Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу
Министерства сельского хозяйства
Калужской области
от 1 марта 2012 г. N 35
Ведомственная целевая Программа
"Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских
(фермерских) хозяйств в Калужской области"
Паспорт ведомственной целевой Программы
"Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских
(фермерских) хозяйств в Калужской области"
Объемы финансовых средств, направляемых на реализацию Программы из областного бюджета, ежегодно уточняются при формировании проекта закона Калужской области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
1. Характеристика проблемы и необходимость ее решения
Программа разработана в дополнение к областной целевой программе "Развитие сельского хозяйства и рынков сельскохозяйственной продукции в Калужской области на 2008-2012 годы", утвержденной Законом Калужской области от 6 ноября 2007 года N 360-ОЗ "Об областной целевой программе "Развитие сельского хозяйства и рынков сельскохозяйственной продукции в Калужской области на 2008 - 2012 годы".
В настоящее время в Калужской области в рамках малого предпринимательства функционирует 2300 крестьянских (фермерских) хозяйств (далее - КФХ), 118 тыс. личных подсобных хозяйств населения (далее -ЛПХ), 145 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, из которых 80 кредитных, 65 снабженческо-сбытовых и перерабатывающих.
В 2010 году КФХ и ЛПХ было произведено продукции в объеме 11,67 млрд. рублей или 53,9 % от всей произведенной продукции в сельском хозяйстве области, в том числе КФХ - 0,58 млрд. руб. (2,7 %) и ЛПХ -11,1 млрд. руб. (51,2 %).
В 2010 году в общем объеме производства КФХ и ЛПХ области было произведено картофеля - 88,5 %, овощей открытого грунта - 96,8 %, мяса - 21,6 %, молока - 20,1 %, яиц - 36,4 %.
В последние пять лет наметилась тенденция увеличения производства сельскохозяйственной продукции в КФХ. Это происходит преимущественно за счет укрупнения самих КФХ, повышения их технической оснащенности, совершенствования технологии и других факторов. В 2010 году объем производства молока в КФХ по сравнению с 2005 годом (год спада производства) увеличился на 30 %. В то же время в 2010 году темпы роста производства в КФХ были уже низкие. Производство молока к уровню 2009 года выросло только на 1 %, а производство мяса осталось на уровне 2009 года.
В то же время КФХ могли бы играть более значимую роль в увеличении производства мяса и молока, так как их удельный вес в общем объеме производства мяса и молока по результатам 2010 года составил соответственно 1,5 % и 3,0 %.
Один из основных факторов, сдерживающих развитие животноводства в КФХ - это низкий уровень их материально-технического оснащения и, соответственно, использование устаревших технологий производства продукции, что является причиной высоких затрат труда и средств и недостаточно высокой эффективности производства. Отсюда отсутствие средств для перехода на новые современные технологии производства продукции. Даже крепким КФХ сегодня нужна дополнительная финансовая поддержка, чтобы перейти на качественно новый технологический уровень, соответствующий современным мировым стандартам сельскохозяйственного производства.
Основным направлением развития технологий производства продукции животноводства является использование последних достижений в области электроники, компьютерных и информационных технологий, использование животных в качестве источников информации и обеспечение за счет этого повышения качества выполнения технологических операций, сохранения здоровья и увеличения срока эффективного использования животных, а также повышения производительности труда обслуживающего персонала.
Так, в молочном скотоводстве беспривязный способ содержания обеспечивает реализацию прогрессивных технологий, высокую производительность труда и минимальные затраты ресурсов. При этом способе содержания обеспечивается сокращение затрат труда на производство молока в 1,7 раза по сравнению с привязным содержанием и доением в молокопровод.
Оборудование для свободного содержания, кормления и доения коров (и особенно с применением роботов) обеспечивает свободный доступ животных к местам кормления, отдыха и доения в течение суток, достижение максимальной реализации генетического потенциала животных, продление срока хозяйственного использования животных до 4-5 лактации.
Повышение производительности малых форм хозяйствования на базе внедрения новых технологий производства, а также их устойчивое развитие позволят увеличить объемы производства животноводческой продукции.
Как показывает опыт многих регионов Российской Федерации, существенную роль в развитии сектора малого аграрного предпринимательства играют семейные животноводческие фермы, построенные или реконструированные с помощью государственной поддержки.
Участниками Программы являются КФХ, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, хозяйственные общества с долевым участием малых форм хозяйствования.
