Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Администрации г. Обнинска
Калужской области
от 18 марта 2011 г. N 394-п
Долгосрочная целевая программа
"Развитие инновационной деятельности в г. Обнинске
на 2011-2013 гг. и на период до 2020 года"
Паспорт программы
Наименование Программы |
Долгосрочная целевая программа "Развитие инновационной деятельности в г. Обнинске на 2011-2013 годы и на период до 2020 года" (далее - Программа) |
||||||||
Основания для разработки |
Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"; Федеральный закон от 07.04.1999 N 70-ФЗ "О статусе наукограда Российской Федерации"; Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; Бюджетный кодекс Российской Федерации; постановление Администрации города Обнинска от 13 марта 2009 г. N 291-п "Об утверждении порядка принятия решений о разработке целевых программ г. Обнинска, их формирования и реализации, порядка проведения и критериев оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ г. Обнинска" |
||||||||
Заказчик Программы |
Обнинское городское Собрание, Администрация города Обнинска |
||||||||
Основной разработчик |
Управление экономики и инновационного развития Администрации г. Обнинска |
||||||||
Цель Программы |
Создание благоприятной деловой среды для функционирования малых и средних инновационных предприятий, разработки и последующего коммерческого трансфера инноваций в производство, что приведет к созданию необратимых условий для повышения эффективности и конкурентоспособности городской экономики и обеспечения в конечном счете устойчивого развития всех сфер жизни города |
||||||||
Задачи Программы |
- Оказание организационной, методической, консультационной помощи и информационных услуг инновационным предпринимателям; - устранение административных барьеров в развитии |
||||||||
Основные направления Программы |
- Организационно-административное обеспечение инновационного развития; - инвестиционно-финансовая поддержка инновационного предпринимательства; - развитие инфраструктуры поддержки инновационного предпринимательства; - обучение и переподготовка кадров по управлению инновационными проектами и предприятиями; - информационно-имиджевое обеспечение инновационного предпринимательства |
||||||||
Сроки реализации |
2011-2020 годы Общий объем финансирования - 4 9 6721 тыс. руб. |
||||||||
Объемы и источники финансирования (тыс. руб.) |
В том числе по годам |
Всего |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014-2020 гг. |
|||
Из средств городского бюджета |
169310 |
7670 |
8140 |
8900 |
144600 |
||||
Для финансирования мероприятий Программы будут использоваться все существующие возможности для привлечения средств областного и федерального бюджетов, внешних инвестиций, средств венчурного фонда Калужской области, других, не запрещенных законодательством источников | |||||||||
Целевые показатели Программы |
Наименование целевого показателя |
Значение целевых показателей |
|||||||
2010 г., базовое значение |
2011 г., прогноз |
2012 г., прогноз |
2013 г., прогноз |
Всего |
|||||
Объем оборота на малых и средних предприятиях, входящих в состав НПК города, млн. руб. |
1736 |
1916 |
2157 |
2448 |
6521 |
||||
Выручка на одного работающего в целом по городу, за исключением предприятий торговли, тыс. руб. |
1039 |
1155 |
1280 |
1413 |
3848 |
||||
Выручка на одного работающего на малых и средних предприятиях, за исключением предприятий торговли, тыс. руб. |
897 |
935 |
1049 |
1178 |
3162 |
||||
Выручка на одного работающего на малых и средних предприятиях, входящих в состав НПК города, тыс. руб. |
1625 |
1768 |
1965 |
2224 |
5957 |
||||
Количество менеджеров инновационных компаний, студентов, аспирантов и других, прошедших подготовку и переподготовку в инновационной сфере (ед.) |
60 |
70 |
80 |
80 |
230 |
||||
Количество субъектов инновационной деятельности, получивших поддержку муниципалитета и организаций инновационной инфраструктуры (ед.) |
20 |
25 |
30 |
35 |
90 |
||||
Количество мероприятий (конференций, семинаров, мастер-классов и др.) , проведенных для содействия маркетингу продукции инновационных предприятий, привлечению инвестиций в инновации, а также с учебными и иными целями, ориентированными на расширение возможностей инновационной сферы (ед.) |
3 |
3 |
4 |
4 |
11 |
||||
Объем привлеченных для реализации мероприятий Программы |
52000 |
52200 |
52400 |
52600 |
157200 |
||||
финансовых средств из иных источников, кроме городского бюджета, тыс. руб. |
|
|
|
|
|
||||
Система управления и контроля |
Управление Программой и контроль за ходом ее реализации осуществляет управление экономики и инновационного развития Администрации города Обнинска. Основными исполнителями Программы являются подразделения Администрации г. Обнинска и организации инфраструктуры поддержки инновационного предпринимательства |
Содержание проблемы и необходимость решения
ее программными средствами
Обнинск как город, созданный для решения стратегических задач обеспечения обороноспособности страны, имеет возможность стать одним из центров национальной инновационной системы, обеспечивающей развитие российской экономики по инновационному пути.
