Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства Калужской области
от 30 октября 2012 г. N 541
Долгосрочная целевая программа
"Развитие водохозяйственного комплекса Калужской области
в 2013-2020 годах"
Паспорт долгосрочной целевой программы
"Развитие водохозяйственного комплекса Калужской области
в 2013-2020 годах"
1. Наименование |
"Развитие водохозяйственного комплекса Калужской области в 2013-2020 годах" (далее - Программа) |
|||||
2. Заказчик долгосрочной целевой программы |
Министерство природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области |
|||||
3. Разработчик |
Министерство природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области |
|||||
4. Цели и задачи |
Цели Программы: - гарантированное обеспечение водными ресурсами устойчивого социально-экономического развития Калужской области; - восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения; - обеспечение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод. Задачи Программы: - ликвидация дефицитов водных ресурсов в вододефицитных районах; - строительство сооружений инженерной защиты; - повышение эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений (далее - ГТС), в том числе бесхозяйных, путем их приведения в безопасное техническое состояние; - восстановление и экологическая реабилитация водных объектов |
|||||
5. Целевые индикаторы и показатели |
- количество вновь созданных водохранилищ и реконструированных гидроузлов на действующих водохранилищах; - численность населения, проживающего в районах возникновения локальных вододефицитов, надежность обеспечения водными ресурсами которого повышена; - увеличение доли населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, защищенного в результате проведения мероприятий по повышению защищенности от негативного воздействия вод, в общем количестве населения, проживающего на таких территориях, с 9% на конец 2013 года до 48% на конец 2020 года; - протяженность новых и реконструированных сооружений инженерной защиты и берегоукрепления; - увеличение доли ГТС, приведенных в безопасное техническое состояние, в общем количестве ГТС с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности с 1,6% на конец 2013 года до 19% на конец 2020 года; - количество ГТС с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое состояние; - численность населения, экологические условия проживания которого будут улучшены в результате реализации мероприятий по восстановлению и экологической реабилитации водных объектов; - объем выемки донных отложений в результате реализации мероприятий по восстановлению и экологической реабилитации водных объектов (природоохранных мероприятий); - протяженность работ по восстановлению и экологической реабилитации водных объектов (природоохранных мероприятий); - площадь работ по восстановлению и экологической реабилитации водных объектов (природоохранных мероприятий) |
|||||
6. Сроки и этапы реализации |
2013-2020 годы, в один этап |
|||||
7. Перечень подпрограмм и основных мероприятий |
Мероприятия Программы реализуются по следующим направлениям: - гарантированное обеспечение водными ресурсами; - защита от негативного воздействия вод населения и объектов экономики: строительство/реконструкция сооружений инженерной защиты, капитальный ремонт ГТС; - восстановление и экологическая реабилитация водных объектов (природоохранные мероприятия): сокращение антропогенного воздействия, экологическая реабилитация водных объектов; - исследования и работы в сфере водных отношений |
|||||
8. Объемы финансирования |
Годы |
в том числе: |
||||
Федеральный бюджет *(1) |
Средства бюджета Калужской области |
Внебюджетные источники *(4) |
||||
Областной бюджет *(2) |
Областной бюджет (межбюджетные субсидии) *(2) |
Местный бюджет *(3) |
||||
2013 |
106,89 |
136,28 |
42 |
|||
13,62 |
111,23 |
11,43 |
||||
2014 |
186,8 |
454,8 |
21 |
|||
41,47 |
197,93 |
215,4 |
||||
2015 |
1356,5 |
763,39 |
0 |
|||
34,89 |
493,3 |
235,2 |
||||
2016 |
1862 |
978,56 |
0 |
|||
7,56 |
629,4 |
341,6 |
||||
2017 |
1585,5 |
816,23 |
0 |
|||
7,73 |
497,0 |
311,5 |
||||
2018 |
1008 |
533,4 |
0 |
|||
7,9 |
332,4 |
193,1 |
||||
2019 |
1063,5 |
548,57 |
0 |
|||
8,07 |
348,6 |
191,9 |
||||
2020 |
1007 |
461,24 |
0 |
|||
8,24 |
272,3 |
180,7 |
||||
Всего по Программе |
8176,19 |
4692,47 |
63 |
|||
129,48 |
2882,16 |
1680,83 |
||||
*(1) Объемы финансирования мероприятия за счет средств федерального бюджета определяются по результатам участия Калужской области в конкурсном отборе для получения средств федерального бюджета в рамках федеральной целевой программы "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах". *(2) Объемы финансирования за счет средств областного бюджета уточняются ежегодно законом Калужской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. *(3) Объемы финансирования за счет местных бюджетов ежегодно уточняются в соответствии с решениями органов местного самоуправления муниципальных образований Калужской области о местных бюджетах на очередной финансовый год и на плановый период. *(4) К внебюджетным источникам относятся привлекаемые средства организаций для осуществления инвестиций в проекты по строительству, модернизации комплексов очистных сооружений | ||||||
9. Ожидаемые результаты |
Реализация программы предусматривает: - гарантированное обеспечение водными ресурсами текущих и перспективных потребностей населения и объектов экономики; - повышение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и другого негативного воздействия вод (вероятный предотвращаемый ущерб от негативного воздействия вод 3231 млн. рублей); - обеспечение благоприятных условий для жизни населения и комфортной среды обитания водных биологических ресурсов |
|||||
10. Система организации контроля за исполнением |
Контроль за исполнением Программы осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Калужской области от 30.11.2007 N 315 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств областного бюджета, их формирования и реализации и Порядка проведения и критериев оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств областного бюджета" (в ред. постановлений Правительства Калужской области от 31.03.2009 N 111, от 29.02.2012 N 95) |
1. Содержание проблемы и необходимость ее решения
программным методом
1.1. Введение
Программа разработана в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.08.2009 N 1235-р (в ред. распоряжений Правительства Российской Федерации от 28.12.2010 N 2452-р, от 17.04.2012 N 553-р) "Об утверждении Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года", постановлением Правительства Российской Федерации от 19.04.2012 N 350 "О федеральной целевой программе "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах" и соответствует стратегическим интересам социально-экономического развития Калужской области на период до 2030 года.