В рамках данной Программы под семейной животноводческой фермой подразумевается ферма, находящаяся в собственности и/или пользовании крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в соответствии с Федеральным законом от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", члены которого связаны родством и/или свойством и совместно осуществляют в сфере сельского хозяйства производственную и иную хозяйственную деятельность, основанную на их личном участии. Крестьянские (фермерские) хозяйства для работы на семейной животноводческой ферме могут привлекать постоянных (сезонных) работников в количестве не более пяти человек, при создании фермы свыше 100 голов - в количестве до 10 человек.
Развитие семейного сельскохозяйственного бизнеса в животноводстве с помощью семейных животноводческих ферм молочного, специализированного мясного скотоводства, козоводства, кролиководства и свиноводческого направлений специализации на базе крестьянских (фермерских) хозяйств позволит создать предпосылки для увеличения производства молока и мяса, увеличения поголовья крупного рогатого скота молочных и мясных пород, коз, кроликов, а также свиней. Все это будет способствовать созданию условий для повышения уровня жизни и обеспечения занятости сельского населения, а также распространения передового опыта организации молочного и мясного скотоводства, свиноводства, относящихся к приоритетным направлениям развития сельского хозяйства области.
В целях развития малого предпринимательства в аграрной сфере на базе семейных животноводческих ферм КФХ, повышения привлекательности труда в животноводстве и занятости сельских жителей, а также дальнейшего распространения передового опыта и новых технологий производства планируется осуществление проекта по созданию животноводческих ферм на основе централизованно разработанных типовых проектов на 100 и свыше голов крупного рогатого скота, 100 и 300 голов свиней, 100 и 300 голов коз.
Решение проблемы перехода малых форм хозяйствования, и в частности КФХ, на качественно новый уровень технологий производства требует комплексного подхода к не может быть решен без государственной поддержки, что и обусловило необходимость разработки настоящей Программы.
2. Цель и задачи Программы
Цель Программы - создание организационно-экономических предпосылок для развитии и распространения семейных животноводческих ферм на базе КФХ.
Для достижения данной цели предусматривается решение следующей задачи:
- организация и создание условий для строительства или реконструкции, модернизации, комплектации и ввода в эксплуатацию семейных животноводческих ферм.
3. Сроки реализации Программы
Реализация Программы рассчитана на 2012 - 2014 годы.
4. Целевые индикаторы и ожидаемые результаты реализации Программы
Таблица 1
Оценка эффективности Программы будет осуществляться
с применением следующих целевых индикаторов:
N п/п |
Наименование целевого индикатора (показателя) |
Единица измерения |
Знамение целевого индикатора (показателя) |
||||
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
Всего 2012-2014 гг. |
|||
1. |
Ввод в действие семейных животноводческих ферм в КФХ |
Единиц |
1 |
6 |
7 |
8 |
21 |
Создание 21 новой семейной животноводческой фермы на базе малых форм хозяйствования за период реализации Программы приведет к следующим положительным социально-экономическим результатам:
1. Увеличение объема производства молока, произведенного в малых формах хозяйствования, на 6,15 тыс. тонн.
2. Увеличение объема производства мяса на 3,1 тыс. тонн.
3. Увеличение поголовья коров в КФХ на 1,4 тыс. голов, поголовья свиней на 1,3 тыс. голов, поголовья коз на 0,4 тыс. голов, поголовья кроликов на 2,0 тыс. голов.
4. Распространение передового опыта организации семейных животноводческих ферм на базе КФХ на новые хозяйства.
5. Создание не менее 112 рабочих мест.
6. Внедрение высокопроизводительной техники и инноваций в отечественное производство продукции животноводства.
7. Получение социального эффекта в виде поддержки семейного бизнеса и сохранения традиционного жизненного уклада в сельской местности.
5. Перечень программных мероприятий ведомственной целевой программы
"Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских
(фермерских) хозяйств в Калужской области" на 2012-2014 годы
Цель Программы: Создание организационно-экономических предпосылок для развития и распространения семейных животноводческих ферм на базе КФХ.