Развитие инновационной деятельности является продолжением развития города Обнинска как наукограда с усилением роли прикладных инновационных производств и производственных высокотехнологичных проектов. Экологически безопасное наукоемкое производство и технологии с высокой добавленной стоимостью продукции (малые и средние высокотехнологичные предприятия) позволят стабилизировать тенденцию устойчивого экономического развития города и обеспечит увеличение налоговой базы, трудовую занятость горожан.
Поставленные задачи требуют не просто постепенного эволюционного развития, но и нахождения "точек роста", использования всего имеющегося потенциала города. Такими "точками роста" в первую очередь должны стать ГНЦ и НИИ, инновационные предприятия города, муниципальная промышленная зона (МПЗ), технопарк, локальные зоны экономического развития -именно они обеспечивают максимальную добавленную стоимость при производстве конечного продукта. Перспективное развитие требует формирования кластеров и реализации новых инвестиционных и инновационных проектов. Существующие предприятия, входящие в состав научно-производственного комплекса города (далее - НПК), не должны остаться единственно возможными лидерами отраслевой структуры города.
Ограниченная территория Обнинска ставит стратегическую задачу по развитию производственного потенциала города с ориентацией на малые и средние высокотехнологичные предприятия, и поэтому необходимо развивать и совершенствовать инновационную инфраструктуру.
Существующая в городе инновационная инфраструктура включает в себя 3 бизнес-инкубатора, МПЗ, ООО "Обнинский центр науки и технологий", Фонд поддержки малого предпринимательства, два специализированных инновационно-технологических центра (по развитию радиационных и наноматериалов, лазерных и инновационных технологий), межрегиональный центр содействия развитию предпринимательства "Твой офис", а также консалтинговые, патентные компании и др.
Предприятия городской инфраструктуры поддержки инновационного бизнеса оказывают услуги инновационным предпринимателям практически по всему необходимому спектру услуг, включая консалтинговые и инжиниринговые услуги, услуги в сфере охраны и коммерческого оборота интеллектуальной собственности, бизнес-планирование, маркетинг, трансфер технологий в реальный сектор экономики, помощь в поиске финансирования и др. Проводятся учебные мероприятия, издается методическая и справочная литература.
Кроме действующих организаций инновационной инфраструктуры, в настоящее время на территории Обнинска реализуются еще два значимых инфраструктурных проекта:
проект создания технопарка в сфере высоких технологий;
проект развития городских локальных зон инновационного развития.
Первая из локальных зон инновационного развития разместится на площади 18 га в районе улицы Красных Зорь. Реализация соответствующего проекта застройки позволит компактно разместить в Обнинске малые и средние производственные инновационные предприятия.
Реализация проектов создания технопарка и зон инновационного развития существенно позволила бы завершить создание "технологического коридора", в котором оптимальным образом будет обеспечиваться движение наукоемкой разработки по всей инновационной цепочке: от зарождения идеи до коммерциализации конечного продукта.
Вместе с тем следует отметить, что пока нет достаточно четкой и скоординированной работы всех элементов муниципальной инновационной инфраструктуры. Поэтому в качестве одной из своих приоритетных задач Администрация города считает расширение и совершенствование деятельности городской инновационной инфраструктуры.