Мероприятия по эффективному использованию водохозяйственного комплекса:
- являются приоритетными при формировании целевых программ;
- относятся к вопросам регионального и федерального уровней по причине нахождения большинства водных объектов и всех крупнейших гидротехнических сооружений в федеральной и региональной собственности;
- носят межотраслевой и межведомственный характер;
- не могут быть решены в пределах одного года и требуют значительных объемов бюджетного финансирования;
- носят комплексный характер, касаются повышения эффективности деятельности хозяйствующих субъектов Калужской области.
1.2. Содержание проблемы и анализ причин ее возникновения
Гидрографически территория Калужской области делится на две части: к бассейну Волги относится 83% территории области, к бассейну Днепра - 17%.
В средний по водности год на территорию Калужской области поступает с территорий соседних областей около 6 км3 речного стока, на территории Калужской области формируется около 6,5 км3 (в том числе в бассейне Днепра 1 км3) и за пределы области уходит около 12,5 км3.
На территории Калужской области протекает около 2000 рек общей протяженностью более 10 тыс. км. Из них 268 рек длиной более 10 км имеют общую протяженность около 6,3 тыс. км.
Наиболее крупные реки области с протяженностью каждой более 200 км - р. Ока, р. Десна, р. Угра, р. Жиздра, р. Болва, р. Протва, а также с протяженностью более 100 км - р. Серена, р. Ресса, р. Рессета, р. Вытебеть, р. Шаня, р. Лужа, р. Нара, р. Воря.
Несмотря на достаточную в целом обеспеченность Калужской области поверхностными водными ресурсами, вследствие крайне неравномерного распределения речного стока в течение года увеличение в перспективе прямого использования стока без его истощения можно связывать только с реками, минимальные меженные расходы которых превышают 1 м3/с. Таких рек на территории области 11, в том числе р. Ока на всем протяжении, р. Протва на всем протяжении, р. Угра на всем протяжении, р. Жиздра, р. Болва, р. Ресса, р. Рессета, р. Пополта, р. Серена, р. Лужа, р. Снопот, начиная со среднего или нижнего их течений. Наиболее перспективными в этом отношении являются: г. Калуга, Перемышльский, Тарусский, Ферзиковский, Юхновский, Козельский, Людиновский, Дзержинский, Жуковский, Малоярославецкий и Боровский районы. Остальные реки Калужской области можно использовать для забора воды только при условии строительства прудов и водохранилищ, аккумулирующих сток весеннего половодья.
Качество воды в Людиновском водохранилище не соответствует требованиям СаНПиН для использования его в качестве источников водоснабжения для удовлетворения хозяйственно-бытовых и технических нужд населения.
По итогам проведенной инвентаризации в 2012 году на территории Калужской области насчитывалось около 431ГТС, образующих пруды и водохранилища.
Общий объем воды, аккумулируемой в прудах и водохранилищах Калужской области, составляет около 147 млн. м3, из них в водохранилищах объемом более 1 млн.м3 каждое содержится около 89 млн.м3, в том числе 30 млн.м3 находится в наиболее крупном водохранилище области - Людиновском на р. Неполодь.
Водохранилище на р. Неполодь является памятником природы и служит источником питьевого водоснабжения для жителей города Людиново с населением 31 тыс. человек. За последние 10-15 лет водохранилище зарастает водорослями и мелеет. Среднегодовой процент увеличения площадей зарастания составляет 11-12%. В результате интенсивного гниения водорослей в летний период концентрация ионов аммонийной группы достигает 3-5 мг/л (превышает в 6-7 раз норму), что затрудняет процесс доведения исходной воды до питьевого качества на очистных сооружениях Людиновского водозабора.