N п/п |
Содержание мероприятия |
Срок реализации |
Источники и объемы расходов на реализацию тыс. руб. |
Показатели результативности деятельности |
|||||||||
2012 г |
2013 г. |
2014 г. |
Наименование индикаторов |
Единица измерения |
Значение индикатора |
||||||||
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
|||||||||||
Областной бюджет |
Внебюджетные средства |
Областной бюджет |
Внебюджетные средства |
Областной бюджет |
Внебюджетные средства |
|
|
|
|
|
|||
Задача. Организация и создание условий для строительства или реконструкции, модернизации и ввода в эксплуатацию семейных животноводческих ферм |
Целевой индикатор Ввод в действие семейных животноводческих ферм в КФХ |
|
6 |
7 |
8 |
||||||||
1 |
Проведение отбора участников Программы для участия в пилотных проектах создания семейных животноводческих ферм |
февраль 2012 г. |
Финансирование не требуется |
|
|
|
|
|
|||||
2 |
Отбор типовых проектов и каталогов проектов семейных животноводческих ферм |
февраль 2012 г. |
Финансирование не требуется |
|
|
|
|
|
|||||
3 |
Оказание консультационной помощи при заключении кредитного договора между участниками Программы и кредитными организациями на получение целевого кредита |
2012 -2014 гг. |
Финансирование не требуется |
|
|
|
|
|
|||||
4 |
Оказание консультационной помощи при заключении договора между участниками Программы и лизинговыми организациями на поставку животных, техники и оборудования для семейной фермы, предусмотренных проектом и бизнес-планом |
2012-2014 гг. |
Финансирование не требуется |
|
|
|
|
|
|||||
5 |
Предоставление субсидий (грантов) на создание, реконструкцию или модернизацию животноводческих ферм, включая инженерную и дорожную инфраструктуру, и предприятий по переработке продукции животноводчества, приобретение племенного и товарного скота, кроликов, оборудования и техники для животноводческих ферм, а также оборудования и техники для предприятий по переработке продукции животноводства |
2012 -2014 гг. |
25 000.00 |
28 533.30 |
50 000,00 |
59 742,70 |
75 000,00 |
91 876,0 |
|
|
|
|
|
6 |
Оказание консультационной построенного объекта в эксплуатацию |
2012-2014 гг. |
Финансирование не требуется |
|
|
|
|
|
|||||
7 |
Проведение семинаров - совещаний на базе семейных ферм по распространению передового опыта организации труда и занятости работников |
2012 -2014 гг. |
Финансирование не требуется |
|
|
|
|
|
|||||
8 |
Содействие в создании сельскохозяйственных перерабатывающих потребительских кооперативов с участием семейных ферм |
2012 -2014 гг. |
Финансирование не требуется |
|
|
|
|
|
|||||
9 |
Проведение экскурсионно-обучающих мастер-классов на базе реализованных пилотных проектов с целью передачи передового опыта функционирования пилотных семейных ферм |
2012-2014 гг. |
Финансирование не требуется |
|
|
|
|
|
|||||
|
Всего по задаче |
|
25 000,00 |
28 533,30 |
50 000,00 |
59 742,70 |
75 000,00 |
91 876,0 |
|
|
|
|
|
|
Итого по |
330 152,0 |
25 000,00 |
|
50 000,00 |
59 742,70 |
75 000,00 |
91 876,0 |
|
|
|
|
|
Отбор КФХ для участия в проекте по развитию семейных животноводческих ферм будет осуществлять комиссия по отбору семейных животноводческих ферм КФХ - участников Программы (далее - Комиссия). В состав Комиссии включаются представители министерства сельского хозяйства и других органов власти Калужской области, представители региональной Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР), научных, образовательных, кредитных организаций, лизинговых компаний и других организаций. Комиссия утверждается постановлением Правительства Калужской области. Комиссия имеет право ежегодно корректировать и утверждать перечень проектов животноводческих ферм по типоразмеру (количеству поголовья) и виду (направлению специализации фермы) ("Приложение к Программе "Обоснование потребностей в необходимых ресурсах") в рамках финансовых средств, утвержденных законом Калужской области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период и не менее общего количества животноводческих ферм, утвержденных Программой.
