Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 43. Подсчет голосов участников референдума Калужской области, местного референдума и составление протокола об итогах голосования участковой комиссией референдума
1. Подсчет голосов участников референдума проводится открыто и гласно с оглашением и соответствующим внесением в увеличенную форму протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету бюллетеней для голосования на референдуме и голосов участников референдума членами участковой комиссии референдума с правом решающего голоса.
2. Подсчет голосов участников референдума начинается сразу после окончания голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой комиссии референдума, а также наблюдатели.
3. После окончания голосования члены участковой комиссии референдума с правом решающего голоса в присутствии наблюдателей, иных лиц, указанных в статье 30 Федерального закона, подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные бюллетени для голосования на референдуме, затем оглашают и вносят в строку 5 протокола об итогах голосования на референдуме Калужской области и его увеличенной формы (в строку 7 протокола об итогах голосования на местном референдуме и его увеличенной формы) число погашенных бюллетеней, которое определяется как сумма числа неиспользованных бюллетеней для голосования на референдуме и числа бюллетеней для голосования на референдуме, испорченных участниками референдума при проведении голосования. После этого члены участковой комиссии референдума Калужской области подсчитывают и оглашают число погашенных неиспользованных открепительных удостоверений, указанное в акте, составленном в соответствии с пунктом 13 статьи 62 Федерального закона, и вносят его в строку 13 протокола об итогах голосования на референдуме Калужской области и его увеличенной формы.
4. Председатель, заместитель председателя или секретарь участковой комиссии референдума оглашает и вносит в строку 2 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы число бюллетеней для голосования на референдуме, полученных участковой комиссией референдума (данные о бюллетенях, извлеченных из конвертов досрочно проголосовавших в помещении территориальной комиссии референдума, комиссии муниципального образования участников местного референдума, в указанное число не входят).
При проведении референдума Калужской области также оглашается и вносится в строку 10 протокола голосования на референдуме и его увеличенной формы число открепительных удостоверений, полученных участковой комиссией референдума.
5. Перед непосредственным подсчетом голосов члены участковой комиссии референдума с правом решающего голоса вносят на каждую страницу списка участников референдума следующие суммарные данные по этой странице:
а) число участников референдума, включенных в список участников референдума на момент окончания голосования (без учета участников референдума Калужской области, которым выданы открепительные удостоверения в территориальной и участковой комиссиях референдума, а также участников референдума, выбывших по другим причинам);
б) число бюллетеней для голосования на референдуме, выданных участникам референдума в помещении для голосования в день голосования (устанавливается по числу подписей участников референдума в списке участников референдума);
в) число бюллетеней для голосования на референдуме, выданных участникам референдума, проголосовавшим вне помещения для голосования (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке участников референдума);
г) число бюллетеней для голосования на местном референдуме, выданных досрочно проголосовавшим участникам референдума (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке участников референдума и проверяется по списку досрочно проголосовавших участников референдума);
д) число открепительных удостоверений, выданных участковой комиссией референдума участникам референдума Калужской области на участке референдума до дня голосования;
е) число участников референдума Калужской области, проголосовавших на участке референдума по открепительным удостоверениям;
ж) число открепительных удостоверений, выданных участникам референдума Калужской области территориальной комиссией референдума.
6. После внесения указанных в пункте 5 настоящей статьи данных каждая страница списка участников референдума подписывается внесшим эти данные членом участковой комиссии референдума с правом решающего голоса, который затем их оглашает и сообщает председателю, заместителю председателя или секретарю участковой комиссии референдума и лицам, присутствующим при подсчете голосов. Итоговые данные, определяемые как сумма данных, установленных в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, председатель, заместитель председателя или секретарь участковой комиссии референдума оглашает, вносит на последнюю страницу списка участников референдума, подтверждает своей подписью и заверяет печатью участковой комиссии референдума. Оглашенные данные вносятся в соответствующие строки протокола об итогах голосования и его увеличенной формы:
а) в строку 1: число участников референдума, включенных в список участников референдума на момент окончания голосования;
б) в строки 3 и 4 - число бюллетеней для голосования на местном референдуме, выданных участникам местного референдума, проголосовавшим досрочно;
в) в строку 3: число бюллетеней для голосования на референдуме Калужской области выданных участковой комиссией референдума участникам референдума в помещении для голосования в день голосования (в строку 5 при голосовании на местном референдуме);
г) в строку 4: число бюллетеней для голосования на референдуме Калужской области, выданных участникам референдума, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования (в строку 6 при голосовании на местном референдуме);
д) в строку 11: число открепительных удостоверений, выданных участковой комиссией референдума участникам референдума Калужской области на участке референдума до дня голосования;
е) в строку 12: число участников референдума Калужской области, проголосовавших по открепительным удостоверениям на участке референдума;
ж) в строку 14: число открепительных удостоверений, выданных участникам референдума Калужской области территориальной комиссией референдума.