Вызывает также обеспокоенность экологически небезопасное состояние Яченского водохранилища, находящегося в черте областного центра - г. Калуги. Основным фактором, нарушающим экосистему Яченского водохранилища, является отсутствие системы сбора и очистки ливневых стоков. Рельеф территории города с возвышенностями и оврагами, отсутствие защитной береговой зоны с организованными зелеными насаждениями и загрязнение почв в городе обуславливают неконтролируемый и не подлежащий расчетам приток загрязнений с дождевыми осадками.
Аналогичная ситуация сложилась на других водохранилищах и прудах Калужской области.
На сегодняшний день общий уровень безопасности ГТС области можно оценить как недостаточный: нормальный уровень безопасности имеют 66 сооружений, пониженный 180 сооружений, неудовлетворительный и опасный - 185 сооружений, что составляет 43%. Это определяется как объективными, так и субъективными причинами.
Спад производства практически во всех сферах экономики в 90-е годы прошлого века привел к тому, что предприятия, имеющие на балансе ГТС, находились в тяжелейшем финансовом положении и не могли выделять достаточных средств не только на текущий ремонт сооружений, но и на их нормальную эксплуатацию.
К объективной причине снижения уровня безопасности ГТС относится и временной фактор. С течением времени под влиянием природных и техногенных нагрузок первоначальное состояние сооружений постепенно ухудшается.
К субъективной причине снижения уровня безопасности сооружений относится недооценка со стороны их владельцев всей тяжести последствий возможных аварий на сооружениях.
В Калужской области ГТС прудов и водохранилищ, как правило, представляют собой земляные плотины с водосбросами и водоспусками различных типов. Сооружения Кировского верхнего и Людиновского водохранилищ относятся к III классу капитальности, все остальные сооружения - к IV классу.
За последние годы эксплуатации гидроузлов на большинстве из них образовалось значительное количество дефектов и локальных повреждений. Практически все сооружения нуждаются в проведении ремонтных работ. К тому же нарушаются правила эксплуатации гидроузлов, отсутствует постоянный надзор за сооружениями. Инструментальные наблюдения за параметрами ГТС не проводятся, контрольно-измерительная аппаратура на сооружениях отсутствует. На ряде гидроузлов основные водоподпорные сооружения - земляные плотины - находятся в удовлетворительном состоянии, а водопроводящие сооружения - паводковые водосбросы, водоспуски - находятся в предаварийном или аварийном состоянии. Последнее особенно относится к подъемному гидромеханическому оборудованию, к состоянию бетонных поверхностей быстротоков, гасителей и рисберм.
Особую опасность для населения и территории Калужской области представляют бесхозяйные ГТС, требующие безотлагательного решения вопроса их принадлежности для обеспечения надлежащего технического состояния и уровня эксплуатации.
С учетом естественного износа общее количество ГТС с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности к 2020 году может достигнуть 200.
В основном данные ГТС образуют небольшие водоемы и имеют напор менее 3 м, поэтому возникновение аварий не приведет к значительному ущербу и катастрофическим последствиям.
В тоже время около 35 ГТС представляют потенциальную опасность для жизни и имущества юридических и физических лиц и функционирования народнохозяйственных объектов.
С целью предотвращения экологических бедствий и чрезвычайных ситуаций, связанных с возможной аварией на ГТС, необходимо закончить реконструкцию ГТС Кировского нижнего водохранилища.
Водохранилище расположено на р. Песочная (бассейн р. Днепр) в г. Кирове Калужской области. Дата постройки гидроузла - конец XIX века, дата проведения последней реконструкции - 1957 год.
Водохранилище является источником промышленного водоснабжения. В случае разрушения коммуникаций будут нарушены условия жизнедеятельности более 10 тысяч человек, проживающих на территории муниципального района "Город Киров и Кировский район".
Возможный ущерб составит 403 млн. рублей. Результатом работ будет предотвращение риска возникновения чрезвычайной ситуации в Кировском районе, связанной с возможными разрушениями многочисленных коммуникаций и затоплением прилегающих территорий Кировского и Людиновского районов.
По данным Главного управления МЧС России по Калужской области, в зону затопления паводками на р. Ока в районе г. Калуги непосредственно попадает около 1,2 тыс. человек, и нарушаются условия жизнедеятельности около 10 тысяч человек, проживающих в городе. Возможный ущерб достигает около 7800 млн. рублей.
Проблемой, требующей особого внимания, является сохраняющийся высоким уровень негативного антропогенного воздействия на водные объекты. В водные объекты Калужской области сбрасывается 97,15 млн. куб. метров в год сточных вод, из которых 90,42 млн. куб. метров, или 93%, загрязненных.
