-стоянки допускается размещать площадки отдыха, детские, спортивные, игровые и другие сооружения на расстоянии 15 м от вентиляционных шахт, въездов-выездов, проездов при условии озеленения эксплуатируемой кровли и обеспечении предельно допустимых концентраций в устье выброса в атмосферу.
13. Размеры территории наземного гаража-стоянки должны соответствовать габаритам застройки для исключения использования прилегающей территории под автостоянку.
14. Разрыв от территорий подземных гаражей-стоянок не лимитируется.
15. Требования, отнесенные к подземным гаражам, распространяются на размещение обвалованных гаражей-стоянок.
16. Для гостевых автостоянок жилых домов разрывы не устанавливаются.
17. Противопожарные расстояния от надземных закрытых и открытых автостоянок для постоянного хранения автомобилей следует принимать в соответствии с действующими техническими регламентами.
18. Сооружения для хранения автомобилей всех категорий следует размещать:
- на территориях коммунально-складского и производственного назначения, на территориях защитных зон между полосами отвода железных дорог и линиями застройки, в санитарно-защитных зонах производственных предприятий, железных и автомобильных дорог;
- на территориях коммунального и общественно-делового назначения, транспортных сооружений, в подземном пространстве - под участками газонов, спортивных сооружений, автостоянками.
19. Сооружения для хранения легковых автомобилей (вместимостью не более 300 машиномест) допускается размещать на жилых территориях, в местах, приближенных к их границам. Надземные автостоянки закрытого типа, открытые автостоянки вместимостью свыше 500 машиномест следует размещать на территории производственных зон и зон инженерно-транспортной инфраструктуры.
20. Открытые автостоянки для хранения легковых автомобилей допускается размещать на участках, резервируемых для перспективного строительства объектов и сооружений различного функционального назначения, включая многоэтажные надземные автостоянки.
21. Подземные стоянки на жилых территориях допускается размещать под общественными и жилыми зданиями, участками зеленых насаждений, спортивных сооружений, под хозяйственными, спортивными и игровыми площадками, гостевыми автостоянками. Вытяжные вентиляционные шахты из помещений подземных автостоянок должны предусматривать высотой не менее 3 м над уровнем земли и не ближе 15 м от стен жилых и общественных зданий, границ участков дошкольных образовательных, общеобразовательных учреждений, детских игровых и физкультурно-спортивных площадок и площадок отдыха взрослых.
22. Размеры земельных участков надземных автостоянок в зависимости от их этажности следует принимать на 1 машиноместо:
- для одноэтажных - 30 м2;
- для двухэтажных - 20 м2;
- для трехэтажных - 14 м2;
- для четырехэтажных - 12 м2;
- для пятиэтажных - 10 м2;
- для шести-девятиэтажных - по заданию на проектирование;
- на открытых охраняемых площадках для легковых автомобилей - 25 м2;
- с учетом проездов при примыкании машиноместа к проездам - 18 м2.
23. Площадь участка для стоянки автобуса следует принимать не менее 100 м2; площадь участка для стоянки грузового автотранспорта определяется его типом.
24. Многоярусные механизированные и автоматизированные автостоянки закрытого типа с пассивным (с выключенным двигателем) передвижением автомобилей внутри сооружения допускается устраивать:
- отдельно стоящими;
- пристроенными к глухим торцевым стенам (без окон) производственных, административно-общественных (за исключением учреждений здравоохранения, дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) и общеобразовательных учреждений), жилых зданий при вместимости стоянок, как правило, не более 150 машиномест;
- пристроенными к существующим брандмауэрам, встроенными (встроенно- пристроенными) в отдельные здания, а также встраивать между глухими торцевыми стенами двух рядом стоящих зданий общественного назначения (за исключением учреждений здравоохранения, ДОУ и общеобразовательных учреждений) - ограничения вместимости;
встраивать между глухими торцевыми стенами двух рядом стоящих жилых домов при условии компоновки автостоянки без выхода за габариты жилых зданий по ширине вместимостью не более 150 машиномест.
Механизированные автостоянки могут иметь не более 9 надземных этажей и не более 5 подземных при высоте 1,80 м на этаж. Расстояние от въезда-выезда подземных механизированных и автоматизированных автостоянок до фасадов жилых и общественных зданий с окнами предусматривается 15 м.