7. При проведении референдума Калужской области после осуществления действий, указанных в пункте 6 настоящей статьи, проводится проверка следующего контрольного соотношения: число открепительных удостоверений, полученных участковой комиссией референдума, должно быть равно сумме числа открепительных удостоверений, выданных участковой комиссией референдума участникам референдума на участке референдума до дня голосования, и числа погашенных неиспользованных открепительных удостоверений. Если указанное контрольное соотношение не выполняется, участковая комиссия референдума принимает решение о дополнительном подсчете данных, внесенных в список участников референдума, и погашенных неиспользованных открепительных удостоверений. Если в результате дополнительного подсчета указанное контрольное соотношение не выполняется снова, участковая комиссия референдума принимает соответствующее решение, которое прилагается к протоколу об итогах голосования, и вносит данные о расхождении в строку 15 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы. Если указанное контрольное соотношение выполняется, в строке 15 проставляется цифра "О".
8. После осуществления действий, указанных в пунктах 6 и 7 настоящей статьи, со списком участников референдума вправе ознакомиться лица, указанные в статье 30 Федерального закона, а члены участковой комиссии референдума с правом совещательного голоса вправе убедиться в правильности проведенного подсчета.
9. Дальнейшая работа со списком участников референдума не может проводиться до проверки контрольных соотношений данных, внесенных в протоколы об итогах голосования, в соответствии с пунктом 22 настоящей статьи. Список участников референдума на это время убирается в сейф либо иное специально приспособленное для хранения документов место. Хранение списка участников референдума, исключающее доступ к нему лиц, находящихся в помещении для голосования, обеспечивается председателем или секретарем участковой комиссии.
10. Непосредственный подсчет голосов участников референдума проводится по находящимся в ящиках для голосования бюллетеням для голосования на референдуме членами участковой комиссии референдума с правом решающего голоса.
11. При непосредственном подсчете голосов участников голосования вправе присутствовать члены участковой комиссии референдума с правом совещательного голоса, иные лица, указанные в статье 30 Федерального закона.
12. Непосредственный подсчет голосов участников референдума проводится в помещении для голосования в специально отведенных местах, оборудованных таким образом, чтобы к ним был обеспечен доступ членов участковой комиссии референдума как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса. Членам участковой комиссии референдума с правом решающего голоса, кроме председателя (заместителя председателя) и секретаря участковой комиссии референдума, запрещается при подсчете голосов пользоваться письменными принадлежностями, за исключением случая, предусмотренного пунктами 14 и 17 настоящей статьи. Лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов участников референдума, должен быть обеспечен полный обзор действий членов участковой комиссии референдума.
13. При сортировке бюллетеней для голосования на референдуме участковая комиссия референдума отделяет бюллетени для голосования на референдуме неустановленной формы, то есть не изготовленные официально либо не заверенные комиссией. Бюллетени для голосования на референдуме неустановленной формы при непосредственном подсчете голосов участников голосования не учитываются. Такие бюллетени упаковываются отдельно и опечатываются.