К числу общих проблем инновационного развития городской экономики относятся в том числе следующие:
- недостаточность нормативно-правовых актов, регулирующих и стимулирующих инновационную деятельность;
- недостаточные темпы развития трансфера технологий вследствие слабой информированности предпринимателей о возможностях сетей трансфера технологий и отсутствия единой скоординированной системы трансфера технологий в научных институтах и вузах;
- недостаточный учет конкретных потребностей города и рыночного спроса при выборе направлений научных исследований;
- неразвитость финансовых институтов поддержки инноваций;
- недостаточная координация деятельности организаций, образующих инновационную инфраструктуру;
- слабое кадровое обеспечение инновационной деятельности.
В настоящее время в городе Обнинске слабо представлены компоненты кредитно-финансовой и инвестиционной инфраструктуры инновационной системы. Отсутствуют институты инвестирования в инновационные компании, находящиеся на ранних стадиях развития (венчурные фонды); не институциализирована инвестиционная деятельность "бизнес-ангелов".
Несмотря на наличие достаточно развитой образовательной инфраструктуры, в Обнинске сохраняется дефицит квалифицированных инженерных и управленческих кадров для инновационных предприятий; не хватает специалистов-менеджеров для сферы инновационно-технологического бизнеса; отсутствуют специалисты по внедрению организационных инноваций в области разработки и реализации новой или значительно измененной корпоративной стратегии, внедрения современных (на основе информационных технологий) методов управления; не принимаются достаточные меры по повышению квалификации персонала, использованию аутсорсинга и др.
Решение указанных проблем программно-целевым методом обеспечит концентрацию ресурсов на решении ключевых проблем в инновационной сфере, обеспечит сбалансированность и последовательность решения стоящих задач, запустит механизмы саморазвития инновационной системы.
Правовые основы для разработки программы "Развитие инновационной деятельности в г. Обнинске на 2011-2013 гг. и на период до 2020 года":
Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
Федеральный закон от 07.04.1999 N 70-ФЗ "О статусе наукограда Российской Федерации";
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации",
Бюджетный кодекс Российской Федерации;
постановление Администрации города Обнинска от 13 марта 2009 г. N 291-П "Об утверждении порядка принятия решений о разработке целевых программ г. Обнинска, их формирования и реализации, порядка проведения и критериев оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ г. Обнинска".
Принятие Программы позволит использовать принцип софинансирования государственными органами мероприятий по развитию городской инновационной деятельности.
Программа разрабатывалась с учетом положений областной целевой программы "Развитие инновационной деятельности в Калужской области на 2005-2010 годы", ведомственной целевой программы "Государственная поддержка и развитие малого предпринимательства в Калужской области на 2010 год", с учетом местных социально-экономических особенностей. Развитие Обнинска целесообразно рассматривать как часть стратегии развития северо-восточного промышленного региона Калужской области. Это позволит более взвешенно и объективно оценить, использовать ресурсы и возможности всех муниципальных образований региона и придать новую динамику его развитию.
Разработка программы "Развитие инновационной деятельности в г. Обнинске на 2011-2013 гг. и на период до 2020 года" ориентируется на стратегические приоритеты развития, определенные в Программе комплексного социально-экономического развития города Обнинска как наукограда Российской Федерации на 2007-2011 гг.
Возможные риски реализации Программы связаны с изменением федерального и регионального законодательства в части вопросов государственной и муниципальной поддержки инновационной деятельности, а также с недостатком финансирования мероприятий Программы. Основными способами минимизации указанных рисков являются регулярный мониторинг изменений в законодательстве и определение приоритетных направлений для финансирования.
Реализация настоящей Программы рассчитана на 10 лет, расходы городского бюджета на ее реализацию составят 169310,0 тыс. рублей, в том числе:
- на 2011 год - 7670,0 тыс. руб.;
- на 2012 год - 8140,0 тыс. руб.;
- на 2013 год - 8900,0 тыс. руб.;
- на 2014-2020 гг. -144600,0 тыс. руб.
