Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства Калужской области
от 22 июня 2010 г. N 239
Долгосрочная целевая программа
"Совершенствование организации питания,
медицинского обеспечения и формирование
здорового образа жизни в общеобразовательных
учреждениях Калужской области на 2011-2013 годы"
30 января 2012 г.
Постановлением Правительства Калужской области от 30 января 2012 г. N 33 в паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт
долгосрочной целевой программы
"Совершенствование организации питания,
медицинского обеспечения и формирование
здорового образа жизни в общеобразовательных
учреждениях Калужской области на 2011-2013 годы"
1. Наименование |
"Совершенствование организации питания, медицинского обеспечения и формирование здорового образа жизни в общеобразовательных учреждениях Калужской области на 2011-2013 годы" (далее - Программа) |
||||||||
2. Заказчик Программы |
Министерство образования и науки Калужской области |
||||||||
3. Разработчик Программы |
Министерство образования и науки Калужской области Министерство здравоохранения Калужской области |
||||||||
4. Дата принятия |
Распоряжение Губернатора Калужской области от 01.06.2010 N 68-р |
||||||||
5. Цели и задачи |
Цель: сохранение и укрепление здоровья обучающихся в общеобразовательных учреждениях Калужской области.
Задачи: - укрепление материально-технической базы общеобразовательных учреждений; - обеспечение качества и безопасности питания детей в общеобразовательных учреждениях Калужской области; - формирование культуры здорового питания и навыков здорового образа жизни; - повышение эффективности управления организацией школьного питания и системой работы по охране и укреплению здоровья детей и подростков. |
||||||||
6. Целевые индикаторы и показатели |
Наименование показателя |
Базовый показатель 2009 год |
Изменения к уровню 2009 года, в том числе по годам: |
||||||
2011 |
2012 |
2013 |
|||||||
Снижение случаев заболеваний желудочно-кишечного тракта среди школьников (в % к 2009 году) |
5837 случаев |
на 3% |
на 5% |
на 9% |
|||||
Доля школьников, получающих горячее питание (без учета буфетной продукции) |
98 % (79995 школьников) |
100 % |
100 % |
100 % |
|||||
Доля детей и подростков, относящихся к I и II группам здоровья |
80 % (65302 школьника) |
81 % |
82 % |
84 % |
|||||
Количество общеобразовательных учреждений, столовые которых оснащены современным холодильным и технологическим оборудованием |
126 (32,4%) столовых |
188 (48,5%) |
212 (56,7%) |
252 (64,9%) |
|||||
Общее количество медицинских кабинетов в общеобразовательных учреждениях Калужской области (от общего количества школ) и количество медицинских кабинетов, действующих в соответствии с лицензией на осуществление медицинской деятельности (от общего количества медицинских кабинетов) |
47 % / 33 % |
58 % / 75 % |
69 % / 85 % |
75 % / 100 % |
|||||
|
Увеличение доли санированных детей от нуждающихся в лечении (в % к 2009 году) |
40 % (31960 школьников) |
57% |
67% |
75% |
||||
7. Сроки реализации |
2011-2013 годы |
||||||||
8. Перечень основных мероприятий |
1. Укрепление материально-технической базы школьных столовых, медицинских и стоматологических кабинетов общеобразовательных учреждений. 2. Обеспечение питанием обучающихся в общеобразовательных учреждениях на территории Калужской области в соответствии с требованиями законодательства. 3. Пропаганда здорового образа жизни. 4. Совершенствование организации школьного питания и системы работы в общеобразовательных учреждениях по охране и укреплению здоровья детей и подростков. |
||||||||
9. Объемы финансирования |
Источники финансирования |
Финансирование по годам (в тыс. рублей) |
Итого |
||||||
2011 |
2012 |
2013 |
|||||||
всего, в том числе: |
420977,0 |
420343,85 |
430213,2 |
1271534,05 |
|||||
областной бюджет |
147816,4 |
143203,2 |
144244,0 |
435263,6 |
|||||
местные бюджеты |
171568,6 |
175548,65 |
184377,2 |
531494,45 |
|||||
внебюджетные средства |
101592,0 |
101592,0 |
101592,0 |
304776,0". |
|||||
10. Ожидаемые результаты |
Реализация мероприятий Программы позволит: - обеспечить горячим питанием всех школьников Калужской области в соответствии с действующим законодательством; - совершенствовать материально-техническую базу школьных пищеблоков, медицинских и стоматологических кабинетов в соответствии с санитарными требованиями и нормами; - создать благоприятную здоровьесберегающую образовательную среду, способствующую развитию личности обучающихся; - улучшить показатели здоровья обучающихся; - совершенствовать межбюджетные финансовые отношения по обеспечению здоровья школьников. |
||||||||
11. Система организации контроля за исполнением |
Контроль за реализацией Программы осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Калужской области "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств областного бюджета, их формирования и реализации и Порядка проведения и критериев оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств областного бюджета". |
1. Содержание проблемы
и необходимость ее решения программным методом
Здоровье детей и подростков в любом обществе, в любых экономических и политических условиях является актуальной проблемой и предметом первоочередной важности для государства. Именно здоровье позволяет реализовать в жизни знания, умения, навыки, полученные в образовательных учреждениях, а уровень сохранности здоровья обучающихся является важным критерием при оценке показателей качества образования, предоставляемого образовательным учреждением населению.
