Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
5.3. Минимальные расчетные показатели организации системы
социального обслуживания населения и территорий учреждений
и предприятий обслуживания населения.
5.3.1. Образовательные учреждения.
1. К образовательным учреждениям относятся учреждения следующих типов:
- дошкольные;
- общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
- учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального образования;
- специальные (коррекционные) для обучающихся (воспитанников) с ограниченными возможностями здоровья;
- учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- учреждения дополнительного образования детей.
2. Дошкольное образовательное учреждение общего типа - образовательное учреждение, реализующее основную общеобразовательную программу дошкольного воспитания, следующих видов:
- детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности);
- детский сад для детей раннего возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, создает условия для социальной адаптации и ранней социализации детей);
- детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности, а также, при необходимости, в группах компенсирующей и комбинированной направленности для детей в возрасте от 5 до 7 лет с приоритетным осуществлением деятельности по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях);
- детский сад присмотра и оздоровления (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах оздоровительной направленности с приоритетным осуществлением деятельности по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур);
- детский сад компенсирующего вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии одной и более категорий детей с ограниченными возможностями здоровья);
- детский сад комбинированного вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной и комбинированной направленности в разном сочетании);
- детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по одному из таких направлений, как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое или физическое);
- центр развития ребенка - детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по нескольким направлениям, таким как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое и физическое).
5.3.2.1. Минимальные расчетные показатели для проектирования
дошкольных образовательных учреждений.
1. Уровень обеспеченности детей местами в дошкольных образовательных учреждениях - отношение общего количества детей в возрасте от 1 до 7 лет в городе Калуге и сельских населенных пунктах городского округа, обеспеченных местами в дошкольных образовательных учреждениях, к общей численности детей соответствующей возрастной группы в городе Калуге и сельских населенных пунктах городского округа, рассчитанное в процентах, на основании официальных статистических данных на расчетный период.
2. Группы для детей дошкольного возраста могут создаваться в образовательных учреждениях других типов (помимо дошкольных) при наличии в них помещений, отвечающих требованиям СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях".
3. Вновь строящиеся объекты дошкольных организаций располагать в отдельно стоящем здании. Вместимость дошкольных организаций в отдельно стоящих зданиях не может превышать 350 мест.
4. При новом строительстве в условиях сложившейся затесненной застройки допускается размещение дошкольных организаций во встроенных в жилые дома помещениях вместимостью до 80 мест и во встроенно-пристроенных помещениях к жилым домам (или пристроенных) вместимостью до 150 мест при наличии отдельно огороженной территории с самостоятельным входом и выездом (въездом). Здание дошкольной организации отделяется от жилого здания капитальной стеной.
Гигиенические требования к планировочной структуре здания определяются видом дошкольной организации и ее деятельностью.
5. Уровень обеспеченности детей в возрасте от 1 до 7 лет местами в дошкольных образовательных учреждениях в городе (административном районе), обеспечивающий благоприятные условия жизнедеятельности населения, - 85%, в том числе:
- в дошкольных образовательных учреждениях общего типа - 70%;
- в специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреждениях - 15%.
6. Количество мест в дошкольных образовательных учреждениях в расчете на каждую тысячу жителей города Калуги - 58 мест.
7. Количество мест в дошкольных образовательных учреждениях в расчете на каждую тысячу жителей сельских населенных пунктов городского округа - 50 мест.
8. Площадь земельного участка для размещения дошкольного образовательного учреждения определяется согласно постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 N 91 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" (вместе с СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы").
9. Расстояние от границы земельного участка, на котором расположено дошкольное образовательное учреждение, до места допустимого размещения зданий, строений, сооружений, функционально и конструктивно с ним не связанных (за исключением линейных объектов), устанавливается с учетом требований пожарной безопасности, санитарных норм, но не менее 6 м.
10. Этажность дошкольного образовательного учреждения:
- здание дошкольной организации не более 2-х этажей.