Цель и задачи Программы
Основной целью Программы является создание благоприятной деловой среды для функционирования малых и средних инновационных предприятий, разработки и последующего коммерческого трансфера инноваций в производство, что приведет к созданию необратимых условий для повышения эффективности и конкурентоспособности городской экономики и обеспечения в конечном счете устойчивого развития всех сфер жизни города.
Основными факторами успешности такого развития служат:
- увеличение налоговых поступлений в бюджет города;
- усиление конкуренции и повышение качества производимых товаров и услуг для потребительского рынка;
- повышение занятости населения;
- создание стимулов для инновационной деятельности субъектами малого и среднего бизнеса;
- увеличение доли наукоемкой продукции в общем объеме производства;
- повышение в составе населения города лиц, занимающихся более квалифицированным трудом и получающих соответственно более высокие доходы.
В соответствии с намеченной целью необходимо решить следующие задачи:
- оказание организационной, методической, консультационной помощи и информационных услуг инновационным предпринимателям;
- устранение административных барьеров в развитии инновационного предпринимательства;
- дальнейшее развитие инфраструктуры поддержки инновационного предпринимательства;
- содействие формированию инновационной финансовой системы, построенной на развитой сети банков, кредитных организаций и союзов, обществ взаимного кредитования и кооперации, страховых организаций, частных инвесторов, а также специализированных институтов венчурных и прямых инвестиций;
- содействие развитию кредитно-инвестиционных механизмов: инвестиционных конкурсов, лизинга, компенсации процентной ставки и др., облегчающих доступ инновационных предприятий к финансовым, производственным и другим ресурсам;
- содействие развитию международного научно-технического сотрудничества и партнерства;
- создание условий для привлечения отечественных и зарубежных инвестиций в инновационный сектор города Обнинска;
- содействие подготовки кадров для инновационного предпринимательства;
- содействие повышению социального статуса и престижа инновационного предпринимательства.
Система основных мероприятий Программы
Система программных мероприятий представлена в пяти функциональных подпрограммах. Мероприятия Программы направлены на развитие форм поддержки субъектов инновационной деятельности, предусмотренных законодательством.
Такая структура подпрограмм в целом обеспечивает преемственность развития уже имеющейся системы муниципальной поддержки инновационного бизнеса. В каждой подпрограмме ставятся свои внутренние задачи.
Подпрограмма N 1. Организационно-административное обеспечение инновационного предпринимательства.
В данной подпрограмме содержатся мероприятия, направленные на мониторинг развития малых и средних инновационных предприятий для анализа и прогнозирования их развития, разработка мероприятий их поддержки; на развитие городской и участие в развитии региональной информационной сети на базе современных телекоммуникационных технологий с целью обеспечения доступа к международным информационным ресурсам по вопросам инновационного развития.
Подпрограмма N 2. Инвестиционно-финансовая поддержка инновационного предпринимательства.
Мероприятия данной подпрограммы предусматривают финансовую поддержку субъектов инновационной деятельности путем предоставления субсидий для возмещения затрат и бюджетных инвестиций, предоставление гарантий Администрацией города Обнинска малым и средним инновационным предприятиям по привлеченным кредитам.
Финансовая поддержка направлена на обеспечение финансирования всех этапов инновационного процесса, начиная от стартовых вложений.
Подпрограмма N 3. Развитие инфраструктуры поддержки инновационного предпринимательства.
Мероприятия данной подпрограммы предусматривают содействие созданию организаций инфраструктуры, в том числе и с участием Администрации города.
Финансовая поддержка организаций инфраструктуры направлена на развитие материально-технической базы данных организаций, возмещение затрат, связанных с осуществлением услуг, предусмотренных законодательством о развитии малого и среднего предпринимательства.
Финансирование мероприятий, связанных с созданием и развитием территориальных зон в соответствии с действующим законодательством.