14. В первую очередь проводится подсчет бюллетеней для голосования на референдуме, находившихся в переносных ящиках для голосования. Вскрытию каждого переносного ящика для голосования предшествуют объявление числа участников референдума, проголосовавших с использованием данного переносного ящика для голосования, проверка неповрежденности печатей (пломб) на нем, в чем председатель участковой комиссии референдума предлагает удостовериться членам комиссии и иным присутствующим при подсчете голосов лицам. Подсчет проводится таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования, при этом отделяются бюллетени неустановленной формы. Число извлеченных бюллетеней установленной формы оглашается и вносится в строку 6 протокола об итогах голосования на референдуме Калужской области и его увеличенной формы (в строку 8 протокола об итогах голосования на местном референдуме и его увеличенной формы). Если число обнаруженных в соответствующем переносном ящике для голосования бюллетеней для голосования на референдуме установленной формы превышает число заявлений участников референдума, содержащих отметку о получении бюллетеня для голосования на референдуме все бюллетени для голосования на референдуме, находившиеся в данном переносном ящике для голосования, решением участковой комиссии референдума признаются недействительными, о чем составляется отдельный акт, который прилагается к протоколу об итогах голосования и в котором указываются фамилии и инициалы членов участковой комиссии референдума, проводивших голосование вне помещения для голосования с использованием данного переносного ящика для голосования. Число признанных в этом случае недействительными бюллетеней для голосования на референдуме оглашается, вносится в указанный акт и впоследствии суммируется с числом недействительных бюллетеней для голосования на референдуме, выявленных при сортировке бюллетеней. На лицевой стороне каждого из этих бюллетеней, на квадратах, расположенных справа, относящихся к позициям "Да" и "Нет" ("За" и "Против"), вносится запись о причине признания бюллетеня для голосования на референдуме недействительным, которая подтверждается подписями двух членов участковой комиссии референдума с правом решающего голоса и заверяется печатью участковой комиссии референдума, а сами бюллетени для голосования на референдуме при непосредственном подсчете голосов упаковываются отдельно, опечатываются и при дальнейшем подсчете не учитываются.
15. Стационарные ящики для голосования вскрываются после проверки не поврежденности печатей (пломб) на них.
16. Члены участковой комиссии референдума с правом решающего голоса сортируют, раскладывая в отдельные пачки, бюллетени для голосования на референдуме, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования, по голосам, поданным за каждую из позиций "Да" ("За") или "Нет" ("Против"), одновременно отделяя бюллетени для голосования на референдуме неустановленной формы и недействительные бюллетени для голосования на референдуме. При сортировке бюллетеней для голосования на референдуме члены участковой комиссии референдума с правом решающего голоса оглашают содержащиеся в бюллетене для голосования на референдуме отметки участников референдума и представляют бюллетени для голосования на референдуме для визуального контроля всем присутствующим. Одновременное оглашение содержания двух и более бюллетеней для голосования на референдуме не допускается.
17. Недействительные бюллетени для голосования на референдуме подсчитываются и суммируются отдельно. Недействительными считаются бюллетени, которые не содержат отметок в квадратах, расположенных справа от позиции "Да" ("За") или "Нет" ("Против"), или в которых знак (знаки) проставлен (проставлены) более чем в одном квадрате. В случае возникновения сомнений в определении волеизъявления участника референдума бюллетень для голосования на референдуме откладывается в отдельную пачку. По окончании сортировки участковая комиссия референдума решает вопрос о действительности всех вызвавших сомнение бюллетеней для голосования на референдуме путем голосования, при этом на оборотной стороне бюллетеня для голосования на референдуме указываются причины признания его действительным или недействительным. Эта запись подтверждается подписями не менее двух членов участковой комиссии референдума с правом решающего голоса и заверяется печатью данной комиссии. Бюллетень для голосования на референдуме, признанный действительным или недействительным, присоединяется к соответствующей пачке бюллетеней для голосования на референдуме. Общее число недействительных бюллетеней (с учетом числа бюллетеней для голосования на референдуме, признанных недействительными на основании пункта 14 настоящей статьи) оглашается и вносится в строку 8 протокола об итогах голосования на референдуме Калужской области и его увеличенной формы (в строку 10 протокола об итогах голосования на местном референдуме и его увеличенной формы).
18. После этого проводится подсчет рассортированных бюллетеней для голосования на референдуме установленной формы (в каждой пачке отдельно) по голосам участников референдума, поданным по позициям "Да" ("За") или "Нет" ("Против"). При этом бюллетени для голосования на референдуме подсчитываются путем перекладывания их по одному таким образом, чтобы лица, присутствующие при подсчете, могли видеть отметку участника референдума в каждом бюллетене. Одновременный подсчет бюллетеней для голосования на референдуме из разных пачек не допускается. Полученные данные после оглашения вносятся в строки 18 и 19 протокола об итогах голосования на референдуме Калужской области, а также его увеличенной формы (в строки 14 и 15 протокола об итогах голосования на местном референдуме и его увеличенной формы).