- в условиях плотной жилой застройки и недостатка площадей допускается строительство зданий в 3 этажа. На 3-м этаже располагают служебно-бытовые и рекреационные помещения, дополнительные помещения для работы с детьми (кабинет психолога, логопеда).
- на земельных участках со сложным рельефом допускается увеличение этажности зданий до трех этажей при условии устройства непосредственных выходов из первого и второго этажей на уровне планировочной отметки.
11. Минимальные расчетные показатели для проектирования дошкольных образовательных учреждений компенсирующей направленности (в т.ч. совмещенные с начальной школой) представлены в таблице 5.2.
Таблица 5.2.
Минимальные расчетные показатели для проектирования
дошкольных образовательных учреждений
Объект нормирования |
Норматив на 1000 жителей, мест |
Размер земельного участка, кв.м/место |
Доступность |
Детские дошкольные образовательные учреждения компенсирующей направленности (в т.ч. совмещенные с начальной школой): |
2 |
|
На расстоянии транспортной доступности: не более 30 минут (в одну сторону) для города Калуги и 50 минут (в одну сторону) для сельских населенных пунктов |
- с нарушением слуха; |
50,0 |
||
- с нарушением интеллекта, зрения; |
60,0 |
||
- с нарушением опорно-двигательного аппарата |
65,0 |
12. При недостаточной или неинсолируемой территории дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) часть или всю игровую территорию допускается размещать в отрыве от здания или участка на расстоянии не более 50 м.
13. Площадь озеленения участков ДОУ с учетом пешеходных дорожек, игровых и спортивных площадок, площадок для отдыха и занятий должна составлять не менее 50% от территории дошкольных образовательных учреждений.
5.3.2.2. Минимальные расчетные показатели для проектирования
общеобразовательных учреждений
1. Общеобразовательные учреждения, реализующие программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования и осуществляющие образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования:
- первая ступень - начальное общее образование (далее - I ступень образования);
- вторая ступень - основное общее образование (далее - II ступень образования);
- третья ступень - среднее (полное) общее образование (далее - III ступень образования).
2. Минимальные расчетные показатели для проектирования общеобразовательных учреждений представлены в таблице 5.3.
Таблица 5.3.
Минимальные расчетные показатели для проектирования
общеобразовательных учреждений
Объект нормирования |
Норматив на 1000 жителей, мест |
Размер земельного участка, кв.м/место |
1. Общеобразовательные учреждения, в т.ч.: - школы начального, основного, среднего общего образования; - гимназии, лицеи. |
115 |
до 300 учащихся - 60; от 300 до 600 учащихся - 50; от 600 до 800 учащихся - 40; от 800 учащихся - 33. |
2. Специализированные учреждения, в т.ч.: - школы-интернаты; - школы-интернаты для детей-инвалидов. |
По заданию на проектирование |
150 |
3. При реконструкции застроенных жилых кварталов площадь земельных участков общеобразовательных учреждений допускается сокращать, но не более чем на 20%.
4. Площадь озеленения земельных участков общеобразовательных учреждений с учетом площади физкультурно-спортивной зоны, зоны отдыха и пешеходных дорожек должна составлять не менее 50% территории.
5. Общее количество учащихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях определяется из расчета охвата 100% детей основной школой I, II ступени образования (1-9 классы) и 75% охвата детей III ступенью образования (10-11 классы).
6. При организации школьной сети на базе кустового принципа (2-3 общеобразовательных учреждения разного уровня и специализации, располагаемых на смежных участках) допускается организация единого выделенного блока общешкольных помещений и единого спортивного комплекса.
7. Рекомендуемая наполняемость каждого класса - не выше 25 человек.
5.3.2.3. Минимальные расчетные показатели
для проектирования внешкольных учреждений.
1. Минимальные расчетные показатели для проектирования внешкольных учреждений представлены в таблице 5.4.
Таблица 5.4.