Свыше 60% общего объема сброса загрязненных сточных вод в Калужской области составляют сточные воды, сбрасываемые предприятиями жилищно-коммунального хозяйства. Причинами этого являются значительный износ очистных сооружений, применение устаревших технологий очистки сточных вод и прием объектами жилищно-коммунального хозяйства загрязненных стоков городских промышленных предприятий.
Около 12% общего объема сброса загрязненных сточных вод приходится на долю промышленных предприятий. Основными источниками загрязнения водных объектов являются целлюлозно-бумажное, пищевое, химическое производства.
Несмотря на то, что масса сброса ряда загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты в 2011 году уменьшилась, неэффективная работа существующих очистных сооружений, связанная с ухудшением их технического состояния, не позволяет обеспечить нормативной степени очистки сточных вод, что приводит к загрязнению поверхностных водных объектов загрязняющими веществами органического происхождения, поверхностно-активными веществами и биогенными элементами (азот и фосфор), которые оказывают отрицательное влияние на биологические и физико-химические свойства водоемов.
Мониторинг основных рек показал, что качество воды в р. Ока, р. Угра, р. Протва, р. Жиздра и р. Шаня имеет градацию класса качества 3 "А" (загрязненная). Основные сбросы сточных вод и загрязненные притоки имеют локальное влияние на крупные реки, так как нагрузка, оказываемая ими, сравнительно невелика по отношению к многоводным рекам. Створы же мониторинга качества воды были расположены вдали от значимых источников загрязнения наблюдаемых рек.
Как показывают результаты химического анализа (на основе предельно допустимых концентраций для почв), повышенное содержание загрязняющих веществ в донных отложениях наблюдается в проблемных, с точки зрения загрязнения воды, местах - в р. Ячейка (на входе в Яченское водохранилище), р. Терепец в местах сбросов ОАО "Калугаприбор", ОАО "КАДВИ" и ОАО "КЗАЭ", р. Киевка и ее притоке - ручье Безымянном, а также р. Другуска (по содержанию свинца) и р. Клютома после моста на выезде из г. Козельск (по содержанию нефтепродуктов).
Очищенные сточные воды в основном не соответствовали нормативному качеству из-за отсутствия сооружений доочистки сточных вод от остаточных загрязнений органического происхождения, поверхностно-активных веществ, биогенных элементов (азота и фосфора), которые оказывают отрицательное влияние на биологические и физико-химические свойства водоемов.
Техническое состояние большинства сооружений очистки сточных вод оценивается как неудовлетворительное. Особенно остро стоит вопрос очистки стоков сельских населенных пунктов Калужской области, состояние большинства очистных сооружений которых оценивается как неработоспособное.
Общая площадь паводкоопасных районов на территории Калужской области составляет около 100 кв. километров, из которых ежегодно затапливаются до 25 кв. километров. Затоплению подвержены отдельные территории, 984 населенных пункта с населением около 4 тыс. человек, хозяйственные объекты и более 7 тыс. гектаров сельскохозяйственных угодий. Общая протяженность участков берегов водных объектов, нуждающихся в строительстве сооружений инженерной защиты от наводнений и другого вредного воздействия вод, составляет 53,9 километра. При этом протяженность построенных сооружений инженерной защиты от наводнений и другого вредного воздействия вод составляет 1,4 километра, или 2,6%.
Поверхностные водные объекты Калужской области используются также для забора воды с целью водоснабжения населения и различных отраслей экономики. Из общего объема воды, используемой на территории области для водоснабжения населения и удовлетворения потребностей объектов экономики, 40% забирается из поверхностных водных объектов.
В 2011 году общий забор воды по Калужской области сократился по сравнению с 2010 годом на 4,78 млн. куб. метров и составил 157,12 млн. куб. метров. Всего было использовано 126,375 млн. куб. метров воды (в 2010 году - 129,29 млн. куб. метров).
Снабжаются водой из поверхностных водных источников г. Калуга (Окский водозабор), г. Людиново (водозабор из Людиновского водохранилища), г. Кондрово (водозабор из р. Угра), с. Льва Толстого (водозабор из р. Угра).
Для Калужской области актуальным является вопрос негативного воздействия вод на население и объекты экономики. Негативное воздействие вод проявляется рядом факторов: заиление и зарастание русла водотоков, подтопление грунтовыми водами части территории населенных пунктов, затопление территории населенных пунктов, городских территорий и сельскохозяйственных угодий во время высоких паводков, абразия и переработка берегов основных рек в городах и населенных пунктах, ухудшение состояния гидротехнических сооружений на территории Калужской области. Основными видами работ, которые необходимо выполнить для защиты (смягчения) от вредного воздействия вод, являются расчистка проблемных участков русел рек в городах и населенных пунктах области, строительство, реконструкция и капитальный ремонт гидротехнических сооружений.