Важнейшими факторами, влияющими на здоровье детей, по-прежнему остаются организация питания обучающихся и их медицинского обслуживания.
Адекватное сбалансированное питание является необходимым условием нормального роста, физического и нервно-психического развития, устойчивости к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды, работоспособности и успешного обучения детей и подростков.
Организация качественного горячего питания школьников, в том числе бесплатного питания для детей из многодетных и малообеспеченных семей, развитие системы медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях является важной составляющей Плана мероприятий по реализации Концепции демографической политики Российской Федерации на территории Калужской области в 2011-2015 годах (постановление Правительства Калужской области от 31.05.2010 N 202) "Об утверждении регионального Плана мероприятий по реализации Концепции демографической политики Российской Федерации на территории Калужской области в 2011-2015 годах".
Реализация приоритетного национального проекта "Образование" также направлена на создание в школах условий, в которых учащимся было бы "комфортно и психологически, и физически".
Благодаря реализации областной целевой программы "Совершенствование организации питания и медицинского обеспечения в общеобразовательных учреждениях Калужской области на 2008-2010 годы", утвержденной Законом Калужской области от 06.11.2007 N 368-ОЗ, стало возможным решение отдельных проблем, связанных с организацией школьного питания:
1. Значительно увеличилось количество школьников Калужской области, получающих горячее питание в школах. В 2009 году обеспечено горячим питанием 98% обучающихся в общеобразовательных учреждениях (показатель по Российской Федерации - 76 %), на начало реализации данной областной целевой программы охват школьным питанием составлял 77%. Это стало возможным в результате удешевления стоимости школьного питания за счет выделения средств из бюджетов двух уровней: областного бюджета и бюджетов муниципальных образований Калужской области.
2. Решены проблемы, связанные с обеспечением бесплатным горячим питанием детей из многодетных и малообеспеченных семей. В настоящее время в общеобразовательных учреждениях Калужской области 10350 детей из многодетных и малообеспеченных семей получают бесплатные завтраки, 5675 - бесплатные обеды, что составляет 20% от общей численности школьников Калужской области.
3. Все учащиеся 1-11-х классов получают три раза в неделю за счет средств областного бюджета молоко или молочные продукты (по выбору), что является настоятельной рекомендацией медицинских работников и специалистов в Калужской области детского питания.
4. Улучшена материально-техническая база 126 (32,4%) школьных пищеблоков и медицинских кабинетов. За время реализации программы все муниципальные образования Калужской области получили средства областного бюджета на приобретение современного технологического оборудования для школьных столовых и оборудования для медицинских кабинетов.
5. Сформирована сеть школ, содействующих укреплению здоровья детей, где осуществляется комплексная работа педагогов и медиков по вопросам сохранения и укрепления здоровья школьников. В настоящее время статус "Школа, содействующая укреплению здоровья школьников" (приказ министерства образования и науки Калужской области от 17.07.2008 N 1308, государственный регистрационный номер 1432) имеют 80 общеобразовательных учреждений Калужской области.
Программы здоровьесберегающей и профилактической направленности разработаны в 319 школах Калужской области. В 23 школах Калужской области реализуются профилактические образовательные программы "Полезные привычки", "Все цвета, кроме черного" и другие рекомендованные министерством образования и науки Российской Федерации.
С 2000 года в Калужской области ведется мониторинг состояния здоровья школьников, в ряде муниципальных районов и городских округов в начальной школе введены индивидуальные карты здоровья школьников ("Паспорт здоровья"), в большинстве школ Калужской области введен третий час физической культуры в 1-11-х классах, спортивно-оздоровительный час.
6. Положительным показателем является увеличение процента учащихся в Калужской области, относящихся к I и II группам здоровья, с 78 до 80% за последние три года (по Российской Федерации - 84,5%).