19. Члены участковой комиссии референдума с правом решающего голоса суммируют данные строк 18 и 19 протокола об итогах голосования на референдуме Калужской области (строку 14 и 15 протокола об итогах голосования на местном референдуме), определяют число действительных бюллетеней для голосования на референдуме, оглашают его и вносят в строку 9 протокола об итогах голосования на референдуме Калужской области и его увеличенной формы (в строку 11 протокола об итогах голосования на местном референдуме и его увеличенной формы).
20. Члены участковой комиссии референдума с правом решающего голоса определяют число бюллетеней для голосования на референдуме установленной формы, находившихся в стационарных ящиках для голосования, оглашают его и вносят в строку 7 протокола об итогах голосования на референдуме Калужской области и его увеличенной формы (в строку 9 протокола об итогах голосования на местном референдуме и его увеличенной формы).
21. После этого с рассортированными бюллетенями для голосования на референдуме вправе визуально ознакомиться наблюдатели под контролем членов участковой комиссии референдума с правом решающего голоса, а члены участковой комиссии референдума с правом совещательного голоса вправе убедиться в правильности проведенного подсчета.
22. После ознакомления членов комиссии референдума с правом совещательного голоса, наблюдателей с рассортированными бюллетенями проводится проверка контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования. Если указанные контрольные соотношения не выполняются, участковая комиссия референдума принимает решение о дополнительном подсчете по всем или отдельным строкам протокола об итогах голосования, в том числе о дополнительном подсчете бюллетеней. Если в результате дополнительного подсчета контрольные соотношения не выполняются вновь, участковая комиссия референдума составляет соответствующий акт, который прилагается к протоколу об итогах голосования, и вносит данные о расхождении в строки 16 и 17 протокола об итогах голосования на референдуме Калужской области и его увеличенной формы (в строки 12 и 13 протокола об итогах голосования на местном референдуме и его увеличенной формы).
Если в результате дополнительного подсчета необходимо внести изменения в протокол об итогах голосования, заполняется новый бланк протокола, а в его увеличенную форму вносятся соответствующие исправления. Если контрольные соотношения выполняются, в строках 16 и 17 протокола об итогах голосования на референдуме Калужской области и его увеличенной формы (в строках 12 и 13 протокола об итогах голосования на местном референдуме и его увеличенной формы) проставляется цифра "О".
23. После завершения подсчета бюллетени для голосования на референдуме упаковываются в отдельные пачки по позициям "Да" ("За") и "Нет" ("Против"). В отдельные пачки упаковываются недействительные и погашенные бюллетени для голосования на референдуме. На каждой пачке указываются число содержащихся в ней бюллетеней для голосования на референдуме, ставится соответствующая отметка: "Недействительные бюллетени", "Да" ("За") или "Нет" ("Против"). Сложенные таким образом бюллетени для голосования на референдуме, а также бюллетени для голосования на референдуме, упакованные в соответствии с пунктами 13 и 14 настоящей статьи, упакованные открепительные удостоверения для голосования на референдуме Калужской области, список участников референдума, помещаются в мешки или коробки, на которых указываются номер участка референдума, общее число всех упакованных бюллетеней, общее число всех упакованных открепительных удостоверений. Мешки или коробки опечатываются и могут быть вскрыты только по решению вышестоящей комиссии или суда. На указанных мешках или коробках вправе поставить свои подписи члены участковой комиссии референдума как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса, иные лица, указанные в статье 30 Федерального закона.
24. После проведения всех необходимых действий и подсчетов участковая комиссия референдума в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы и заявления о нарушениях при голосовании и подсчете голосов, после чего подписывается протокол участковой комиссии референдума об итогах голосования, а его копии выдаются лицам, указанным в статье 30 Федерального закона. Протокол об итогах голосования составляется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами участковой комиссии референдума с правом решающего голоса, в нем проставляются дата и время (час с минутами) его подписания. Протокол об итогах голосования, полученный с применением технического средства подсчета голосов либо с использованием комплекса для электронного голосования, приобретает юридическую силу после подписания указанными лицами. Не допускаются заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких-либо изменений. Подписание протокола с нарушением этого порядка является основанием для признания данного протокола недействительным и проведения повторного подсчета голосов.