Предусмотрены мероприятия, связанные с участием в международных программах инновационного развития
В рамках данной подпрограммы будет поддерживаться деятельность субъектов бизнеса и организаций инфраструктуры, направленная на:
- создание корпоративных вертикально и горизонтально интегрированных структур в научно- технической и производственно-технологической сферах в целях более эффективной организации инновационных процессов;
- участие в формировании и ведении территориальной баз данных по законченным исследованиям, разработкам, технологиям и т.д., готовым к освоению в производстве, для использования их заинтересованными хозяйствующими субъектами всех организационно-правовых форм и форм собственности, в том числе на коммерческой основе;
- содействие патентованию изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и селекционных достижений, а также государственной регистрации иных результатов интеллектуальной деятельности, созданных субъектами предпринимательства.
Подпрограмма N 4. Обучение и переподготовка кадров по управлению инновационными проектами и предприятиями.
В данную подпрограмму включены мероприятия по консультационной поддержке и по подготовке кадров.
Консультационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства может осуществляться в виде:
1) создания организаций, образующих инфраструктуру поддержки, оказывающих консультационные услуги субъектам малого и среднего предпринимательства, и обеспечения деятельности таких организаций;
2) компенсации затрат, произведенных и документально подтвержденных субъектами малого и среднего предпринимательства, на оплату консультационных услуг.
Оказание поддержки субъектам инновационной деятельности может осуществляться в виде учебно-методологической, научно-методической помощи.
Подпрограмма N 5. Информационно-имиджевое обеспечение инновационной деятельности.
Мероприятия подпрограммы содержат организационные мероприятия, направленные на формирование и поддержку имиджа города как инновационно-активной территории в масштабах России.
Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование Программы осуществляется за счет средств городского бюджета.
Кроме того, для финансирования мероприятий Программы будут привлекаться средств областного и федерального бюджетов, внешних инвестиций, средств венчурного фонда Калужской области, других не запрещенных законодательством источников.
Для успешной реализации Программы важное значение имеют следующие нефинансовые формы поддержки инновационных предприятий:
- информационное обеспечение участников инновационной деятельности;
- выделение земельных участков на территории города.
Общий объем финансирования Программы за счет средств местного бюджета - 169310,0 тыс. руб., в том числе: в 2011 г. - 7670,0 тыс. руб., в 2012 г. - 8140,0 тыс. руб., в 2013 г. - 8900,0 тыс. руб., в 2014-2020 гг. -144600,0 тыс. руб.
Объемы, условия и порядок финансирования Программы за счет средств местного бюджета ежегодно уточняются исходя из промежуточных результатов выполнения Программы в соответствии с утвержденным бюджетом на очередной финансовый год и на плановый период.
Механизм реализации Программы
Реализация поставленных цели и задач строится на основе использования следующих принципов:
- концентрация материальных, финансовых, иных ресурсов и организационных усилий;
- рациональное сочетание административного регулирования с действием рыночных механизмов, прямых и косвенных методов поддержки инновационной деятельности.
Реализация Программы строится путем координации деятельности Администрации города Обнинска, организаций инфраструктуры поддержки инновационной деятельности, других городских организаций.
Администрация города определяет порядок выполнения программных мероприятий с учетом сроков, указанных в Программе, наличия средств, выделенных на ее реализацию, приоритетных направлений и условий предоставления поддержки субъектам инновационной деятельности.
Предоставление поддержки субъектам инновационной деятельности осуществляется в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, принимаемыми Администрацией города Обнинска в соответствии с действующим законодательством.
Ответственные исполнители и контроль за реализацией Программы
Управление Программой и контроль за ходом ее реализации осуществляет управление экономики и инновационного развития Администрации города Обнинска.
Основными исполнителями Программы являются подразделения Администрации г. Обнинска и организации инфраструктуры поддержки инновационного предпринимательства.
Требования к организациям инновационной инфраструктуры
Городская инновационная инфраструктура оказывает услуги по обеспечению инновационной деятельности (производственно-технологические, финансовые, консалтинговые, маркетинговые, коммуникативные, юридические, образовательные и т.п.) и может включать в себя технопарки, научные парки, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий, центры по развитию инновационного предпринимательства, инновационно-технологические центры, маркетинговые и учебно-деловые центры, агентства по поддержке экспорта высокотехнологичных товаров, фонды содействия венчурному кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств), инвестиционные фонды, привлекающие инвестиции в инновации, инжиниринговые, патентные и консалтинговые компании, центры коллективного пользования и иные организации.