7. Калужская область стала победителем конкурсного отбора субъектов Российской Федерации на участие в федеральном эксперименте по совершенствованию организации школьного питания. За два года реализации экспериментального проекта проведена модернизация 26 (51%) школьных столовых города Калуги (2008 г. - 14, 2009 г. - 12), в результате которой установлено свыше 1600 единиц 123 наименований новейшего технологического, холодильного и нейтрального оборудования, в том числе импортного производства, приобретены новая столовая посуда и мебель. На эти цели область получила 54 040 тыс. рублей из федерального бюджета.
В настоящее время сформировано несколько моделей организации школьного питания.
Организация питания в сельских школах предполагает практическое использование школами земельных наделов и создание в каждом образовательном учреждении в сельской местности необходимых условий для заготовки и хранения продукции в целях удешевления питания учащихся. Как правило, в сельских школах питание учащихся организуется самими образовательными учреждениями, в штате которых имеются повара и другие работники школьных пищеблоков.
В 2009 году школьниками Калужской области выращено продукции на сумму 4,37 млн. рублей. В 20 общеобразовательных учреждениях Калужской области организованы пчелопасеки, продукция которых также используется в школьном питании.
Организация питания в городских школах осуществляется на конкурсной основе организацией, исполняющей муниципальный заказ на организацию школьного питания.
Калужская область занимает одно из ведущих мест среди субъектов Российской Федерации по вопросам организации системы школьного питания.
Однако, несмотря на принимаемые меры, актуальными остаются проблемы укрепления материально-технической базы школьных столовых, обеспечения школьников продуктами повышенной пищевой и биологической ценности, соблюдения принципов сбалансированного школьного питания
Система питания школьников Калужской области представлена следующим образом: количество школьных столовых - 356, буфетов - 183, школьно-базовых столовых - 6, столовых других ведомств - 1. Отсутствуют столовые в 12 школах.
В связи с устаревшей материально-технической базой и износом технологического оборудования школьных пищеблоков отмечаются нарушения санитарно-гигиенических требований при приготовлении пищи.
Таким образом, приведение технологического оборудования школьных столовых в соответствие с современными требованиями обеспечит внедрение новых технологий в систему питания школьников, новых методов их обслуживания, а также будет иметь особое значение для улучшения здоровья детей и подростков.
Формированию у детей рационального пищевого поведения, его позитивных стереотипов, соответствующих принципам здорового питания, профилактике поведенческих рисков здоровью, связанных с нерациональным питанием, во многом будет способствовать разъяснительная работа в общеобразовательных учреждениях.
Особо острым вопросом остается уровень медицинского обслуживания в общеобразовательных учреждениях.
В настоящее время из 388 общеобразовательных учреждений Калужской области медицинские кабинеты имеют 47% общеобразовательных учреждений (2008 год - 41%). В 204 школах медицинское обслуживание школьников осуществляется фельдшерско-акушерскими пунктами на основании заключенных договоров с учреждениями здравоохранения.
Только 60 общеобразовательных учреждений, имеющих медицинские кабинеты (33%), действуют в соответствии с лицензией на осуществление медицинской деятельности.
В остальных медицинских кабинетах не созданы условия для осуществления медицинской деятельности в соответствии с действующими требованиями санитарных норм и правил.
Существование проблемы сохранения здоровья детей подтверждают данные, полученные в ходе диспансеризации детей:
Наименование показателя |
Калужская область |
Российская Федерация |
||
2007 |
2008 |
2009 |
2009 |
|
По группам здоровья: |
|
|
|
|
I группа (практически здоровые дети) |
24,8 |
25,1 |
25,8 |
28 % |
II группа (дети, имеющие незначительные отклонения в здоровье) |
53,7 |
53,9 |
54,2 |
52 % |
III группа (дети, имеющие хронические заболевания) |
18,9 |
16,9 |
18,5 |
16,1 % |
IV группа (дети-инвалиды) |
1,2 |
1,1 |
1,5 |
0,9 % |
В 60 школах Калужской области (15%) функционируют стоматологические кабинеты, в т.ч. в г. Калуге - 40, в г. Обнинске - 9, в Боровском районе - 2, Дзержинском, Думиничском, Жуковском, Малоярославецком, Перемышльском, Сухиничском, Ульяновском, Ферзиковском, Хвастовичском районах - по одному кабинету. Оборудование школьных стоматологических кабинетов имеет высокую степень изношенности.