25. Если во время заполнения протокола об итогах голосования некоторые члены участковой комиссии референдума с правом решающего голоса отсутствуют, в протоколе делается об этом запись с указанием причины их отсутствия. Протокол является действительным, если он подписан большинством от установленного числа членов участковой комиссии референдума с правом решающего голоса. Если при подписании протокола об итогах голосования подпись хотя бы одного члена участковой комиссии референдума с правом решающего голоса проставлена другим членом участковой комиссии референдума или посторонним лицом, это является основанием для признания данного протокола недействительным и проведения повторного подсчета голосов.
26. При подписании протокола члены участковой комиссии референдума с правом решающего голоса, несогласные с содержанием протокола, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.
Законом Калужской области от 30 сентября 2013 г. N 476-ОЗ в пункт 27 статьи 43 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу через десять дней после официального опубликования названного Закона
27. По требованию члена участковой комиссии референдума, лиц, указанных в статье 30 Федерального закона, участковая комиссия референдума немедленно после подписания протокола об итогах голосования (в том числе составленного повторно) обязана выдать указанным лицам заверенные копии протокола об итогах голосования. Если протокол составлен в электронном виде, его копия изготавливается путем распечатки протокола на бумажном носителе и заверяется в порядке, установленном Федеральным законом. Выдаваемые заверенные копии протоколов нумеруются. Участковая комиссия референдума отмечает факт выдачи заверенной копии протокола об итогах голосования в соответствующем реестре. Лицо, получившее заверенную копию протокола об итогах голосования, расписывается в указанном реестре. Ответственность за соответствие в полном объеме данных, содержащихся в копии протокола, данным, содержащимся в протоколе, несет лицо, заверяющее указанную копию протокола.
28. Первый экземпляр протокола об итогах голосования после подписания его всеми присутствующими членами участковой комиссии референдума с правом решающего голоса и выдачи его заверенных копий лицам, имеющим право на их получение, незамедлительно направляется в вышестоящую комиссию референдума и возврату в участковую комиссию не подлежит. К первому экземпляру протокола об итогах голосования приобщаются особые мнения членов участковой комиссии референдума с правом решающего голоса, поступившие в комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов участников голосования жалобы (заявления) на нарушения настоящего Закона, а также принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения участковой комиссии референдума и составленные ею акты и реестры. Заверенные копии указанных документов и решений участковой комиссии референдума приобщаются ко второму экземпляру протокола. Первый экземпляр протокола об итогах голосования с приложенными к нему документами доставляется в вышестоящую комиссию референдума председателем или секретарем участковой комиссии референдума либо иным членом участковой комиссии с правом решающего голоса по поручению ее председателя. При передаче протокола могут присутствовать другие члены участковой комиссии референдума, а также наблюдатели, направленные в данную участковую комиссию референдума.
Законом Калужской области от 30 сентября 2013 г. N 476-ОЗ пункт 29 статьи 43 настоящего Закона изложен в новой редакции, вступающей в силу через десять дней после официального опубликования названного Закона
29. Второй экземпляр протокола об итогах голосования предоставляется для ознакомления лицам, указанным в статье 30 Федерального закона, а его заверенная копия вывешивается для всеобщего ознакомления в месте, установленном участковой комиссией референдума. Если протокол составлен в электронном виде, его второй экземпляр изготавливается путем распечатки протокола на бумажном носителе и подписывается всеми членами участковой комиссии референдума с правом решающего голоса, присутствовавшими при установлении итогов голосования и составлении протокола. Второй экземпляр протокола вместе с предусмотренной настоящим Законом документацией, включая отпечатанные бюллетени для голосования, списки членов участковой комиссии референдума с правом совещательного голоса, иных лиц, указанных в статье 30 Федерального закона, а также печать участковой комиссии референдума передается для хранения в вышестоящую комиссию референдума не позднее чем через пять дней после официального опубликования результатов референдума.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.