Минимальные расчетные показатели для проектирования
внешкольных учреждений
Объект нормирования |
Норматив на 1000 жителей |
Размер земельного участка, кв.м/место |
Радиус обслуживания, м или доступность |
Размещение |
|
Единица измерения |
Показатель |
||||
1. Детско-юношеские спортивные школы |
Место |
10 |
По заданию на проектирование |
На расстоянии транспортной доступности: не более 30 минут (в одну сторону) для города Калуги и 50 минут (в одну сторону) для сельских населенных пунктов |
На территориях жилых микрорайонов города Калуги и наиболее крупных сельских населенных пунктов |
2. Детские школы искусств |
Место |
8 |
5.3.2.4. Минимальные расчетные показатели для проектирования
учреждений для подготовки кадров.
1. Минимальные расчетные показатели для проектирования образовательных учреждений системы начального профессионального образования.
1.1. Размеры земельных участков следует принимать в соответствии с требованиями к планировке и застройке городских и сельских поселений (таблица 5.5).
Таблица 5.5.
Объекты нормирования |
Размеры земельных участков (га) в зависимости от количества обучающихся |
|||
Образовательные учреждения системы начального профессионального образования |
до 300 чел. |
от 300 до 400 чел. |
от 400 до 600 чел. |
от 600 до 1000 чел. |
Для всех образовательных учреждений |
2 |
2,4 |
3,1 |
3,7 |
Сельскохозяйственного профиля (*) |
2-3 |
2,4-3,6 |
3,1-4,2 |
3,7-4,6 |
Размещаемых в районах реконструкции (**) |
1,2 |
1,2-2,4 |
1,5-3,1 |
1,9-3,7 |
Гуманитарного профиля (***) |
1,4-2 |
1,7-2,4 |
2,2-3,1 |
2,6-3,7 |
Примечание.
В указанные размеры участков не входят участки общежитий, опытных полей и учебных полигонов.
(*) Допускается увеличение, но не более чем на 50%.
(**) Допускается сокращать, но не более чем на 50%.
(***) Допускается сокращать, но не более чем на 30%.
2. На земельном участке следует предусматривать следующие зоны: учебную, производственную, спортивную, хозяйственную, а при наличии общежития для обучающихся - жилую.
3. Общежитие целесообразно размещать на едином участке с учебным корпусом.
4. В учреждениях начального профессионального образования сельскохозяйственного и других профилей, связанных с освоением транспортных средств, следует предусматривать зону учебного хозяйства вне основного участка для размещения зданий и сооружений для ремонта, испытания и обслуживания транспортных средств.
5. В учреждениях начального профессионального образования строительного профиля, автомобильного, железнодорожного, водного транспорта, добывающей промышленности, сельского хозяйства следует организовывать учебные полигоны на участках или вблизи от них (не более 30 минут пешеходной доступности). Площадь учебных полигонов в нормируемый размер участка не входит и определяется технологическими требованиями.
6. Площадь озеленения земельного участка учреждения начального профессионального образования должна составлять не менее 50% площади участка. Во избежание затенения деревья следует высаживать на расстоянии не менее 15 м, а кустарники - не менее 5 м от окон учебных помещений.
7. Максимальная вместимость учреждения начального профессионального образования допускается не более 1000 обучающихся. В соответствии с гигиеническими требованиями к условиям обучения наполняемость учебной группы не должна превышать 25 человек.
8. Учебные здания учреждений начального профессионального образования предусматривают высоту не более 4-х этажей.
9. Минимальные расчетные показатели для проектирования учреждений среднего и высшего профессионального образования представлены в таблице 5.6.
Таблица 5.6.
Минимальные расчетные показатели для проектирования
учреждений подготовки кадров
Объект нормирования |
Норматив на 1000 жителей |
Размер земельного участка, кв.м на 1 студента |
Радиус обслуживания, м или доступность |
|
Единица измерения |
Показатель |
|||
1. Учреждения среднего профессионального образования |
Студент |
По заданию на проектирование |
до 300 студентов - 75; от 300 до 900 студентов - 50-65; от 900 до 1600 студентов - 30-40 |
Не нормируется |
2. Учреждения высшего профессионального образования |
Студент |
По заданию на проектирование |
По заданию на проектирование в зависимости от вида и вместимости вуза |
Не нормируется |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.