В последнее десятилетие существенно ухудшилось состояние водоохранных зон водных объектов. Связано это с ускорением темпов бесконтрольной коттеджной застройки по берегам рек и озер. Определение границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос, а также вынос их на местность позволит предотвратить застройку береговой полосы и загрязнение водных объектов, а также усилить контроль за соблюдением режима использования земель водоохранных зон.
Для полноценного и своевременного информационного обеспечения заинтересованных структур Калужской области в сфере использования и охраны водных объектов, повышения эффективности своевременного выявления и прогнозирования развития негативных процессов, влияющих на качество воды в водных объектах и их состояние, необходимо развитие системы государственного мониторинга водных объектов в части полномочий субъектов Российской Федерации.
1.3. Обоснование необходимости решения проблемы программным методом
Учитывая многообразие проблем, связанных с водохозяйственным комплексом Калужской области, а также масштабность поставленных Водной стратегией Российской Федерации на период до 2020 года целей и задач, мероприятия по развитию водохозяйственного комплекса целесообразно осуществлять с использованием программно-целевого метода.
Долгосрочная целевая программа "Развитие водохозяйственного комплекса Калужской области в 2013-2020 годах" предусматривает комплексное решение вопросов, связанных с использованием водных объектов, включая рационализацию использования водных ресурсов при соблюдении интересов всех водопользователей, охраной водных объектов, в том числе реализацией мер и внедрением механизмов, способствующих улучшению качества сточных вод, а также с предупреждением негативного воздействия вод и обеспечением безопасности гидротехнических сооружений.
Такой подход позволит объединить в единую систему отдельные мероприятия и добиться максимального социально-экономического эффекта, выраженного в гарантированном обеспечении потребностей экономики в водных ресурсах, сокращении уровня экологического воздействия на водные объекты, снижении заболеваемости и увеличении продолжительности жизни населения, сбалансированном развитии территорий и отраслей экономики Калужской области, повышении защищенности населения и территорий от наводнений и другого негативного воздействия вод, формировании и проведении единой государственной политики в области использования и охраны водных ресурсов и создании условий для эффективного взаимодействия всех участников водохозяйственного комплекса.
2. Цели и задачи Программы
Целями Программы являются:
- гарантированное обеспечение водными ресурсами устойчивого социально-экономического развития Калужской области;
- обеспечение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод;
- восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения.
Для достижения цели гарантированного обеспечения водными ресурсами устойчивого социально-экономического развития Калужской области планируется решить задачу ликвидации дефицита водных ресурсов в вододефицитных районах.
Решение этой задачи позволит обеспечить в долгосрочной перспективе макроэкономическую стабильность и конкурентоспособность экономики области, будет способствовать ее сбалансированному развитию и поддержанию на высоком уровне.
Для достижения цели обеспечения защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод будут решены следующие задачи:
- повышение эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений, в том числе бесхозяйных, путем их приведения в безопасное техническое состояние;
- строительство сооружений инженерной защиты.
Обеспечение высокого уровня защищенности территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является необходимым условием стабильного экономического развития области и снижения размера' возможного ущерба от негативного воздействия вод.
В рамках сохранения и восстановления водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения, необходимо решить следующие задачи:
- строительство комплексов очистных сооружений;
- восстановление и экологическая реабилитация водных объектов, утративших способность к самоочищению.
Улучшение качества воды в водных объектах является важнейшим условием достижения высоких стандартов жизни населения, создания комфортных экологических условий и обеспечения интересов будущих поколений жителей области.
Кроме того, в целях повышения оперативности, своевременности и достоверности гидрологической информации и долгосрочных прогнозов Программой предусмотрены развитие и модернизация государственной наблюдательной сети, обеспечивающей мониторинг водных объектов.
Оценка результативности Программы будет ежегодно отслеживаться на основании следующих целевых индикаторов и показателей (приложение N 1).