Критерии отбора участника Программы для участия в проекте:
- соответствие КФХ требованию объединения членов хозяйства на основе родства и их личного трудового участия;
- КФХ является микропредприятием в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
- возраст главы КФХ не моложе 19 и не старше 58 лет;
- наличие бизнес-плана и технико-экономического обоснования создания, реконструкции или модернизации семейной животноводческой фермы со сроком окупаемости не более 8 лет;
- обязательство КФХ о создании или вступлении в действующий сельскохозяйственный перерабатывающий потребительский кооператив или хозяйственное общество по профилю продукции, производимой на семейной животноводческий ферме, и перерабатываемой в данном кооперативе, либо заключение соглашения о реализации своей продукции с перерабатывающей организацией;
- создание не менее трех дополнительных рабочих мест при выходе фермы на проектную мощность;
- отсутствие просроченных обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами, отсутствие просроченной задолженности по кредитам, полученным в кредитных организациях;
- наличие или экономическое обоснование создания собственной или на кооперативной основе кормовой базы или заключение предварительных договоров на поставку кормов с другими хозяйствующими субъектами;
- финансирование за счет собственных средств и (или) за счет кредитных средств не менее 40 процентов затрат по развитию семейной животноводческой фермы (если государственная поддержка оказывается из регионального и федерального бюджетов), и не менее 50 процентов затрат по развитию семейной животноводческой фермы (если государственная поддержка оказывается только из регионального бюджета). При этом сумма собственных средств не может быть менее 10 % от суммы указанных затрат;
- готовность участника Программы проводить экскурсионно-обучающие мастер-классы на базе реализованных проектов с цепью передачи передового опыта функционирования семейных животноводческих ферм.
Затратами на развитие семейной животноводческой фермы являются затраты на:
- разработку проектно-сметной документации семейных животноводческих ферм;
- создание, реконструкцию или модернизацию животноводческих ферм;
- создание, реконструкцию или модернизацию предприятий по переработке продукции животноводства;
- комплектацию ферм (поставка племенного и товарного скота, сельскохозяйственных животных оборудования и техники), а также оборудования и техники для предприятий по переработке животноводческой продукции от лизинговых компаний, производителей и поставщиков оборудования и техники и других организаций.
КФХ может принять участие в Программе лишь один раз.
Если КФХ привлекает субсидированные кредиты (займы) для погашения части затрат по развитию семейной животноводческой фермы, то средства из регионального бюджета на развитие фермы предоставляются только на часть затрат, нефинансируемую за счет субсидированных кредитов (займов).
6. Обоснование потребностей в необходимых ресурсах
Реализация пилотных проектов по созданию и комплектации семейных животноводческих ферм на базе КФХ в Калужской области будет осуществляться за счет государственной поддержки по предоставлению субсидий (грантов): на создание, реконструкцию или модернизацию животноводческих ферм и предприятий по переработке продукции животноводства, на строительство инженерной и дорожной инфраструктуры ферм участников проекта и предприятий по переработке продукции животноводства, на приобретение племенного и товарного скота, кроликов, оборудования и техники для животноводческих ферм, а также оборудования и техники для предприятий по переработке продукции животноводства, а также с помощью кредитных и лизинговых организаций.
В целях реализации мероприятий по созданию, реконструкции или модернизации, а также комплектации семейных животноводческих ферм предполагается за счет средств областного бюджета предоставлять субсидии (гранты) КФХ, зарегистрированным и осуществляющим хозяйственную деятельность на территории Калужской области:
- государственная поддержка по предоставлению субсидий (грантов) из областного бюджета на создание, реконструкцию или модернизацию животноводческих ферм и предприятий по переработке продукции животноводства, на приобретение племенного и товарного скота, кроликов, оборудования и техники для животноводческих ферм, а также оборудования и техники для предприятий по переработке продукции животноводства в размере до 30 процентов стоимости объекта;
- государственная поддержка по предоставлению субсидий (грантов) из областного бюджета нз строительство инженерной и дорожной инфраструктуры животноводческих ферм и предприятий по переработке продукции животноводства в размере до 90 процентов стоимости объекта.
Все виды государственной поддержки будут осуществляться в соответствии с порядком и на условиях, определенных Правительством Калужской области.
Общий объем финансирования мероприятий Программы на 2012-2014 годы составит 330152,0 тыс. рублей, в том числе по годам и источникам финансирования:
Таблица 2
Общая потребность в финансировании мероприятий
Программы и его источники, тыс. руб.
Мероприятия |
Источник |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
Всего за 2012-2014 гг. |
Государственная поддержка по предоставлению субсидий (грантов) на создание, реконструкцию или модернизацию животноводческих ферм, включая инженерную и дорожную инфраструктуру, и предприятий по переработке продукции животноводства, приобретение племенного и товарного скота, кроликов, оборудования и техники для животноводческих ферм, а также оборудования и техники для предприятий по переработке продукции животноводства |
Областной бюджет |
25000,0 |
50000,0 |
75000,0 |
150000,0 |
Внебюджетные средства |
28533,3 |
59742,7 |
91 876,0 |
180152,0 |
|
Итого: |
Областной бюджет |
25 000,00 |
50 000,00 |
75 000,00 |
150 000,00 |
Внебюджетные средства |
28 533,30 |
59 742,70 |
91 876,0 |
180 152,00 |
|
Всего средств по программе: |
х |
53 533,30 |
109 742,70 |
166 876,0 |
330152,0 |
7. Ожидаемая оценка эффективности Программы
В результате реализации Программы будет построена, реконструирована или модернизирована 21 животноводческая ферма.