Организации, входящие в состав городской инновационной инфраструктуры и претендующие на поддержку в рамках Программы, должны соответствовать требованиям действующего законодательства, в том числе:
1) организация должна быть зарегистрирована на территории города Обнинска;
2) уставом организации должно быть предусмотрено предоставление услуг, необходимых для ведения инновационной деятельности;
3) организация должна осуществлять фактическую деятельность по предоставлению услуг инновационному предпринимательству.
Частью городской инновационной инфраструктуры города Обнинска является муниципальная инновационная инфраструктура, которая представляет собой систему коммерческих и некоммерческих организаций, которые создаются Администрацией города или о с ее непосредственным участием и которым передаются объекты муниципальной собственности.
В состав муниципальной инновационной инфраструктуры по состоянию на 01.01.2011 входят следующие организации:
- ООО "Обнинский центр науки и технологий";
- Фонд поддержки малого предпринимательства города Обнинска;
- АНО "Обнинский бизнес-инкубатор"; - АНО'ЪИОЦНТ".
К организациям, образующим муниципальную инновационную инфраструктуру, предъявляются дополнительные требования:
1) распоряжение имуществом осуществляется в соответствии с порядком, утвержденным Администрацией города Обнинска;
2) организации, услуги которых могут быть востребованы предприятиями, не относящимися к инновационному бизнесу, оказывают эти услуги при наличии такой возможности не в ущерб выполнению заявок инновационных компаний.
Ожидаемые результаты
Реализация Программы позволит:
1) создать современную инфраструктуру поддержки инновационной и научно-технической деятельности в наукограде;
2) содействовать формированию положительного имиджа инновационного предпринимательства;
3) достичь следующих значений установленных целевых показателей Программы:
Наименование целевого показателя |
Значение целевых показателей |
||||
2010 г., базовое значение |
2011 г., прогноз |
2012 г., прогноз |
2013 г., прогноз |
Всего |
|
Объем оборота на малых и средних предприятиях, входящих в состав НПК города, млн. руб. |
1736 |
1916 |
2157 |
2448 |
6521 |
Выручка на одного работающего в целом по городу, за исключением предприятий торговли, тыс. руб. |
1039 |
1155 |
1280 |
1413 |
3848 |
Выручка на одного работающего на малых и средних предприятиях, за исключением предприятий торговли, тыс. руб. |
897 |
935 |
1049 |
1178 |
3162 |
Выручка на одного работающего на малых и средних предприятиях, входящих в состав НПК города, тыс. руб. |
1625 |
1768 |
1965 |
2224 |
5957 |
Количество менеджеров инновационных компаний, студентов, аспирантов и других, прошедших подготовку и переподготовку в инновационной сфере (ед.) |
60 |
70 |
80 |
80 |
230 |
Количество субъектов инновационной деятельности, получивших поддержку муниципалитета и организаций инновационной инфраструктуры (ед.) |
20 |
25 |
30 |
35 |
90 |
Количество мероприятий (конференций, семинаров, мастер-классов и пр.), проведенных для содействия маркетингу продукции инновационных предприятий, привлечению инвестиций в инновации, а также с учебными и иными целями, ориентированными на расширение возможностей инновационной сферы (ед.) |
3 |
3 |
4 |
4 |
11 |
Объем привлеченных для реализации мероприятий Программы финансовых средств из иных источников, кроме городского бюджета, тыс. руб. |
52000 |
52200 |
52400 |
52600 |
157200 |
Система основных мероприятий
долгосрочной целевой программы
"Развитие инновационной деятельности в городе Обнинске
на 2011-2013 гг. и на период до 2020 года"
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации г. Обнинска Калужской области от 18 марта 2011 г. N 394-п Об утверждении долгосрочной целевой... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.