Целевые показатели |
Ед. изм. |
2013-2020 годы - всего |
в том числе по годам: |
|||||||
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
|||
Количество вновь созданных водохранилищ и реконструированных гидроузлов действующих водохранилищ |
ед. |
6 |
0 |
3 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
Численность населения, проживающего в районах возникновения локальных вододефицитов, надежность обеспечения водными ресурсами которого повышена |
тыс. чел. |
42 |
0,1 |
0,3 |
0,6 |
2,5 |
3,3 |
4,1 |
5,6 |
2,55 |
Доля населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, защищенного в результате проведения мероприятий по повышению защищенности от негативного воздействия вод, в общем количестве населения, проживающего на таких территориях |
% |
48 |
9 |
22,5 |
24 |
31 |
33,2 |
35,8 |
38,6 |
48 |
Протяженность новых и реконструированных сооружений инженерной защиты и берегоукрепления |
км |
20,5 |
0,8 |
2,4 |
0,8 |
1,5 |
0,9 |
0,8 |
1,2 |
12,1 |
Доля гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое состояние |
% |
19 |
1,6 |
4,3 |
5,4 |
9,7 |
11,4 |
13,5 |
15,7 |
19 |
Количество ГТС с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое состояние |
ед. |
35 |
3 |
5 |
2 |
8 |
3 |
4 |
4 |
6 |
Численность населения, экологические условия проживания которого будут улучшены в результате реализации мероприятий по восстановлению и экологической реабилитации водных объектов |
тыс. чел. |
652,3 |
1,3 |
20,7 |
76,8 |
32,5 |
484 |
2,0 |
5,0 |
30 |
Объем выемки донных отложений в результате реализации мероприятий по восстановлению и экологической реабилитации водных объектов |
тыс.м3 |
5326,5 |
0 |
74 |
1858,5 |
902 |
2455 |
7 |
2 |
28 |
Протяженность работ по восстановлению и экологической реабилитации водных объектов |
км |
105,3 |
0 |
18,3 |
24,7 |
9,3 |
31 |
7 |
5 |
10 |
Площадь работ по восстановлению и экологической реабилитации водных объектов |
км2 |
96,8 |
0 |
15,8 |
19,1 |
13,9 |
37 |
3,5 |
0,5 |
7 |
Методика расчета индикаторов и показателей Программы приведена в приложении N 2.
3. Сроки и этапы реализации Программы
Программа реализуется в 2013-2020 годах в 1 этап.
4. Система основных мероприятий Программы
В рамках Программы предусмотрена реализация следующих направлений:
- ликвидация дефицита и повышение рационального использования водных ресурсов;
- сокращение негативного антропогенного воздействия и экологическая реабилитация водных объектов;
- защита от негативного воздействия вод и обеспечение безопасности ГТС;
- развитие и модернизация государственной системы мониторинга водных объектов;
- осуществление мониторинга поверхностных водных объектов и информационное обеспечение исполнительных органов государственной власти.
Перечень мероприятий Программы представлен в приложении N 3.
4.1. Ликвидация дефицитов и повышение рационального
использования водных ресурсов
Для ликвидации локальных дефицитов водных ресурсов (прежде всего для обеспечения нужд питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения), которые возникают на отдельных территориях, предусмотрена реализация проектов по строительству и реконструкции водохозяйственных объектов и сооружений, в том числе:
- расчистка ложа водохранилища на р. Неполодь в г. Людиново Калужской области, что позволит снять проблему по водообеспечению для 31 тыс. человек, проживающих в городе. Кроме того создание на территории г. Людиново в 2014 году особой экономической зоны с размещением на ней не менее пяти крупных производств позволит в полной мере обеспечить производственный процесс техническим водоснабжением;
- строительство ГТС пруда на р. Велья у с. Красное Хвастовичского района Калужской области позволит около 1000 жителей района получить возможность организации здорового отдыха на берегу водоема, а также позволит повысить инвестиционную привлекательность удаленного от областного центра района области;
- реконструкция ГТС Сукремльского водохранилища в г. Людиново позволит повысить уровень водообеспеченности около 10 000 жителей города.
4.2. Сокращение негативного антропогенного воздействия и
экологическая реабилитация водных объектов
Решение задачи улучшения экологического состояния водных объектов предполагает выполнение мероприятий по модернизации очистных сооружений организаций с учетом современных технологических достижений в области очистки сточных вод.
В целом на решение данной задачи направлены мероприятия долгосрочной целевой программы "Чистая вода в Калужской области" на 2011-2017 годы, утвержденной постановлением Правительства Калужской области от 10.06.2011 N 311 (в ред. постановлений Правительства Калужской области от 23.08.2011 N 465, от 03.05.2012 N 228, от 19.06.2012 N 299).
В долгосрочную целевую программу "Развитие водохозяйственного комплекса Калужской области в 2013-2020 годах" включены объекты, не вошедшие в указанную программу.
Планируемые программой мероприятия позволят прекратить поступление загрязненных стоков в водные объекты и улучшить условия проживания 2,8 тыс. человек в с. Бабынино, дер. Кумовское, с. Льва Толстого.
В качестве меры экономического стимулирования привлечения частных инвестиций на реализацию указанных мероприятий предусмотрен механизм субсидирования процентных ставок по кредитам, привлекаемым для реализации инвестиционных проектов по строительству и реконструкции очистных сооружений и внедрению систем оборотного и повторно-последовательного водоснабжения. Механизм субсидирования предполагает покрытие части платежей по процентам за пользование заемными средствами за счет бюджетных средств в объеме 3/4 ставки рефинансирования, установленной Банком России.
Помимо мероприятий, направленных на сокращение уровня негативного антропогенного воздействия, Программой предусмотрен комплекс водоохранных мер, направленных на экологическую реабилитацию водных объектов, в том числе малых рек, которые утратили способность к самоочищению.