Поголовье коров в КФХ увеличится по сравнению с уровнем 2011 года на 1,4 тыс. голов, поголовье свиней на 1,3 тыс. голов, поголовье коз на 0,4 тыс. голов, поголовье кроликов на 2,0 тыс. голов.
Дополнительный объем производства валовой продукции животноводства за период реализации Программы составит 408,4 млн. руб. Объем производства молока за 2012-2014 годы увеличится на 6,15 тыс. тонн, объем производства мяса на 3,1 тыс. тонн.
Эффективность расходования средств финансирования определяется по соотношению конечных результатов Программы и затрат на ее реализацию по формуле:
Эобщ = Дельта ВП/Ф х 100,
где:
Эобщ - коэффициент общей эффективности расходования финансовых средств;
Дельта ВП - прирост валовой продукции в стоимостном выражении;
Ф - объем бюджетного финансирования производства продукции по Программе.
Общая эффективность расходования средств на реализацию Программы составит 272 % (408,4/150,0 х 100), то есть на каждый рубль вложенных бюджетных средств будет получено 2,72 рубля дополнительной продукции.
Реализация Программы также будет способствовать увеличению занятости сельского населения, созданию 112 новых рабочих мест, увеличению доходов сельского населения, внедрению высокопроизводительной техники и инноваций в отрасль животноводства, развитию системы сельскохозяйственной потребительской кооперации, распространению передового опыта организации семейных животноводческих ферм на базе КФХ, получение социального эффекта в виде поддержки семейного бизнеса и сохранения традиционного жизненного уклада в сельской местности.
8. Методика оценки эффективности Программы
Оценка эффективности Программы будет производиться на основе типовой оценки эффективности реализации ведомственной целевой программы, утвержденной приказом министерства экономического развития Калужской области от 05.06.2008 N 592-п.
9. Система управления реализацией Программы
Система управления программой направлена на достижение поставленных Программой целей и задач и эффективности от проведения каждого мероприятия, а также получение долгосрочных устойчивых результатов.
Общее руководство, контроль и мониторинг за ходом реализации программы осуществляет заместитель министра - начальник управления по перспективному развитию АПК и маркетингу министерства сельского хозяйства Калужской области.
Ответственными исполнителями мероприятий программы являются отдел маркетинга и отдел осуществления государственных полномочий в области животноводства и племенного дела министерства сельского хозяйства Калужской области.
Отдел маркетинга и отдел осуществления государственных полномочий в области животноводства и племенного дела осуществляют:
- координацию деятельности по реализации мероприятий программы;
- рассмотрение материалов о ходе реализации программы и по мере необходимости уточнение мероприятий, предусмотренных программой, объемов финансирования;
- организацию размещения в электронном виде информации о ходе и результатах реализации программы;
- несут ответственность за своевременную и полную реализацию программных мероприятий.
- представляют в министерство экономического развития Калужской области информацию о Программе, с учетом редактирования Программы, для размещения на интернет-сервере органов власти Калужской области.
Отдел бюджетного финансирования осуществляет:
- подготовку отчета об использовании бюджетных средств в рамках реализации мероприятий Программы. Отдел организационно- контрольной и юридической работы осуществляет
- организацию юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов по реализации Программы;
- взаимодействие со средствами массовой информации по вопросам освещения хода реализации мероприятий программы.
Исполнители мероприятий программы несут ответственность за своевременную и полную реализацию программных мероприятий и за достижение утвержденных значений целевых индикаторов Программы.
Порядок и условия взаимодействия по реализации Программы по развитию семейных животноводческих ферм на базе КФХ с федеральным бюджетом, кредитными и лизинговыми организациями, участниками программы определяются действующим законодательством и в соответствии с соглашениями между Правительством Калужской области и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, и при необходимости кредитными организациями, лизинговыми компаниями.
Управление по перспективному развитию АПК и маркетингу министерства сельского хозяйства Калужской области информирует ежегодно до 1 марта о ходе реализации Программы министерство экономического развития Калужской области и министерство финансов Калужской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.