25. Подземные автостоянки могут иметь отметку пола ниже планировочной отметки земли, в том числе при заглублении пола первого (верхнего) подземного этажа более чем наполовину высоты помещения.
26. На всех автостоянках, размещаемых в пешеходной доступности пересадочных узлов общественного транспорта, предусматривать не менее 25% от общего числа парковочных мест для обеспечения возможности пересадки на общественный транспорт.
27. На открытых автостоянках, надземных закрытых автостоянках, обслуживающих объекты посещения различного функционального назначения, следует выделять места для парковки личных автотранспортных средств, принадлежащих инвалидам с поражением опорно-двигательного аппарата, и обозначать их специальными знаками. Стоянки с местами для автомобилей инвалидов должны располагаться на расстоянии не далее 60 м от общественных зданий, сооружений, а также от входов на территории предприятий, использующих труд инвалидов. Места для хранения легковых автомобилей, принадлежащих инвалидам, следует предоставлять на автостоянках, расположенных не далее 60 м от места проживания автовладельца. Размер площадки для автомобиля инвалида должен быть не менее 3,5 м?5,0 м. В случае, если доступность имеющихся автостоянок превышает 60 м, допускается устройство временных гаражей из несгораемых сборно-разборных конструкций, удаленных от жилых зданий в соответствии с таблицей 8.6. Размещение гаражей для инвалидов должно проводиться без нарушений условий безопасности движения пешеходов и транспортных средств на территориях жилой застройки.
28. Станции технического обслуживания автомобилей проектируются из расчета один пост на 200 легковых автомобилей, принимая следующие размеры земельных участков для станций:
- на 10 постов - 1,0 га;
- на 15 постов - 1,5 га;
- на 25 постов - 2,0 га;
- на 40 постов - 3,5 га.
Таблица 8.7.
Нормативы стоянок индивидуальных автотранспортных средств (*)
N п/п |
Объект |
Расчетная единица |
Число машиномест на расчетную единицу |
1 |
Детские дошкольные учреждения; детские сады, детские ясли, детские ясли-сады, центры развития ребенка |
100 детей |
Не менее 2 |
2 |
Начальные школы, общеобразовательные школы, школы с углубленным изучением предметов, лицеи, гимназии, кадетские школы, вечерние школы, общеобразовательные школы-интернаты, специальные школы |
100 учащихся |
Не менее 2 |
3 |
Поликлиники, объекты общих врачебных практик, женские консультации |
100 посещений |
5, но не менее 5 на объект |
4 |
Больницы; лечебные стационары; специализированные медицинские центры; госпитали общего типа; клиники, родильные дома, диспансеры |
100 коек |
3 - 5 |
5 |
Здания и помещения проектных, научно-исследовательских и изыскательских организаций, конструкторских бюро, информационные вычислительные центры, компьютерные центры |
100 м2 общей площади |
1 |
6 |
Здания и комплексы зданий профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования |
Преподаватели, сотрудники, студенты, занятые в одну смену |
2 машиноместа на 3 преподавателя или сотрудника и 10 студентов |
7 |
Объекты специализированных учреждений дополнительного образования и повышения квалификации, клубы по интересам |
100 м2 общей площади |
4 |
8 |
Производственные и складские объекты |
Работающие в двух смежных сменах, 8 человек |
1 |
9 |
Магазины продовольственных, непродовольственных, промышленных и смешанных товаров, торговые комплексы, торговые центры |
100 м2 общей площади |
4 (для объектов, расположенных на улицах и дорогах городского и районного значения); 2, но не менее 5 на магазин (для объектов внутри микрорайона, квартала) |
10 |
Открытые и крытые рынки, оптовые рынки |
100 м2 общей площади |
4 |
11 |
Спортивные здания и сооружения (с трибунами) |
100 мест |
10 - 15 |
12 |
Общественные здания административного назначения, бизнес-центры, банки, здания и помещения страховых компаний, агентств недвижимости, общественных организаций, офисы, конторы |
100 м2 общей площади |
2 |
13 |
Кафе, столовые, закусочные, бары, рестораны |
5 посадочных мест |
1 |
14 |
Дома быта, ателье, мастерские и салоны бытовых услуг |
100 м2 общей площади |
4 |
15 |
Развлекательные комплексы, танцзалы, дискотеки |
100 м2 общей площади |
5 |
16 |
Физкультурно-оздоровительные клубы; фитнес-клубы (центры), банно-оздоровительные комплексы, бани, сауны |
100 м2 общей площади |
4 |
17 |
Гостиницы |
100 мест |
10 - 15 |
18 |
Вокзалы и станции всех видов транспорта |
100 пассажиров, прибывших в час пик |
10 - 15 |
19 |
Аптеки, объекты врачебных и стоматологических практик, косметические салоны, парикмахерские, массажные кабинеты |
100 м2 общей площади |
4 |
20 |
Мотели |
4 места |
1 |
21 |
Театры, кинотеатры, цирки, концертные залы, музеи, выставочные залы, картинные и художественные галереи, художественные салоны, клубы, дома культуры, дома творческих союзов, центры общения и досуговых занятий |
100 мест или единовременных посетителей |
10 - 15 |
22 |
Ярмарки, выставочные центры и комплексы |
100 м2 общей площади |
4 |
Примечания:
1. (*) - по объектам, не указанным в настоящей таблице, пользоваться нормативами в соответствии с действующим законодательством.