Общая протяженность водных объектов, нуждающихся в мероприятиях по экологической реабилитации, в том числе по расчистке русел рек, составляет более 100 километров.
Наиболее крупными объектами, реализация которых запланирована в рамках решения данной задачи, являются расчистка ложа водохранилищ в г. Калуге, г. Кирове, г. Жиздре, р. Протва, р. Лужа и р. Шаня в районе г. Обнинск, г. Балабаново, г. Малоярославец, г. Кондрово.
4.3. Защита от негативного воздействия вод и обеспечение
безопасности гидротехнических сооружений
С учетом экономической целесообразности общая потребность в строительстве сооружений инженерной защиты оценивается на уровне 10 километров, что позволит в значительной степени решить задачу защиты населения и объектов экономики от негативного воздействия вод.
Важной задачей является обеспечение безопасности ГТС.
Для решения проблемы приведения аварийных гидротехнических сооружений в безопасное состояние в рамках Программы предусмотрен капитальный ремонт 35 ГТС, представляющих потенциальную опасность для жизни и имущества юридических и физических лиц и функционирования народнохозяйственных объектов.
4.4. Осуществление мониторинга поверхностных водных объектов и
информационное обеспечение исполнительных органов
государственной власти
Мониторинг поверхностных водных объектов осуществляется в соответствии с Положением об осуществлении государственного мониторинга водных объектов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10.04.2007 N 219 (в ред. постановлений Правительства Российской Федерации от 22.04.2009 N 351, от 17.10.2009 N 830, от 13.07.2011 N 572, от 14.11.2011 N 933) (далее - Положение).
В соответствии с Положением органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации организуют проведение регулярных наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением водных объектов, мониторинг которых осуществляется федеральными органами исполнительной власти, а также водных объектов, водохозяйственных систем, в том числе гидротехнических сооружений, расположенных на территории субъекта Российской Федерации и находящихся в собственности как субъектов Российской Федерации, так и муниципальных образований.
5. Ресурсное обеспечение Программы
Реализация мероприятий Программы предусматривается за счет средств областного бюджета при софинансировании из средств федерального бюджета, бюджетов муниципальных образований Калужской области и внебюджетных источников.
Объем финансирования по Программе в 2013-2020 гг. за счет всех источников финансирования составит 12931,66 млн. рублей.
Финансирование за счет средств федерального бюджета планируется в рамках федеральной целевой программы "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации на 2012-2020 годы".
Перечень мероприятий и объемы финансирования за счет бюджетов всех уровней подлежат уточнению, исходя из возможностей соответствующих бюджетов, с корректировкой программных мероприятий, результатов их реализации и оценки эффективности.
Объемы финансирования мероприятия за счет средств федерального бюджета определяются по результатам участия Калужской области в конкурсном отборе для получения средств федерального бюджета в рамках федеральной целевой программы "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах".
Объемы финансирования за счет средств областного бюджета уточняются ежегодно законом Калужской области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
Объемы финансирования за счет местных бюджетов ежегодно уточняются в соответствии с решениями органов местного самоуправления муниципальных образований Калужской области о местных бюджетах на очередной финансовый год и на плановый период.
К внебюджетным источникам относятся привлекаемые средства организаций для осуществления инвестиций в проекты по строительству, модернизации комплексов очистных сооружений.
При реализации Программы возможно возникновение финансовых рисков, связанных:
- с неполным выделением бюджетных средств в рамках одного года на реализацию программных мероприятий, вследствие чего могут измениться запланированные сроки выполнения мероприятий;
- с более высоким ростом цен на отдельные виды работ и услуг, предусмотренных в Программе, что повлечет увеличение затрат на отдельные программные мероприятия.
В этом случае заказчик Программы вносит предложения о необходимости внесения изменений в закон Калужской области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период и в Программу.
Объемы и источники финансирования Программы приведены в приложении N 4.
Объемы финансирования Программы по основным направлениям реализации приведены в приложении N 5.
6. Механизм реализации Программы
Министерство природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области - заказчик Программы (далее - заказчик Программы) обеспечивает проведение программных мероприятий, целевое, эффективное использование средств, выделяемых на реализацию Программы.
Заказчик Программы координирует деятельность органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований Калужской области, заказчиков-застройщиков, проектных, строительных организаций, участвующих в реализации мероприятий Программы.
Заказчик Программы:
- формирует заявку на участие в конкурсе по отбору региональных программ субъектов Российской Федерации в области использования и охраны водных объектов, претендующих на получение средств федерального бюджета в рамках реализации федеральной целевой программы "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах" для получения софинансирования из федерального бюджета на реализацию мероприятий Программы;
- определяет в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" организации по проектированию, строительству и реконструкции объектов Программы;
- обеспечивает организацию разработки проектной документации и ее экспертизы;
- обеспечивает контроль за ходом строительства объектов Программы;
- обеспечивает подготовку к вводу и ввод в эксплуатацию объектов Программы;
- обеспечивает регистрацию прав собственности на вновь построенные (реконструированные) объекты Программы.