Особенностью стоматологических заболеваний среди детского населения Калужской области является высокая распространенность кариеса - 90%, высокая нуждаемость в лечении зубочелюстных аномалий - 70%. Хроническое течение стоматологической заболеваемости приводит к формированию хронической одонтогенной инфекции, приводящей ко многим заболеваниям внутренних органов у детей и подростков.
Состояние здоровья школьников остается проблемным и требует выявления причин неблагополучия, принятия превентивных мер, проведения мониторинга.
Проблема совершенствования организации питания и медицинского обеспечения учащихся, формирования здорового образа жизни остается актуальной, требующей безотлагательного решения и значительных финансовых вложений, является комплексной и не может быть решена без государственной поддержки, требует взаимодействия с органами местного самоуправления и должна рассматриваться как целенаправленная деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления Калужской области по улучшению здоровья подрастающего поколения.
2. Цели и задачи Программы
Основная цель Программы - сохранение и укрепление здоровья обучающихся в общеобразовательных учреждениях Калужской области.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих основных задач:
1. Укрепление материально-технической базы общеобразовательных учреждений.
2. Обеспечение качества и безопасности питания детей в общеобразовательных учреждениях Калужской области.
3. Формирование культуры здорового питания и навыков здорового образа жизни.
4. Повышение эффективности управления организацией школьного питания и системой работы по охране и укреплению здоровья детей и подростков.
Степень достижения основных целей и задач будет определяться на основе следующих целевых показателей:
Наименование показателя |
Базовый показатель 2009 год |
Изменения к уровню 2009 года, в том числе по годам: |
||
2011 |
2012 |
2013 |
||
Снижение случаев заболеваний желудочно-кишечного тракта среди школьников (в % к 2009 году) |
5837 случаев |
на 3 % |
на 5 % |
на 9 % |
Доля школьников, получающих горячее питание (без учета буфетной продукции) |
98 % (79995 школьников) |
100 % |
100 % |
100 % |
Доля детей и подростков, относящихся к I и II группам здоровья |
80 % (65302 школьника) |
81 % |
82 % |
84 % |
Количество общеобразовательных учреждений, столовые которых оснащены современным холодильным и технологическим оборудованием |
126 (32,4 %) столовых |
188 (48,5 %) |
212 (56,7 %) |
252 (64,9 %) |
Количество медицинских кабинетов в общеобразовательных учреждениях Калужской области (от общего количества школ) и создание сети медицинских кабинетов, действующих в соответствии с лицензией (от общего количества медицинских кабинетов) |
47 % / 33 % |
58 %/ 75 % |
69 %/ 85 % |
75 %/ 100 % |
Увеличение доли санированных детей от нуждающихся в лечении (в % к 2009 году) |
40 % (31960 школьников) |
57 % |
67 % |
75 % |
3. Сроки и этапы реализации Программы
Программа реализуется в период с 2011 по 2013 год.
4. Система основных мероприятий Программы
Для достижения поставленных в Программе целей система мероприятий предусматривает решение конкретных задач, взаимоувязанных и скоординированных по времени, ресурсам и исполнителям.
Перечень программных мероприятий по направлениям расходов представлен в приложении к данной Программе.
Мероприятия Программы будут осуществляться по следующим направлениям:
1. Укрепление материально-технической базы школьных столовых, медицинских и стоматологических кабинетов общеобразовательных учреждений.
2. Обеспечение питанием обучающихся в общеобразовательных учреждениях на территории Калужской области в соответствии с требованиями законодательства.
3. Пропаганда здорового образа жизни.
4. Совершенствование организации школьного питания и системы работы в общеобразовательных учреждениях по охране и укреплению здоровья детей и подростков.
5. Ресурсное обеспечение Программы
Источниками финансового обеспечения Программы являются средства областного и местных бюджетов муниципальных образований Калужской области, а также внебюджетные средства.
Объем расходов на осуществление основных мероприятий по реализации Программы может ежегодно уточняться исходя из возможностей соответствующих бюджетов и иных не запрещенных законом источников.
При реализации Программы возможно возникновение финансовых рисков, связанных:
- с неполным выделением бюджетных средств в рамках одного года на реализацию программных мероприятий, вследствие чего могут измениться запланированные сроки выполнения мероприятий;
- с более высоким ростом цен на отдельные виды работ и услуг, предусмотренных в Программе, что повлечет увеличение затрат на отдельные программные мероприятия.
6. Механизм реализации Программы
Заказчиком Программы является министерство образования и науки Калужской области.
Взаимодействие заказчика Программы с органами местного самоуправления осуществляется в рамках договоров по реализации Программы.