2. Приобъектные стоянки размещаются вне территории объектов дошкольного и школьного образования на нормативном расстоянии от границ земельного участка в соответствии с требованиями действующего законодательства, исходя из количества машиномест.
3. При организации кооперативных стоянок, обслуживающих группы объектов с различным режимом суточного функционирования, допускается снижение расчетного числа машиномест по каждому объекту в отдельности на 10 - 15%.
4. При расчете количества автостоянок из общей площади объекта допускается исключать площадь помещений лифтовых шахт, лестничных клеток, помещений, предназначенных для размещения инженерного и технологического оборудования и прокладки инженерных сетей.
29. Автозаправочные станции проектируются из расчета: одна топливораздаточная колонка на 1200 легковых автомобилей, принимая следующие размеры земельных участков для станций:
- на 2 колонки - 0,1 га;
- на 5 колонок - 0,2 га;
- на 7 колонок - 0,3 га;
- на 9 колонок - 0,35 га;
- на 11 колонок - 0,4 га.
30. Расстояние от автозаправочных станций с подземными резервуарами для хранения жидкого топлива до границ земельных участков объектов дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования, школ-интернатов, лечебных учреждений со стационаром или до стен жилых домов и других общественных зданий и сооружений принимается не менее 50 м. Указанное расстояние определяется от топливораздаточных колонок и подземных резервуаров для хранения жидкого топлива.
Расстояние от автозаправочных станций, предназначенных для заправки только легковых автомобилей в количестве не более 500 машин в сутки, до вышеуказанных объектов допускается уменьшать до 25 м.
31. Станции технического обслуживания автомобилей (далее - СТО) следует проектировать из расчета: один пост на каждые 200 легковых автомобилей от общего парка легкового автотранспорта города, принимая размеры их земельных участков по таблице 8.8.
Таблица 8.8.
Размеры земельных участков
Количество постов |
10 |
15 |
25 |
40 |
Размеры земельных участков для СТО, га |
1,0 |
1,5 |
2,0 |
3,5 |
32. СТО при числе постов более 30 следует размещать вне жилых территорий, на территориях производственного назначения и инженерно-транспортной инфраструктуры.
33. СТО автотранспорта на 15 и более постов следует размещать за пределами исторически сложившихся районов.
34. Для обслуживания иногороднего транспорта следует предусматривать СТО при мотелях, размещая их на подходах к городу на автомобильных дорогах федерального и регионального значения.
35. При размещении и проектировании АЗС на магистральных улицах следует предусматривать дополнительные полосы движения для обеспечения въезда и выезда машин.
36. АЗС следует проектировать из расчета: одна топливораздаточная колонка на каждые 1200 легковых автомобилей общего парка легкового автотранспорта города, принимая размеры их земельных участков по таблице 8.9.
Таблица 8.9.
Размеры земельных участков АЗС
Количество топливораздаточных колонок |
2 |
5 |
7 |
9 |
11 |
Размеры земельных участков для АЗС, га |
0,1 |
0,2 |
0,3 |
0,35 |
0,4 |
37. Размещение АЗС с наземными резервуарами на территории городского округа "Город Калуга" запрещено.
38. Санитарные и противопожарные разрывы от АЗС и СТО до зданий, границ участков и площадок принимаются в соответствии с действующими регламентами и нормами.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.