Заказчик Программы на основе заявок, поступающих от органов местного самоуправления, водопользователей и других заинтересованных организаций, в том числе общественных, может корректировать очередность реализации мероприятий Программы с учетом складывающейся водохозяйственной обстановки на территории Калужской области, с внесением соответствующих изменений или дополнений в Программу.
Средства областного бюджета на софинансирование мероприятий муниципальной собственности предоставляются бюджетам муниципальных образований в форме субсидий в пределах средств, предусмотренных законом Калужской области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период. Порядок предоставления субсидий определяется постановлением Правительства Калужской области.
В приоритетном порядке рассматриваются заявки муниципальных образований на капитальный ремонт ГТС, находящихся в аварийном состоянии, аварии на которых могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций.
Мероприятия по программе определяются и корректируются ежегодно.
Министерство природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области подает заявку на конкурс по отбору региональных программ субъектов Российской Федерации в области использования и охраны водных объектов, претендующих на получение средств федерального бюджета в рамках реализации федеральной целевой программы "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах".
Исполнители программных мероприятий определяются в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Выполнение программных мероприятий осуществляется на основании государственных контрактов и договоров, заключаемых с участниками Программы и предусматривающих контроль заказчика Программы за ходом выполнения контракта (договора).
Заказчик Программы может в установленном порядке на конкурсной основе передавать функции по осуществлению контроля и технического надзора за строительными работами организациям, имеющим лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности, по договору.
В целях обеспечения достижения результатов Программы реализация отдельных мероприятий предусматривает предоставление субсидий на возмещение затрат организациям на уплату процентов по кредитным ресурсам, полученным в кредитных организациях на реконструкцию и строительство объектов. Порядок рассмотрения заявлений о предоставлении российским организациям субсидий за счет средств федерального бюджета утвержден приказом Минприроды России от 13.07.2012 N 211.
Финансирование мероприятий Программы за счет бюджетных средств производится в порядке, установленном действующим законодательством.
7. Организация управления Программой и контроль за ходом ее выполнения
Заказчик Программы осуществляет контроль выполнения Программы и управление ходом ее реализации.
Заказчик Программы ежегодно по итогам реализации программных мероприятий:
- уточняет перечень мероприятий, объемы средств, необходимых для финансирования в очередном финансовом году и плановом периоде, и в случае необходимости подготавливает соответствующие изменения в Программу;
- представляет бюджетную заявку на финансирование Программы за счет средств областного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период;
- представляет обоснование объемов финансирования Программы по всем направлениям расходования бюджетных средств;
- в случае необходимости подготавливает и утверждает нормативные правовые акты о порядке финансирования отдельных мероприятий Программы;
- ежеквартально до 10-го числа месяца и ежегодно до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, направляет в министерство экономического развития Калужской области и министерство финансов Калужской области отчеты о ходе (итогах) выполнения целевых показателей (индикаторов) Программы, эффективности использования средств областного бюджета, а также статистическую, справочную и аналитическую информацию о ее реализации.
Оценка эффективности реализации Программы производится путем сравнения текущих значений показателей с их целевыми значениями. При этом результативность программных мероприятий оценивается исходя из соответствия ожидаемых результатов поставленной цели или степени приближения к ней.
Корректировка Программы, в том числе включение в нее новых мероприятий, а также продление срока ее реализации осуществляется в установленном порядке по предложению заказчика Программы.
8. Оценка социально-экономической эффективности Программы
Эффективность Программы будет обеспечена за счет реализации мер адресной поддержки осуществляемых проектов, а также применения программно-целевого метода управления Программой.
При этом важнейшими результатами реализации Программы будут являться гарантированное обеспечение водными ресурсами, создание надежных водоресурсных условий для развития промышленности, энергетики и сельского хозяйства, повышение доли защищенного населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, снижение ущерба от опасных гидрологических явлений.
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, будет способствовать достижению следующих социально-экономических результатов:
- гарантированное обеспечение водными ресурсами текущих и перспективных потребностей;
- повышение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и другого негативного воздействия вод за счет реализации комплексных мероприятий по приведению аварийных гидротехнических сооружений в технически безопасное состояние, обеспечению населенных пунктов и объектов экономики сооружениями инженерной защиты. Предотвращаемый вероятный ущерб от наводнений и иного негативного воздействия вод оценивается в 3231 млн. рублей;
- обеспечение благоприятных условий для жизни населения и комфортной среды обитания водных биологических ресурсов за счет экологической реабилитации водных объектов.
Методика оценки социально-экономической эффективности хода реализации Программы приведена в приложении N 6.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.