Выполнение отдельных мероприятий Программы осуществляется путем предоставления субсидий из областного бюджета на следующие цели:
- приобретение для школьных столовых современного оборудования, обеспечивающего освоение новых технологий приготовления пищи, с целью улучшения качества школьного питания;
- переоснащение школьных стоматологических кабинетов;
- оснащение медицинских кабинетов общеобразовательных учреждений диагностическим оборудованием для ведения мониторинга здоровья;
- удешевление школьного питания ежедневно на каждого ученика (4 рубля). Порядок и условия предоставления субсидий из областного бюджета устанавливаются Правительством Калужской области.
Обеспечение школьников Калужской области молочной продукцией (молоком), приобретение оборудования (кулеров) для организации питьевого режима в общеобразовательных учреждениях осуществляется в виде иных межбюджетных трансфертов в соответствии с законодательством Калужской области.
Для обеспечения школьников Калужской области продукцией пчеловодства (медом в упаковке по 20 граммов) министерством образования и науки Калужской области будет организовано приобретение в 2011 году фасовочного аппарата.
Заказчик программы ежегодно, с учетом реализации мероприятий, уточняет объемы необходимых средств для их финансирования в плановом периоде и предоставляет бюджетную заявку с разбивкой и обоснованием объемов финансирования по основным направлениям деятельности, доводит лимиты финансирования на плановый период до органов местного самоуправления Калужской области.
Исполнители программных мероприятий определяются в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"..
7. Организация управления Программой
и контроль за ходом ее выполнения
Министерство образования и науки Калужской области:
- с учетом выделяемых ежегодно на реализацию Программы средств распределяет их по программным мероприятиям;
- осуществляет отбор поставщиков товаров, исполнителей работ и услуг по каждому программному мероприятию в соответствии с нормами действующего законодательства;
- организует внедрение информационных технологий в целях управления Программой и контроля за ходом ее реализации;
- ежеквартально до 10-го числа месяца и ежегодно до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, направляет в министерство экономического развития Калужской области и министерство финансов Калужской области отчеты о ходе (итогах) выполнения целевых показателей (индикаторов) Программы, эффективности использования средств областного бюджета, а также статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации Программы;
- в год завершения Программы подготавливает и представляет в Правительство Калужской области доклад о выполнении Программы;
- по итогам реализации Программы уточняет объемы средств, необходимых для финансирования в очередном финансовом году и плановом периоде, и в случае необходимости подготавливает соответствующие изменения в Программу.
8. Оценка социально-экономической
эффективности Программы
Комплексная работа общеобразовательных учреждений Калужской области по организации и пропаганде здорового питания, внедрению новых здоровьесберегающих технологий, обеспечивающих как снижение себестоимости, так и повышение качества школьного питания, а также проведение мониторинга состояния здоровья школьников с незамедлительным принятием мер по профилактике хронических заболеваний позволят увеличить количество детей и подростков области, относящихся к I и II группам здоровья, до 84%.
Социальный результат Программы будет выражен в охвате 100% учащихся школ горячим питанием и обеспечении бесплатным питанием детей и подростков из многодетных семей и семей с низким материальным достатком.
Данный результат будет достигнут за счет реализации мероприятий Программы по материальной поддержке семей, имеющих детей-школьников, дополнительных выплат на питание отдельным категориям обучающихся, укрепления материальной базы общеобразовательных учреждений, имеющих школьные столовые и медицинские кабинеты, проведения активной информационной политики в сфере формирования здорового образа жизни.
Оценка эффективности Программы будет проводиться министерством образования и науки Калужской области путем использования системы объективных критериев, которые выступают в качестве обобщенных оценочных показателей (индикаторов).
Реализация мероприятий Программы позволит:
- обеспечить горячим питанием всех школьников Калужской области в соответствии с действующим законодательством;
- совершенствовать материально-техническую базу школьных пищеблоков, медицинских и стоматологических кабинетов в соответствии с санитарными требованиями и нормами;
- создать благоприятную здоровьесберегающую образовательную среду, способствующую развитию личности обучающихся;
- улучшить показатели здоровья обучающихся;
- совершенствовать межбюджетные финансовые отношения в сфере сохранения и укрепления здоровья школьников.
Экономический эффект от реализации Программы будет определяться сокращением количества дней, проведенных родителями по уходу за больным ребенком. Мультипликативный эффект от реализации Программы будет распространяться на такие показатели, как уменьшение заболеваемости и смертности, в том числе от болезней органов пищеварения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.